На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
На сайте РОИ появилась инициатива 50Ф10487: Рассекретить все документы старше 50 лет https://www.roi.ru/10487/
Огромная часть российской истории 20 века покрыта завесой неизвестности из-за бессмысленного засекречивания огромного массива архивных документов. Это важная часть нашей жизни. Данные о репрессиях, событиях времен войны и просто жизни страны в 20 веке имеют важное значение для современной культуры, образования и политики. Сейчас историки сталкиваются с нарастающей бессмысленной секретностью и затруднениями доступа к архивным материалам.
Можно оставить свою подпись (используется регистрация на Госуслугах).
Решение Верховного Суда РФ от 21.04.2014 N АКПИ14-176
Решение Верховного Суда РФ от 21.04.2014 N АКПИ14-176 <О признании недействующим абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 03.06.2013 N 635, в части, ограничивающей права пользователей заказывать и получать архивное дело объемом более 1500 листов из архивных фондов>
Верховный Суд разрешил пользователям архивов получать архивные дела объемом более 1500 листов Суд признал недействующим абзац второй пункта 3.1.5 Порядка использования архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 03.06.2013 N 635. Абзац не будет действовать в части, ограничивающей права пользователей архивов заказывать и получать архивное дело объемом более 1500 листов из архивных фондов. Согласно указанной норме пользователю архива разрешалось единовременно заказывать и получать не более 20 дел общим объемом не более 1500 листов. Из-за этого ограничения пользователь не мог единовременно заказать и получить сброшюрованное архивное дело, объем которого превышает 1500 листов. Суд пришел к выводу, что данная норма ограничивает право пользователя на доступ к открытым документам архивов и противоречит статье 24 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", закрепляющей право пользователя свободно искать и получать для изучения архивные документы.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ от 21 апреля 2014 г. N АКПИ14-176
Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре П.О., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635,
установил:
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635 утвержден Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный номер 30386, опубликован в "Российской газете" от 22 ноября 2013 г. В соответствии с абзацем вторым пункта 3.1.5 Порядка пользователь вправе заказывать единовременно в течение рабочего дня и получать не позднее чем через 2 рабочих дня со дня оформления заказа до 20 дел общим объемом не более 1500 листов из архивных фондов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций или не более 500 листов из архивных фондов личного происхождения. Гражданин Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1, пункту 2 части 1.1 статьи 24 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, и ограничивают права пользователей на доступ к архивным документам. В суде Г. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемая норма Порядка предусматривает, что архивы обязаны отказать в выдаче пользователю в читальный зал даже одного дела, объем которого превышает 1500 листов. Представители Министерства культуры Российской Федерации П.О., Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав пользователей. Выслушав объяснения Г., представителей Минкультуры России П.О., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", регулируя отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, в части 5 статьи 26 предусматривает, что порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 утверждено Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, согласно которому Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, кинематографии, архивного дела (пункт 1). Порядок регламентирует организацию работы пользователей с документами Архивного фонда Российской Федерации, другими архивными документами, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, и справочно-поисковыми средствами к ним в читальных залах государственных и муниципальных архивов. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минкультуры России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 7). Пунктом 3.1.5 Порядка установлена норма, определяющая порядок выдачи дел, согласно которому пользователь архивными документами единовременно может заказать до 20 дел общим объемом не более 1500 листов. Если у пользователя существует потребность в ознакомлении с большим объемом документов, он вправе после ознакомления с делами дозаказывать нужные ему документы. Данное правовое регулирование осуществлено Минкультуры России не произвольно, а в пределах предоставленных полномочий, установленный порядок выдачи дел обусловлен ограниченными возможностями площадей читальных залов архивов, обслуживанием пользователей в читальных залах сотрудниками архивов, ценностью и уникальностью выдаваемых документов. ГОСТ 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст, определяет дело как совокупность документов или документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности, помещенные в одну обложку. Из представленных заявителем данных следует, что в архивах имеются на хранении дела, объемы которых превышают 1500 листов (ревизские сказки, метрические книги). Оспариваемые положения нормативного правового акта вызывают неоднозначное толкование, поскольку из буквального содержания абзаца второго пункта 3.1.5 Порядка следует, что пользователь не сможет заказать и единовременно получить для ознакомления сброшюрованное архивное дело объемом более 1500 листов. Это ограничивает право пользователя на доступ к открытым документам архивов и противоречит статье 24 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", предусматривающей, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Г. удовлетворить: признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац второй пункта 3.1.5 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635, в части, ограничивающей права пользователей заказывать и получать архивное дело объемом более 1500 листов из архивных фондов. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.РОМАНЕНКОВ
Заниматься генеалогией в Украине легально станет сложнее
Заниматься генеалогией в Украине легально станет сложнее.
Новый правила проведения генеалогических исследований в Украине открывают широкое коррупционное поле.
19 ноября 2013 года в Украине вступил в действие новый приказ об утверждении порядка пользования документами Национального архивного фонда Украины, пункты 2.8 и 9 которого непосредственно касаются генеалогических исследований.
8) підтверджувати родинні зв’язки з особами, щодо яких проводиться пошук персональних даних, за умови згоди суб’єкта персональних даних та з метою підтвердження своїх законних прав та інтересів, надавати засвідчені нотаріально доручення від замовників генеалогічних досліджень;
Подтверждать родственные связи с особами, в отношении которых проводится поиск персональных данных, при условии согласия субъекта персональных данных, а также с целью подтверждения своих законных прав и интересов, предоставлять утвержденную нотариальную доверенность от заказчика генеалогических исследований.
9) не використовувати з комерційною метою відомості, що містяться в документах НАФ, без укладання відповідного договору з архівом.
Не использовать с коммерческой целью сведения, что находятся в документах НАФ без заключения соответствующего договора с архивом.
Некоторые архивы (например, Ровенский) уже поспешили выставить эту информацию на первую страницу своего сайта, а автору этих строк наотрез отказались выдавать в Кировоградском Областном архиве еврейские метрики за середину 19-го (!) века.
Данный приказ снова отбрасывает всю генеалогическую общественность назад в старом споре : надо ли предоставлять нотариальную доверенность при поиске информации старше 75 лет (срок давности персональных данных в Украине). О чем говорится в данном пункте? Ведь, персональные данные это то, что "моложе" 75 лет. Но архивы взяли под козырек и теперь массово требуют доверенность при проведении генеалогического поиска ВНЕ зависимости от того, к какому времени он относится. Теперь уже не помогает ссылка на письмо-разъяснение от Минюста Украины, о котором все знают, но никто не видел. В этом письме по просьбе О.П.Гинзбург, главы Держархива Украины, давалось разъяснение, что такая доверенность не нужна.
Нет уже Ольги Петровны Гинзбург, которая оставила нам напоследок этот печальный документ - с недавнего времени Держархив Украины остался без главы. Ольга Владимировна Музычук, первый заместитель главы, на вопрос, как быть в тех случаях (больше 75 лет) когда заявитель поиска в силу бурной истории Украины просто не может подтвердить свою родственную связь (войны, революции, переезды не всегда делают это возможным) нервно прокомментировала: "Должна быть нотариальная доверенность. А может ли автор доверенности подтвердить свою связь с искомыми это уже второй вопрос. Должны быть доверенность - это международная практика".
Непонятно, про какую "международную практику" говорит Ольга Владимировна. Может быть, про белорусскую, когда вне зависимости от срока поиска архив требует и доверенность и недавнее изобретение :"Мотивационное письмо". А вот в России, Молдове, Польше, и в других странах если поиск проводится старше даты персональных данных - такая доверенность не требуется.
В общем, сейчас в Украине, даже если вы проводите поиск шляхетской родни 16-го века, вы должны представить доверенность. Понятно, что такая ситуация дает широкие коррупционные возможности, но это, похоже, уже никого не волнует.
Очень важный проект, в котором есть и генеалогическая составляющая. Возможно, генеалоги могли бы помочь составлению и уточнению базы данных, а с другой стороны, позаботиться, чтобы их репрессированные предки тоже не были забыты - подать свои заявки организаторам.
Проект «Последний адрес» увековечит память жертв политических репрессий
30.04.2014 Российская Федерация Город, Культура и просвещение, Права человека
Последний адрес
МОСКВА. Завершена юридическая регистрация Фонда «Последний адрес», который будет оператором всех организационных и административных процедур, связанных с реализацией одноименного проекта.
Целью проекта «Последний адрес» является развитие общественной инициативы по увековечению памяти жителей российских городов, ставших жертвами политических репрессий в годы советской власти, сообщает Международное общество «Мемориал». В результате такой инициативы будут установлены тысячи персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами репрессированных.
«Проект предполагает создание общедоступной базы данных, в которой любой желающий может осуществить поиск, отталкиваясь от любого интересующего его адреса, от любого интересующего его имени. Задачей «народного мемориала» должно стать увековечение памяти «простых» граждан, ставших невинными жертвами репрессий, а вовсе не только «вип-пострадавших» из числа государственных деятелей, военачальников, писателей и деятелей искусства, которые обычно удостаиваются мемориальных досок и памятников», – говорится на сайте «Мемориала».
Теперь, когда фонд официально зарегистрирован, проект вступает в новую стадию практического воплощения, пишет на странице проекта в Facebook один из членов инициативной группы проекта, журналист Сергей Пархоменко. Он также пишет, что сайт «Последнего адреса» почти готов и откроется в течение пары недель. Пархоменко уточняет, что «уже сегодня собрано более 200 заявок на установку знаков в Москве». В инициативную группу также вошли ректор Московской архитектурной школы Евгений Асс, сотрудники Международного общества «Мемориал». Проект осуществляется при поддержке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
В декабре 2013 года в «Стрелке» прошли конференции, посвященные разработке проекта, с участием представителей «Мемориала». Был разработан проект памятного знака, который планируется размещать на фасадах домов. Знак создан группой дизайнеров и архитекторов, собранной Евгением Ассом, на основе проекта Александра Бродского.
Основным источником информации для проекта станет база данных «Мемориала», в которой из региональных книг памяти собрана архивная информация о почти 3 млн гражданах СССР, подвергшихся политическим репрессиям. Именно эта база данных лежит в основе традиционной акции «Возвращение имен». Финансирование проекта будет осуществляться за счет добровольных целевых пожертвований граждан.
17 и 18 апреля состоялись заключительные мероприятия по подведению итогов Международного и Московского Интернет-конкурса “Страница семейной славы" 2013 г. Это ежегодный конкурс-проект, целевой задачей которого является написание интернет-сообществом Книги-памяти о народе-герое, о семейной героике, о тех, кого мы помним и кто заслужил памяти потомков. Автор проекта - интернет-журналист Владимир Сухомлин [1979 - 2003гг.]. Конкурс представляет собой благотворительную акцию Союза журналистов России, МГУ имени М.В.Ломоносова и Московского городского совета ветеранов. На Конкурс 2013г. было заявлено около 600 работ (произведений, представленных в компьютерном виде, а также вэб-ресурсов, таких как сайты и блоги). Многие работы носили коллективный характер, поэтому число соавторов создаваемой из конкурсных работ Книги-памяти в текущем конкурсном цикле существенно превысило тысячу.
Следует отметить, что уровень конкурсных работ из года в год повышается. Поэтому жюри Конкурса пришлось изрядно потрудиться, чтобы назвать его лауреатов. Так как участники Конкурса люди всех возрастов и профессий, то при рассмотрении работ жюри традиционно применяет гибкую систему оценки, учитывающую принадлежность авторов к различным возрастным, и даже профессиональным и социальным группам.
Отрадно, что участие школьников в этом проекте приобретает массовый характер. Так в Конкурсе 2013г. более 100 работ школьников были отмечены дипломами (первой, второй и третьей степени), а также грамотами Союза журналистов России и Московского городского совета ветеранов. А почти 100 педагогов-наставников этих школьников получили почетные грамоты Союза журналистов России за плодотворную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Официальное подведение итогов Конкурса как раз и состоялось на указанных выше заключительных мероприятиях:
- Международном научно-методическом семинаре «Интернет-технологии в воспитательно-образовательной и патриотической работе с молодежью», который прошел в МГУ имени М.В. Ломоносова (руководитель семинара – председатель жюри Конкурса, профессор В.А. Сухомлин) 17 апреля 2014г.;
- Национальном Медиафоруме «Святая Память. Итоги Международного Интернет-конкурса “Страница семейной славы 2013”. Центральный дом журналистов (Никитский бульвар, дом 8А), прошедшим 18 апреля 2014г.
Первое мероприятие было посвящено обсуждению лауреатских проектов и обмену опытом в организации патриотической работы с молодежью. Было заслушано около 20 успешных проектов.
Второе мероприятие вылилось в торжественное вручение наград лауреатам Конкурса. Здесь следует сказать слова благодарности Московскому городскому совету ветеранов и компаниям D-link, Ломонд и Ланит, который помогли собрать призовой фонд для награждения лауреатов ценными подарками. Украшением Медиафорума стала и концертная программа в исполнении солистки Культурного центра Вооруженных сил, заслуженной артистки России Анны Калевайнен, которая, кстати, сама стала лауреатом Конкурса за работы о творчестве (и его продолжению в музыкальном жанре) нижегородского поэта Юрия Адрианова, родственника солистки.
В заключение праздника его участников ждал фуршет, устроенный Союзом журналистов оссии.
Более подробно с информацией о Конкурсе и его заключительных мероприятиях можно познакомиться на сайте Конкурса pobeda.vf2.ru .
Новый конкурсный цикл проекта "Страница семейной славы" 2014 г., посвященный 70-й годовщине Великой Победе, стартует через несколько дней - традиционно это происходит 9 мая. Книга-памяти ждет новых своих соавторов!
Музей фресок Дионисия проводит конкурс «Твоя родословная»
Музей фресок Дионисия проводит конкурс «Твоя родословная». Участие в нём могут принять все желающие. В качестве конкурсных работ принимаются:
• живописные и графические работы, выполненные в различных техниках (гуашь, акварель, пастель, темпера, графика, масло, смешанная); размер работы должен быть не более формата А1 (стандартный лист ватмана); • декоративно-прикладные работы (выполненные из любого материала), представляющие генеалогическое древо семьи; • мультимедийные презентации с использованием современных технологий, в том числе flash-анимации; • работы, выполненные в любом другом формате.
Конкурс родословных проводится в рамках подготовки праздника «Иллюзии старого села», который состоится 7 июня 2014 г. на территории Музея фресок Дионисия. Подать заявку на участие с приложенной к ней конкурсной работой, а также получить дополнительную информацию можно по адресу: Кирилловский район, Ферапонтовское сельское поселение, 161120, Музей фресок Дионисия, ул. Каргопольская. Режим работы – ежедневно с 9.00 до 18.00. Или по электронной почте: ferapont-museum@mail.ru
Новая электронная программа ЗАГСов, уже установленная во многих регионах, позволяет составить родственное древо человека - со всеми ответвлениями. Такие возможности открывает система "Находка-ЗАГС", разработанная отечественными специалистами. Как сообщил "РГ" Вадим Урин, руководитель организации, разработавшей и внедряющей эту программу, комплекс запустили уже 39 регионах. И каждый год к системе присоединяются 5-6 новых субъектов РФ. Естественно, система предусматривает массу опций, это и бронирование дня свадьбы по Интернету, и ведение цифровых архивов, и многое другое. Но самая, пожалуй, необычная функция, это как раз программа по составлению генеалогического древа. "Программный комплекс "Находка-ЗАГС Генеалогическое древо" предназначен для оказания услуг населению по построению генеалогического древа на основании региональной базы данных записей актов о рождении, заключении брака и перемены имени на искомого субъекта, на всех его прямых потомков (детей) и предков (родителей), а также на прямых потомков их потомков, предков и потомков их предков и т.д.", рассказал "РГ" Вадим Урин. Легкое движение мышки - и у вас список всех живых и ушедших родственников Правда, на данный момент семья будет неполной, так как внедряются только региональные базы данных. Между собой цифровые архивы, скажем, Москвы и Рязани никак не связаны. Так что рязанские родственники москвича будут пока вне поля зрения. Но специалисты сейчас говорят о необходимости организации взаимодействия между региональными системами ЗАГС. В перспективе, не исключено, любой человек получит возможность составить полный список своей родни, а также проследить родственное древо года, эдак, до 1917-го. Кстати, будущее электронных ЗАГСов активно обсуждали на всероссийском совещании руководителей органов ЗАГС, прошедшем в Казани. Среди планов: придание юридического статуса электронным документам, в том числе заявлениям, поданным в ЗАГС, а также архивным записям. Соответствующий законопроект недавно был внесен в Госдуму. Но уже сейчас регионы внедряют в ЗАГСах новейшие технологии и переводят архивы в цифровой вид. Составление подобных родственных сетей может помочь и нотариусу при оформлении наследства. В будущем можно представить и такую картинку: кто-то приходит оформлять завещание, а нотариус запрашивает в ЗАГСе полный список родственников и разъясняет тонкие моменты, как правильно выразить свою волю, не нарушая закона. Но для этого нотариусам надо получить к ней право доступа к системе ЗАГС. Естественно, для широкой общественности база будет закрытой. В теории, человек (лично или через нотариуса) сможет послать запрос только про себя и свою семью. Однако эксперты обращают внимание, что и здесь возможны казусы. Допустим, у человека есть дети на стороне, о которых он не рассказывает нынешней жене. Но она, направив запрос про себя, сможет узнать и про побочных наследников мужа, ведь они в каком-то смысле теперь и ее родственники. Стоит ли делать семью настолько открытой или все-таки ввести какие-то ограничения? А может, государству и не стоит охранять подобные мужские тайны от жен? Над этим правоведам предстоит подумать. Статья
Межрегиональный научно-практический семинар и вебинар «Библиотечное краеведение в мегаполисе» (10–12 сентября 2014 г., Санкт-Петербург)
Российская национальная библиотека, Российская библиотечная ассоциация (секция «Краеведение в современных библиотеках»), Петербургское библиотечное общество, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского г. Санкт-Петербурга и Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова г. Москвы приглашают сотрудников библиотек, а также социологов, психологов, культурологов, педагогов, архивных и музейных работников, специалистов в области СМИ и краеведов принять участие в межрегиональном научно-практическом семинаре и вебинаре «Библиотечное краеведение в мегаполисе», который состоится в Санкт-Петербурге 10–12 сентября 2014 г. Постоянный адрес новости: http://www.nlr.ru/cms_nlr/vid_news_str.php?id=2577
20-22 апреля 2014 г. в Санкт-Петербурге состоятся 12-е Чтения им. Вениамина Иофе
Чтения «» памяти Венимамина Викторовича Иофе (1938-2002) учреждены в 2003 году. Проводятся ежегодно Научно-информационным центром «Мемориал» при участии Европейского университета в Санкт-Петербурге, Польского института в Санкт-Петербурге и других институтов и фондов. Чтения междисциплинарны, представляют все имеющееся многообразие биографических исследования в истории, социологии, антропологии, психологии, политологии, литературоведении и иных дисциплинах и практиках, в различных подходах и их стыках, способах описания и презентациях биографий. Основные темы 12-х Чтений: «Автобиографии», «Агиография», «Биографии биографов», «Источники», «Коллективная биография», «Теория биографики», «Нарративы», «Политическая биография», «Биографические словари», «Биография и миф», «Смерть в биографии» и другие.
Все заседания пленарные проходят на русском языке. Предварительный регламент: основной доклад 20 минут, обсуждение 20 минут.
Ежегодно издаются сборники докладов чтений (заочное участие не предусмотрено). Организаторы не оплачивают расходы докладчиков на проезд и проживание в Петербурге. Программа составляется на основе открытого конкурса заявок. Заявку на 12-е Чтения необходимо подать не позднее 15 марта 2014 по адресу: iofe.readings@ gmail.com. Заявка включает в себя в одном файле формата Word) абстракт (тезисы доклада – не более 2000 знаков); краткое резюме (ФИО, место работы/учебы, должность, основные публикации – не более 300 знаков). В теме письма писать "12-е Чтения. Заявка ... Имя, фамилия".
Руководитель Чтений: Ирина Флиге (директор НИЦ «Мемориал»); координатор Чтений: Татьяна Косинова, kossinova@mail.ru, + 7 921 743 4557
Ученые из Университета Пенсильвании разработали алгоритм, который способен предсказать некоторые черты лица человека на основании особенностей его ДНК. Исследование опубликовано в журнале PLoS Genetic, кратко о нем можно прочитать на сайте Nature. В ходе исследования ученые получили трехмерные компьютерные модели лиц 592 человек разного происхождения, живущих в США, Бразилии и Кабо-Верде. Каждая модель содержала данные о координатах около семи тысяч точек на поверхности лица. Помимо сканирования, каждый из добровольцев предоставил образцы ДНК. Анализ проб позволил получить набор индивидуальных вариаций в последовательности генома (полиморфизмов, SNP). Чтобы найти среди полиморфизмов те, что наиболее надежно коррелируют с особенностями трехмерных моделей, ученые сначала отобрали «длинный список» генов. В него попали те гены, которые по данным биоинформатического анализа связаны с патологиями развития черепа, носа, ротовой полости и других частей головы. Затем из «длинного списка» были отобраны 24 SNP (в 20 генах), наличие которых наиболее сильно влияет на трехмерную модель лица. На основании этого анализа ученые составили математическую модель, в которой каждому SNP была сопоставлена зона влияния на поверхности лица. Зная набор SNP, характерный для ДНК данного человека, ученые могли составить его приблизительный трехмерный портрет. Точность нового метода пока невелика. Она сильно уступает методам предсказания пигментации кожи или цвета глаз. Хотя последние и кодируются несколькими генами, интерпретировать действие этих генов гораздо проще. Ранее другая группа исследователей в работе на мышах обнаружила четыре тысячи регуляторных элементов в ДНК, которые влияют на особенности черт лица. До этого в сходной работе ученые нашли пять генов, определяют черты лица человека.
Конференция по информационным ресурсам петербурговедения
В Петербурге 12.03.2014 состоялась 7-я научно-практическая конференция по информационным ресурсам петербурговедения "Источники по биографике и генеалогии в фондах библиотек, архивов и музеев" Программа конференции здесь
Мы рады сообщить, что MyHeritage объединилась с BillionGraves начать глобальную инициативу краудсорсинга в цифровом сохранить кладбища в мире.
Надгробия играют очень важную роль в генеалогии. Они обеспечивают жизненно важную информацию, такую как имя человека, именами близких родственников и даты рождения и смерти. Они часто описывают покойного характер и личность, обеспечивая возможность заглянуть в жизни человека. Однако миллиарды надгробий в тысячах кладбищ по всему миру никогда не были задокументированы, ни уже их информация была сделана доступны в Интернете.
Кроме того, время постепенное уничтожение надгробий и многие из них становятся нечитаемыми на протяжении многих лет. Возраст, а также воздействие на элементы, означает, что то, что написано на камне в конце концов исчезает, делая это тяжелее, а иногда и невозможно, чтобы прочитать их и узнать, кто был похоронен там.
Сегодня у нас есть необходимые инструменты - это до нашего поколения, чтобы сохранить эти надгробия и хранить их ценную информацию на сайте на будущее.
BillionGraves является единственным в своем роде приложение, доступны как для МО и Android, который использует запатентованную технологию, позволяющую пользователям фотографировать и документ надгробия. С помощью MyHeritage, приложение будет доступно на 25 языках, а также поддержка григорианский, иврит и Джулиан дату. Он записывает расположение GPS надгробий, чтобы сделать их легко найти и добровольцы могут легко увидеть, какие области любой кладбище остаются без документов, для обеспечения максимальной эффективности и во избежание дублирования. Надгробие фотографии затем транскрибируется добровольцами на сайте BillionGraves, в результате чего для поиска цифровых данных.
Простой в использовании BillionGraves приложение (кликните для увеличения) Всего за два года, BillionGraves уже накопил миллионы надгробие записей, загружено 70000 добровольцев.
Надгробие картинка собрана на основе применения BillionGraves (кликните для увеличения). Начиная сразу, мы будем контактов с пользователями MyHeritage и призывая их присоединиться к нам при помощи BillionGraves сохранить и документ надгробия по всему миру - для будущих поколений. Записи будут доступны для свободного на сайте BillionGraves ", и MyHeritage поисковик для исторических документов, SuperSearch . Каждая запись будет содержать фотографии надгробия, координат GPS, и индекс соответствующей информации.
Наметили надгробие запись о применении BillionGraves (кликните для увеличения). Технология соответствия MyHeritage Запись будет развязана на новых записей, и пользователи будут автоматически получать уведомления о любых новых кладбищ записи, которые соответствуют лиц в их родословной. Пользователи могут сохранять новые записи кладбище и извлекать соответствующую информацию непосредственно в их родословной, помогая им открыть для себя жизненно важные детали о родственниках и узнать больше о своих предках.
Эта глобальная инициатива является отличным способом для пользователей MyHeritage внести свой вклад в будущее исследования семейной истории, и, чтобы помочь сохранить ваши собственные наследия, а также наследие других. Благодаря нашему партнерству с BillionGraves, MyHeritage продолжает добавлять дополнительную цифровую глобальную содержание, обеспечивая огромную ценность для миллионов пользователей.
Мы будем отправлять больше информации в ближайшее время о том, как вы можете принять участие в этой глобальной миссии и помочь сохранить информацию сегодня, для будущих поколений.
РЕГИОНЫ > САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Найдут корни. Петербургские ученые создают народный архив 11 МАРТА, 17:44
Каждый петербуржец сможет внести вклад в сохранение истории своего города и семьи. Горожанам предлагают передать свои фамильные архивы, будь то дневники, письма или документы, на хранение. Также специалисты помогут выяснить историю их предков и выстроить родословную. Посещение архива может быть увлекательным занятием, а не скучным перебиранием бумаг, — это решили доказать в Петербурге, организовав акцию «Народный архив: сохраняя прошлое — смотрим в будущее». Каждый петербуржец сможет внести вклад в сохранение истории своего города и семьи. Обладатели дневников, важных документов и просто записей смогут их передать на хранение. Специалисты бесплатно готовы проанализировать их и определить ценность. Если предложенные документы действительно будут представлять интерес — то есть содержать важные сведения или иметь отношение к биографии каких-то известных личностей, — то их предложат взять на хранение. Архивную культуру нужно воспитывать, и лучше всего начинать это делать с детства. Не всегда все понимают, что нужно хранить, а что нет. Кто-то хранит все подряд, а кто-то выбрасывает очень ценные документы. Нас в первую очередь интересуют дневники, письма, какие-то заметки. Конечно, в первую очередь мы бы хотели увидеть документы, связанные с жизнью известных людей, которые внесли в клад в развитие нашего города, нашей страны. У нас есть специальный отдел, посвященный таким материалам. Чаще всего такие документы передаются еще при жизни человека, но иногда их отдают родственники. И это не означает, что другие документы не представляют ценности. Мы посмотрим, что нам будут приносить. Уже раздаются звонки, и люди спрашивают, а готовы ли мы это купить. Документы мы принимаем бесплатно, это нужно для наших будущих поколений. Если сейчас человек не готов с ними расстаться, то мы можем их взять и через пять, и через десять лет.
Светлана Штукова, председатель архивного комитета Санкт-Петербурга, SmartNews Однако простой передачей бумаг все не ограничится. Если у человека есть желание больше узнать о своих корнях, выяснить, когда родились его предки, чем они занимались, специалисты архивной службой готовы оказать помощь. Эта работа проводится бесплатно, и точность предоставленной информации гарантирована и документально подтверждена. У многих семей сохранились лишь обрывочные данные о своих предках, и они хотят все выяснить более подробно. Такая возможность есть, к тому же мы сотрудничаем с Городским генеалогическим обществом. У нас есть информация о персональных данных XIX — начала XX веков. А сегодня многие интересуются историей своего рода. Но для того, чтобы приступить к изучению, нужно знать, как это делать, и для этого нужна помощь специалиста.
Светлана Штукова, председатель архивного комитета Санкт-Петербурга, SmartNews Специалисты по генеалогии отмечают настоящий бум на составление родословных ВИДЕО Работа с архивными материалами постепенно упрощается, и их делают доступными не только для историков, но и для обычных людей. Сейчас многие материалы оцифровываются. Например, 60% метрических книг уже представлены в электронном виде. Однако впервые в России вся это информация будет доступна удаленно. Сидите дома в удобном кресле, мягких тапочках и с чашечкой кофе и выясняете, кто ваша прапрабабушка и где она родилась. Это пилотный проект, подобного в России еще нет. Удаленный доступ к документам будет предоставляться на нашем сайте уже с этого полугодия. Сначала это будут только метрические книги, но в будущем список документов будет расширен.
Светлана Штукова, председатель архивного комитета Санкт-Петербурга, SmartNews
Стоит отметить, что интерес к личным документам петербуржцев на этом не заканчивается. Русский музей решил запустить проект, для которого также потребуются частные архивы. Летом в городе откроется выставка «Семейный портрет», где посетители увидят лица обычных горожан. Это будут фотографии разных эпох, отражающие время. Для обычных горожан это возможность оставить след о своей семье в истории и жизни музея. Мы попросили всех горожан присылать фото или видеоматериалы разных лет. Материалы уже начали поступать, все они не войдут в проект, это и физически невозможно все разместить. К фотографии нужно приложить информацию, кто изображен и когда.
Пресс-служба Русского музея, SmartNews Для чего нужно знать свое семейное дерево, историю своей семьи? За тем, чтобы не быть «Иваном, родства не помнящим». А еще за тем, чтобы легче переносить трудности и искушения в своей жизни. Знание того, как жили наши предки, какие испытания выпали на их долю, каким образом они их переживали, послужит нам стеной, на которую можно опереться, примером, которому можно следовать, опытом, достойным подражанию.
Мария Балай, запись в vk.com Я свое генеалогическое древо знаю до 8-го поколения! Я из дворянского рода с исконно русской фамилией!!! Лёха Романов, запись в vk.com Прислал Никита Березин Такие проекты помогают людям не забывать свое прошлое, пробуждают в обществе интерес к истории, пробуждает среди народа желание узнать побольше об истории своей собственной семьи..
Казахи могут узнать свою родословную через ДНК-тест
Казахи могут узнать свою родословную через ДНК-тест
При желании, говорит руководитель проекта Shejire DNA Нурбол Баймуханов, можно даже узнать, как выглядели ваши предки сотни лет назад
Казахстанский центр Shejire DNA был создан меньше года назад командой из пяти человек, которую возглавил Нурбол Баймуханов. За это время команда побывала в нескольких научно-исследовательских экспедициях в странах Центральной Азии и Монголии. По результатам этих командировок они создают фильм о «путешествии» гена Чингисхана.
- Эпоха географических открытий прошла, - констатировал печальный факт Баймуханов и тут же увлек к новым горизонтам: - Началась эпоха новых «генографических» открытий.
Эта фраза стала для меня решающей: мне захотелось отправиться в неизведанное – вглубь своей генетической истории. Я заплатила 20 тыс. тенге за аутосомный тест ДНК (это самый дешевый вид исследования ДНК). Результаты теста дадут мне возможность узнать, каким образом мои праотцы и праматери, выйдя из Африки, где жили генетические Адам и Ева, мигрировали по миру и дошли до современного Казахстана.
Тест сдается очень легко: надо поводить специальными щеточками по внутренней стороне сначала одной, потом другой щеки. После двухминутной процедуры щеточки помещают в специальные контейнеры и отправляют в лабораторию США.
БИБЛИОТЕКА № 18 имени Н.А. ОСТРОВСКОГО Краеведческий семинар, посвященный памяти художника Василия Васильевича Верещагина (к 110-летию со дня кончины)
22 марта в 14-00 в библиотеке им. Н.А. Островского состоится краеведческий семинар, посвящённый Дню памяти великого русского художника, путешественника, писателя, воина Василия Васильевича Верещагина (1942–1904). Художник погиб 31 марта (12 апреля) 1904 года вместе с адмиралом С.О. Макаровымпри взрыве на минеброненосца «Петропавловск»на внешнем рейде Порт-Артура. Приглашаем всех желающих принять участие в семинаре. Заявки на выступления просьба присылать по электронному адресу cronos-74@mail.ru до 21 марта. В библиотеке есть необходимое оборудование для презентации и Wi-Fi.
Программа семинара
1.Евгений Пажитнов, московский краевед Генеалогия как вспомогательная историческая наука (на примере построения схемы рода Верещагиных) 2.Анастасия Гачева (Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при ЦДБ № 124 ЦБС «Бутово») Художник Василий Верещагин и философ Николай Федоров 3.Алексей Орлов, московский краевед В поисках места дома В.В. Верещагина
4. Место свободно ……
5. Место свободно …….
Круглый стол: 1. Обсуждение плана поездки в Музей В.В. Верещагина в г. Череповец (конец апреля – начало мая 2014) 2. Обсуждение плана установки памятного знака на месте усадьбы В.В. Верещагина на Нагатинской улице. 3. Проект создания Московского музея художника В.В. Верещагина
Чаепитие в дружеской обстановке.
Регламент доклада – 15 минут. Регламент выступления на круглом столе – 5 минут.
Адрес Библиотеки: 3-й Павловский пер., д. 14 Проезд: м. Серпуховская, 1 вагон от центра Справки по тел.: 8-495-952-96-53, 8-926-237-14-85 Вход свободный
Изменения в Гражданском кодексе РФ расширяют права библиотек
http://www.rsl.ru/ru/news/170214/ Изменения в Гражданском кодексе РФ расширяют права библиотек и читателей Теперь библиотеки и архивы имеют право оцифровывать произведения научной и образовательной литературы, изданные не позднее 10 лет назад, и предоставлять к ним доступ без согласия правообладателей. Такие изменения в 70 главу Гражданского кодекса приняты в этом месяце в Государственной Думе. Это означает принципиально новый этап в развитии библиотечного дела: расширение прав библиотек и возможностей доступа читателей к знаниям. 17.02.2014 Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятые изменения касаются статьи 1275 «Свободное использование произведения путем репродуцирования» главы 70 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ними, теперь библиотекам и архивам разрешено оцифровывать произведения научной и образовательной литературы, изданные в России не позднее десяти лет назад. Оцифровка допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Доступ к оцифрованным произведениям предоставляется в помещении библиотек и архивных учреждений. Эти изменения приняты в результате многолетней консолидированной работы российского библиотечного сообщества, в которой Российская государственная библиотека принимала самое активное участие. Текст законопроекта № 47538—6/7 «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ко второму чтению (Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству). Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот. При этом экземпляры произведений, выраженные в электронной форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания копий произведений в электронной форме.2. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот: в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей: ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений; единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению; экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства; экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение, при условии, что они не переиздавались свыше десяти лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории Российской Федерации; в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведений, а также для предоставления экземпляров произведений другим общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен, которые по каким-либо причинам утратили принадлежащие им экземпляры этих произведений. Копии экземпляров произведений, созданные в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Библиотеки, получающие экземпляры диссертаций в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии таких диссертаций, в том числе в электронной форме, в целях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Копии диссертаций, созданные в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей. Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах. Государственные архивы в пределах своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети «Интернет», для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения. Принятые изменения существенно расширяют права библиотек и свободу читателей: теперь актуальную учебную и научную литературу можно будет читать в электронном виде, в том числе, в залах Российской государственной библиотеки. Авторские права при этом не нарушаются: библиотеки и архивы будут использовать электронные копии монографий без цели извлечения прибыли, предоставляя свободный доступ к знаниям всем своим читателям. Законопроект после его принятия в третьем чтении, прохождения через Совет Федерации, получения подписи президента и официального опубликования вступит в силу 1 октября этого года. 17.02.2014
В последние годы отмечается возросший интерес граждан к своему прошлому и увеличение в связи с этим количества запросов о родственниках, переселившихся в Приморье. Потомков интересует многое: история селений и топонимика, наличие метрических книг и публикации, возможность получения нужных материалов в режиме удаленного доступа и др. В связи с этим интересом потомков возникла идея создания информационного навигатора «Переселенческий пункт», который мог бы объединить многие ресурсы, созданные в различных учреждениях. Новый тематический ресурс расположен на сайте Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького. Подготовлен в рамках празднования 75-летия со дня образования Приморского края совместно с партнерами – ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН, ГАПК, РГИА ДВ.
Цель проекта: Расширение доступа к информационным ресурсам по теме переселенчество и родоведение, имеющимся в фондах ПКПБ им. А.М. Горького, архивов и музеев г. Владивостока.
Общественные слушания "Об увековечивании памяти погибших
Перенесено с мейла
От кого: Elena Esina eesina@mail.ru
Ella, здравствуйте! Это Елена (Tesa по форуму vgd). Я инициировала в Федеральной Общественной Палате общественные слушания "Об увековечивании памяти погибших в годы ВОВ защитников Отечества". Мне нужна Ваша помощь и помощь форумчан, что бы на этом мероприятие пришли заинтересованные, неравнодушные, а главное конструктивные люди. Планируем проводить слушания после 10 марта. Помогите сформировать список для официального приглашения на мероприятие ( ФИО, организация или частное лицо, должность, звание, эл.почта, тел) и необходимо будет подготовить проект резолюции. Есть реальная возможность изменить ситуацию. Проект повестки дня и ряд документов во вложении. С уважением, Есина Елена. Эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. мой тел.............
ПОВЕСТКА ДНЯ общественных слушаний «Об увековечивании памяти погибших в годы Великой Отечественной войны защитников Отечества»
– о совершенствовании деятельности поисковых отрядов в части наделения региональных органов исполнительной власти необходимыми полномочиями в области разрешения и координации поисковой деятельности в своих регионах (ООД «Поисковое движение России», Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите отечества, ДОСААФ России, Военно-историческое общество)
– о мерах по сохранению воинских кладбищ и мемориалов советским войнам освободителям в странах Европы и пропаганде подвига советского народа в Великой Отечественной войне (общественные организации, Россотрудничество, Управление Президента Российской Федерации по общественным проекта, Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите отечества)
– о работе по установлению судеб пропавших без вести защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны (Музей ВОВ, Центральный архив Минобороны России, ОБД «Мемориал», Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите отечества)
– о предложении ряда общественных организаций о признании всех пропавших без вести в годы ВОВ – погибшими (общественные организации???, Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите отечества)
– о ситуации с выплатой вкладов, начисленных Госбанком СССР ветеранам Великой Отечественной войны (Красноармейское отделение ЦБ РФ в Москве) ****************
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И ВЕТЕРАНОВ
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221-83-63, факс: (499) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru _______________________________________________________________________________________________________
«___» _______________ 20___ г. № 4ОПК-13/_______
Министру обороны Российской Федерации
С.К.ШОЙГУ
Уважаемый Сергей Кужугетович!
В Общественную палату Российской Федерации поступило обращение Председателя Общественной палаты Ленинградской области Трусова Юрия Васильевича по вопросу совершенствования деятельности поисковых отрядов на территории Ленинградской области. По информации Трусова Ю.В. Комитетом по молодежной политике Ленинградской области был разработан и передан на согласование в Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Порядок проведения поисковых работ на территории Ленинградской области». Прошу Вас поручить ускорить рассмотрение проекта указанного документа, а также рассмотреть предложение о наделении региональных органов исполнительной власти необходимыми полномочиями в области разрешения и координации поисковой деятельности в своих регионах. О результатах прошу сообщить заявителю и в Общественную палату.