Генеалогия священников
Общая тема
| Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 30 | Наверх ##
21 октября 2004 2:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
| Marcella Новосибирск->Австралия Сообщений: 296 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 139
| Наверх ##
8 декабря 2017 7:22 elena_krd написал: [q] Отсюда Весь Петроград на 1917 год : адресная и справочная книга г. Петрограда.
Воробьев Серг. Мих. пслм (псаломщик), Разстанная, 26, Ц. во имя Усп. Бож. Мат. при Волков кладбищ. По образовательному цензу (лишь ДУ) - подходит. [/q]
Елена, спасибо Вам большое за участие! Запишу в книжечку. elena_krd написал: [q] Клировые этой церкви нашла. Они в ЦГИА СПб, 879-1-100, 1917 Но не оцифрованы... Запрос или поискать помощников...
[/q]
и еще раз спасибо! теперь ясно, что делать дальше elena_krd написал: [q] Дочь -Над. Мих., Преп., Расстанная, 25 (1929) была?
[/q]
вроде бы нет. Искомый человек умер примерно к 1926 году --- СИМАХИНЫ, ПОНОМАРЕВЫ - Урал;
ВОРОБЬЕВЫ - священники Петрогр. губ.;
ГОЛУБЕВЫ - с. Наволоки, с. Вичуга, с. Старая Вичуга - Ивановская обл
ШУТОВЫ - Новосибирск, Тюмень, Иркут.обл;
ВЕТОШНИКОВЫ - Кемеровская обл;
ПОЛОМОШНОВЫ, БОЙКО - Алт. край | | |
elena_krd Сообщений: 6584 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11433 | Наверх ##
8 декабря 2017 9:24 А биография жены? Найти ее анкету? С сайта Бовкало - это точно он и его жена? А госпиталь? Что за госпиталь? --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
| aksarina Сообщений: 110 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
12 декабря 2017 1:16 12 декабря 2017 1:20 Здравствуйте, уважаемые участники форума и эксперты. Ищу метрическую запись о венчании студента Тобольской духовной семинарии Иоанна Георгиевича Аксарина (1866 г.р) с девицей Елизаветой Матвеевной (девичья фамилия неизвестна). Где мог венчаться выпускник Тобольской семинарии? Полагаю, венчание могло произойти между выпуском и рукоположением в одной из градо-Тобольских церквей? По рукоположении Иоанн Аксарин был направлен в с. Чернавское Курганского уезда Тобольской губернии. О дате выпуска из Тобольской Духовной Семинарии: 26 июня 1887 - окончил по 1 разряду со званием студента Аксарин Иван Георгиевич. Священник, управляющий епархиальным свечным заводом. О рукоположении: При служении Его Преосвященства в домовой Крестовой, Михаило-Архангельской, монастырской Знаменской церквах и Кафедральном соборе рукоположены и посвящены в стихарь следующие лица: 25 октября 1887 студент Тобольской духовной семинарии Иоанн Аксарин во священника в приход Чернавский, Курганского округа. Подскажите, пожалуйста, направление поиска записи о венчании - мог ли Иоанн Аксарин вернуться для венчания в родное село Караульноярское (тогда искать МК Караульноярской церкви) или мог ли венчаться в г. Тобольск (где, предполагаю, жил 6 лет во время учебы в Семинарии)? Спасибо, С уважением, Екатерина Аксарина о прапрадеде Иоанне Георгиевиче Аксарине, если дополнительные данные могут помочь: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/4479/
 --- Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2548 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9760 | Наверх ##
12 декабря 2017 2:19 aksarina В подавляющем большинстве случаев выпускники семинарии женились на "своих", т.е. на девушках из духовного сословия. Соответственно, 0,99 вероятности, что венчание, как это бывало практически всегда, проходило "на территории невесты" - в церкви, где служил её отец (после смерти отца - в его бывшей церкви или у дяди, старшего брата и т.п.). Раз, как Вы пишете, "девичья фамилия неизвестна", нужно копать женскую линию. Смотреть, кто крестил их детей (там могут засветиться родственники со стороны жены). Или искать, не жила ли с зятем овдовевшая тёща. Либо уже совсем "в лоб". Вариант № 1: посмотреть списки семинаристов - кто из однокашников жениха носил отчество Матвеевич, очень часто браки складывались именно так. Вариант № 2, самый муторный и длинный, но, скорее всего, в итоге результативный: брать клировые ведомости, сначала по г. Тобольску и уездам, за 10-15 лет до венчания и искать священноцерковнослужителя по имени Матвей с дочерью Елизаветой приемлемого возраста. Как-то так... Удачи! | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2272 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2688 | Наверх ##
12 декабря 2017 4:26 aksarina Дополню уважаемого коллегу ИнокКент где и что поискать. Главный источник, номер I, я бы сказал, который должен вам помочь. - это перепись населения в 1897 году. Определите село, в котором служил И. Аксарин в январе-феврале 1897 года (судя по приведенной Вами ссылке выходит, что это город Тюмень). И ищите его. В переписноv листе будет указано, где и когда родилась Елизавета Матвеевна, а может кто и из родственников с ее стороны "засветится". Вот, я их обоих нашел. Тобольский архив ф.417 оп.2 д.3272 Кажется перепись есть и на FS.
Из открытых источников - это епархиальные ведомости. Посмотрите перечни учениц епархиальных училищ на предмет подходящих по возрасту Елизавет, в соответствующие года.
2. Клировые Тобольской епархии 1800-1918 гг. - Тобольский архив Фонд-И156 Опись 19. Клировых за 1850-1875 гг. нет совсем. Но! за период 1834-1919 гг. в нем нет клировых церквей, относящихся административно к Курганскому уезду (есть только за 1898 год и только единоверческие церкви).
2. Метрические книги. Ориентировочно 1875 -1920 года, надо смотреть Тюменский архив, там Дела разбиты по церквям (церковные, черновые экземпляры). Метрические книги 1754-1875 годов в Тобольском архиве - там дела разбиты по годам и уездам (консисторские, чистовые экземпляры). По метрическим книгам Курганского уезда, то же самое, что и с клировыми, их надо искать в Курганском архиве, но они там есть. Метрические книги хорошо представлен на известном Вам FS/
3. На заметку. В Тюменском уезде в Караульноярской волости была (а может и сейчас есть) деревня Аксарина.
 --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2272 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2688 | Наверх ##
12 декабря 2017 4:40 12 декабря 2017 4:43 aksarina Вот что я у себя нашел. Тобольский архив Ф И156 Оп. 19 Д. 439, Клировые Тюменского уезда за 1900 год. Симеоновская церковь при Владимирском сиропитательном заведении в городе Тюмени. Указан возраст всего семейства. Качество не очень, но что есть. Выходит Елизавета Матвеевна - ровесница мужу.
 --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
| aksarina Сообщений: 110 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
12 декабря 2017 4:58 Здравствуйте, ИнноКент! Большое спасибо за развернутый ответ!
Подскажите, пожалуйста, насчет женитьбы "на своих": Иоанн Аксарин родился в семье крестьянина в с. Караульноярском Тюменского уезда. Мог ли он, с крестьянским происхождением, окончив Тобольскую Духовную Семинарию, венчаться с девушкой из духовного сословия, дочерью священника? Или в связи с его происхождением эта версия отпадает?
Фамилия невесты мне неизвестна, для того и хотелось бы найти запись о венчании, чтобы узнать происхождение прапрабабушки. Первое упоминание о Елизавете Матвеевне, как жене священника Иоанна Георгиевича Аксарина, встретилось мне в Клировой Ведомости церквей г. Тюмень за 1895 г., (приложена выше) второе - в переписи 1897 г. Тюмень, где Иоанн и Елизавета проживали с двумя детьми.
Версия с крещением детей: Все пятеро детей родились в г. Тюмень, в бытность И.Г. Аксарина священником Градо-Симеоновской церкви при Сиропитательном заведении, где все дети и были крещены. Удалось найти все метрики.
Рождение первого сына, Виктора Иоанновича Аксарина Викторъ Рожден: 15 марта 1891 года Крещен: 17 марта 1891 года Родители: Священник Градо-Тюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Iоаннъ Георгиевъ Аксаринъ и законная жена его Елизавета Матвеева. Оба православные. Восприимники: Тюменский купец Димитрий Василиевъ Селюковъ и жена священника градо-Тюменскаго Благовещенского Собора Екатерина Алексеева Филиппова Совершил таинство крещения: Священник градо-Тюменского Благовещенского Собора Александр Филипповъ.
Рождение дочери, Елены Иоанновны Аксариной Рождена: 13 июня 1895 года Крещена: 18 июня 1895 года Родители: Священник Градо-Тюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Iоаннъ Георгиевъ Аксаринъ и законная жена его Елизавета Матвеева. Оба православные. Восприимники: священник село-Мельковской Спасской церкви Тюменского округа Сергий Сергиев Виноградов и Тюменская мещанская жена Александра Константинова Марьянова Совершил таинство крещения: Миссионер Тюменского и Ялуторского округов священник Константин Белюсов.
Рождение дочери, Валентины Иоанновны Аксариной Рождена: 28 января 1897 года Крещена: 9 февраля 1897 года Родители: Священник Градо-Тюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Iоаннъ Георгиевъ Аксаринъ и законная жена его Елизавета Матвеева. Оба православные. Восприимники: священник градо-Туринской Покровской церкви Александр Матвеев Федюшин и жена аптекарского помощника Марья Георгиевна Мандельштам Совершил таинство крещения: священник градо-Тюменской Знаменской церкви Петр Ребрин
Рождение дочери, Ксении Иоанновны Аксариной Рождена: 23 января 1899 года Крещена: 7 февраля 1899 года Родители: Священник Градо-Тюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Iоаннъ Георгиевъ Аксаринъ и законная жена его Елисавета Матвеева. Оба православные. Восприимники: Протоиерей градо-Туринской Сретенской церкви Матвей Павлов Федюшин и жена священника градо-Тюменской Вознесенской церкви Серафима Павловна Иноземцева Совершил таинство крещения: священник градо-Тюменской Вознесенской церкви Михаил Иноземцев с псаломщиком Александром Кокшаровым
Рождение дочери, Лидии Иоанновны Аксариной Рождена: 21 февраля 1902 года Крещена: 3 марта 1902 года Родители: Священник Градо-Тюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Iоаннъ Георгиевъ Аксаринъ и законная жена его Елисавета Матвеева. Оба православные. Восприимники: священник градо-Тюменской Вознесенской церкви Михаил Ильич Иноземцева и Тюменская купеческая жена Пелагея Васильевна Мясникова Совершил таинство крещения: священник градо-Тюменской Вознесенской церкви Михаил Иноземцев с псаломщиком Герасимом Лазаревым
Кажется, я напала на нужный след, благодаря вам?! Имя Матвей и отчество Матвеевич с фамилией Федюшин встречается 2 раза в сведениях о восприимниках. Протоиерей градо-Туринской Сретенской церкви Матвей Павлов Федюшин = возможно, отец моей прапрабабушки Елизаветы Матвеевны, и значит, мой прапрапрадед?! священник градо-Туринской Покровской церкви Александр Матвеев Федюшин = возможно, брат Елизаветы Матвеевны?
Невероятно! Как же мне вас отблагодарить? Какие документы искать в подтверждение догадки? Метрические книги градо-Туринкских церквей? С чего начать?
 --- Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии | | |
| aksarina Сообщений: 110 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
12 декабря 2017 5:50 gegrby73gegrby73
Дорогой Олег, большое спасибо за подробный отклик! В найденной вами записи из Клировых Ведомостей за 1900г. - это все мои, от которых я - маленькая веточка! Виктор - мой прадед, оттого и ношу фамилию. Карточки переписи Тюмени видела на сайте ГАТО. Вопрос новичка: для того, чтобы посмотреть посмотреть содержание листов переписи, нужен официальный запрос в ГАТО? На FS пролистала перепись 1897 всего села Караульноярское Тюменского уезда, 36 дворов Аксариных. Но не нашла Георгия (Егория) Аксарина (отца Иоанна) или братьев/сестер Аксариных с отчеством Георгиевич/Георгиевна. Возможно, Георгий к году переписи умер или жил в другом месте? Не нападу пока на след...
Так же пока не выйду на след метрической записи о рождении Иоанна Георгиевича Аксарина, предположительно 1866 г. Найденное из Таб. Епарх. Адрес-Календаря на 1901 г и Календаря Тобольской губернии на 1899г.: В селе Караульноярском Тюменского уезда церковь деревянная на каменном фундаменте, выстроена в 1871 г., Ближайшее село Гилевское - 8 верст. Расстояние церкви от Консистория 120 верст,от благочинного 125 верст, от уездного города 140 верст. Адрес: ст. Иевлева. В селе Гилевском церковь каменная, двухэтажная, выстроена в 1852 году; престола в ней три: 1й, главный престол, в теплом храме, в нижнем этаже, во имя Богоявления Господня и придел во имя святителя и чудотворца Николая и 3й престол, в холодном храме, в верхнем этаже, во имя живоначальныя Троицы.
Верно ли я предполагаю, что крещение И.Г. Аксарина, родившегося в 1866 г, до постройки деревянной церкви в с. Караульноярском (1871) могло произойти в Богоявленской церкви села Гилевское Тюменского уезда, на которую ссылаются статьи справочников, как на ближайшую?
Как я поняла, метрики Богоявленском церкви сохранились в ГАТО и Тобольском филиале только начиная с 1867 г.: "В Тюменском архиве в фонде И255 только с 1868 г., в фонде И177 есть И177, Оп.1, Д.104 Метрическая книга с. Гилевского Богоявленской церкви 1867 год"
Уважаемые эксперты, какие есть еще пути поиска сведений о родителях моего прапрадеда И.Г. Аксарина?
Восторженная благодарность от новичка за неравнодушное участие и помощь!
Прикрепленный файл (АКСАРИН ИОАНН ГЕОРГИЕВИЧ – ПРОСМОТРЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ_.pdf, 482105 байт)--- Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2272 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2688 | Наверх ##
12 декабря 2017 6:41 aksarina написал: [q] Имя Матвей и отчество Матвеевич с фамилией Федюшин встречается 2 раза в сведениях о восприимниках.[/q]
По Федюшиным в 2016 году проводился поиск. - вот ссылка, https://forum.vgd.ru/post/16/3226/p2106951.htm#pp2106951 почитайте, там я и о Матвее писал. Федюшины пришлые - из Курской епархии, если подтвердится, что они Ваши, то дам адрес потомка Федюшиных - у него по ним очень много информации. aksarina написал: [q] На FS пролистала перепись 1897 всего села Караульноярское Тюменского уезда[/q]
Вам нужна перепись Тюмени, ведь отец Иоанн в 1897 году служил именно там. Но Караульноярское тоже скопируйте, это же все родственники. aksarina написал: [q] Верно ли я предполагаю, что крещение И.Г. Аксарина, родившегося в 1866 г, до постройки деревянной церкви в с. Караульноярском (1871) могло произойти в Богоявленской церкви села Гилевское Тюменского уезда, [/q]
Верно предполагаете, что деревня Караульный Яр до постройки собственной церкви входила в состав прихода Богоявленской церкви села Гилевского. А вот про наличие записи ничего не скажу. aksarina написал: [q] метрики Богоявленском церкви сохранились в ГАТО и Тобольском филиале только начиная с 1867 г.: "В Тюменском архиве в фонде И255 только с 1868 г., в фонде И177 есть И177, Оп.1, Д.104 Метрическая книга с. Гилевского Богоявленской церкви 1867 год"[/q]
Выше я писал gegrby73 написал: [q] Метрические книги 1754-1875 годов в Тобольском архиве - там дела разбиты по годам и уездам (консисторские, чистовые экземпляры).[/q]
Ищите на FS. они там должны быть. aksarina написал: [q] Уважаемые эксперты, какие есть еще пути поиска сведений о родителях моего прапрадеда И.Г. Аксарина?[/q]
Ревизские сказки - от 10-ой и до 4-ой в Тобольском архиве. Фонд И154 Оп. 8. --- Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2548 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9760 | Наверх ##
12 декабря 2017 15:22 24 сентября 2021 23:21 Поскольку снова понадобилось, выложу здесь ещё раз "суммированное" краткое руководство по раскрутке женских линий СЦС, спонтанно рождённое весной вместе с gegrby73. За повтор сразу прошу простить. И, может быть, модератор как-то разместит его в справочном разделе, чтобы не приходилось долго искать и можно было ссылаться?
Типовые варианты поиска женских линий по священноцерковнослужителям.
1) Клировые ведомости церквей. Тёщи, свояченицы и т.п. родственники "со стороны жены" иногда упоминаются в числе "заштатных и сиротствующих" при зяте.
2) Метрики соответствующей церкви, рождение у нужной пары детей - в среднем, каждые два года. Нужные фигуранты мелькают, в основном, среди восприемников, но бывали случаи, когда, допустим, отец или старший брат жены участвовали в таинстве крещения внуков-племянников в чужой (зятя) церкви.
3) Просмотр клировых ведомостей, первых страниц исповедок, ревизских сказок СЦС по уезду (если близко к границе, то и по соседнему) восьми-десятилетней давности, поиск у кого-то из соседей дочери подходящего (плюс-минус - как правило, естественно, плюс - три-пять лет от нужного) возраста и совпадающего имени-отчества; затем просмотр метрик уже по приходу её отца за нужные годы в поисках венчания.
4) Проработка однокашников жениха по семинарии или духовному училищу, кандидатов в шурины - на предмет "подходящего отчества", совпадающего с отчеством фигурантки, и затем отработка семей их отцов. Если однокашники самого жениха не дают результата - имеет смысл аналогичным образом проработать старших братьев, а там, глядишь, и отца. Бывало, и неоднократно, что старые друзья женили детей, даже служа очень далеко друг от друга...
5) Просмотр списков выпускниц епархиальных женских училищ. В губернских "Епархиальных ведомостях", к сожалению, обычно не печатались отчества, но если имя у жены редкое - Пульхерия какая-нибудь, или, скажем Сигклитикия, - они тоже могут помочь. Архивные именные списки - однозначно.
6) Поиск и отслеживание в качестве кандидатов в тести сослуживцев свёкра, в т.ч. по прежним "местам работы". Всё-таки в тогдашних реалиях браки устраивались родителями...
Есть и "нулевой вариант". Просмотреть за 2-3 нужных года все (!) метрички по всем смежным уездам, а если придётся - то и по всей губернии... Но это уже ultima ratio.
По всему опыту, в 95-99 процентах случаев один из этих способов срабатывает. Хотя, конечно, их трудоёмкость и энергозатратность на каждом шаге вырастает примерно на порядок. | | Лайк (3) |
|