Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Королевы

Ищу предков по линии матери, которые жили в д. Левшенка, она же д. Тангай Самарской губернии

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
Вот нашел свидетельство о том откуда переселялись крестьяне в Самарский уезд

Прикрепленный файл: image (3).jpg
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
Продолжение

Прикрепленный файл: image (2).jpg
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
И далее (как раз о д. Большая Левшенка)

Прикрепленный файл: image (1).jpg
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
Продолжая поиск в ф.150 оп.2 д.39 "Ведомости о числе окладных и льготных крестьян, состоящих 1868 г. на учебе по Самарскому у." (как в оригинале на сайте архива) обнаружил список по д. Левшенки (см. вложения), но там нет моего прапрадеда Гурия Исидировича. Хотя в 1870 году он встречается в метриках, как крестный отец сельчан. Что бы это значило? Что на момент переписи его не было в деревне?

Прикрепленный файл: Левшенка3-1.png
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
Это было окончание списка. Вот середина.

Прикрепленный файл: Левшенка2-1.png
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
А это начало

Прикрепленный файл: Левшенка1=1.png
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
"Число мужского населения, освобожденного от подушной подати, составляло в 1859 г. 3 млн душ, или около 10% от общего числа в Европейской России. Кроме привилегированного дворянского сословия (326 тыс. душ мужского пола) и духовенства (298 тыс.), прямые налоги не платили: чиновники (150 тыс.); мастеровые и крестьяне, приписанные к казенным промышленным предприятиям (326 тыс.), отставные солдаты (232 тыс.); купцы, платившие вместо подушного налога гильдейские пошлины (239 тыс.); а также следующие значительные по численности группы населения: казаки (500 тыс.), башкиры, татары и мещеряки (435 тыс.), ясачные инородцы (коренные народы Сибири 280 тыс.), киргизы (85 тыс.)"[38].

Источник: http://statehistory.ru/5537/Ev...-XIX-veke/

Теперь понятно почему прапрадеда нет в этих списках, по воспоминаниям родственников он участвовал в Крымской войне, т.е. был отставным солдатом. yahoo.gif
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
В окрестностях деревни Левшенка было четыре села церкви, которых (если можно так сказать) обслуживали прихожан этой деревни в разное время. Это села Большая Каменка, Вязовка, Красные Дома и Тремасово. Церковь в селе Большая Каменка построена в 1776 году, церковь (молельный дом) в Вязовке построена в 1857 году, церковь в селе Красные Дома построена в 1853 году, а в селе Тремасово в 1903 году. В ф.32, оп.28, д.47 собраны исповедные ведомости церквей Самарского уезда за 1810 год и там естественно нет церквей ни Вязовки, ни Красных Домов, ни Тремасово. Спрашивается, а где прихожане деревни Левшенка – их нигде не учли (сомневаюсь)?

---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
Удалось найти дату рождения прадеда Сергея Гурьяновича Королева - 30.09.1865 года yahoo.gif
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
AlexVolga
Участник

AlexVolga

Санкт-Петербург
Сообщений: 71
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 46
Деревня Б. Левшинка Самарской области

В Самарской области, Красноярском районе есть деревня Большая Левшинка, местные называют ее еще и Тангай. Это родина моей мамы. Деревня расположена в полутора километрах от села Тремасово куда ведет из г. Самара асфальтированная дорога.
Деревня расположена в междуречье рек Сок и Кондурча, которое имеет давнюю и интересную историю.
Миллионы лет назад почти вся территория современной Самарской области была скрыта под водами древнего слабосолёного Пермского моря, называемого ещё некоторыми геологами Тетис. Большое количество водных линз со слабоминерализованной водой отличнейшего качества, залегающих в этих местах на глубинах более ста метров, это остатки прежней морской роскоши.
Обо всём этом свидетельствуют также и часто встречающиеся в степи осколки камней с вкраплениями древних окаменелостей морских моллюсков.
В июне 1391 года в этих местах произошло сражение, в котором золотоордынское войско хана Тохтамыша потерпело сокрушительное поражение от воинства среднеазиатского воителя Тимура. Хотя Тохтамышу и удалось за годы правления приостановить развал Золотой Орды и вернуть ей пошатнувшееся господство, но поражение на Кондурче стало поворотным пунктом в ее истории. Дальнейшая борьба Тохтамыша оказалась безрезультатной. Золотую Орду ожидала гибель и развал на несколько частей, каждая из которых начнет претендовать на правопреемственность золотоордынского величия.
Данное событие очень жестоко отразится на судьбе Волжской Булгарии. За оказанную Тохтамышу помощь булгары поплатятся полным разорением города Болгара. По приказу Тимура, как писал историк XVI в. Хисаметдин Булгари, город был за три дня уничтожен, как будто его никогда и не было.
Каменные укрепления разбиваются таранами, а камни сбрасываются в Волгу, булгарские девушки превращаются в рабынь и раздаются тимуровым военачальникам, ученые и визири подвергаются казни.
Многие историки придают очень большое значение битве на Кондурче. Ее называют одним из грандиозных сражений средневековья, судьбоносным для десятков народов нашей страны, так как именно здесь окончательно решилось будущее Золотой Орды и, во многом, Московской Руси.
Мои поиски в фондах Центрального государственного архива Самарской области показали, что деревня эта упоминается в архивных документах с 1855 года как деревня Левшинка она же Талгай поле. В деревне жили казенные (государственные) крестьяне. Деревня располагалась близь Каменного оврага в 70 верстах от г. Самары. В деревне было 25 дворов и 151 человек жителей, все русские.
По данным издания Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи 1864 года «ХХХУІ. Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года» [1] за №242 запись – в составе Самарского уезда, стан 2 деревня Левшинка (Талгай поле) у Каменного оврага. В деревне 25 дворов и 232 человека жителей, все русские, казенные крестьяне.
Наиболее полная информация о деревне приведена в «Статистико-экономических таблицах по селениям и обществам Самарского уезда» издании Земской типографии г. Самара в 1883 году. Деревня входит в Краснодомскую волость, расположена на расстоянии 75 верст от г. Самары, в 55 верстах от ближайшей железнодорожной станции и в 11 верстах от ближайшей школы. По состоянию на 1883 год в деревне числилось 99 ревизских душ (жителей мужского пола). Численность крестьянского приписного населения по переписи: число домохозяйств – 59; жителей мужского пола - всего – 177; из них работников от 18 до 60 лет – 76; жителей женского пола - всего – 177; из них работниц от 18 до 55 лет – 77; всего обоего пола – 354.
В том числе безземельных дворов – 4; мужчин – 7; женщин – 6. Число дворов посторонних лиц в черте крестьянской усадебной оседлости – 1.
Грамотность по переписи 1882 года - число грамотных мужчин – 11; женщин – 9; число учащихся % - мальчиков – 10; девочек – нет.
Землевладение крестьян (десятин надельной земли) - усадебной и пахотной – 858; сенокосной – 78; выгонной – 52; лесной – 26; итого удобной – 1014; неудобной – 48,8; размер надела на ревизскую душу – 10,2; на работника в настоящее время – 13,3; качество почвы - чернозем и суглинок.
Число дворов, имеющих купчую земли сверх надела – 1. Сколько десятин такой земли – 39,2.
Хозяйства на надельной земле по переписи 1882 года: - число всех домохозяйств, имеющих надел – 55; из них: обрабатывающих надел собственным инвентарем – 44; обрабатывающих надел наймом (чужим инвентарем) – 5; не обрабатывающих надел (бесхозяйственных) – 6; % бесхозяйственных к числу всех надельных дворов – 10,9; средний урожай за последнее пятилетие (самъ сколько) – ржи - 4; овса – 4.( Во сколько раз собрал больше, чем посеял, такой и «сам»).
Скотоводство крестьян по переписи 1882 года (общее количество скота): лошадей рабочих – 106; жеребят – 30; коров – 59; телят – 52; овец – 158; свиней – 2. Голов крупного скота на надельный двор – 3,4.
Подворное распределение надельных домохозяйств: безлошадные – 9; с 1 лошадью – 18; с 2 лошадьми – 12; с 3 лошадьми – 7; более 3-х лошадей – 9; % безлошадных к общему количеству – 16.
Надельных дворов, не имеющих ни лошади, ни коровы – 7.
Пчеловодство: сколько дворов имеют пчел – 3; сколько всего ульев – 16.
Жилые строения: число надельных домохозяев: имеющих избу – 50; бездомных – 5.
У скольких надельных домохозяйств имеется по 2 избы – 2. Из числа безземельных сколько бездомных – нет
Промыслы: мастеровых: местных – 5; отхожих – 1; полевых и прочих рабочих – 7.
Трактиров и кабаков – 1. Число окладных душ – 99.
Годовой оклад в рублях: выкупной платеж или оброчная подать, или оброк помещику – 257,9; государственные платежи – 276,8; земское обложение – 280,1; волостные сборы – 162,2; общественные сельские сборы – 187. Размер всех платежей, причитающихся на окладную душу – 11,2. На работника в настоящее время – 15,2. На десятину надела – 1,1.
Сколько сгорело домов в последние 10 лет – 4. Сколько вып. голов рогатого скота в последние 10 лет – нет.
Доходы, полученные с общественных оброчных статей – нет.
По степ. хозяйств и благосостоянию может быть причислено село – к IV разряду.
В издании Самарского Губернского статистического комитета 1890 года «Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года» [2] за №152 запись – в составе Краснодомской волости деревня Левшинка у Каменного оврага. В деревне 74 двора и 321 человек жителей, все русские. Есть маслобойка.
В 1908 году в деревне Левшинка работала земско-общественная школа, учителем был 22 летний Павел Никифорович Соболев из крестьян деревни Брыковка Николаевского уезда.
Изданный секретарем губернского статистического комитета Н. Г. Подковыровым в 1910 году «Список населенных мест Самарской губернии, составлен в 1910 году» [3] за №352 запись – в составе Краснодомской волости деревня Левшинка (Тангай тож) бывшие государственные крестьяне, русские, православные. А за №353 запись – в составе Краснодомской волости деревня Малая Левшинка бывшие государственные крестьяне, русские православные. В обоих деревнях 61 двор и 228 человек жителей мужского пола и 235 женского пола. Есть школа и ветряная мельница.
Как появилась деревня Левшенка можно проследить по истории колонизации этих мест российской властью. Колонизация Самарского уезда, и вообще среднего и нижнего Поволжья, началась не ранее конца XVI века, вслед за завоеванием Казанского царства. В X веке все пространство Самарской Луки до р. Самары населяли Волжские Булгары, которые уже в то отдаленное время занимались хлебопашеством и сеяли пшеницу, жито, просо и ячмень. Русские поселенцы были здесь больше случайными, временными гостями, нежели постоянными оседлыми насельниками тем более, что с половины XIII века, как известно, весь этот край очутился во власти монголов.
С покорением Казанского царства, во второй половине XVI века, колонизация Поволжья значительно усиливается. Особенно энергично принялось Московское правительство за постройку городов в момент усиления на Волге грабежей и разбоев казацкой вольницы, бежавшей сюда массами с Дона и из Московского государства.
Для уничтожения казацких разбоев, а также для защиты края от вторжения ногайцев, весной 1586 г. был построен по повелению царя Феодора Иоанновича город Самара, имевший первоначально военно-стратегическое значение, но приобретший с течением времени и торговое значение, вследствие усилившейся в конце XVI века навигации, а особенно когда в XVII веке путь из Москвы на Яик стал проходить через Самару, где поэтому и устроена была таможня. С построением Самары и других около нее селений, опасность от нападения ногайцев на юго-восточное Поволжье не миновала, особенно, когда в Поволжье появились калмыки.
Только при императоре Петре Великом начались серьезные работы по защите края от калмыков, башкир и киргизов, началось строительство Закамской оборонительной линии, начинающейся от пригорода Алексеевска (Алексеевской вол.) до Сергиевска, вдоль реки Сока. В 1727 году Правительство назначило к поселению 10 драгунских пехотных полков, по одному полку при Пензе, Саратове, Самаре и Царицыне. На работы на предполагаемую линию потребовали работников со всей Казанской губернии, всего 15 000 человек, при чем каждому пешему солдату дали 18 десятин земли, конному— 55 десятин. Устройство линии было окончено в течение 3 лет.
Не этими, конечно, мерами, не посылкой в Самарский край солдат, подьячих и приставов Правительство могло укрепить его за собой. Единственным средством для этого оставался вызов сюда добровольных земледельцев — поселенцев. Однако, этого не делалось. Заселение этого благодатного края земледельцами началось только после введения на Руси крепостного права и с появлением раскольников, но не по правительственной инициативе, а преимущественно «беглыми гулящими людьми». Итак, за первыми пионерами колонизаторами— чувашами и мордвой— в XVII веке в Самарский край потянулись русские «гулящие» люди не в одиночку, а небольшими общинами.
Почин Правительства в деле колонизации Самарского края проявился с изданием Императрицею Екатериною-II в 1762 году манифеста, которым в Самарский край приглашались для поселения иностранцы и бежавшие за границу русские, особенно раскольники. Последним назначена была для поселения местность вниз от Самары по рекам Б. Иргизу, Еруслану и его притокам. Кроме больших земельных наделов, переселенцам обещались льготы и облегчения в податях и повинностях.
Водворение иностранных колонистов началось несколько позднее поселения раскольников и притом сначала в южной части губернии. Когда Ставропольские калмыки, составлявшие особый иррегулярный казачий полк, переведены были на Оренбургскую линию, то на оставшейся во владении Министерства Государственных Имуществ 1/7 части земли в Самарском уезде поселены были малоимущие дворяне (в 1847—50 годах), в числе 120 семейств, в волостях Старобуянской, Стародворянской и Каменской, между реками Соком и Кондурчей. Вслед за ними потянулись в Самарский уезд меннониты и Данцигские немцы, которые селились с 1858 по 1865 год на тех же бывших калмыцких землях.
Крестьянские общества, владеющие подворно-наследственными участками, проживали в 6 северных волостях, расположенных одна возле другой, это - Петропавловская, Краснодомская, Стародворянская, Кандабулакская, Старобуянская и Елховская. История возникновения этих поселений заканчивается в конце 60 -х годов (в 1868 г.).
Большинство переселенцев судьба пригнала из 9 губерний: Курской, Пензенской, Рязанской, Нижегородской, Новгородской, Тульской, Орловской, Тверской и Лифляндской (эстонцы и чухонцы). Главнейшим стимулом к переселению служили безземелье и недоброкачественность почвы на месте прежней родины. Так как переселенческое движение в этот край крестьян было вызвано инициативой правительства, то последнее выдавало им по прибыли на место жительства денежную и семенную субсидию в различных размерах: одни получали по 95 р. на семейство, по 14 пудов семян пшеницы и по 14 п. овса; кроме того, им предоставлялась льгота в уплате податей на 4 года и в отбывании рекрутской повинности на 3 года; другие денежную субсидию по 140 рублей, семян выдавалось по 28 пудов ржи, по 12 пудов пшеницы, 12 пуд. овса, 3 пуда ячменя и 1,51 проса, при чем льготы в платеже податей и отбывании рекрутской повинности давались на 4 ; 6 лет. Таким образом те из переселенцев, ко¬торые в большем размере получили денежной субсидии, соответственно тому больше получили и хлеба на первый посев полей, и в этом отношении первые транспорты переселенцев имели большее преимущество над позднейшими. Все переселенцы без исключения на месте прежней своей родины придерживались общинной формы землевладения.
На первых же порах после своего переселения на новое место жительства многим из переселенцев пришлось вынести разные невзгоды. Некоторых из них судьба забросила на совер-шенно безводные участки, и таких деревень оказалось 22, из коих 13 деревень числится в Пет-ропавловской волости и 9 в Краснодомской. Попытка вырыть колодцы в некоторых дерев¬ них окончилась неудачей, в других, как например в деревне Большой Левшинки, воду могли достать только на глубине 7 – 8 сажен (15 – 17 метров) [4].
В деревне Левшенка никогда не было своей церкви, поэтому в разное время жители деревни посещали одну из четырех церквей, расположенных в окрестных селах. Это села Большая Каменка (Архангельское), Вязовка, Красные Дома (Никольское) и Тремасово (Тремасов Куст). Церковь в селе Большая Каменка построена в 1776 году, церковь (молельный дом) в Вязовке построена в 1857 году, церковь в селе Красные Дома (Никольское) построена в 1853 году, а в село Тремасово (Тремасов Куст) церковь перевезли из села Большая Каменка в 1903 году. Кроме того, из архивных документов следует, что д. Левшенка и д. Тангай это разные деревни.
Согласно «Ведомости о числе окладных и льготных крестьян, состоящих 1868 году на учете по Самарскому уезду» (ЦГАСО ф.150, оп.2, д.39) в деревне Левшенка по данным последней переписи (1858 год) проживало 102 человека (мужского пола) облагаемых податями (подушный оклад, подушный налог).
В августе 21 числа 1858 года за №1692 в соответствии с отношением Казенной палаты в ведомость добавлен пензенский переселенец Филипп Николаев с восьмилетней льготою от 1859 года. Итого в деревне состоит 103 жителя.
В «Ведомостях о разностях в числе душ государственных крестьян Краснодомской волости, открытых при сличении книг Казенной Палаты со сведениями Краснодомского Волостного Правления Самарского уезда» 1868 года по деревне Левшинки выявлено расхождение в числе душ (100/103 - 3 души), связанное с тем, что по книгам Палаты Федор Николаев в 3-х душах числится в Стародворянской волости.
Также расхождение выявлено по деревне Малому Тангаю Краснодомской волости указано – «Деревни этой по книгам Палаты вовсе не значится потому, что она состоит как объяснено в пунктах 10, 12, 13 и 14 из крестьян значащихся по сказкам 10 ревизии и окладам Палаты по деревням: Нижней Константиновке – Иван Иванов в 2-х душах, по особнякам Зоркину и Алмазову – Анофрий Степанов в 2-х душах, Павловке – Степан Семенов в 5-ти душах и Алексеевка – Зота Матвеев в 6-ти душах и Спиридон Ионов в 3-х душах, а всего 18 душ». Думаю, эта запись поясняет отсутствие ревизских сказок и по деревне Левшинка.
Постановлением Казенной палаты от 14 июля 1859 года за №4484 Спиридон Артемов причислен убывшим в Пензенскую губернию с домочадцами – три души. Итого в деревне к 1860 году состоит 100 жителей мужского пола (до 1868 года число жителей согласно Ведомости не менялось). В России податью облагались все мужчины от младенцев до стариков.
Однако согласно клировым ведомостям церкви с. Вязовка от 1859 года в деревне Левшинка числится 104 жителя мужского пола. Следовательно, часть жителей принадлежало к сословию, которое не подлежало обложению налогом.
К 1858 г. в России насчитывалось 68 сословий и сословных групп. Численность неподатных сословий, к которым относились дворянство, духовенство, чиновничество, армия, не превышала 10 %. В 1858 г. военное сословие в европейской части России насчитывало 4 млн 694 тыс. чел., что составляло 7,9% от всего населения, при этом в составе собственно вооруженных сил числилось всего 927 тыс. В 1870 г. — 4 млн 685 тыс. — 7,1% [8, с. 129].
Таким образом можно предположить, что остальная часть мужского населения деревни Левшинка относилась к отставным солдатам.
Голод начала 1920-х гг. занимает особое место как в истории нашей страны, так и в истории Самарского края. Причиной голода стал комплекс природно- географических, политических, социальных и экономических факторов. Основной упор в советской историографии делался на «небывалую засуху 1921 г.», что позволяло обойти вниманием разрушительное воздействие социально-экономической политики большевиков по отношению к деревне и продразверстки, в частности, на аграрную сферу. Жестокие методы выполнения продразверстки 1919 и 1920 гг., ее неадекватные размеры, полное отсутствие у крестьян каких-либо запасов привели к еще более резкому сокращению посевных площадей до уровня собственного текущего потребления.
Совпав с засухой весны-лета 1921 г., это привело к голоду невиданного ранее масштаба. По официальным данным, уже в августе 1921 г. из 2 806 639 жителей губернии голодало 859 тысяч, и эта цифра неуклонно и стремительно росла: на 1 января 1922 г. голодало более 1,9 млн. человек (9)
Среди суррогатов, употреблявшихся в пищу во время голода, на первом месте стояла лебеда. Из молодых побегов и листьев ее варили щи, высушенная вместе с плодами, она размалывалась и подмешивалась в муку. На втором месте в Самарской губернии стоял катун (солянка холмовая, или перекати-поле) – сорная трава, которая тоже шла на изготовление муки; реже употреблялись желуди. Муку из лебеды, желудей и других суррогатов можно было купить на рынке, мука из лебеды, к примеру, осенью 1921 г. стоила до 250 тысяч рублей за пуд. Из других растительных суррогатов можно отметить конский щавель, липовый и смородиновый лист, сердцевину и корни подсолнуха, сердцевину камыша, солому, мякину, репей и прочие сорные растения (10). С приходом зимы, когда стало невозможно держать скот на подножном корму, массовому забою подвергся домашний скот, что серьезно осложнило дальнейшие сельскохозяйственные работы.
В конце осени – начале зимы, когда традиционные суррогаты стали подходить к концу, в пищу стали употребляться мука из опилок, древесной коры, глина, ил, вываренная кожа, навоз, солома, суслики, кошки, собаки, падаль и т.п.
Наконец, многочисленными зимой стали случаи трупоедства и даже людоедства (к концу февраля 1922 г. – только зарегистрированных 200 случаев). К примеру, в первых числах января 1922 г. из села Пестравки Пугачевского уезда сообщали: «Сегодня одна женщина в Пестравке отрубила от человеческого трупа руки и ноги, каковые и съела, зная, что и другие голодные таскают трупы с кладбища для еды. Смертность взрослых увеличивается с каждым днем. Детей не хоронят, употребляя таковых в еду. Невозможно описать весь ужас голода, который живых сводит с ума».
Совместная деятельность как советской власти, так и иностранных благотворительных миссий в Самарской губернии стала одним из главных факторов ликвидации голода, позволила с разных сторон, комплексно бороться и с голодом, и с его последствиями.
После Великой Октябрьской социалистической революции начиная с 1930 года в Самарской губернии начали образовываться колхозы. Сельскохозяйственная артель «Новый мир» образовалась в 1930 году в селах Тремасово и Большая Левшинка Красноярского района Куйбышевской области.
В 1935 году из Красноярского района выделился Елховский район и колхоз вошел в состав Елховского района.
В 1963 году Елховский район был ликвидирован и колхоз вошел в Кошкинский район.
С 1965 года колхоз «Новый мир» вновь в Красноярском районе.
С 1972 по 1982 год колхоз «Новый мир» подотчетен районному производственному управлению сельского хозяйства.
В 1982 году в связи с образованием областного агропромышленного объединения решением Красноярского райсовета от 10.12.82 г. было образовано Красноярское агропромышленное объединений (РАПО),в состав которого на правах равноправного партнера вошел колхоз «Новый мир».
В 1989 году РАПО было ликвидировано и на его базе было создано агропромышленное объединение «Красноярское» (АПО), в состав которого вошел колхоз «Новый мир».
На основании Указа Президиума ВС СССР № 526-р от 25 января 1991 года Куйбышевская область была переименована в Самарскую. Постановлением главы администрации Красноярского района № 80 от 6 февраля 1992 года колхоз «Новый мир» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Новый мир».
А затем вообще ликвидирован.
Самарская область (в то время называвшаяся Куйбышевской) не осталась в стороне и внесла свой вклад в достижение великой цели – Победы в Великой отечественной войне. Из-за призыва в армию большинства мужчин-хлеборобов, трудовые ресурсы в колхозах сократились на 46%, удельный вес женского труда вырос в 2 раза и составил 75%. Также сократилось финансирование сельского хозяйства и его энерговооруженность, так как для нужд фронта были изъяты тысячи тракторов и автомашин, десятки тысяч лошадей.
Наиболее тяжелым для сельского хозяйства оказался 1943 год. Из-за засухи и суховеев получена низкая урожайность. Средняя урожайность зерновых в области составила лишь 4,9 центнера с гектара. Так, по сравнению с 1942 годом, зерна было сдано государству практически в два раза меньше, а именно – 145,3 тыс. тонн. Война нанесла ущерб сельскому хозяйству Куйбышевской области, за годы войны сельское население сократилось с 976,1 до 813,1 тыс. чел. Трудоспособных колхозников уменьшилось на 130,6 тыс. чел. Общая посевная площадь сократилась почти на четверть, орошаемые площади почти в 10 раз. Упали плодородие, валовые сборы, объемы заготовок.
В деревне Большая Левшенка, горе войны также не обошло ни один дом, ни одну семью. У кого-то не вернулся муж, отец, брат и даже сестра. Почти ежедневно почтальон приносил это страшное послание - похоронка.
Несмотря на все трудности, горе, лихолетье, деревня в годы войны выстояла, выдержала все испытания. Рабочая сила были быки, с ними взрослые-то и то иногда не справлялись, не зря говорят - упрямый как бык. Пора сенокоса - косили или косами, или сенокосилками, сушили и складывали в ометы. Рожь, пшеницу женщины жали серпами и вязали в снопы, а если работала жнейка, то собирали рядки и тоже вязали в снопы. Вот так деревня одолела все невзгоды военных лет и послевоенные годы.
А теперь после всех реформ, перестроек деревня «умирает». В 2002 году постоянное население деревни составляло 47 человек (русские 100%) [6].
По данным переписи 2010 года население деревни Большая Левшенка 29 человек [7]. Деревня входит в сельское поселение Большая Каменка Красноярского района.
Откуда произошли названия населенных пунктов Левшенка, Тангай и Тремасово?
В статье Д.В. Цыганкина «Ойконимия мордовского Заволжья» указывается что в официальной мордовской ойконимии этого ареала следы эрзянского и мокшанского языков, однако, незначительны и мало ощутимы. Те же, которые получили отражение в [5] «Списке... », связаны в основном с мордовскими дохристианскими личными именами. Такими, например, являются ойконимы: Тремасовка (Тремаз веле) - эрзянское село Красноярского района, Тримас – личное имя.
Отмечено несколько ойконимов, в образовании которых участвовали слова-апеллятивы, принадлежавшие в основном к эрзянскому языковому миру, например, Большая Левшинка – деревня, левш - «мочало». Хотя жители склонны утверждать, что деревня названа в честь землемера по фамилии Левшин, да и на протяжении всего исторического периода, который удалось проследить в архиве, в деревне жили только русские. В краеведческом справочнике «История Елховского района в названиях и документах» указано, что Левшинка – это деревня на верхнем левобережье р. Чесноковки на самой южной границе Краснодомской волости. На 1910 год (вместе с выселками Малой Левшинкой) состояла из 61 двора, 463 человека, население русские, бывшие государственные крестьяне. В деревне имеется – школа и ветряная мельница. Название вероятно связано с местом размещения деревни на левой стороне речной долины. Второе название - Тангай.
Что касается названия «Тангай», то в переводе с башкирского языка, «Тангай» означает «подставка луны», а все потому, что при лунном свете, кажется, что луна как будто стоит на подставке.
Фамилия Тангаев происходит от имени Тангай, диалектного варианта мужского булгарско-татарского обрядового имени Танкай. Имя Танкай образовано путем присоединения к татарскому слову тан - рассвет, утренняя заря уменьшительно-ласкательного суффикса -кай. Имя Танкай давалось мальчикам, родившимся перед рассветом.
В настоящее время существует Тангай – деревня, местоположение Сукумбиос, Эквадор. Удаленность до столицы г. Кито составляет 258 км. Рядом находится San Luis Airport (209 км).

Библиография:
1. «ХХХУІ. Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года» издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи. СПб, -1864, - 175 л.
2. «Статистико-экономические таблицы по селениям и обществам Самарского уезда», изд. Земская типография, г. Самара, -1883, - 313 л.
3. «Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года» издание Самарского Губернского статистического комитета. Самара, - 1890, - 154 л.
4. «Список населенных мест Самарской губернии, составлен в 1910 году» издание подготовлено секретарем губернского статистического комитета Н. Г. Подковыровым. Самара, - 1910, - 518 л.
5. «Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Выпуск первый. Самарский уезд», - 1912 год, - 188 л.
6. Список населенных пунктов Средне-Волжского края. – Самара, 1931. – 258 с.
7. Коряков Ю.Б. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России".
8. Численность и размещение населения Самарской области. Статистический сборник // Самарастат. - 2012.
9. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. — СПб., 1999. — Т. 1.
10. Коммуна. 1921. 6 декабря; Известия Самарского губернского союза потребительских обществ. 1922. №1. С.27-28.
11. Книга о голоде. Экономический, бытовой, литературно-художественный сборник. Самара, 1922. С.40-41.
---
Волгушевы, Королевы, Горбуновы, Кузнецовы, Кривовы (Большая Каменка и Большая Левшинка Самарской области)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈