Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

История села Богана (Борисоглебский уезд)

Ссылки на основные источники и библиографию, первые ревизии

    Модератор: vlatka48
vlatka48
Модератор раздела

vlatka48

Linköping, Sweden
Сообщений: 166
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 544
Доступные печатные источники, посвящённые селу:


Дополнительные источники, где упоминается село Богана


Некоторые доступные карты:

4_bogana.jpg bogana1864.png bogana_karta.png

Прикрепленный файл: 1880 Борисоглебский уезд Тамбовской губернии.jpg
---
Мой дневник
Ткачев, Ведищев, Грачев, Зверев, Соколов, Чуприненко, Щербаков, Капицын, Смирнов, Черногрудов,Сарансков, Екатеринин, Стародубцев, Нескоблинов, Макашев, Ушаков, Карамдин, Красников, Каншин, Мызников, Мезенцев, Ханин, Кряжев, Мартаков, Сарансков, Ма
Лайк (1)
vlatka48
Модератор раздела

vlatka48

Linköping, Sweden
Сообщений: 166
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 544
Тут собраны некоторые описания истории села, но не все являются полностью достоверными.

Одно из самых живописных, но в то же время очень спорным, является описание данное в труде краеведа села Богана, Михаила Петровича Торгашина Сказание о русском селе ...
Оно носит скорее литературный характер, где автор погрузил своих предков в первооснователи села (что является неверным допущением, как следует, в частности, из первоисточников из РГАДА). С другой стороны, текст Торгашина довольно объемный и приводить его полностью нереально. Ниже я упомяну некоторые отрывки.

Однако, сначала приведу несколько описаний из других источников, с моими комментариями.



1. Богана, село Борисоглебского района Воронежской области (ранее входило в состав Борисоглебского уезда Тамбовской губернии), на левой стороне речки Вороны. Возникло в 30-годы XVIII века. По данным 1787 года, имело 281 двор. У села было что-то общее в происхождении с соседним селом Махровкой. До генерального межевания 1780-х годов они пользовались общим земельным наделом. Людям, впервые слышащим наименование Богана, слышится корневое слово «Бог», «божественное место». Однако такой подход неверен. Название села произошло от небольшой речки Боганы, которая протекает рядом и впадает в Ворону. По Ф. Милькову, «Багно — низкое, топкое место, вязкое болото».

(Источник: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.37)



2. Село Богана, населённый пункт в составе Борисоглебского городского округа Воронежской области. Село Богана, населённый пункт Борисоглебского городского округа. Входило в состав Тамбовского уезда, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, Балашовской области (1954-1957).
Основано в конце XVII века на месте Боганского ухожья, на реке Богана, притоке реки Ворона. Село Богана населена государственными крестьянами. В 1782 году построена деревянная Покровская церковь, в 1872-1874 годах - каменная. В начале XX века в селе Богана действовала эсеровская организация.
В годы Великой Отечественной войны погибли более 350 уроженцев Боганы. В настоящее время в селе Богана имеются средняя школа, библиотека, клуб, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение. Население: 4 141 (1874), 6 302 (1926), 1 336 (2007), 1 242 (2011).
Уроженцем села Богана является краевед М.П. Торгашин.


(Источник: тут)



3. Богана. Село в составе Борисоглебского городского округа. Постоянное население 1175 чел., домовладений 654 (на 1.01.2007), 1250 чел.(перепись 2010г). В 2011г учтено 990 избирателей. Чернозёмное село Богана Борисоглебского района Воронежской области, основанное в начале восемнадцатого века как небольшая слобода, раскинувшаяся в лесостепной зоне страны вдоль реки Боганы, впадающей в реку Ворону, первоначально было заселено вольными русскими крестьянами. С тех давних пор в селе сохранились фамилии первопоселенцев, которые носят их потомки: Рязановы, Шатиловы, Синебабновы, Поповы,Торгашины, Фофоновы, Грешниковы, Пажитновы, Щепятковы и другие.

Вид села, улицы которого протянулись и по низинкам, и по холмистым местам рядом с протекающей рекой Боганой с песчаными пляжами и лесочками на её берегах, с пасущимися коровами на лугах, довольно приятен для взора. В годы СССР в селе был создан колхоз имени Максима Горького, специализировавшийся на выращивании дойных коров, возделывании сахарной свёклы и зерновых культур.Жители села выращивают в своих садах и огородах яблони и груши, вишни и сливы, арбузы, картофель и помидоры, огурцы и дыни, ухаживают за своими козами, коровами, свиньями и курами. Женщины вяжут красивые пуховые шали.

В селе родился Заслуженный учитель РСФСР, подполковник в отставке, писатель Михин Пётр Алексеевич, известный в нашей стране и за рубежом как автор книг "Артиллеристы, Сталин дал приказ!", "Мы дрались с Тиграми" и других произведений, а уроженец села Торгашин Михаил Петрович, историк - краевед и писатель, прославил жителей Боганы и всего Борисоглебского района в " Сказании о русском селе земли Борисоглебской", "На двух фронтах" и во многих других своих книгах.


(Источник тут)



4. Наиболее значимым описанием для меня на сегодня является выдержка из книги

Село Богана (первоначально Боганинская слобода) также, как и Чигорак, возникло в 1701 году на землях Саввино-Сторожевского монастыря, которые были арендованы у него крестьянами тамбовских сел Питерское, Черкино и Мамонтове. На первых жителей Боганинской слободы жаловались в своей челобитной в ноябре 1701 года царю Петру I крестьяне вышеперечисленных сел, что де пользуются те их землёй, покосами, лесами и прочее.

В том же 1701 году по царскому указу из села Новый Усад (ныне Краснослободский район Мордовии) в Боганинскую слободу был переведен священник Марк Иосифов с семьей. Были ли переведены другие семьи - неизвестно, но такая практика в заселении использовалась часто.

Существует версия, что название села произошло от небольшой речки Боганы, которая протекает рядом и впадает в Ворону. По другой версии (по Ф. Милькову) : "Багно" - низкое, топкое место, вязкое болото. Действительно, в Богане подземные воды очень близко подходят к поверхности земли.

В Боганинской слободе проживали солдаты со своими семьями, занимаясь крестьянским трудом и одновременно охраняя Борисоглебский уезд от вражеских набегов. Впоследствии, когда воцарился мир на Борисоглебских землях, солдаты пополнили ряды "государственных крестьян".

В 1705 году в слободе насчитывалось 67 дворов. В том же 1705 году, борисоглебский священник Данила Никифоров в донесении Петру I сообщал о том, что в Боганинской слободе уже имеется часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 28 июня 1706 года, Петр I удовлетворил прошение солдат о постройке в Боганинской слободе деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая была уже открыта в следующем году. В 1872 году начато строительство каменного собора, работа над которым была завершена в 1874 году. Постановлением Воронежского облисполкома от 29 июня 1939 года Покровская церковь была закрыта. Здание храма планировалось переоборудовать под неполную среднюю школу на 400 мест.

В селе занимались столярным производством (молотилки, веялки, телеги, сани), кузнечным и гончарным ремеслами (глиняная посуда, игрушки).


Ссылки по селу Новый Усад:



Есть также интересный источник, подтверждающий, что могли быть миграции священников из Нового Усада вне зависимости от паствы:

НОВЫЙ УСАД, село, Краснослободский район, до революции Краснослободский уезд Пензенской губернии. Население русское. Село возникло как выселок из села Усад и других русских сел Краснослободского края. В XVIII веке село неоднократно упоминалось в связи с частыми переходами священников, считавших усадский приход «трудным» из-за независимого и «озартного» характера людей. Тем не менее жители Нового Усада упорно обновляли храм, часто страдавший от пожаров.
(источник тут)

Прикрепленный файл: novusad.png
---
Мой дневник
Ткачев, Ведищев, Грачев, Зверев, Соколов, Чуприненко, Щербаков, Капицын, Смирнов, Черногрудов,Сарансков, Екатеринин, Стародубцев, Нескоблинов, Макашев, Ушаков, Карамдин, Красников, Каншин, Мызников, Мезенцев, Ханин, Кряжев, Мартаков, Сарансков, Ма
Лайк (2)
vlatka48
Модератор раздела

vlatka48

Linköping, Sweden
Сообщений: 166
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 544
Первая страница из переписной книги 1716 года (РАГДА350-1-39)

(л.187)
Боганинская слобода
В ней часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы


У той часовни
(1710)
Во дворе поп Марк Иосифов сын петидесяти
У него жена Анна петидесяти пяти
Два сына Иван дватцети у него жена Наталья двтцети пети
Марка осьминатцети
Дочь Марья осьми лет

(1716)
Во дворе поп Марк Иосифов сын петидесяти шти
У него жена Анна штидесяти аднаго
У них дети Иван дватцети шти
у него жена Наталья тритцети пети
Марка дватцети четырех
Дочь Марья четырнатцети лет

Сверх переписи ПСИ i (711) году прибыло
У Ивана дочь Марья году
У Марки жена Софья дватцети двух
сын Кирилла полугоду
да работник Осип Казмин сын Макаров





Прикрепленный файл: 157.png
---
Мой дневник
Ткачев, Ведищев, Грачев, Зверев, Соколов, Чуприненко, Щербаков, Капицын, Смирнов, Черногрудов,Сарансков, Екатеринин, Стародубцев, Нескоблинов, Макашев, Ушаков, Карамдин, Красников, Каншин, Мызников, Мезенцев, Ханин, Кряжев, Мартаков, Сарансков, Ма
Лайк (2)
vlatka48
Модератор раздела

vlatka48

Linköping, Sweden
Сообщений: 166
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 544
На сегодня самый первый доступный по селу Богана источник переписного характера это дело
РАГДА350-1-39
Книга переписная церковнослужителей, подьячих, воротников, солдат и станичников (станичной службы) города Борисоглебска и уезда.

Книга составлена параллельно с переписной книгой 1710 г. Алфавит имен (лл. 1-32).

Ниже приведено описание дворов с именами глав дворов по селу Богана (стр. 187-246)

Список дворов солдатских по переписным книгам 1716 года

---
Мой дневник
Ткачев, Ведищев, Грачев, Зверев, Соколов, Чуприненко, Щербаков, Капицын, Смирнов, Черногрудов,Сарансков, Екатеринин, Стародубцев, Нескоблинов, Макашев, Ушаков, Карамдин, Красников, Каншин, Мызников, Мезенцев, Ханин, Кряжев, Мартаков, Сарансков, Ма
Лайк (3)
Anchut

Anchut

Сообщений: 578
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 415
РГАДА, фонд №396, опись 2. Д.3580
№2
Выпись с книг в приказе Большого дворца.В межевых книгах написано в прошлом в 207-м году во ___день по указу великого Государя Царя и великого князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца и по грамоте ис приказу Большого дворца за приписью диака Ефима Зотова и по наказной памяти столников и воевод Ивана Андреева сна да Ивана Иванова сна Вельяминовых Зерновых Танбовской приказной избы подьячей Лаврентей Маслов с сторонними знающими людьми приехав за танбовские валовые крепости в степь на реку Ворону
л.3об
в Вандышев в Протоцкой и в Богонской и в Алабуцкой бортные ухожьи и против челобитья Танбовского уезду Мамонтовой пустыни Николаевского попа Ивана да дворцовых сел крестьян Питерского Аристка Зерщикова, Чоркина Мишки Первушкина з братьеми и с племянники и с товарыщи вышеписаннных бортных их ухожьев и степного владенья и в тех ухожьях Богонской поляны и всякого их тамошнего угодья владенья досматривали. А по досмотру и сыску по скаске сторонних старинных земцов знающих людей в тех вышеписанных бортных ухожьях владенье по переоброчным книгам столника и воеводы Ивана Акинфова 172-го году бортные ухожьи и рыбные ловли и степное владение и Боганская поляна прежних владельщиков Танбовского уезду розных сел Афонки Кичатова з братом Антошкою, Ивашка Максимка Рамашка Куликовых, Васки Алешки Ерохиных, Сидорки Томшина, а ныне по купчим и по поступным и по данным крепостям владеет их жеребьями на реке Вороне и старой Вороны и проток Мамонтовой пустыни поп Иван Маторин по старинным меж себя с обрубежными земцами по любовным роздельным записям и без записей по полюбовным розделом межевым граням и тесам и всякими межевыми признаки. А межа старинная их земецкая вновь в тех межах межевые знаки грани учинено владенья попа Ивана
л.4
Маторина у Богонской поляны на березе нарублены две грани, одна указывает на Богонскую поляну, а другая указывает по лесу к Ылменскому и Богонскому большому затону идучи на дуб, на нем грань и от того дуба впред на дуб же, на нем две грани одна указывает назад другая впред, а от того дуба пряма на вяз на нем две грани одна указывает назад другая впред, а от того вяза на прямо на дуб же, на нем две грани одна указывает назад другая впред на дуб на нем два теса, от тех тесов на дуб же, на нем две грани одна назад другая впред на тополь, на ней набита калита, от той тополи на ветлу, а на ветле две грани указывают назад и вперед, от той ветлы по займищу на дуб же, на нем две грани одна указывает впред другая назад по конец негони через трасничок, идучи к Ылменскому и Богонскому большому затону в леве Богонской лес, а Воронской лес и дубровки в праве на негонь к Илменскому и от Илменского возле Зобова липяга, а от Зобова липяга через негонь прямо на грань по тесам и по граням до Вороны реки. У Вороны реки на дубу грань вверх по Вороне правая сторона до Малова затону, а от Малова затону вверх Вороны с левой стороны возле алешков по займищу на Таволожную полянку, а от Товолжанки прямо х Кисельному бояраку и вверх по Кисельному бояраку левая сторона попа Ивана через весь лес на Корачанскую степь, а правая сторона Кисельной отрог Чернеева монастыря об дуб же с ним попом Иваном да назад от монастырских
л.4об
Чернеевских алешков з земцами с Лазырком Карнеевым и с ево братьями. Бортному ухожью попа Ивана Маторина рубеж первая грань на дубу указывает по тесам и по граням по раменью старые грани тесы, а тот дуб сломило ветром а грань на нем есть по тесам и до Черемушнагу буяраку, а у Черемушнаго буяраку на липе две грани одна указывает назад к алешкам на сломленой дуб на грань а другая впред по граням и по тесам через Черемушной боярак через раменье по тесам до крутога. А у крутого боярака на липе ж две грани, одна указывает назад по тесам к Черемошному бояраку а другая указывает через крутой боярак по тесам и по граням на уголок к отдельцу до степи, а у степи по краи леса в уголку против попа Иванова отдельца на розвиловатом дубу вновь набиты две грани, одна указывает назад по тесам х крутому бояраку а другая впред в степь прямо к вершинке Кисельного бояраку мимо отдельца попа Ивана на степь на дубу кудрявом набита две грани, одна указывает назад к лесу на розвиловатой дуб другая вперед через вершинку Кисельного бояраку по степе к Чистинской проезжей дороге на права едучи в Танбов по той дороге на осиновой колок. А в том колку на сосине нарублены две грани, одна указывает назад к дубу что подле отдельца, другая впред от того колка по Частинской проезжей дороге прямо на праве земля степное владение попа Ивана, а на леве земцов Лазырка Карнеева с товарыщи, а по Частинской
л.5
дороге через Карчанскую вершину на право едучи до Степанова малого кря, а в том кре нару(б)лены на осине две грани, одна указывает назад по дороге, другая вперед на лево через Частинскую дорогу степью подле дороги на малой курган, а с того малого кургана по степи на малой осиновой кусток, а с того кустка едучи близ дороги на другой малой ивовой кусток против первых Алабуцких крей по степе на Алабуцкой большой последней корь. А в том кре от Карачанской степи на крае на осине нарублены две грани, одна назад на малой куст, а другая вперед степью прямо на осиновой малой колок. И через вершины худольные Карачанские на большой колок по степи, а в том колку на березе нарублены две грани, одна указывает назад, другая вперед на курганной колок с левой стороны возле Частинской дороги едучи в Танбов. И в том колку на осине нарублены две грани, одна указывает назад, другая вперед прямо на право через Частинскую дорогу на большой курган что у той дороги. А от того кургана к Вороне суходольною вершиною вниз речки Большого Алабука и речка Кривуша и до Воронского леса и до реки Вороны и на низ по Вороне и через Ворону до усть Талникова Ерка и вверх по Тальникову правая сторона на праве низ речки Большого Алабука бортные угодья и степное владенье Аристка Зерщикова з братьями и с товарыщи, а на леве бортные угодья и степное владенье шацких земцов Першки Фирсова с товарыщи. Межа попа ж Ивана Маторина
л.5об
c Аристом Зерщиковым з братьями и с товарыщи меж ими бортному их Воронскому владенью у реки Вороны на берегу Богонской поляны в углу от Зерщиковых на липе нарублена грань указывает вниз ко реке Вороне и через реку Ворону повыше верхней зголовы большой протоки против мысу на дуб, на нем нарублены две грани одна указывает назад другая вперед по тесам через малое озерко на шероховатой дуб, на нем две грани одна указывает назад другая вперед прямо на дуб же что стоит возле негони, на нем две грани одна указывает назад другая вперед к старой речке Вороне на дуб, а дуб стоит на берегу, на нем две грани одна назад другая вперед через старую Ворону на дуб, что стоит у Вороны на берегу у водомоины, на нем две грани одна назад другая вперед через займищичка и по негоне вышед из Воронского лесу у займища ж у негони на дубку две грани одна указывает назад к старой Вороне другая вперед прямо через займище вверх по первую сарму речки Малого Алабука. И по тем граням на леве бортные ухожьи и рыбные ловли и степное владенье и всякое угодье вверх по той речки Малого Алабука от той же первой сормы до верхов а от верхов до большаго кургана у проезжей Частинской дороги с лесом и с липягами и з дубровками и всякия угодья по той речке до верхов Мамонтовой пустыни Николаевского попа Ивана Маторина. А на праве по речке ж Малого Алабука с тое первой сармы правая сторона
л.6
до верхов до того ж большого борзана рыбная ловля и степное владенье Ариста Зерщикова с товарыщи. А липяги и дубровки лес по той речке вверх по правой стороне попа Ивана Маторина, а в те липяги и дубровки ему попу въезжать и ходить невозбранно. Да Мишки ж Первушина владенья от Богонской поляны по старым граням и по роздельным записям с нижнева конца Долгинского озера на березе нарублены две грани одна указывает к Богонской поляне другая по тесам через алешник и через займища к речке Богоне прямо на осиник. На осине две грани, одна указывает назад другая вперед на низ на право и через речку Богону через займища на подгорье на Хоперскую сторону по перещипь. А с того урочища от перещипи вверх по обе стороны речки Богоны и по вершинам и по Богонской ростоши бортные ухожья и рыбные ловли и сенные покосы и всякие угодья владенья села Чоркина Мишки Первушина з детьми. А степное владенье от Хоперской стороны к речке к Богоне ево Мишкино владенья не меряно. У них же попа Ивана Маторина и Аристка Зерщикова в тех же бортных ухожьях Богонская поляна в урочищах меж рек Вороны и Богоны и Тальникова по тем речкам около той Богонской поляны обошли леса и топи большие, а мерою тои поляны 1500 десятин и в том числе той Богонской поляны
л.6об
третей жеребей хлебородная пахотная земля, а два жеребия худая пещаная земля под пашню и сенные покосы не годитца. Владенья у них попа Ивана Маторина и Аристка Зерщикова да у Мишки Первушева з братьеми и с товарыщи на двое пополам. Ево попа Ивана Маторина половина от реки Вороны от ево бортных ухожьев возле Костина липяга и Богонского лесу. Аристки Зерщикова з братьями и Мишки Первушева з братьеми и с племянники и с товарыщи у тех у них одна половина тои Богонские поляны от их Аристкиных с товарыщи бортных ухожьев от реки ж Вороны и от Тальникова и от Боганского ж лесу с попом Иваном Маториным межи та Боганская поляна пополам через всю поляну в размер пряма и до Богонского лесу. Половина на праве земля Богонские поляны от реки Вороны попа Ивана Маторина, а на леве земля Богонские поляны половина Аристки Зерщикова Мишки Первушева з братьеми и с племянники и с товарыщи. И степного владенья у попа Ивана Маторина и Аристка Зерщикова с товарыщи не мерено. Для того за малолецством в работе быть вервя тянуть некому, а по смете того их степного владенья со всеми угодьи будет с четыре тысячи десятин. А у досмотру и у розводу тех их бортных ухожьев были сторонние
л.7
люди Танбовского уезду Воронские земцы села Бойкина полковой казак Лазарка Корнеев, Верхоценской волости крестьяне села Ивенья Илюшка Кузмин, села Горелова Гараска Сазонов, села Руского Акимка Емельянов, села Черкина Мишка Максимов, Кондрашко Фомин, Федка Никифоров сн Кечин, Серешка Антонов сн Киченапин, села Барков Ивашко Игнатов сн Ерзиков, села Святаго неверстаной танбовец Кандратей Кирилов сн Енговатов, да Чернеева монастыря домовой архиерейской вкладчик Климка Насырев. Подлинны межевые книги писал подьячей Лаврентей Маслов по листам закрепил с приписью подьячей Григорей Меньшой, да к тем книгам танбовской площади подьячей Сергей Минаев вместо сторонних людей Лазарка Карнеева с товарыщи по их веленью руку приложил, а дана ся выпись с вышеписанных книг Танбовского уезду Мамонтовы пустыни Николаевскому попу Ивану Маторину на бортной ухожей и на степное владенье и на всякое угодье впредь для владенья по указу великого Государя Царя и великого князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца и по ево попа Ивана Маторина челобитью и по помете на челобитной дьяка Игнатья Лукина в нынешнем от Ражества
л.7об
Христова 701-м году июля в 1 день. На подлинной выписи на обороте пишет тако дьяк Игнатей Лукин, справа Федки Кувшинова.
---
Per aspera ad patres
    Модератор: vlatka48
Вверх ⇈