| flamberg Сергей Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Последние 30 сообщений flambergТема: История семьи: Окунцовы, Коптеловы, Резвухины, Чечушковы 19.08.2024, 8:13
Резвухины, Чечушковы
Город Соль Камская (Соликамск) основан солепромышленниками в XV веке в Пермских землях на берегу реки Усолки недалеко от впадения её в Каму. С XVI века большие территории пермских земель были переданы промышленникам Строгановым, которые осваивали территории строя остроги, монастыри и другие строения в том числе недалеко от Соликамска. Но сам город развивался благодаря большим запасам соляных рассолов. Соль – ценный ресурс приносивший высокую прибыль. А так же эта отрасль дала толчок для возникновения различных ремёсел и промыслов: заготовка дров для солеварен, кузнечное ремесло, баржестроение. В 1597 году «жилец Соли Камской Артюшка Софонов Бабинов по указу Государя Феодора Иоанновича от Соликамска до Верхотурья проложил прямую дорогу, через непроходимые до толе болота, тундры, горы, покрытые сплошным девственным лесом» [В.Н. Шишонко. Пермская летопись II. 1882 г]. Таким образом город стал крупным узлом на торговом пути. А транзитная сухопутная дорога послужила причиной открытия мастерских по пошиву одежды, харчевен, а также поспособствовала развитию торговли сеном и продуктами питания. С 1614 года в Соликамск назначаются свои воеводы, и город становится столицей Перми.
Ещё с XVI века на территории Усольского (Соликамского) уезда известны деревни и починки. К началу XVII века деревни Бердникова, Зубковская и Кулаковская слились в один населённый пункт, в котором был возведён деревянный храм Страстотерпца Христова Георгия. В итоге получился погост Городище, на расстоянии примерно 7 км от города. К погосту относились несколько ближайших деревень. В одной из них – Кобылкиной проживала семья Резвухиных. Первый известный представитель Терентий Резвухин, родившийся ещё в XVI веке. По переписи 1623 года в деревне зафиксированы его дети.
РГБ ф. 256, е.х. 308 Перепись Перми Великой 1623-1624 г. Погост Городище, на речке на Усолке Деревня Кобылкина, на Мокром враге, а в ней: двор Степанко Терентьев сын Резвухин с братом – с Ефремком; двор Куземка Захарьев сын Ромодин; двор Федька Обросимов сын Суханов с братом – с Офонькой; двор Кондрашка Коротаев. И всего 4 двора, а людей в них 6 человек; пашни пахатныя худыя земли 31 четь с полуосьминою, да перелогом 15 четей в поле, а в дву потому ж; лесу пашеннаго 10 десят.; сена, по Мокрому врагу, 135 копен, да тоеж деревни, отхожия пашни 4 чети в поле, а в дву потому ж.
Однако, вполне возможно, что у нас есть продолжение рода вглубь XVI века. В переписи 1579 года деревни Кобылкиной ещё нет. На месте погоста Городище три отдельные деревни, но помимо них есть и другие мелкие населённые пункты, например починок Воронихино, всего из одного двора. Починок этот находился вблизи Кобылья озерка на окраине Соликамска, озерко 40 на 190 сажень (85 х 400 м), глубиною до 2 с половиной сажень (3,2 м). А проживали в этом дворе Яшко Григорьев, да сын его Терешко. Подтверждения что именно этот Терентий отец известных нам Степана и Ефрема нет, так как между переписями прошло почти пол века. Но есть несколько косвенных фактов: Воронихино сохранилось до переписи 1623 г., и в нем потомков Терентия нет. Деревня Кобылкина вновь заведённая, и прибывшие в неё поселенцы могли дать название связанное с предыдущим местом проживания (от озерка Кобылье), тем более что переселялись они совсем на небольшое расстояние 5-10 км и до самого озерка было не далеко. То что Резвухины не раз меняли место проживания мы видим из переписей. Так же у нас в переписи 1579 года на всю округу только один Терентий. За 45 лет минувших между переписями могло случиться многое, но описанные события выглядят вполне достоверно.
По переписи 1623 года у нас видно, что в д. Кобыльей жители проживают не первый год. Так как рядом 10 десятин пашенного лесу, то есть истощённая и заброшенная пашня зарастающая молодым лесом. При этом пашня которую пашут в настоящий момент то же не плодородная «пашни пахатныя худыя». И есть на некотором расстоянии от деревни «отхожия пашни». Это пашни которые недавно начали распахивать и вполне возможно, что к следующей переписи новая деревня Резвухиных будет на месте этой новой пашни.
Фамилия Резвухин происходит от прозвища Резвуха. Но как это зачастую бывает, у прозвища несколько смыслов. В одном случае это слово значит подвижный, быстрый, весёлый, бойкий. Другой смысл – слово «резвуха» обозначает любую деревянную игрушку или предмет, изготовленный из дерева. А в результате у нас два смысловых варианта: прозвище дано либо за характер, либо за профессию. Если семья из починка Воронихино действительно предки Резвухиных и в этот момент фамилии у семьи нет, то значит прозвище «резвуха» носил Терентий, а сыновья получили фамилию от прозвища – Резвухины.
По отношению к сельскому хозяйству Соликамский уезд не лучшее место, климат здесь не благоприятный. Зато для промышленности эти места вполне выгодны. Помимо уже упомянутых ремёсел с 1630х годов здесь появляется Медеплавильная отрасль. В 1634 году у деревни Григоровой рядом с рудником «...поставили плавильные печи». Это первый в России медеплавильный завод. Соликамск становится главным торговым центром Прикамья. Отсюда уходило три торговых пути: на север, юг и восток. Северный путь соединял Соликамск с поморскими городами: Великим Устюгом, Вологдой, Тотьмой, – выводил к Архангельску, порту международной торговли. Южный путь по реке Каме связывал Соликамск с поволжскими городами и центром страны. Восточный путь соединял город с Зауральем и Сибирью. Появился путь в Китай до города Бейпина (Пекина), организовав оттуда вывоз тканей, фарфора, фаянса, жемчуга и других восточных товаров. По этому маршруту проходил Великий чайный путь. По численности населения Соликамск вошёл в число тридцати крупнейших городов страны. [Соликамск. Путеводитель. 2010 г.]
РГАДА ф. 1209. оп. 1 д.474. 1647 г. Перепись Соликамского уезда (Книга переписная посадским дворам и пустым дворовым местам). Книга переписная посадским дворам и пустым дворовым местам, а котораго перепищика не видно, 155 году. (1647 год) № 319. (л.1) Лета 7155-го (1647 год) марта в 27 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича ... (л.65) В Усольском уезде погост на Городище. (л.78об) Деревня Резвухина. А в ней крестьян. Во дворе Ефремко Терентьев сын Резвухин. У него дети: Анофрейко да Ивашко да Мишка. У него ж наемной ярышка Мартынко Степанов сын от Соли Вычегодцкой.
К 1647 году глава семьи Ефрем Терентьев, у него записаны три сына. Прошлая деревня Кобылкина уже прекратила существование, семья проживала во вновь заведённой деревне, названной по их фамилии Резвухина. В деревне уже насчитывается 9 дворов. У самого Ефрема дела похоже идут хорошо, не просто так в его дворе проживает «наёмный ярышка» прибывший из Соли Вычегодской.
РГАДА ф. 1209. оп. 1 д.442 1678 г. Переписная книга г. Соликамска и Соликамского уезда, переписи Ф. В. Бельского. (л 1) Лета в 186 год апреля…числа по Государеву Цареву и Великого Князя Федора Алексеевича ... (л 161) В Усольском уезде погост на Городище а в нем (л 193 об) деревня Резвухина, а в ней крестьяне Во дворе Ивашка Ефремов сын Резвухин у него дети: Левка, да Исачко 11, да Парфенко 7, да Ивашка 4
К следующей переписи 1678 года снова сменилось поколение, глава семьи Иван Ефремов, проживающий с четырьмя сыновьями. На этот раз семья не сменила место проживания, а обитает в том же дворе в д. Резвухиной. Но сама деревня сократилась до 7 дворов (и не только эта деревня). Причина этого вполне понятна. С середины века образован Кунгурский уезд. Находился он южнее Соликамских земель в 200-250 км, с более подходящим климатом и плодородными землями.
Промышленные успехи Соликамска не были главным в крестьянской жизни, а вот «худые» земли доставляли проблемы. Когда появилась возможность поселиться на плодородной земле, многие ей воспользовались. Три года спустя в 1681 году Резвухины так же отправляются на Кунгур. Об этом нам сообщает перепись 1710 года. По которой уже тридцать лет пустует двор Резвухиных:
РГАДА ф.214. оп.1. д.1538. 1710 г. Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. (л.1) Лета 1710-го августа в 1 день ... (л.186) деревня Резвухина Три дворовые места: Ивана Ефремова сына Резвухина з детьми: с Леонтьем да Исаем да Парфеном да Васильем... И во 189-м году Иван Резвухин з детьми съехали на Кунгур... А теми дворовыми местами и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи владеет Соли Камской посадцкой человек Афонасей Иванов сын Соколов.
Переехав на Кунгур Резвухины пропадают из нашего поля зрения лет на 20. Следующий документ описывает их уже жителями д. Мезенцева Ильинского острога (он же Орда), которая возникла только к началу XVIII века, так что где семья обитала до этого момента нам не известно. В результате нет сведений где и когда умер глава уехавшей семьи Иван Ефремов, а так же из 4х его сыновей в переписи 1719 года видны двое.
Если при основании Кунгурского уезда в 1648 году местность заселялась по царскому указу, то позже крестьяне сами стали сюда стремиться. В конце 1680х русские крестьяне самовольно стали заселять верховья реки Ирени и земли вдоль реки Медянки. С середины 1690х известны множество деревень и сел здесь появившихся. В том числе деревни Ясыл, Медянка, село Ильинское Орда тож, Суда и др. В 1708 году, во время башкирского восстания местность южнее Кунгура была разорена. По окончании восстания в местных сёлах были выстроены укрепления, превратившие их в остроги.
РГАДА ф.350 оп.2 д.1625 Сказки посадских людей, государственных, черносошных крестьян, бобылей … Кунгурско уезда. 1719г. 1719 года ноября в 1 день, по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя в Белыя Росии самодержца... (л.699) Ильинского острожку (л.748об.) Деревни Мезенцевы (л.749) В ызбенке Исак Иванов сын Резвухин, сказал пятьдесят де ему лет, да у него ж на подворье брат его родной Иван, пятьдесят де ему пять лет, у него дети: Никифор девяти, Павел пяти, Кирило трех лет, а больши де того никого у него мужеска полу нет… (л.753) Деревни Белого озера (л.754об.) В ызбенке Григорей Петров сын Овчинников 42 ..., да у него ж на подворье ... Парфен Иванов сын Резвухин пятидесяти лет, у него сын Фома десяти лет, а больши де того у него никого мужеска полу нет… (л.821) При переписи дворового числа Ильинского острожку бурмистр Яков Мозгляков, соцкие: Сысой Ермаков, Марко Пашков, десятники: ... Парфен Резвухин ...
Брат Исака Парфен отмечен в переписи ещё и как десятник, то есть выборный человек, старший в некоторой группе.
У Исака Резвухина по всей видимости не было сыновей и в результате фамилия в следующей переписи уже не встречается. Но в 1713 году у него родилась дочь Анна, которая около 1732 года венчалась с Федором Чечушковым.
***
Если для Резвухиных перепись 1719 года по сути последняя. То для семьи Чечушковых это первый (самый ранний) документ у нас имеющийся. Как появилась фамилия не ясно. Первый известный представитель Фалалей Киприянов 1672 г.р. В переписи 1719 года Фалалей указан выборным человеком, но семья в переписи отсутствует. К сей скаске по велению (л.918об.) по велению бурмистра Михаила Татауровых, десятника Григорья Власова, Выборного Фалалея Чечушкова по их велению Михаил Безсонов руку приложил.
Два года спустя в дополнительной переписи причина отсутствия семьи в переписи 1719 г. объясняется.
РГАДА ф. 350. оп. 2 д.3828. 1721 г. Сказки государственных черносошных, епископских крестьян... Кунгурского уезда, 1721 г. (л.178) деревни Янчиковы (л.178об) Фалалей Киприянов сын Чечюшков сказал у него сын Емельян 20 лет, в первых и в пополнительных скасках неписан для того, что был в отлучности в Казанской губернии, у него ж дети Петр 2, Тарас полугоду, которыя в скасках неписаны. (л.181) Вятцкого епископа старожилы Фалалей Чечюшков, Степан Бурков, Михайло Татауров, Григорей Власов сказали противо де присланного Царского Величества печатного указу тоя деревни крестьяня и бобыли и свойственники и нищыя от сущаго младенца и до престарелости к свидетельству о ? утайке и о прописке душ мужеска полу были и написаны в настоящей 721 и в нынешнем 720 годес все без утайки.
Причина обозначена так «был в отлучности в Казанской губернии», что не даёт конкретики, так как Кунгурский уезд так же в этот момент принадлежал Казанской губернии. Так же у нас имеется и социальный статус «вятского епископа старожил». Деревня Янчикова Тохтаровой пустыни возникла незадолго до переписи, из чего можно предположить, что Чечушковы в Кунгурский уезд переселены из монастырских земель с Вятки. Около 1732 года сын Фалалея Федор венчался с Анной Исаковой Резвухиной, у них известны шестеро детей.
РГАДА ф.350 оп.2 д. 1630 - 1747 гг. Книга переписная мужеска полу душ Казанской губернии, Пермской провинции, города Кунгура с уездом 1747 г. (л.105) Кунгурского уезду, Тохтаревской богородской пустыни, дому Вятского архиерея крестьяне (л.107) Тоя ж пустыни деревни Янчиковы, дому вятского Архиерея крестьяне. (л.109об) Написанной в прежнююю перепись крестьянин 1875 Емельян Фалелеев сын Чечешков 42 (л.110об) Написанной в прежнюю перепись крестьянин 1889 Леонтей Фалелеев сын Чечешков 38, у него братья в прежнюю перепись написанные: 1890 Федор 32, 1891 Петр 25, 1892 Тарас 23 1/2; после переписи рожденыя у Леонтья дети: 1893 Аврам 16, 1894 Дмитрей 9; у Федора дети: 1895 Антон 15, 1896 Киприян 5, 1897 Стафей 3. (л.113об) В прежнюю перепись прописныя: 1943 Фалалей Киприянов сын Чечюшков 75, у него брат 1944 Ананья 49, (л.114) у Фалалея дети после переписи рожденныя: 1945 Трифан 21, 1946 Денис 20, 1947 Яков 14, 1948 Емельян 7; у Ананьи сын 1949 Иван 22.
То что семья оказалась не в государственных крестьянах, а в монастырских имело некоторый плюс для Кунгурского уезда. В 1730-1740 года здесь возникло множество заводов, к которым были приписаны государственные крестьяне. Монастырских эта участь не коснулась. К 1758 году Киприян Федоров Чечушков венчался с Агрофеной Тимофеевой Коптеловой. В 1768 году у них родилась дочь Анна.
РГАДА ф. 350. оп. 2 д.1640. 1762-1764 гг. Сказки о монастырских, архиерейских государственных (русские, татары, мари) крестьянах Кунгурского уезда. (л.7) 1762 году июля дня Казанской губернии, Пермской провинцы Кунгурского уезду, вотчины ахиерейской, деревни Янчиковы Федор Фалелиев сын Чечюшков (32 л.) 47 л.; (л.16об.) – у него жена Анна Исакова дочь сорока девяти лет, взята Ильинского острожку Кунгурского уезду у государственного крестьянина Исака Резвухина з добровольного с ним согласия; у них дети написанныя в бывшую ревизию: Антон (15 л.) 30 л., Киприян (5 л.) 20 л., рожденной после ревизии Диомид 15 л.; дочери: Агафья дватцати девяти лет, выдана в замужество в Кунгурской уезд в Егорьевское село за государственного крестьянина Евтихия Тутькина, Матрена дватцати осми лет, выдана в замужество в Кунгурской уезд села Медянского за государственного крестьянина Григорья Будрина;—у Антона жена Евдокия Васильева дочь дватцати пяти лет, взята Кунгурского уезду Медянского острожку у государственного крестьянина Василья Елкина з добровольного с ним согласия; у них сын рожденной после ревизии Иван 7 л., дочери девки: Евдокия тринатцати лет, Марина пяти лет, Дарья двух лет; —у Киприяна жена Агрофена Тимофеева дочь дватцати девяти лет, ( л.17) взята Кунгурского уезду села Медянского у государственного крестьянина Тимофея Третьякова [правильно: Тимофея Иванова Коптелова] з добровольного с ним согласия; у них дочь Гликерия четырех лет.
В 1764 происходит заметная перемена в жизни монастырских крестьян. В результате секуляризации (изъятие церковной собственности в пользу монархов) монастырские крестьяне переданы под управление коллегии экономии (манифест Екатерины II от 26 февраля 1764). От чего эта категория крестьян получила название «экономические крестьяне». Им была отдана часть монастырских земель. Всего в России было около 2 миллионов экономических крестьян (обоего пола). Для них барщина или натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. Возможно после этого события Чечушковы сменили место проживания и поселились в д. Шарынина села Медянского (на расстоянии около 20 км от д. Янчиковой), откуда родом была жена Киприяна Чечушкова – Агрофена (Коптелова). В 1791 году Анна Киприянова Чечушкова венчалась с Родионом Шляпниковым. Анне было к этому моменту 23 года, а Родиону исполнилось 17.
ГАПК 109-1-148 Метрическая книга с. Опачевка Тресвятской церкви (л.59) генваря 1791 года браками венчались №5 число 17, тоя деревни [Грызановой] крестьянин отрок Родион Лаврентьев сын Шляпников, с крестьянскою Мидянского приходу деревни Шарынины Киприяновой дочерью Чечучковых девкою Анною.
С этого момента история переходит к роду Шляпниковых.
|
Тема: История семьи: Окунцовы, Коптеловы, Резвухины, Чечушковы 19.08.2024, 8:00
В XVI веке посредством деятельности магнатов Строгановых осваивались земли верховьев Камы. В 1558 году основан Кайгород для защиты русских земель от набегов кочевников. Возникший Кайгородский уезд заселялся преимущественно выходцами из Вятской, Пермской, Двинской и Яренской земель. Основным занятием был извоз и охота на пушных зверей, так как климат здесь не способствует сельскому хозяйству. Постепенно вокруг Кайгорода начала формироваться сеть поселений, в основном привязанных либо к р. Каме, либо к Сибирской дороге. Это нашло отражение в административном делении уезда. Земли вокруг Кайгорода, привязанные к тракту, составили основу для формирования Подгородной волости уезда, тогда как земли вдоль верховий р. Камы составляли отдельную административную единицу – Зюздинскую волость (примерно сегодняшняя территория Афанасьевского муниципального округа Кировской области). В XVI так же формируется Волосницкая волость. Расположилась она между Кайгородом и Зюздинской волостью. В переписях второй половины XVII века это место упоминается под названием «погост Георгиевской».
В деревне Тихой Волосницкой волости Кайгородского уезда проживала семья Окунцовых. Стрший представитель семьи Моисей около 1600 года рождения. Фамилия происходит от прозвища Окунец, которое является производным от глагола «окунеть», что означало сменить шерсть, т.е. линьку. Второй вариант просхождения прозвища Окунец от рыбы Окунь.
В связи с тотальной бедной захватившей весь Кайгородский уезд в XVII веке, происходит массовый отток крестьян из этого региона. Уезжают и сыновья Моисея – Матфей и Михаил приблизительно к 1640 году. Проделав путь порядка 450 км на юг и восток, Окунцовы прибывают в вотчину Федора Строганова и останавливаются в сельце Серга Сылвенского острога. Острог был заложен в 1570 году Строгановыми для защиты территории от набегов кочевников. Здесь у Матфея родились трое сыновей.
Освоение новых территорий продолжалось, и к 1648 году возведён острог Кунгур, создаётся Кунгурский уезд. Для заселения этой местности по царскому указу сюда зачисляют «новоприходцев», а так же крестьян с близлежащих уездов. Часть крестьян Строгоновых так же выведены на Кунгур.
РГАДА ф.137 оп.Соликамск д.1, 1648 г. Переписные и «селебные» книги «прихожих» посадских людей Кунгура и крестьян Кунгурского уезда. (л.2) Лета 7156 году (1648) по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу и по грамотам (л.181 об) Вывезен из-за Федора Строганова прихожей крестьянин Кайгородцкого уезду Волосницкие волости деревни Тихие Матюшка Моисеев сын Окунцов с детьми с Онтипкою да с Феткою да с Куземкою и поселен на Кунгуре. (л.187 об) Вывезен из-за Федора Строганова прихожей крестьянин Кайгородцкого уезду Волосницкие волости Мишка Моисеев сын Окунцов с сыном с Андрюшкою и поселен на Кунгуре.
Таким образом семьи Матфея и Михаила Окунцовых оказались в Кунгурском остроге. Здесь у Матфея родились ещё два сына Мефодий и Епифан. Жизнь здесь была не простой, в 1648–1650 гг. сообщалось, что «построены на Кунгуре и в Кунгурском уезде крестьяне жильем, а место де на Кунгуре украинное и проезжия дороги у них в Сибирь нет, леса черные и заломные, и места топкия, и грязи и болота большия».[ Шишонко В. Н. Пермская летопись: в 7 т. Третий период. Пермь, 1884. С. 99, 110.]
Продвижение русской колонизации вызвало башкирское восстание 1662–1664 гг., которое охватило обширный регион, в т. ч. и Кунгурский уезд. Восставшие сожгли и разграбили Кунгур и окрестности. Не мало жителей погибли и были уведены в плен. Против ногайских и казанских башкир правительство направило крупные силы во главе с казанским воеводой. В 1663 г. Кунгурский острог был заложен вновь и стал опорным пунктом для дальнейшей колонизации. Новый острог построили в 20 км ниже по реке Ирени, где она впадает в р. Сылву. Но на старом месте жители остались, и называлось оно в дальнейшем село Троицкое (сегодня село Троицк). Семья Михаила Окунцова возможно погибла или была уведена в плен, так как больше в переписях не встречается. У Матфея трое младших сыновей Кузьма, Мефодий и Епифан пережили этот погром, им было приблизительно от 10 до 17 лет. Про остальных членов семьи сведений нет. Мефодий записался в стрельцы и нёс службу в новом Кунгуре. Кузьма и Епифан остались в селе Троицком, но после 1679 года Кузьма переселился в село Тазовское в 50 км восточнее. В 1684 и 1686 у Епифана родились сыновья Мосей и Селиверст.
РГАДА ф. 1209. оп. 1 д.226. 1679 г. Кунгурская книга переписная церковным и посацким, стрелцовым и пушкарским, селам и деревням переписи Дмитрия Жукова да подьячего Петра Асматова 187 году. (л.2) Лета 187 генваря в 20 де(нь). (л. 60 об.) Да в селе ж Троецком крестьяня (л. 64 об.) в бобыли Коземка да Епишка Матфеевы дети Окунцовы.
РГАДА ф.214. оп.1. д.1254. 1703-1704 г. Переписная книга города Кунгура и уезда переписи тюменского сына боярского И.Т.Текутьева 1703-1704. (л.5) Того села Троицкого крестьяне (л.53) Во дворе Епифан Матфеев сын Окунцов у него дети Мосий 20 Селиван 18 родился он Епифан в том же селе Троицком
В конце 1680х русские крестьяне самовольно стали заселять верховья реки Ирени и земли вдоль реки Медянки. То есть продвинулись до 50 км к югу от Кунгура. В 1692 г. пустынь Тохтаревского монастыря получила поступное письмо ясачного татарина Кураза Кучукова. Он дал в своей вотчине по обе стороны р. Медянки «с вершины и до устья» до р. Телесу место под мельницу. Здесь монастырь стал селить своих крестьян с Вятки. Интересы государственных крестьян и столкнулись с интересами монастыря. В 1695–1699 г. шёл земельный спор между кунгурцами и Вятским архиерейским домом. С середины 1690х известны множество деревень и сел здесь появившихся. В том числе деревни Ясыл, Медянка, село Ильинское Орда тож, Суда и др. В 1708 году, во время нового башкирского восстания местность южнее Кунгура была разорена. Особо пострадали сёла Суда и Медянка с деревнями, жители которых большей частью были убиты или уведены в плен. Только немногим удалось спастись в местных лесах. По окончании восстания в местных сёлах были выстроены укрепления, превратившие их в остроги.
В начале XVIII века в Ясыле строится церковь, населённый пункт становиться селом – Покровское Ясыл. У села появляется территория с деревнями. В одну из них переселяется семья Окунцовых.
РГАДА ф.350 оп.2 д.1625 Сказки посадских людей, государственных, черносошных крестьян, бобылей … Кунгурско уезда. 1719г. (л.698) 1719 году ноября 1 дня (л.823) Кунурского уезду, села Покровского Ясылу крестьяне (л.837) Деревни Яберевы Во дворе Селиверст Епифанов [правильно - Епифан Матфеев] сын Окунцов, сказал семдесят де ему лет, у него сын Селиверст тритцати лет, у него дети: Парфен дватцати, Иван восми, Трифан году, а больши де того у него мужеска полу никого нет…
Интересно, что к этому времени в переписях до сих пор упоминается пустой двор Окунцовых в селе Серга вотчины Строгановых. Хотя с момента их отъезда прошло уже более 60 лет.
РГАДА ф. 214. оп. 1 д.1497. 1711 г. Переписная книга 1711 года вотчин именитого человека Г.Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева Лета 1711-го генваря в __ день (л.1069) Вотчина евож имянитого человека господина Григория Дмитриевича Строганова село Серга а в нем ... (л.1079) Да с переписных книг в писках 186-го году писаны дворы и дворовые места пустые (л.1079об.) Место пустое Матфея Мосеева сына Окунцова выведен на Кунгур во 156-м году и ныне то место явилось впустеж
Кунгурский уезд является предуральем, здесь достаточно полезных ископаемых. С 1703 года по указу Петра I начинается строительство заводов и крестьяне ближайших деревень обязываются периодически работать на нужды этих заводов. В том же 1703 году произошло крестьянское восстание, которое в целом ситуацию не изменило. А с 1730х строительство заводов начинается в Кунгурском уезде повсеместно. Для обеспечения их рабочей силой правительство приписывает государственных крестьян к заводам. Приписные крестьяне – государственные и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. Прикреплялись они без срока, то есть навечно. Из приписных набирались рекруты, которые становились мастеровыми на заводах. Формально крестьяне оставались собственностью государства, но на практике промышленники эксплуатировали и наказывали их как своих собственных. Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян. По указу 1807 г. приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. Данная категория крестьян ликвидирована в 1861-1863 годах с отменой крепостного права. Крестьяне работали на заводы в определённые месяца: март и апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. В остальное время они имели возможность заниматься собственным хозяйством. Летние период с мая по август, важный для сельского хозяйства, оставался свободным. Крестьяне выполняли такие работы, как рубка дворов, обеспечение заводов углем и дровами, перевозка грузов. А так же привлекались к экстренным работам (стройка плотины, ремонт обрушений).
В 1741 году жители деревни Яберевы «приписаны к партикулярным статского советника Никиты Демидова к Сергинскому и Шайтанскому его железным заводам».
РГАДА ф.350 оп.2 д. 1631 - 1747 гг. Книга переписная мужеска полу душ Казанской губернии, Пермской провинции, города Кунгура с уездом 1745 г. (л.1014) села Покровского Ясылу тож (л.1024) деревни Яберевы государственные черносошные крестьяне которые приписаны к партикулярным статского советника Никиты Демидова к Сергинскому и Шайтанскому его железным заводам в 741 году Написанной в прежнюю перепись крестьянин 15151 Селиверст Епифанов сын Окунцов 92 [правильно - 56, ошибка следует из переписи 1719 г, в которой перепутан Селиверст с его отцом Епифаном] у него дети в прежнюю перепись написанные: 15152 Парфен 34, 15153 Иван 30, 15154 Трофим 23 после переписи рожденные: 15155 Карп 21, 15156 Кондратей 20
Приблизительно в 1740 году Ирина Окунцова венчалась с Тимофеем Коптеловым. Тимофей был старше на 20 лет и для него вероятно брак был вторым. Семья проживала в д. Шарынина села Медянского. Фамилия Коптелов происходит от прозвища Коптел (Коптелый). Прозвище, возможно, означало тёмную кожу – закопчённую (от профессии), загорелую или от природы. Но есть и другие варианты: выходец из черни (простолюдин), усидчивый, устремлённый человек (коптеть – быть усердным в работе), а так же коптель – это приспособление для копчения, с помощью которого подвешивали что-то (например, рыбу) для копчения. Первое имеющееся упоминание семьи, а точнее только одного представителя имеется в переписи 1721 года.
РГАДА ф. 350. оп. 2 д.3828. 1721 г. Сказки государственных черносошных, епископских крестьян... Кунгурского уезда, 1721 г. (л.67) деревни Шарынины (л.68об) крестьяне ..., Тимофей Иванов сын Коптелов 20 лет
Судя по тексту молодой Тимофей Иванов переселился в Кунгурский уезд в поисках лучшей жизни, откуда – информации не найдено. В 1739 году Коптеловы приписаны к партикулярным Иргинским медеплавильным заводам Петра Бизирского.
РГАДА ф.350 оп.2 д. 1631 - 1747 гг. Книга переписная мужеска полу душ Казанской губернии, Пермской провинции, города Кунгура с уездом 1747 г. (л.1150) села Никольского Медянки тож (л.1196) деревни Шарынины государственные черносошные крестьяне которые приписаны к партикулярным Петра Бизирскому Иргинскому медеплавильным его заводам в 739 году. (л.1199) 18561 написанной в прежнюю перепись крестьянин Тимофей Иванов сын Коптелов 42 у него дети после переписи рожденные 18562 Федор 4 18563 Михайло полугоду
В 1740 году родилась Анна Тимофеева Коптелова, которая примерно в 1758 году венчалась с Киприяном Федоровым Чечушковым.
РГАДА ф. 350. оп. 2 д.1637. 1762-1764 гг. Сказки о монастырских, архиерейских государственных (русские, татары, мари) крестьянах Кунгурского уезда. (л.190об) 1762 году июля 15 дня Медянского острожку государственные черносошные крестьяне (л.256об) деревни Шарынины государственные черносошные крестьяне (л.263об) Тимофей Иванов сын Коптелов (42) 59; у него жена Ирина Парфенова, 40, взята с. Ясыльского у Парфена Окунцова; у них дети нап. в бывшую ревизию Федор (4) умре 1762; Михайло (полугоду) 17 1/2; у него ж дочери Агрипина, 22, выдана в замужeство Вятской епархии архиерейской вотчины д. Янчиковы за Киприяна Чечюшкова (л.264) ; девка Татиана 20
РГАДА ф. 350. оп. 2 д.1639. 1762-1764 гг. Сказки о монастырских, архиерейских государственных (русские, татары, мари) крестьянах Кунгурского уезда. (л.443) 1762 году августа 21 дня Казанской губернии Пермской провинции Кунгурского уезду села Покровского Ясылу тож государственные черносошные крестьяне ... (л.487) деревня Яберева (л.487об) Селиверст Епифанов сын Окунцов (92) [правильно - (56)] умре в 1746 году, (л.488) у него дети написанные в последнюю ревизию: Парфен (34) 49 [реально-58], Иван (30) 45 [реально-51], Трифан (23) умре в 1759, Карп (21) 36, Кондратей (20) 35; дочери: Дарья 50, Дарья 40 выдана в замужество Медянского острожку за государственного черносошного крестьянина Исака Седукова; у Парфена жена Матрона Семенова дочь 50 лет [для Ирины Парфеновой вероятно мачеха], взята того ж Кунгурского уезду села Тихоновского у государственного черносошного крестьянина Семена Борболина по добровольному договору, у них сын рождённый после ревизии Тарас 14, дочери Офимья 25 лет выдана в замужество того ж села д. Ключика за государственного черносошного крестьянина Саву Богомолова.
|
Тема: История казаков Забалуевых. 11.08.2024, 20:46
В XVIII веке в Башкирии в крепости Ельдяк на реке Уфе служили казаки Забалуевы и Крыловы. Крепость появилась в 1736 году. Ответа на вопрос, откуда были набраны первые ельдякские казаки нет. Есть предположение, что в период освоения просторов Урала служилых людей власти набирали из числа «волгжан», т. е. беглых, осевших на берегах Волги и промышлявших грабежами торговых судов казаков. Основу их составили донские казаки, некогда принимавшие участие в кампаниях Степана Разина, а после подавления восстания ушедшие на восток (последняя четверть XVII века, примерно за пол века до появления Ельдяка). До возникновения Ельдякской крепости, в этих местах на реке Уфе со скалистых склонов не редко происходили нападения разбойников на проходившие по узким местам суда. В подтверждение на счёт этой версии есть несколько косвенных свидетельств. К примеру, в период Пугачевского бунта и после него, атаманами крепости были Афонасий и Семен Шеметовы, род которых возможно идёт от одного из товарищей Стеньки Разина – Игнатко Шеметова [В. С. Кобзов. Казачий род Шеметовых.]. Так же в Ельдяке сохранялись некоторые традиции донских казаков, пели донские песни. Например, из свадебной песни: Ехали казаки из Дону до дому, Пидманули Галю, забрали с собою. Ой, ты Галю, Галю молодая Пидманули Галю, забрали с собою. Другой вариант заселения Ельдякской крепости – это вербовка казаков непосредственно на Дону. Есть документы о вербовке казаков в XVIII веке из Донских станиц на Царицинскую линию и в крепости Кавказа. Вполне мог быть набор и для укомплектования крепости на Уфе. И в этой версии так же основу Ельдякской крепости составляют донские казаки. Не случайно почти все фамилии ельдяцких казаков встречаются в списках войска Донского XVIII века.
Фамилия Забалуев однако на Дону в 1й трети века не замечена. Но в этот период на Дон прибывает много запорожских казаков. Среди которых и могли быть Забалуевы, некоторые из которых могли по прибытии сразу завербоваться в крепость на Уфу, а другие остаться на Дону. Имеется такое высказывание местной жительницы Нины Бурмасовой так же о её предках Забалуевых: "Семейная легенда гласит: ветвь моего отца идёт от казаков Запорожской сечи." Откуда происходит сама фамилия Забалуев не известно. Можно предположить от слова «баловаться», но подтверждений этому нет.
Крыловы давние жители Дона. Эта фамилия фиксируется среди местных казаков не раз уже на протяжении XVII века. О более раннем периоде судить сложно, ввиду малочисленности источников данных. Документальных подтверждений тому, что Крыловы с Дона и в Ельдякской крепости родственники нет, но это вполне возможно. Фамилия эта связана с станицей Зимовейской, сегодня станица Пугачёвская в Котельниковском районе Волгоградской области. Данный населённый пункт является родиной казацкого атамана Емельяна Пугачёва и, вероятно, Степана Разина. Фамилия Крылов имеет две основных версии происхождения. Одна – от ловцов или охотников на птиц. Другая (видимо более вероятная) происходит от имени Крил. Как следствие – исходно фамилия была Крилов. И в документах XVIII века фамилия не редко пишется именно в этом виде.
Итак, несколько десятков семей донских казаков в 1736 году оказываются в Башкирии. В их числе семьи Забалуевых и Крыловых, по именам известны Клементий Забалуев и Миней Крылов, которым было на тот момент лет по 10. Из описания местности в XIX веке: село Ельдяк расположено по возвышенности правого берега реки Уфы, в 90 верстах от уездного города Бирск. Пашня расположена по низменному берегу р. Уфы и по плоской возвышенности холмов, есть 6 оврагов. Орошается р. Уфой и многими озерами и болотами. Почва разная: чернозем, суглинистая, супесчаный чернозем, иловатая и супесчаная; черного и серого цветов, глубиною 2–6 вершков [~ 10-25 см], плотная и рыхлая. Севооборот - трёхполье. Сеют: рожь, овёс, гречу, просо, горох и пшеницу. Удобрение практикуется. Орудия труда: полусабан (вид плуга), соха, борона. Огороды разводятся для себя. Скотоводство – хозяйственное. Лес по плоской возвышенности холма и по его крутому склону. Насаждение редкое, испорченное порубками и скотом.
Ельдяк (иллюстрация)
Елдяцкая крепость основана в 1736 году на правом берегу р.Уфа, в 160 верстах к северо-востоку от Уфы. Рычков П. И. в 1762 г. писал, что «... Звание её происходит от башкирской Ельдяцкой волости, ибо стоит на земле той волости башкирцев ... построена ... для всяких наблюдений за башкирцами Сибирской дороги, и чтоб требующиеся из Екатеринбурга железные припасы, получая сухим путём, отправлять отсель до города Уфы водою... Гарнизону в ней ныне половина роты пехотной, да служивых казаков 100; жительство дворов со 100; церковь во имя Нерукотвореннаго образа Спаса; [крепость] укреплена с наружной стороны оплотом».
Все казаки служили до тех пор, пока были в силе, в отставку увольнялись только лишь за увечьем и дряхлостью. Состоя на службе, никакого содержания от казны не получали, а кормились со своей земли. До 1768 года казаки владели землёй вместе с башкирами, затем по указу Уфимской провинциальной канцелярии сделан им отвод. В 1768 году по требованию губернского начальства атаман ельдяцких казаков сделал отчёт о казачьем землевладении при Елдяцкой крепости. Он сообщил, что «отвода земли для хлебопашества и по ныне не сделано, посему хлеб сеется на башкирской земле, а они башкирцы, как в земледелии, так и в прочем, например по постройке мельниц, чинят казакам препятствия». Впоследствии по договору 24 июля 1794 года казаки получили в аренду землю на 20 лет. У Клементия Забалуева нам известны двое сыновей Федор 1746 г.р. и Петр около 1750 года рождения. У Минея Крылова известны трое сыновей Трофим, Егор, Фотий и дочь Матрена.
К 1773 году, началу восстания Пугачева, в Ельдякской крепости, имевшей статус пригорода, насчитывалось более 100 дворов и 600 человек. Гарнизон во главе с атаманом Старковым составляли 98 казаков Елдякской станицы Оренбургского казачьего войска (русских и новокрещённых – башкир и татар). В Ельдякской крепости «брожения» начались с осени 1773, когда до казаков дошли сведения о восстании. Гарнизон поделился на две группы: атаман Старков возглавил «проправительственную партию», есаул Шеметов повстанческую. В ноябре из-за волнений среди казаков присутствующий елдякской конторы титулярный советник П.Ершов выехал за военной помощью в Уфу. Но путь был перекрыт повстанцами, и он направился в Кунгур, а затем в Казань. К декабрю пугачёвцев стало большинство и крепость присоединилась к восстанию. Но Старков с единомышленниками сохранили свои взгляды до конца конфликта (в конце восстания Старков участвовал в поимке Семена Шеметова). Когда крепость присоединилась в пугачевскому движению атаман Старков был отстранён от должности и заменён есаулом А.П. Шеметовым. Старков предпринимал попытки вернуться к должности, с помощью части казаков. Первая экспедиция ельдякцев состоялась в самом конце 1773 или в начале 1774 года и, повидимому, включила самых активных казаков (не исключено участие Петра Забалуева). Группа казаков с тремя пушками с участием Семена Шеметова пополнила войско повстанцев осаждавших Уфу. Осада началась с 24 ноября 1773. Штаб осаждавших располагался в селе Чесноковке за рекой Белой. Руководил повстанцами И. Н. Зарубин-Чики, именовавший себя «граф Чернышев». Из журнала боевых действий: «16 числа генваря [1774 г.] пополуночи в третьем часу из города [Уфы] выслана была за Белую реку к чесноковской стороне команда на лыжах в числе дватцати пяти человек, конных при атамане Бурцове и президенте Иконникове до осмидесят человек казаков и купцов, которым приказано забратца потаенно, высылаемых от Чесноковки к городу, заняв дороги, переловить. ... елдяцких три [казака], нагайбацкой один, и из ясашных татар один пойманы, и в добычю взято пять лошадей с седлами и с их огненным оружием. ... А пойманные по привозе показывали, что начальники их злодейские хотят на город Уфу неотменно нападение зделать и оной раззорить, и что у них пушек елдяцких – три, табынская – одна, да прежних з заводов привезенных – двенатцать, а всего шеснатцать; пороху – пуд до дватцати, и сказывали о следующей в город Уфу чрез Мензелинск воинской гусарской команды.» [РГАДА. По материалам с сайта vostlit.info]
В штаб осаждавших в Чеснокову из Ельдякской крепости в числе ватаги атамана Афанасия Шеметова ездили Петр Забалуев с Герасимом Литвиновым и Игнатом Лебедевым. «и привез оттуда от самозванного графа [И. Н. Зарубина-Чики] указ, чтобы ему [Шеметову] быт во оной крепости атаманом по-прежнему». [РГАДА ф.349 оп.2 д.7248 л.14] 25 января 1774 г. осаждающие предприняли попытку штурма. Но взять Уфу не удалось. Однако в городе уже начался голод. К марту ситуация с продовольствием в городе стала критической и в ближайшее время город мог быть сдан. Но подошедшие правительственные войска разбили армию Зарубина-Чики 24 марта. В Ельдякской крепости соперничество между двумя группами казаков продолжалось. В апреле Салават Юлаев отправил в городок 200 человек с целью усмирения волнений казаков. В ходе экспедиции был наведён порядок в крепости и оштрафован на 200 рублей бывший атаман Старков, с запретом в дальнейшем атаманствовать в Ельдяке.
До июня все казаки находились в Ельдяке. После чего две группы ельдякских казаков присоединилсь к двум армиям постанцев. Одна направилась в сторону Осы и Казани, другая к Бирску. Первые 21 июня 1774 взяли Осу, но затем в Казани 26 июля они потерпели сокрушительное поражение, те кто выжил разбежались по домам (в том числе ельдякцы. В «бирской» команде участвовал Семен Шеметов, а значит возможно был и Петр Забалуев, который зачастую его сопровождал. В Бирском походе 4 июля повстанцы легко взяли и разграбили город. А так же захватили и сожгли Ангасякский винокуренный завод. «1774 г августа 28-го дня 70 ельдякцев были у Ангасяцкаго завода». Затем произошло столновение с командой старшины Шарыпа Киикова у деревни Кулаевой на реке Танып, в районе того же завода. 70 казаков это большинство гарнизона, так что и Петр Забалуев, вероятно, был тут. До середины сентября все ельдякцы (кто не погиб) вернулись в свою крепость.
Во второй половине сентября произошли заключительные события пугачевского восстания. Совершенно точно в них участвовал Петр Забалуев в составе войска Салавата Юлаева. Произошли столкновения отряда Салавата Юлаева и войска под командованием И. К. Рылеева. В результате 22 сентября повстанцы Салаваты были разбиты. 25 сентября 1774 года крепость Ельдяк была захвачена подполковником И. К. Рылеевым вместе с денежной казной и солью. Сообщение Рылеева в Уфимскую провинциальную канцелярию. «Сего сентября 25 числа я с вверенным мне деташаментом [войском] в Елдяцкую крепость прибыл благополучно. Будучи ж в марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою [Салават Юлаев] имел прежестокое сражение, у котораго было злодейской толпы до трех тысяч человек. Но храбрами ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись: оставевши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакова не было. ... По прибытии ж моем в Елдацкую крепость найдены живущие во оной люди в великом заблуждении, так что никакого сведения в нынешняя времена о разных произшествиях не имеют. ... При Елдацкой крепости. Сентября 25 дня 1774 года. Подполковник Рылеев.»
Из допроса казака Елдякской крепости С.П. Шеметова о пребывании его в отряде Салавата Юлаева в сентябре 1774 г. «...когда господин подполковник Рылеев командою шёл к Елдяцкой крепости, то оной вор Салаватка [Салават Юлаев] к ним [казакам Ельдяка] прислал письмо, чтоб им, собрав казаков, всех до одного человека противу оного господина подполковника выходили. Почему он [Шеметов] наперед к нему Салаватке и выехал. ... По разбитии ж того Салаватки зборища [Шеметов] заехав в Елдяцкую крепость, убоявся того, что оной господин подполковник будет в их крепость, бежал к оному Салаватке сам собою. А хотя [с ним] и еще их казаки Петр Забалуев, Иван Курочкин, Максим Лебедев, Иван Кузнецов-Меньшой, к нему. ... но они все от него разбежались. А он [Шеметов] один, сообщась с реченным Салаваткою, и пробыв с ним троя сутки, от Него бежал, и по убеге, известись о господине майоре Гагрине, к нему явился.»
После вступления Рылеева в крепость казаки, обвинённые в связях с Салаватом Юлаевым, были отконвоированы в Уфу и допрошены в Уфимской провинциальной канцелярии. Их показания были использованы канцелярией в мае–июне 1775 при доследовании деятельности Салавата Юлаева и Юлая Азналина. На месте указанного сражения возле Ельдякской крепости в 1775 году было приведено в исполнение наказание атаману восставших – Салавату Юлаеву – 25 ударов кнутом, а также вырваны ноздри и поставлены знаки на лбу и щеках. Аналогичное наказание ссылкой в Сибирь понесли и некоторые казаки примкнувшие к повстанцам. Но многие избежали наказания, например атаман Семен Шеметов, несмотря на участие в боях и командование в них ельдяцким отрядом даже сохранил свою должность атамана. Так же не был подвергнут наказанию Петр Забалуев и многие другие казаки. Об участии или не участии казаков Крыловых в повстанческом движнии сведений нет. Крепость вернулась к мирной жизни. Наказание за участие в восстании казаки могли избежать, в связи с тем, что участвовали в поимке или выдаче Салавата Юлаева, а так же по причине «заблуждения и неведения», отмеченных Рылеевым. То есть казаки не знали о ситуации в целом, о том что Петр III самозванец Пугачев. Со стороны правительства данная позиция была удобна, так как наказав большое число казаков ссылкой в Сибирь, будет сильно ослаблена защита приграничной территории и нужно будет затратить силы и средства на восстановление.
Некоторые ельдякские казаки и среди них Петр Забалуев за период восстания заметно обогатились. Что согласуется с вероятным участием Петра в захвате Бирска и Ангасяцкаго завода. Так как этот поход для повстанцев был удачный и они имели возможность вернуться с добычей домой. Испытывающие ранее проблемы с нехваткой земли, казаки начали активно её скупать у башкир соседних деревень. Приблизительно к началу 1780х Петр Забалуев венчался с Матерной Минеевой Крыловой. У них известны трое сыновей Маркел 1783 г.р., Иван 1784, Андрей 1788.
2 февраля 1782 г. и 19 января 1794 г. казак Ельдякской станицы Петр Забалуев заключил договора с башкирами Сунларской волости «купил на собственное своё иждивение Бирского уезда у башкирцов Сунларской волости для продовольствия своего в вечное и потомственное владение землю со всеми принадлежащими угодьями по написанным в данных от них договорах засвидетельствованных в Бирском Земском суде». [Архив РБ ф.и1 оп.1 д.1240] Забалуевы поселились на этой земле, так возник хутор Усть-Байки. После смерти Петра (между 1794 и 1811 гг) земля досталась сыновьям и племянникам Петра.
Спустя несколько лет сюда самовольно переселились государственные крестьяне из 12 домов из д. Абызово, Аскино, Айдос, Бердяш, Куяштыр. Таким образом здесь образовалась деревня Усть-Байка [Усть-Байки]. Забалуевы обратились в 1833 году в суд, что бы выдворить нежеланных гостей: «и дабы они напредбудущее время не могли нас более как несущих военную службу стеснять в поземельном владении приказать сойти им обратно на собственные принадлежащие им в тех деревнях земли…». Разбирательство затянулось на несколько лет и было закрыто в начале сороковых в связи с переводом казаков из крепости в полном составе. Таким образом Забалуевы покинули местность, земли отошли в казённое ведомство. Деревня Усть-Байки осталась крестьянам и просуществовала еще боле 100 лет. Она исчезла в связи со строительством в 1956 г. Павловского водохранилища.
Интересная заметка была опубликована в №39 Оренбургских губернских ведомостях за 8 октября 1838 года: «Объявления. Что если где найдутся неизвестно кем выкраденные, из дома отставного казака Ельдякской станицы Андрея Забалуева, вместе с деньгами 200 р. письменные документы, писанные 1782-го Февраля 2-го и 1794 года 19 дня [января], на купленную, умершим отцом его отставным казаком Петром Забалуевым у вотченников Сунларской волости Башкирцов в вечное и потомственное владение землю, то доставить оные документы в Войсковую Канцелярию.»
Крепость со временем стала селом Ельдяк Караидельского района, село так же ликвидировано в 1956 году в связи со строительством Павловского водохранилища.
Место расположения Ельдякского села.
Казаки устраивали правительство тем, что несли службу и были в основном на самообеспечении. Государство имело низкие затраты на поддержание боеспособности войска в мирное время. Но с течением времени менялся характер войн и разбросанные по обширной территории малые группы казаков стали отставать от требований к подготовке. Назрели реформы. Первым шагом было введение кантональной системы управления, Ельдякская крепость вошла в состав 3-го казачьего кантона. Далее в 1832 году в введение оренбургских казаков передали 15-верстную полосу по всей протяжённости границы со степью. Затем потребовалось казаков переселить более компактно и ближе к новой границе империи, которая была в 500 верстах от Ельдякской станицы. В числе первых переселенцев, предназначенных к смене мест жительства, оказались казаки ельдякцы. Большинство казаков восприняло это указание начальства без энтузиазма, некоторые открыто заявили об отказе покидать обжитые места. Многие решились на противостояние с властью. Дело дошло до жалоб на имя императора, но они были отклонены, в Ельдякскую был отправлен командир Оренбургского тысячного казачьего полка подполковник И. В. Падуров. В итоге протесты казаков были подавлены. «За подачу прошения на «Высочайшее имя» казак Иван Александров был подвергнут наказанию, препятствующему его возможному продвижению по службе и получению иных наград. «За подстрекательство одностаничников к отказу от переселения» были разжалованы урядники Забалуев и Гребенщиков». В августе – сентябре 1841 года они с семьями, скотом и имуществом двинулись на новые земли». Краевед И. Н. Верхотуров в книге «История села Великопетровка» писал: «Старики рассказывали, что переселение на Новую линию проводилось очень строго и круто. На сборы давали 24 часа. Хозяйки не успели вынуть калачи из печей, как все семьи погрузили на подводы и погнали за сотни вёрст в неведомые края». Новое место проживания уфимских казаков будет находиться у Джабык-Карагайского бора и называться «место водворения № 5» или «станица Велико-Петровская». «…сосновый бор Джабык-Карагай, лежащий на водоразделе между реками Уралом и Тоболом, служил для киргиз, при угоне скота и при захвате прилинейных жителей, главным притоном, где они укрывались от преследовавших их казачьих отрядов…». Часть казаков вышла в отставку и уехали «на родину», видимо на Дон и Украину, откуда век назад пришли их предки.
В начале 1800х Маркел Петров Забалуев венчался, его первую жену звали Маремьяна. У них родились семеро детей, в 1814 году – Марфа. Последний их сын родился в 1823 году, после чего Маремьяна умерла. Через год у Маркела родился сын Фёдор вне брака, его мать звали Федо́ра. Еще какое-то время спустя Маркел женился повторно, но не на Федо́ре, а на Парасковье. Со второй женой у Маркела было две дочери, всего же у него 10 детей.
15 февраля 1834 года Марфа Маркелова в 20 лет вышла замуж за крестьянина села Байки Власа Павлова Бушуева, которому было 27. Для Власа это был второй брак, в первом у него родились 6 детей, пять из которых умерли, при шестых родах умерла и жена Власа Анисья. У Марфы Маркеловой и Власа Бушуевых родились 7 детей, пять из них дожили до взрослого возраста.
|
Тема: Как правильно истолковать непонятное 3.08.2024, 13:08
Добрый день! Помогите, пожалуйста, понять записи сельхозпереписи 1917 года с. Чистюнька Алтай. Название промысла (положение в промысле): Пимокат (кру?), Мелоч. лав (сам), Шерстобит (сам)
торгово-промышленные заведения: пимокатная м. 1, мелочная лав. 1, шерстоб. м. 2
принадлежность к кооперативу, вид кооператива: не могу понять запись - Мил.су/Мил.ар. ???
Что означают эти записи? Товарищ владел мастерскими или работал в них или еще что? Мелочная лавка это что за промысел? И что за кооператив?
|
Тема: Общее ОБСУЖДЕНИЕ старых фотографий из семейных альбомов 25.07.2024, 19:31
Добрый день! У моего деда отец был сослан на поселение в Сибирь примерно в 1931-32 гг и пропал. Никакой информации о нем не известно (ни имени ни фамилии). Неожиданно родственники прислали фото, на котором предположительно пропавший. Фото сделано примерно в 1930 году, с. Чистюнька Алтайский край. Можно ли из фото получить какую-либо информацию?
|
Тема: Помощь в прочтении угасшего текста на фото и фотооткрытках 16.07.2024, 21:21
Добрый день! Помогите с распознанием записи на фото предположительно 1930х. Первичная запись карандашом. Ручкой полагаю более поздняя. Последнее слово карандашом - Марченко (фамилия тех кто на фото), а что означают остальные записи карандашом?
|
Тема: Проблемы возраста, несовпадение дат в документах 7.07.2024, 22:52
camy написал:[q] А смерти одного из них за этот год нет?[/q]
За 1874 и 1875 смертей кого-то из близнецов нет. Следующие года не проверены (пока проблема с доступом к этим МК).
camy написал:[q] Кто указан как отец и мать в крещении Евдокии за 1910 год? Или у других детей кто мать? В переписи и в метрических книгах сходится ее имя отчество?[/q]
У всех детей по МК отец Федот, мать Степанида Андреева (девичья фамилия Кастюлина). Но книг за 1905-1909 гг нет, Поэтому о Евдокии и Ульяне год рождения известен из переписи 1917 года, в которой родители так же Федот и Степанида.
За 1910 год МК есть, но никто из Чередовых там не записан. То что моя прабабушка Евдокия родилась в 1910 не факт, это примерно со слов родственников. Да косвенно по фото. Дата не известна, примерно середина 1930х, не выглядит Евдокия на 30 лет. Да и тогда с мужем должна быть разница 7 лет (старше, если считать от 1905г), муж Григорий Александрович - 1912 г.р.
|
Тема: Проблемы возраста, несовпадение дат в документах 7.07.2024, 15:44
Добрый день!
Интересует мнение форумчан по такому вопросу: Федот и Федор Чередовы один человек или два?
Из семейных рассказов прабабушка Чередова Евдокия Федоровна ~1910 г.р. отец Федор - валяльщик, сестра Ульяна, брат Кирилл (он есть на сайте память народа, с сайта Бессмертный полк известна дата рождения - 15.02.1920 г.р.). проживали в с. Чистюнька Алтайский край.
из метрических книг известно: Чередовы Федот и Федор Степановичи близнецы 01.06.1874 г.р. (рождение отца прабабушки) В МК за период 1897-1918 имеется только Федот, Федора нет. Так же по переписям 1901 и 1917 только Федот. Из этих документов известны дети Федота: Анисья 01.01.1900, Сергей 06.10.1901, Евдокия 1905, Ульяна 1909, Александра 02.10.1912, Василий 12.08.1915, Кирилл 03.02.1918.
У Федота трое сыновей, которые могли служить в ВОВ. На сайте "Память народа" есть только старший Чередов Сергей Федотович, но Чередовых Василия и Кирилла ФедоТовичей нет. Есть Чередов Василий ФедоРович 1915 г.р., но указана Омская область (возможно совпадение - теска, но может переехал). Есть Чередов Кирилл ФедоРович 1920 г.р. - брат прабабушки.
По Кириллу в интернете на военных сайтах везде указано год рождения 1920. Но из Архива Алтая ответ такой: МК за 1920 год в архив не поступало, есть записи ЗАГС, в которых за 1920 нет записи о рождении Кирилла Чередова. Зато в 1918 году родился Кирилл ФедоТович 3 февраля, то есть по новому стилю 16 февраля. День рождения Кирилла ФедоРовича 15 февраля (разница в день). Возможно ли что эти Кириллы одно и то же лицо? И тогда Федот и Федор так же одно лицо (то есть во взрослом возрасте в Чистюньке жил только один под обоими именами)? Так как у Федота есть те же дети что должны быть у Федора: Евдокия, Ульяна и Кирилл. С другой стороны Евдокия лет на 5 старше чем ожидалось.
Другой вариант, что в селе жили оба, при этом Федор не ходил в церковь - атеист. Но в этом случае в переписях все равно должны были отразить, а его нет.
|
Тема: Помогите прочитать текст (СКОРОПИСЬ до ХХ века) - 2024 6.07.2024, 7:20
Добрый день! Подскажите на фото стрелкой отмечена буква "т" или "р"? Феодот или Феодор? (на общем снимке нижняя запись) Такое ощущение что специально написано неясно, так как в других местах на странице эти буквы хорошо отличаются. Это МК 1912 года с. Чистюнька Алтай.
Для контекста: Федот и Федор близнецы 1874 г.р. Моя прабабушка Фекла Федоровна, значит ее отец Федор. Но в МК во взрослом возрасте есть только Федот, Федора нет. Пытаюсь разобраться как так получается.
|
Тема: Общие вопросы по документам ГАТО 1.07.2024, 21:18
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, возможно ли получить сведения из Ф.239 Оп.21 Д.17 - Карточки подворной переписи с.Чистюньского Барнаульской волости Бийского округа за 1897 год ?
|
Тема: Родственные связи - степени родства и троюродные браки 19.03.2024, 19:53
добрый день! Подскажите, как правильно распознать такую ситуацию. Из переписей г. Кунгура:
1719 Федор Иванов сын Чулошников 40 лет... у него подворник Афанасий Федоров сын Голдобин 11, брат Мирон 9 лет. 1722/23 Федор Иванов сын Чулошников 43 лет... у него ж шуревья: Афанасий Федоров сын Голдобин 17 лет, Мирон 14 лет. 1747 Федор Иванов сын Чулошников 65 лет... шурин Афанасий Федоров сын Голдобин 39 лет у него дети Ефим 15 лет, Федор 12 лет, Игнатий 10 лет, Мирон 1 год. 1764 Афанасий Федоров сын Голдобин 58 лет, у него жена Ульяна Иванова дочь 60 лет, взята у крестьянина Ивана Двойнишникова, у них дети Ефим, Федор, Игнатий, Мирон.
Афанасий был женат дважды, на Чулошниковой, потом на Ульяне Двойнишниковой, и дети получаются от первого брака? Запись "шурин/шуревья" означает что Федор Чулошников брат жены Афонасия, или можно еще как понять? Федор старше Афанасия лет на 30, сестры его тоже нужно полагать явно старше Афанасия. Получается "тётка за 30" совратила подростка-сироту лет 15ти?
Или другой вариант Афанасий был женат только на примерно ровеснице Ульяне Двойнишниковой, Ульяна мать записанных детей. Но в каком смысле тогда запись "шурин"? Если Федор Чулошников шурин отцу Афанасия, то была бы наверно запись "племянник Афанасий"?
|
Тема: Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне" 7.03.2024, 22:12
Добрый день! Есть описание середины 17 века, Сольвычегодский уезд, на реке Луза: В длину двора 15 саж., поперег 6 саж.; к тому ж двору овин с огуменником в длину 11 саж., поперег 6 саж.; конопляник да огород в длину 22 саж., поперег 5 саж. Подскажите, пожалуйста, что подразумевать под словом двор? 15х6 саж. (~ 30 х 12 метров) изба с пристроенным сараем?
|
Тема: Сольвычегодский уезд 3.03.2024, 18:31
>> Ответ на сообщение пользователя Gjurgi от 3 марта 2024 13:58
Уж больно много совпадений, думаю можно считать доказанным (с вероятностью 99%), что Иван Михайлов Уваров и есть Голощапов. А еще видимо он прожил лет 90. В 1647 году у него старший внук почти взрослый (возраст не вписан, второму внуку 9 лет). Т.е. внук родился условно в 1635, минус 2 поколения (50 лет) = ~1585 год. А в 1666 году (уже за 80) он получается еще жив, так как продал по купчей Матюшке Петрову Момотову жребий в д. Меньшем Сухарине.
У Ивана Михайлова два брата, старший Гурий ~1580 гр и младший Семен ~1600 гр (мой предок). Гурий живет во дворе по купчей 1540 года. Видимо с этого момента семья проживала в этой местности. А покупать мог их дед, и возможно звали его Увар. У всех остальных Уваровых даты купчих позднее. Первая перепись получается прошла 80 лет спустя после покупки первого двора, за это время Уваровы вполне могли расселиться по окрестностям.
Приятно, когда всё идеально сходится, прям редчайшая редкость
|
Тема: Сольвычегодский уезд 3.03.2024, 13:16
Иван Михайлов Уваров родом Антропьевой слободы, в 1620-25 проживал в деревне Олексеевская а Княжа тож на озере на Боюшевском. А потом переселился в д. Баюшевскую-Павловскую Ратмеровского стана, на другой стороне того же озера, между деревнями 1 км.
|
Тема: Сольвычегодский уезд 3.03.2024, 11:30
>> Ответ на сообщение пользователя Gjurgi от 3 марта 2024 11:04
Да, это вполне реально, других Иванов Михайловых в Павловской не вписано, правда к 1670м годам он умер. В 1647 один из дворов в Ратмеровском стане д.Чюпаново Взвозная тож у Ивашки Михайлова Уварова в кооперации с крестьянином из Онтропьевы слободы д.Покрышкинской (Пашкой Петровым прозвище Микулиных). Так что Иван похоже занимался "бизнесом" по двум станам.
|
Тема: Сольвычегодский уезд 3.03.2024, 9:57
Тщательно изучив переписи 1640х и 1670х версия с Уваровыми стала более реальной. У Сеньки в 1646 два сына (з Еремкою да з Дениском 5 лет), а в 1647 году уже три (+ Фетька - получается он родился в 1647). Я вычислял теоретически год рождения Федора Семенова ~1650, просто отличное совпадение. При этом Фетьки Семенова в 1670х действительно в стане нет (переезд в 1668 г), а братья его остались. Еще у Сеньки и Ивана Михайловых Уваровых в Ратмеровском стане 6 дворов в 1647г, два в д.Баюшковской Павловская тож, где живут сами и 4 по стану, в каждом из которых половники. Поэтому они вполне могли чем-то владеть и в соседней Антропьевой волости, по карте прикинул, это не так далеко - около 20 км. Поэтому Иван Михайлов Голощапов из Ратмеровского стану который прописан в Антропьевой - это видимо и есть Иван Михайлов Уваров. Кстати, у некоторых Уваровых в переписях есть и другие прозвища, например видел Богдашко и Худяков.
Решил включить их в свое древо (с пометкой что это теоретическая версия).
|
Тема: Сольвычегодский уезд 2.03.2024, 19:17
>> Ответ на сообщение пользователя Gjurgi от 2 марта 2024 18:51
Да, варианты могут быть разные. Поэтому про 1660 год интересовался. Не попадались ли вам материалы 1660 +/- 5 лет? Если у Семена найдется сын Федор, то это будет качественная версия.
|
Тема: Сольвычегодский уезд 2.03.2024, 18:11
Gjurgi написал:[q] наоборот: прозвище Голощапов сменилось на фамилию Уваров.[/q]
Не, Уваровых уже в 1620 чуть ли не пол стана, и кто-то, возможно, мог изменить фамилию.
Есть переписи 1640х и конца 1670х, а нет ли примерно 1660? Потому как приблизительно в 1650 у Семена должен был родится сын Федор, был бы еще один критерий проверки.
|
Тема: Сольвычегодский уезд 2.03.2024, 16:14
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как сопоставить информацию: Во дворе Федка Семенов сын Голощапов. Сказал: родился де он в уезде Соли Вычегоцкой Ратмеровской волости в деревне Павловской, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришел и живет в Шадринской слободе со 176-го году.
В Ратмеровском стане фамилии Голощапов нет. Деревня Павловская в двух вариантах: Деревня Баюшковская а Павловская тож, Деревня Ильинская а Павловская тож.
Есть упоминание фамилии Голощапов в Антропьевской слободе в 1645 г "владеет жеребьем пожни Присады Ратмеровского стану крестьянин Ивашко Михайлов Голощапов". За этот год в Ратмеровском трое Ивашко Михайловых. Один по фамилии Уваров живет с братом Сенькою в Баюшковской-Павловской.
Собственно вопрос могла ли фамилия Уваров смениться на Голощапов? Или есть по Ратмеровскому стану есть еще фамилия Щапков/Щапов (без "голо"), но по другим деревням, могла эта фамилия преобразоваться?
|
Тема: Генеалогия священников 7.02.2024, 22:22
Добрый день! Со священнослужителями пока мне пересекаться не доводилось, подскажите, пожалуйста можно ли что выяснить по следующему вопросу. Имеется село Малая Борла в Синбирском уезде, предположительно (сведения из интернета) основано в конце 17 века переселенцами из деревни/села Борлино Владимирской губернии. По первой ревизии в селе проживают ясашные крестьяне. Собственно вопрос, можно ли выяснить, что-то про попа Григория Федорова? Откуда он там появился?
[q] 463 Села Архангельского Любимовка тож, в нем ясашные крестьяне. Поселено оное село на речке Борле растоянием от села Николаевского [Большая] Борла тож одна верста, а от деревни Безводовки две версты, а от села Кузмодемьянского Студенец тож семь верст. При оном селе лесных угодьев, дровяного лесу длинну одна верста, поперешинку [поперек/ширина] тож. А сенных покосов при оном селе ничего нет. И того села крестьяне сенные покосы наймивают у разных помещиков и ясашных сел и деревень у крестьян. А по свидетельству сего 1723 году явилось в том селе крестьянских: [далее перепись крестьян]
474 Села Архангельского Любимовка тож. В том селе Церковь деревянная во имя Архистратига божия Михаила. При той церкви попы, а именно: поп Григорей Федоров 55 поп Назар Кирилов 25 дьякон Кондратей Афонасьев 26 у него дети Осип 4 Лаврентей 1 да при той же церкви дьячек Дементий Михайлов 20 пономарь Василий Филипов 75 К сей описи поп Назар Кирилов руку приложил.[/q]
|
Тема: ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 31.01.2024, 7:47
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, по Шукшинскому стану Пензенского уезда есть ли какие источники по священнослужителям на 1 – 2 ревизии? Интересно село Николаевское Соколовка тож (и возможно соседние села).
|
Тема: Сольвычегодский уезд 6.01.2024, 17:36
>> Ответ на сообщение пользователя Gjurgi от 6 января 2024 15:30
Да, это очень интересно, просто замечательно!
Может, еще посоветуете по другому вопросу, можно ли найти такого человека: У меня есть еще один вычегодец, но точного места откуда неизвестно (искал ранее - не нашел) - Гришка Иванов фамилия неизвестна или нет (на новом месте получил фамилию Лузин, похоже от прежнего места жительства). В 1678 году он уже на реке Сылве в Соликамском уезде (по сути Кунгурский уезд). А в 1640х он еще не родился (предположительно 1657 г.р.). Может есть какие списки пустых дворов на Лузе в 1670х???
Что имеется по Гришке Иванову: - РГАДА. ф. 1209. оп. 1 д.442. 1678 г. Переписная книга г. Соликамска слободка Здвиженская (л.102) Во дворе Лучка Иванов сын Кривоногов у него наемной человек Гришка Иванов сын вычагженин - РГАДА. ф.214. оп.1. д.1538. Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом слободка Здвиженская ... В слободке двор монастырской (л.339) Во дворе Григорей Иванов сын Луза 60 лет у него жена Анна Устинова дочь 50 лет у негож детей Петр 30 Степан 25 лет да четыре дочери девки Прасковья 20 Авдотья 10 Дарья 8 Федора 4 лет у Петра жена Федосья Павлова дочь 25 лет - РГАДА ф. 350. оп. 2 д.3300. 1719 гг. Сказки ... Соликамского уезда. на реке Сылве Воздвиженская пустыня... в слободке (л.48об.) Григорей Иванов сын Лузин 62 лет...
|
|
|