Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  VeraTroitskaya, Ухта
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

VeraTroitskaya

Вера

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Сообщения VeraTroitskaya (16)

Тема: ПЕРМСКИЙ КРАЙ
21.07.2025, 10:00

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, кто сможет. Не могу найти в ревизской сказке 1762 года по Чердынскому уезду деревню Ивачины. В перечне приписанных деревень она числится в приписанных к заводу Ивана Григорьевича Чернышева (23 человека). В погосте Верх-Язьвинском этой деревни нет.

Тема: МК и РС г. Березники, с. Усолье, с. Орел
11.03.2025, 19:56

Здравствуйте!
Кто-нибудь может подсказать, где можно приобрести книгу Варнаковой О. Н. «Жители горного города Дедюхина XVIII – нач. XX вв. (по материалам исповедальных росписей)?
Очень нужны сведения из этой книги. Наши предки были связаны с этим городом. В середине XIX века на Дедюхинском заводе работал наш предок, мастеровой Стефан Иванович Бычин.
С уважением, Вера Витальевна.


Тема: Посмотрю пермские фамилии в книге
11.03.2025, 19:53

Здравствуйте!
Кто-нибудь может подсказать, где можно приобрести книгу Варнаковой О. Н. «Жители горного города Дедюхина XVIII – нач. XX вв. (по материалам исповедальных росписей)?
Очень нужны сведения из этой книги. Наши предки были связаны с этим городом. В середине XIX века на Дедюхинском заводе работал наш предок, мастеровой Стефан Иванович Бычин.
С уважением, Вера Витальевна.


Тема: ПЕРМСКИЙ КРАЙ
11.03.2025, 19:51

Здравствуйте!
Кто-нибудь может подсказать, где можно приобрести книгу Варнаковой О. Н. «Жители горного города Дедюхина XVIII – нач. XX вв. (по материалам исповедальных росписей)?
Очень нужны сведения из этой книги. Наши предки были связаны с этим городом. В середине XIX века на Дедюхинском заводе работал наш предок, мастеровой Стефан Иванович Бычин.
С уважением, Вера Витальевна.


Тема: Фамилии по Пермскому краю
11.03.2025, 19:49

Здравствуйте!
Кто-нибудь может подсказать, где можно приобрести книгу Варнаковой О. Н. «Жители горного города Дедюхина XVIII – нач. XX вв. (по материалам исповедальных росписей)?
Очень нужны сведения из этой книги. Наши предки были связаны с этим городом. В середине XIX века на Дедюхинском заводе работал наш предок, мастеровой Стефан Иванович Бычин.
С уважением, Вера Витальевна.


Тема: ПЕРМСКИЙ КРАЙ
9.02.2025, 9:38

В декабре 2024 года в православной газете Севера России «Вера» опубликована замечательная статья Елены Григорян о нашей книге. https://vera-eskom.ru/2025/02/...viti-cerk/
После прочтения статьи захотелось снова окунуться в содержание документов более чем трехлетней давности. Предлагаю отрывок из статьи Елены Григорян:
«БЛАГОСЛОВИ, ГОСУДАРЬ, ПОСТАВИТИ, ЦЕРКОВЬ»
В мае текущего года в Сыктывкаре вышла в свет книга «Православные приходы Коми края в XVII-XVIII веках». В ней собраны самые разные архивные документы: ревизские сказки, челобитные, дела о строительстве новых церквей, указы, записки, отписки и прочие бумаги. Они открывают для любознательного читателя массу никогда ранее не публиковавшихся подробностей о церквах, существовавших на территории нынешней Коми республики, об их причте, жизни православных. Надо заметить, что стиль документов XVIII столетия разительно отличается от стиля документов поздних веков, пропитанного, а вернее засушенного канцеляризма. В бумагах XVIII века, если так можно сказать ещё слышно человеческое дыхание. Они написаны выразительным языком, оттого их так занятно читать. Точнее не сами документы, а их «расшифровка», ведь мало кто из наших современников владеет навыком разбирать почерк писарей того времени – скоропись со множеством титлов, крючков, загогулин, с бесконечной вариативностью написания одной и той же буквы. А вот авторам-составителям книги – Вере Поповой и Светлане Другак – пришлось этому умению научиться.
Вера Витальевна вспоминает: «Для понимания древних рукописей надо было освоить способ расшифровки. Он описан в книге русского архивиста и историка Ивана Степановича
Беляева «Практический курс изучения древней русской скорописи» 1907 года издания. Приходилось прямо в архивах разбираться в почерках древних писарей, причём встречались порой вовсе неразборчивые. А в Великоустюгском архиве можно было делать фотокопии, и это надолго обеспечило нас домашней работой по их расшифровке. Такое занятие очень скрасило нам период самоизоляции во время пандемии».
Вообще, нынешняя книга – достойный пример того, каким может быть плод возникшего 30 лет назад живого интереса людей к своим корням. Ведь авторы-составители не являются ни профессиональными историками, ни краеведами. Приходясь друг другу четвероюродными сёстрами, Вера Витальевна и Светлана Леонидовна начали искать информацию о представителях их общего рода Пищиков, известного в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Желание узнать о своих предках привело их в архивы, научило расшифровывать древние рукописи. По документам удалось описать историю возникновения нынешнего посёлка Троицко-Печорск, среди первых поселенцев которого (тогда ещё починка Кузьминского) были и их предки. А материала набралось столько, что хватило на книгу «Починок... погост... волость Печерская», которую сёстры издали в 2017 году.
Но как это часто случается с теми, кто всерьёз интересуется своим родословием, точку в этом занятии поставить невозможно. Кто-то «копает» вглубь веков, разузнавая о своих предках, другие же трудятся «вширь» – ищут сведения не только о родственниках, но и об их земляках –
жителях того же волости, уезда, губернии. И тогда труд этот становится интересен очень многим, потому что даёт целый срез российского общества. Пример такой работы – многолетний проект Анны Сивковой «Крестьянское родословие» (о нём мы рассказывали в № 821 – «Дело жизни»,
сентябрь 2021 г.).
Вот и Вера со Светланой, обнаружив в архивных записях факт о том, что один из их предков, священник Пётр Исидорович Попов, в 1758 году прибыл из Усть-Кулома в печерскую Троицкую церковь, решили исследовать документы по всему Яренскому уезду Вологодской губернии, к которому тогда относились и Усть-Кулом, и Печера. В результате удалось охватить 51 приход Яренского уезда. Эти земли ныне входят в состав девяти районов Республики Коми: Княжпогостского, Койгородского, Корткеросского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского и города Сыктывкара. И картина получилась очень интересная.
«НАХАЛЬНО И ХАНЖЕСКИ НЕ ПРОСИТЬ!»
Многие вопросы, стоявшие перед нашими далёкими предшественниками, ныне кажутся неожиданными. Например, как правильно разобрать ветхий храм, чтобы не прогневать Бога?
В Гамской волости староста Архангельского прихода обращается с прошением к Преосвященнейшему Иоанну, епископу Великоустюжскому и Тотемскому, дозволить строить новую тёплую церковь, а старую разобрать, так как «за древностию лет пришла в крайнюю ветхость, уже на западную сторону покривилась». Владыка Иоанн даёт подробнейшее наставление: первым делом «святый престол осмотреть, не имеется ль в том под одеждою пришитых или в столбцах положенных святых мощей или антиминсов с мощами». В случае обнаружения святынь следовало положить их в удобный ящик, запечатать и отправить со священником к епископу. Священнослужителям полагалось престол и всю ветхую священную утварь и одежды сжечь, а пепел ссыпать в реку. Храм епископ предписывал разобрать, а лес употребить «на топление печей церковных и печение просвор, а на строение и топление домов отнюдь не употреблять».
Из Пыёлдино владыке сообщили, что две ветхие церкви стоят неразобранными и под ними живут овцы. На что последовало предписание церкви под угрозой штрафа немедленно разобрать, место же, где находился святой престол, огородить деревянными обрубами – «дабы ни человеческими, ни скотскими ногами попираемо не было».
Прошения о строительстве новых храмов были написаны в чрезвычайно трогательной, даже жалобной форме – и она была, с небольшими вариациями, единой, из какого бы прихода не поступала челобитная. В 1692 году архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру били челом крестьяне Вильгортской волости: «С прошлых лет были мы, государь, сироты, в приходе Шешкинской волости Архангела Михаила. А та Шешкинская волость в дальном расстоянии, за большею рекою, и речками, и за большими болотами. И весною и осенью в роспутице многие крестьяне помирают без причастия, и жены без молитвы, и младенцы без крещения... И ныне мы, сироты, со всего мирского совета общались и приговорили церковь новую построить своей Вильгортцкой волости во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Милостивый государь, ... благослови нам, сиротам твоим, на построение церкви лес ронить и церковь построить... Государь архиерей Божий, смилуйся». Владыка Александр «указал грамоту лес ронить и церковь строить».
А из селения Пыска на реке Мезени писали так: «Мы, християне, живем у моря стуженое... От церкви Ильинской до нас, христьянишек, волоки большие, в зиме без дороги...» И разрешил владыка строить церковь Рождества Христова. А когда она вскоре сгорела, дозволил её священнику три года собирать пожертвования на храм – ходить со шнуровой книгой, занося в неё приход и расход. При этом архиерей наставляет «нахально и ханжески не просить».
ДЕЛО СВЯЩЕННИКА КОЗМЫ
Порой, как видно из документов, приходские люди просили дозволить им самим молиться в местной часовне – по причине всё той же «роспутицы» или удалённости от храма попасть на праздничные и воскресные службы не представлялось возможным. И архиерей дозволял, правда велел приходской церкви не забывать и священнослужителям её оказывать должное попечение. Надо сказать, крестьяне брали на себя обязательство кормить причт – в документах говорится, сколько хлебной руги они обязуются давать. И если Бог давай урожай, давали обещанное. Однако случался и недород, и его последствия бывали печальны как для крестьян, так и для батюшек.
В книге приводится документ 1771 года, названный так: «Дело священника Козмы Ефремова». Из него узнаём, что отец Козма, служивший в мыёлдинской Предтеченской церкви, по причине крайнего разорения и нищеты, не запросив перехожей грамоты у архиерея, вынужден был отправиться скитаться в поисках более сытного места – весь приход из-за голода разбрёлся. Такое место нашлось, и священник извещает о том Преосвященного Иоанна и просит дозволения служить там, благо и крестьяне за него просят. Однако владыка Иоанн велит ему вернуться на прежнее место, да ещё в сопровождении пристава, и впредь отлучек не чинить. Бедный священник снова пишет архиерею, умоляя отпустить на новое место – и получает епитимью: тысяча земных поклонов под присмотром другого священника, который обязан доложить епископу о выполнении. «Усмотрено», – докладывает тот. Казалось бы, тут истории и конец. Однако спустя пять лет отец Козма снова просится на приход в Нёбдино по причине того, что мыёлдинские крестьяне голодают и «довольствуются пихтовою корою». И опять ответ – «нет», а мыёлдинским крестьянам епископ велит изыскать возможности выдавать отцу Козме обещанную ему хлебную ругу... Тем бы и кончилось дело, но, к счастью для отца Козмы, нёбдинские крестьяне снова просят владыку Иоанна прислать к ним этого священника, так как их прежний батюшка уж пять лет как помре и если в скором времени не выберут они нового, то грозит им большой штраф. Наконец архиерей смилостивился – дал о. Козме перехожую грамоту. А в Предтеченский обнищавший приход достойного кандидата так и не нашлось. Спустя три года осиротевшая церковь сгорела.
А вот челобитная 1672 года на имя архиепископа Вологодского и Белоезерского Симона из деревни Палауз. Палаузские крестьяне, относившиеся к приходу храмов Святителя Николая и Прокопия Устюжского в Пыёлдино, просят епископа: «Пожалуй и благослови нас, бедных сирот, по обещанию нашему храмовой лес ронить и воздвигнуть храм на пустынном месте во имя Пресвятыя Богородицы Владимерския... мы, бедные крестьянишки, живем от церквей Божиих и от священника сухим путем за сорок верст, а водою за пятьдесят верст. И для того дальня растояния без священника многие мы, крестьянишки, без Даров и без покаяния помираем, и младенцы наши без крещения помирают». Прошение было удовлетворено.
Огромные расстояния и разлив рек порой были причиной ситуаций, которые ныне нам кажутся дикими. В 1780 году жители деревушек Слудка и Новая Заимка Палевицкого прихода жаловались владыке, что весной и осенью тела умерших нет возможности доставить в приходской храм, отрезанный от них большой водой и расстоянием, поэтому приходится по пять-шесть недель держать тела умерших в домах... Вот и просят архиерея дозволить им распечатать две упразднённые часовни недалеко от их деревень, чтобы оставлять покойников там и читать над телами часы, пока не появится возможность добраться до церкви и предать тела земле на погосте. На что архиерей ответил, что часовни распечатать можно, но лишь для хранения тел, а самим читать по книгам не дозволяется.
Здесь следует сказать о том, что через всю книгу проходит ощущение северного крестьянства как свободной силы. В то время как в центральной России крестьяне были закабалены, население, проживающее на Русском Севере, включая жителей территории нынешней Коми республики, не знало крепостного права, являясь государственными крестьянами. Каждая из деревень, входящих в состав волостей, была отдельной крестьянской организацией. Все важные вопросы решались посредством «мирского» схода и выбираемого из крестьянской среды управления. Крестьяне сами подыскивали – «излюбляли» – достойного кандидата в священники и обращались с челобитной к правящему архиерею, чтобы, говоря современным языком, тот утвердил кандидатуру.
Было немало грамотных крестьян – умевших и по книгам читать, и «руку приложить», то есть писать. За тех же, кто грамотой не владел, руку прикладывали грамотные. Среди сотен документов нет ни одного, где бы говорилось о том, что крестьяне как-то набедокурили, проявили непочтение к священнику или храму. Напротив, документы, будь то челобитные или опись церковного имущества, рисуют образ крестьянина XVIII века как богобоязненного, боголюбивого, пекущегося о храме Божием. Крестьяне покупали для приходского храма святые образа и всю утварь, следили, чтобы храм был в порядке, выделяли хлеб на прокорм священнослужителей. (В одном из документов читаем, что епитрахиль куплена приходскими крестьянами на «луковые» деньги – очевидно, продали лук – и приобрели её для своего батюшки.)
Да и владыки не строжили православный народ. Кроме упомянутой епитимьи в тысячу поклонов отцу Козме Ефремову за самовольные отлучки с его прихода, один раз упоминается о наказании плетьми. Его «удостоился» нерадивый пономарь Иван Тюрнин, которому дан был паспорт, чтобы он в течение полугода подыскал себе место служения. А по прошествии трёх лет выяснилось, что Иван до сих пор не определился с местом, а самое главное – что ни кондаков, ни тропарей петь не умеет. От такой наглости и прогневался архиерей, повелев высечь горе-пономаря, обязать его научиться читать по книгам и найти наконец место, а на его отца-священника за небрежение в деле воспитания сына наложить штраф и донести предупреждение об отлучении от Церкви.
Архиереям приходилось разбирать и жалобы. То оговорит устьсысольского батюшку «проскурня», то койгородский священник печалится, что дьячок, пономарь и просворница не помогают ему в епископской дани, то подъельский пастырь, обнищавший после пожара, горюет, что в храме сгорели все свадебные и погребальные деньги... Но всё же такого рода бумаг в книге раз-два и обчёлся. Крепкий был народ, не любил жалобиться.
ЧАСЫ НА НИКОЛЬСКОЙ ЗВОННИЦЕ
Благодаря помещённым в книге подробным описям церковного имущества по каждому храму мы узнаём массу сведений о богатстве и бедности приходов. Самыми богатыми были храмы в погосте Серегова Гора (ныне село Серёгово), что и понятно – там находились соляные заводы. Висевшее в Успенской церкви медное паникадило весило девять пудов, а в описи церковного имущества производные слов «золото» и «серебро» упоминаются едва ли не через строку. Священнические облачения также на редкость богаты, «у них пуговизы серебряные золоченые».
Второй храм в Серёгове Горе был посвящён Святителю Николаю. Читаешь документ 1743 года, и воображение без труда рисует звонницу с семью колоколами (самый большой весил 18 пудов!). На колокольне находились и «часы боевые железные о седми молотах». Ни в одном из 51 описанных в книге приходов таких часов не было. По ним наблюдали время серёговские жители.
А из документа 1770 года мы узнаём, что Николаевская церковь в это время уже каменная – очевидно, старая деревянная пришла в ветхость и была построена новая. Можно предположить, что это первый из каменных храмов в Коми крае. Вот как почитали здесь Святителя Николая.
А документ сей рассказывает о пожаре, случившемся на святом престоле Николаевского храма от неосторожного тушения свеч. Сгорело лежавшее на престоле Евангелие и совершенно расплавилось оловянное блюдо. Сам престол не сильно пострадал, однако совершать литургии было нельзя. Священнику было велено немедленно восстановить своими руками целостность престола и заново освятить церковь, что и было сделано. Это серьёзное происшествие нашло отражение в нескольких документах: тут и донесения епископу, и ответы владыки. Виновников – диакона и пономаря – наказали рублём: им пришлось выплатить за свою неосторожность штраф.
Если Сереговский приход был богаче всех золотом и серебром, то Усть-Куломский богател грамотными крестьянами. Это видно по тому, что под одним из документов много кто «приложил руку», то есть расписался, в то время как в других приходах в основном находилось двоетрое грамотных, которые «ручили» за всю паству. Ручить означало поставить подпись.
Кстати, о словах. Книга изобилует замечательными эпитетами, по большей части относящихся к священным предметам и одеждам. Смысл некоторых сегодня невозможно понять (ткань галевая, одежды пукетовые, литон белой фанты), а что означают другие, догадаться можно (укропник медный – сосуд для кропления святой водой; проскурня – просфорня, лицо, которое печёт для храма просфоры). Порой встречаются и выражения, ставящие в тупик, хотя и состоят они из понятных слов. В нескольких описях церковного имущества упомянут загадочный «деревянный ящик с цепью для разглагольствующих». Не найдя о нём никакой информации, мы обратились за разъяснением к авторам. «Мы со Светланой долго думали, что это за ящик такой, – ответила Вера Витальевна, в шутку предположив: – «Может, разглагольствующих приковывали цепью, чтобы меньше болтали?»
Памятуя про означенный ящик, пора заканчивать эту статью. Остаётся поблагодарить авторов книги «Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках» за проделанный огромный труд по расшифровке и систематизации старинных документов, благодаря чему нам стали доступны драгоценные сведения о стоявших когда-то на Коми земле храмах и о наших боголюбивых предшественниках.
Уважаемые читатели, по вопросам приобретения книги можно обращаться к В. В. Поповой; тел. 89129620706.


Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
9.02.2025, 9:34

В декабре 2024 года в православной газете Севера России «Вера» опубликована замечательная статья Елены Григорян о нашей книге. https://vera-eskom.ru/2025/02/...viti-cerk/
После прочтения статьи захотелось снова окунуться в содержание документов более чем трехлетней давности. Предлагаю отрывок из статьи Елены Григорян:
«БЛАГОСЛОВИ, ГОСУДАРЬ, ПОСТАВИТИ, ЦЕРКОВЬ»
В мае текущего года в Сыктывкаре вышла в свет книга «Православные приходы Коми края в XVII-XVIII веках». В ней собраны самые разные архивные документы: ревизские сказки, челобитные, дела о строительстве новых церквей, указы, записки, отписки и прочие бумаги. Они открывают для любознательного читателя массу никогда ранее не публиковавшихся подробностей о церквах, существовавших на территории нынешней Коми республики, об их причте, жизни православных. Надо заметить, что стиль документов XVIII столетия разительно отличается от стиля документов поздних веков, пропитанного, а вернее засушенного канцеляризма. В бумагах XVIII века, если так можно сказать ещё слышно человеческое дыхание. Они написаны выразительным языком, оттого их так занятно читать. Точнее не сами документы, а их «расшифровка», ведь мало кто из наших современников владеет навыком разбирать почерк писарей того времени – скоропись со множеством титлов, крючков, загогулин, с бесконечной вариативностью написания одной и той же буквы. А вот авторам-составителям книги – Вере Поповой и Светлане Другак – пришлось этому умению научиться.
Вера Витальевна вспоминает: «Для понимания древних рукописей надо было освоить способ расшифровки. Он описан в книге русского архивиста и историка Ивана Степановича
Беляева «Практический курс изучения древней русской скорописи» 1907 года издания. Приходилось прямо в архивах разбираться в почерках древних писарей, причём встречались порой вовсе неразборчивые. А в Великоустюгском архиве можно было делать фотокопии, и это надолго обеспечило нас домашней работой по их расшифровке. Такое занятие очень скрасило нам период самоизоляции во время пандемии».
Вообще, нынешняя книга – достойный пример того, каким может быть плод возникшего 30 лет назад живого интереса людей к своим корням. Ведь авторы-составители не являются ни профессиональными историками, ни краеведами. Приходясь друг другу четвероюродными сёстрами, Вера Витальевна и Светлана Леонидовна начали искать информацию о представителях их общего рода Пищиков, известного в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Желание узнать о своих предках привело их в архивы, научило расшифровывать древние рукописи. По документам удалось описать историю возникновения нынешнего посёлка Троицко-Печорск, среди первых поселенцев которого (тогда ещё починка Кузьминского) были и их предки. А материала набралось столько, что хватило на книгу «Починок... погост... волость Печерская», которую сёстры издали в 2017 году.
Но как это часто случается с теми, кто всерьёз интересуется своим родословием, точку в этом занятии поставить невозможно. Кто-то «копает» вглубь веков, разузнавая о своих предках, другие же трудятся «вширь» – ищут сведения не только о родственниках, но и об их земляках –
жителях того же волости, уезда, губернии. И тогда труд этот становится интересен очень многим, потому что даёт целый срез российского общества. Пример такой работы – многолетний проект Анны Сивковой «Крестьянское родословие» (о нём мы рассказывали в № 821 – «Дело жизни»,
сентябрь 2021 г.).
Вот и Вера со Светланой, обнаружив в архивных записях факт о том, что один из их предков, священник Пётр Исидорович Попов, в 1758 году прибыл из Усть-Кулома в печерскую Троицкую церковь, решили исследовать документы по всему Яренскому уезду Вологодской губернии, к которому тогда относились и Усть-Кулом, и Печера. В результате удалось охватить 51 приход Яренского уезда. Эти земли ныне входят в состав девяти районов Республики Коми: Княжпогостского, Койгородского, Корткеросского, Сыктывдинского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского и города Сыктывкара. И картина получилась очень интересная.
«НАХАЛЬНО И ХАНЖЕСКИ НЕ ПРОСИТЬ!»
Многие вопросы, стоявшие перед нашими далёкими предшественниками, ныне кажутся неожиданными. Например, как правильно разобрать ветхий храм, чтобы не прогневать Бога?
В Гамской волости староста Архангельского прихода обращается с прошением к Преосвященнейшему Иоанну, епископу Великоустюжскому и Тотемскому, дозволить строить новую тёплую церковь, а старую разобрать, так как «за древностию лет пришла в крайнюю ветхость, уже на западную сторону покривилась». Владыка Иоанн даёт подробнейшее наставление: первым делом «святый престол осмотреть, не имеется ль в том под одеждою пришитых или в столбцах положенных святых мощей или антиминсов с мощами». В случае обнаружения святынь следовало положить их в удобный ящик, запечатать и отправить со священником к епископу. Священнослужителям полагалось престол и всю ветхую священную утварь и одежды сжечь, а пепел ссыпать в реку. Храм епископ предписывал разобрать, а лес употребить «на топление печей церковных и печение просвор, а на строение и топление домов отнюдь не употреблять».
Из Пыёлдино владыке сообщили, что две ветхие церкви стоят неразобранными и под ними живут овцы. На что последовало предписание церкви под угрозой штрафа немедленно разобрать, место же, где находился святой престол, огородить деревянными обрубами – «дабы ни человеческими, ни скотскими ногами попираемо не было».
Прошения о строительстве новых храмов были написаны в чрезвычайно трогательной, даже жалобной форме – и она была, с небольшими вариациями, единой, из какого бы прихода не поступала челобитная. В 1692 году архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру били челом крестьяне Вильгортской волости: «С прошлых лет были мы, государь, сироты, в приходе Шешкинской волости Архангела Михаила. А та Шешкинская волость в дальном расстоянии, за большею рекою, и речками, и за большими болотами. И весною и осенью в роспутице многие крестьяне помирают без причастия, и жены без молитвы, и младенцы без крещения... И ныне мы, сироты, со всего мирского совета общались и приговорили церковь новую построить своей Вильгортцкой волости во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Милостивый государь, ... благослови нам, сиротам твоим, на построение церкви лес ронить и церковь построить... Государь архиерей Божий, смилуйся». Владыка Александр «указал грамоту лес ронить и церковь строить».
А из селения Пыска на реке Мезени писали так: «Мы, християне, живем у моря стуженое... От церкви Ильинской до нас, христьянишек, волоки большие, в зиме без дороги...» И разрешил владыка строить церковь Рождества Христова. А когда она вскоре сгорела, дозволил её священнику три года собирать пожертвования на храм – ходить со шнуровой книгой, занося в неё приход и расход. При этом архиерей наставляет «нахально и ханжески не просить».
ДЕЛО СВЯЩЕННИКА КОЗМЫ
Порой, как видно из документов, приходские люди просили дозволить им самим молиться в местной часовне – по причине всё той же «роспутицы» или удалённости от храма попасть на праздничные и воскресные службы не представлялось возможным. И архиерей дозволял, правда велел приходской церкви не забывать и священнослужителям её оказывать должное попечение. Надо сказать, крестьяне брали на себя обязательство кормить причт – в документах говорится, сколько хлебной руги они обязуются давать. И если Бог давай урожай, давали обещанное. Однако случался и недород, и его последствия бывали печальны как для крестьян, так и для батюшек.
В книге приводится документ 1771 года, названный так: «Дело священника Козмы Ефремова». Из него узнаём, что отец Козма, служивший в мыёлдинской Предтеченской церкви, по причине крайнего разорения и нищеты, не запросив перехожей грамоты у архиерея, вынужден был отправиться скитаться в поисках более сытного места – весь приход из-за голода разбрёлся. Такое место нашлось, и священник извещает о том Преосвященного Иоанна и просит дозволения служить там, благо и крестьяне за него просят. Однако владыка Иоанн велит ему вернуться на прежнее место, да ещё в сопровождении пристава, и впредь отлучек не чинить. Бедный священник снова пишет архиерею, умоляя отпустить на новое место – и получает епитимью: тысяча земных поклонов под присмотром другого священника, который обязан доложить епископу о выполнении. «Усмотрено», – докладывает тот. Казалось бы, тут истории и конец. Однако спустя пять лет отец Козма снова просится на приход в Нёбдино по причине того, что мыёлдинские крестьяне голодают и «довольствуются пихтовою корою». И опять ответ – «нет», а мыёлдинским крестьянам епископ велит изыскать возможности выдавать отцу Козме обещанную ему хлебную ругу... Тем бы и кончилось дело, но, к счастью для отца Козмы, нёбдинские крестьяне снова просят владыку Иоанна прислать к ним этого священника, так как их прежний батюшка уж пять лет как помре и если в скором времени не выберут они нового, то грозит им большой штраф. Наконец архиерей смилостивился – дал о. Козме перехожую грамоту. А в Предтеченский обнищавший приход достойного кандидата так и не нашлось. Спустя три года осиротевшая церковь сгорела.
А вот челобитная 1672 года на имя архиепископа Вологодского и Белоезерского Симона из деревни Палауз. Палаузские крестьяне, относившиеся к приходу храмов Святителя Николая и Прокопия Устюжского в Пыёлдино, просят епископа: «Пожалуй и благослови нас, бедных сирот, по обещанию нашему храмовой лес ронить и воздвигнуть храм на пустынном месте во имя Пресвятыя Богородицы Владимерския... мы, бедные крестьянишки, живем от церквей Божиих и от священника сухим путем за сорок верст, а водою за пятьдесят верст. И для того дальня растояния без священника многие мы, крестьянишки, без Даров и без покаяния помираем, и младенцы наши без крещения помирают». Прошение было удовлетворено.
Огромные расстояния и разлив рек порой были причиной ситуаций, которые ныне нам кажутся дикими. В 1780 году жители деревушек Слудка и Новая Заимка Палевицкого прихода жаловались владыке, что весной и осенью тела умерших нет возможности доставить в приходской храм, отрезанный от них большой водой и расстоянием, поэтому приходится по пять-шесть недель держать тела умерших в домах... Вот и просят архиерея дозволить им распечатать две упразднённые часовни недалеко от их деревень, чтобы оставлять покойников там и читать над телами часы, пока не появится возможность добраться до церкви и предать тела земле на погосте. На что архиерей ответил, что часовни распечатать можно, но лишь для хранения тел, а самим читать по книгам не дозволяется.
Здесь следует сказать о том, что через всю книгу проходит ощущение северного крестьянства как свободной силы. В то время как в центральной России крестьяне были закабалены, население, проживающее на Русском Севере, включая жителей территории нынешней Коми республики, не знало крепостного права, являясь государственными крестьянами. Каждая из деревень, входящих в состав волостей, была отдельной крестьянской организацией. Все важные вопросы решались посредством «мирского» схода и выбираемого из крестьянской среды управления. Крестьяне сами подыскивали – «излюбляли» – достойного кандидата в священники и обращались с челобитной к правящему архиерею, чтобы, говоря современным языком, тот утвердил кандидатуру.
Было немало грамотных крестьян – умевших и по книгам читать, и «руку приложить», то есть писать. За тех же, кто грамотой не владел, руку прикладывали грамотные. Среди сотен документов нет ни одного, где бы говорилось о том, что крестьяне как-то набедокурили, проявили непочтение к священнику или храму. Напротив, документы, будь то челобитные или опись церковного имущества, рисуют образ крестьянина XVIII века как богобоязненного, боголюбивого, пекущегося о храме Божием. Крестьяне покупали для приходского храма святые образа и всю утварь, следили, чтобы храм был в порядке, выделяли хлеб на прокорм священнослужителей. (В одном из документов читаем, что епитрахиль куплена приходскими крестьянами на «луковые» деньги – очевидно, продали лук – и приобрели её для своего батюшки.)
Да и владыки не строжили православный народ. Кроме упомянутой епитимьи в тысячу поклонов отцу Козме Ефремову за самовольные отлучки с его прихода, один раз упоминается о наказании плетьми. Его «удостоился» нерадивый пономарь Иван Тюрнин, которому дан был паспорт, чтобы он в течение полугода подыскал себе место служения. А по прошествии трёх лет выяснилось, что Иван до сих пор не определился с местом, а самое главное – что ни кондаков, ни тропарей петь не умеет. От такой наглости и прогневался архиерей, повелев высечь горе-пономаря, обязать его научиться читать по книгам и найти наконец место, а на его отца-священника за небрежение в деле воспитания сына наложить штраф и донести предупреждение об отлучении от Церкви.
Архиереям приходилось разбирать и жалобы. То оговорит устьсысольского батюшку «проскурня», то койгородский священник печалится, что дьячок, пономарь и просворница не помогают ему в епископской дани, то подъельский пастырь, обнищавший после пожара, горюет, что в храме сгорели все свадебные и погребальные деньги... Но всё же такого рода бумаг в книге раз-два и обчёлся. Крепкий был народ, не любил жалобиться.
ЧАСЫ НА НИКОЛЬСКОЙ ЗВОННИЦЕ
Благодаря помещённым в книге подробным описям церковного имущества по каждому храму мы узнаём массу сведений о богатстве и бедности приходов. Самыми богатыми были храмы в погосте Серегова Гора (ныне село Серёгово), что и понятно – там находились соляные заводы. Висевшее в Успенской церкви медное паникадило весило девять пудов, а в описи церковного имущества производные слов «золото» и «серебро» упоминаются едва ли не через строку. Священнические облачения также на редкость богаты, «у них пуговизы серебряные золоченые».
Второй храм в Серёгове Горе был посвящён Святителю Николаю. Читаешь документ 1743 года, и воображение без труда рисует звонницу с семью колоколами (самый большой весил 18 пудов!). На колокольне находились и «часы боевые железные о седми молотах». Ни в одном из 51 описанных в книге приходов таких часов не было. По ним наблюдали время серёговские жители.
А из документа 1770 года мы узнаём, что Николаевская церковь в это время уже каменная – очевидно, старая деревянная пришла в ветхость и была построена новая. Можно предположить, что это первый из каменных храмов в Коми крае. Вот как почитали здесь Святителя Николая.
А документ сей рассказывает о пожаре, случившемся на святом престоле Николаевского храма от неосторожного тушения свеч. Сгорело лежавшее на престоле Евангелие и совершенно расплавилось оловянное блюдо. Сам престол не сильно пострадал, однако совершать литургии было нельзя. Священнику было велено немедленно восстановить своими руками целостность престола и заново освятить церковь, что и было сделано. Это серьёзное происшествие нашло отражение в нескольких документах: тут и донесения епископу, и ответы владыки. Виновников – диакона и пономаря – наказали рублём: им пришлось выплатить за свою неосторожность штраф.
Если Сереговский приход был богаче всех золотом и серебром, то Усть-Куломский богател грамотными крестьянами. Это видно по тому, что под одним из документов много кто «приложил руку», то есть расписался, в то время как в других приходах в основном находилось двоетрое грамотных, которые «ручили» за всю паству. Ручить означало поставить подпись.
Кстати, о словах. Книга изобилует замечательными эпитетами, по большей части относящихся к священным предметам и одеждам. Смысл некоторых сегодня невозможно понять (ткань галевая, одежды пукетовые, литон белой фанты), а что означают другие, догадаться можно (укропник медный – сосуд для кропления святой водой; проскурня – просфорня, лицо, которое печёт для храма просфоры). Порой встречаются и выражения, ставящие в тупик, хотя и состоят они из понятных слов. В нескольких описях церковного имущества упомянут загадочный «деревянный ящик с цепью для разглагольствующих». Не найдя о нём никакой информации, мы обратились за разъяснением к авторам. «Мы со Светланой долго думали, что это за ящик такой, – ответила Вера Витальевна, в шутку предположив: – «Может, разглагольствующих приковывали цепью, чтобы меньше болтали?»
Памятуя про означенный ящик, пора заканчивать эту статью. Остаётся поблагодарить авторов книги «Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках» за проделанный огромный труд по расшифровке и систематизации старинных документов, благодаря чему нам стали доступны драгоценные сведения о стоявших когда-то на Коми земле храмах и о наших боголюбивых предшественниках.
Уважаемые читатели, по вопросам приобретения книги можно обращаться к В. В. Поповой; тел. 89129620706.



Тема: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ И ГУБЕРНИЯ
21.10.2024, 18:27


dimarex написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя VeraTroitskaya от 10 октября 2024 16:46

Любопытно, что на обложке книги представлена церковь Димитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга (1784 г.)современного Красноборского округа Архангельской области, которая не имеет никакого отношения к православным приходам Яренского уезда, ибо это издавна был Сольвычегодский уезд.
[/q]


Да, вы правы. Эта церковь к Яренским приходам не относится. В введении это отмечено: В оформлении обложки использовано изображение церкви Верхняя Троица на Уфтюге (Сольвычегодский уезда. XVIII век) с сайта Государственного Исторического Музея (https: catalog.shm.ru).



Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
10.10.2024, 16:41

В мае 2024 года вышла из печати новая документальная краеведческая книга – ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ КОМИ КРАЯ В XVII – XVIII ВЕКАХ.
Авторы – не историки. Но документы и факты, собранные в книге, могут оказать помощь для будущих историков, которые будут исследовать этот пласт исторического времени.
В книге опубликованы архивные документы, касающиеся жизни 51 православного прихода Яренского уезда в XVII – XVIII веках, располагавшихся на территории современной Республики Коми.
Авторами собраны документы Московского, Вологодского, Сыктывкарского, Великоустюгского архивов.
Тексты документов XVII – XVIII веков приведены в современный вид: разделены на предложения, абзацы, расставлены по смыслу знаки препинания. Орфография в основном оставлена без изменений.
Книга включает в себя три части.
Первая часть состоит из 51 раздела, по числу изученных приходов. В каждом разделе представлены данные по конкретному приходу:
– Описи церковного имущества, переписи, всевозможные челобитные и пр.
– Состав причта прихода двухвекового периода.
– Список фамилий прихожан XVII – XVIII веков.
Во второй части книги читателю предложена 141 установленная династия священно- и церковнослужителей XVII – XVIII веков общей численностью 776 человек. Всего установлено 1124 причетника.
Третья часть книги содержит список из 340 использованных нами архивных дел. Содержание большинства документов представлено в первой части.
---
Также из книги можно получить сведения по таким вопросам как: описание убранства храмов, обучение причетников, местные топонимы, причины и последствия пожаров в храмах, зависимость населения от природных условий (весенние паводки, осенняя распутица) и др.
Вот некоторые примеры таких сведений:
- В 1769 году сыну священника Ульяновской церкви Гавриила Тюрнина Ивану было дано полгода «для приискания празднаго пономарскаго места и обучения по книгам читать». А оказалось «по свидетельству консисторскому не только по книгам, но тропарей и кондаков дневных читать совсем не умеющаго». За что Иван был наказан плетьми и отпущен «для приискания пономарскаго места, чтоб то данное время непременно обучился читать по книгам». А с отца его, священника Гавриила Тюрнина, за «нерадивого и беспопечного» отношения к обучению своего сына, «взыскать штрафу два рубли». И «если впредь сын его Иван плода не окажется в чтении, то за нестарание он, поп, будет отрешен от церкви».
- Выяснение причины пожара в Мыелдино в 1779 году. «Сего марта 16 числа … из приобщенных учиненных допросов дьячка Федора Жаравлева и сторожа праздно находящагося из духовных Григорья Яковлева Портнягиных открылось, что означенная Предтеченская деревянная церковь в прешедшем декабре месяце згорела, якобы от разгоревшей трапезной печи по неимению при ней не точию железной, но и деревянной, заслонки. Почему и уповательном, что от при¬чины вылетевшаго из нее на пол с ыскрою угля. К тому же по неначеванию в ней в ту ночь по¬мянутаго сторожа…».
- В 1778 году крестьянин Захар Малцов из деревни Мыргаибской просит разрешения отправлять церковные требы в деревенской часовне, т.к. деревня «от настоящаго Ибского Ильинского прихода состоит в дватцати трех верстах и к тому ж за рекою Елью и болотными местами, почему в вешнее и осеннее время в хождении в воскресные и праздничные дни на славословие Божие бывает немалое препятствие, ибо учрежденнаго за помянутую реку Ель перевоза нет, других же приходов в близости не имеется».
---
(Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706. Вера Витальевна).


Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
5.10.2024, 15:35


Berta1234 написал:
[q]
Добрый вечер, ищу информацию о прадеде Кукин Павел Петрович, его отце Кукин Петр Федорович ( со слов торговый представитель либо лесопромышленник)( на фото есть информация село Троицко - Печорское), также хотелось бы найти информацию об Оскаре Ульсоне ( нашла из источника, что был пароходовладелецем).
Очень надеюсь на помощь
[/q]


Добрый день! Случайно увидела Ваш запрос. Вот что у меня есть по Кукиным-Ульсонам. Попробую прикрепить файлы, один - роспись, другой - древо.




Тема: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ И ГУБЕРНИЯ
5.07.2024, 16:12

Выписки из архивных документов Венденгского прихода из книги Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках. (Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706. Вера Витальевна).
Венденга. Более 200 фамилий прихожан.
1696 год. «И во 7203 (1695 – авт.) году был у нас у Бо¬городицы поп Иван Иванов, и он судом Божием помре. И после того попа призывали год время минуло, нигде попа и дьячка созвать не могли, что мы местечко убогое нуждное безхлебное… Созвали с погоста тех же Удорских волостей из Важгорта дьячка Елизарку Антипина сына, и все прихожаны излюбили и послали к тебе, ко святителю, в попы ставица».
1705 год. «Служу я, богомолец твой, у той вышепи¬санной церкви одиннадцать годех, а дьячка у нас, у той церкви, нет и труждатися некому. А излюбили, государь, церковный староста и все крестьяне к той церкве в дьячки сына мое¬го Панкратия. Милостивый государь преосвя¬щенный Иосиф, архиепископ Великоустюж¬ский и Тотемский, пожалуй, государь, меня, богомольца своего, вели, государь, у той церк¬ви быть сыну моему Панкратию в дьячках и о том на сей челобитной свой святительский милостивый указ подписать».
1707 год. «…бьет челом твой Еренского уезду отхожих Удорских волостей Веденской волости Успенской церк¬ви староста церковной Зиновей Тимофеев сын Калинин да тою же церкви приходские люди: Василей Власев сын Гулков, Тимофей Иванов сын Козлов, Андрей Иванов сын Волков и все приходские люди».
«Монастырь Троицкий. По пе¬реписным книгам 7186 (1678 – авт.) году на¬писано: монастырь Троецкой пустыни, а ныне по наезду явилось на той монастырской земле построена после тех переписных книг церковь во имя Живоначальныя Троицы, деревянная теплая со всякою церковною утварью на реке Вашке».
1772 год. «Епитрахилей три: 1. Бумажная красная, край китайки синей, крест зеленой, на ней оловянные шесть пуговиц (вновь приложен от боголюбцов). 2. Кумашная, край китайки синей кресты. 3. Голи желтой ветхой, край бумажная, кресты синей. На всех подклад крашениные».
1775 год. «В Удорской волости церковь Живоначаль¬ной Троицы оказалась быть праздно в 1772-м году в апреле месяце за умертвием оной церкви священника Филиппа Карпова».
1777 год. «Грамота дана зарукою и печатию преосвященного Иоан¬на, епископа Великоустюжского и Тотемского, 1777 года августа 7 дня. Яренского уезда Удор¬ских волостей Троицкой церкви священник Лука Федоров грамоту принял и росписался».
1783 год. «А как находящейся при Удорской Троиц¬кой церкви пономарь Киприян Максимов от роду имеет более пятидесяти лет, по каковым ево ле¬там, а особливо, что он и глазами видит весьма мало, в должности пономарской состоит нужда».


Тема: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ И ГУБЕРНИЯ
5.07.2024, 16:11

Выписки из архивных документов Важгортского прихода из книги Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках. (Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706. Вера Витальевна).
Важгорт. Около 200 фамилий прихожан.
1769 год. «По указу Ея Императорского Величества и по конфирмованному Его Преосвященством консисторскому определению велено Важгор¬тскаго Воскресенскаго прихода пономаря Ива¬на Попова за несогласиями и здорами того погоста с крестьянами от оной Воскресенской церкви отрешить и быть при показанной Коп¬тюжской Георгиевской церкви в том же чину, а тебе, пономарю Попову, быть на ево месте при означенной Важгортской Воскресенской церк¬ви».
1772 год. Из описи церковного имущества: «Ящычек деревяной, в нем хранитса роспи-санное по литерам: в одном святое миро, а в другом освященое масло. При нем ножницы железные маленькие для острижения власов у младенцов и для окропления их губа. Вен-цы брачившымся деревяныя, на них написано на разных красках Вседержитель и Богомати (вновь из казны куплено). Чаща водоосвященая деревяная небольшая. Блюдо оловяное сред¬нее (вновь из казны учинено)».
Там же. «На рундуке образ Пресвятыя Богородицы Знамения. Лисница и крыльцо покрытое те¬сом исправное. Во всех окнах окончины слу¬дяные. У дверей церковных замок внутряный самый надежный. В пазуках рещетки желез¬ные (оныя решетки вновь из казны учине¬ны). Колокольня деревяная устроена по чину церковному на ней четыре колокола (оная колокольня построена вновь миром). Первый – 8 пуд, второй – 8 пуд, третий – 1 пуд 30 фунтов, четвертый – 1 пуд».
1776 год. «Сего 1776 года в январе месяце по резо¬люции Вашего Преосвященства сын мой Иван, двенатцатилетний, для обучения по книгам ото¬слан был в рускую школу, а ныне по резолюции Вашего Преосвященства из той руской пере¬веден в латинскую школу, и хотя я, нижайший, о бытии ему в семинарии во учении усердно и желаю, но по крайней своей скудости содер¬жать его всем потребном отнюдь мне не можно, потому что приход наш состоит в разстоянии от Устюга за шесть сот верст и больше, к тому же в нашей стороне в урожае хлеба весьма мало бывает, ибо назад тому года по три насеваемой хлеб вызебает почти без остатку, почему при¬ходские люди принуждены бывают бродить по другим волостям, сыскивать себе пропитания».
1782 год. «Имеется при оном Важгорском погосте 1-я церковь, деревянная, во имя Воскресения Христова о два престола: 1. Престол Вос¬кресения Христова; 2. Илье Пророку. На оной церкви крест деревянной, обит белым желе¬зом, а освящена оная церковь в лето 7172 (1664 – авт.) года при Государе Царе Алексее Михайловиче. А когда оная церковь постро¬ена, знать не можно, затем что летописи не отыскалось и никакого о том знания не име¬ется. А стоит оная церковь при реке Вашке по течению оной реки на правой стороне растоя¬нием от реки в пятнатцати саженях. 2-я церковь, деревянная же, во имя…».
1782 год. «…я, нижайший, продолжая в семинарии чрез семь лет уче¬ние на своем коште дошел до риторическаго класса. И от роду в течении имею 19-той год, и оное вышеозначенное место по резолюции Вашего Преосвященства по присланному из консистории запросу до окончания моего уче¬ния заступить письменно обязался; но как тех Удорских волостей Венденского погоста поно¬марь Моисей Иванов, находясь здесь, в Устю-ге, настоит о производстве на вышепропи¬санное место в диакона. Потому я опасаюсь, чтоб не лишил меня и того места, на которое я пожелал по своей бедности, а по резолюции Вашего Преосвященства и по присланному из консистории запросу… К сему прошению школы риторики ученик Иван Попов своеручно подписуюсь».


Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
5.07.2024, 16:10

Выписки из архивных документов Важгортского прихода из книги Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках. (Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706. Вера Витальевна).
Важгорт. Около 200 фамилий прихожан.
1769 год. «По указу Ея Императорского Величества и по конфирмованному Его Преосвященством консисторскому определению велено Важгор¬тскаго Воскресенскаго прихода пономаря Ива¬на Попова за несогласиями и здорами того погоста с крестьянами от оной Воскресенской церкви отрешить и быть при показанной Коп¬тюжской Георгиевской церкви в том же чину, а тебе, пономарю Попову, быть на ево месте при означенной Важгортской Воскресенской церк¬ви».
1772 год. Из описи церковного имущества: «Ящычек деревяной, в нем хранитса роспи-санное по литерам: в одном святое миро, а в другом освященое масло. При нем ножницы железные маленькие для острижения власов у младенцов и для окропления их губа. Вен-цы брачившымся деревяныя, на них написано на разных красках Вседержитель и Богомати (вновь из казны куплено). Чаща водоосвященая деревяная небольшая. Блюдо оловяное сред¬нее (вновь из казны учинено)».
Там же. «На рундуке образ Пресвятыя Богородицы Знамения. Лисница и крыльцо покрытое те¬сом исправное. Во всех окнах окончины слу¬дяные. У дверей церковных замок внутряный самый надежный. В пазуках рещетки желез¬ные (оныя решетки вновь из казны учине¬ны). Колокольня деревяная устроена по чину церковному на ней четыре колокола (оная колокольня построена вновь миром). Первый – 8 пуд, второй – 8 пуд, третий – 1 пуд 30 фунтов, четвертый – 1 пуд».
1776 год. «Сего 1776 года в январе месяце по резо¬люции Вашего Преосвященства сын мой Иван, двенатцатилетний, для обучения по книгам ото¬слан был в рускую школу, а ныне по резолюции Вашего Преосвященства из той руской пере¬веден в латинскую школу, и хотя я, нижайший, о бытии ему в семинарии во учении усердно и желаю, но по крайней своей скудости содер¬жать его всем потребном отнюдь мне не можно, потому что приход наш состоит в разстоянии от Устюга за шесть сот верст и больше, к тому же в нашей стороне в урожае хлеба весьма мало бывает, ибо назад тому года по три насеваемой хлеб вызебает почти без остатку, почему при¬ходские люди принуждены бывают бродить по другим волостям, сыскивать себе пропитания».
1782 год. «Имеется при оном Важгорском погосте 1-я церковь, деревянная, во имя Воскресения Христова о два престола: 1. Престол Вос¬кресения Христова; 2. Илье Пророку. На оной церкви крест деревянной, обит белым желе¬зом, а освящена оная церковь в лето 7172 (1664 – авт.) года при Государе Царе Алексее Михайловиче. А когда оная церковь постро¬ена, знать не можно, затем что летописи не отыскалось и никакого о том знания не име¬ется. А стоит оная церковь при реке Вашке по течению оной реки на правой стороне растоя¬нием от реки в пятнатцати саженях. 2-я церковь, деревянная же, во имя…».
1782 год. «…я, нижайший, продолжая в семинарии чрез семь лет уче¬ние на своем коште дошел до риторическаго класса. И от роду в течении имею 19-той год, и оное вышеозначенное место по резолюции Вашего Преосвященства по присланному из консистории запросу до окончания моего уче¬ния заступить письменно обязался; но как тех Удорских волостей Венденского погоста поно¬марь Моисей Иванов, находясь здесь, в Устю-ге, настоит о производстве на вышепропи¬санное место в диакона. Потому я опасаюсь, чтоб не лишил меня и того места, на которое я пожелал по своей бедности, а по резолюции Вашего Преосвященства и по присланному из консистории запросу… К сему прошению школы риторики ученик Иван Попов своеручно подписуюсь».


Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
5.07.2024, 16:09

Выписки из архивных документов Венденгского прихода из книги Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках. (Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706. Вера Витальевна).
Венденга. Более 200 фамилий прихожан.
1696 год. «И во 7203 (1695 – авт.) году был у нас у Бо¬городицы поп Иван Иванов, и он судом Божием помре. И после того попа призывали год время минуло, нигде попа и дьячка созвать не могли, что мы местечко убогое нуждное безхлебное… Созвали с погоста тех же Удорских волостей из Важгорта дьячка Елизарку Антипина сына, и все прихожаны излюбили и послали к тебе, ко святителю, в попы ставица».
1705 год. «Служу я, богомолец твой, у той вышепи¬санной церкви одиннадцать годех, а дьячка у нас, у той церкви, нет и труждатися некому. А излюбили, государь, церковный староста и все крестьяне к той церкве в дьячки сына мое¬го Панкратия. Милостивый государь преосвя¬щенный Иосиф, архиепископ Великоустюж¬ский и Тотемский, пожалуй, государь, меня, богомольца своего, вели, государь, у той церк¬ви быть сыну моему Панкратию в дьячках и о том на сей челобитной свой святительский милостивый указ подписать».
1707 год. «…бьет челом твой Еренского уезду отхожих Удорских волостей Веденской волости Успенской церк¬ви староста церковной Зиновей Тимофеев сын Калинин да тою же церкви приходские люди: Василей Власев сын Гулков, Тимофей Иванов сын Козлов, Андрей Иванов сын Волков и все приходские люди».
«Монастырь Троицкий. По пе¬реписным книгам 7186 (1678 – авт.) году на¬писано: монастырь Троецкой пустыни, а ныне по наезду явилось на той монастырской земле построена после тех переписных книг церковь во имя Живоначальныя Троицы, деревянная теплая со всякою церковною утварью на реке Вашке».
1772 год. «Епитрахилей три: 1. Бумажная красная, край китайки синей, крест зеленой, на ней оловянные шесть пуговиц (вновь приложен от боголюбцов). 2. Кумашная, край китайки синей кресты. 3. Голи желтой ветхой, край бумажная, кресты синей. На всех подклад крашениные».
1775 год. «В Удорской волости церковь Живоначаль¬ной Троицы оказалась быть праздно в 1772-м году в апреле месяце за умертвием оной церкви священника Филиппа Карпова».
1777 год. «Грамота дана зарукою и печатию преосвященного Иоан¬на, епископа Великоустюжского и Тотемского, 1777 года августа 7 дня. Яренского уезда Удор¬ских волостей Троицкой церкви священник Лука Федоров грамоту принял и росписался».
1783 год. «А как находящейся при Удорской Троиц¬кой церкви пономарь Киприян Максимов от роду имеет более пятидесяти лет, по каковым ево ле¬там, а особливо, что он и глазами видит весьма мало, в должности пономарской состоит нужда».


Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
8.04.2024, 20:31


Juvel написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя VeraTroitskaya от 21 марта 2024 17:13

Как интересно! Где можно будет купить книгу?
[/q]

Сообщу, когда получу из Сыктывкарской типографии.



Тема: РЕСПУБЛИКА КОМИ
21.03.2024, 17:13

В апреле из печати выходит новая документальная краеведческая книга – Православные приходы Коми края в XVII – XVIII веках.
От авторов-составителей.
В книге «Починок… погост… волость Печерская» нами на основании архивных документов описана история возникновения починка Кузьминского (современного поселка Троицко-Печорск), среди первых обитателей которого были и наши далёкие предки. Установлено откуда пришли предки, где жили предки предков, по каким местам расселились их потомки: дети, внуки, правнуки... Прослежена родственная связь первопоселенцев починка Кузьминского с современными жителями Троицко-Печорского района. Получилось несколько переплетающихся между собой генеалогических древ, корни которых находятся в верховьях Вычегды, а ветви распространились по всей Верхней Печоре с её притоками, по всему Коми краю, по России и другим странам мира. Период жизни 18-20 поколений представителей этого огромного Древа Жизни охватывает шесть столетий, с конца XVI века по XXI век.
Как выяснилось, один из наших предков, священник Печерской Троицкой церкви Петр Исидорович Попов, в 1758 году прибывший из Усть-Кулома на место умершего священника Ивана Афанасьевича Арсентьева, является представителем большой династии церковнослужителей Верхней Вычегды.
В процессе изучения архивных документов XVII – XVIII веков о церковнослужителях Яренского уезда, к которому относились и Печера, и Усть-Кулом, было обнаружено, что целый ряд дел еще не был даже просмотрен исследователями. Об этом говорят пустые Листы использования, приложенные к каждому архивному делу. Лишь в немногих встретились имена известных историка Н. П. Воскобойниковой и журналиста А. Н. Сивковой. Можно с уверенностью утверждать, что эти документы хранят в себе много неизвестной ещё информации.
Так появилась идея вернуться к архивным документам, чтобы новыми фактами пополнить историю жизни православных приходов Яренского уезда, располагавшихся на территории современной Республики Коми. Таких приходов оказалось 51.
Эти исторические приходы находились на территории следующих 9 административных единиц республики:
– Княжпогостского района – Веслянский, Княжпогостский, Ляльский, Онежский, Сереговский и Турьинский приходы;
– Койгородского района – Гривенский, Кажимский, Койгородский и Ужгинский приходы;
– Корткеросского района – Вишерский, Корткеросский, Небдинский и Подъельский приходы;
– Сыктывдинского района – Вильгортский, Зеленецкий, Ибский, Нювчимский, Пажгинский, Палевицкий, Часовский и Шешкинский приходы;
– города Сыктывкара – Усть-Сысольский приход;
– Сысольского района – Визингский, Вотчинский, Киберский, Межадорский, Палаузский, Пыелдинский и Чукаибский приходы;
– Троицко-Печорского района – Печерский приход;
– Удорского района – Важгортский, Венденгский, Глотовский, Коптюжский, Косланский и Пысский приходы;
– Усть-Вымского района – Гамский, Жешартский, Коквицкий, Оквадский, Усть-Вымский и Шежамский приходы;
– Усть-Куломского района – Деревянский, Керчемский, Мыелдинский, Пожегодский, Помоздинский, Ульяновский, Усть-Куломский и Усть-Немский приходы.
В книге использованы документы Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Великоустюгского центрального архива (ВУЦА), Государственного архива Вологодской области (ГАВО), Национального архива Республики Коми (НАРК). Немало документов найдено на сайтах: Всероссийское Генеалогическое Древо (https://vgd.ru/), Православные приходы и монастыри Севера (http://parishes.mrezha.ru/), Интернет-портал архивной службы Вологодской области (https://gosarchive.gov35.ru/), Родная Вятка (https://rodnaya-vyatka.ru/), Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук (http://www.spbiiran.nw.ru/), Восточная литература (https://www.vostlit/).
Тексты документов XVII – XVIII веков приведены в современный вид: разделены на предложения, абзацы, расставлены по смыслу знаки препинания. Орфография в основном оставлена без изменений.
В ходе обработки документов накапливалась информация о церковнослужителях – их родителях, детях, месте и времени службы, что позволило проследить преемственность в семьях причетников исследуемых приходов.
Книга включает в себя три части.
Первая часть состоит из 51 раздела, по числу изученных приходов. В каждом разделе представлены данные по конкретному приходу:
– Описи церковного имущества, переписи, всевозможные челобитные и пр.; документы расположены в хронологическом порядке; опущенные части текста отмечаются отточиями в угловых скобках, утраты текста – многоточиями.
– Состав причта прихода двухвекового периода, составленный на основании архивных документов; по каждому церковнослужителю указаны год начала и год окончания служения в приходе в той или иной должности; если точные даты не установлены, то в скобках указываются первый и/или последний известный год служения.
– Список фамилий прихожан XVII – XVIII веков в порядке убывания частоты встречаемости в изученных нами архивных документах; фамилии представлены согласно оригиналу.
Во второй части книги читателю предложена 141 установленная династия священно- и церковнослужителей XVII – XVIII веков общей численностью 776 человек. Родственные отношения представителей династий в основном подтверждены документально. Лишь в немногих случаях родство принято предположительно, при этом учитывались косвенные подтверждения: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, служба в церкви. Нередко причетники в документах записывались под разными фамилиями или только по имени и отчеству. Поэтому в послужном списке служителя церкви в скобках указан год документа, в котором обнаружена та или иная фамилия. Всего установлено 1124 причетника.
Самыми многочисленными династиями в рассмотренном двухвековом периоде оказались: Тарабукины – 28, Роспутины-Поповы – 24, Поповы (Пожег) – 18, Кокшаровы – 18, Тюрнины – 17 человек. В список династий включены и семьи с двумя церковниками (отец-сын, братья и другая степень родства) с учетом того, что они могли стать предками церковнослужителей в XIX – XX веках.
Третья часть книги содержит список из 340 использованных нами архивных дел. Содержание большинства документов представлено в первой части.
В подготовке книги к изданию деловую поддержку оказала Анна Николаевна Сивкова, за что мы приносим ей искреннюю благодарность.