 | Ilya Ronzhin Ронжин Илья Николаевич Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Сообщения Ilya Ronzhin (19)Тема: Ронжины 10.09.2024, 23:34
ФЁДОР РОНЖА - работник Шупшанского Усолья (соляной промысел Троицкого Печенгского монастыря в конце XVI–XVII в., находившийся в Порьегубской волости Кольского уезда на побережье Кандалакшского залива). Упоминается в приходо-расходной книги Шушпанского усолья под 1657–1658 гг. Никонов С.А. Соляной промысел Троицкого Печенгского монастыря в Порьей губе в середине XVII в. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки. Сборник научных статей. Вып. 14. 2014. Мурманск.
|
Тема: Ронжины 11.06.2023, 18:37
РОНЖИНЫ В ПЕРЕПИСЯХ СИБИРИ XVII ВЕКА
1676г. августа 2 – Переписная (дозорная) книга Илимского острога 1676 (184) г.
(л.266 об) ...против тое деревни за Леною рекою деревня, а в ней Юшко Оксенов сын Конков … Деревня, а в ней (в) Ларка Офонасьев сын Ронжа …
Источник: http://sharipov.narod.ru/docum/Ilimsk1676_dozor.htm
РОНЖИНЫ В ПЕРЕПИСЯХ XVIII ВЕКА ТОБОЛЬСКОГО УЕЗДА
Переписная книга Тобольского уезда 1719 г. РГАДА, Ф. 214, Оп. 1, Д. 1587. Л.537 Каменская волость Колчеданский острог Деревни Пироговы и Ронжины:
(в) Бурылев (в) Пирог (в) Ронжа (в) Уфинец
http://rodgersforum.borda.ru/?1-2-0-00001521-000-10001-0
Подробнее о жителях деревни Пирогово в Уральском историческом ономастиконе Мосина https://imwerden.de/publ-13551.html:
Иван Емельянов Пирог, крестьянин (и основатель) д.Пироговой в Колчеданском остроге, 1719 (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1587. А 537).
Афанасей Савин Ронжа, крестьянин д.Пироговой в Колчеданском остроге, 1719 (РГАДА . Ф.214. Оп.1. Д.1587. Л.537).
Григорей Емельянов Уфинец, крестьянин д.Пироговой в Колчеданском остроге, 1719 (Д.1587. Л .537). Он же Гришка Омельянов сын Уфинец, родился в д.Дубровке Сарапульского у., в 1682/83 — крестьянин Колчеданского острога, жил в д.Красногорской, 1695 (РГАДА . Ф .214. Оп.1. Д .1444. Л .203);
В переписной книге Тобольского уезда 1695 года, составленной Иваном Полозовым и Яковом Лапиным - в соседней д. Камышева известен Алексей Федоров Бурылев, пришедший на Исеть в 1678/79 г. из Заостровской вол. Важского уезда. okorneva.ru/proishojdenie--familiy-kamyishlovskogo-uezda-slovar-uralskih-familiy/burlev/
РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.900. 2 ревизия 1747 г. по Екатеринбургскому ведомству, книга 2. http://rodgersforum.borda.ru/?1-12-0-00001429-000-10001-0 Лист 161 об. Древни Пироговой и Ронжиной тож 21578 написанный в прежнюю перепись Афанасей Алексеев сын Бурылев 62 Лист 162 21579 у него дети в прежнюю перепись написанной же Иван 24 После переписи рожденный 21580 Дементей 15 21581 Иван 10 21582 Петр 3 21583 Иван 2
21584 написанный в прежнюю перепись Перфилей Иванов сын Пирогов сорока семи 47 21585 у него дети Лаврентей 21 21586 Иван 15
21587 написанный в прежнюю перепись Егор Иванов сын Пирогов 42 21588 у него дети в прежнюю перепись написанной же Федор 23 (взят в рекруты в 747 году) После переписи рожденный 21589 Григорей 19 21590 Степан 17 Лист 162 об. 21591 Ефтифей 8 21592 у Федора дети Никифор 4 21593 Родион 2 21594 Федор 1 мца 21595 у Григорья сын Григорей году 1
21596 написанный в прежнюю перепись Акинфей Иванов сын Пирогов 36 После переписи рожденные 21597 у него дети Михайло 14 21598 Андрей 11 21599 Василей 1/2
21600 написанный в прежнюю перепись Герасим Афинанев сын Ронжин 42 21601 у него сын в прежнюю перепись написанной же Василей 25 После переписи рожденные 21602 у Василья дети Зиновей 11 Лист 163 21603 Матвей 6 21604 Филип 5 21605 Кондратей 1 мца
21606 написанный в прежнюю перепись Тихон Афанасьев сын Ронжин 40 После переписи рожденные 21607 у него дети Тимофей 19 21608 Сергей 12
21609 написанный в прежнюю перепись Иван Афанасьев сын Ронжин 35 После переписи рожденный 21610 у него сын Семен 14
В 1670 г. был основан Колчеданский острог. На 1682 год острогу подчинялись 2 деревни: Горбунова (15 дворов) и Камышева (7 дворов). К 1695 году появилось еще 3 деревни: Соколова, Батуркина, Красногорская. В 1699 году все крестьяне Колчедонского острога были приписаны к Каменскому заводу.
Считается что деревня Пирогово (позже село Пироговское) основана в 1709 г. выходцем из г. В. Устюга Иван Емельянов Пирогом ("Ванька Пирог") с сыном Порфирием (4-х лет) и двумя товарищами по прозвищам Стометов и Бурный. У речки Исток срубили себе избы, положив начало селу. Стометов потом ушел и в 8 верстах основал д. Стометову (сейчас урочище Стометово Барабановского с/с), а Бурня (Бурный, Бурылев) в 1720 г. поссорился с Пирогом и ушел на реку Исеть, где основал д. Бурнину. На самом деле в переписи 1695 года в д. Камышева известен Алексей Федоров Бурылев, пришедший на Исеть в 1678/79 г. из Заостровской вол. Важского уезда. По ревизии 1747 г. в деревне Пирогово живет Афанасей Алексеев сын Бурылев, то есть не все Бурылевы ушли из деревни. А деревня Стометова была основана не ранее 1745 г.
На счет происхождения Афанасея Савина сын Ронжина можно вспомнить что в Переписи 1646 г. Котельничского уезда Вятской земли есть двор Левки Васильева сына Ронжина, а у него сын Савинко 3х лет, то есть около 1643 г.р. https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3641/126703 А в Переписной книге 1695 года, в которой указывалось место переселения Афанасей Ронжин, видимо не указан, и видимо поселился здесь позже этого года.
До 1751 г. Пирогово было в приходе Колчеданской церкви. В 1751 г. построен свой деревянный храм, в 1832 г. заменен каменным. Пироговцы в 1762 и 1774 году были организаторами восстания крестьян Колчеданской стороны. В 1893 г. открыли земское училище. Село Пироговское – родина краеведа А.Н. Шошева (1897 - 1976).В 1751 г. в Пироговой было 25 дворов, а по приходу 91 двор. В 1928 году было 405 домов с населением 3296 человек. Расположено на реке Синаре. В истории села остались имена вожаков восстания 1762 г. Акинфия Пирогова, Григория Пирогова, Спиридона Перевалова, пугачевского полковника Ефстифия Пирогова.
https://history-kamensk.ru/his...troga.html http://k-ur.ru/forum/index.php?topic=5216.0 https://kamensk-adm.ru/compone...istratsiya okorneva.ru/proishojdenie--familiy-kamyishlovskogo-uezda-slovar-uralskih-familiy/ronjin/
|
Тема: Ронжины 13.03.2023, 11:05
РОНЖИНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1797 году группа старообрядцев из села Царёво (Беляково) Елатомского уезда Тамбовского наместничества (ныне с. Царёво Ермишинского района Рязанской области) переселились в Оренбургскую губернию и основали новое село Елатомка в Бугурусланском уезде (ныне с. Елатомка Бугурусланского района Оренбургской области). Всего переселенцев было 121 человек, среди них большинство носили фамилии: Ронжиных, Кабановых, Мигуновых, Кадысевых, Зуйковых, Полшковых, Седовых, Кожевниковых, Царьковых, Расторгуевых, Трушиных, Солдатовых. http://www.elatma2008.narod.ru/E36.htm Переселенцы были беглопоповцами. В конце XVIII – начале XIX вв. они широко разошлись по ближайшей округе в сёла Борисовка, Козловка, Нижнее Заглядино, Русская Бокла, Староверовка (ныне Бугурусланского района), Верхнее Заглядино (ныне Асекеевского района). https://www.osu.ru/sites/niisu..._tom_1.pdf
В селе Царёво откуда выехали переселенцы в 1946 году находились 2 беспоповские общины: федосеевцы (71 человек) и филипповцы (60 человек) https://isadi.ru/staroobryadch...-stoletii/
Появление староверов в Тамбовской губернии в более раннее время можно объяснить переселением их на юг из центральных губерний после гонений 1730-х годов. После которого значительно растет число старообрядчских общин различных направлений в Курской, Тамбовской, Воронежской губерниях, в южных уездах Нижегородской.
Литература: Кабанов, Георгий Спиридонович . Мы-переселенцы : [история с. Елатомка, Оренбург. обл.] / Георгий Кабанов. - Оренбург : Димур, 1999. - 243 с. : ил. ; 21 см. - ISBN 5-7689-0074-8 : 70 Кабанов, Георгий Спиридонович . Мы-староверы / Георгий Кабанов. - Оренбург : Димур, 2003. - 437, [1] с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с. 437. - ISBN 5-7689-0099-3 : 70 р
|
Тема: Ронжины 10.11.2022, 14:29
РОНЖИНЫ В ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ 1.В Ярославском государственном архиве (ГКУ ЯО ГАЯО) хранятся дела о пустоши Ронжиной Ярославского уезда за 1776-1854 годы. пустошь находилась рядом с владельческой д. Новые Ченцы (Кокуй) на правом берегу Волги. Ныне Некрасовский район Ярославской области
2. На рубеже XIX-XX в д. Артемиха (Артимиховское) Осеневской волости Ярославского уезда (ныне Гаврилов-Ямский район) находился кожевенный завод С.Я. Ронжина. Построен по прошению 1897 г. крестьянина этой деревни Степана Яковлевича Ронжина. Сам С.Я. Ронжин - волостной староста Осеневской волости (1890, 1894, 1898, 1904,1905, 1907,1908). Член Ярославского уездного собрания (1904-1907). С 1897 - попечитель Артемихского народного училища. На заводе работало 27 человек. После смерти Степана дело продолжил его сын Петр. Завод перевели в Ярославль. Перед войной Петра репрессировали, завод закрыли. http://velikoemuseum.ru/wp-con...graf-1.pdf http://gavyam.ru/about/massmed...140520.pdf
|
Тема: Ронжины 19.02.2022, 0:44
РОНЖИНЫ В ПЕРЕПИСЯХ XVIII ВЕКА КАШИНСКОГО И РЫБИНСКОГО УЕЗДОВ
1. 1710 слобода Свистуха, г. Калязин, Жабинский стан, Кашинский уезд Санкт-Петербургская губерния
http://census1710.narod.ru/perepis/kashin.htm «Переписная книга 1710 года Кашинского уезда: Жабинский, Нерехоцкий, Мерецкий, Суходольский станы. Без начала. (РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.173). Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Макария Колязин монастырь мужеск на реке на Волге … а в том монастыре Архиманрит Митрофан малороссийских городов города Ставихща лета себе 42 года обещание ево в городе Сумах в Успенском монастыре в Колязине монастыре пребывание ево другой год … (л.562об.) а в переписных книгах 186-го году написано в той слободе … а ис тех дворов жители по скаске того монастыря стряпчего Ивана Корсунского с товарыщи вывезены в тот же Кашинской уезд в Жабинской стан в слоботку Свистуху а хто имяны вывезены и то значит ниже сего (л.563) Никита Самойлов сын Ронжин …
Сейчас Свистухой называется заречная часть г. Калязин, возникшего рядом с Калязинским Макарьевским монастырем.
2. 1795 Рыбинский уезд Ярославская губерния
Отказные книги на Ярославский уезд1795 года №59 №22 №58 Опись Ярославского (Рыбинского) уезда села Коприна крестьянским и бобыльским дворам http://rodgersforum.borda.ru/?...1425703908 (Л. 68) Дрвня Погорелки а в ней крестьян… Во дворе Максим Артемьев сын (Л. 68 об.) Ронжин семидесят вдов у него дети Григорей сорока Тимофей тритцати Наталья дватцати пяти у Григорья жена Ненила Романова у них дети Захар десяти Василей четырех Авдотья трех у Тимофея жена Марья Андреева тритцати у него ж Максима племянники двоюродные Алексей Харламов штидесят Илья Михайлов пятидесят у Алексея жена Ирина Назарова сорока у них дети Сергей десяти Тимофей шти Анна озми Дарья трех Ирина году у Ильи жена Соломанида Степанова сорока у них дети Козма дватцати Федор пятнатцати Настасья семнатцати у Кузмы жена Овдотья Иванова тритцати у них сын трех лет.
Сейчас рядом с с.Коприно Рыбинского района существуют 2 деревни Погрелки
|
Тема: Окуловские 31.10.2021, 15:26
Еще один Окуловский из деревни Толстое Раменье в Подосиновском районе Кировской области
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ОКУЛОВСКИЙ (13.05.1921-09.12.1997) Ветеран ВОВ, кавалер Ордена Красной Звезды, Ордена Отечественной войны II степени. Информация на сайте Память народа
Последний житель деревни Толстое Раменье. Герой очерка "Стоит дом на угоре" Журнал "Вокруг Света", №8, 1988. Автор статьи "И один в поле" Кировская правда, октябрь 1989. О своей жизни и судьбе деревни в 1930-1980е годы. На основании этих двух текстов можно составить его биографию и историю деревни в советское время:
"В начале тридцатых годов стали в наших краях создавать колхозы. И до этого были уже попытки. Сначала пробовали тозы – товарищества обработки земли. Не получилось. Потом коммуны. Стащили все в кучу: плуги, бороны, пилы, скот. Пробовали организовать и еду общую. Но здесь что-то не ладилось. Потом уже колхозы. Тут, которые мужики поумнее были, уперлись окончательно. Стали агитировать. Приезжали уполномоченные из района, собирали всех мужиков и агитировали. Держали сутки, двое пока не напишут заявления в колхоз. Уедут. Мужики идут в сельсовет и забирают свои заявления обратно. Молча. Молча приходят, молча уходят. В районе как только об этом узнают, опять приезжают. Опять «агитируют». Потом видят: не выходит так. Начали тех, кто особо много спорил (мол, дайте время – мы сами подумаем и решим), по-твердому обкладывать: двойные налоги, зерно забирать в фуражные фонды, в семенные. До того обложат, что другого выхода нет как в колхоз вступить. Ну а самых упорных стали привлекать как кулаков. Оформляли дела и увозили. Не знаю куда, только больше их не видели. Я тогда в шестом классе учился. Помню, как ввели эти налоги обложения, так и начали все жить одинаково. Ни у кого ничего не осталось. Отец мой поехал в Подосиновскую школу, говорит директору: - Я парня забираю. Тот протестовать: - Зачем забираешь, ему учиться надо, еще чуть-чуть-то и осталось чтоб семилетку закончить. А в то время семь классов большое образование было. С ним люди уже учителями начальных классов работали. И все же отец меня увез. В доме нужен был работник и помощник. В моих обязанностях была, например, покупка хлеба. Зерно все забрали, муки не было, свой хлеб печь перестали. Приходилось бегать за тридцать с лишним километров в Подосиновец. Очередь занимали накануне, на следующий день бежишь и думаешь: достанется или нет? На всех хлеба не хватало, разбирали моментально. Так мое образование на этом и кончилось. И все же я в деревне самым грамотным оказался. Ходили ко мне те, кому надо письмо написать или газету прочитать. И работать поставили счетоводом. Это была уже специальность! Навалили мне гору документов, а я и не знаю что с ними делать. Но постепенно разобрался, привык. К одному только привыкнуть никак не мог – все в конторе курили, да к тому же самосад. Так надымят, что я после работы по улице иду, а меня шатает. В конце концов отец пошел, попросил: - Вы курите-то поменьше, а то парня уморите. Бедно жили тогда. Народу по деревням заметно поубавилось. Кто по своей воле уехал искать где лучше, кто не по своей. Потом война началась. В 41-м и мне повестка пришла. Увезли сначала в Киров, а оттуда мы под Волоколамск попали. Тяжелые там бои были, немец укрепился сильно, никак его выбить не могли. Транспортная рота, где я служил, вся почти полегла. А закончил войну в Прибалтике 15 февраля 1945 года, досрочно для себя, и память о ней на всю жизнь осталась – нога искалеченная. ... Воевал я с 42-го года по 14 февраля 45-го. Был пулеметчиком. В тот день ранило меня, в Прибалтике. Как кувалдой по ноге шибануло, оглянулся— пятки нет, одна кость торчит... Выжить-то выжил, а нога больная. Сорок лет в валенках хожу — и зимой и летом. Не жизнь, а одна мука. ... Вернулся после госпиталя в свою деревню, а там одни старики, да, кроме меня, еще один калека пришел. ... Вернулся к старикам, а у них даже поесть нечего. Хотел уехать, честно скажу, хотел — что в такой нищете оставаться? А отец говорит: «Креста на вороте у тебя нет, коль стариков бросаешь». Остался. ... Совсем с народом худо стало. Женщины-то молодые еще были, они и тянули воз. И опять ни зерна, ни муки, ни хлеба. Старики буквально с голода умирали. Поехал я в райсобес, но и там какие тогда возможности были. Все-таки, как фронтовику и инвалиду войны, выписали мне в нарушение всех правил 30 килограммов овса. Вот с этим овсом и вернулся. Подсушили его, смололи на ручной мельнице – тем и жили. ... Выучился на бухгалтера, чтоб сидячая работа была. Потом пошел на строительство, потом со скотом много лет возился. Хорошая ферма у нас была. ... Прибыли в людях, конечно, и потом большой не было. Но все же ребятишки подросли, стали потихоньку выправляться, зажили получше. А тут – новая беда. Объявили нашу деревню неперспективной. Приехали начальники из района: - Переселяйтесь, а то, - говорят – пришлем тракторы и деревню под угор столкаем. Стали прижимать то тем, то этим. Была у нас ферма очень хорошая. Первые места по надоям в районе брала. И заведующая очень хорошая. Вот, пока она оставалась, так и остальные в деревне держались. А как допекли ее окончательно, уехала она, разъехались и остальные. Хотели чтоб ехали все в Яхреньгу, на центральную усадьбу, а поехали кто куда. Не так давно приезжала к нам экспедиция. Искали старинные постройки. Нашли и у нас в деревне избу, определили, что рублена в 1829 году. Написали об этом в журнале. И меня помянули, и начали ко мне приходить письма – давай, сообщи, можно ли к вам приехать, восстановить деревню. Что я мог ответить – мои полномочия на этом кончались. Пошел в партком колхоза, в сельсовет, передал письма. Через месяц, примерно, поинтересовался: - Ну как, что решили? Толком мне ничего не ответили. Можно было бы что-то сделать, но, видать, денег в колхозе не хватает, хоть и считается он небедным. А ведь земля у нас плодородная, сенокосы, разнотравье. Самые целебные травы у нас растут. Все подзапустили, но надо же какие-то меры принимать. Ведь столько труда было вложено в эту землю, и все пропадает, зарастает лесом. Вот это-то мне и обидно, что пропадает труд моих дедов и отцов. ...Восемь детей мы с матерью подняли, подсчитали как-то: сто лет всех их учили... Теперь они кто где — кто экономист, кто оператор вычислительных машин, один на строительстве атомной электростанции. Все при деле, все в достатке, все зовут к себе — а я не хочу. Не хочу уезжать!"
Фото из журнала "Вокруг Света" - последний житель деревни Николай Васильевич Окуловский
 |
Тема: Ронжины 14.06.2021, 13:47
Значение слова РОНЖА Оригинал: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3641/132250
Самое раннее упоминание о человеке с именем Ронжа встречается в Писцовой книге 1547 года: в починке Кромино Вологодского уезда (ныне Сокольский район Вологодской области) упоминается Ронжа Пахотин. На Вятке прозвище Ронжа впервые встречается в Дозорная книга Хлынова 1615. В ней значится Микитка Ронжа. Что же означает это слово?
В Толковом словаре В. Даля – это какая-то «лесная воронка», непонятно с какой птицей ее можно соотнести. Многие считают что это какое-то марийское слово. Этого знания о своей фамилии мне всегда было достаточно. Но вот на неомерянском сайте merjamaa, мне попалась статья, в которой утверждалось мерянское происхождение многих вятских фамилии (в том числе и моей). Эта необычная версия и подтолкнула меня к поискам птицы-ронжи.
1. Птица На основе доступных диалектных словарей и упоминаний в интернете [1-7] были созданы 2 карты:
На 1й карте показаны места где было зафиксировано употребление слова ронжа/роньжа (голубой цвет) и близких к нему форм. На западе популярен вариант ренжа/реньжа (розовый цвет), при движении с юга на север увеличивается разнообразие в произношении.
На 2й карте показаны значения всех этих слов. Всё это - названия различных лесных птиц. Самый распространенный вариант – сойка. Кроме того, ронжей в русских говорах могут называть кукшу, кедровку, лесная сороку, лесная ворону, желну (черный дятел), свиристель, и др. По мере движения на север и восток увеличивается разнообразие и в значении и в произношении.
Это карта не законченная – по многим областям диалектные словари не изданы: нет данных по Псковской, Тверской, Московской, Ивановской, Владимирской областям – поэтому ничего точно нельзя сказать о распространении слова южнее изображенного ареала. Ярославский и Рязанский областные словари такого слова не знают. Всё же, на карте можно увидеть что в европейской части страны лексема в основном фиксируется в северных областях - Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Костромской, частично в Архангельской, Кировской, Тверской. Выбивается из общего ряда юг Нижегородской области. Через Вятку и Пермь лексема распространяется в Сибири, где ронжей чаще всего называют не сойку, а кедровку.
Может быть это слово есть в соседних финно-угорских языках? В верхнесысольском диалекте языка коми, который распространен на юге республики и частично в Кировской области, зафиксировано слово роньша в значении «сойка» [12]. В марийском есть созвучное слово ронгыж (горн.мар.), роҥгыж (луг.мар.) – у него есть 2 значения: 1) седой цвет и 2) птица кедровка [9]. Если посмотреть как выглядит эта птица, то становится понятно происхождение названия – ореховка действительно «седая». Скорее всего это название птицы имеет свою независимую этимологию, и не связано с нашей ронжей.
В удмуртском и мордовском такого слова нет; нет птиц с такими названиями и в прибалтийско-финских языках: финском, эстонском, карельском, вепском. Правда в Пудожском районе Карелии есть речка Ронжа. По предположению специалиста по северной топонимии А.И. Соболева ее название может быть связано с вепсским rong - "костёр".
Примечательно что удмурты и коми в своем языке сойку (Garrulus glandarius) и кукшу (Perisoreus infaustus) не различают. У удмуртов самый распространенный вариант названия двух этих птиц - «джакы» (это еще и женское имя и элемент народного орнамента) [13], у коми – «кеня»[11]. Отдельное название для кукши есть у марийцев: кожгупшӱльӧ (мар.) – «еловая сойка». Эту птицу вообще многие языки путают с сойкой, например:
siberian jay (англ.) – «сибирская сойка»
ѐszaki szajkó (венг.) – "северная сойка".
Unglückshäher (нем.), sojka zlověstná (чеш.), sójka złowroga (польск.) – «сойка, приносящая несчастье».
Считается что две птицы очень похожи между собой и различить их можно только с близкого расстояния. Неудивительно что и в русских говорах сойку и кукшу могли не различать между собой и называть ронжей. Видимо изначально ронжей называли сойку-кукшу, а потом это название перешло на других лесных птиц.
Итак, следов ронжи в сохранившихся финно-угорских языках нет. Зато они внезапно обнаруживаются в балтских языках. В латышском лексему ruoze, ruozis (кедровка пестрая, ореховка, дятел) возводят к реконструируемой лексеме – ranžē. В литовском языке: rąszis, rąšis (кедровка пестрая, ореховка) возводят к реконструируемому ranšis. [8,10,14].
Ученые выявили в говорах Русского Севера целый ряд слов, чьим изначальным источником являются балтские языки. К таким словам относится и «ронжа». Но где латыши и где вологодские крестьяне? С.А. Мызников называет такие слова «трансформированными балтизмами» [22], так как обнаруживаются они далеко от мест расселения балтских народов в древности, и могли попасть в Вологодскую или Архангельскую область лишь при участии прибалтийско-финских языков, которые веками соседствовали с балтами еще до прихода славян. Иногда эти слова сохраняются и в прибалто-финских языках, а иногда оставляют следы только в русских диалектах в форме субстратной лексики – остатках того языка на котором говорили местные жители до перехода на русский язык.
Кроме говоров, следы присутствия балтского влияния в Псковской и Новгородской областях содержатся и в топонимике. Раньше традиционно считалось, что балты до прихода славян граничили с финно-угорскими племенами примерно по линии Рига - Псков – Торопец – Тверь – Москва – Калуга - Рязань. Однако недавно балтская топонимия была открыта гораздо севернее, на территориях, которые традиционно считались финно-угорскими (Псковская, Новгородская, юг Ленинградской, юго-восток Вологодской областей). Причем в Новгородской области гидронимы балтийского типа не уступают по количеству, финно-угорским названиям. Среди ученых есть предложения проводить северную границу балтского влияния по южному побережью Финского залива [15, 18].
Кроме ронжи на Северо-Западе России используют и другие неславянские названия сойки. Балтское слово «ронжа» и родственные ему бытуют в Приильменье, Поволховье и на южном берегу Белоозера. Севернее, в значении «сойка», уже фиксируется лексика, заимствованная у вепсов - «паскарга», «паскач» (ср. вепс. paskaharag, paskač ). Еще севернее: в Заонежье, на берегах Белого моря, в Архангельской области – используют заимствование из карельского – кукша, кукшеньга (ср. кар. kuukšo, фин. kuusahka). В дальнейшем славянские и финские охотники за пушниной и следующие за ними поселенцы распространили лексемы «кукша» и «ронжа» по всему Русскому Северу. В виде «кукшаньги» и «роньши» они даже попали в язык коми, а затем «перелетели» через Урал и распространились от Ямала до Приамурья. «Кукше» даже удалось войти в литературный русский язык и стать названием для близкой к сойке Perisoreus infaustus. А ронжа осталась на уровне диалектизма.
Так что Сойкины, Кукшины и Ронжины - в каком-то смысле, это одна и та же фамилия. Только если первая фамилия возникла на славянской основе, то вторая и третья - на прибалтийско-финском и балтском субстратах соответственно. Они - осколки древних забытых языков, на которых в северных лесах говорили до прихода славян. Что это за мертвые языки и мертвые народы? 2. Народы До наших дней сохранились только два балтских языка – латышский и литовский. Однако балтские заимствования можно найти в различных современных языках. Очень показательно распределение балтских заимствований среди финно-угорских языков: в угорских и пермских языках их, видимо, нет, в марийском – всего несколько слов, в мордовском – около десятка, в саамском – около двух десятков, а в прибалтийско-финских языках (финском, карельском, эстонском, вепсском и пр.) количество балтизмов исчисляется сотнями [24]. Общее число балтизмов в прибалтийско-финских языках насчитывает 144 единицы [22].
Прибалтийско-финские языки несут в себе большое влияние балтских языков не только в лексике, но и грамматике и фонетике. Есть мнение что именно в результате древних контактов с балтскими или близкими к ним культурами прибалтийско-финские языки смогли отделиться от прочих финно-угорских языков [16].
История взаимодействия древних балтов и древних финнов имеет несколько этапов. Древнейший из них связан с первыми контактами носителей двух языковых групп.
На рубеже III и II тыс. до н.э. из Причерноморских степей на север устремились скотоводческие племена археологической культуры шнуровой керамики. Их принято считать предками германцев, славян и балтов. Они быстро расселились на обширных территориях Центральной и Восточной Европы. Считается что протобалты (предки носителей балтских языков) освоили бассейн Днепра, побережье Балтийского моря от Одера до Финляндии и Ладожского озера, а затем устремились на восток вдоль Волги и Оки к низовьям Вятки и Камы.
Навстречу им, с востока, двигались племена лесных охотников – предки финно-угорских народов. На Средней Волге они за несколько веков поглотили пастухов-балтов. На Верхней Волге ассимиляция балтов шла медленнее и завершилась лишь к Vв. до н.э. Здесь сложилась финно-угорская Дьяковская археологическая культура, продолжавшая испытывать влияние соседних балтских культур.
На западе финно-угорские племена, достигнув бассейна Балтийского моря, за несколько веков растворили в себе пастухов-балтов на территории современных Финляндии и Эстонии (культура боевых топоров).
Таким образом, к I тыс. до н.э. за культурами, которые связывают с древними балтами, остались лишь территории Прибалтики, Подвинья, Поднепровья, частично центральные области России. Граница их расселения проходила примерно по линии: Рижский залив - Псков – Торопец – Тверь – Москва – Калуга – Орёл – Курск – Чернобыль.
Данные археологии подтверждаются лингвистикой. По мнению лингвистов ранние контакты прото-финнов и прото-балтов должны были произойти на Средней Волге во II тыс. до н.э. Следами этой встречи могут быть несколько слов в марийском и мордовском языках, которые можно отнести к протобалтским заимствованиям. А основная встреча балтских и прибалто-финских языковых общностей произошла на рубеже IIго и Iго тыс. до н.э. на водоразделе Балтийского моря и Волжского бассеина [24]. Объем языковых заимствований в прибалтийско-финских языках таков, что говорить просто о соседстве двух народов не приходится. Об этом свидетельствуют массовое балтское (или близкое к балтскому) воздействие не только в лексике, но в какой-то степени и в грамматике и в фонетике. Это древнейший и самый мощный пласт прото-балтских заимствований, общий для всех прибалто-финских языков. Среди этих заимствований могла оказаться и «ронжа». Быть может литовское «Ranšis» и марийское «Ронгыж» (в обоих случаях - птица ореховка) все же как-то связаны между собой.
Оживление контактов между балтами и финнами происходит в начале новой эры. В античном Средиземноморье возникает спрос на пушнину. Финские и балтские племена втягиваются в эту торговлю, получая в обмен товары из античного мира. На следующие полторы тысячи лет в северных лесах начинается эпоха – «мягкого золота». Охотники на пушного зверя проникают в самые дальние места, выступают в контакты с северными племенами, осуществляют первую волну колонизации и распространяют по этим лесам лексику лесных охотников – названия погодных явлений, деревьев, зверей и птиц. Поволжские финны Дьяковской культуры в первые века нашей эры начинают бить пушного зверя в промышленных масштабах. Балты, контролировавшие верховья основных рек в регионе, – выступали посредниками этой торговли. Причем исследователь мерянского языка О.Б. Ткаченко считал языком этих межкультурных контактов именно балтский [28]. Этим он объяснял проникновение в реконструируемый им мерянский язык многих слов из древних балтских языков. Имеются в виду не литовский и латышский, а родственнее им мертвые языки, которые ученые могут лишь частично реконструировать по сохранившейся местной топонимике и по параллелям в литовском и латышском языках. На этом этапе многие балтизмы, в том числе и «ронжа» могли попасть в языки мери и прибалтийских финнов в ходе активных культурных контактов, в которых балты явно доминировали.
В результате Великого переселения народов балтские племена стали расширять свою зону влияния и оттеснять финские племена на север и на восток. К VI веку балтские племена (голядь) вытесняют мерю из Волжско-Окского междуречья на север и восток. К VI-VII векам латгалы распространяются по всей северной Латвии, которая до этого была занята финно-угорскими племенами. Таким образом, можно говорить о зонах контактов двух языков: в Прибалтике и в Волжско-Окском междуречье. Племена, прежде плотно общавшиеся с балтами, а теперь отступавшие под их натиском в Прибалтике и Москворечье, могли распространить балтскую лексику на север и восток.
Вслед за балтами пришли славяне. В V-VIII веках они несколькими миграционными волнами начинают проникать на северо-восток и сменяют балтов на Днепре, в Белоруссии, в Волжско-Окском междуречье. Смешавшись с балтскими племенами, они образуют с ними новые территориальные общности – вятичей, кривичей, дреговичей и радимичей.
В Прибалтике славянские племена не селятся вместе с балтами, а пройдя через их территории, увлекают их с собой на псковские и новгородские земли. Славяно-балтские пришельцы на новых землях смешиваются с местными финскими племенами. В VI—VIII вв. здесь появляются археологические культуры псковских длинных курганов и новгородских сопок, совмещающие в себе славянские, финские и западно-балтские черты.
«Захоронения, оставленные пришельцами несут на себе следы балтского (ятвяжского) обряда. Этими поселенцами, очевидно, оставлена какая-то часть многочисленной балтской гидронимики в Новгородско-Псковском крае. Некоторые водные названия балтского происхождения, по всей вероятности, восходят к периоду раннего железного века. Однако среди гидронимов русского Северо-Запада есть и названия несомненно более позднего происхождения, в частности несущие в себе западнобалтские черты. Их происхождение может быть объяснено только миграцией в Ильменско-Псковские земли более или менее крупных групп ятвяжско-прусского населения» [27].
Через какое-то время славянский элемент в этих разноплеменных обществах стал доминирующим. А сами общества оформились в известных нам по летописям ильменских словен и псковских кривичей. Балтский и финно-угорский элементы постепенно растворились в славянском и заняли роль языкового субстрата. Хотя еще в XIII веке в составе новгородских владений известны территории населенные «летьголой» [15]. Следы же балтов, пришедших когда-то вместе со славянами на берега Ловати и Великой, сохранились до наших дней лишь в местной топонимике и немногочисленной субстратной лексике.
Таким образом, третий, самый поздний вариант попадания балтских лексем в окрестности Новгорода и Пскова – из Прибалтики, во времена переселения сюда славян. Он объясняет почему «ронжа» неизвестна в современных прибалто-финских языках, но распространена в русских говорах Новгородчины и Русского Севера. На наш взгляд – этот вариант самый правдоподобный. Впрочем, одного правильного ответа в этой задаче может и не быть.
В VIII веке появляется Волжский торговый путь, связавший между собой народы Балтики и Поволжья. Начались интенсивные контакты скандинавов, славян, прибалтийских и поволжских финнов между собой. Прибалтийско-финская языковая общность распадается на отдельные языки. С появлением Древнерусского государства в IX в. балтские народы перестали оказывать значимое культурное влияние на своих соседей. Спрос на меха, образование Древнерусского государства и принятие христианства привели к новым миграциям: славяне-язычники, весь, меря и чудь стали переселяться на восток к пермянам и марийцам [25].
Вслед за беженцами шли те, кто стал называть себя новгородцами, и облагал меховой данью весь Север. Охотники и промысловики проникли до Урала, распространяя свою повседневную лексику и образуя первый этап колонизации [25]. Новгородская колонизация по своему составу не была чисто славянской. Наряду со славянами, в ней принимали участие и весь, и ижора, и корела, и чудь. В более поздние века они же принимали участие и в набегах новгородских ушкуйников[17]. Одновременно с юга, из земель бывшей мери, шла ростовская колонизация, в ней участвовала и сами меряне. После проникновения новгородцев уже коми-зыряне, испытавшее большое влияние переселенцев, сами снялись с места и стали продвигаться в бассейн Камы и за Урал. В результате этих миграций не только славянская, но и карельская, вепсская, ижорская, мерянская лексика распространилась по всей территории Русского Севера.
В XVII веке вместе с землепроходцами и первыми поселенцами «ронжа» и «кукша» проникли за Уральский хребет и распространились от Ямала до Приамурья.
Еще одно направление куда переселялись выходцы из новогородских владений – нижегородские земли. После присоединения Великого Новгорода к Москве, несколько тысяч новгородцев были «выведены» внутрь страны. Особенно много их было в нижегородских землях: исследователи насчитывают здесь более 60 древних новгородских фамилий. Наконец, в XVI-XVII веках на поселение в Нижегородский и Арзамасский уезды поместные дворяне пригашали крестьян со всей страны от Пскова до Вятки [20, 29]. Этими переселениями можно объяснить фиксацию «ронжи» на юге современной Нижегородской области.
В результате всех этих многовековых и даже тысячелетних процессов славяне, балты и финны смешались между собой и создали северно-русский генотип [26]. Как и в генетических связях жителей Русского Севера, в редком диалектном словечке «ронжа» невозможно отделить влияние одного народа от другого. Наверно это и не нужно. Слишком тесно все переплетено и слишком много веков, а может и тысячелетий прошло. Сейчас, «ронжа» принадлежит русским диалектам, а значит и русскому языку. Называть его «балтским» или «финским» можно с тем же успехом, как русские слова «вино» и «тарелка» до сих пор считать германскими заимствованиями.
3. Имя В заключении несколько мыслей о том как «ронжа» могла стать чьей-то фамилией.
Птицей ронжей, дающей прозвища людям, должна быть распространенная птица, с яркими характеристиками. "Лесная воронка", которую Толковый словарь В. Даля считает ронжей, и которая оттуда перекочевала во все версии происхождения фамилии, на эту роль не подходит. Но идеально подходит сойка.
Сойка - лесная птица, с ярким оперением. Ее славянское название восходит к глаголу «сиять». Сойка живет вдалеке от людей, глубоко в чащах – ее хорошо знают охотники. Имеет способность к звукоподражанию: может имитировать голоса других птиц, зверей и даже человека. Поэтому в лесу сойка выполняет роль своеобразного сторожа – может предупредить, например, о приближении медведя или человека, закричав его голосом. В минуты опасности можно издать неприятный крик «похожий на крик кошки, которой наступили на хвост». Ну вот вы чувствуете, что уже прямо хочется дать кому-то такое прозвище.
Примеры таких прозвищ есть и в литературе:
[q] Задребезжал звонок. В класс с указкой, картами и журналом в беремени вошла Ронжа - такое прозвище носила учительница за рыжую вертлявую голову, зоркий глаз и керкающий голос. На самом деле Софья Вениаминовна, географичка, наш классный руководитель. (В.Астафьев Последний поклон, 1968)[/q]
Народный фольклор не мог пройти мимо птицы, говорящей на разные голоса. У славян птица была связана с потусторонними силами, гаданиями. Ее день отмечался по старому стилю 28 ноября. Считалось, что сойка три раза в год пытается улететь в ирий. Ирий - место, в которое, по древнерусским поверьям, улетали души умерших и перелетные птицы. Более того, сойка (наряду с галкой и кукушкой) выступает как птица - хранитель ключей от рая (неба). В фольклоре вепсов врановые – ворона, сорока и сойка ассоциируются с нечистой силой, загробным миром [21]. Культ птиц у финно-угорских народов с их широким распространением «птичьих» имен, прозвищ, а в наше время и фамилий, не мог обойти и сойку. В 1й части уже говорилось об удмуртском женском имени Джакы, которое переводится как сойка. С именем сойки пытаются соотнести и название одного из удмуртских воршудов (родов) - ӝикъя. Соответственно, в дохристианское время ронжа могла быть и личным именем (мужским или женским) и родовым тотемом у языческих племен. Ассоциация ее с темными силами не являлась препятствием, наоборот, - несла на себе функцию защиты. С христианизацией слово могло выступать мирским не крестильным именем.
Со временем языческие некалендарные имена отмирают, им на смену приходят прозвища, которые как-то характеризуют личность человека, раскрываю его признаки.
Птица сойка дает большой набор таких ассоциаций: резкий громкий крик, яркий внешний вид, сторож, пересмешник, подражатель, приносящий плохие новости.
При придумывании прозвища уже могли не иметь в виду саму птицу, а отталкиваться от прозвищ людей:
Ронижа – о женщине, любящей одеваться красиво, ярко и краситься. (Афанасьевский район, Киров. обл.) [3] Ронжа – о нерасторопной, неловкой женщине (Полев Свердл 1950-1952) [6] Ронжа – бранное слово (Черепов Новг, 1910) [6] Вполне возможно что это было именно женским прозвищем, потом превратилось в матчество, а потом в родовое прозвище. А бранное слово может быть эхом языческих представлений связи сойки с нечистыми силами.
Оригинал: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3641/132250
 |
Тема: Завражьинская волость (Костромская губ.) 9.05.2021, 15:27
Ищу информацию о деревне Ронжица Залужского сельсовета Судиславльского района. Она же в Завражьинской волости Костромского уезда. При приходе Троицкой церкви с. Воронье. Интересуют первые упоминания, сведения по ревизиям, писцовым книгам.
 |
Тема: деревня Ронжино Семеновский уезд 26.10.2020, 9:45
Интересует момент ее возникновения. Историк С.В. Сироткин в своей работе "Керженская волость: от XV до XVIII века" приводит даты основания населенных пунктов Семеновского уезда. «При Петре I появились деревни Ларионово, Зиновьево, село Рождественское (начало правления Петра I - 1689 г.). После 1689 года основана деревня Ронжино …». https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/218-1-0-930
Может быть у кого-то есть информация о первых жителях деревни и о возникновении названия??
|
Тема: Ронжины 26.10.2020, 9:27
ТРИ ДЕРЕВНИ РОНЖИНЫХ: КОТЕЛЬНИЧ, СЕМЁНОВ, СУДИСЛАВЛЬ
В "Книге Вятских Родов" указано, что в Вятской губернии есть 16 населенных пунктов с однокоренным названием. Еще по одному в Костромской и Нижегородской губерниях.
1 В СНМ Вятской губернии 1859-1793 в Котельничском уезде действительно встречается 16 населенных пунктов с корнем РОНЖ, и еще 6 РЕНЖ/РЕНЬЖ. Они получили название в XVIII-XIX веках от фамилии поселившихся в них крестьян Ронжиных и Ренжиных. Самый древний из них починок Ронжинский в 2 км. от с. Молотниково (ныне д. Вагины) – под этим названием он известен с 1678 года:
[q] Починок Ронжинский
(в) Матюшка Карпов сын Кочкин, у него дети Фетка // 12 лет, Арсентейко 4 лет у него ж половник Сенка Андреев сын Паглазов, у Сенки сын Петрушка 3 лет у него ж Матюшки подворник Мишка Устюжанин
(мд) пусто Ганки Крылатого, Ганка умре в давныхлетех, а землею владеет Матюшка Кочкин
(РГАДА 1209-1-340 стр. 439 об – 440)[/q]
А в предыдущей переписи 1646 года:
[q] Починок Митки Сидорова
Во дворе Левка Васильев сын Ронжин з детьми с Микифорком, да с Савинком, да з Харкою, да з Гришкою, Микифорко 12 лет, Савинко 3 лет, Захарко 5 лет // Гришка году
Во дворе Ганка Яковлев сын Крилатой с сыном Онашкою, Онашка году, у него ж живет Максимко Яковлев сын Широнин стар
(РГАДА 137-1-Орлов стр. 412 об – 413)[/q]
Опустевший двор Ганки Крылатого подсказывает, что это один и тот же починок. За 30 с лишним лет он поменял свое название по фамилии проживавших здесь в 1640х гг. крестьян Ронжиных. В дальнейших поисках предков Ронжиных названия котельничских деревень уже ничем не помогут. 2 В СНМ Нижегородской губернии 1859 года в Семеновском уезде под №3689 есть удельная деревня Ронжино при реке Линде и речке Куричке с населением 93 души. Ныне это жилая деревня Роньжино в 22 км от г. Семенова, в 120 км. от р. Унжи. Название тоже образовано от фамилии. В какое время появилась эта деревня и какие события этому предшествовали?
Коренные обитатели этих мест – древние марийские племена. По реке Унже они граничили с летописной мерей. По легенде в эти места от христианизации часть мери бежала в XI веке, смешалась здесь с местными марийцами. На это указывает сохранившаяся до наших дней деревня – Мериново, упоминаемая еще в 1622 году. В «письме брата Юлиана о монгольской войне» впервые упоминается Меровия (Merowia[m]), которая наряду с несколькими языческими царствами была завоёвана татарами. Ученые как раз соотносят ее с территорией в треугольнике рек Унжи, Волги и Ветлуги. С XV века сюда проникают русские поселенцы, в том числе монахи. Но основной поток переселенцев начинается после церковного раскола. С 1656 года здесь селятся бежавшие старообрядцы, не признавшие никоновской реформы, возникают знаменитые Керженские скиты. При Петре поток беглецов усиливается. Фотографии этих мест: https://varandej.livejournal.com/725418.html
Историк С.В. Сироткин в своей работе "Керженская волость: от XV до XVIII века" приводит даты основания населенных пунктов Семеновского уезда. «При Петре I появились деревни Ларионово, Зиновьево, село Рождественское (начало правления Петра I - 1689 г.). После 1689 года основана деревня Ронжино …».
В доносительном письме боярский человек Лаврентий Баторов в 1713 году сообщил, что в «Керженской волости (Казанской губернии, Балахнинского уезда) есть починки Ларионов и Семенов и многие другие, а между тех починков лес и по тому лесу селятся всякого чина люди, сходцы с Москвы и разных городов, посадские и люди боярские, волостные с женами и детьми». «Такие люди идут в сторону от брадобрития и от солдатского побора и от государственных податей… и селятся по лесу собою и податей никаких не платят». (М. Клочков. «Население России при Петре Великом по переписи того времени».т.1, 1911, стр. 226-227)
К нач. XVIII в. в Заволжье находилось 94 старообрядческих скита. С этого времени Керженец стал районом концентрации беглых крестьян. В ходе переписи 1720 г. выяснилось, что многие волости, в частности Керженская, были почти полностью заселены беглыми. (Козлова Н. В. Побеги крестьян в России в 1-й трети XVIII в. М., 1983.С. 132).
По ревизии 1723 в деревне было 18 крестьянских дворов и 2 бобыльских дома, ни у кого из жителей нет фамилий: https://forum.vgd.ru/2348/114782/ Даже если у кого-то фамилии были, люди могли это скрыть. На вышеописанном примере вятской у деревни видно что название деревни могло даваться по фамилии прежде живших в деревне крестьян, которые больше тут не живут. Кроме того беглые крестьяне могли специально скрывать свои фамилии и имена от местной администрации, проводившей перепись.
Могли ли вятские крестьяне бежать в Керженские леса? Вполне могли. Кроме перечисленных тягот, на вятских крестьянах дополнительно лежала повинность давать работников на строительство Архангельского порта. Угнанные на работы вятские крестьяне массово сбегали, возвращались в родные места или разбредались по всей стране. В числе беглецов могли быть и котельничские Ронжины.
В писцовых книгах Котельничского уезда этого времени есть указания на сбежавших крестьян Ронжиных:
[q] Котельницкого оброчного стана, волость Спаская, Деревня что было займище
Двор пустой Федора Ремжина, он Федор збег с Вятки в давных летех, пашни было четь
Книга переписная переписи стольника и воеводы Степана Даниловича Трахониотова 1709-1711 годов Хлынова города с пригоротки и с уезды пустым дворам, которые написаны в переписных книгах 186-го году в пусте и запустели после переписных книг 186-го году.[/q]
[q] Котельницкого тяглого стана Торощина слободка
Харитон Ярофеев сын Ронжин с брати ево родной Панфил, у Панфила сын Степан, бежали безвестно.
Книга переписная прежних выборов салдат, их детей и родственников в Хлынове, в пригородах и в уездах. 1709 г.[/q]
В пользу того что сбежавшие могли уйти к старообрядцам, и сами были старообрядцами говорит наличие грамотности у крестьян Ронжиных: так в купчей на землю между крестьянами Спасской волости Котельничского уезда, значится что "купчую писал Ярушка Ренжин лета 7184-го [1676] майя в 24 день" (РГАДА 615-1-2140, Л.2-4; https://rodnaya-vyatka.ru/old-...0&part ). Этот Ярушка может быть отцом сбежавшего Харитона Ярофеева Ронжина.
Поэтому вполне вероятна версия что деревня Ронжино была основана сбежавшими в петровское время из Котельничского уезда крестьянами Ронжиными.
Возможна и другая версия: носители фамилии появились в керженских лесах гораздо раньше, и прийти они могли не с берегов Вятки, а откуда-то ещё. Через какое-то время они переселились в новую деревню и дали ей свое имя.
Стоит добавить, что названные деревни были отнесены к разряду удельных или дворцовых крестьян. К этому разряду часто относили деревни, построенные на землях инородцев, а часто и населенные ими – в нашем случае марийцами. Поэтому эти Ронжины могли быть и потомками местных марийцев.
Хочется сказать несколько слов о последующей судьбе этих мест. Керженские скиты подвергаются двум жестоким разгромам: в 1720х от местного епископа Питирима - после чего местные массово переселяются за Урал - и в 1850х от царской администрации. После чего местные поселения пришли в упадок. Закат этого замкнутого и своеобразного мира застает царский чиновник П. Мельников-Печерский и пишет свою знаменитую дилогию о старообрядцах – романы «В лесах» и «На горах». Действие романа «В лесах» происходит в окрестностях Семенова и старообрядческая деревня Ронжино упоминается на страницах романа. Например:
[q] "Рябая звонариха поголосит-поголосит да опять за свою работу - в набат колотить. Заслышав тревогу, прибежали мужики, бабы из Ронжина, из Елфимова и других недальних деревень. Чуть не в ноги кланяются им матери, Христом богом молят, денег сулят, вином потчуют, скачите только, родимые, во все стороны, отбейте у неведомых воров Прасковью Патаповну. - Поздненько хватились, матери,- говорят мужики. Ни от вина, ни от денег они бы не прочь, да время больно опоздано, ни на каких скакунах теперь воров не догнать. - Еще солнышко-то не село, говорите вы, матушка? - спрашивал Никанору ронжинский парень ростом в косую сажень, с красным лицом и со страшными кулачищами. Очень подмывало его в погоню скакать. Хоть отбить не отобьют, по крайности можно будет подраться, потешиться." П. А. Мельников (Андрей Печерский). В лесах. Книга вторая.[/q]
Косвенно, на то что деревня Ронжино была старообрядческой указывает и тот факт что крестьяне деревни хранили у себя древние религиозные книги. В «Рукописях славянских и российских» И.Н. Царского, 1848 г. под №697 сохранился Катехизис Лаврентия Зизания XVII века, принадлежащий крестьянину Петра Васильеву сына Пневу деревни Ронжина.
О носителях фамилии Ронжин в это местности информации почти нет. Если в ХХ веке фамилия здесь и существовала, то в единичных случаях. В Книге Памяти ВОВ Семеновского района есть только Ронжин Анатолий Николаевич 1918 г.р. с. Малое Васильево Семеновского района (ныне на территории самого Семенова).
3 Наконец, в СНМ 1870-1871 Костромской губернии упоминается еще один населенный пункт в Костромском уезде №189 деревня Ронжица при реке Мере 67 верст от Костромы. 45 душ. По левую сторону почтового тракта из г. Костромы в г. Галич. Деревня находилась между г. Судиславлем и с. Воронье и была жилой до 1989 года. О времени ее возникновения не удалось ничего найти. В отличие от предыдущих населенных мест название образовано не от фамилии, и следов фамилии Ронжин ни в годы в ВОВ, ни раньше в этой местности нет. Если бы фамилия появилась от прозвища выходцев из Ронжицы, то сама фамилия должна была быть Ронжицын. Тем не менее, наличие такого топонима в Костромской земле показательно.
Исконным населением этих мест была древний летописный народ меря. С приходом славян, этот финский народ смешался с пришельцами и внес свой вклад в этногенез русского народа. Последний раз меря упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», написанного в середине XVI века, и размещается автором на Галичском озере. Сам Судиславль видимо было построен в 1520-30-е годы как крепость от набегов казанцев и марийцев, а село Воронье впервые упоминается в грамоте кн. Трубецкому кн. Пожарскому во времена Смутного времени. После раскола эти места также как и окрестности Семенова стали центром старообрядчества, а еще пользовались у чужаков репутацией разбойничьих мест. В последствии, как и всякий другой центр старообрядчества Судиславль превратился в важный торговый центр.
*** СНМ дали 3 деревни: вятский починок Ронжинский, нижегородская деревня Ронжино, костромская - Ронжица. Связанной версии, которая объединила бы все три деревни, не получается. Пока не хватает информации. Но окрестности Судиславля, Семенова и Котельнича связывают многие миграции XI-XVII веков. По сути, все они находятся по краям гигантского леса, который всегда был слабо заселен, и в котором славянский элемент, кажется, никогда не составлял большинства.
В летописные времена эти леса – земли родственных друг другу мери и древних марийцев, постепенно оттесняемых на восток к Вятке. И на вятскую и на костромскую земли, правда в разные века, проникают новгородцы. Для Костромы их присутствие ограничилось Х-XI веками и не было решающим (дальше их сменили пришельцы из Владимиро-Суздальских земель), а в районе Котельнича новгородцы по данным археологии появляются только на рубеже XII-XIII веков. В позднее средневековье (XV-XVI вв.) пространство от Костромы до Вятки - место жестоких войн Москвы и Галича, Москвы и Казани, в которых оказались замешаны и марийские кугызства и вятские ушкуйники. Кровавые походы опустошили и без того слабонаселенные земли, волны беженцев вновь искали спокойные, глухие места и снимались с привычных мест. Спустя столетие очередную волну миграций вызвал церковный раскол, и связанные с ним волнения, и теперь уже жители соседних регионов искали укрытия в заволжских, керженских, ветлужских лесах. Надо заметить что в отличии от прошлых времен - в этот раз бежали не на Вятку, а из Вятки.
Вот такой общий исторический фон, объединяющий эти три, на первый взгляд никак не связанные между собой места. Понятно, что он очень аморфный, но и от него можно отталкиваться при дальнейших поисках.
Подробнее: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3641/129380
|
Тема: ✔ КОСТРОМСКАЯ губерния/область 2.08.2020, 9:37
Добрый день, нужна помощь в краеведческом отделе Костромской областной универсальной научной библиотеке - посмотреть слово в словарях костромских говоров
|
Тема: Ронжины 1.08.2020, 15:41
ПЕРВЫЕ РОНЖИНЫ НА ВЯТКЕ
Самое раннее упоминание о человеке с именем Ронжа встречается в Сотной книге 1547 года [C.67]: в починке Кормино Глушицкого монастыря Вологодского уезда (до 2020 г. д. Кромино Сокольского района Вологодской области) упоминается Ронжа Пахотин. В качестве прозвища Ронжа встречается в Дозорной книге г. Хлынова 1615 года - где на Копанском переулке живет бобыль Микитка Ронжа. Фамилия "Ронжин" впервые появляется в Котельничском уезде Вятской земли в 1646 году в Переписной книге Орлов, Котельнич, Слободской, Шестаков, Хлынов. В волости Молотниковской:
[q] Починок Митки Сидорова
Во дворе Левка Васильев сын Ронжин з детьми с Микифорком, да с Савинком, да з Харкою, да з Гришкою, Микифорко 12 лет, Савинко 3 лет, Захарко 5 лет // Гришка году
Во дворе Ганка Яковлев сын Крилатой с сыном Онашкою, Онашка году, у него ж живет Максимко Яковлев сын Широнин стар
(РГАДА 137-1-Орлов стр. 412 об – 413)[/q]
[q] Починок Мишки Загайнова
Во дворе Ивашко Михайлов сын Загайнов с сыном Евсейком, Евсейко женат у нево ж живет племянник Гришка Михайлов сын Загайнов, Гришка 16 лет у нево ж живет // Микитка Фомин сын женат
Во дворе Исачко Михайлов сын Горбунов з детьми с Калистратком да с Оничкою да с Харкою да с Селиванком да с Ычачком (!), Калистратко женат, Оничка 13 лет, Харка 8 лет, Селиванко 5 лет, Исачко полугоду у нево же живет Ивашко Ондреев сын Галеченин, Ивашко 5 лет //
Во дворе Кирилко Васильев сын Пронжин [Ронжин] з детьми с Терешкою да с Трошкою да с Ларкою, Терешка 14 лет, Трошка 9 лет, Харка (!) 6 лет
(РГАДА 137-1-Орлов стр. 421-422)[/q]
А в волости Спасской:
[q] Починок Шестчака Таскаева да Фетки Афанасьева
Двор Ельфимко да Федотко Титовы дети Чюдовы У Олфимка сын Мишка 5 лет у Федотко сын Дениска 2 лет. У них же живут Климка да Зинка Пантелеевы дети Таскаева Климко 8 лет Зинка 5 лет
Двор Фетка Остафьев сын Ронжин з детьми с Федотком да з Гришкою, Федотко женат, Гришка 8 лет
Двор Максимко Трифанов сын Клевцов з братьями с Федотком да с Самылком, Максимко 12 лет, Федотко 11 лет, Самылко 10 лет [/q]
Следующие сообщения о Ронжиных в этих 2х волостях появляются только спустя 32 года.
1678 год. Переписная книга переписи Михаила Воейкова да подьячего Федора Прокофьева г. Орлова и Котельнича с уездами (РГАДА 1209-1-340) в Молотниковской волости:
[q] Деревня что был починок Криницынский. Во дворе Кирюшка Прокофьев сын Ронжин стар, у него сын Моска женат, у Моски дети: Антонко пяти лет, Микишка двух лет. ... Двор Терешка Кирилов сын Ронжин у него дети: Авдейко женат, Коземка 15 лет, Фетка 7 лет.
Починок Загайновской. Двор Бобыля Ларка Кириллов сын Ронжин, слеп. У него дети: Ивашко 10 лет, Гришка 6 лет, Акинфейко 3 лет. У него половник Микишка Терентьев сын Ронжин.[/q]
Получается что это большая семья Кирюшки (Васильева) Прокофьева Ронжина из переписи 1646, у которого теперь 3 сыновей (из них совпадают имена двух сыновей из 1646 г.) и 9 внуков.
Починок Митки Сидорова в этой переписи называется Ронжинский, но Ронжины там больше не живут.
В это же время севернее, рядом с нынешним селом Спасским в починке Шестачка Таскаева проживают крестьяне с родственной фамилией Ренжины:
[q] (в) Федотко Филипов сын Ренжин, у него ж зять // Тренка Фадеев сын Куимов, у Тренки дети Ортюшка 5 лет, Федотко 2 дней
(в) Федка Филипов сын Ренжин, у него сын Тимошка полутора года[/q]
Позже он переселятся в окрестности Даровского и расселятся по его округе.
[q] Между 1689 и 1712 гг. в 300 км. от Котельнича, близь нынешнего Семенова Нижегородской области появилась деревня Ронжино - название тоже образовано от фамилии. Появление в это время первых деревень, среди местных дремучих марийских лесов, связывают с беглыми старообрядцами.[/q]
В первой ревизии 1722-1727 гг. (РГАДА 350-2-1538,) в Котельничском уезде появляются новые семьи Ронжиных:
В Молотниковской волости, в уже названной деревне Криницынской и на соседнем Молотниковском погосте селятся сыновья Матвея Леонтьева Ронжина.
В это время начинается активное освоение земель к западу от Котельнича и Молотниково. Ронжины появляются и там.
В Екатерининской волости: в д. Козловых записан Василей Андреев сын Ронжин - 35 человек в д. Щепинской видимо его брат Семен Андреев сын Ронжин - 30 человек в починке Белоглазовском Аника Никифоров сын Ронжин - 30 человек
Вот от этих крестьян в последующие годы и появились все вятские Ронжины (они могут и не быть родственниками друг другу). Их потомков можно проследить по государственным ревизиям до 1858 года.
На момент 3й ревизии (1764) в деревнях Котельничского уезда крестьян с фамилией Ронжин проживало (по убыванию):
В деревне Козловской Екатерининской волости - 37 человек
В деревне Щепинской Екатерининской волости- 27 человек
В деревне Криницынской Молотниковской волости - 26 человек.
В деревне Пономаревской Круглыжских починков - 10 человек
В деревне Перминовской Молотниковской волости - 6 человек
В Молотниковском погосте Молотниковской волости - 6 человек
В починке Белоглазовском Екатерининской волости - 5 человек
В деревне Другой Отешевской Молотниковской волости - 5 человек
В починке Тороповском Лопушинских починков - 3 человека
А всего 179 человек мужчин и женщин.
Постепенно переселяясь на новые земли на запад, они расселились по территориям нынешних Свечинского и Шабалинского районов Кировской области и далее - в нынешнюю Костромскую область
Подробнее о Ронжиных в ревизиях XVIII века можно прочитать тут: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3641/126703
|
Тема: Ронжины 1.08.2020, 15:14
Мой дед Григорий Иванович Ронжин родился в 1930 году в д. Калижонки Игумовского с/с Котельничского района. В 1950-е переехал в г. Киров. Его родные братья: Василий (1923-1969) Николай (1924-1943) Погиб в 1943 в Ленинградской области Егор (1926-1948) Участник Великой Отечественной Войны.
Его братья и сестры от первого брака отца: Александр (р.1908). Его следы теряются в г. Зуевка в 1959 г. Екатерина (р.1910) Анастасия (р.1911).
Их отец: Иван Григорьевич Ронжин (1877-1930) - родился в этой же деревне, участник Первой Мировой войны. Первым браком женат на Екатерине Устиновне Зыковой починка Елановского (д. Тюрики) Вагинской волости Вторым браком - на Александре Васильевне Мухлыниной д. Мухлыничи Игумновской волости.
У Ивана Григорьевича было 2 брата: Алексей (р.1882) и Иван-младший (р.1879) (работал на пермских заводах)
Ищу их потомков, и выходцев из этой деревни.
|
Тема: Окуловские 30.11.2019, 13:59
Ищу потомков Окуловских из д. Толстое Раменье Подосиновский район Кировской области (Подосиновская волость Никольского уезда Вологодской губернии). Моя бабушка Александра Васильевна Окуловская (Ронжина) родилась в этой деревне в 1924 г.
ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ ОКУЛОВСКИЙ (1889-1948) Родился 27 октября 1889 года в д. Толстое Раменье. Старший сын в семье. Родители: отставной солдат флота Федор Иванович и Серафима Федоровна Окуловские. В юности был отправлен в Москву к своему дяде Илье. Участвовал в событиях первой русской революции в Москве, арестован, выслан под надзор родителей. Участвовал в Первой мировой войне, дослужился до унтер-офицера. Служил в Вологодской пешей дружине - обучал новобранцев. Участвовал в Гражданской войне. В 1929 уехал в Ленинград, закончил технический институт (рабфак), стал инженером на стекольном заводе в Гусь Хрустальном. Участвовал в Финской войне в звании полковника интендантской службы. На войне получил обморожение, комиссован. Приехал в Подосиновец, в годы войны руководил Райпромкомбинатом. Умер в 1846-48 году от приступа сердца. Похоронен в Подосиновце. Женился еще до революции, супругу звали Кладвия, она умерла в 1965 г. У них была дочь Александра, после войны она вышла замуж, и переехала на Украину в г.Киев. АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ОКУЛОВСКИЙ (1896-1952) Родился 7 апреля 1896 в д. Толстое Раменье. Брат Григория. Во время первой мировой войны служил в ИЕВ Железнодорожном Полку – охранял царский поезд. Участвовал в событиях 1917 г. в Петрограде. После революции жил в Великом Устюге. Перед войной был начальником финотдела в Великом Устюге. У Александра было двое детей - сын и дочь, имен их не знаю. Дочь вышла замуж и уехала в Ригу, а сын оставался в Устюге.
ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ ОКУЛОВСКИЙ (р.1879-?)
Дядя Григория и Александра Федоровичей. Родился 9 июля 1879 в д. Толстое Раменье Подосиновской волости Никольского уезда Вологодской губернии (ныне Подосиновский район Кировской области) в семье государственных крестьян Ивана Максимовича и Анны Александровны Окуловских.
В 1894 году в 15 лет уехал в Москву, хотя продолжал числиться крестьянином Подосиновской волости. В адресных книгах "Вся Москва" указаны его места жительства: 1911 г. – 1й Самотечный, д.19, кв. 5 (дом Ново-Иерусалимского монастыря) 1913 г. – 1й Самотечный, д.21 1914-1917 гг. Выползов, 8. По этому дому в Центральном Государственном Архиве города Москвы сохранились домовые книги за 1912-1923 (ф.1331, оп. 5, д.103). В сборнике вся Москва за 1925 г. Ильи Окуловского уже нет, его следы теряются. О его семье: жене и детях ничего неизвестно. Достоверно известно что назад на родину в Подосиновский район он не возвращался.
Известны его почтовый адрес/место службы в Москве в 1911-1917: Москва, Ильинка, д.№21 Склад Товарищества Наследников Якова Грибанова Сыновей - это фирма династии устюжско-подосиновских купцов Грибановых, владеющих Красавинской ткацкой фабрикой под В. Устюгом.
Ищу сведения о нем и его потомках.
|
Тема: Христианские (канонические) ИМЕНА. 20.09.2019, 13:58
Подскажите, Лев и Леонтий - это одинаковые имена? В метриках по одной семье зашел в тупик. Всё время меняются местами в именах и отчествах. Для описки священника - слишком часто встречается; большинство родственников совпадает, поэтому вряд ли это 2 разных человека.
|
Тема: Помощь в ГАВО 21.08.2019, 7:25
Нужна помощь в архиве по Ревизским сказкам Никольского уезда. Пишите в личку
|
Тема: ПОИСК в 2019-2021 гг. 11.08.2019, 8:55
Добрый день. Ищу информацию о службе прадеда Ронжина Ивана Григорьевича (1877 г.р.) Вятская губерния, Котельничский уезд, д. Калиженки. Известно что в 1921 году женился 2й раз, умер в 1930 г. Единственная отсылка к первой мировой войне - в сельхозпереписи 1917 г. указано что отсутствует по мобилизации 2 года 10 месяцев. Никаких воспоминаний у родственников об этом не сохранилось. В фонде уездного воинского пристуствия сохранились только дела о пособиях, моего прадеда там нет. В фонде волисполкома за 20-е гг. есть списки военнопленных, список унтер-офицеров по волости - Ронжин И.Г. не упоминается. На ресурсах в Интернете (gwar.mil и проч) тоже ничего нет. Где еще можно поискать? Буду благодарен за наводку
|
|
|