 | YaAnYaСоздайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Последние 30 сообщений YaAnYaТема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 14:17
Глава из книги В. Лазурского "Путь к книге" о его работе во Всесоюзной Торговой Палате. Продолжение...
С любовью и благодарностью вспоминаю я Сергея Дмитриевича и то прекрасное время, когда мы работали вместе. За полгода я приобрел такой практический опыт, какого не может дать и многолетнее пребывание в самом лучшем учебном заведении. Я чувствовал, что становлюсь на ноги. И как знать? Если бы не война, возможно, я продолжал бы еще долгие годы заниматься декоративной живописью в содружестве с ним и с моими милыми товарищами.
Но началась война. Работы в ВТП остановились. В октябре 1941 года вместе с Торговой палатой Игумнов был эвакуирован в Куйбышев. Я работал еще несколько месяцев в плакатной мастерской, изготовлявшей учебные пособия по новому автоматическому оружию, а в начале 1942 года был мобилизован и направлен на Курсы усовершенствования командного состава Московской зоны обороны в Сокольниках. Здесь я встретился со многими знакомыми художниками. В их числе были Виктор Климашин и Сурен Сумбатович Грикуров. Вместе мы делали курсовую стенгазету. Грикуров был прекрасный рисовальщик. Климашин лихо владел акварельной техникой, а я делал все заголовки. Работать приходилось исключительно по ночам, в свободное от занятий время.
Узнав, что Сергей Дмитриевич тоже мобилизован, я написал ему по полевой почте. Ответ пришел неожиданно быстро. Сергей Дмитриевич был призван рядовым бойцом в маскировочную часть. В письме он вспоминал «о том счастливом времени, когда мы так славно работали, в тесном и дружном кружке, с такими прекрасными ребятами». И далее писал: «Очень жалею, что я не военный. Никогда не обучался. Когда война — нужно быть военным, и хорошим военным — как принято в нашем кружке. Если бы меня призвали в Москве, то, конечно, я, как и вы, получил бы хотя бы минимальные познания». В заключение передавал привет Климашину и спрашивал, где теперь Макс. Целовал меня и просил: «Пиши, мой дорогой друг»... Я писал. Но писем от него больше не было.
В июне 1942 года Виктор, Сурен и я были аттестованы командирами взводов и направлены в пулеметно-артиллерийские батальоны укрепленных районов Московской зоны обороны. Судьбы наши сложились по-разному. Климашин и я вернулись с войны целыми и невредимыми. Сурен лишился пальцев на правой руке. На вопрос о Максе Дворецком ответа не было: он в самом начале войны и навсегда пропал без вести. А Сергей Дмитриевич погиб под Сталинградом в 1942 году.
Имя Сергея Дмитриевича Игумнова высечено на камне в Доме художника на Кузнецком мосту среди имен художников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Что же дала мне как художнику работа во Всесоюзной торговой палате в предвоенные годы? Бесконечно много. Пришел я в Торговую палату с желанием подработать (и только). А расставался с ней в страшные октябрьские дни 1941 года с благодарностью судьбе за то, что она дала мне в руки профессию, которая может стать делом всей моей жизни,— если, конечно, я останусь жив на войне, на что я крепко надеялся. Но самое главное, что я почерпнул из общения с Игумновым и со своими товарищами по работе,— это глубокое убеждение в том, что нет искусства «высокого» и «низкого», а есть только художники, сознающие высокое свое назначение или низко падшие до позорного существования халтурщика. Таково мое кредо и сегодня.
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 14:11
Глава из книги В. Лазурского "Путь к книге" о его работе во Всесоюзной Торговой Палате. Продолжение...
Между тем лейпцигская выставка уехала за границу. Комиссар советского отдела сообщил, что плакаты игумновской бригады имеют успех у лейпцигских художников. Они фотографировали наши плакаты, расспрашивали о нас. Слух об этом быстро распространился по Торговой палате и даже за ее стенами. Нас стали посещать художники из других проектных организаций, чтобы посмотреть, «как это делается» (мы работали уже над новой серией плакатов). Однажды Игумнов сообщил нам, что нашу работу хочет посмотреть Эль Лисицкий, приглашенный проектировать большую торгово-промышленную выставку Союза ССР в Югославии.
От Игумнова, мы знали, что Лисицкий был профессором во Вхутемасе, что он конструктивист и формалист, за что и был отстранен от педагогической деятельности, и что в настоящее время он занимается проектированием выставок. Слышали еще, что он много лет жил за границей и сотрудничал с деятелями «Баухауза». Но что представляет из себя Лисицкий как художник, мы не знали — нам не приходилось видеть его работ ни на выставках, ни в репродукциях.
В предвоенные годы я был постоянным подписчиком журнала «СССР на стройке». Но я не ассоциировал тогда имени Лисицкого с этим прекрасным изданием. Между тем именно Лисицкий был одним из главных создателей своеобразного лица журнала, и многие номера были сделаны полностью по его макету, например февральский номер 1933 года, посвященный Красной Армии. Лисицкий появился в «шестиграннике» на верхнем этаже Торговой палаты, где мы работали, в сопровождении своей жены. Оба они были невысоки ростом, черноглазы, очень вежливы и очень скромно одеты. Лисицкий попросил разрешения посмотреть наши работы. Смотрел с явным интересом, но не высказывал никаких суждений. Это было даже несколько странно. Я не знал еще в то время, что в этом выражалось уважение к чужой работе и что совсем не обязательно высказывать свое мнение, когда тебя о нем не спрашивают. В нашей среде было принято со всей грубой откровенностью выкладывать свои критические замечания о работах товарищей. Во время работы над своим проектом Лисицкий лишь изредка появлялся в ВТП. Однажды он заглянул к нам, на этот раз — один. Как видно, ему хотелось ближе узнать нас — будущих исполнителей его замыслов. Разговорившись, он высказывал свои мысли об искусстве, но больше расспрашивал: каковы наши вкусы и интересы, кого из художников мы больше любим? Помнится, я восторженно отозвался о новой французской живописи, а самым любимым художником назвал Врубеля. Прощаясь, Лисицкий очень приветливо смотрел на нас.
На меня он произвел впечатление человека с широким кругозором, отнюдь не сектанта, художника, по-настоящему знающего и любящего искусство. К сожалению, эта встреча с Лисицким была последней. Он был тяжело болен и в палату больше не приходил *. (*Эль Лисицкий умер от туберкулеза лёгких летом 1941 года).
Когда проект белградской выставки был готов и нас познакомили с предполагаемым распределением работ, стало ясно, почему Лисицкий так много времени уделил разговорам с отдельными исполнителями. Он старался понять, кто чем живет и каков диапазон наших возможностей. И для каждого нашлось задание по вкусу и по плечу. И до и после мне приходилось работать по проектам других авторов, таких известных, например, как В. Шестаков или Н. Прусаков, но столь тонкого подхода к будущим своим сотрудникам не было ни у кого.
Специально для нас, игумновской бригады, Лисицкий запланировал серию декоративных плакатов-панно размером 1,5X1 метр. Игумнов поручил мне разработку темы, которая привела меня в полное недоумение: ископаемые богатства СССР (руды и минеральные удобрения). Видя, что я в затруднении, Игумнов предложил образное решение, которое мне сразу понравилось: огромный ковш экскаватора разверз свою пасть, из которой, как из рога изобилия, сыплется руда — водопад разноцветных, сверкающих камней. «Представь себе, как бы это мог сделать Врубель»,— добавил он. Эмоциональная зарядка была дана. В наше помещение доставили целый ящик «пород». Я разложил их на столе и принялся рисовать прямо с натуры, стараясь передать все оттенки камней и блеск вкрапленных в них частиц металла. Когда эта подготовительная работа была закончена, началось обычное «введение во фон», создающее иллюзию воздушной среды и пыльной дымки, пронизанной солнечным светом. Весь плакат был выдержан в сиренево-синей с золотом гамме. «Почти, как у Врубеля»,— сказал довольный результатом Игумнов. Все мои товарищи работали с таким же подъемом, как и я. Вся серия удалась на славу. Заканчивать ее приходилось в большой спешке — экспонаты начали уже грузить в железнодорожный состав, который должен был доставить их в Югославию. Мы знали, что отправление поезда назначено на 6 апреля. В этот день, рано утром, я спешил, как обычно, в Торговую палату. Пересекая Красную площадь, заметил посольскую машину с югославским трехцветным флагом, въезжавшую в Кремль через Спасские ворота. А поднявшись в шестигранник, застал там нескольких югославов, уполномоченных по белградской выставке, которые часто навещали нас во время работы и с которыми мы успели подружиться. У всех были расстроенные лица, а милая девушка сербка утирала платком заплаканные глаза. От них я услышал ужасную новость: в ночь на 6 апреля немецкая авиация, без объявления войны, бомбила Белград.
Поезд с экспонатами не был отправлен из Москвы. По окончании Великой Отечественной войны я пытался узнать, сохранилось ли хоть что- нибудь от несостоявшейся белградской выставки. Не сохранилось решительно ничего, даже фотографий.
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 13:59
Глава из книги В. Лазурского "Путь к книге" о его работе во Всесоюзной Торговой Палате. Продолжение...
В начале 1941 года в Торговой палате готовилось декоративное оформление многих торгово-промышленных выставок — в Лейпциге, Будапеште, Токио, Белграде. Первой из них была лейпцигская. По проекту нужно было изготовить пять больших плакатов размером 1X1 метр, озаглавливающих разделы советской экспозиции: тяжелая и легкая промышленность, экспортные товары и т. п. Игумнов принял заказ на все эти плакаты, решив работать над ними бригадным методом. В свою бригаду он пригласил Серафима Дворецкого (Макса), Юрия Мильевича Цейрова (Юрочку) и меня. В ВТП работала бригада маляров высочайшей квалификации. Их бригадир, человек немолодой, с гордостью рассказывал нам, что их приглашал к себе «сам Александр Михайлович Герасимов», когда ему нужно было загрунтовать огромные холсты для выполняемых им государственных заказов. У этих маляров все мы учились грунтовать фоны своих плакатов и декоративных панно. Работали преимущественно высококачественной плакатной гуашью немецкой фирмы «Марабу». Натянутую на планшеты импортную рулонную бумагу увлажняли, а затем наносили на нее заранее составленный колер. Разведенная водой, гуашь должна была быть не слишком густой, но и не чересчур водянистой — примерно, как жидкая сметана. Ее равномерно распределяли по всей поверхности планшета с помощью кистей из довольно жесткого и упругого медвежьего волоса, а затем окончательно выравнивали слой не просохшей еще краски широкими флейцами с длинным, мягким волосом. Делать это надо было быстро, едва касаясь поверхности, и, главное, уметь вовремя остановиться. Результат получался поразительный: краска ложилась абсолютно ровным слоем, без каких бы то ни было затеков или пятен.
Каждый плакат был задуман в определенной тональности, и вся гамма красок должна была подчиняться той или иной цветовой доминанте: «красный» плакат, «зеленый», «синий» и т. д.
Впоследствии я всегда руководствовался этим золотым правилом во всех своих работах, выполняемых в цвете,— декоративных или книжных.
Игумнов давал нам эскиз каждого плаката, скомпонованный в размере спичечной коробки — «чтобы не было лишних деталей». Затем готовились картоны с рисунком в натуру. Независимо от сюжета, будь то ЗИС-101 или натюрморт, состоящий из бутылки «Советского шампанского», гроздей винограда и коробок с шоколадными конфетами, Игумнов заставлял нас строить изображение по всем правилам перспективы. Пришлось разыскать учебник перспективы для художников и повторить уже почти забытые азы. С готового картона рисунок переносился на фон — темно-зеленый, шоколадно-коричневый, кобальтово-синий или красно-оранжевый, и начиналось раскрашивание всех предметов натуральнейшим образом, со светотенью, с рефлексами и бликами, в самой что ни на есть консервативной академической манере. Бутылка с шампанским и конфетные коробки были здесь, под рукой. Что же касается ЗИСа, то приходилось бегать вниз, на стоянку автомашин, наблюдать и запоминать, как ложатся на зеркальной поверхности лака свет и тени, солнечные рефлексы и блики. За основу рисунка была принята черно-белая фотография. Сергей Дмитриевич требовал от нас возможно большего реализма, до иллюзорности — «чтобы хотелось потрогать руками», «чтобы звенело», или «как у Федотова», «как у Федора Толстого». В описываемое время никто так не работал, и эксперимент Игумнова привлек к себе внимание. Вначале нас стали навещать художники, работавшие рядом. Не без удивления взирали они на наши усилия. Вслед за художниками появились вахтеры и пожарные. И наконец, целые стайки сотрудниц бухгалтерии и других отделов ВТП. Известно, что с незапамятных времен людям, не искушенным в искусстве, всегда нравилось, чтобы в живописи все было, «как живое». Согласно легенде, высшим критерием качества художественного произведения в античном мире был виноград, написанный Апеллесом так натурально, что обманутые птицы прилетали клевать его... Нас самих наше творчество не приводило в восторг. Но мы верили в Игумнова и покорно выполняли его волю. Листья моего хлопка были похожи на сделанные из крашеной жести, а осязаемо рельефный Юрочкин виноград смахивал на муляж из витрины фруктового магазина. Убедившись, что мы сделали все, на что были способны, Сергей Дмитриевич развел в чайном блюдечке оставшуюся от фона краску, вытащил из кармана самодельное приспособление с ладонь величиной — металлическую сетку, натянутую на прямоугольную рамку с ручкой,— и, макнув в жидкую краску обыкновенную зубную щетку, стал водить ею по сетке, методически забрызгивая всю нашу кропотливую работу... Он назвал этот этап работы «введением во фон». Тяжело было наблюдать, как плоды многодневных трудов уничтожались на наших глазах. Но нельзя было не признать, что плакат в целом значительно выигрывал: исчезала противная, грубая иллюзорность и пестрота, предметы окутывались таинственным флером, объединялись общей тональностью. Выжидая, пока краска подсохнет, Сергей Дмитриевич сел перед мольбертом, на котором стоял планшет с виноградом, и долго разглядывал его. Затем взял в руки кисть и начал осторожно выявлять некоторые детали, чересчур слившиеся с фоном. Несколько ягод винограда засветились, лучик солнца проник внутрь темно-зеленой бутылки и заиграл в шампанском, неярко блеснула серебром фольга на пробке. Наконец, после долгого раздумья, он поставил последнюю точку: один-единственный, самый яркий блик на выпуклой поверхности бутылки. Мы смотрели и не верили собственным глазам: в один миг все совершенно преобразилось!
Я думаю, подобное чувство должны были испытывать ученики Карла Брюллова, наблюдая, как мастер проходит своей волшебной кистью по их старательной мазне. Невольно вспоминались крылатые слова Карла Великого: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть...»
Я далек от мысли сравнивать нашу скороспелую работу с работой великих мастеров прошлого. Но призыв Игумнова «работать, как Рембрандт», и наше общее стремление подняться хотя бы на одну ступеньку выше, хотя бы на один шаг приблизиться к самым высоким образцам представляются мне достойными уважения.
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 13:46
Глава из книги В. Лазурского "Путь к книге" о его работе во Всесоюзной Торговой Палате. Продолжение...
Сергею Дмитриевичу было тогда около сорока лет. Это был художник с большим практическим опытом, наделенный природным умом и хорошим вкусом. Он прекрасно разбирался в людях и обладал незаурядным педагогическим чутьем. К каждому из нас, своих подопечных, он умел найти индивидуальный подход, зорко подметить способности и вкусы каждого и помочь развить их. Чисто профессиональные его советы были поистине бесценны, критика так убедительна и точна, что самому хотелось скорее переделать свою работу. И никому в голову не приходило обидеться, когда, сверкнув в улыбке золотым зубом, он произносил любимую свою поговорку: «Сама себя раба бьет, коль не чисто жнет».
Игумнов, как и я, учился живописи. Он окончил Вхутемас. Живописные работы его приобретались Третьяковской галереей. Своей профессией он избрал плакат. Это был плакатист самой высокой марки. Лучшие его рекламные и туристические плакаты можно было смело поставить в один ряд с плакатами Кассандра, работы которого были для самого Сергея Дмитриевича критерием высочайшего качества.
Он страстно любил живопись, и старую, и современную, много читал (любимым его писателем был Салтыков-Щедрин), часто ходил вместе с нами в театр, на концерты симфонической музыки, в музеи. Все мы стремились не пропустить ни одного вернисажа. Если мы начинали сетовать на то, что вынуждены делать упаковки и этикетки вместо того, чтобы заниматься Искусством (с большой буквы), он добродушно посмеивался и говорил: «А почему бы вам не делать этикетки так хорошо, чтобы их признали произведениями Искусства?»
Он приводил в пример Бенвенуто Челлини и других мастеров эпохи Возрождения, не гнушавшихся работать в области прикладных искусств и умевших нигде не уронить своего достоинства, в любой работе оставаясь Художниками.
Признаюсь, для меня эта точка зрения была новой. Но я всегда любил декоративные и прикладные искусства не меньше, чем так называемое высокое искусство, и слова Игумнова падали на благодатную почву.
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 13:32
Приведу здесь полностью главу из книги В.Лазурского "Путь к книге" о его работе во Всесоюзной Торговой Палате.
ВСЕСОЮЗНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА
В 1935 году мои друзья Гога Павлович и Сережа Кованько выполняли заказы ВТП по оформлению заграничных выставок. Получив заказ на оформление советского отдела на международной авиационной выставке в Милане, они привлекли к работе и меня. Я работал в это время еще в архитектурно-проектной мастерской.
Мне была доверена вся шрифтовая часть. В то время в моде были гротески типа Футуры Пауля Реннера. Никто из нас понятия не имел ни о названии шрифта, ни тем более о его авторе. Просто мы выбрали в немецком журнале «Гебраухсграфик», который выписывала библиотека ВТП, понравившийся нам «современный» шрифт, и я рисовал на больших планшетах с диаграммами крупными буквами итальянские заголовки. Получалось красиво. Я и не догадывался тогда, что этот «модный гротеск» — не что иное, как капитальный шрифт монументальных надписей Древнего Рима, ещё более архаичных, чем надпись Траяновой колонны, и что пропорции его так совершенны потому, что складывались они вместе с гармоничными пропорциями храмов, театров и надгробий античной Греции, откуда их и переняли римляне...
Гога советовал мне взять самостоятельную работу по промышленной графике. По его словам, она хорошо оплачивалась. Надев, по его же совету, свой элегантный черный костюм «Великий утешитель», чтобы произвести впечатление хорошо зарабатывающего художника, я отправился вместе с Гогой в Торговую палату. Он познакомил меня с художественным руководителем рекламного сектора Сергеем Дмитриевичем Игумновым, который пообещал дать мне пробную работу. Сам он как раз собирался уйти в отпуск, а его заместителем оставался Александр Альбертович Гальбрехт, старый немец, прошедший хорошую школу графики в Германии и поэтому отлично разбиравшийся в шрифтах.
От Гальбрехта я получил задание: этикетка на ящик с хирургическими инструментами, экспортируемыми в англоговорящие страны. Главная надпись состояла из двух слов: SURGICAL INSTRUMENTS. В один вечер я, шутя, сделал, как мне казалось, отличный эскиз этикетки в два цвета: серебристо-серый и черный. Это было довольно красиво. Буквы я сочинил, стараясь придать им соответствующий теме характер — возможно более острый и колючий.
Гальбрехт ничего не сказал о цвете. Но буквы ему не понравились. Он сказал: «Не надо стилизовать. Здесь нужна антиква». Я не знал, что такое антиква. Пошел за советом к Сереже. Он дал мне немецкий рекламный журнал, показал современный антиквенный шрифт и посоветовал срисовать печатные буквы, ничего не сочиняя от себя. Так я и сделал и на другой день понес Гальбрехту новый вариант.
«Все хорошо,— сказал привередливый немец,— но букву «М» Вы сделали неправильно: у Вас оба вертикальных штриха жирные, оба наклонных — тонкие. А следует сделать первый отвесный штрих тонким, второй наклонный жирным, третий наклонный тонким и последний отвесный — жирным». С этими словами он вернул мне мое творение. В глубине души я был возмущен — не все ли равно, как чередуются тонкие и жирные черты?! Идя домой, думал: стоит ли продолжать? И отложил неудавшуюся работу в сторону. Мои приятели советовали не сдаваться.
Между тем из отпуска вернулся Игумнов. Поправив злополучное «М», я скрепя сердце понес показывать эскиз ему. Он повертел его в руках, грустно вздохнул и, не без иронии в голосе, стал мне объяснять, что для темы, связанной с хирургией, не следовало бы брать сочетание красок, напоминающее о возможности летального исхода. «В хирургической палате всегда идеальная чистота», — добавил он и посоветовал оставить белую бумагу белой, а вместо черных букв и черной плашки взять кобальт или ультрамарин. Сделав ряд дельных замечаний относительно композиции и пропорций, он вежливо попросил сделать еще несколько вариантов.
Я разозлился. И это помогло мне, основательно поработав несколько дней, одержать наконец победу. Игумнову понравился один из новых вариантов, он утвердил его и тут же предложил еще работу. Экзамен был выдержан. Впоследствии, когда мы ближе узнали друг друга, подружились и перешли на «ты», Сергей Дмитриевич признался, что, впервые увидев меня в шикарном костюме и ослепительно начищенных у айсора полуботинках, подумал: «Ну, это халтурщик!..» Вскоре, однако, понял свою ошибку и решил, что со мной стоит повозиться. И стал возиться со мной.
 |
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 13:01
Ещё одно моё старое сообщение от 10.06.2016 из темы "Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС Москва. создан в 1920 году на базе 1-х и 2-х Государственных художественных мастерских, с 1926 года - ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт)" https://forum.vgd.ru/1460/76458/
РГАЛИ ф. 681 оп. 2 ед. хр. 422 Автобиографии 1920-1925, 40 листов - микрофильм
Содержит автобиографии преподавателей ВХУТЕМАСа.
В.Алексеев 1876 г.р. Петр Семёнович Аораев 1868 г.р., художник В.Брамин? Ив. Булатов, 1870 г.р., художник Гридин Василий Иванович 1884 г.р., архитектор-художник Григорий Яковлевич Грицштейн Михаил Сергеевич Иванов 1893 г.р. Сергей Фёдорович Ионов 1861 г.р. Александр Фёдорович Каржанин 1876 г.р. Аркадий Александрович Кашинский 1877г.р. Владимир Иванович Кирнотин Б.М. Кратко 1884 г.р. Виктор Никитич Лазарев 1896 г.р. Л.М.Логус Владимир Алексеевич Милашевский, художник Д.А. Модаров 1880 г.р. Георгий Адальбертович Остапович 1874г.р., гражданский инженер Попов Петр Иванович 1878 г.р. Салтыков Александр Борисович 1900 г.р. Ник.Ник. Соболев 1874 г.р., профессор, с 1910 вёл курсы по Истории искусств в Строгановском училище Федорченко Кирилл Даниилович 1896 г.р. Владимир Арефьевич Феоктистов 1891 г.р., архитектор Сергей Александрович Шаховской 1892 г.р., скульптор Александр Владимирович Шеликовский ? , инженер-архитектор В.П.Шитов 1888 г.р., архитектор Н.Ясиновский, скульптор, профессор
(Большинство автобиографий написаны от руки, поэтому, возможно, не все имена удалось разобрать верно).
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 12:58
Государственные Свободные Художественные Мастерские созданы в 1918 году: I - на базе Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища II - на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества
В 1920 году I и II ГСХМ были преобразованы в единое учебное заведение — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 12:56
Ещё из моих старых сообщений на форуме о ВХУТЕМАСе
В 1918 году в ходе реорганизации системы художественного образования на базе Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества были образованы соответственно Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).
В 1920 году 1-е и 2-е ГСХМ были преобразованы в единое учебное заведение — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Учебные корпуса располагались по адресам: ул. Рождественка, 11 и ул. Мясницкая, 21. https://ru.m.wikipedia.org/wik...0%90%D0%A1
В 1926 году на базе ВХУТЕМАСа был создан ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт. Под эти названием учебное заведение просуществовало до 1930 года.
В 1930 году московский ВХУТЕИН был расформирован, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова), Московский полиграфический институт (ныне — Московский государственный университет печати) и Текстильный институт (Московский Государственный Текстильный Университет им. А.Н.Косыгина).
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 12:51
Из моих старых сообщений на VGD о Строгановском училище, в котором учился Игумнов Сергей Дмитриевич https://forum.vgd.ru/1460/75141/0.htm?a=stdforum_view&o=
YaAnYa написал:[q] Экзамены
На производимых в Училище ежемесячно экзаменах выдаются за лучшие рисунки денежные награды, и наиболее успевшие учащиеся, главным образом в младших классах, переводятся в следующие классы. Кроме этих экзаменов, в Училище бывают ежегодно экзамены полугодичные, перед Рождеством и в мае месяце, когда устраиваются для интересующейся публики бесплатные выставки ученических работ. На этих экзаменах переводятся из класса в класс и ученики старших классов, а в мае кроме того, производятся экзамены для выдачи диплома на звание Ученого Рисовальщика.
При обучении в Училище придерживаются правила в возможно малый срок исполнить работу возможно лучше, и потому почти все классные работы задаются на срок от 2-х до 4-х недель. Композиции, находящиеся в данное время на выставке, исполнялись в три или четыре недели, причём по расписанию полагается для этой работы 18 часов в неделю, следовательно, они были сделаны в срок немного менее или более 58-64 часов.
Число учащихся
В 6 классах Училища обучаются 413 учеников, 100 учениц, 25 вольноприходящих и в приготовительном классе 209 мальчиков и 60 учениц.
Плата
Ученики платят 18 руб. в год, ученицы 30 руб., вольноприходящие I и II кл. по 30 р., а с III класса по 50 р. и ученики приготовительного класса по 30 р., причём все получают художественные материалы бесплатно.
Вечерние и воскресные классы
При Училище имеются, для любителей, ежедневные вечерние классы с программой академического рисования, равной программе Училища; занимающихся 300 человек. Кроме того, существуют воскресные классы, в которых занимаются бесплатно все желающие, преимущественно ремесленники. Посещающих эти классы ежегодно бывает свыше 1500 человек.
Постоянная выставка
При Училище в 1897.г организована постоянная выставка ученических работ, где выставляются лучшие классные композиции или работы по классам цветов, съёмки с натуры в Музее и другим, при чём эти рисунки продаются за недорогую цену.
Экскурсии
Для ознакомления учащихся с русскими старинными памятниками архитектуры и кустарных производств, Училищем, с прошлой весны, начали организовываться ежегодные поездки по России под руководством преподавателей.
Общежитие
В заботах о своих учениках, Училище устроило общежитие, преимущественно для иногородних или сирот. В общежитии за 10 руб. в месяц ученик получает полное содержание. Таковых учеников в настоящее время находится в общежитии 45 человек, но уже с 1 сентября с.г. предполагается увеличить помещение для 100 учеников.
Мастерские
При Училище имеются мастерские: гончарная, открытая в 1866 году, в этой мастерской имеется 1 горн, 2 муфеля, лаборатория для приготовления красок, 4 кружала; работают: 1 старший мастер, 4 точильщика, 1 подмастерье и ученики Училища. В мастерской исполняются кувшины, кружки, братины, ковши и проч., представляющие собою или копии со старинных русских и иностранных изделий или композиции учащихся, по большей части в русском стиле.
Скульптурная мастерская с формовкой устроены в 18? в году. Руководитель мастерской - преподаватель скульптуры в Училище. В формовской работают два формовщика-мастера и ученики, формующие свои произведения. Мастерская исполняет заказы в копиях с орнаментов, бюстов, статуй как для классов Училища, так и для учебных заведений, обращающихся с требованиями, и для частных лиц за невысокую плату.
Майоликовая мастерская открыта в 1898 году. Работают в ней преимущественно ученицы Училища. Посуда приготовляется в гончарной мастерской. Расписывают главным образом в русском стиле.
Ткацкая мастерская окончательно организована в1898 г. В мастерской имеется: станков ручных с машинами Жакара 4; из них 2 заправлены для лёгких тканей и 1 со сложной заправкой (флажками) для мебельных тканей; механических 2, один - системы Добби, а другой -Платта, который приводится в действие мотором. Кроме того, для изучения ткачества, имеются в мастерской модели ткацких машин и их частей, таблицы ткацкого рисования, изображения ткацких плетений, также образцы шерстяных, бумажных и шелковых пряж, волокон и тканей всевозможных заправок и образцы шпаруток, челноков, игл и крючков.
[/q]
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 12:50
Из моих старых сообщений на VGD о Строгановском училище, в котором учился Игумнов Сергей Дмитриевич https://forum.vgd.ru/1460/75141/0.htm?a=stdforum_view&o=
YaAnYa написал:[q] Выдержки из очерка "Строгановское Центральное Техническое Училище Технического Рисования" Москва 10 мая 1900 года РГАЛИ, ф. 677 оп. 3 ед. хр. 19
Современное положение Училища
В настоящее время Строгановское Училище состоит в ведении Министерства Финансов по Департаменту Торговли и Мануфактуры, и управляется Советом, состоящим из председателя, непременного члена - директора Училища и 6 членов, преимущественно крупных фабрикантов г.Москвы. Непосредственное заведование Училищем лежит на обязанности директора с участием инспектора и комитетов, учебного и хозяйственного.
Несмотря на то, что по ныне действующему уставу Училище оставлено низшим, 3-го разряда, Совет, отвечая требованиям жизни, постепенно расширял поле деятельности Училища, и в последние 4-5 лет, благодаря реформам, выведенным Министерством Финансов, в жизни училища произошли крупные перемены, поставившие его, вместе с такой же школой барона Штиглица в Санкт-Петербурге во главе общего развития художественно- промышленного образования в России.
Учебная программа
Училище состоит из шести классов с параллельными отделениями. При Училище имеется приготовительный класс с мужским и женским отделениями, в который поступают лица всех возрастов; в мужское отделение - преимущественно окончившие начальное городское училище, а в женское в большинстве случаев - окончившие гимназии. Для поступления в приготовительный класс не требуется никаких экзаменов, и учащиеся принимаются по одному заявлению родителей, признающих в своих детях способности к рисованию.
В этом классе рисование преподаётся 3 часа ежедневно. Учащиеся начинают рисовать с прямой линии и, постепенно проходя курс элементарного рисования, заканчивают рисованием сложных геометрических тел и простой вазы с натуры. Способные ученики, по изготовлении рисунка, удовлетворяющего требованиям для поступления в Училище, переводятся из приготовительного в первый класс.
Начиная с первого класса, ученики проходят весь курс Училища вместе с ученицами, причём в этом классе общеобразовательным предметам посвящается три часа ежедневно и художественным - два часа. Рисуют здесь исключительно карандашом с гипсов несложных орнаментов, и один час в неделю посвящается рисованию на память. Кроме рисования, обучаются черчению и чистописанию 4 часа в неделю.
Во втором классе общеобразовательных предметов три часа ежедневно, как и в первом классе; затем рисуют карандашем сложные орнаменты девять часов в неделю, один час на память, два часа разводной тушью и четыре часа одни контура с гипсов и увражей. Кроме того черчение и чистописание 4 часа.
В третьем классе общеобразовательных предметов 2 часа, карандашем рисуют 6 часов вазы с орнаментами, сложные орнаменты с декоративными фигурами, маскароны, барельефы и круглыя фигуры животных; 2 часа лепки, 2 часа рисование контуров, 3 часа черчение с натуры в Музее, акварель с мертвой натуры 6 часов и изучение стилей с зарисовыванием стильных орнаментов с увражей и в Музее с натуры 6 часов, ордера 1 час.
Предметы, проходимые в первых трёх классах, обязательны для всех учащихся. Начиная же с четвёртого - ученики и ученицы избирают какую-либо специальность, и потому предметы делятся на обязательные для всех и необязательные, так например: рисование масок и частей тела и изучение стилей по 6 часов обязательно для всех; акварель с живых цветов 6 часов не обязательна для посвятивших себя специально скульптуре, которые в это время лепят в мастерской; рисование пером с натуры 2 часа и съёмка с натуры в красках в Музее 6 часов не обязательны: для посвятивших себя ткачеству, которые имеют таким образом 8 часов в неделю для изучения ткачества, и для изучающих набивное дело, имеющих для работы в мастерской тоже 8 часов. Для желающих изучать керамику назначено в этом классе 6 часов.
В пятом классе обязательно для всех рисование голов 10 часов, акварель (кроме скульпторов) 6 часов, упражнение в стилях (композиция) 9 часов по ткачеству, набивному делу, мебели, скульптуре, серебру, бронзе и керамике, рисование шаблонов 3 часа не обязательно для скульпторов и изучающих набивное дело и ткачество. В шестом классе рисуют с фигур и натуры по 10 часов, 18 часов посвящено композиции по всем изучаемым в Училище специальностям, преимущественно в русском стиле.
[/q]
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 12:49
Из моих старых сообщений на VGD о Строгановском училище, в котором учился Игумнов Сергей Дмитриевич https://forum.vgd.ru/1460/75141/0.htm?a=stdforum_view&o=
YaAnYa написал:[q] Училище было основано графом С.Г. Строгановым в 1825 году в Москве и первоначально именовалось как Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам. Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений. В 1830 году появляется класс технического набивного рисунка, а в 1837 году — класс «лепления из глины украшений и фигур». В 1843 году Строганов передает школу в ведение государства. Её преобразовывают во Вторую рисовальную школу. В 1860 году училище обьединяется с первой рисовальной школой в Строгановское училище технического рисования. В этот период при училише открываются ткацкая, набивная, лепная, живописная и литографическая мастерские, а несколько позднее — ок. 1867 года — керамическая мастерская. С 1873 года училище стало называться Строгановское Центральное училище технического рисования. В 1892 году училище переезжает в специально перестроенное под его нужды здание (ул. Рождественка, дом 11 — ныне здание Московского архитектурного института). С 1901 училище стало называться Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. В 1918 Строгановское училище было расформировано и на его базе были созданы Первые Свободные государственные художественные мастерские, которые стали частью созданного в 1920 году ВХУТЕМАСа.
*Училище было воссоздано в 1945 году как Московское Центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). http://mghpu.ru/about/history
[/q]
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 11:33
Дом по адресу Садовая Спасская, д.12, кв.129, который указан в извещении с сайта ОБД Мемориал, есть и сейчас.
Сейчас его адрес: ул. Садовая-Спасская д.12/23, стр.3 (см.карту)
В этот дом отец Сергея Дмитриевича Игумнова, Дмитрий Тимофеевич Игумнов, переехал в 1880-х годах, когда переселился из Дряплов в Москву и устроился на работу в типографию. Семья жила в квартире на 3 этаже. Сергей Дмитриевич жил в этом доме долгое время. Строгановское художественно-промышленное училище, в которое он поступил в 1915 году, находилось тогда совсем недалек, в 5-10 минутах ходьбы. После революции квартиры в доме стали коммунальными. Сейчас этот дом нежилой, он был расселён в 1970-х годах. Сейчас дом относится к школе 1284. Когда я училась в школе, в нашей старой квартире на 3-м этаже проходили уроки труда.
 |
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 9:58
Сын Сергея Дмитриевича Игумнова
Сергей Сергеевич Игумнов
Фотография Серёжи Игумнова, сделана в 1944 году, на ней ему 6 лет. В подростковом возрасте тяжело заболел, умер в возрасте около 30 лет. Детей нет. В семье эту тему почти не обсуждали, поэтому данных мало и они могут быть неточными. Говорили, что он был тихим мальчиком и хорошо рисовал.
 |
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 9:47
Жена Сергея Дмитриевича Игумнова
Зинаида Алексеевна Игумнова родилась 30 августа (17 августа) 1916 года в селе Дряплы Одоевского уезда Тульской губернии умерла 27 марта 1993 в Москве в возрасте 76 лет
Зинаида Алексеевна урождённая тоже Игумнова. Младше мужа на 16 лет. Потеряла мужа, когда ей было 26 лет. Это стало для неё тяжёлой утратой. Замуж она больше не выходила. Воспитывала сына Сергея Дмитриевича, тоже Сергея. Работала, как и муж, в ВТП (Всесоюзной Торговой Палате).
Фотография Зинаиды Алексеевны Игумновой с сыном Сергеем.
 |
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 8:17
Ещё одна запись с сайта Мемориал https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=86514158
Информация из документов, уточняющих потери
Фамилия: Игумнов Имя: Сергей Отчество: Дмитриевич Место рождения: Молотовская обл. Последнее место службы: п/п 1941 Воинское звание: красноармеец Место захоронения: Сталинградская обл., Усть-Хаперская, кладбище Причина выбытия: умер от болезни Дата выбытия: 13.12.1942 Первичное место захоронения: Сталинградская обл., Усть-Хаперская, кладбище Название источника донесения: Останкинский ОВК, г. Москва Номер описи источника информации: 1943 Номер дела источника информации: 10
 |
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 8:09
Ещё одна запись с сайта Мемориал https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55968929
Информация из медицинского документа
Фамилия: Игумнов Имя: Сергей Отчество: Дмитриевич Место рождения: г. Москва, ул. Нагатиновка, 6-18 Последнее место службы: 17 сб 1941 ппс ч 15 Воинское звание: красноармеец Место захоронения: Сталинградская обл., Серафимовичский р-н, Усть-Хоперский с/с, х. Усть-Хоперский Причина выбытия: умер Дата выбытия: 13.12.1942 Первичное место захоронения: Сталинградская обл., Серафимовичский р-н, Усть-Хоперский с/с, х. Усть-Хоперский Госпиталь: 571 ОМСБ Название источника донесения: ЦАМО Номер фонда источника информации: 58 Номер описи источника информации: А-71693 Номер дела источника информации: 2493

|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 17.11.2024, 7:54
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=86514371
Согласно ОБД «Мемориал», красноармеец С.Д.Игумнов умер в госпитале от кровоизлияния в мозг 13 декабря 1942 года и погребен в станице Усть-Хоперской Сталинградской (ныне Волгоградской) области.
Ниже извещение, отправленное жене С.Д. Игумнова
44 Отдельная Автотракторная Рота 44 Отдельной Инженерной Бригады Специального Назначения 23 декабря 1942 г № 900/14
ИЗВЕЩЕНИЕ Ваш муж красноармеец рожд. 1900 г. Игумнов Сергей Дмитриевич уроженец Молотовской обл. г. Чермоз (*1) в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, работая чертежником технического отдела 44 ОИБ заболел и был направлен в госпиталь № 207 , где умер от кровоизлияния в мозг 13/ XII. Похоронен на кладбище станица Усть- Хоперская Сталинградской области. Настоящее извещение является документом на право возбуждении о пенсии. Командир части ст. лейтинант
Садовая Спасская, д.12, кв.129 Извещение получила жена Игумнова Зинаида Алексеевна 24/XII-1943
*1) Место рождения указано ошибочно, это город, в котором Сергей Дмитриевич с семьёй был в эвакуации и откуда был мобилизован.


|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 16.11.2024, 23:08
Картины Игумнов Сергей Дмитриевич Натюрморт, картон, масло, 1919 г., 36,5х46,5 см, Самарский областной художественный музей Игумнов Сергей Дмитриевич Натюрморт, холст, масло, 1919 г., 53х70 см, Самарский областной художественный музей

|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 16.11.2024, 22:52
Масловка. Игумнов С.Д.
ИГУМНОВ С. Д. IGUMNOV Sergey Игумнов Сергей Дмитриевич 1900-1942
Игумнов Сергей Дмитриевич 1900, с. Дряплы Тульской губ. - 1942, на Сталинградском фронте.
1915-1917 Учеба в Строгановском центральном художественно-промышленном училище. 1918-1920 Занятия в Свободных художественных мастерских у Я. Гриценко и А. Шевченко. 1920-е Учеба во Вхутемасе; член общества «Цех живописцев». 1930-е Начало работы в области плаката.
В предвоенный период один из ведущих мастеров советской рекламы; художественный руководитель коллектива художников Всесоюзной торговой палаты. 1942 Погиб на фронте Великой Отечественной войны.
Выставки: Спр., т. I, с. 468 (указ.); 1936 - Международная плакатов. Чехословакия (Спр., т, II, с. 169). Музеи: ГТГ (акв. Пустырь. 1923, приобр. НКП с 3-й в-ки «Цеха живописцев»), Самара (Натюрморт, 1919, выполн. в маcт. А. В. Грищенко в I ГСХМ; передан музейным бюро ИЗО НКП), Саратов.
Литература: ББС, т. 4, кн. 1, с. 483; Брик О. - За индустриализацию, 1935, февраль; Назаров В. - Декоративное искусство, 1973, № 11; Ляхов В. Советский рекламный плакат и рекламная графика. М., УУП; Лазурский В. В. Путь к книге. М., 1985.
Очень благодарна этому сайту. Когда-то давно информации в сети об Игумнове было совсем мало. Только на этом сайте и на сайте ВТП. Для меня именно эта информация стала отправной точкой для начала поисков
|
Тема: Художник-плакатист Игумнов Сергей Дмитриевич 16.11.2024, 22:37
Трамвай искусств. Советский плакат.. Игумнов Сергей Дмитриевич
Игумнов Сергей Дмитриевич (1900–1942)
Советский художник-живописец, график, дизайнер; акварелист, плакатист, признанный мастер торговой рекламы.
Сергей Дмитриевич Игумнов родился 14 октября 1900 года в селе Дряплы Одоевского уезда Тульской губернии. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1915–1917). Занимался в первых Свободных художественных мастерских у А. В. Шевченко и А. В. Грищенко (I ГСХМ, 1918–1920), учился во ВХУТЕМАСе (1920–1922). Член общества «Цех живописцев».
С 1930-го года начал работать в области рекламного, политического и социального плаката («Береги машину. Машина требует хороших дорог, добросовестного хранения, своевременного ремонта, умелого управления», 1930; «Чтобы избежать этого ты должен...», 1930; «От отсталого водного транспорта к мощному советскому флоту. Покупай билеты лотереи ОСВОД – участвуй в строительстве советского флота», 1932; «Искореним шпионов и диверсантов», 1937; «24 декабря день выборов в советы депутатов трудящихся – всенародный праздник», 1939; «Да здравствует 1 мая!», 1940; «Прогулы ликвидировать полностью!», 1941).
В предвоенный период один из ведущих мастеров советской рекламы; художественный руководитель коллектива художников рекламного сектора Всесоюзной торговой палаты (ВТП). Под руководством и при участии С. Д. Игумнова, бригада молодых художников (В. Лазурский, С. Дворецкий, Ю. Цейров) спроектировала и выполнила пять панно-плакатов для разделов советской экспозиции (тяжелая и легкая промышленность, экспортные товары и т. д.) в Лейпциге.
В Торговой палате в 1930-х годах вокруг Сергея Игумнова сгруппировался костяк из прекрасных мастеров своего дела. Здесь работали Николай Жуков, туристические плакаты которого были «на уровне мировых стандартов», Виктор Климашин, виртуозно владевший акварельной техникой, прекрасные оформители и плакатисты: Александр Побединский, Анатолий Антонченко, Николай Смоляк, Ольга Эйгес, Василий Сигорский, Сергей Сахаров, Юрий Цейров, Александр Мандрусов, Евдокия Буланова, Макс Дворецкий, Сергей Кованько, Виктория Гордон, Лина Кравченко и Наталья Кравченко.
По воспоминанию художника Вадима Лазурского, Сергей Игумнов в работе над рекламными панно, требовал от нас возможно большего реализма, до иллюзорности – «чтобы хотелось потрогать руками», «чтобы звенело», или «как у Федотова», «как у Федора Толстого». «С любовью и благодарностью вспоминаю я Сергея Дмитриевича и то прекрасное время, когда мы работали вместе. За полгода я приобрел такой неоценимый практический опыт, какого не может дать и многолетнее пребывание в самом лучшем учебном заведении».
Кроме лейпцигской выставки, принимал участие в проектировании и оформлении торгово-промышленных выставок в Белграде (полностью была готова к отправке, но не состоялась из-за начала бомбёжки Германией – Югославии), Токио, Будапеште.
Выполнил внешнеторговые рекламные плакаты: «Conserves socra» (1930), «Рыбы. Рекламный плакат», «Спички» (оба –1930-е), «Borshom. Caucasus. U S S R» (1931), «Leningradtextil. В СССР производятся лучшие нитки. Спрос везде (Vaatikaa kaikkialta)» (1933), «Nicotine. Is the best insecticide to use in agriculture and horticulture. Production of the USSR» (1934), «Technoexport. Moscow» (1935). По заказу государственного акционерного общества «Интурист» исполнил рекламный плакат «Советская Армения» (1936–37).
Занимался выставочным дизайном, рисовал, писал акварелью, чем бы Игумнов не занимался, ко всему подходил с необычайной серьёзностью. Не терпел халтуры, всё им созданное отличается изяществом, аккуратностью и предельной законченностью. Его художественная манера близка направлениям ардеко и новая вещественность. В своём плакатном творчестве опирался на новейшие достижения западного и советского искусства рекламы, активно использовал элементы конструктивизма, – острый ракурс, контраст форм, разномасштабность шрифтового текста и изображения; сочетал иллюзорную передачу объёмов с локальными цветовыми плоскостями и архитектурными линиями.
Сергей Игумнов участвовал во всесоюзных и международных выставках: «Плакат на службе пятилетки» (1932, Первая всесоюзная выставка плаката), Международная выставка плакатов, касающихся торговли, промышленности, туристического движения, спорта. (Открыта в мае 1936 г. в Ужгороде, затем в Праге, Чехословакия).
Участник Великой Отечественной войны, рядовым воевал на Сталинградском фронте. Работал чертежником 44-й отдельной инженерной бригады специального назначения Сталинградского фронта. Был ранен в бою, 13 декабря 1942 года умер в госпитале от кровоизлияния в мозг. Погребен в станице Усть-Хоперской Сталинградской области. Имя Сергея Дмитриевича Игумнова высечено на камне в Доме художника на Кузнецком мосту в Москве среди имен художников, героически погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Живописные и графические работы художника находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) и Саратовского художественного музея; политические и рекламные плакаты С. Д. Игумнова хранятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), Российской национальной библиотеке (РНБ), Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ), Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля (ГЛМ), Государственном музее политической истории России (ГМПИР), Музее-заповеднике «Дмитровский кремль», Музее «Нарвская застава» (МНАЗ), Государственном историко-культурном и природном музее-заповеднике А. С. Грибоедова «Хмелита», Омском государственном историко-краеведческом музее (ОГИК музей).
|
|
|