Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  furcada (Елена Леонидовна)
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

furcada

Елена Леонидовна

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений furcada

Тема: Нехлеб(овы)
13.01.2020, 18:20

Нехлеб Анна Андреевна (1915.03.10,Любовшо,Красногорский р-н,Брянская обл.--,1979) жительница: Свердл.обл. Нижний Тагил Ленинградский Пр-Т 78 кв.29 паспорт выдан 1979.12.12

rosgenea.ru/familiya/nekhleb

Тема: Беляй ( копилка информации)
4.04.2019, 13:18

ГАЧО.
Фонд 679 Опись 1 Дело 325. Исповедная книга церквей Стародубского полка за 1778 г. - 400 л.

Выписки.
л.245
Роспись Епархии Черниговской Полку Стародубского, поместній лищицкой села Поповой Горы Церкви Святые Живоначальные Троицы, Священника Герасима Антоніева сына Базилевича обретающиеся при оной церкве в приходе ныже явленных чиновъ людемъ соизволеніемъ против коегождо и местные обытии их в Святую четиредесятницу уисповеди и Святых тайн причастія =1778= года, и кто исповедался токмо анепричастился, иктожъ неисповедался.

В деревне Шырках посполитіе и их домашние

Военные и их домашние

113 Григорій Калинников сын Зеленскій 45…
…Григорія дядя Гавріил Стефанов сын Беляй вдов 67…


Тема: Беляй ( копилка информации)
4.04.2019, 11:36

1759 год.
Роспись Стародубского села Уношев церкви Святителя Христова Василия Великого священника Иоанна Дыканского
обретавшегося в росписи церкви в приход ниже явленных людей, чинов соизволением против
каждого имени о бытии их в святую четыредесятницу у исповеди и святых
таинств причастия, кто исповедовался, кто не исповедовался и кто не причастился в 1759 году.

БЕЛЯЙ

№11 Роман Кондратов сын 63
Жена его Мелания Леонтьева дочь 53
Сын их Никита 33
Жена его Евдокия Федосова дочь 30
Дети их:
Мария 12
Тит 8
Стефан 3

Идентификация этого персонажа основана на расшифровке и исследовании ИВ жителелей с. Уношево

Тема: Беляй ( копилка информации)
3.04.2019, 14:21

ГАЧО.
Фонд 679 Опись 1 Дело 325. Исповедная книга церквей Стародубского полка за 1778 г.

В деревне Шырках посполитіе и их домашние

Военные и их домашние

113 Григорій Калинников сын Зеленскій 45…
…Григорія дядя Гавріил Стефанов сын Беляй вдов 67…

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Уношево Брянская область
3.04.2019, 12:29

1833 г. архивный документ (Дело), где Кулябко-Корецкая (землевладелица с. Уношево и окрестных населенных мест) передает своему сыну порутчику Григорию движимое и недвижимое имение и крестьян....в списке значатся Архип и Иван Степановичи Беляй

Тема: Беляй ( копилка информации)
3.04.2019, 12:19

***Беляй – казённые крестьяне, д. Антоновка Суражский уезд, 1811 г. (ГАБО, ф.549 оп.2 д.3)

***Беляй/Беляев – козаки, д. Ширки Суражский уезд, 1811 г. (ГАБО, ф.549 оп.2 д.3)


Тема: Беляй ( копилка информации)
3.04.2019, 12:18

РГАДА. Фонд 140, оп.1, д.34

Присяга Петру I козаков Стародубовского полка.

1718 год.

Козак Беляй Алексей и брат его Беляй Семен

проходят по переписи козаков села ПОГРЕБКОВ (кн. стр. 154).

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Уношево Брянская область
3.04.2019, 12:14

№ 33 Никита Романов Беляй 62

Жена его Параскевия Алексеева дочь 59

Дети их.

Тит 36

Стефан 34

Захарий 13

Марфа 10

Титова жена Васса Созонова дочь 35

Дети их:

Ермолай холост 15

Матфей 12

Тимофей 8

Стефан 3

Помянутого Стефана жена Агриппина Никифорова дочь 32

Дочь их Анна 5

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Уношево Брянская область
3.04.2019, 12:14

1788 г.

ИВ с. Уношево

№29.

Григорий Иосифов сын Беляй 40

Жена его Мария Никитина дочь 39

Дети их:

Григорий 16

Андрей 14

Ефим 7

Параскевия 4

Агафия 2

Помянутого Григория жена Елисавета Максимова дочь 15

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Уношево Брянская область
3.04.2019, 12:13

1780 г.

ИВ с. Уношево

№ 35 Никита Романов сын (Беляй) 55

Жена его Параскевия Алексеева 52

Дети их:

Тит 29

Стефан 27

Жена Титова - Васса Сазонова дочь 28

Дети их:

Ермолай 7

Настасия 5

Жена Стефанова - Агрипина Никифорова дочь 21

Дочь их Матрона 3




Тема: Род Беляй ( Белянок ) Уношево Брянская область
3.04.2019, 12:11

Исследования завели к выводу, что предки моих Беляй из Любовшо проживали в Уношево.

Ищем, разбираем, связываем всех в один род

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 11:51

Реестр казаков по Стародубскому полку (Попогорский курень... Ширки) 1749г.

Козак Гаврило Степанов сын БЕЛЯЙ и брат его Тит

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 10:13

Подворный список граждан проживающих на территории Любовшанского сельсовета по состоянию на 23.05. 1943 г.

Беляй василий иванович 1883

Беляй анна ивановна 1888

Беляй пелагея васильевна 1917

С? анатолий В? 1940 10.09.1943



Беляй григорий георгиевич 1900

Беляй евдокия федоровна 1905

Беляй анна григорьевна 1925

Беляй мария григорьевна 1927

Беляй василий григорьевич 1930

Беляй нина григорьевна 1935

Беляй екатерина григорьевна 1939

Беляй маланья григорьевна 1942



Беляй андрей ануфриевич 1904

Беляй фекла моисеевна 1903

Беляй анна андреевна 1928

Беляй михаил андреевич 1930

Беляй мария андреевна 1935

Беляй иван андреевич 1938

Беляй нина андреевна 1940

Беляй надежда андреевна 1942

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 10:03

VII поколение

52. Максим Петрович р. в 1860–х гг.
В 1922 г. – глава двора;
жена Надежда Трофимова дочь.

53. Павел Михайлович 1866 – 22.05.1916 г.;
умер от простуды.

54. Лука Даниилович р. ок. 1875 – 76 гг.
Учитель с 1892 по 1925 гг.
В 1922 г. – глава двора;
жена Ольга Иосифова дочь.

55. Георгий Даниилович 1878 – 10.11.1891;
умер от тифа.

56. Анна Даниловна р. в 1880-х гг.
В 1916 г. – учительница в Грибовской земской школе Могилевской губ.

57. Евдокия Даниловна р. в 1891 – 93 гг.
Калека (в 1920-х гг. жила на попечении замужней сестры).
Умерла перед ВОВ

58. Иван Семенович р. 05.01.1891 г.

59. Анна Ивановна 1881 – 27.01.1891;
умерла от оспы.

60. Василий Иванович р. в 1880-х гг.
В 1922 г. – глава двора;
жена Анна Логвинова дочь

61. Пелагея Ивановна 1907 – 19.04.1908
- умерла от оспы.

62. Евдокия Ивановна р. 08.03.1909 г.

63. Мария Ивановна р. 19.07.1916 г.

64. Митрофан Митрофанович р. в 1883 – 85 гг.
В 1922 г. – глава двора;
жена Екатерина Артемова дочь.

65. Пелагея Митрофановна р. 09.08.1900 г.

66. Лука Митрофанович 22.09. – 23.11.1916 г.;
умер от оспы.

67. Евдокия Ануфриевна р. 26.07.1891 г.

68. Пелагея ануфриевна р. 08.10.1898 г.

69. Марфа ануфриевна р. 28.05.1909 г.

70. Георгий Архипович р. в 1880-х гг.
В 1922 г. – глава двора;
жена Ксения Михайлова дочь.

VIII поколение

71. Афанасий, р. 16.01.1900 г. 52.

72. Леонид, р. 09.04.1916 г. 54.
73. Иван, р. 17.07.1908 г. 60.
74. Михаил, р. 05.09.1907 г. 64.

75. Ольга, р. 13.07.1909 г. 64.
76. Василий, р. 15.10.1908 г. 70.


Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 9:53

VI поколение

32. Петр Кондратьевич р. 1838 г.

33. Михаил Кондратьевич р. 1841 г.

34. Харитина Кондратьевна р. 1844 г.

35. Параскевия Кондратьевна р. 1846 г.

36. Анастасия Кондратьевна р. 1853 г.

37. Евдокия Кондратьевна р. 1856 г.

38. Яков Захарьевич р. 1857 г.

39. Даниил Николаевич 1848 – 24.06.1916.
В 1890 г. был избран в попечительство Троицкой церкви с.Попова Гора.
Умер от воспаления лёгких.

40. Матрона Николаевна р. 1853 г.

41. Семен Николаевич р. 1857 г.
В 1922 г. – глава двора;
жена Марфа Григорьева дочь.

42. Иван Николаевич р. в нач. 1860-х гг.
В 1922 г. – глава двора.
1-я жена Наталья Митрофанова дочь.
1873 – 12.02.1898; умерла от скарлатины.
2-я жена Александра Леонтьева дочь.

43. Василий Николаевич р. в 1860–х гг.
В 1922 г. – глава двора.

44. Тимофей Захарьевич 1848 – 1850. 20.

45. Пелагея захаровна р. 1849 г. 20.

46. Митрофан Захарьевич р. 1854 г. 20.
В 1922 г – глава двора;
жена Матрона Николаева дочь.

47. Ануфрий Захарович р. в 1860-х гг. 20.
В 1922 г – глава двора.
жена Мария Михайлова (Максимова) дочь.

48. Елена Михайловна р. 1854 г.

49. Феодосия Михайловна р. 1856 г.

50. Архип Михайлович р. 1857 г.
жена Екатерина Прохорова дочь.
1860 – 03.08.1891; умерла от брюшного тифа.

51. Гавриил Никитович р. 1857 г.

Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 9:33

V поколение

12. Кондрат Яковлевич р. 1814 г.
жена Евфросиния Сергеева дочь, р. 1821 г.

13. Иван Яковлевич р. 1820 г.
отдан в рекруты в 1842 г.

14. Кузьма Яковлевич 1827 – 1846.
утоп.

15. Агафья Яковлевна р. 1830 г.

16. Захарий Яковлевич р. 1832 г.
жена Ульяна Фомина, р. 1835 г.

17. Екатерина Яковлевна р. 1835 г.

18. Николай Николаевич р. 1824 г.
жена Параскева Данилина дочь. 1824 – 19.02.1908.

19. Павел Николаевич 1829 – 1836.

20. Захарий Тимофеевич (1) р. 1822 г.
жена Марфа Исакова дочь, р. 1823 г.

21. Павел Тимофеевич (1) р. 1825 г.
отдан в рекруты в 1846 г.

22. Иван Тимофеевич (1) 1827 – 1848.

23. Михаил Тимофеевич (1) р. 1831 г.
жена Евдокия Нестерова дочь, р. 1833 г.

24. Петр Тимофеевич (1) р. 1836 г.

25. Иван Тимофеевич (2) р. 1829 г.
жена Евдокия Корнеева дочь, р. 1830 г.

26. Параскева Тимофеевна (2) р. 1839 г.

27. Мария Тимофеевна (2) р. 1843 г.

28. Федор Тимофеевич (2) 1849 – 1850.

29. Агафья, р Стефановна 1831 г.

30. Никита Стефанович р. 1836 г.
жена Елена Акимова дочь, р. 1836 г.

31. Евдокия Стефановна р. 1842 г.


Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 9:16

Беляй.
Жители д. Любовша Суражского уезда
Черниговской губернии
(генеалогическая роспись)



I поколение

1. Тит, род. ориентировочно 1720-х гг.

II поколение

2. Иван Титович 1750 – 1807.
жена Варвара Сазонова дочь

III поколение

3. Еремей Иванович 1773 – 1812.
жена Татьяна Васильева дочь, р. 1776 г.

4. Никифор Иванович 1778 – ум. до 1834 г.
жена Хотимия. 1781 – ум. до 1834 г.
По данным ИВ 1799г. жена Матрона Исакова дочь - детей нет


По данным ИВ 1799г. добавляются еще дети Ивана Титовича

Дарья Ивановна 1784 г.
Евдокия Ивановна 1787г
Ирына Ивановна 1791 г
IV поколение

5. Яков Еремеевич 1793 – 1854.
жена Елена Тимофеева дочь, р. 1796 г.


6. Елизавета Еремеевна р. 1799 г.

7. Николай Еремеевич 1800 – 1846.

8. Тимофей 1-й Никифорович р. 1802 г. .
жена Марфа Титова дочь, р. 1804 г.

9. Тимофей 2-й Никифорович р. 1805 г.

10. Ирина Никифоровна р. 1806 г.

11. Стефан Никифорович 1811 – 1848.
жена Ирина Титова, р. 1814 г.


Тема: Род Беляй ( Белянок ) Любовшо Брянская область
3.04.2019, 8:53

Фонды ГАБО, где встречаются представители рода Беляй из Любовшо ( Любовша )

ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 3, л. 450. Ревизская сказка казённых крестьян д. Любовша Селецкой волости Суражского повета Черниговской губернии. 1811 г.
ГАБО, ф. 549, оп. 1, д. 6, лл. 302 об. – 304. Ревизская сказка казённых крестьян д. Любовша Селецкой волости Суражского повета Черниговской губернии. 1816 г.
ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 19, л. 1293, 1336 об. – 1339. Ревизская сказка государственных крестьян д. Любовша Попогорского сельского общества Попогорской волости Суражского уезда Черниговской губернии. 1850 г.
ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 25, лл. 44 об. – 46. Ревизская сказка государственных крестьян д. Любовша Попогорского сельского общества Попогорской волости Суражского уезда Черниговской губернии. 1858 г.
ГАБО, ф. 251, оп. 1, д. 322, лл. 1072 об. – 1073, 1109, 1186 – 1187, 1218 об. – 1219, 1232 – 1233. Метрическая книга Троицкой церкви с. Попова Гора. 1891 г.
ГАБО, ф. 251, оп. 1, д. 328, лл. 138 об. – 139, 194 об. – 195. Метрическая книга Троицкой церкви с. Попова Гора. 1898 г.
ГАБО, ф. 251, оп. 1, д. 338, лл. 3 об. – 4, 35 об. – 36. Метрическая книга Троицкой церкви с. Попова Гора. 1900 г.
ГАБО, ф. 251, оп. 1, д. 345, лл. 33 об. – 34, 61 об. – 62, 119 – 120, 128 об. – 129. Метрическая книга Троицкой церкви с. Попова Гора. 1908 г.
ГАБО, ф. 251, оп. 1, д. 351, лл. 62 об. – 63, 69 об. – 70, 77 об. – 78. Метрическая книга Троицкой церкви с. Попова Гора. 1909 г.
ГАБО, ф. 251, оп. 1, д. 353, лл. 493об. – 494, 505 об. – 506, 512 об. – 513, 544 об. – 545, 552 об. – 554. Метрическая книга Троицкой церкви с. Попова Гора. 1916 г.
Черниговские епархиальные известия. 1890, № 20; 1900, № 3.
ГАБО, ф. 1069, оп. 2, д. 113, лл. 32 об., 43 об., 44 об., 47 об., 48 об., 51 об., 59 об. Окладной лист единого натурального налога по д. Любовша Поповогорской волости. 1922 г.
ГАБО, ф. 1209, оп. 1, д. 57, л. 56; д. 77, л. 32; д. 100, лл. 10 – 10 об.; д. 104, лл. 678 – 679; д. 113, л. 21 об. Документы Красногорского волисполкома. 1925 – 1928 гг.
ГАБО, ф. 1141, оп. 1, д. 2, л. 288. Сведения о договорных школах Клинцовского уезда. 1922 – 1923 гг.


Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:30

Численность населения Брянской области по переписи 2010 года


Любовшанское сельское поселение (включает в себя село Верхличи, деревни Любовшо, Кашковка, поселок Яменец). Общая численность 1322 человека (623 мужчины и 699 женщин).
Деревня Любовшо: общая численность населения – 883 человека (423 мужчины и 460 женщин)

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:30

Сведения об административном подчинении за 1916-1970 годы

Населенный пункт Любовшо (Любовша).
1916 год – деревня, Черниговска губерния, Суражский уезд, Поповогорская волость.
1919 год – деревня, Гомельская губерния, Суражский уезд, Поповогорская волость, Любовшанский сельсовет.
1929 год – деревня, Западная область, Клинцовский округ, Красногорский район, Любовшанский сельсовет.
1937 год – деревня, Орловская область, Красногорский район, Любовшанский сельсовет.
1944 год – деревня, Брянская область, Красногорский район, Любовшанский сельсовет.
Решением Брянского облисполкома 22 декабря 1966 года переданы Антоновский, Батуровский, Верхличский, Заборский, Кожановский, Колюдовский, Красногорский, Кургановский, Летяховский, Лотаковский, Любовшанский, Макаричский, Медведевский, Морозовский, Перелазский, Петрово- Будский, Селецкий, Смяльчский, Старополонский, Увельский, Уношевский, Фошнянский, Яловский сельсоветы Клинцовского района в состав Красногорского района.
1970 год – деревня, Брянская область, Красногорский район, Любовшанский сельсовет (включал в себя на 1 января 1971 года деревни Кашковка, Любовша).
Историко-географический справочник "Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1970 годы", С.П. Кизимова, 1972 год.

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:29

Список населенных мест Брянской губернии, 1928 год


Любовша – деревня, Брянская губерния Клинцовский уезд Красногорская волость Любовшинский сельсовет; число хозяйств 473; преобладающая народность – русские; население по данным переписи 1926 года – мужского пола 1234, женского пола 1307, всего – 2541 человек; расстояние до уездного центра 68 км, до волостного центра 4,3 км, до сельсовета – 0 км, больницы или амбулатории 4,3 км, ближайшей школы 1-й ступени 0 км (расположена в Любовше), ближайшего телеграфного или почтового отделения 4,3 км (Красная Гора), ближайшей железнодорожной станции 68 км (Клинцы).

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:29

Список населенных мест Черниговской губернии, 1902 год


Любовша, деревня, Суражского уезда, Поповогорской волости, при ручье Вупрянка, число жителей мужского пола 1169, женского пола 1129, всего – 2298 человек. Почтовый адрес – станция Попова-Гора.



Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:28

Школа грамоты

На рубеже XIX-XX веков в России сформировалась сеть церковно-приходских школ и школ грамоты. Дети изучали Закон Божий, церковное пение, занимались чтением и письмом, получали начальные арифметические сведения. В результате выпускники могли правильно и бегло читать, писать без звуковых и этимологических ошибок, грамотно излагать свои мысли устно и письменно, выполнять основные действия с числами и применять их в практических повседневных ситуациях. В двухклассных школах в программу обучения добавлялись начальные сведения из церковной и отечественной истории.
Обучающая программа выстраивалась так, что параллельно ученики получали первое понятие о семейных и общественных обязанностях: почитании родителей, значении родительского благословения, любви к родным и ближним, милосердном отношении к животным, уважительном отношении к государственной власти, к Отечеству; начинали пони мать язык Церкви и ее священнодействий.
Особое значение придавалось патриотическому воспитанию учеников. Ребята ездили на экскурсии и в паломничества, знакомились с культурными, гражданскими, военными и религиозными достопримечательностями Отечества, принимали участие в религиозно-нравственных чтениях, проводимых православным духовенством; посещали библиотеки и читальни.
Популярность таких школ среди рабочих и селян подтверждается тем фактом, что наибольший процент неказенных средств на финансирование поступал от приходских общин, волостных и сельских обществ, частных лиц (меценатов).

***

Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
"Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
Русское Обозрение, 1985 год.

***

Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 учебный год.
Деревня Любовшо. Школа грамоты основана 26 ноября 1892 года. Помещение школы – общественное. Учитель Лука Беляй, окончивший земскую школу. Средства содержания школы – 45 рублей от общества в год.
Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1895 года.

***

Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 год.
Черниговская епархия, разделяясь в административном отношении на 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2031998 человек обоего пола (больше против 1893/1894 года на 37042 человека), из коих — мужеского пола 1011523 и женского пола 1020475 душ.
Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитываются в епархии 302366 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 2637 человек), из которых 150498 мальчиков и 151868 девочек. Мглинский уезд: 8125 мальчиков, 8379 девочек, всего – 16504 человека. Новозыбковский уезд: 12484 мальчика, 12657 девочек, всего – 25141 человек. Стародубский уезд: 9405 мальчика, 9213 девочек, всего – 18618 человек. Суражский уезд: 14832 мальчика, 14675 девочек, всего – 29507 человек.
К началу отчетного года в епархии числилось 109 церковно-приходских школ, 403 школы грамоты и 600 начальных училищ других ведомств. В отчетном году было 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты, всего 567 церковных школ, и 621 начальное училище других ведомств, преимущественно же земских.
В отчетном году вновь открыто 13 церковно-приходских школ, в том числе 2 в Мглинском уезде, 2 в Стародубском уезде. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 50, не смотря на то, что закрылось ряд школ (в том числе, 8 школ в Суражском: в Михайловке за неимением учителя, Дубровке, Кожухах, Селище, Балсунах, Черетовке и Великом-Боре за неимением сколько-нибудь сносного помещения для школы, в селе Старой Гуте за беззаботностью священника (ныне умершего) и прихожан). Вновь открыто 73 школы грамоты, в том числе, 8 в Мглинском уезде, 2 в Новозыбковском уезде, 5 в Стародубском уезде, 12 в Суражском уезде.
По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: Мглинский уезд, церковно-приходских школ 3, школ грамотности 37, других ведомств 30, всего 70; Новозыбковский уезд, церковно-приходских школ 10, школ грамотности 37, других ведомств 35, всего 82; Стародубский уезд, церковно-приходских школ 6, школ грамотности 44, других ведомств 50, всего 100; Суражский уезд, церковно-приходских школ 9, школ грамотности 46, других ведомств 28, всего 83.
Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 16405 человек (более прошлого 1893/1894 учебного года на 1832 человека), в том числе 14085 мальчиков и 2320 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 3726 мальчиков и 777 девочек, всего 4503 человека обоего пола (более предыдущего года на 283 человека); б) в школах грамоты 10359 мальчиков и 1543 девочки, всего 11902 человека, обоего пола (более 1893/1894 года на 1549 человек). В начальных народных школах других ведомств обучалось православных детей обоего пола 46771 (более 1892/1893 года на 546 человек), в том числе мальчиков 40061 и девочек 6710.
Дети школьного возраста не посещавшие обучение: Мглинский уезд, 4624 мальчика, 5652 девочки, всего 10276; Новозыбковский уезд, 8347 мальчиков, 11538 девочек, всего 19885; Стародубский уезд, 6153 мальчика, 8733 девочки, всего 14886; Суражский уезд, 11946 мальчиков, 14342 девочки, всего 26288.
В Стародубском уезде раскол в количестве 18227 человек обоего пола, централизуется в посаде Новомлынке и Елионке 1 округа и в посадах Воронке и Лужках 3 округа; в Суражском уезде в количестве 12527 человек обоего пола, занимают посады Клинцы и Ардонь 1 округа и посада Святскую 3 округа; в Новозыбковском уезде, в количестве 31679 человек обоего пола, раскольники сосредоточиваются в самом городе Новозыбкове (около 10000 человек) и в посадах — Злынке, Климове, Тимошкином Перевозе и Шеломах 1 округа, Митьковке, Манюках и Белом-Колодезе 2 округа и Чуровичах 3 округа.
Почти во всех местах, где имеют оседлость раскольники, есть или церковно-приходская школа или школа грамоты или училища и школы других ведомств. Особенно противопоставлены расколу школы в упомянутых выше центрах раскола, а именно: 1) в Стародубском уезде школы грамоты а) в посаде Воронке, где обучалось 24 раскольника, в том числе 21 мальчик и 3 девочки, б) в посаде Лужках, где обучалось 43 раскольника, в том числе 32 мальчика и 11 девочек и в) в посаде Новомлынке; 2) в Суражском уезде — а) две школы грамоты в посаде Клинцах, б) весьма благоустроенная церковно-приходская школа в предместье означенного посада — деревне Стодоле, в) школа грамоты в смежном с посадом Ардонь селе Богородицком и г) земская школа в посаде Святской; 3) в Новозыбковском уезде — а) церковно-приходская школа и б) две школы грамоты в посаде Злынке и в) школа грамоты при Михайловской церкви города Новозыбкова.
Личный состав Уездных Отделений Епархиального Училищного Совета в отчетном году был следующий:
Мглинского — председатель священник города Мглина И. Андриевский и члены: председатель земской управы Н.Я. Горевой, заведующий 2-х классным городским училищем Н.Г. Захаржовский, благочинные — священник М. Гораин, священник Д. Феодоровский, священник И. Кочановский и священник Н. Крыловский, купец С. Лагутенко, купец Гузико и земские начальники — К.В. Садовский, И.С. Клименко, Н. К. Вериго, А.А. Трубининов и Г. Шендюк, священник А. Померанцев и нотариусы Е. Хамский, Б. Суница.
Новозыбковского — председатель благочинный 1 округа священник села Ярылович А. Фелицын и члены: благочинные священник А. Васильев и протоиерей М. Диомидов, уездный предводитель дворянства его сиятельство князь Н.Д. Долгоруков, священники: С. Баталин, Н. Батырский, А. Барзылович, И. Доброгаев, С. Тимонович, С. Корейша и земские начальники: И.И. Чарнолуский, Лисовский, Савич, Леонтович и Хитуп.
Стародубского — Председатель Настоятель Стародубского Собора Протоиерей А. Доброгаев и члены: Смотритель Стародубского духовного училища Статский Советник Н.В. Ефремов, (он же заступающий место Председателя Отделения), помощник Смотрителя духовного училища коллежский Советник И.И. Компан, почетный мировой судья Статский Советник А.И. Харченко, священник города Стародуба М. Доброгаев, заведующий 2-х классным городским училищем Д.В. Озерский, священник С. Сечко-Кушнеровский, священник И. Никольский, священник Н. Золотов, священник А. Доброленский, благочинные — священник П. Виноградский, священник И. Жигунов, священник И. Якубович, священник Н. Цыганков, земские Начальники — Д.А. Чернолусский, Я.Г. Зенькович, И.Я. Быков, М.Л. Васькевич и В.И. Соломка, исправник И.Ф. Сидорский, землевладелец С.А. Ширай, председатель Земской Управы О.О. Рогович и Гласный Земскского Собрания А. М. Поршняков.
Суражского – Председатель священник города Суража А. Смельницкий и члены: Инспектор Суражской Прогимназии Н.К. Шоластер (он же заступающий место председателя Отделения), председатель Уездной Земской Управы Н.А. Исаев, священник С. Лебедев, Ф. Лапчинский, священник Г. Россинский и священник И. Лукашевич, земские начальники — Н.Я. Дублянский, В.Г. Климов, Н.А. Максимовский, господин Шамраев и Е.Н. Пригоровский, священник П. Барзылович и священник М. Гневушев.
Наибольшею ревностью, умением и усердием в деле религиозно-нравственного просвещения народа при посредстве церковно-приходской школы заявили себя нижеследующие священники-законоучители: по Мглинскому уезду — священник Соборной церкви города Мглина И. Андреевский, своим усердием к церковно-школьному делу и правильною постановкою его достигший того, что дети, оставив все, бегут в церковную школу. Особенно это выразилось во время бывших в сем году в городе Мглине летних краткосрочных педагогических курсов учителей церковных школ уезда, когда, не смотря на самое дорогое время для детей — лето, по первому объявлению о приходе желающих в церковно-приходскую школу, пришло столько детей, что их буквально негде было досадить, не смотря на довольно поместительное здание школы; со слезами на глазах уводили многие детей домой, но лишь тогда, когда воочию убедились, что нет места: мы непременно желаем, заявляли при этом родители, чтобы наши дети учились в духовной школе; по Новозыбковскому уезду — священник села Вышкова Гр. Титов, на свои средства отапливающий школу, отпускающий от себя учителю провизию для стола и дающий учителю ежегодное пособие рублей в 25-30; священник села Внукович И. Никитский, тоже отапливающий на свои средства школу и выдающий от себя учительнице рублей 30-40 пособия и священник села Курознова Н. Бутырский, много прилагающий забот к внешнему благоустройству школы; по Суражскому уезду — священник села Петровой-Буды П. Барзылович, успехи учеников которого по Закону Божию оказались блестящими, и священники села Козарич М. Гневушев и села Неглюбки В. Корейша, лично преподававшие в школе все предметы.
Наибольшее усердие, умение вести с успехом дело обучения оказали, по представлению Уездных Отделений Совета, нижеследующие учители и учительницы церковно-приходских школ: по Мглинскому уезду — учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская, подготовившая к выпуску 7 мальчиков с очень основательным знанием предметов школы, ведущая в школе послеобеденные занятия, всегда аккуратная в школе, она никогда не опустила ни одного богослужения и всегда, от школы до Собора проводив детей в парах, строго наблюдала за их поведением в церкви; по Новозыбковскому уезду — учитель Курозновской школы А. Атвиновский, ученики которого очень хорошо выдержали выпускной экзамен.
Новых школьных домов в отчетном году построено 3,в том числе в селе Березовке Стародубского уезда на средства полковника Аршукова (300 рублей).
Черниговские Епархиальные Известия, № 8, 1896 года.

***

Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1895/96 учебный год.
Черниговская епархия, состоящая из 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2051103 человека обоего пола (больше против 1894/95 учебного года на 19105 человек) из коих – мужеского пола 1019983 и женского пола 1031120 душ.
По уездам, входящим в состав епархии, означенное пространство и количество православного населения распределяется таким образом: … Мглинский уезд – пространство в квадратных верстах – 3320; количество православного населения – мужского пола 67702, женского пола 68277, всего 135979; Новозыбковский уезд – пространство в квадратных верстах – 3356; количество православного населения – мужского пола 67486, женского пола 69212, всего 136698; Стародубский уезд – пространство в квадратных верстах – 2892; количество православного населения – мужского пола 63080, женского пола 64973, всего 127523; Суражский уезд – пространство в квадратных верстах – 3639; количество православного населения – мужского пола 81691, женского пола 82943, всего 164634.
Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитывается в епархии 307088 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 4722 человека), из которых 153075 мальчиков и 154013 девочек.
По уездам, входящим в состав епархии, означенное число детей распределяется таким образом: … Мглинский уезд – мальчиков 8473, девочек 8572, всего 17052; Новозыбковский уезд – мальчиков 12789, девочек 13049, всего 25288; Стародубский уезд – мальчиков 9828, девочек 9288, всего 19116; Суражский уезд – мальчиков 14894, девочек 14824, всего 29718.
К началу отчетного года в епархии числилось 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты и 621 начальное училище других ведомств. В отчетном году, по донесениям Уездных Отделений Совета, было 155 церковно-приходских школ, в том числе 2 двухклассных, 510 школ грамоты, всего 665 церковных школ и 627 начальных училищ других ведомств, преимущественно же земских. Следовательно сравнительно с предшествующим годом число церковных школ вообще за отчетный год увеличилось на 98. В частности же, число церковно-приходских школ увеличилось на 41. Хотя в одной из вошедших в вышепоказанное число одноклассных школ (село Выползова Остерского уезда) не было занятий за неимением помещения, постройка которого, впрочем, производится; причем одна школа (села Внукович Новозыбковского уезда) временно закрылась по ветхости школьного здания, впрочем, школа эта в общее число наличных школ не вошла. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 57.
По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – церковно-приходских 3, школ грамоты 44, число школ других ведомств 31, всего 78; Новозыбковский уезд – церковно-приходских 13, школ грамоты 32, число школ других ведомств 39, всего 84; Стародубский уезд – церковно-приходских 11, школ грамоты 44, число школ других ведомств 50, всего 105; Суражский уезд – церковно-приходских 14, школ грамоты 54, число школ других ведомств 24, всего 92.
Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 19958 человек (более прошлого 1893/94 учебного года на 3553 человека), в том числе 17046 мальчиков и 2912 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 5229 мальчиков и 1117 девочек, всего 6346 человек обоего пола (более предыдущего года на 1843 человека); б) в школах грамоты 11817 мальчиков и 1795 девочек, всего 13612 человек обоего пола (более предыдущего 1893/94 года на 1716 человек). В начальных народных школах других ведомств, по добытым Уездными Отделениями Совета сведениям, обучалось православных детей обоего пола 51092 (более 1894/93 года на 4321 человек), в том числе мальчиков 43940 и девочек 7152.
Какое количество детей остается вне народной и церковной школы, без учения, - с точностью определить довольно трудно, так как в числе детей школьного возраста много числится таких, которые ранее отчетного года посещали ту или другую школу (народную или церковную) и вышли из нее грамотными. Вследствие этого, правильнее было бы разделить детей школьного возраста на грамотных и неграмотных. Общее же число детей, не посещавших в отчетном году школ, по показаниям Отделений, простирается до 228060 обоего пола (менее 1892/93 года на 6701) из коих 88941 мальчик и 139113 девочек.
По уездам епархии означенное число детей распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – мальчиков 4369, девочек 8134, всего 12503; Новозыбковский уезд – мальчиков 8933, девочек 12371, всего 21304; Стародубский уезд – мальчиков 6197, девочек 8764, всего 14961; Суражский уезд – мальчиков 10000, девочек 14000, всего 24000.
Заслуживающими особенного внимания за ревность и усердие к своему делу оказались по представлению Уездных Отделений Совета, следующие лица из числа учащих в церковно-приходских школах: … 4) Мглинского уезда – учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская; 5) Стародубского уезда – учитель Алейняковской школы М. Кореняко; 6) Суражского уезда – учители Стодольской школы Барышников и Дорогунцов, учители Суражской школы Г. Хреновский, учитель Козаричской школы Н. Кошнарев, учитель Перетинской школы М. Евсеенко, учитель Кожановской школы С. Голик и учители Яловской школы П. Нехаевский и С. Пинька.
Новых школьных домов в отчетном году построено 18, в том числе: в деревне Леоновке Мглинского уезда на средства общественные; при Вознесенской церкви города Стародуба на церковные средства; в деревне Перетине, в селе Яловке и в селе Неглюбке Суражского уезда, на средства обществ, при пособии от Епархиального Училищного Совета. Кроме того 2 школьных здания заново перестроены (деревня Погореловка Кролевецкого уезда и деревня Гнилуша Суражского уезда), на одно из коих помещик Иваненко пожертвовал 75 рублей.
Постоянные средства содержания в виде запасного или основного капитала имеют только шесть школ, в том числе Туросненская Новозыбковского уезда — 1000 рублей, завещанных помещицей госпожою Борозною. Многие интеллигентные лица охотно принимают на себя обязанности попечителей церковных школ и стараются быть полезными им в этом звании. Некоторые же из них приносят на эти школы денежные пожертвования. Так, например, купец А. И. Шведов пожертвовал в отчетном году 700 рублей на нужды Злынской церковно-приходской школы, 500 на нужды Семеновской школы и деревянный сруб стоимостью около 300 рублей для устройства школы в посаде Шеломах, купец Д.В. Барышников по прежнему отпустил 400 рублей на содержание Стодольской школы Суражского уезда, Г. Бурылко пожертвовал 25 рублей на Мглинскую Соборную школу, дворянин Г.Я. Дунин-Борковский пожертвовал 50 рублей на школу села Вормина Мглинского уезда, помещик Дашкевич пожертвовал 70 рублей на школу села Остроглядова Стародубского уезда, помещица Нехаевская пожертвовала 40 рублей на школу села Яловки Суражского уезда.
В учебно-воспитательном отношении обращают на себя внимание следующие школы: … Соборная города Мглина и Вышковская Новозыбковского уезда; юбилейная города Стародуба, Алейниковская и Остроглядовская Стародубского уезда; Перетинская, Суражская, Овчинская, Козаричская, Кожановская, Яловская и Стодольская Суражского уезда. Библиотеки при церковно-приходских школах по большой части состоят только из учебных книг; библиотек же с книгами, предназначенными для внеклассного чтения, пока еще мало, по недостатку средств, которыми располагают школы. Более или менее значительные библиотеки имелись при следующих школах: … Графовской, Суражской, Козаричской, Перетинской и Стодольской Суражского уезда; Кистерской, Мериновской и Алейниковой Стародубского уезда.
Особенно усердною деятельностью на пользу школ грамоты заявили себя в отчетном году, по отзывам Отделений Совета, следующие приходские священники: … по Мглинскому уезду – священник села Васькович Н. Андреевский, священнинк села Симонтовки В. Коренев, священник села Рубчич В. Киселевич, священник села Луговца И. Солунский, священник села Белькова Н. Германов, священник села Шаулина Д. Феодоровский, священник села Лапина X. Кутепов, священник села Шуморова С. Илленко, священник села Молодькова А. Коровкевич. Почти все учителя, не смотря на слабую подготовку многих из них, трудились с усердием и успехом, а некоторые из них могут быть отмечены даже с похвалой. В Мглинском уезде, по отзыву Отделения, лучшими учителями были села Васькович псаломщик Г. Андреевский, деревни Кокотов В. Соханская, деревни Косаров А. Бирюлин, села Велюхан И. Щелковский, села Симонтовки С. Швеев, села Высокого А. Шамотко, села Шуморова Н. Славский, села Лапина X. Сапаненко, села Шаулина И. Швеев, село Печни И. Клещов, села Белькова П. Филипченко, села Рубчи В. Маслев, села Сокольей Слободы Д. Киселевич, села Буды А. Титов, села Дивовки Н. Костюков, села Калачева Ф. Исаенко, села Чопова М. Трощановский и села Молодькова А. Будько. Из учащих в школах грамоты Суражского уезда похвалы заслуживают учителя школ: 1-й Клинцовской Подласов, 2-й Клинцовской псаломщик Калиновский, Больше-Ловчанской Г. Брашнин, Любовешской Л. Беляй, Полужско-Руднянской К. Соломенный, Батуровской С. Липик, Антоновской Толстенок и Медведевской И. Дикий. Кроме прямых своих обязанностей по обучению детей грамоте, учитель Косаровской школы грамоты Мглинского уезда Бирюлин обучал мальчиков плетению из лозы корзин и стульев, а из соломы шляп.
Черниговские Епархиальные Известия, № 9, 1897 года.

***

В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.

***

Ведомость о церковно-приходских школах Черниговской епархии за 1896 год.
Деревня Любовша. Школа основана в 1892 году. Помещение школы – собственное. Учитель Л. Беляй, окончивший земскую школу. Школа получает 69 рублей, в том числе 45 рублей от общества.
Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1897 года.

***

Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
Любовшанская школа грамоты. Школа основана в 1892 году. Помещение школы – собственное. Учитель Л. Беляй, окончивший земскую школу. На содержание школы собрано денег от казны 21 рубль и 45 рублей от общества.
Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1898 года.

***

Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ Черниговской епархии за 1898 гражданский год.
К началу отчетного года в Черниговской епархии числилось 786 церковных школ с общим числом учащихся в них мальчиков и девочек в 26155 человек, к концу же отчетного 1898 года в ведении Черниговского Епархиального Училищного Совета, кроме образцовых школ при духовной семинарии и женском епархиальном училище, состояло всего 814 церковных школ, в том числе 5 школ второклассных, 2 двухклассных, 214 одноклассных церковно-приходских и 593 школы грамоты с общим количеством учащихся в них 29353 человек, в том числе 23434 мальчика и 5919 девочек. Таким образом, по сравнении с предыдущим годом, общее число церковных школ в епархии в 1898 году увеличилось на 30, а именно: вновь открылось две второклассных школы, 12 одноклассных церковно-приходских и 16 школ грамоты, а общее число учащихся в этих школах мальчиков и девочек, включая сюда и учащихся в образцовых школах, увеличилось на 3275 человек.
Школ других ведомств в Черниговской епархии в отчетном году числилось всего 684, в том числе два трехклассных городских училища, 13 двухклассных городских училищ, одно одноклассное городское училище, одно двухклассное городское приходское женское училище, 20 одноклассных городских приходских училищ, 15 городских начальных народных училищ, 3 ремесленных училища, 20 двухклассных и 10 одноклассных сельских народных училищ Министерства Народного Просвещения и 599 сельских начальных народных училищ, основанных по положению 25 мая 1874 года. По уездам губернии все вышеозначенные училища распределялись следующим образом: в Борзенском уезде — 57 училищ, в Глуховском — 53, в Городнянском — 43, в Козелецком — 40, в Конотопском — 89, в Кролевецком — 44, в Мглинском — 33, в Новгородсеверском — 50, в Новозфбковском — 48, в Нежинском — 57, в Остерском — 38, в Сосницком — 46, в Стародубском — 42, в Суражском — 29 и в Черниговском — 65 училищ. Из общего числа школ 26 было мужских, 12 женских и 646 смешанных. Учащихся во всех 684-х школах в 1898 году состояло всего 61005 человек, в том числе 50933 мальчика и 10072 девочки. Из них окончило курс — мальчиков и девочек 5993 человека. Кроме того при 3 школах Борзенского, 12 Козелецкого, 12 Нежинского и 4-х Стародубского уездов существовали классы для взрослых, по положению 25 мая 1874 года, в которых обучалось 951 человек мужского пола и 446 женского пола.
Суражское Отделение: Председатель, он же и уездный наблюдатель церковных школ, священник города Суража А. Смельницкий и члены: священники - И. Лукашевич, И. Миронович, П. Барзылович, Ф. Лапчинский, Г. Россинский, С. Лебедев и М. Гневушев, почетный мировой судья Н.А. Исаев, член от министерства народного просвещения — заведывающий городским училищем Л.А. Манжос-Белый, благочинные: протоиерей Е. Лебедев и священники — И. Тарасович и В. Корейша и земские начальники: В.Г. Климов, Н.Я. Дублянский, Н.А. Максимовский, Е.И. Стош и В.А. Шамраев. Обязанности казначея Отделения нес священник И. Лукашевич, а делопроизводителем состоял священник М. Гневушев.
Обучение не велось вследствие того, что школьное здание сгорело, а новое еще не окончено постройкой.
Черниговские епархиальные известия, № 23, 1899 год.

***

Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
Деревня Любовша. Школа основана в 1892 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 71, девочек - 10, всего - 81. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 46 рублей 50 копеек. Законоучитель и учитель Лука Даниилов Беляй, окончил земское народное училище, имеет свидетельство на звание учителя, жалованья 36 рублей, пособия 12 рублей, от общества 46 рублей 50 копеек.
Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.



Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:27

Список населенных мест Черниговской губернии, имеющих не менее 10 жителей по данным 1892 года

Очень часто и по самым разнообразным поводам бывает необходимым произвести быстро справку о том, в каком уезде, в какой волости находится то или другое населенное место, а равно и о том, в ведении каких административных или судебных лиц оно находится. Такие справки бывают нужны многим лицам по их служебным обязанностям, но не менее часто они бывают нужны и частным лицам, по их совершенно частным делам. Как в том, так и в другом случае получение справок, однако, дело вовсе нелегкое. Действительно, из тех источников, которые могут служить для этой цели, наиболее удобным является "список населенных мест", изданный Центральным Статистическим Комитетом, но список этот, изданный еще в 1866 году, т.е. 27 лет тому назад, значительно устарел. Эта давность делает сведения, заключающиеся в списке, малопригодными, тем более, что список хотя и издан только в 1866 году, но включенные в него сведения относятся к 1859 году. Понятно, что сведения о числе дворов и числе жителей в каждом населенном пункте; включенные в этот список, в настоящее время, т.е. через 34 года, едва ли могут быть полезны для каких бы то ни было практических соображений. Наконец, ряд реформ, последовавших в этот длинный период, протекший со времени издания списка, ввел в жизнь не мало новых учреждений, обусловивших новое административное и судебное разделение территорий уездов. Все предыдущее в достаточной степени объясняет потребность в новом списке и те мотивы, которыми руководствовался Губернский Статистический Комитет, решаясь приступить к затрате той массы труда, которую должно было потребовать составление печатаемого ныне списка. Является необходимым изложить здесь еще тот путь, которым он составлялся. Для получения сведений Губернский Статистический Комитет обратился к господам земским начальникам как к лицам, могущим доставить наиболее верные сведения, так как все они заведуют сравнительно небольшими участками, с которыми имеют возможность быть хорошо знакомыми, тем более, что большинство их лица местные. При таких условиях с их стороны трудно ожидать значительных пропусков или существенных ошибок. Для облегчения работы господ земских начальников, от них требовался только список населенных мест без всякой систематизации и они располагали их в том порядке, в каком находили это для себя удобным, составление же алфавита лежало уже на канцелярии Статистического Комитета. Было бы, конечно, хорошо сообщить о каждом населенном месте возможно больше сведений и сделать указания о существовании в них церквей, школ, больниц, почтово-телеграфных учреждений, фельдшерских пунктов, ярмарок и прочего. Но от такой широкой программы пришлось совершенно отказаться, так как она значительно увеличила бы объем списка, что требовало бы от Комитета расхода на печатание, совершенно несоответствующего его средствам. Ради той же экономии в список не включены те населенные пункты, в которых число жителей было меньше 10. Благодаря этому, в издаваемом списке меньше селений, чем их было в списке, изданном Центральным Статистическим Комитетом, так как в последний список включались населенные пункты с 2-3 жителями. Список опубликован в "Календаре Черниговской губернии на 1893 год".
Любовшо, деревня Суражского уезда Поповогорской волости; число дворов 223, число жителей мужского пола 937, женского пола 897, всего 1834; стан 3, участок земского начальника 5, участок судебного следователя 2, участок полицейского урядника 1.

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:27

Описание старой Малороссии. А.М. Лазаревский, 1888 год

Новоместская сотня Стародубского полка.
Попогорская волость.
Деревня Любовша при речке Любовше. По первой переписи Малороссии 1723 года – казаков нет; крестьян значкового товарища Гаврила Хомченка грунтовых 11 дворов. В 1781 году по распоряжению графа Румянцова, перед открытием наместничеств, было сделано статистическое описание Малороссии, по которой числилось казаков нет; крестьян лавры 49 дворов, 51 хата и бездворных 12 хат. Каким образом в Любовше явилось лаврское владение, показывает следующий любопытный акт 1725 года. "Мы нижеподписавшиеся именами обыватели деревне Любовши, чиним ведомо сим нашим доброволным записом, иж не примушоне, але цале прежних годов будучи зубожалие и не имеючи отколя заратоватися и прокормитися, в великих нуждах наших и в крайнем нашем убожестве, мусилисмо удаватися до прежних бивших отцев городничих волости Попогорской, просячи их, дабы нас по своей милости денгами и хлебом, в нужде нашой, вспомогали. И оние отцеве на прошение наше, чрез многие лета, сколко потребно нам было денгами и хлебом, нас ратовали, якого прето нами забранного денежного и хлебного долгу, ведлуг реестровной записки нашой, уиститися и набитками нашими не могучи, попустилисмо в вечность, на святую обитель Киево-Печерскую, грунта наши власние, отцевские и дедовские, зо всеми належитостями, як з полем пахарним, тако ж з верховою отчиною и сеножатми на любовшанском грунте лежащими, от которих яко от нас в вечность запроданими, оних вирекаемся. Если же их милость отци печерские по ласце своей позволят нам тими грунтами владети и по прежнему оними пожитковати, теди за тое повинни зостаем дань дорочную платити и пригон при обичних тяглостях отбувати. А ежели бы мел кто з нас упорность чинити и непослушенство, то от такового отобравши - иними своими людми оние виш помененние грунта осадити и во владение подати, что для лучшего вероятия и певности и писание сие наше даем в Богу превелебному его милости господину отцу Иоаникию, городничому добр монастира киевопечерских лищицкому, бобовицкому И попогорскому". Акт подписан 12-ю крестьянами. К этому акту приложен список должников, с обозначением количества взятого в долг хлеба и денег. Наибольшее количество взятого хлеба не превышает: "жита - 4 осмачки, 2 чвертки; ячменю - 4 осмачки, гречки - 1 осмачка, а денег - только два домохозяева набрали по 55 золотых, остальные были должны от 10 до 40 золотых". Долги образовались за три года, 1716, 1718 и 1719. В этом акте видим один из способов приобретения Печерской лаврой значительных земельных владений, помимо пожертвований и пожалований.

***

Владения Киевопечерской лавры, находившиеся в Новоместской сотне, составляли три волости: Бобовницкую, Попогорскую и Лыщицкую. Как велики были эти волости, видно из того, что по ревизии 1782 года в них числилось бывших монастырских крестьян обоего пола - 19947. История лаврских земельных владений, находившихся на левом берегу Днепра, остается до сих пор необследованной. Поэтому мы имеем лишь сбивчивые сведения о том, когда и кем даны были лавре три означенные волости. Делая попытку разрешить этот весьма интересный в истории южнорусского землевладения вопрос, мы прежде всего знаем, что в конце ХVI века лавра не владела еще этими тремя волостями: в 1593 году, после смерти архимандрита Мелетия Хребтовича Богуринского, составлена была полная опись лаврских имений, но в числе их на левом берегу Днепра показана только "Поднепрская волость", состоявшая из нескольких сел настоящего Остерского уезда и из села Навоза, Черниговского уезда. В первой половине ХVII века лавре не от кого было получить таких огромных имений. После присоединения Малороссии к России, от царя Алексея Михайловича выдана была лавре (в августе 1658 года) грамота на имения, но в ней названы только - город Васильков и села по реке Стугне. Затем, в 1680 году, печерский архимандрит Гизель, прося у царя разных милостей, просил и "О грамоте подтвердительной на все права святой обители печерския, в которой бы маетности за Днепром обретающиеся, описаны были". Отсюда видно, что у лавры в 1680 году за Днепром были уже маетности, на которые она не имела еще грамот. В ответ на просьбу Гизеля о милостях, лавре в мае 1680 году было выдано пять грамот, в которых, однако же, нет никаких упоминаний, ни общих, ни частных, о волостях Бобовицкой, Попогорекой и Лышицкой. Упомянуты эти волости в первый раз лишь в грамоте 1720 года, выданной лавре после пожара 1718 года, когда "все крепости ее на вотчины - погорели". При этом в грамоте 1720 года сказано, что грамотой царя Федора Алексеевича, выданной 9 мая 1680 года (по просьбе архимандрита Гизеля овыдаче грамоты - "по чему бы им на сей стороне Днепра владеть к тому Киевопечерскому монастырю вотчинами", определено им (лавре) владеть на сей стороне Днепра - в Стародубском полку, маетностями: Поповой Горой, Бобовичами с принадлежащими к тому деревнями, "да селом Лыщичами да деревнею Павличами и Дубровною". Затем в той же грамоте 1720 года, далее, говорится, что игумен Роман Копа, приезжавший в Москву от лавры за этой грамотой, представил "выписи из киевской губернской канцелярии и с протестации, данной из ратуши (киевской) по объявлению от той Печерской лавры", в которых "написаны из тех, которые в Малой России местечки, села, маетности на сей и на той сторонах Днепра и по договору с поляки вечного миру, не отошли и владеют поныне той Печерской лавре, суть следующие: - в Стародубском полку: слободка Вышков, Верещаги, Неглювка, Увелля, озеро Коженовское, село Яловка, Святская слобода, Ширки, Макаричи, Заборье, Летяхи, Перелаз, слободка Эрденка с Туросенкою мельницею и прочими пожитками ..." Таким образом, из грамоты 1720 года видим, что право на стародубские три волости подтверждено было по двум основаниям: ввиду грамоты царя Федора Алексеевича и каких-то выписей киевской губернской канцелярии и протестации, выданной из киевской ратуши; в грамоте 1680 года упомянуты де Попова Гора и Бобовичи с деревнями, а в выписи или протестации - подробно перечислены эти деревни ... Но мы видели, что в тексте грамот, выданных в мае 1680 года (копии их оставались и после пожара 1720 года) о Поповой Горе и Бобовичах и вообще о стародубских маетностях ничего не говорится; следовательно, явившийся в грамоте 1720 года текст грамоты 9 мая 1680 года взят неизвестно откуда, так как он противоречит тем грамотам, которые сама лавра выдавала за действительные ... Неизвестно откуда взят и перечень деревень Попогорской и Бобовицкой волостей, внесенный в ту же грамоту 1720 года. Ниже мы увидим, что основанием права на лаврские имения не всегда служили грамоты или универсалы. Случалось, что вовремя открытый крестьянам кредит одним из лаврских "городничих" давал возможность лавре завладевать целой деревней. Значит, возможность для лавры приобретения имений, помимо пожалований и пожертвований - существовала. Пожалованием ли приобретены стародубские волости? На этот вопрос трудно пока дать определенный ответ.
Лаврские маетности, находившиеся в Новоместской сотне, разделены были, как мы видели, на три волости. Каждой волостью управлял отдельный "городничий" из монахов. "Городничие" пользовались огромной властью: они не только судили и миловали лаврских "подданных", почти бесконтрольно, но нередко самовластно распоряжались и с посторонними людьми, когда последние нарушали, по их мнению, в чем-либо лаврские интересы. Обиженные лаврскими "городничими" с трудом находили защиту у самого гетмана, который, хорошо зная, что у этих городничих отсутствует "подобающая чину их кротость", бессилен был для обуздания их "безправия".
Доказательством сказанному может служить следующий универсал Скоропадского: "Вам, пану Ивану Чарнолузскому, сотнику полковому и наказному полковнику стародубовскому, объявляем, иж оказатель сего листа Симон Маслак, обыватель стародубовский, жалосне в супплеце своей, доносил нам, что городничий Лищицкий отец Мойсей, приславши людей монастырских, само волне и безправне, в место Стародуб, на двор супплекуючого, хати кгвалтом казал пороскидати, жону и детей жалобливого вигнати, якож вигнанние и тепер по чужих домах туляются. Под час таковой безправной на двор супплекуючого инвазии, коня его пограбих и инние шкоди в дворе его затеял. Прето хочай бы такового самовластия и обиди людям рейменту нашого од его, городничого, як чуем, же он не одному тое затеяв, чинячихся безправне, терпети не надлежало, должно бы оного за тую зуфалость и безправне преминувши суда, где козам роги правят равним наградити ему тое безправием и научити бы духовных особ подобаючой чину их кротости, однак оставляючи тепер тое до далшого определения, приказуем пилно вмти, абысь поманных монастырских велел на торгу заграбити и тот грабеж отдати жалобливому, поколя аж все его разорение и забор от стороны городничого, будет награждено и повторе упоминаем. 3 Глухова. Януар. 24, року 1720". Маслак был разорен за то, что не допустил городничего отобрать у него земельного участка, будто бы завещанного лавре кредитором Маслака. Подобные приведенному универсалы исполнялись буквально. Городничий Мойсей Якубович в одной своей жалобе, 1724 года, писал: "и з тим гетманским уневерсалом Симон Маслак в Стародуб прибывши, заграбил на торгах в повданних богородичних (лаврских) пенки и прочиих вещей, рублей на 90 и болше ..."
Но зато ревность городничих достигала блестящих результатов в преуспеянии экономического состояния лаврских маетностей; последние быстро разрастались в населении и обогащали своего владельца обильными доходами. В лаврских маетностях народ вообще селился очень охотно, зная, что "городничие" всегда сумеют защитить его от "общенародных повинностей"; кроме того, лаврские маетности привлекали к себе народ еще простором своих угодий. О заманчивом просторе земельных угодий в этих маетностях народ помнит еще и теперь ...
"В старые годы, когда мы были под монастырем, у нас была вольница или займанщина; тогда каждый волен был занимать земли столько, сколько ему было нужно, расчисти и - твое. Кто бере, тот и оре ..." - Так говорили крестьяне бывших лаврских имений в Суражском уезде в 1882 году членам статистического отделения черниговской губернии земской управы (Материалы для оценки угодий, том IX, Суражский уезд, подворная опись, 13).

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:26

Списки населенных мест Российской Империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел, 1866 год

Черниговская губерния. Суражский уезд. Любовша, деревня казенная. По левую сторону реки Беседи. При речке Беседи. Расстояние от уездного города 63 верст. Число дворов 163, число жителей мужского пола 563, число жителей женского пола 598.

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:25

Ведомость, в каких именно городах или местечках, состоящих в пределах Новгородско-Северской губернии, существовали земские и подкоморские суды, и какие именно принадлежали к оным селения, с показанием сколько ныне в них числом людей и какого рода, учиненная в Новгородско-Северском наместническом правлении 1797 года февраля дня

Существенные административно-территориальные преобразования в Малороссии, начавшиеся в екатерининское время с упразднения традиционного деления на полки и сотни, продолжались вплоть до первого десятилетия XIX века, когда окончательно оформились губернии и уезды в тех границах, в которых они существовали до 1917 года. Однако на рубеже XVIII-XIХ веков территориальное устройство Малороссии, в которую входила и западная часть нынешней Брянской области, изменялось практически ежегодно.
В 1796 году, после 14 лет своего существования, были упразднены Новгород-Северское, Черниговское и Киевское наместничества, а их территории (с некоторыми коррективами) объединены в Малороссийскую губернию. Центром Малороссийской губернии являлся город Чернигов; в связи с этим в некоторых документах новообразованная губерния именуется Черниговской, хотя официальная история Черниговской губернии начинается с 1802 года, когда обширная Малороссийская губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую.
Упразднение наместничеств и образование Малороссийской губернии, как подчеркивает словарь Брокгауза и Ефрона, находилось в связи с восстановлением при Павле I традиционной для Малороссии судебной системы: генерального, земских и подкоморских судов.
С расформированием наместничеств, были расформированы и многие уезды (по-малороссийски - поветы). Немногие знают, что временному упразднению подвергся и Мглинский повет: в приводимом ниже источнике его территория разделена между Стародубским и Погарским поветами.
Земский и подкоморский суды существовали в городе Стародубе. Сведений о числе дворян и духовенства в документе не содержится.
Стародубский повет.
Деревня Лубовша: разночинцев нет, купцов нет, мещан нет, казаков нет, казачковых подсоседков 304, крестьян казенных нет, крестьян владельческих нет, всего 304 человека

Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:25

ЛЮБОВШО

Любовшо (Любовша) - деревня Красногорского района Брянской области, в 4 км к юго-западу от Красной Горы, на левом берегу Беседи. Центр Любовшанского сельского поселения (включает село Верхличи, деревня Кашковка и поселок Яменец). Упоминается с начала XVIII века как владение Хомченка, с 1725 - Киево-Печерской лавры, в составе Попогорской волости (на территории Новоместской сотни Стародубского полка); казачьего населения не имела. С 1782 по 1921 в Суражском уезде (с 1861 в составе Поповогорской волости); в 1921-1929 в Клинцовском уезде (та же волость, с 1922 - Красногорская). В конце XIX века была открыта школа грамоты. В середине ХХ века - колхоз "Победа". На берегу Беседи - остатки древней стоянки и поселения эпохи неолита и ранней бронзы. Максимальное число жителей 2540 человек (1926).



Тема: Любовшо ( Любовша )
29.03.2019, 12:24

Любовшо (Любовша)
Краткая историческая справка

Деревня Любовшо расположена в 3 км к юго-западу от райцентра Красная Гора, на р. Любовша, левобережном притоке р. Беседь.
Территория, на которой была поселена Любовша, стала осваиваться ещё в эпоху неолита и бронзы (IV – II тыс. лет до н.э.). Благоприятные природные и климатические условия способствовали заселению этой территории и в более позднее время, о чем свидетельствуют древнерусские курганы 11 – 13 вв., обследованные археологами П.М.Еременко в 1906 г. и А.В.Кашкиным в 1974 г.
Время появления современной Любовши неизвестно, но по данным переписи 1723 года в это время деревня уже существовала. Часть её населения несла повинности в пользу значкового товарища Гаврилы Хомченка, а другая часть была приписана к Стародубской ратуше.
Однако со временем жители Любовши попали в зависимость к Киево-Печерской лавре. В течение нескольких лет они брали в долг хлеб и деньги у монахов-городничих соседней Поповой Горы, находившейся во владении лавры. Не имея возможности вернуть долги, крестьяне отдавали лавре свои земли и по факту переходили к новому владельцу. Таким образом, ко второй половине 18 века Любовша, наряду с Ширками, Поповой Горой и другими селами была включена в лаврскую Попогорскую волость, а её жители получили статус монастырских крестьян и стали управляться монахами-городничими.
Согласно описанию Новгород-Северского наместничества, проведённому в 1779 – 1781 гг., «деревня Любовша владения Киево-Печерской лавры волости Попогорской … лежит на ровном покатистом месте, в лесах (и между оними на пахотних полянках), срединою той деревне протекает речка Любовша и на ней здесь плотина с мелницею на 1 коло, и сия речка невотдаль сей деревне впадает в реку Беседь, коей левая сторона от села в 1 версту. В сей деревне посполитих (монастирских) 40 дворов, в них хат 51, бездворн. 12».
В связи с особенностями ландшафта немалое время местные жители уделяли расчистке леса и освоению земель. Лес использовался для выделывания дёгтя, изготовления ценовки, рогожи и деревянной посуды. Землю засевали, в основном, рожью и пенькой, которую, наряду с дегтем и другими изделиями, полученными из лесных материалов, впоследствии продавали на ярмарках стародубским купцам из старообядческих слобод.
После Указа Екатерины II от 1786 года о секуляризации монастырских земель владения Лавры были переданы в казенное ведомство. Любовша вошла в состав казённой Селецкой волости Суражского повета, а ее жители получили статус государственных крестьян, сохранявшийся за ними до отмены крепостного права.
В 1861 г. Любовша вошла в состав Поповогорской волости Суражского уезда.
Население деревни имело приход в Троицкой церкви с. Попова Гора, построенной на средства Киево-Печерской лавры в 1784 году. В 1892 году в деревне открылась школа грамоты, в которой преподавал житель Любовшо Лука Данилович Беляй, окончивший земское народное училище.
В 1912 году в деревне было построено новое здание школы, в котором после победы Октябрьской социалистической революции была организована «договорная» школа, содержавшаяся за счет родителей учеников. В начале 1920-х гг. подобные школы открылись в Красной Горе, Дубровке, на х. Щедрин и в некоторых других близлежащих населённых пунктах. Функционирование договорных школ объяснялось нехваткой денег в уездных и волостных бюджетах на содержание государственных учебных учреждений. В 1922 – 1923 гг. в Любовшанской школе работали два преподавателя: 47-летний Лука Данилович Беляй и молодая 17-летняя учительница А.Ф.Маршалкина, имевшая только школьное образование. К середине 1920-х гг. договорная школа была реорганизована в государственную школу 1-й ступени.
В 1921 г. Любовшо, в числе других населённых пунктов бывшего Суражского уезда, была включена в состав Клинцовского уезда Гомельской губернии. Согласно переписи 1926 года в деревне проживало более двух с половиной тысяч человек (ок. 500 дворов).
В 1929 г. Любовшо вошла в состав Красногорского района, где находится и в настоящее время в качестве центра сельского поселения.




Фамилии крестьян д.Любовша в первой половине 19 века (по данным ревизских сказок):
Беляенок, Беляй, Бойдалов, Брага, Брик, Булах, Бык, Бычок, Бычонков, Вацуренок, Воловик, Гренков, Грибаков, Дегтяренок, Донок, Жорноклюв, Зимянок, Ивченок, Калянченок, Кобудан, Кобудила, Козлянков, Коваль, Козырь, Кошанок, Круглик, Курдор, Кучеренок, Лебедь, Лебедин, Лохмотка, Лошак, Мануйлов, Марков, Моисеев, Пешка, Пешков, Плитковский, Погукай, Позняк, Радченок, Рожков, Савченок, Сенков, Сенченок, Сергеев, Синявский, Сныткин, Старченок, Степанидченок, Тетерка, Тяшка, Чапецкий, Ченецов, Чорненок, Чорный, Ширяев, Школянко, Школянков, Шпигарь, Щербенок.



Источники:
ГАБО, ф. 549, оп. 2, д. 3, лл. 437 – 456. Ревизская сказка казённых крестьян д.Любовша. 1811 г.
ГАБО, ф. 1141, оп. 1, д. 2, л. 288; д. 20, лл. 73, 93. Сведения о школах Клинцовского уезда. 1922 – 1926 гг.
А.М.Лазаревский. Описание Старой Малороссии. Том первый. Полк Стародубский. Киев. 1888. С.391.
Черниговские епархиальные известия. 1900, № 3.
Генеральне слідство про маєтності Стародубського полку. Киев. 1929 г.
Опис Новгородсiверського намiсництва 1779 – 1781; Киев. 1931 г., стр. 222
Список населённых мест Брянской губернии. Брянск. 1928 г.
Археологическая карта России. Москва. 1993, стр. 140 – 141.


Тема: Веприно
29.03.2019, 12:07

Численность населения Брянской области по переписи 2010 года


Деревня Веприн: общая численность населения – 167 человек (71 мужчина и 96 женщин).