olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2636 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6153 | Наверх ##
27 ноября 2015 17:26 Очень интересно:
Файл Verkhosulandskie_familii.doc Едовин А.Г . Верхосуландские фамилии 17-19 вв.
Река Суланда берет свое начало в болотах и озерах Моши, пробегая 70 км впадает в реку Пуя, недалеко от устья самой Пуи. В XV-XII веках починки и деревни, находящиеся в бассейне этой реки, образовывали Суландскую волость. К концу XVI столетия на этой территории имелось 44 поселения, а по данным писцовой и приправочной книги писца стольника и воеводы Калины Григорьевича Благово (1681 г.) в деревнях Суланды числилось дворов 131, населения в них 351 человек, кроме этого 5 человек находилось в солдатах. С XVIII века Суланда делится на две волости: Верхнесуландскую и Суландскую. В XVIII веке они считаются самостоятельными волостями, а в XIX веке именуются обществами и входят в состав Усть-Паденьгской волости. С конца XIX столетия они снова становятся волостями, а с марта 1918 года на этой территории образуется третья новая волость: Михайловская. Первые письменные упоминания о Суланде встречаются в купчей новгородского посадского Василия Матвеевича Своеземцева (Едемского), который в 1315 году купил у Азика, Харагинца, Ровды и Игнатца земли Шенкурского погоста. «Завод тым землям по Семенгу реку, а по другую сторону Ваги, выше Паденги, по вытеклый ручей, а Паденга река по обе стороны в верх до Суланской межи по Великий камень» . Сулонская межа по Великий камень была границей, которая отделяла в XIV столетии земли, купленные Своеземцевым у Шенкурского погоста, от остальных земель на юго-западе уезда. Весь бассейн реки Суланды не входил в феодальную собственность новгородского посадского Василия Матвеевича. Лишь по мере освоения земель Шенкурского погоста начинается проникновение его в пределы Суланды и захват территорий в бассейне этой реки. Первые поселения на Суланде появились задолго до XIV века. В настоящее время мы не располагаем ни письменными, ни археологическими памятниками, свидетельствующими о времени заселения этих мест. Можно лишь предполагать, что такое время настало не позднее начала I тыс. н. э. Первыми поселенцами в этих местах были чудские племена. Они проникли на эту территорию со стороны Белоозера, Каргополя, через верховья реки Суланда и со стороны Ваги из Тотьмы через верховья Ваги. Позднее проникали сюда и отдельные семьи карелов, о чем напоминает сохранившаяся до наших времен Корельская дорога, проходящая лесом недалеко от деревень Верхней Суланды. Средняя часть реки долгое время не осваивалась. Чудские племена селились только по берегам реки, жили отдельными патриархальными семьями, стремясь изолироваться от других семей. Такой обособленности во многом способствовали и размеры территории. Основным занятием этих племен вначале была охота, рыбная ловля, позднее развивается земледелие и домашние промыслы. Отдельные чудские племена оставались на Суланде даже в период образования деревень в нижней и средней части реки. Легенда повествует, что в верховьях реки, в местечке гора Вышка, это на 40 км выше по реке от деревни Боровская, долгое время жило чудское племя. Старик Мертий, из деревни Боровская имел с этим племенем тайные связи. Когда об этом узнали местные крестьяне, они потребовали от Мертия, чтобы он показал им это поселение. Мертий предупредил чудь о приближении крестьян, и, испугавшись, чудь побросала все свое имущество в озерко на этой горе Вышка, закрылась в избу, подожгла ее и погибла в огне. Лишь случайно из этого племени остался один мальчик, которого крестьяне взяли с собой в деревню. Этот мальчик вырос, женился на местной девице и от них начался род Запаковских, который и ныне здравствует на Верхней Суланде, насчитывая не то двенадцатое, не то пятнадцатое колено. Появление деревень на Суланде относится к XIV веку. В этот период наблюдается массовое проникновение поселенцев в бассейн реки. Этому процессу способствует захват земель Шенкурского погоста. На территории Суланды образуются деревни, принадлежащие Федору Едемскому – внуку Василия Матвеевича Своеземцева, о чем повествуют нам писцовые книги: «Деревня Трубинская Едемских сотные, что была за Федкою Едемским з братьями и з племянники». То же указывается в отношении деревень Клементьевской (Юшмановской) и Запаковской. Образование деревень происходит двумя путями: один путь складывания их из нескольких самостоятельных семей; второй – увеличение дворности за счет размножения последних. Подтверждением первого является наличие многих фамилий в одной деревне. Например, небольшая деревня Ильинская имела пять различных фамилий, в Ракине – 3, Юшмановской – 3, Камешник – 3 и т. д., а деревня Огариха состояла из одной фамилии Скрозниковых. В конце XVI века на Суланде числилось 44 населенных пункта. Это были деревни и починки. С конца XVI - начале XVII вв. наблюдается уменьшение населенных пунктов. 11 деревень и починков перестают существовать, от них остаются лишь одни названия, а земли в них пашут соседние крестьяне наездом или эти участки зарастают кустарником и лесом. Так, например, вверх по реке от деревни Желтиковской, ныне Михайловского сельсовета, в 16 столетии значилось 7 починков. «Верх реки Суланды – семь починков: починок Скоромандинской, починок Степановской, починок Зеновеевской, починок Сидоровской, починок Леонтьевской, починок Лобановской, починок Шевелевской. Пашут их наездом, и сено косят Стахейко Семен с товарищы из давних лет, а платят всякие подати с трети и малой трети обжи. Пашни пахонные середние земли четыре чети с осьминой, сена одиннадцать копен с полукопной, да за ними замерного сена двадцать копен, лесу пашенного пять четей, в живущем треть и малая треть обжи; сенные же покосы по обе стороны реки Суланды, бережки от Чутцкого городища, вверх до Золомского ручья, тое ж Золотиловские (Желтиковские) деревни за Макаром Степановым, да Боровские деревни за Стахейком Семеновым, Сидоровские горки за Ивашком Семеновым с товарищы; по сказке старожилов владеют со 154 (1646 г.) году по государевой грамоте, а платят всякие подати с чети обжи. Сошного письма пашни середние земли три чети, по Сулонде реке наволочки сенные покосы в межах с Якимка Дмитриева от семи починков вверх по обе стороны Сулонды реки до усть Еглеца, и вверх по Еглецу речке по обе стороны до Холуя, и от усть Еглеца речки по Суланде реке вверх до Березовца речки по обе стороны, сенные же покосы в тягле той же Боровские деревни. Кабановские горки за Стахейко Семеновым с товарищы, владеют со 158 (1650 г.) года по мировой записи от прежнего оборотчика от Прохорка Прокопьева, а платят всякие подати с малой трети обжи. Сошного письма пашни середние земли осмина» . В XVII веке опустели деревни Тулелеевская и Олишковская на берегу реки Суланды (между погостом и деревней Ракинская Михайловского сельсовета) и деревня Лодыгинская (ниже по реке от д. Юшмановская). В приправочных книгах Степана Жданова да подъячего Богдана Возницына 173-174 гг. (1665 г.) написано: «деревня Тулилеевская да к той же деревни припущена в пашню деревня Олишковская на реке на Суланде». «Во дворе Никулайко Емельянов, тягла под ним четь обжи пашни паханые середние земли три чети в поле, а в дву по тому ж и с отхожей пашнею, семь копен с полукопной, лесу пашенного двенадцать четей, в живущем четь обжи. И после того во 175 (1667 г.) году тот жеребей запустел, он Никулайко с женою и з детьми збрел безвесно. Да в той ж деревне было пять дворов Анцыфорка Ларионова, Пронки Никитина, Коземка Лобанова, Федки Харитонова, Родки Петрова, а перелог пашни двадцать четыре чети, сена шестдесят копен, в пустее две обжи. Запустели же жеребья во 155 (1647 г.) году, а по сказке старожилов жилцы умре, жен и детей не осталось. И того деревнею по данной воеводы, что ныне думной дворянки Богдана Васильевича Яковлева да подъячего Авдея Карпова со 185 (1677 г.) году владеют Измаилко Мануйлов, Демка Юшманов, а оброку платят на год по рублю, а отдана им впредь до полных тяглецов и переоборотчиков». «Пустошь, что была деревня Лодыгинская на реке на Суланде обжа и малая треть, пашут ея наездом они же Вторко с товарищы. Пашни паханые середние земли двенадцать четей с осминою в поле, а в дву по тому ж, и с тем что смежно тое их деревни Клементьевской с землею, сена в полях и по заполью и по реке по Суланде вниз по обе стороны у Плоского ручья и у Пановские пожни, и на Глебове, и на Долгуше, и на середней тридцать семь копен с полукопной, лесу пашенного шесть четей. А того они пустошью владеют и оброк платят по два рубля по три алтын по четыре денги на год, а по сказке старожилов и крестьян той де пустошью они Вторко с товарищы владеют из давних лет» . Та же участь постигла деревню Борзецовскую, которая в начале XVII столетия становится пустошью. «Пустошь Борзецовская пахал ее наездом и сено косил Ровдинского ж стану из Бокачевские деревни Сенка Дубинин со 158 (1650 г.) году по государеве грамоте четвертые пашни середние земли по две чети с осминою, сена шесть копен, да замерного сена пять копен, лесу пашенного три чети, в живущем полтрети и малая треть обжи. И во 187 (1679 г.) году он Сенка от хлебные и всякие скудости того пустошь покинул в пусто и в нынешнем 189 (1681 г.) году апреля в 20 день по указу великого государя стольник и воевода Калина Григорьевич Благово да подъячей Петр Тютчев тое пустошь из пуста отдали в полчети обжи Самошке Федорову до переоборотчика, а подати платить ему со 190 году» . В XVII веке отмечается увеличение пустоши внутри оставшихся починков и деревень, образуются пустые дворы, земли которых пашутся наездом крестьянами той же или соседней деревни, а нередко и «перелогом лежат». Деревня Кабановская: «Двор пуст Гришки Иванова да Анкидинка Евтихиева. Анкидинка умре, а Гришка живет в деревне Дурневской с отцом своим Ивашко в одном дворе». Деревня Льжицовская (Ильинская): «Двор и тяглой жеребей Якушка Андреева пол обжи без малые треть обжи, пуст. Запустел в 182 (1674 г.) году. Он Якушка и сын его Харитонко десяти годов от хлебные и всякие скудости, скитаюца в мире». «Двор и тяглой жеребей Петрушки Степанова пол обжи без малые трети пуст, земля лежит перелогом. Запустел во 186 году. Он Петрушка от хлебные скудости скитаетца в мире». Деревня Захаровская: «Двор и тягловой жеребей Якушки Матвеева, четь и малая четь обжи пуст, запустел во 186 году. Он Якушка збрел безвестно». Деревня Пахомовская: «Двор пуст Ивашка Андреева. Он Ивашка з женою умре, а дети его Тишка десяти годов, Федотко семи годов скитаются в мире». Деревня Никольская: «Двор пуст Никитка Иванова, Данилка Михайлова». Деревня Серебряница: Пустые дворы Ивашка и Обросимка Никитиных». Из 131 двора в Суландской волости пустовало 15. При этом 4 по причине смерти хозяев, 3 – в связи с переездом в другую деревню, 2 – по хлебной скудости, один дворохозяин погиб на войне, остальные – по невыясненным причинам. Положение живущих крестьянских хозяйств было далеко не одинаковым. Прежде всего, писцовые книги выделяют среди крестьян такую группу как «подворники». Подворники – это семьи, которые не имеют своего собственного дома и вынуждены жить на чужих дворах. Хощяину дома подворник обязан был выполнять определенные сельскохозяйственные работы. Такие семьи, как правило, попадали в экономическую зависимость от своего хозяина и оставались его работниками. Деревня Желтиковская (Золотиловская): «На дворе Афонка Аникиев, тягла под ним пол чети обжа, у него подворник важенин Якушко Гаврилов, у него сын девятнадцати лет». Деревня Сидоровская горка: «Во дворе Ивашка Иванов, тягла под ним пол обжы без полполтрети, у него ж подворник тое ж волости бобыль Васка Матвеев». Деревня Дурневская: «Во дворе Сидко, Ярофейко Ивановы, а у Ярофейко сын Мишка семи годов, а Сидко увечен, слеп …, у них ж подворник Суланской волости бобыль Родка Васильев». Деревня Камешник: «Во дворе Бориско Прокопьев, у него ж подворник важенин Судромской волости бобыль Аверчко Васильев, у него дети Петрушка семи годов, Петрушка двух годов». Деревня Перевесная: «Во дворе Ивашко Григорьев… У него ж подворник Суланской волости бобыль Данилко Григорьев тринадцати годов» . Всего в волости в конце XVII века насчитывалось десять подворников и членов их семей. Кроме подворников встречались бобыли – крестьяне, не имевшие земельного надела и вынужденные жить за счет неземледельческих или подсобных работ, а также промыслов и ремесла. Особых различий в их экономическом положении не было. Часто бобыли становились подворниками, чтобы заработать на жизнь, либо скитались по миру. Деревня Дурневская (Подгорная): «в тое же деревне два места дворовые бобыльские Семачка Лобанова, Ромашка Никитина, запустели с давних годех» . Суландская деревня уже в 17 веке не является однородной не только по материальной обеспеченности, но и в социально-правовых отношениях – положение отдельных слоев было разное. Еще рано говорить о классовой дифференциации внутри крестьянства, по причине слабого развития рыночных отношений. Ярмарки еще только начинают складываться, поэтому продукт труда находил лишь случайный обмен, т. е. случайно, а не целенаправленно превращался в товар. Более того, рабочая сила тоже пока не становится товаром, поэтому нет условий для накопления капитала. В то же время, определенные тенденции к складыванию рыночных отношений все же существовали. Главным образом, это проявлялось в распределении земли между крестьянскими хозяйствами – все более нарушается принцип уравнительного надела хозяйств. Все чаще наблюдается практика аренды пустующих, или даже имеющих хозяина земельных участков. Д. Клементьевская (Юшмановская): «На дворе Вторчко Павлов да зять его Левка Родионов, у него сын Меркушка полугода, тягла под ним Вторчком полтрети обжи, да он в той же деревне пашет наездом четь, да наездом с товарищы пашет в бывшей деревне Лодыгинской 12 четей» . В деревне Ушаковской Якушко Иванов и в деревне Ракинской Ивашко Федоров имеют в семье одинаковое число мужского пола, т. е. по два человека, а земельный надел у первого 1,67 десятин, а у второго – две с половиной десятины. В деревне Сидоровская Горка: Во дворе Ивашки Иванова земли более 2-х десятин, имеет подворника бобыля Ваську Матвеева. Кроме своей земли он владеет землей Матюшки Яковлева. «Матюшка умре, а жена и дети его от скудости збрели безвестно» . Одинаков земельный надел у Ивашки Григорьева и Федосейко Миронова в деревне Перевеской, тогда как в семье первого один мужчина, а в семье второго – три. Аналогичное положение наблюдается в 17 веке с земельным наделом в каждой деревне. Заметна концентрация земли в руках небольшой группы хозяйств. Этому процессу способствовало наличие огромного количества пустующих и свободных земель. Земля, «лежащая перелогами», временно до нахождения первообротчика отдается во временную аренду, а в большинстве случаев и в длительное пользование соседним хозяйствам, «по сказке старожилов и крестьян тою же пустошью они Вторко с товарищы владеют из давних лет» . Основным видом занятий у крестьян является земледелие. Писцовые книги делят всю землю на добрую и середнюю. Доброй земли в волости 15 десятин, середней 251 десятина. Часть земли отдается «в полу» (за половину урожая), часть на выделенном оброке и на уговорном денежном оброке. Имеется старых пустот 12 десятин и новых 7 с половиной десятин. Наряду с трехпольной системой сохраняется и подсечная система. Писцовые книги не дают ответа об урожайности полей, агротехнике земледелия. Соха, деревянная борона, топор – главные орудия в сельском хозяйстве. О развитии животноводства свидетельствуют наличие собираемого сена. Сена в живущем 1331 копны, в отдельном 7,5 копны, в оброке 107 копен, в пустошах 35 копен. Всего – 1381 копна . Если принять копну за воз сена, то в среднем на каждый двор приходилось более 10 возов сена. Наряду с земледелием и скотоводством крестьяне занимаются рыбной ловлей. За этот промысел с крестьян устанавливается денежная плата. Так, например, за пользование рекой Вагой со всех крестьян Суландской волости взимается 3 рубля 33 копейки, а с реки Суланды – 80 копеек в год. «На реке Суланде ез (установка ловушек на реке) на оброке дер. Окуловской за Ивашкой, за Тимошкой Семеновым, за Ларкой Абрамовым, за Евдошкой Ивановым, оброку и пошлин платят они три алтына и 4 деньги» . Кроме этого широко развиваются такие промыслы как охота на лесного зверя, птицу и, наконец, смолокурение. Эти промыслы тесно связаны с сельским хозяйством, занимаются ими в свободное от сельскохозяйственных работ время. Мы не располагаем данными о размерах этих промыслов в 16-17 веках, так как писцовые книги не дают ни прямого, ни косвенного ответа на этот вопрос, но по другим источникам эти промыслы были большим подспорьем в бюджете крестьянского хозяйства. О положении Суландских деревень в 18 столетии мы располагаем более подробными данными. Начиная с 1719 года в стране регулярно проводятся ревизские описи населения, по этим данным можно точно установить движение населения по каждой деревне и волости, рассмотреть состав каждой семьи. Кроме этого в 1795 в Архангельской губернии производилась подворная опись на основе опроса домовладельцев по 76 вопросам. Данные этого опроса согласованы с ревизскими сказками и являются документом, не вызывающим сомнения по экономическим вопросам. С 18 века Суланда делится на 2 волости – Суландскую и Верхосуландскую. В 18 веке на Суланде сохраняется прежнее количество деревень, т. е. 33, количество же дворов в них увеличивается почти в два раза. Если в 1680 году их было 131, то в 1795 году количество их вырастает до 248. Быстрый рост дворов наблюдается в деревнях Трубинская, Клементьевская, Сидоровская, Боровская, Желтиковская, Степановская, Затуйская, Утоплая, Серебреница, Синцовская. В этих деревнях число дворов увеличивается в 3-4 раза, тогда как Жильцовская, Перевеская, Коренеевская, Борисовская, Наволоцкая сохраняют прежнюю дворность или даже уменьшаются. --- С уважением olga1853
|