Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ЦПШ Минусинского уезда

Буду собирать сведения о церковно-приходских школах вообще и Минусинского уезда в частности.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Olga24
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
Здесь на ВГД взяла:

" АРХИВ ГОРОДА МИНУСИНСКА "
Ф - 17 . МИНУСИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ 1863 - 1918 гг. Содержит сведения о количестве и состоянии церквей , церковно-приходских школ , священнослужителей , о количестве населения по сословиям о национальном населении и его крещении . Документы по финансовым вопросам , по строительству и ремонту церквей , приходских школ , о раскольниках и иноверцах .

---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
ИСТОЧНИК Православие в Хакасии

...В конце 19 в. в жизни коренного населения Минусинского и Ачинского уездов появились новые черты. Инициатива строительства церквей и часовен в это время часто исходила от хакасского населения. Так, священник Усть-Абаканской церкви В.Самойлов в 1898 г. сообщил о том, что жители улуса Какашкино и инородцы Усть-Абаканского прихода хотят приступить к постройке часовни. Деньги на постройку в сумме 300 руб. собраны и подготовлен строительный материал. Ходатайствовали о строительстве часовен жители улусов Покаяковского и Райковского. Среди служителей притча появились представители коренного населения: священник Усть-Енисейской Евдокимовской церкви Семён Чисмочаков, церковный староста Лугавской Троицкой церкви Василий Кыштымов, церковные старосты Усть-Абаканской церкви - Тимофей Шоев, Пётр Сарожаков и т.д. Экономическая отсталость и бесправие являлись причинами низкого культурного развития населения. До 60-ых годов 19 века у хакасов не было ни одной школы. Усложнение задач, поставленных перед русской православной церковью государством, потребовало специального обучения духовенства...

...Распространение христианства происходило и под влиянием русского православного населения, с которым у инородцев существовали тесные хозяйственные и общественные отношения. Русские перенимали у инородцев их богатейший опыт по разведению скота местных пород, сбору съедобных и хозяйственных растений и трав, приёмов охоты. Инородцы многому научились у русских: земледельческой культуре, пчеловодству, разведению домашней птицы, строительству изб. Взаимообщения охватили области и народной культуры. Практически почти всё русское население, проживавшее в Хакасии в 18 веке до 70-ых годов 19 века, владело местным наречием. Совместное обучение русских и инородческих детей в школах, смешанные браки — всё это создавало дружественные межнациональные отношения. Особо значительна роль церкви в распространении грамоты, открытии церковно-приходских школ, а переводы священниками религиозных текстов на местное наречие и первые печатные на нём богословские издания стали важным звеном для последующего создания хакасской письменности...

...В 1863 г. в с.Усть-Абаканском открылась первая на территории Хакасии одноклассная школа. В то время существовало 2 типа начальных школ: Министерства народного просвещения и церковно-приходские школы...



---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Лайк (1)
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
Листала "1909 Памятная книжка Енисейской губернии", на стр. 103 перечислены ЦПШ Канского уезда.
На стр. 125 Минусинского уезда, но Кара-Беллыкской там пока нет dntknw.gif
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
Полистала 1915 г.
на стр. 88 по Минусинскому уезду.
Но почему-то не ЦПШ, а одноклассное училище...
"Училище, открытое по инструкции 1875г."

Прикрепленный файл: Кара-Беллыкская школа.png
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
hsl
По инструкции 1875 года для одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения срок обучения составлял 3 года и соответствовал школьному начальному образованию .
В Кара-Беллыке министерская школа размещалась в частном арендованном здании . На 1916 год обучалось в ней 100 учеников обоего пола .( Справочник о приходах Енисейской епархии )
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
hsl, спасибо за информацию.
Про то, что в одноклассных училищах три года обучались, я уже разобралась.
Теперь надо искать список этих 100 учеников обоего пола. biggrin1.gif


А "Краткое описание Енисейской епархии 1916г." в электронном виде существует?
не могу найти в интернете dntknw.gif
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
на тему "ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ПРИХОДАХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ)". Научная статья по специальности "История. исторические науки"

Одна из обязанностей, возложенная на священников епархиальным начальством, заключалась в руководстве церковно-приходскими школами. К 1 января 1887 г. в епархии действовало 44 церковноприходские школы и 16 школ грамоты, в которых обучаются 94 ребенка [6, с. 45]. К 1897 г. в епархии уже насчитывалось 142 действующие школы, а в 1901 г. - 203 [7, с. 25]. К 1913 г. в Енисейской епархии было 214 церковно-приходских школ и не было совсем школ грамотности [8, с. 23].
Содержание приходской школы ложилось на плечи местного населения, которое было бедным и не видело особой надобности в открытие школ в приходе.
В.Ф. Бибикова приводит интересные данные: «Любопытно было и поведение самих переселенцев в отношении своего образования. Приезжая из центральных губерний, густонаселенных районов, развитых в промышленном отношении, они в первые годы жительства в губернии «усиленно хлопочут об открытии школ, но потом, подчиняясь необходимости, как сибиряки, все больше и больше расширяют обработку земли, привлекая на помощь и детей и подростков. Вместе с этим они менее остро начинают относиться к просветительным нуждам, не видя для своих детей ближайшей практической потребности в грамотности, какая ощущалась прежде там, в европейской России, где в мастерстве, торговле и других промыслах грамотный ценился вдвое против неграмотного» [9, с. 167]. Особой поддержки среди населения при организации школы священники не видели не только из-за бедности местного населения, но и из-за отсутствия практической необходимости в грамотности в жизни крестьян.
Несмотря на сложности, школы в приходах открывали. Обычно они располагались при храме, иногда в отдельном доме, часто в церковной часовне или сторожке. Если у сельского общества были средства, но это случалось крайне редко, то оно строило отдельное здание для школы. Чаще помещения для школы нанимали. Это была одна или две небольших комнаты, в которых должны были заниматься 15-20 ребятишек. Все наблюдатели, посещающие школы, говорят о крайней тесноте, скученности, духоте и грязи в классах. Остро стоял вопрос об отоплении помещения школы. Очень часто денег на это тоже не выделялось. Дети сами по очереди просто приносили дрова из дома. На письменные принадлежности и мебель сельские сходы вовсе не выделяли средств, считая это роскошью. Средства на это изыскивали училищный совет, преподаватели или сельские священники. Вообще епархиальный наблюдатель констатировал: «Чем меньше школа требует от населения, тем лучше к ней относятся» [8, с. 147]. Школа, действительно, обходилась сельскому обществу достаточно дорого, около 200 руб. в год.
Принимали в школу мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 14 лет русского православного населения, казаков и детей раскольников. Обучение в школе, как правило, длилось три года. Классы не делились по возрастному составу, разновозрастные дети занимались вместе. В школе большинство учащихся были мальчиками (более 67%).
Учебный год продолжался от 100 до 180 дней. В городских школах занятия обычно начинаются с 20 августа по первое сентября, на селе - не ранее
1 октября. Они могли быть отложены по нескольким причинам: отсутствие помещения, финансирования. Заканчивались занятия в школах на шестой неделе Великого поста (начало апреля), кроме того, детей
отпускали на две недели на рождественские каникулы. В среднем учебный год длился 28-29 учебных недель, или 150 учебных дней.
Приходской священник заведовал хозяйственной частью школы, руководил учебно-воспитательным процессом, выполнял обязанности законоучителя и учителя пения. Иногда диакон брал на себя все учительские труды. Епархиальное начальство помогало школам учебниками, создавало попечительские советы. Учителями в школах по общим предметам не всегда были люди со специальным педагогическим образованием. В 1892-1893 гг. из 132 школ в епархии в них преподавали 96 лиц духовного сана, а остальные 42 педагога - светские лица в основном из мещанского сословия, в меньшей степени из крестьян [10, л. 30].
Церковно-приходские школы должны были дать детям основы православного учения и первоначальные полезные знания. Школьная программа была утверждена Святейшим Синодом. По Закону Божьему изучали Священную историю, разучивали молитвы и пересказывали притчи. На уроках русского языка изучали основы правописания, основные части речи, учились письменно излагать свои мысли, писали диктанты. Оканчивая школу, ребенок знал по арифметике счет до тысячи, решал задачи на сложение, умножение, деление и вычитание. Кроме того, в школе преподавалось пение и чистописание. Однако полученные в школе знания были неглубокими и поверхностными. Отсутствовали наглядные пособия и письменные принадлежности. Методика преподавания была крайне примитивна - все заучивали на слух, под диктовку учителя. Дети не умели грамотно излагать свои мысли, в сочинениях писали шаблонные вызубренные фразы. Многие задачи по арифметике также решались устно, на слух. Молодым педагогам сложно было поддерживать дисциплину в классе, поэтому часто на уроках стоял гвалт, а учительница работала с каждым индивидуально. Знания, полученные детьми в школе, быстро забывались, потому что по выходу из школы крестьянам применить их было негде.


Прикрепленный файл: ilim-river-1913-0001_01.jpg
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Лайк (1)
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
Если зарегистрироваться на сайте Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, то (надеюсь) можно будет полистать "Отчет о состоянии церковно приходских школ Енисейской епархии в 1913 14(pdf)" и много другого интересного.
Жду подтверждения регистрации. happy.gif
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
Нашла информацию о Маганской школе на сайте.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 612
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 275
Листаю Отчет о состоянии церковно-приходских школ Енисейской епархии. 1913-1914 гг.

На стр. 17-18, 41, 134, 159 информация о Михайловской (Каеткайской) школе.

---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Olga24
Вверх ⇈