Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ЗАГАДКИ С ПОРТРЕТАМИ И.И. ШУВАЛОВА КИСТИ ВИЖЕ-ЛЕБРЁН

← Назад    Вперед →
Evgeniya Samsonova
Новичок

Evgeniya Samsonova

Сообщений: 26
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 15 

Считается, что Виже-Лебрён написала портрет фаворита российской императрицы Елизаветы Петровны дважды: в 1775 году в Париже, когда Шувалов жил за границей с 1763 по 1777 годы, и в 1795-97 годах, когда художница после Французской революции нашла приют в России с 1795 по 1801 годы. Эти сведения содержатся в полном каталоге работ Виже-Лебрён.

В собрании живописи ГМИИ им. Пушкина есть портрет Ивана Ивановича Шувалова:

И в музее, и в госкаталоге он атрибутирован так: Луиза Элизабет Виже-Лебрен, копия. Портрет графа И.И.Шувалова. XVIII век. Холст, масло 76х63 (овал в прямоугольнике) см. Закупка Антиквариат (Москва). Атрибуты, вводящие в заблуждение. На основании такой атрибутации можно сделать вывод, что это авторская копия с собственной работы художницы. Сомнений в достоверности атрибутов к портрету из пушкинского музея добавляет то, что работниками музея И.И.Шувалов неведомо почему «титулован» графом.

История закупки этого портрета описана в книге историка ГМИИ им.Пушкина А.А.Демской «Государственный музей изобразительного искусства им.А.С.Пушкина», М.1983.

В 1943 году портрет поступил в комиссионный магазин Ювелирторга № 1 в Столешниковом переулке. Из магазина сообщили в музей, что поступил в продажу неизвестный мужской портрет работы Виже-Лебрён. Главный реставратор музея П.Корин и искусствовед С.Тройницкий осмотрели портрет и по подписи и манере письма художника установили, что это подлинный портрет работы Виже-Лебрен и на нем изображен Иван Иванович Шувалов, фаворит Елизаветы I. До революции портрет хранился в красной гостиной в Петровском, усадьбе потомков племянника Ивана Ивановича Шувалова, князя Федора Николаевича Голицына. Продавал портрет кто-то из бывших князей Голицыных.

На основании каталога, данные которого в книге А.А.Демской не указаны, экспертами музея было определено, что это портрет, написанный французской художницей в 1775 году в Париже, когда Шувалов жил за границей. Наличие наградных андреевской и владимирской лент и орденов, которые были пожалованы Шувалову уже после его возвращения в Россию Екатериной II 1782 году, эксперты объяснили их более поздней дорисовкой, ссылаясь на то, что подобные случаи в изобразительном искусстве бывают. В описании приобретения музеем этого портрета меня удивила фраза: «Путь портрета прослеживается от мастерской художницы до витрины комиссионного магазина».

Действительно, такой портрет был у князей Голицыных в Петровском. Но утверждать, что это был именно тот портрет, что был написан Виже-Лебрён в Париже в 1775 году, нет никаких оснований. О наличии портрета И.И. Шувалова есть сведения и у Н.Н.Врангеля, и в описании Петровского, выполненного князем М.М.Голицыным в серии «Русские усадьбы», выпуск 2, 1910.



На фотографии, взятой из этого сочинения князя Голицына, видно, что справа на стене гостиной висит такой портрет.

Князь М.М. Голицын указал на наличие еще одного портрета И.И.Шувалова кисти Виже-Лебрён, который на время написания им книги о Петровском был в собственности правнука графини Варвары Николаевны Головиной, графа Кароля Лянцкоронского, жившего в Вене. Графиня Варвара Николаевна Головина, урожденная княгиня Голицына, была родной сестрой князя Федора Николаевича Голицына и оба они были племянниками Ивана Ивановича Шувалова – их мать, княгиня Прасковья Ивановна Голицына была родной сестрой Шувалова.

Для сравнения двух портретов – из Петровского и собрания графа Лянцкоронского, князь М.М.Голицын пользовался книгой «М-me Ѵіgeе-Lebrun», сочинение Pierre de Nolhac. На основании фототипий из этого сочинения князь Голицын сделал вывод о тождественности этих портретов. Также в этом сочинении указывалось, что портрет, принадлежавший графу Лянцкоронскому, Pierre de Nolhac определил, как портрет, написанный французской художницей в 1774-75 годах. Однако князь Голицын высказывал обоснованное предположение, что существовал еще какой-то иной портрет, написанный Виже-Лебрён в Париже в 1774-75 годах. А создание этих двух портретов он относил ко времени пребывания Виже-Лебрён в России в 1790-х годах, поскольку на обоих портретах Шувалов изображен с наградами, полученными им в 1782 году. Поскольку портреты оба считаются написанными Виже-Лебрён, то князь Голицын не мог уверенно утверждать, «оба ли они подлинники или один из них копия».

Как видно, все эти сомнения по поводу существования двух похожих портретов были изложены князем Голицыным еще в начале XX века, задолго до покупки ГМИИ им. Пушкина в 1943 году «портрета графа И.И.Шувалова кисти Виже-Лебрён» у голицынских потомков.

История "жизни" портрета, принадлежавшего графине Варваре Николаевне Головиной установлена. После смерти Варвары Николаевны портрет И.И. Шувалова перешел к ее дочери графине Елизавете Потоцкой, от нее к внучке графине Лянцкоронской и в начале XX века портрет находился в собственности правнука графини Головиной, графа Кароля Лянцкоронского, о чем и писал князь Голицын. Граф Лянцкоронский продал портрет компании F. Mont and Newhouse Galleries в Нью-Йорке, а в 1952 году портрет был куплен Художественным музеем Северной Каролины, где он сейчас и находится. Он атрибутирован в собрании музея как портрет Ивана Ивановича Шувалова, созданный художницей Элизабет Луиз Виже-Лебрён в 1795-97 годах.


Ivan Ivanovich Shuvalov (1727–1797)
Date: circa 1795–1797
Artist: Elisabeth Louise Vigée Lebrun
Dimensions: 33 x 24 in. (83.8 x 61 cm) Frame: 41 1/2 x 35 in. (105.4 x 88.9 cm)
Medium: Oil on canvas



Слева портрет из ГМИИ им. Пушкина, справа - из музея Северной Каролины.
Человеку, неискушенному в живописи, представляется, что портреты выполнены разными художниками. И это впечатление подтверждается исследованиями зарубежных искусствоведов, не относящих копию из пушкинского музея к работам Виже-Лебрён. Российские искусствоведы продолжают стоять на мнении, что портрет "графа И.И.Шувалова", находящийся в пушкинском музее, хоть и копия, но написан Виже-Лебрён - это закреплено в Госкаталоге.

Если справедливо утверждение в книге А.А.Демской, что портрет из Петровского, находящийся сейчас в собрании пушкинского музея, подписан оригинальной подписью Виже-Лебрён, то поиск возможного создателя копии может ограничиться очень близким кругом художников, которые могли снять копию с написанного художницей портрета так, чтобы она его подписала своей подписью. Списка, какие художники работали на Виже-Лебрён, мне найти не удалось. Но известно, что копирование ее работ выполнял ее друг и свойственник (родной брат ее золовки Сюзанны Виже, урожденной Ривьер), Огюст Луи Жан Батист Ривьер, а с 1815 года де Ривьер.


С Автопортрета Огюста Луи Жан Батиста Ривьера, написанного им в 1808 году. Из собрания Max Blumberg et Eduardo Araujo.

Вот один из примеров написания копии Огюстом Ривьером с портрета, созданного Виже-Лебрён:



«Портрет графа Григория Ивановича Чернышева с маской в руке», 1793 год, из собрания Государственного Эрмитажа, Петербург (справа). Размер оригинала 56 на 44 см. Копия, выполненная Огюстом Ривьером, размер 27 на 20 см (слева). Видно, что это не полное копирование портрета Виже-Лебрён.

Разумеется, способность Огюста Ривьера к рисованию и копирование им работ Виже-Лебрён не доказывает, что именно он был создателем копии портрета И.И.Шувалова, которая сейчас находится в пушкинском музее как работа Виже-Лебрён. Это только возможная версия. Но и утверждение, что портреты Шувалова из собрания Музея Северной Каролины и ГМИИ им. Пушкина оба написаны Виже-Лебрён мне кажется не соответсвующим реальности.

В каталоге работ Виже-Лебрён портрет И.И.Шувалова, выполненный художницей в 1775 году в Париже представлен вот этой работой:



Иван Иванович Шувалов, 1775, масло на меди, 19 на 21 см. Подпись и дата внизу слева "Mlle Vigée 1775".

Раньше этот портрет считался портретом генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского. В 2016 году Жозеф Байлио (Joseph Baillio) определил эту картину как портрет Ивана Ивановича Шувалова, написанного в 1775 году.
Считается, что портрет находится в Радищевском художественном музее города Саратова. Однако на сайте музея http://radmuseumart.ru/project...J619m.html есть сведения, что В.Н.Березина из Государственного Эрмитажа усомнилась в подлинности этого портрета, упомянув, что портрет из Радищевского музея отличается размером от выставлявшегося на выставке Русского портрета в Таврическом дворце в 1905 году. Ссылок на работу В.Н.Березиной, где она аргументирует свои сомнения, музеем не представлено.

Визуально очень трудно портрет из Саратова отнести как к изображению Шувалова, так и к работе Виже-Лебрён. Да и на генерал-прокурора Вяземского он мало похож. Есть гравированный портрет Вяземского, выполненный явно с такого портрета, но "отредактированный" жудожником.



Портрет из сочинения Иванова П.И "Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции", 1863 год. Художник Александр Григорьевич Скино, гравер Каспар Эргот.

В итоге: установлено что Виже-Лебрён была автором двух портретов И.И.Шувалова.
Портрет, атрибутированный Жозефом Байлио (Joseph Baillio) в 2016 году как работа кисти Виже-Лебрён, созданная ею в 1775 году, вызывает сомнения.

Портрет, атрибутированный как работа Виже-Лебрён, копия, из собрания пушкинского музея вызывает и сомнения и вопросы.

Только портрет, который в настоящее время находится в Художественном Музее Северной Каролины, попавший туда через потомков из собрания Варвары Николаевны Головиной, можно уверенно отнести к работе кисти Виже-Лебрён, выполненной в конце жизни И.И.Шувалова в период пребывания художницы в Петербурге в период с 1795 по 1801 годы.

---
Ищу сведения о Шапуриных, Поповых (Ивановская область, город Кинешма), Боричевых (Пензенская область), Самсоновых, Селивановых (Новозыбков), Босек (Беларусь)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →
Вверх ⇈