Предки по линии отца: Никитенки
Семья Никитенко из д. Старое село Витебского р-на.
OlgaKob | Наконец-то есть что написать про самую тупиковую и загадочную ветку в моей родословной: Никитенки! Это что-то! Не семья, а настоящие витебские партизаны! | | |
OlgaKob | Никитенки - линия моей бабушки, Нины Николаевны Кобзевой. Самая сложная линия, которая до этого года совсем не давалась. Самой главной проблемой этой ветки всегда была ее маниакальная скрытность. Настоящие партизаны! Во время войны, бабушкина семья была подпольщиками в Старом селе. Партизанили. Даже бабушка, которая тогда была ребенком, как и многие белорусские дети, была задействована - носила шифровки.
По документам бабушка родилась в д. Старое Село Витебского района. Но с самого детства я слышала одну и ту же историю - бабушка родилась "где-то на Смоленщине". Вообще семейные легенды вокруг Никитенок порой совершенно невероятные. Там все намешано. Виной скрытность семьи. Дошло до смешного - легенды о еврейских корнях. | | |
OlgaKob | Наверх ##
9 апреля 18:28 9 апреля 22:30 Бабушка Нина выросла в Старом Селе. Ее детство - это детство в оккупации. На начало войны было ей в районе 8-11 лет (мы не знаем точный год рождения, т.к. она его увеличила, по семейной легенде то ли 1930-й, то ли 1932). По рассказам родственников, жили они не в самом Старом Селе, а в какой-то деревне рядом. Папа все вторит: той деревни, где они жили сейчас нет! А я ему, да открой карту, посмотри - "Старое Село Витебский район". Ну как это нет?!
Во время войны на их дом упала бомба и тот дом, в котором они жили уже после войны или после бомбежки был построен в другом месте. Это что я слышала от родственников. Читала, что Старое Село бомбили в 1943-м в марте 1944 года (Витебская наступательная операция). Деревня была полностью разрушена. Не знаю, почему-то мне как-то приснился сон про женщину, якобы чуть ли не мою прабабушку, которую звали Якутия. Такого имени вообще не существует! Что это за фантазия мозга!
Но, как оказалось в районе Старого Села была деревня Якутино. Да и сейчас еще есть, в Летчанской сельсовете. Может там жили. Но это уже мои домыслы. Но! Есть интересные факты: если верить Витебской энциклопедии (сайт такой), до войны Старое Село находилось не там, где сейчас, а в районе деревни Якутино (Летчанский сельсовет). Может не зря мне сон снился. Бывает же!
Получается, что папа не совсем неправ. Видимо. все таки оригинальная деревня Старое Село была рядом с Якутино, но после бомбежки его вновь отстроили вдоль железной дороги. В принципе, это подтверждается старыми картами! На карте Шуберта фольварк Старое Село прямо на берегу Западной Двины, а к северу от Запрудья - станция Старое Село, где сегодня расположена деревня.
| | |
OlgaKob | Бабушка мало что рассказывала о детстве. В основном, только про то, как они там партизанили, как она носила шифровки. Маленькая худенькая девочка, которая не вызывала подозрений. Старшая сестра бабушки, Лидия, была уже официальным членом подполья. По рассказам родственников, она даже получила удостоверение ветерана партизанского движения и якобы даже награды. Но и здесь рассказы противоречат друг другу. Так, тетя сказал, что ей приходило письмо на вручение наград, но она не пошла за ними. По другой версии, те, кто руководил отрядом и мог подтвердить их участие, умерли и мои не могли никак доказать участие в подполье. Я пыталась найти сведения об ее участии в партизанском движении, но безуспешно. Нигде нет сведения о такой участие партизанского движения. Бульбаши мне аж дважды ответили "нет".
Во время войны, в их доме проживали солдаты Вермахта. Это я узнала не так давно. Многое они говорить не хотят. Однажды Никитенок чуть не расстреляли. Поймали связного, который под пытками не выдал моих. Так семья осталась жива. Еще одним воспоминанием из детства, которое случайно упомянула бабушка, это то, что они в детстве любили переплывать на спор Западную Двину.
С детства слышала о "старшем брате Александре", который был на фронте, а после войны его арестовали. По одной из версий арестовали по ложному доносу, якобы не поделили девушку. Александра отправили в лагерь, но где точно не знаем. По словам родственников, он писал, что ему там трудно и он долго не протянет. Умер в лагере. Не знаю, смогу ли уточнить его судьбу. Да еще и доказать родство. Насколько лет он был старше бабушки, сказать никто не может.
Тетя в детстве гостила у родственников в Старом Селе. Даже один год ходила там в школу. Гутарили по-белорусски, даже тетя на какое-то время подхватила язык. Но бабушка всегда с нами разговаривала по-русски. Детей белорусскому никогда не учила. Единственный белорусизм - это слово "кажный" вместо каждый. Было время папа все время его использовал в речи.
Детство было голодное, холодное. Тяжело. Оккупация... После войны бабушка с братьями и сестрами, чтобы хоть как-то выжить, зайцами залезали в поезда (видимо, товарники) до Литвы. Там они подрабатывали у местных фермеров за еду. Так выжили после войны. Бабушка поступила в медицинское училище в Витебске, а затем по распределению была направлена в Республику Коми, медсестрой.
О братьях и сестрах бабушки есть некоторые противоречия, но состав примерно следующий: Старший Александр, затем Лидия (она переселилась в г. Щекино), затем Петр, Сергей и Иван (насчет двух последних я не уверена). Самая младшая была Елена, переехала в Бобруйск. В замужестве Голубева.
| | |
OlgaKob | Родители...
Долгое время я не знала, как звали маму бабушки. Незадолго до смерти она обмолвилась, что маму звали Дарья. Это когда старики уже начинают вспоминать детство... Моя семейка, как-то не считала нужным меня посвящать в такие интимные подробности. Ну а отец - Николай. Никола, как его звали. Отчества были совершенно неизвестны.
Уже сравнительно недавно, где-то в прошлом году, пытала тетю - она же помнит бабушку свою. Пыталась узнать отечество прабабушки. Ведь тетя аж целый год в школу ходила в Старом Селе, а прабабушка к ним на Вис приезжала, с внуками посидеть. Ну неужели никогда не слышали, как ее называли по имени отчеству, взрослые? Нет! - отнекивалась тетя. Мол, не помню, не знаю. Ну, как обычно. "Мы ничего не знаем" - типичный ответ родственников!
В итоге все таки напрягла память и вспомнила - "вроде Васильевна была". Ура! Хоть что-то! Наконец-то! Итак: прадед Никола и прабабушка Дарья Васильевна Никитенки...
Но что делать с метрикой бабушки?! Она же не в Старом Селе родилась?! Да еще и год рождения левый! А где родилась, точно неизвестно. "Где-то на Смоленщине"! Да еще и у бульбашей вечно "до 1945 года у нас ничего нет"!
Как оказалось, после войны, на бывшей оккупированной территории, многие восстанавливали документы о рождении... "со слов". Точнее, основанием для получения документов, как выяснилось, была справка из сельсовета! Так Старое Село стало "местом рождения" бабушки.
Еле-еле удалось получить справку из этой восстановленной записи из Беларуси. Сначала мне прислали справку на тезку бабушки из другого сельсовета! Слава богу, признали ошибку и прислали правильную! В итоге оказалось, что запись о рождении бабушки якобы в Старом Селе сделана была в 1947 году. Графа "место рождения" пустая. Год, конечно же, левый. Но указаны родители: белорусы Никитенко Николай Филиппович, 1887 г.р. и Никитенко Дарья Васильевна, 1890 г.р. Отец бабушки умер до войны, но на 1930-е годы ,как следует из справки, имел в Старом Селе подсобное хозяйство, "НОТ № 6". Что это за НОТ такой? Научная организация труда? | | |
OlgaKob | Семейные легенда...Никитенки поросли семейными легендами, как новогодняя елка. Все из-за их чрезмерной скрытности. Ведь с самого детства я слышала, что их раскулачили и они скрывались. Легенда номер раз: еврейские корни.Не знаю, кто именно назначил бабушку Нину еврейкой. Но почему-то этот слух сопровождал мое детство. Вроде и на еврейку не похожа была. Ну, да нос был у нее прямой, заострённый, черты лица точеные. Астеничная, худая. Да еще и волнистые волосы от нее достались. Шатенка, хоть и видимо красилась, т.к. сестра двоюродная утверждает, что она была блондинкой. (Бабушку помню седой, а фото ее молодые мне все тетя показать не хочет.) Ну точно еврейка! Да еще и говорила с акцентом. А типа должна без? Она ж с Беларуси! Все пыталась узнать у родственников, не было ли хоть каких-то фактов, реальных! Ну, как люди с фамилией Никитенко могут быть евреями? Может фамилия другая была? Ну какая? Молчат! Ничего сказать не могут. Мол, жили они там, а там все вокруг были евреи! Вот и бабушка - еврейка. Тетя так воодушевилась этой идеей, что даже свой дочери младшей с детства это внушала! Мол, да, бабушка была еврейкой, - говорит мне кузина с уверенностью, как будто это свершившийся факт ее генеалогии. Пыталась я как-то в прошлом году тетю об этом расспросить. Мол, ну, какие-то факты реальные есть? Да, не знаю, мол, ну разрез глаз, посмотри, у нас - чистые евреи! - говорит мне тетя. А я про себя думаю: "Разрез глаз у вас в отца, тамбовский". Потом говорит, мол, ну там на фотографии брат бабушки, рыжий. А это, мол, точно значит, что еврей. Тетя на этом не успокоилась и стала дальше развивать свою теорию: бабушка рассказывала, мол, что ее старший брат, Александр, хорошо говорил по-немецки. "Наверное это был идиш", - говорит тетя. Папу спрашиваю, мол, ты знаешь, что бабушка якобы еврейка? Ты что-то слышал об этом? Он мне отвечает: понятия не имею. Кто это такое сказал? "Тетя!" Он мне, мол, какой я еврей? Я не еврей!" (Это мягкий вариант его ответа). Позиции брата и сестры по еврейскому вопросу резко разошлись. Не знаю, что сподвигло тетю, но видимо, именно она и стала автором семейной легенды. | | |
OlgaKob | "Еврейский вопрос" - быть или не быть!
1) Немецкий vs идиш
Я, конечно, понимаю, что тете очень хочется в Израиль, но ее теория про то, что брат бабушки якобы знал никакой не немецкий, а идиш, не очень-то и сходится. Во-первых, в СССР немецкий язык был первым иностранным. А до войны немецкий часто преподавали этнические немцы, тем более, когда до Прибалтики рукой подать. Александра просто хорошо учился в обычной советской школе, судя по всему. Может была склонность к языкам больше других детей.
Во-вторых, что значит "хорошо знал"? Хорошо по сравнению с чем или с кем? Хорошо учится на уроках немецкого в школе не значит владеть свободно.
В-третьих, сомневаюсь, что жившие поколениями в окружении евреев люди, не могли отличить немецкий от идиша. Тем более что, если бы в семье говорили на идише, то его бы знала и Лидия, старшая сестра бабушки. При этом доподлинно известно, что дома, в Старом Селе, они говорили по-белорусски! Хороши евреи, которые не знают идиша и гутарят по-белорусски!
2) Старое Село и оккупация...
Старое Село - бывшая помещичья деревня. Там никогда не проживали евреи! Это не местечко! Если бы Никитенки были бы евреями, то об этом знала бы вся деревня! Когда деревню оккупировали немецкие войска, вместе со всей Витебщиной, в доме Никитенок разместились немецкие солдаты. Интересная у них национальная политика тогда получается! За годы войны, Никитенок в том, что они евреи, не смог заподозрить никто, даже сами немцы! Настоящие партизаны!
3) Религиозный вопрос.
Конечно, были евреи - выкресты. Но были ли эти евреи верующими, набожными? О прабабушке Дарье всегда слышала, что у нее был целый иконостас. Это в советские-то годы! Она была очень верующей и очень серьезно относилась к молитвам и не приветствовала формальное отношение к православию. Я, конечно, понимаю, что всякое бывает. Но откуда у еврейки куча старинных икон в доме? Как-то не сходится!
4) Ономастика
Ну разве могут быть евреи с именами Николай и Дарья? И фамилией Никитенко? Знаю, что евреи русифицировали имена. Что-то вроде Лейба- Лев, Мойша - Михаила. Даже фамилию Иванов в советские годы могли себе взять. Но здесь как-то не вяжется. Помню, тетя вспомнила про какую-то "тетю Фрузу". Мол, вот, видишь, еврейское имя! Блин, Фруза - это сокращение от Ефросиньи! То же мне еврейка! | | |
OlgaKob | Наверх ##
9 апреля 21:09 9 апреля 21:10 Семейная легенда номер два: как Никитенки попали в Беларусь
Первый вариант легенды. Слышала его еще подростком.
"Прадед Никола помогал евреям. Когда их [Никитенок] собирались высылать (якобы куда-то в Среднюю Азию), их предупредил еврей, которому помогал прадед. Они успели собраться и сбежать "к родственникам в Беларусь".
Второй вариант легенды:
"Никитенок раскулачили и отправили в Беларусь, на лесоповал" (да, именно так!)
Третий вариант:
"Прадед и еще его отец торговали с евреями. Когда пришла советская власть, еврей, с которым торговал прадед, сказал: "Никола, сдавай все советской власти, избежишь лесоповала". Так Никитенки решили все сдать и бежать в Беларусь."
| | |
OlgaKob | Семейная легенда номер три: жизнь до Беларуси и раскулачивание
Кулаки...
С детства я слышала, что у Никитенок было "много земли". Спрашиваю папу: "Много - это сколько?" Он: "А сколько должно быть, чтобы одна семья могла обработать?"
Второй рассказ с детства - прадед торговал с евреями.
Также, что семья прадеда нанимала батраков и платила за день работы якобы по одному золотому рублю. Никитенок в той самой деревне "где-то на Смоленщине" яро ненавидели местные бездельники, алкаши, которым прадед давал работу. Со слов отца, бабушка рассказывала, что когда прадед просил местных бездельников помочь с сеном, они не хотели наниматься на работу, но требовали денег. "Никола, накорми, а то "петушка пустим".
Про раскулачивание, легенда гласит, что почему-то раскулачивали прабабушку Дарью, а прадед, как будто не фигурирует в этот момент.
Из недавнего добавились следующие "факты":
1) у Никитенок якобы было "12 гектар" леса и, возможно, лесопилка. (К слову, до Революции в гектарах не измеряли!). 2) Якобы прадед "занимался золотом". 3) Никитенко якобы не настоящая фамилия! Они якобы ее выдумали. Но имена настоящие.
Родственники...
О родственниках со стороны прабабушки ничего никто не знает. А вот о родственниках прадеда Николы кое-что есть. Но эти данные как-то противоречат друг другу.
Так, сначала мои хором говорили, что у прадеда было аж 8 братьев, которые все погибли в Первой мировой. А он остался жив, потому что был самым младшим и его не призвали.
Потом, эту легенду опровергли. Сказали, что бабушка все придумала. И у прадеда был только один брат Михаил. Этот самый Михаил якобы "бежал в Болгарию", откуда его семья какое-то время писала письма.
Также вспоминают про некую "тетю Марию", у которой отчество Михайловна. Возможно, дочь Михаила. Также про некую "тетю Фрузу", но в итоге оказалось, что она не дочь Михаила, отчество у нее другое, но какое вспомнить не могут.
| | |
OlgaKob | Семейная легенда номер четыре: судьба прадеда
По поводу судьбы прадеда есть аж две легенды:
1) Прадед Никола умер до войны от аппендицита. 2) Прадеда арестовали и отправили якобы в Архангельскую область, откуда он сбежал и (внимание!) пешком дошел до Старого Села.
Я пыталась пробить архангельское направление, но безуспешно. По данным ФСБ и МВД не удалось найти такого репрессированного по Северному Краю. В Мемориале его, разумеется, нет. Судя по записи из актовой книги о "рождении" бабушки, сделанной в 1947 году, ее отец до войны точно проживал в Старом Селе. Имел подсобное хозяйство. В колхозе не состоял. В актовой записи значится пометка "НОТ № 6". Боюсь фантазировать на эту тему. Пробить это дело тоже никак. Нет у бульбашей толком документов. Что за НОТ? Научная организация труда? Это они так пытались избежать коллективизации? Возможно.
| | |
|