ХУТОР БОГОМОЛОВСКИЙИ воды я напьюсь родниковой...КОРОТКАЯ СПРАВКАХутор в пятнадцать дворов так и не стал колхозом. Во время коллективизации жители его не смогли подчиниться политике и свести на общественный двор свою буренку и коня, отдать косилку или жнейку, бросить свою делянку или поле, подчиниться одному хозяину. Они предпочли покинуть насиженное место и поселиться в ближайших деревнях, таких, как Бороковка, Букмыж, Соболевка, Акимо-Анненка.
А хуторок был красивым. Распологался между Васильевкой и Букмыжем, в долине, окруженной горами. А проще его можно было найти, проехав от Бороковки три километра, да свернув влево, где и начинались хуторские поля. По лету здесь было столько земляники, бугорки и горки краснели от этой душистой заманихи. По осени здесь зрели хлеба, не в пример теперешним - ни одной соринки на поле, колос наливной, увесистый. И все потому, что жили на хуторке люди, до боли влюбленные в землю. А впрочем, давайте и познакомимся с ними. Итак,
КАК МИХАИЛ ЕКАТЕРИНУ ОБМАНУЛ,Далеко на западе, в Витебской губернии, жил тогда большой род Пеньтюшей. Старый Альберт воспитал троих сыновей и дал им отцовский наказ: "Поезжайте сынки. сынки в край немеряный, в край таежный, где есть возможность завести свое хозяйство, распахать себе землю, построить дом. Первым женился сын Игнат, затем - Донат. А когда пришло время приводить в отцовский дом помощницу Михаилу, деревенская красавица Екатерина воспротивилась жениху, зная наказ его отца и нисколечко не желала ехать в Сибирь, где и тайга непроходимая, и медведи по избам шарят. Но что может сделать любовь? И все-таки свадьбу справили веселую веселую, красивую, как сама невеста. Михаил все уверял, что не собирается в путь-дорогу, обещал Екатерине так и остаться в отцовском доме, поскольку был меньшим из братьев.
Зсобирались старшие Пеньтюши, снарядились в дальнюю дорогу в начале двадцатого века, в 1906 году. И не посмел тогда и Михаил пойти против воли отца и тронулся в Сибирь вместе со своими братьями и с молодой женой. Так Екатерина стала первой жительницей хуторка Богомоловского, матерью, подарившей Михаилу Марусю и Семена, Антона и Шурика, Елену, Доню и Юлию. Жена Игната же была бездетной, жена Доната Пеньтюша родила в Сибири только троих - Доната, Елену, Зою.
Как видно, в династии Пеньтюшей были, в основном, дочери, потому фамилия эта дальше Богомоловского не многим прославилась - девчата приняли другие фамилии. Самыми грамотными в хуторке считались дочери Михаила и Екатерины - Лена и Юлия, они закончили в те далекие трудные годы с отличием десятилетки, всю жизнь трудились, Елена Сафронова бухгалтером в районном узле связи, Юлия Кравченко-в райпо.
БРАТЬЯ ПУНЦУЛИ Их на Богомоловский приехало из Витебской
Мария Узолина из рода Пентюшей фото.губернии пятеро - Иван, Иосиф, Игнат, Адам, Карп и двое сестер-Марьяна и Розалия. Приехали со своими молодыми женами, чтобы начать в Сибири большой род. Построили небольшие хатенки и стали землю обрабатывать да хозяйством обзаводиться. Сибирский простор настолько завлек братьев, что они и не помышляли возвращаться в родную губернию. Разрастались в Богомоловском и семьи Пунцулей. Иван растил трех дочерей - Юзефу, Аделю, Монику и сына Адама. Иосиф - Иосифа, Рузалию, Эмилию, Ивана, Станислава. Младший из братьев Пунцулей Карп Антонович и Салимея Тимофеевна родили и вырастили Веру и Даниила, Елену и Нину, Зою и Виктора.
Виктор был любимцем у Карпа и Салимеи. Да и как было не любить рыжеволосого мальчонку, с детства тянувшегося к гармони, буквально перенимавшего каждое движение рук, пальцев, каждый перебор богомоловских гармонистов - Иосифа Пунцуля, Антона, Ивана, Иосифа Пентюшей. Из соседних хуторов Подгорного, Малиновки, Фигурки спешили на вечорки парни и девчата в гостеприимный Богомоловский. И что характерно, на вечорки приходили и пожилые люди - на молодежь посмотреть, свою молодость вспомнить. Как признаются жители хуторка, молодежь в ту пору и стыда и греха боялась. Священным долгом считалось приютить в доме прохожего, накормить, обогреть немощного, почитать отца с матерью. Но больше всего хуторяне боялись прогневить Бога, потому как были воспитаны верующими.
ХУТОРСКОЙ КОСТЕЛ Так называли хуторские беседку у дома Богомоловых. Хозяин дома Игнат, отец Иосифа, Петра, Александра, Веры и Моники был боговерующим. Он-то и соорудил эту беседку, украсил резьбой, в середине поставил крест с бронзовым силуэтом Иисуса Христа, с лавочками по краям. Весь хутор в праздники собирался на этой беседке, взрослые и дети молились Богу, потому как непросто было попасть в Бороковский костел, а общаться где-то надо было.
Хуторяне Богомоловского разговаривали, в основном, на латгальском языке, поскольку все были родом из одной Витебской губернии. Многие так и остались неграмотными по той причине, что плохо знали русский язык и не имели возможности учиться в школе. Но это вовсе не значит, но это вовсе не значит, что богомоловцы не стали хорошими людьми. Сегодня можно с гордостью сказать, что мастером. знаменитым на весь Норильск котельщиком стал хуторянин Адам Иванович Пунцуль. В Тяжине на станции работает Иосиф Пынто, отличный составитель поездов, Станислав Пентюш стал заслуженным учителем.
И пела гармонь Виктора Пунцуля.фото Родителей детей Богомоловского отчасти можно было понять, почему они не стремились сделать своих детей грамотными, дать им образование. Сами выходцы из семей крестьянских, они очень хотели, чтобы их дети продолжили род крестьянский, остались на земле, которая прокормит, и оденет, и обует.
И как ни держались богомоловцы за землю, с ней им пришлось расстаться. Многие переехали в соседние села, такие как Соболевка, Бороковка, Акимо-Анненка, Букмыж. Последними с Богомоловского уезжала
Богомоловская молодежь, фото Салимея Тимофеевна Пунцуль с семилетним уже Виктором.
ТАКАЯ КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ... Поселились Витя с матерью у дочери и сестры Зои Карповны Журовой. Бороковские ребятишки души не чаяли в этом Вите, школа приняла его в свои стены. Так закончил он семилетку, стал работать в совхозе. А с гармошкой так и не расставался. На вечорки, бывало, девчата не могли дождаться веселого Виктора Пунцуля с его рыжей копной волнистых кудрей, его застенчивого взгляда, его веселых наигрышей и плавных вальсов.
Помню, строили в Бороковке сельский клуб. Ребята подобрались работящие - братья Георгий и Алексей Вайшля, Виктор Пунцуль, Иван Рагель, Иван Барсуков. Клуб рос на глазах и вскоре молодежь Бороковки стала в нем полными хозяевами. А богомоловский паренек Виктор Пунцуль купил на заработанные деньги... баян.
А потом была учеба в Мариинском лесотехникуме. И доучился бы паренек положенный срок, да река Кия в один из дней июня жестоко обошлась с Виктором, унеся его в свои холодные воды. Хоронили тоже в Бороковке, рядом с его матерью. Хоронило все село богомоловского гармониста, парня с рыжей копной волнистых кудрей. В двадцать-то два года...
И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ Вспоминают богомоловцы один эпизод из своей давнишней жизни. Из Васильевки на Букмыж должны были перегонять первый колесный трактор. По Богомоловке прошел слух, что ночью в хуторок придет черт с огненными глазами. Кто грешен, тот увидит этого черта, а кто нет - тот будет спать спокойно. Были, конечно, "грешные", но большинство хуторян постаралось заснуть, так и не увидев первого колесного, первого крестьянского помощника.
Самой богатой в хуторке считали семью, где зимой светила лампа-десятилинейка. Самым мастеровым считали того парнишку, кто больше всех сделал мячей из волос коровы, и у кого больше оказалось березовых кружочков, из которых детвора делала себе игрушки.
Хуторок Богомоловский. Он так и остался в сердце у Нины Карповны Земляковой (Пунцуль), ветерана труда бывшего молочноконсервного. Мы сидим в ее просторной комнате, перебираем старые фотографии жителей Богомоловского. Теперь они тоже, как и Нина Карповна, стали давно пожилыми, а многих и нет в живых. А хуторок помнят. Три года назад, рассказывает моя собеседница, она пустилась в путь на родину. Что нашла, что вспомнила. Насладилась земляникой, надышалась свежестью трав, узнала родное подполье, обожглась крапивой у бывших домов стариков Александра и Веры Динабурских, вспомнила их детей - Любовь, Александра, Зою, Анюту. Малая родина как в детстве, погладила ее, по теперь уже седой голове листьями раскидистой березы, утолила жажду родниковой водой. И дала силу на всю оставшуюся жизнь...
Н.ДУДИНА
[Тяжинская районная газета "Призыв" 7 августа 1993г. с.2]скан источника в прикрепленном файле:
Файл Bogomolovskij Tiajin Prizyv.PDF, 1859 Кб