ЮДИНОВОНазвание села образовано от антропонима с помощью посессивного суффикса -ов(о).
Юдиново расположено в 37 км к востоку-северо-востоку от г. Стародуба, при слиянии рр. Судости и Бойни, на правом берегу р.Судость.
Село было поселено не позднее середины 16 века. При поляках, во второй четверти 17 века,
Юдиново принадлежало новгород-северскому мечнику Войцеху Карбовскому. После изгания поляков и образования в 1663 году Стародубского полка, село вошло в состав Погарской сотни. В 1670 году гетман Иван Самойлович закрепил Юдиново за Стародубским полковником
Петром Рославцем, при котором село отошло к вновь созданной Бакланской сотне. Однако, уже в 1677 году за интриги, направленные против гетмана, П.Рославец лишлся всех своих владений, в том числе, и Юдинова, и сослан в Сибирь. Село было передано на полковничий уряд и долгое время находилось в распоряжении сына Самойловича — Семена, а затем бывшего уманьского полковника Степана
Яворского.
В 1696 году гетман Иван Мазепа пожаловал Юдиново бунчуковому товарищу
Андрею Андреевичу Гамалее. Но в 1706 году вместе со своим тестем, стародубским полковником Михаилом Миклашевским, он попал в плен к шведам и погиб.
Вдова А.А.Гамалеи Анастасия Миклашевская, в 1710 году второй раз вышла замуж за Петра Корецкого, который, нарушив наследственное право и пользуясь малолетством сына Гамалеи — Ивана, завладел селом. В его собственности, в 1723 году, оказалось 43 крестьянских двора и 32 хаты бобылей. Однако, впоследствии Иван отобрал у отчима Юдиново, став полноправным его хозяином. Перед смертью, ставший генеральным судьей
И.А.Гамалея, завещал село своей второй жене Анне Ивановне. Умер И.А.Гамалея в 1766 году. Спустя некоторое время, его вдова,
отдавая дочь Елену замуж за Григория Андреевича Полетику, отписала ей Юдиново в качестве приданого. Таким образом, с последней трети 18 века, село полностью закрепилось за родом Полетик, построивших здесь фамильную усадьбу. По переписи 1781 года в их собственности насчитывалось уже 65 дворов и 66 хат грунтовых крестьян, а также 32 хаты бездворных бобылей.
В начале 19 века Юдиново было разделено между сыновьями
Г.А.Полетики — Василием, Павлом, Иваном и Андреем. Однако, спустя некоторое время, основная часть юдиновского наследства, составлявшая 119 крестьянских дворов, оказалась во владении Анны Ивановны Полетикиной, на имя которой оставили завещание ее муж — капитан Павел Григорьевич (умер в 1807 году), а также, не имевшие наследников девери — майор Иван (умер в 1803 году) и мичман Андрей (умер в 1809 году) Григорьевичи Полетики.
Со второй четверти 19 века главными владельцами села остались Василий Григорьевич Полетика и его племянник, поручик Яков Павлович Полетика, внук которого, Владимир Николаевич, служил в 1890-х годах заседателем Стародубской дворянской опеки. В конце 1850-х годов юдиновская собственность перешла к вдове Василия Григорьевича — Любови Петровне и к вдове Якова Павловича — Елизавете Петровне (урожденной Краморенковой) Полетикам — последним владелицам села.
В 1761 году в Юдиново была построена деревянная Покровская церковь, возобновленная в 1849 году. В конце 19 — начале 20 века священниками здесь служили Н.Крещановский, И.Доброгаев и В.Корицкий. В 1867 году при церкви стала действовать начальная школа, а в 1890-х годах появилась и земская школа.
В 19 веке село стало волостным цетром, в котором располагался мировой (судебный) участок, объединявший 4 волости: Куровскую, Решетинскую, Рюховскую и Юдиновскую.
С момента своего основания, Юдиново формировалось как крестьянское село, население которого динамично возрастало: с 75 дворов в начале 18 века до 187 дворов (1133 человек) в конце 19 века.
В процессе складывания современной территории села, в Юдиново оформились т.н. «концы»:
«Бойня» -- по реке Бойне; «Турки» -- часть р.Бойни; «Собачий переулок»; «Василевщина» -- по принадлежности помещику; «Павловщина» -- по принадлежности помещику; «Бугровщина».
Атрошенок (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Атрощенок (Черномыз) (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Ашетченок (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Баб (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Бобков (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Богатырь (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Больший (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Боровик (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Бояринов (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Бугаенко (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Булдин (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Варлига (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Власенок (Исаенок) (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Власенок (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Волченок (Курочка) (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Волченок (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
Гераськов (крестьянин с. Юдиново Стародубского у. - нач. XIX в.)
КОРЕЦКИЕ - Основателем этого рода на Стародубовье являлся Петр Корецкий, пришедший в начале 18 века с правого берега Днепра.. Поступив на службу к генеральному обозному Ивану Ломиковскому, в 1708 году он был назначен генеральным «арматным» (пушечным) есаулом во владении Ломиковского Рудне-Голубовке, находившейся на территории Новоместской сотни.
В 1710 году П.Корецкий женился на Анастасии Гамалее - дочери полковника Михаила Миклашевского и вдове бунчукового товарища Андрея Гамалеи, погибших в 1706 г. в битве со шведами при Несвиже. Породнившись со знатным родом Миклашевских статус бунчукового товарища Петра Корецкого среди казацкой старшины значительно возрос. В 1722 году гетман Иван Скоропадский назначил Корецкого наказным полковником, закрепив за ним крестьянское население сел Балыкина и Картушина. Кроме урядных сел, немало «маетностей» было у П.Корецкого и в личном владении. В Стародубской сотне ему принадлежала Левенка и Полуляхова Буда (Буда-Корецкая); в Новоместской сотне Корецкий поселил слободы Уношев, Кузнецы, Алисовку, Андреевку, Дубенец, Панебель, а также Гуту Корецкую и рудню, получившую название «Завод Корецкий». Все эти владения впоследствии перешли к его потомкам.
В браке с А.Миклашевской у Корецкого было трое детей: Александр, Федор и Ульяна. Александр женился на дочери стародубского писаря Степана Максимовича – Марии. Их брак был бездетным. После ранней смерти Александра в 1748 году, Мария Степановна второй раз вышла замуж за вдовца, лубенского полковника Ивана Петровича Кулябку, у которого от первого брака был сын Григорий. Впоследствии Григорий Иванович Кулябка женился на дочери Федора Петровича Корецкого – Анастасии. Таким образом, Кулябки породнились с Корецкими еще раз, а их потомки стали носить двойную фамилию – Кулябки-Корецкие. Они и унаследовали все владения Петра Корецкого.
Ульяна Петровна Корецкая вышла замуж за Николая Даниловича Ханенко – не только образованнейшего человека своего времени, но и достаточно богатого и влиятельного владельца, занимавшего высокие войсковые уряды.
Перепост
Прозвища были у помещичьих крестьян и казаков Малороссии до 1888 года, до указа Сената "Об офамиливании".