Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Казанины с.Луговское Бийского уезда Томской губернии

Описываю всё, что узнала о Казаниных своего рода

    Страницы: ← Назад 1 2  3 
Модератор: demsasha2009
demsasha2009
Модератор раздела

Бийск/Яровое
Сообщений: 130
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 107
III. Происхождение фамилии Казанин. Откуда появились Казанцевы и Казанины на Алтае.
Происхождение фамилии Казанин имеет несколько версий. От города Казань, от древнеславянского имени Казан, от занятия человека, который изготавливал казаны.
Так же и фамилия Казанцев тесно связана с названием города Казань. Вероятно, предок с этой фамилией был родом из Казани. Жителей города именовали казанцами, у них было прозвище Казанец.
Разыскивая по разным документам своих предков по фамилии Казанины, было установлено, что вначале упоминалась фамилия Казанец и Казанцов, позже фамилия Казанцов трансформировалась в Казанцев, а Казанец в Казанин.
Так в «Книга переписная Бикатунской крепости разночинцев и крестьян
Кузнецкого ведомства Бикатунской крепости» за 1723 год среди других записаны
Тихан Семенов сын Казанцов 50
у него дети Семен 18
Кирила 10
у Семена сын Дмитрей году

Иван Андреев сын Казанец 40
у него дети Иван 10
Дмитрей 9
Тимофей 1
Петр полгоду
Кирило 14

А в Исповедных ведомостях от 1752 года четыре брата Кирилл, Иван, Тимофей, Пётр записаны как Казанины. Пока не нашла этому объяснение. Зато стало понятно, откуда они появились.

В начале XVII века районы Западной Сибири – Бердский острог, Бикатунский острог и окрестности Алтая заселялись малочисленным группами людей.
Во-первых, это были военные Томского, Енисейского полков и пехотного батальона и они составляли более половины населения волости на 1755 г.
Во-вторых, это строители крепостей, крестьяне гг. Тобольска, Тюмени, Кузнецка, Красноярска и других, примерно треть проживающих в волости на 1755 г., многие оставались на постоянное жилье.
Третья группа это беглый люд. Сюда входили староверы и кержаки, разночинцы, спасающиеся от «петровских реформ и преобразований», беглецы от крепостной неволи и рекрутчины.

После сооружения в 1718 г. Бикатунской крепости сложились необходимые условия для заселения русскими людьми южной час¬ти Верхнего Приобья.
Краевед , историк Ю.С. Булыгин пишет:
"Основную роль в заселении верхнего Приобья сыграли не казаки, а крестьяне, раскольники, беглые мастеровые и посадские, пришедшие на эту территорию самовольно и осевшие на ней либо также самовольно, либо с разрешения властей. Те из них, кто раньше всего был учтен кузнецкими властями, оказались на положении оброчных крестьян, то есть, обязаны были платить хлебный оброк. Кроме оброчных крестьян, ревизией 1724 года учитывались «гулящие люди» и «пришлые». Первые были самовольными переселенцами, беглыми в основном из европейской части России. Все те, кто прибыл на территорию верхнего Приобья после 1719 года, были записаны ревизией как «пришлые». В отличие от гулящих людей о них было известно, откуда они переселились."
Во время переписей 1721 года было учтено по сравнению с 1719 годом 10 новых деревень, отмечено, что они возникли после 1719 года.
Деревню Тальменскую основали пришлые Ерофей Казанцев, Артемий Гилев, Степан Худяков из Тобольского, Иван Казанцев и Савва Кайгородов из Верхотурского уездова.
Деревню Казанцеву (позднее — Зайцева) основали переселенцы из Тобольского уезда Гаврила Казанцев, Миней Казанцев и Семен Кунгуров.

После взятия деми¬довских предприятий на Алтае в собственность российских импе¬раторов в 1747 г. крестьяне ведомства Бийской крепости были приписаны к заводам. Стали приписными крестьянами и жители деревни Фоминской. Первый список жителей деревни Фоминской содержится в «Книге переписной Бикатунской крепости разночинцам и кре¬стьянам».
Книга переписная Бикатунской крепости разночинцев и крестьян Кузнецкого ведомства Бикатунской крепости состоит из нескольких отрывков, некоторые не датированы, без начала и конца. Датированные отрывки - 1726 и 1727 гг. В некоторых местах текст поврежден ("т.п.") Фамилии взяла только свои.
Переписные книги. ЛЛ. 273-289
Гулящие люди (Л. 279-282) 1727 год

Фрол Екимов сын Похомов 80
дети у него Роман 30
Федор 25

Тихан Семенов сын Казанцов 55
Дети у него Федор 5
Михайло году

Абрам Исаков сын Казанцов 50
сын у него Семен 19
у Семена сын Дмитрей году


Иван Андреев/Авдеев сын Казанец 40
дети у него
Кирило 14
Иван 10
Дмитрей 9
Тимофей 1
Петр полугода


Итак, из Переписной книги по Бикатунской крепости видно, что интересующий меня человек со своей семьёй записаны как гулящие люди. Это означает, что они поселились здесь до 1719 года и у них не указано место, откуда они прибыли. По указанному возрасту получается, что Иван Казанин родился примерно в 1687 году.
Бегство в Сибирь от крепостного права.
К отряду, сопровождавшему воеводу, по дороге примыкали (особенно после закрепощения крестьян) беглые, преимущественно тяглые и холопы. Служилые люди сами подговаривали девок, баб, холопов, ярыжных. Беглые шли в Сибирь охотно: перебежавших трудно было найти.
Избегая гнета крепостного и воеводского, русский крестьянин бежал в Сибирь, ища там "своей воли".
Укрываясь лесами, не находя сопротивления у инородцев туда бежали все те люди, которые по каким-либо причинам считали свободнее жить в привольных и никем не занятых обширных пространств Зауралья. Правительство и не пыталось искать их.
Вольные охочие люди.
Промышленники, движимые интересами наживы, рыскали по сибирским пустырям, по глухой тайге прокладывали тропы, строили промышленные зимовья и ходили в походы с казаками.
Все перевалившие за Урал, и не успевшие еще пристроиться к какому-нибудь обществу, - не состоявшие ни казаками, ни пашенными крестьянами, ни половниками, ни захребетниками, - считались гулящими вольными охочими людьми.

Источник: Книга переписная Бикатунской крепости разночинцев и крестьян: https://pomnirod.ru/materialy-...стьян.html
demsasha2009
Модератор раздела

Бийск/Яровое
Сообщений: 130
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 107
IV. Часть. Первые Казанины в Бикатунской крепости и расселение по другим деревням.
Итак, первые сведения о Казаниных найдены в «Книге переписной Бикатунской крепости разночинцев и крестьян».
В неё записаны гулящие люди, среди которых есть нужная мне фамилия – Казанец. Судя по указанному возрасту можно предположить, что перепись проведена в 1723 году. И первый Казанин Иван Андреевич рожден примерно в 1683 году.
Иван Андреев сын Казанец 40
у него дети
Иван 10
Дмитрей 9
Тимофей 1
Петр полгоду
Кирило 14

Следующее подтверждение находим через 25 лет в «Ревизской книге 1748 год Колывано-Воскресенских заводов». Не нашла отца, но все братья указаны и указаны их дети.

Бикатунская крепость
Кадр 366
11183 Иван Иванов сын Казанцов 35
У него братья
11184 Кирило 39
11185 Тимофей 33
11186 Петр 26
11187 Ивана сын Петр 8

У Кирила дети
11188 Федор 5
11189 Тимофей 2
11190 Михайло 0

11191 Тимофея сын Иван? 5

Петра дети
11192 Борис 9
11193 Сергей 5

11164, 11183, 11224, 11276
В исповедных ведомостях 1752 года по Бийской крепости и окрестным деревням указаны его (Ивана) дети: Кирилл, Иван, Тимофей, Пётр.

Кирилл Иванович Казанин 51 год (1701 г). Жена его Марфа Федоровна 41 год (1711 г).
Дети их:
Федя 13 лет (1739 г)
Тимофей 9 лет (1743 г)
Михайло 6 лет (1746 г)
Пелагея 9 лет (1743 г)

Иван Иванович Казанин 46 (1706 г). Жена его Фёкла Ивановна 41 год (1711 г).
Дети их:
Пётр 16 лет (1736 г)
Пелагея 13 лет (1739 г)
Петрова жена Татьяна Алексеева 21 год (1731 г)

Тимофей Иванович Казанин 42 года (1710 г). Жена его Екатерина Захаровна 41 год (1711 г).
Дети их:
Аввакум 11 лет (1741 г)
Марья 8 лет (1744 г)

Пётр Иванович Казанин 30 лет (1722 г). Жена его Екатерина Ивановна 30 ,
Дети их:
Борис 15 лет (1737 г)
Сергей 13 лет (1736 г)

По исповедной ведомости 1752 года все стали старше.
Кирилл стал на 8 лет, Иван на 7 лет, Тимофей на 5 лет. Чем объяснить не знаю.
demsasha2009
Модератор раздела

Бийск/Яровое
Сообщений: 130
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 107
V. Глава. Расселение Казаниных по Алтаю.


Крайний из известных имён Иван Андреевич Казанин идёт от времени строительства Бикатунской крепости. Если в первых переписях за 1723 год с Иваном Андреевичем записаны только его 5 сыновей, то в исповедных ведомостях 1752 года по Бийской крепости и окрестным деревням указаны его (Ивана) дети: Кирилл, Иван, Тимофей, Пётр со своими семьями – женами и детьми. Причём указаны не только сыновья, но и дочери. При этом семьи 4 сыновей Ивана жили уже по разным деревням, а Дмитрий потерялся где-то, пока не нашла о нём данные.
Так вот, Исповедные ведомости говорят о том, что была церковь, куда они приходили исповедаться и причаститься, справить другие православные требы.
Действительно, первый храм Бикатунской крепости был построен в 1750 году. И назван был в честь первосвященников Петра и Павла, Петропавловским.
Строительство Петропавловской церкви завершилось осенью 1749 года, но её освещение отложили из-за задержки доставки церковной утвари до весны следующего года. Освятили церковь только 23 апреля 1750 года, в канун праздника Святой Пасхи
24 февраля 1752 г. Петр Берескин – солдат Енисейского пехотного полка Сибирского гарнизона дал письменное обязательство на подряд написания икон для иконостаса Петропавловской церкви и золочение резьбы. «Он трудился над ними два года и получил за свой труд 10 рублей, которые в тот же день пожертвовал храму. Кроме того, Берескин вместе с казаком Тимофеем Хворовым украсили затейливой резьбой деревянные оклады икон и алтарные врата».
И вот тут всплывает другая фамилия, которая меня интересует – Хворов это фамилия по маминому отцу. Казак Хворов – значит, поиски моих корней стоит поискать в этом направлении. Пока у меня есть крайнее имя Хворов Григорий Иванович 1711 года рождения. Родственник он этому Тимофею или нет, предстоит ещё узнать.

Итак, смотрим церковные книги.
Деревня Фоминская
1. Кирилл Иванович Казанин 51 год. Жена его Марфа Федоровна 41 год.
Дети их: Федя 13 лет, Тимофей 9 лет, Михайло 6, Пелагея 9.
В 1720 году, когда уже стояла Бикатунская крепость прибыли из европейского поморья гулящие Фоминские люди. Они написали прошение в Кузнецкую уездную канцелярию о разрешении на проживание в Бикатунскую крепость. В крепости они не поселились, а нашли место ниже слияния рек Бии и Катуни, там они обосновались. Вокруг них возникла деревня, которую назвали Фоминское. Через некоторое время деревня разрослась и из нее люди стали переезжать на новые места. Так образовалась деревня Песчаная на левом берегу Оби. Часть ушли в сторону реки Иткуль (Уткуль), где тоже возникли деревни. Некоторые ушли выше по течению реки Бии, возникла деревня Стан Бехтемир. Так росли новые деревни за счет прибывавших беглых, крестьян из России и местных жителей, искавших лучших земель.
Деревня Ануйская
2. Иван Иванович Казанин 46 лет , жена его Фёкла Ивановна
Дети их Пётр 16, Пелагея 13 переселились из Фоминского на новые земли в Ануйскую.
Пётр женился и жил вместе с родителями. Петрова жена Татьяна Алексеевна и их дети Борис и Сергей.

В 1748 году на реке Ануй выше деревни Тырышкиной в 8 верстах от нее начали строить Ануйскую крепость. В январе 1750 года командующий войсками Южно-Сибирской линии генерал Киндерман запросил от Военной коллегии артиллерию и боеприпасы для подведомственных ему укрепленных пунктов, в том числе и для новопостроенной Ануйской крепости. По отчету 1756 года в этой крепости имелось 2 чугунных пушки с лафетами, гарнизон из солдат, драгун и казаков. В 1756-1757 годах Ануйская крепость стала одним из пунктов, при котором нашли защиту от войск Цинской империи алтайцы и остатки разгромленных завоевателями джунгар.
Еще в 1749 году при Ануйской крепости, как и при других пунктах военной линии, решили завести казенную пашню, и осенью был распахан небольшой участок близ пашен деревни Тырышкиной. В Государственном архиве Алтайского края сохранился чертеж, выполненный в октябре 1749 года прапорщиком геодезии Пименом Старцевым, направленным из Барнаула на линию для изучения возможностей обеспечения гарнизонов крепостей Ануйской и Катунской земельными угодьями для казенных пашен и сенокосов без ущерба для живших неподалеку крестьян деревень Иконниковой, Тырышкиной, Песчаной и других. Однако казенная пашня на военной линии не привилась из-за трудности для военнослужащих совмещать сельскохозяйственные занятия со службой. Было решено заселить военную линию крестьянами, ссыльнопоселенцами и отставными военными.
К 1777 году при Ануйской крепости жили 41 отставной и 15 их сыновей, всего 56 душ мужского пола. По ведомости, составленной в 1792 году, в поселке при Ануйской крепости было 28 дворов, в них 108 жителей, в том числе 50 душ мужского и 58 душ женского пола.

Деревня Орская
3. Тимофей Иванович Казанин 42, жена его Екатерина Захарова 41,
Дети их Аввакум 21/11 Марья 8 поселились в деревне Орской.
О деревне Орской встретилось упоминание в истории с. Фоминское на сайте ЭРА: "Значительная часть старожилов с. Фоминское, в том числе и основатели деревни, переселилась в другие населённые пункты. Ближе всех от Фоминской у устья реки Иткуль в деревне Орской осели Г.П. Казанцев и К.И. Черных". Деревня Орская или Орь, она же Казанцева, она же Усть Орская, она же Ора, Занального района просуществовала недолго. Деревня Орская в середине 18 века явилась своеобразным плацдармом, откуда приписные крестьяне начали расселяться по региону будущего г. Бийска.

Деревня Иконникова
4. Пётр Иванович Казанин 30 лет, жена его Екатерина Ивановн 30 ,
дети их: Борис 15, Сергей 13
Село Иконниково - первое поселение русских крестьян на территории Смоленского района. Его основатели были очень смелыми людьми, начавшими освоение земель на левобережье Катуни, где проживали только кочевые племена.
В век нынешней цивилизации трудно представить себе жизнь и быт первых поселенцев. Их жилищем были убогие избы с плоскими крышами и маленькими окнами, рамы которых затягивались бычьим пузырем.
Все строилось без гвоздей, крыша крепилась жердями и черемуховыми перевивками.
Освещалось жилище сальными жировушками, отапливались глинобитными печами. Спали на полатях, устроенных под потолком. Там было теплее.
Простые столы и скамейки вдоль отесанных стен, сверху полки для посуды, в основном
гончарной и берестяной. Для одежды - вешалка у двери. Вот и все убранство.
Крестьяне трудились круглый год на земле и в лесу: сеяли и убирали хлеб, выращивали
скот и птицу, занимались охотой и рыбной ловлей.
В 1748 году рядом с деревней Иконниковой (так она ранее называлась) началось
строительство Катунской казачьей крепости. Освоенные иконниковскими крестьянами земли стали использоваться для казенных и казачьих посевов, и крестьяне стали просить разрешение на переселение в другие места.
В 1751 году такое разрешение было дано. Жители села Иконниково переселились в деревню Пещаную и Тырышкина (старые названия сел Песчаного и Старотырышкино).
В 1764 году село Иконниково было восстановлено по решению командования Колывано-
Кузнецкой военной линии, которое стало селить на это место отставных военнослужащих. Но селились не только отставные.

Заключение: Первые Казанины, приписанные к Бикатунской крепости, со временем расселились по разным местам. В частности много Казаниных было в Луговском, Буланихе, Фоминском, Усть-Ануе, Старо-Белокурихе, Песчаное и других.
demsasha2009
Модератор раздела

Бийск/Яровое
Сообщений: 130
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 107
VI Глава. Первая церковь Бикатунской крепости.

«Приход – это не храм, а православный народ,
проживающий на определенной территории».
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Я неспроста взяла эпиграфом слова Патриарха Кирилла. Хочу показать, каким был приход - люди, которые строили храм.

Все мои предки были православными, это указано в переписных карточках и свидетельствуют записи в исповедных книгах.

В этой главе рассказ пойдёт о первой церкви Бийска, тогда ещё Бикатунской крепости.
О церкви, в которую ходили мои православные предки и благодаря записям которой я их нашла! История строительства церкви трогательная, редко где встречается и поэтому вдвойне достойна того, чтобы о ней вспомнили ещё раз.

Меня просто потрясло понимание того, как велика была их вера! Насколько сильным было желание ходить в церковь! Казаки и крестьяне писали прошение о том, чтобы им разрешили строить церковь и сами всем миром без оплаты делали всё что могли. Строили днём и ночью.
По всей вероятности кедры и лиственницы из прителецкой тайги заготавливали заранее сами и сплавляли по Бие, это единственная река, вытекающая из Телецкого озера. Также и из заречного бора на другом берегу Бии выбирали вековые сосны, расположенные по течению выше, и сплавляли до крепости. Затем использовали после просушки. А возможно
Наверное, не зря казачья слобода была расположена выше крепости. Там и вылавливали плоты с лесом. А позже на этом месте вырос посёлок – Лесозавод.
Версия моя, ничем не подтверждённая, но имеет место быть. ) Почему я так думаю?

Потому что в те времена не было дорог для колёсных повозок, до 1903 года были только тропы для вьючных животных. Они были местами настолько узкими, что два пешехода с трудом могли разминуться. Поэтому, чтобы пройти такое узкое место, человек проходил до безопасного места и клал там шапку, чтобы встречному движению было понятно, что дорога занята. Такой своеобразный светофор был изобретён. И с трудом могу представить, как длинные стволы деревьев могли через эти места перевозить.

Кроме этого крестьяне по своей инициативе отпросились на ярмарку в другой город, чтобы приобрести для церкви необходимые атрибуты. А это не так просто было по тем временам, да ещё в суровые сибирские морозы в декабре. Они должны уйти, а работу за них пообещали выполнить оставшиеся всем миром. То есть каждый должен был выполнить работу за себя по плану и свыше за тех парней, которые ушли на промысел Божий. И даже поручились, что работа не пострадает от их отсутствия. Об этом говорят сохранившиеся документы. Я горжусь такими людьми! Ниже напишу об этом.

Историю первого храма Бикатунской, а затем Бийской крепости – Петропавловской церкви, довольно подробно изучил известный бийский краевед С.Ю. Исупов. Из его книг и научных статей мы узнаем, что ещё в 1732 году приказчик Бикатунской крепости Иван Хабаров доносил в Кузнецкую воеводскую канцелярию о «настоятельных прошениях» казаков и крестьян построить в укреплении церковь. Но только в январе 1749 г., на праздник Рождества Христова, комендант крепости майор Нелюдов получил приказ из Кузнецкой воеводской канцелярии - «нимало не мешкая приступить к строительству храма».

Для работы было предписано «использовать крепостной гарнизон: сотню служилых казаков, эскадрон Колыванского драгунского полка и роту Енисейского пехотного полка».
Лес для постройки церкви выбирали самый качественный и тщательно просушенный.
«На срубы, балки, тес крыши и половые плахи шли лиственница и кедр, доставленные из прителецкой тайги. Для внутренних отделочных работ использовали доски и брус из сосен заречного бийского бора».

Летом 1749 г. из Тобольской духовной консистории была прислана грамота митрополита
Тобольского и Сибирского Сильвестра (Гловатского), в которой владыка благословлял строительство церкви и нарекал храм Петропавловским – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.




Как позже писал майор Нелюдов, все строили церковь «своею охотою, без всякой из казны выдачи, а промеж них не малое число таковых, кои сие устроительство производили и в полунощное время».
Строительные работы по возведению храма шли довольно быстро.
Осенью этого же 1749 г. сооружение Петропавловской церкви закончилось, «но ее освящение задержалось до весны следующего года из-за несвоевременной присылки церковной утвари».
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла был освящен 23 апреля 1750 г.

14 декабря 1749 года крестьяне Бикатунской крепости Никифор Осипович Софронов и Стафей Васильевич Мальцов «по прошению их отпущены из Бийской судной избы до города Тобольска и до Ирбитской ярмонки, по их желанию, для сбору в Бийской крепости вновь построенной церкви Петра и Павла на церковное строение, тако ж и на всякие церковные потребы».

Билет, выданный крестьянам Бикатунской крепости Н. Софронову и С. Мальцеву, отпущенным из Бийской судной избы в Тобольск и Ирбитскую ярмарку для сбора средств для церкви Петра и Павла

14 декабря 1749 г.
Объявители сего Бикатунской крепости крестьяне – Никифор Осипов сын Софронов, Стафей Васильев сын Мальцов – по прошению их отпущены из Бийской судной избы до города Тобольска и до Ирбицкой ярмонки, по их желанию, для збору в Бийской крепости вновь построенной церкви Петра и Павла на церковное строение, тако ж и на всякия церковныя потребы до предбудущаго семьсот пятьдесят перваго году, декабря до перваго числа. Ибо оне положенную по роскладу на них работу за нынешней 1749 год исправили сполна, и в том имеют при себе квитанции, а за 1750 и 1751 годы за подушной оклад завоцкую за них работу подписались зарабливать миром, которым с сим отпуском явитца в Канцелярии Калывано Воскресенскаго горнаго начальства. Так же велено им, Софронову с товарыщи, с покорностию просить в Канцелярии Калывано Воскресенскаго горнаго начальства до города Тобольска и до Ирбицкой ярмонки надлежащаго пашпорта, а о возврате на вышеупомянутой строк по них поруки Аника Авдеев сын Мальцов, Тимофей Семенов сын Фоминской, а без взятья пашпорта и бес позволения Канцелярии Калывано Воскресенскаго горнаго начальства далее им, Софронову с товарыщи, Барнаульскаго завода никуды не ездить и не ходить.
Прикащик Иван Моксюков, вместо старосты Якова Слекишина ево приказом за подьячего Андрей Шебалин подписал.

В это же время Барнаульским духовным десятоначалием в крепость был прислан молодой иерей Андрей Андронников, который стал первым священнослужителем Петропавловской церкви. Около двадцати лет он был «бессменным пастырем прихожан крепости и окрестных сел». (Примерно до 1769 г).

ГААК. Ф. 1. On. 1. Д. 61. Л. 203.
Рукописный подлинник.



«Указ, предписывающий священнику Андрею Андронникову совершить чин освящения новопостроенной Петропавловской церкви в Бикатунской крепости. 3 апреля 1751 г.
Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской Барнаульскаго завода от заказнаго духовнаго Правления: в Биикатунскую крепостъ Петропавловской церкви священнику Андрею Андронникову, понеже по присланному Ея Императорскаго Величества указу от преосвященнаго Силвестра митрополита Тоболскаго и Сибирскаго в здешнее духовное правление и при том Его Преосвященства благословенная грамота и святыи антиминс велено Бийкатунской крепости в ново построенную церковь во имя первоверховных апостол Петра и Павла за уготовлением всякою церковною утварию освятить: тога ради Барнаульскаго завода в заказном духовном Правлении определено: послать к тебе, священнику, указ, каков сей и посылаетца, с таким повелением, чтоб ты, священник Андронников, ко освящению означенной в Петропавловской церкви, что принадлежит, как выше объявлено, вскорости исправил конечно апреля 29-му числу сего года неотменно и священнику Андрею Андронникову учинитъ по сему Ея Императорскаго Величества указу 1751 году Апреля 3 дня.
Протопоп Симеон Мефодиев.
Получен 1751 году апреля 26 дня
за подьячего Осип Хмелев
БКМ. ОФ. Инв. № 9825.
Сборник указов из Барнаульского духовного десятоначалия священноцерковнослужителям крепости Бийской. 1749-1807. Л. 92.
Рукописный подлинник.

В канун празднования Святой Пасхи, 23 апреля 1750 г., состоялось освящение Петропавловской церкви.
Церковным старостой стал выбранный прихожанами отставной казак Трошков, а причетниками крестьяне Орляков и Ломшаков. Донося в город Барнаул о выборе прихожан, иерей Андрей Андроников писал, что «староста был выбран единогласно, а других кандидатур не оказалось за теми резонами, что сей казак по высмотру общему разумением, трезвостью и крепостью единственно угоден».

24 февраля 1752 г. Петр Берескин – солдат Енисейского пехотного полка Сибирского гарнизона дал письменное обязательство на подряд написания икон для иконостаса Петропавловской церкви и золочение резьбы. «Он трудился над ними два года и получил за свой труд 10 рублей, которые в тот же день пожертвовал храму. Кроме того, Берескин вместе с казаком Тимофеем Хворовым украсили затейливой резьбой деревянные оклады икон и алтарные врата».


Только в 1765 г. впервые в Петропавловской церкви со времени ее постройки был проведен ремонт. «По приказу коменданта – полковника Семена Колобова были перестелены полы и сделана новая ограда взамен обветшалой».



В этом же году открылась крепостная гарнизонная школа, в которой первым учителем стал священник Александр Мефодиев. «Помимо Закона Божьего, он учил солдатских и казачьих детей азбуке и арифметике».

В 1766 г. в приходе Петропавловской церкви «числилось 3814 душ обоего пола. Кроме гарнизона крепости и ее гражданского населения, сюда входили жители 14 окрестных деревень: Фоминской, Малоугреневой, Шубенской, Комаровой, Соколовой, Старой Чемровки и других». Уже в 1770 г. при приходе «состояло более 4 тысяч жителей крепости и окрестных сел, да 2300 солдат, драгун и казаков гарнизона, и линейных полков».

В 1771 г. «священники Стефан Удинцов и Иван Соколов обратились в Барнаульское духовное правление с просьбой ходатайствовать перед Омской главной комендантской канцелярией о «быстрейшей постройке предусмотренного проектом нового храма… за теми резонами, что по гораздому умножению военнослужильных домов и крестьянских дворов в Бийской крепости состоящая церковь Петропавловская за великими теснотами службы чинить не в состоянии».

Бийской комендантской канцелярией в 1772 г. была составлена «ведомость всем ныне в крепости состоящим строениям», в которой первый храм города описывается так: «Имеется церковь святых апостолов Петра и Павла. Строением деревянная, крепкая, о двух апартаментах с колокольнею и для всяких служб притворами».

В сильную жару лета 1778 г. «крепость едва не уничтожил самый большой за всю историю пожар. Укрепления форштадта и часть слободки гражданских жителей отстояли от огня солдаты и офицеры гарнизона… Петропавловскую церковь, уже начавшую тлеть от сильного пожара горевших рядом старых казарм, пришлось заливать водой четыре часа».
Так закончилась совсем непродолжительная история, первого храма Бийска.

#Петропавловскаяцерковь,#бикатуньскаяцерковь,#перваяцерковьбийска,#приход,#прихожане,#


Источник: БОГОМ ХРАНИМЫЙ БИЙСК (автор - Павел Коваленко) https://vk.com/wall-178858789_63


Прикрепленный файл: 1 Указ о Петропавловской церкви Андронников.jpg2 ремонт половиц.jpg, 356723 байт
    Страницы: ← Назад 1 2  3 
Модератор: demsasha2009
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник demsasha2009 » Алтайский край » Казанины » Казанины с.Луговское Бийского уезда Томской губернии [тема №147448]
Вверх ⇈