VI Глава. Первая церковь Бикатунской крепости.
«Приход – это не храм, а православный народ,
проживающий на определенной территории».
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Я неспроста взяла эпиграфом слова Патриарха Кирилла. Хочу показать, каким был приход - люди, которые строили храм.
Все мои предки были православными, это указано в переписных карточках и свидетельствуют записи в исповедных книгах.
В этой главе рассказ пойдёт о первой церкви Бийска, тогда ещё Бикатунской крепости.
О церкви, в которую ходили мои православные предки и благодаря записям которой я их нашла! История строительства церкви трогательная, редко где встречается и поэтому вдвойне достойна того, чтобы о ней вспомнили ещё раз.
Меня просто потрясло понимание того, как велика была их вера! Насколько сильным было желание ходить в церковь! Казаки и крестьяне писали прошение о том, чтобы им разрешили строить церковь и сами всем миром без оплаты делали всё что могли. Строили днём и ночью.
По всей вероятности кедры и лиственницы из прителецкой тайги заготавливали заранее сами и сплавляли по Бие, это единственная река, вытекающая из Телецкого озера. Также и из заречного бора на другом берегу Бии выбирали вековые сосны, расположенные по течению выше, и сплавляли до крепости. Затем использовали после просушки. А возможно
Наверное, не зря казачья слобода была расположена выше крепости. Там и вылавливали плоты с лесом. А позже на этом месте вырос посёлок – Лесозавод.
Версия моя, ничем не подтверждённая, но имеет место быть. ) Почему я так думаю?
Потому что в те времена не было дорог для колёсных повозок, до 1903 года были только тропы для вьючных животных. Они были местами настолько узкими, что два пешехода с трудом могли разминуться. Поэтому, чтобы пройти такое узкое место, человек проходил до безопасного места и клал там шапку, чтобы встречному движению было понятно, что дорога занята. Такой своеобразный светофор был изобретён. И с трудом могу представить, как длинные стволы деревьев могли через эти места перевозить.
Кроме этого крестьяне по своей инициативе отпросились на ярмарку в другой город, чтобы приобрести для церкви необходимые атрибуты. А это не так просто было по тем временам, да ещё в суровые сибирские морозы в декабре. Они должны уйти, а работу за них пообещали выполнить оставшиеся всем миром. То есть каждый должен был выполнить работу за себя по плану и свыше за тех парней, которые ушли на промысел Божий. И даже поручились, что работа не пострадает от их отсутствия. Об этом говорят сохранившиеся документы. Я горжусь такими людьми! Ниже напишу об этом.
Историю первого храма Бикатунской, а затем Бийской крепости – Петропавловской церкви, довольно подробно изучил известный бийский краевед С.Ю. Исупов. Из его книг и научных статей мы узнаем, что ещё в 1732 году приказчик Бикатунской крепости Иван Хабаров доносил в Кузнецкую воеводскую канцелярию о «настоятельных прошениях» казаков и крестьян построить в укреплении церковь. Но только в январе 1749 г., на праздник Рождества Христова, комендант крепости майор Нелюдов получил приказ из Кузнецкой воеводской канцелярии - «нимало не мешкая приступить к строительству храма».
Для работы было предписано «использовать крепостной гарнизон: сотню служилых казаков, эскадрон Колыванского драгунского полка и роту Енисейского пехотного полка».
Лес для постройки церкви выбирали самый качественный и тщательно просушенный.
«На срубы, балки, тес крыши и половые плахи шли лиственница и кедр, доставленные из прителецкой тайги. Для внутренних отделочных работ использовали доски и брус из сосен заречного бийского бора».
Летом 1749 г. из Тобольской духовной консистории была прислана грамота митрополита
Тобольского и Сибирского Сильвестра (Гловатского), в которой владыка благословлял строительство церкви и нарекал храм Петропавловским – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Как позже писал майор Нелюдов, все строили церковь «своею охотою, без всякой из казны выдачи, а промеж них не малое число таковых, кои сие устроительство производили и в полунощное время».
Строительные работы по возведению храма шли довольно быстро.
Осенью этого же 1749 г. сооружение Петропавловской церкви закончилось, «но ее освящение задержалось до весны следующего года из-за несвоевременной присылки церковной утвари».
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла был освящен 23 апреля 1750 г.
14 декабря 1749 года крестьяне Бикатунской крепости Никифор Осипович Софронов и Стафей Васильевич Мальцов «по прошению их отпущены из Бийской судной избы до города Тобольска и до Ирбитской ярмонки, по их желанию, для сбору в Бийской крепости вновь построенной церкви Петра и Павла на церковное строение, тако ж и на всякие церковные потребы».
Билет, выданный крестьянам Бикатунской крепости Н. Софронову и С. Мальцеву, отпущенным из Бийской судной избы в Тобольск и Ирбитскую ярмарку для сбора средств для церкви Петра и Павла
14 декабря 1749 г.
Объявители сего Бикатунской крепости крестьяне – Никифор Осипов сын Софронов, Стафей Васильев сын Мальцов – по прошению их отпущены из Бийской судной избы до города Тобольска и до Ирбицкой ярмонки, по их желанию, для збору в Бийской крепости вновь построенной церкви Петра и Павла на церковное строение, тако ж и на всякия церковныя потребы до предбудущаго семьсот пятьдесят перваго году, декабря до перваго числа. Ибо оне положенную по роскладу на них работу за нынешней 1749 год исправили сполна, и в том имеют при себе квитанции, а за 1750 и 1751 годы за подушной оклад завоцкую за них работу подписались зарабливать миром, которым с сим отпуском явитца в Канцелярии Калывано Воскресенскаго горнаго начальства. Так же велено им, Софронову с товарыщи, с покорностию просить в Канцелярии Калывано Воскресенскаго горнаго начальства до города Тобольска и до Ирбицкой ярмонки надлежащаго пашпорта, а о возврате на вышеупомянутой строк по них поруки Аника Авдеев сын Мальцов, Тимофей Семенов сын Фоминской, а без взятья пашпорта и бес позволения Канцелярии Калывано Воскресенскаго горнаго начальства далее им, Софронову с товарыщи, Барнаульскаго завода никуды не ездить и не ходить.
Прикащик Иван Моксюков, вместо старосты Якова Слекишина ево приказом за подьячего Андрей Шебалин подписал.
В это же время Барнаульским духовным десятоначалием в крепость был прислан молодой иерей Андрей Андронников, который стал первым священнослужителем Петропавловской церкви. Около двадцати лет он был «бессменным пастырем прихожан крепости и окрестных сел». (Примерно до 1769 г).
ГААК. Ф. 1. On. 1. Д. 61. Л. 203.
Рукописный подлинник.
«Указ, предписывающий священнику Андрею Андронникову совершить чин освящения новопостроенной Петропавловской церкви в Бикатунской крепости. 3 апреля 1751 г.
Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской Барнаульскаго завода от заказнаго духовнаго Правления: в Биикатунскую крепостъ Петропавловской церкви священнику Андрею Андронникову, понеже по присланному Ея Императорскаго Величества указу от преосвященнаго Силвестра митрополита Тоболскаго и Сибирскаго в здешнее духовное правление и при том Его Преосвященства благословенная грамота и святыи антиминс велено Бийкатунской крепости в ново построенную церковь во имя первоверховных апостол Петра и Павла за уготовлением всякою церковною утварию освятить: тога ради Барнаульскаго завода в заказном духовном Правлении определено: послать к тебе, священнику, указ, каков сей и посылаетца, с таким повелением, чтоб ты, священник Андронников, ко освящению означенной в Петропавловской церкви, что принадлежит, как выше объявлено, вскорости исправил конечно апреля 29-му числу сего года неотменно и священнику Андрею Андронникову учинитъ по сему Ея Императорскаго Величества указу 1751 году Апреля 3 дня.
Протопоп Симеон Мефодиев.
Получен 1751 году апреля 26 дня
за подьячего Осип Хмелев
БКМ. ОФ. Инв. № 9825.
Сборник указов из Барнаульского духовного десятоначалия священноцерковнослужителям крепости Бийской. 1749-1807. Л. 92.
Рукописный подлинник.
В канун празднования Святой Пасхи, 23 апреля 1750 г., состоялось освящение Петропавловской церкви.
Церковным старостой стал выбранный прихожанами отставной казак Трошков, а причетниками крестьяне Орляков и Ломшаков. Донося в город Барнаул о выборе прихожан, иерей Андрей Андроников писал, что «староста был выбран единогласно, а других кандидатур не оказалось за теми резонами, что сей казак по высмотру общему разумением, трезвостью и крепостью единственно угоден».
24 февраля 1752 г. Петр Берескин – солдат Енисейского пехотного полка Сибирского гарнизона дал письменное обязательство на подряд написания икон для иконостаса Петропавловской церкви и золочение резьбы. «Он трудился над ними два года и получил за свой труд 10 рублей, которые в тот же день пожертвовал храму. Кроме того, Берескин вместе с казаком Тимофеем Хворовым украсили затейливой резьбой деревянные оклады икон и алтарные врата».
Только в 1765 г. впервые в Петропавловской церкви со времени ее постройки был проведен ремонт. «По приказу коменданта – полковника Семена Колобова были перестелены полы и сделана новая ограда взамен обветшалой».
В этом же году открылась крепостная гарнизонная школа, в которой первым учителем стал священник Александр Мефодиев. «Помимо Закона Божьего, он учил солдатских и казачьих детей азбуке и арифметике».
В 1766 г. в приходе Петропавловской церкви «числилось 3814 душ обоего пола. Кроме гарнизона крепости и ее гражданского населения, сюда входили жители 14 окрестных деревень: Фоминской, Малоугреневой, Шубенской, Комаровой, Соколовой, Старой Чемровки и других». Уже в 1770 г. при приходе «состояло более 4 тысяч жителей крепости и окрестных сел, да 2300 солдат, драгун и казаков гарнизона, и линейных полков».
В 1771 г. «священники Стефан Удинцов и Иван Соколов обратились в Барнаульское духовное правление с просьбой ходатайствовать перед Омской главной комендантской канцелярией о «быстрейшей постройке предусмотренного проектом нового храма… за теми резонами, что по гораздому умножению военнослужильных домов и крестьянских дворов в Бийской крепости состоящая церковь Петропавловская за великими теснотами службы чинить не в состоянии».
Бийской комендантской канцелярией в 1772 г. была составлена «ведомость всем ныне в крепости состоящим строениям», в которой первый храм города описывается так: «Имеется церковь святых апостолов Петра и Павла. Строением деревянная, крепкая, о двух апартаментах с колокольнею и для всяких служб притворами».
В сильную жару лета 1778 г. «крепость едва не уничтожил самый большой за всю историю пожар. Укрепления форштадта и часть слободки гражданских жителей отстояли от огня солдаты и офицеры гарнизона… Петропавловскую церковь, уже начавшую тлеть от сильного пожара горевших рядом старых казарм, пришлось заливать водой четыре часа».
Так закончилась совсем непродолжительная история, первого храма Бийска.
#Петропавловскаяцерковь,#бикатуньскаяцерковь,#перваяцерковьбийска,#приход,#прихожане,#
Источник: БОГОМ ХРАНИМЫЙ БИЙСК (автор - Павел Коваленко)
https://vk.com/wall-178858789_63