Дягилево — край непуганых ворон и кабанов.
Г.Ивашутина. Фото автора и М.Кредитова
Побывать в Дягилево мне хотелось давно. Это медвежий угол, деревня граничит с Сяженским и Вожегодским районами.
У дальних деревень есть своё очарование, какая-то загадка: как могут люди жить в глуши, вдали от цивилизации, когда до цен¬тральной усадьбы 15-20 км, а до райцентра ещё 50-60 км. Только любовь к своей малой родине держит их в этих местах.
Дорога до Дягилева нормальная, не пришлось подскакивать на ухабах. Деревня встретила нас… тишиной.
Дом первый
Е.Н.Родичева В этом доме, куда мы направились с главой Слободского сельского поселения Г.Н.Лебедевой, живёт учительница Евгения Николаевна Родичева, имеющая за плечами более 40 лет педагогического стажа. Патриот с большой буквы, с этим не поспоришь, слушая рассказ о её жизни. В наш район она попала по распределению. Вообще-то хотела в Череповецкий район, Ха¬ровский держала как запасной. В запасной и направили. Преподавала в Малиннике, Арзубихе. Из Дягилева в то время сбежали две учительницы. Евгению Николаевну и перевели туда, знали, что не сбежит.
В партию никогда не вступала, считала – надо быть достойной этого. В комсомоле состояла – приходилось много общаться с молодёжью и членство в ВЛКСМ помогало. Молодому специалисту доверяли много общественных поручений. В годы войны – собирать средства в фонд обороны. Агитаторы в те годы были разные, кто-то угрожал, что отнимут земельные участки. Она же только уговаривала, заверяя, что эти деньги помогут сыну, отцу остаться в живых, а всем вместе – одержать победу. А победу все ждали.
Деревня Дягилево была большая, дом к дому ставили. Лес рядом – домов строили сколько надо. Люди по большой части были безграмотные, учительнице приходилось много с ними беседовать. А что им грамота, только обучились и сразу забыли с постоянными хлопотами по хозяйству и семьёй. Дороги в те годы были плохие, и начальство редко добиралось до Дягилева. Учительнице приходилось надеяться только на себя. Это добавляло ответственности за каждый урок, за каждого ученика.
Евгения Николаевна считает, что самые трудные времена были в войну и после неё. Она ходила в осеннем пальто, кирзовых сапогах и в межсезонье, и зимой. Никогда не обращала внимания на трудности. В военную пору дети нуждались во всём, писали на обёрточной бумаге. Сложно было с ремонтом школы, пол в классе – щелеватый, уронит ученик карандаш, тот упадёт под пол и не достать.
Когда деревенским жителям начали выдавать документы, люди стали разъезжаться в поисках лучшей жизни. Многие зря уехали, считает учительница. Специального образования почти ни у кого не было и в городах устраивались на малооплачиваемые работы.
За годы работы в школе Евгения Николаевна заслужила уважение учеников и местных жителей. Сначала она ходила за советом к пожилым людям, потом и они спрашивали её мнение в разных вопросах.
Оглядываясь на прожитое, Е.Н. Родичева считает, что трудности быстрее забываются, помнится обычно хорошее. Она нисколько не жалеет, что выбрала запасной Харовский район и профессию, хотя первоначально и мечты такой не было – стать учительницей. Может это и к лучшему. Она сравнивает город с деревней – в Дягилево чистый воздух, лес, свободно и легко дышится, в реке вода мягкая, чай вкусный. Эти жизненные радости она не захотела променять ни на что другое.
Давая советы как жить сегодня простым труженикам и руководителям, учительница с многолетним стажем призывает много трудиться, не плутовать, не хитрить, быть предельно честными во всём и не бояться трудностей.
Дом второй
Захаровы Зинаида Николаевна и Евгений Иванович В Дягилево я чуть не заблудилась – трава кругом в человеческий рост, тропинки едва просматриваются, у некоторых домов заросли до окон. В таком состоянии была бы вся деревня, если бы не супруги Захаровы – Зинаида Николаевна и Евгений Иванович. Мы их застали за окашиванием травы на деревенской улице, которая сразу обретала другой вид.
Супруги Захаровы вместе уже 52 года, она с 1938 года, он – с 1934 года рождения. Уезжать никуда не хотят, объясняя тем, что: «Пока вдвоём – пилюгаем (т.е. живём, выживаем, плюхаемся). Когда одного не станет, тут не жильё». С деревней у них связана вся жизнь, переехали в 1950 году, дом рубили сами. Хозяйка 36 лет проработала дояркой на ферме, хозяин – на разных колхозных работах.
Зинаида Николаевна помнит, как в начале доили руками, потом появились ёлочки (аппараты машинного доения). Молока доили немало, охлаждать носили вёдрами на реку.
Как заверила глава сельского поселения, в этой деревне народ всегда был очень трудолюбивый. Объединённые в бригаду №5 колхоза «Катрома», они работали без выходных по 365 дней в году, без прогулов и пьянок. Руководил бригадой требовательный Николай Дмитриевич Евгеньев. Вспоминая прошлое, З.Н.Захарова сожалеет: «В прежнее время мы давно бы подкормку коровам возили…».
В Дягилево был свой молокозавод, молоко в флягах здесь же сепарировали. На ферме обряжали до 100 коров да ещё был телятник. Каждая семья своим хозяйством жила. В деревне стояло 67 домов. В настоящее время зимой проживает 5 человек в трёх домах.
В эти места так хочется приехать на рыбалку. Захаровы и сейчас продолжают держать небольшую скотинку – коз, овечек, молоко всегда своё. У Зинаиды Николаевны и Евгения Ивановича дочь и два сына, шесть внуков и один правнук.
Слушая Захаровых, думалось – всем бы быть такими спокойными, выдержанными, рассудительными. Хотелось добавить – и беззаботными. Оказывается, нет, забота есть – как спасти урожай от лесной напасти – кабанов, которые носятся стадом до 30 голов, в поле изрыли не один покос, присматриваются к огородам.
Недалеко от дома Захаровых до недавнего времени жила Таисия Степановна Евгеньева, 84-х лет, сейчас перебралась в дом ветеранов в Арзубиху. Как рассказала глава с/п несмотря на возраст, помогает дочерям вспахать огород, обеспечивает жителей Арзубихи ранней рассадой. Г.Н.Лебедева как-то встретила бабушку на улице и посоветовала отдохнуть. На что та ответила:
-Нет, я себе такую установку сделала, утром встаю, если худо, то говорю: «Таисия, вставай, нечего разлёживаться. Как только разлежусь, не встать, а так встану, ползаю и всё делаю». Такая трудо¬вая закалка осталась с колхозной поры.
Дом третий
Среди заколоченных домов найти жилой несложно. В следующем доме тоже живут Захаровы, однофамильцы первым – Иван Васильевич и Антонина Вячеславовна, оба на пенсии. Для хозяина дома это отцовский дом. Он уехал отсюда в 15 лет и не думал, что вернётся. Долгое время жили на Севере. Как-то приехали по семейным обстоятельствам и остались. Ещё недавно держали овечек, сейчас хлопоты только по огороду.
Дом четвёртый
Захаровы Антонина Вячеславовна и Иван Васильевич Ангелина Александровна Евгеньева встретила нас ворчанием в адрес местных разбойников, ворон да чаек:
-Одолели. Стучу в окно, гоняю, а они своё. А я взяла да робят-то и поставила. Тепереча не подлетают.
Ребята оказались огородными пугалами. А бабушкина стратегия сработала – огород теперь под охраной.
За чашкой чая мы узнали – в трёх км от Дягилева был хутор «Красный Октябрь», всего шесть домов. В 15 лет А.А.Евгеньева переехала оттуда в Дягилево, в те годы ещё многолюдное. Сейчас по численности людей деревня не превышает того хутора с революционным названием.
Дом у собеседницы на въезде в деревню. Немногочисленные рыбаки около её дома оставляют транспорт, в деревню далеко не заехать. А природа кругом притягивает. Вблизи Дягилева три речки: Вольга, Пунгул, Катрома.
Ангелина Александровна постоянно живёт в Арзубихе, в доме ветеранов. Летом тянет в родные края. Она также с гордостью вспоминает, что на местной ферме все доярки были передовые, работали без больничных и отпусков. Подмены не было. Каждая, в случае необходимости, поручала работу своей семье. Недаром один местный мужик пел: «Мужики – коров доить, бабы – на собрание».
А.А.Евгеньева не просто так приезжает на лето, кроме забот по огороду ещё помогает зятю в заготовке сена для телят, как бы поясняя: «А что делать, пока смогаю».

Улица окошена, тропинки видны.
От общения с жителями Дягилева осталось доброе впечатление. Они обладают каким-то особым характером. Видно, жизнь в отдалённой деревне накладывает свой отпечаток. Прежде деревня жила справно. Богатых не было. Все брали трудолюбием, сверху (от начальства) помощи не шло. Всю жизнь трудясь в глубинке, они надеялись только на себя. Они и сейчас ни на что не жалуются. Редкое явление в наше время. Например, они принимают как должное, как заботу о них подвоз продуктов раз в неделю летом и два раза в месяц зимой. Излишеств себе не позволяли и раньше, выряжаться и в прошлые годы было незачем. Выручку от сданного государству молока, мяса, шерсти откладывали на сберкнижки. На переломе советской власти и перестройки на счетах некоторых уже имелось по 30-60 тысяч рублей, немалые деньги.
Лично меня поразило здание в центре деревни – закрытый магазин.

Магазин в центре деревни закрыт. В прежние времена это была часовня.
Изначально там была часовня. Здание перестроили. Представила деревню лет 100 назад. Ещё не произошла революция… По воскресным и праздничным дням в часовне собирались местные жители, возносили молитвы к Богу, благодаря за каждую Божью милость – новый урожай, приплод скотины, хорошую погоду, благополучие в семье. И люди были счастливы, живя в благодатном, богатом крае. Эти счастливые искорки в глазах, душевная чистота и доброта видны и у нынешних жителей.
А.А.Евгеньева•
•
•