Русские пленники XVII века
Истории пленения, жизни в неволе, побегов и выхода обратно на Русь
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
31 августа 2023 21:29 СОДЕРЖАНИЕ | | |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
31 августа 2023 21:32 31 августа 2023 21:37 «Посадский, ставший донским казаком и попавший в плен к туркам»
Очередной историей о судьбе русских людей XVII века стала челобитная и последовавшие допросные речи турецкого пленника, представляющая интерес сразу в нескольких вопросах: происхождении обитателей Дона в XVII веке, социальных переходах, сражениях донских казаков с татарами и турками, жизни служилых людей в неволе, бегстве, отношении к освободившимся пленникам при проходе через чужие земли.
30 ноября 7146 (1637) года из Путивля в Москву от воеводы Никифора Плещеева был прислан выходец, турецкий пленник, бывший донской казак Андрей Давыдов сын Караулов. Караулов подал свою челобитную и был допрошен в Разрядном приказе. В своей челобитной пленник рассказал о своей первой попытке бегства турецкого из плена: «…был я холоп твой в полону в турской земли восемь лет живот свой мучил на каторге и в прошлом Государь во 143-м году на той каторге истерял холоп твой турских людей енычен семнатцати человек истеряв их побежал в свою землю и меня холопа твоево турские люди ис своей земли не выпустили и взомали меня опять привели меня на тое ж каторгу и казнили меня розною казнью отрезали мне правое ухо и ударов мне дали тысяча двести и ныне я холоп твой от их бою увечен».
При допросе в Москве Караулов рассказал о своем происхождении. Согласно его слов, он был «родом гороховлянин посадского человека сын», в 7125 (1617) году он ушел в Астрахань, где жил «гулящим человеком». В Гороховце у него остались два брата: Куземка и Гришка. При астраханском воеводе А.М. Львове Андрей Караулов «…сшол на Дон и з Дону з донским атаманом с Филонком Софоновым ходили». Во время неудачного похода отряд был разбит, есаул и 2 казаков татары казнили в Азове, остальных 41 человек продали на каторгу. Караулов попал на каторгу к Амель-паше, где провел 5 лет, после чего бежал и «…жил в турском городе в Корамане у Мустофы-паши три годы а от тово де в прошлом во 145-м году после Велика дни на четвертой неделе ушол во фряскую землю в Алагорню город».
Оказавшись на воле, через фряжскую землю бывший пленник пошел на Рим, где был «у папежников», оттуда Караулов пришел в литовский город Кромырыжу(?), где с ним случилось еще одно злоключение. По всей видимости, при своем побеге из неволи, пленник каким-то образом смог «разбогатеть». Узнав об этом, жадный литовский бургомистр приказал ограбить и выпроводить из города бывшего казака Караулова: «…а взял у нево грабежем саблю турскую оправлена серебром да двесте золотых да перстень золотой». Ограбленный пленник пошел далее на Русь через Краков, Варшаву (в которой пробыл 17 недель), Люблин, Замостье, Острополье, Белую Церковь, Киев, Черкасы, Переяславль, Прилуки, откуда и вышел в Путивль.
Решение Разряда на челобитную Караулова о даче жалованья за «полонное терпение» неизвестно. Однако, «память» (справка) из Разряда в Большой приход была дана. | | Лайк (5) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
31 августа 2023 21:35 «Женитьба пленников на чужбине»
Среди сохранившихся в Разрядном приказе документов о русских пленниках, вернувшихся в Россию, встречаются упоминания и о их семейной жизни в плену. Таким примером является история крымского пленника, уроженца деревни Животовой Белевского уезда крестьянина Андрея Елисеева.
24 февраля 7139 (1631) года Андрей Елисеев пришел «з женою з Дашкою да с сыном з Гришкою» в Разрядный приказ в Москве. Бывший пленник пришел из Путивля, от воеводы и князя Андрея Мосальского и Игнатия Уварова и принес «прохожу память». В данной 30 октября 7139 (1631) года в Путивле пленнику памяти от воеводы говорилось: «…бил челом Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа русии полоненик руской человек Белевского уезду деревни Животова Петра Кологривова крестьянин Ондрюшка Олисеев был де он Ондрюшка в полону в Крыму дватцат два года и в Крыме де он женился на руской полонянки и в прошлом де во 137-м году отшибли ево запорозские черкасы и ево де взяли з женкою и з сыном с собою и вывезли в Запороги а из Запорог в литовской город в Крылов а вышел он полоненик в Путивль в прошлом во 138-м году в великий пост».
В Москве пленник был повторно допрошен. Андрей Елисеев повторно сказал, что взяли его в плен 22 года назад в Белевском уезде. Сначала его отвели в Нагаи, откуда продали в Крым татарину Озею, у которого он провел 20 лет. Татарин «женил на полонянке ис Серпухова на попове дочери Дарице а венчал де их руской поп которой был с послом в Крыму с Микитою Лихаревым». У пленника и пленницы родился сын Григорий, которому в 7139 (1631) году было 12 лет. Из плена Андрей Елисеев, его жена Дарьица и сын Григорий были освобождены запорожскими черкасами. После освобождения семья прожила год в Запорожье, после чего была отпущена черкасами на Русь. В Путивль пленники пришли в 7138 (1630) году на вербное воскресенье (в апреле). Но по прибытии на Русь, заболел его сын Григорий «…и в Путивле лежал сын ево болен а как обмогся и он бил челом воеводам о прохожей памяти ево и воеводы дав ему прохожую память отпустили ж ко Государю к Москве».
Допрошена была и жена Андрея, бывшая татарская пленница Дарьица. О себе она сказал следующее: «…ис Серпухова Соборные церкви попова Григорьева дочь взяли ее в полон крымские татаровя в 108-м году как приходили в Серпухов крымские царевичи и свели в Крым и была в полону в Крыму у татарина к Бекелия з год и тот татарин продал ее татарину Азею и была у того татарина 18 лет и тот татарин выдал ее замуж за полоненика ж за Ондрюшку». Как и её муж, Дарья сказала, что их венчал русский поп, бывший в Крыму с посольством Никиты Лихарева. Согласно слов Дарьи, она была взята в плен в Серпухове, во время прихода крымских царевичей (поход Бориса Годунова на Серпухов 1598 г.).
В Москве пленник Андрей «знатцов себя никаво не сыскал». Согласно разрядной выписке, выходцам, проведшим по 22 года в плену, давалось по 2,5 рубля, их женам по 2 рубля (поповым дочерям), детям по 1 рублю или полтине. Пленники-крестьяне своим помещикам не возвращались, а определялись во дворцовых селениях на пашню. | | Лайк (6) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
31 августа 2023 21:42 «Челобитная о пожаловании турского пленника в стрелецкого и казачьего голову на Чугуев»
Чугуев был городом Разрядного приказа, который управлялся назначенным воеводой. Кроме детей боярских городовой службы и станичников в городе был довольно крупный контингент из поселенных стрельцов (сведенцев из Москвы и других городов) а также казаков. Подобно должности воеводы существовала выборная должность «стрелецкого и казачьего головы». «Соискатели» подавали в Разрядный приказ челобитные для назначения на службу в Чугуев в стрелецкие и казачьи головы.
В начале 7190 (1681) года в Разрядный приказ подал челобитную рейтар из Курска Даниил Потапович Рагулин – бывший турецкий пленник. В челобитной на имя царя Федора Алексеевича Рагулин рассказывает о своей службе и судьбе. Начал службу курчанин при царе Алексее Михайловиче, был под Смоленском в 1654 году, после чего «…посылан был я холоп твой в БелГороцкой полк к боярину и воеводе ко кн[я]зю Григорью Григорьевичю Ромодановскому с товарыщи». Так начался период службы в Малой России рейтара Данилы Рагулина. От Ромодановского он попал в Киев в полк к боярину и воеводе Василию Борисовичу Шереметеву, где стал участником многих боёв: «…и в прошлых Г[о]с[у]д[а]рь годех как приходили под Киев твои Г[о]с[у]д[а]р[е]вы неприятели Данилко Луговской с войским своим и с ними я холоп твой бился не щедя головы своей и твоим Г[о]с[у]д[а]рским счастием ево Данилку розбили и знамена у многих побрали и и ис Киева Г[о]с[у]д[а]рь в походы ходили под Мотовиловку з боярином и воеводою со кн[я]зь Юрьем Никитичем Борятинским за крымскими людми и в том походе был ой под Василковым с полковником с Ывашком Сербиным с казаками и с крымскими людми и на том Г[о]с[у]д[а]рь бою их казаков и крымских людей побили и ево Ивашку в полон взяли и пришед ис походу был я холоп твой в Киеве три годы без сьезду и после Г[о]с[у]д[а]рь того походу спустя немного приходили под Киев твои Г[о]с[у]д[а]р[е]вы неприятели полской Шенбер с полскими людми и с ними я холоп твой бился». 1658 год рейтар Рагулин провел в беспрестанных боях с осаждающими Киев сторонниками изменившего гетмана Ивана Выговского. Находился на службе в Киеве курчанин вплоть до выступления воеводы Шереметьева под Чуднов, где и случилась катастрофа: «…в прошлом Г[о]с[у]д[а]рь во 169-м году будучи на в[а]шей Г[о]с[у]д[а]р[е]ве службе под Чюдновым на бою меня холопа твоего ранели и в полон взяли и коня подо мною убили и был в полону на каторге в турках дватцат лет и всякую нужду и бедность терпел». 20 лет курчанин провел пленником на турецкой галере!
1 ноября 7190 (1681) года в Разрядном приказе была сделана выписка, согласно которой бывший турецкий пленник рейтар Данило Потапов сын Рагулин был привезен в Москву в Посольский приказ греком Алексеем Исаевым 8 октября того же года. Курчанин был осмотрен и допрошен в Разрядном приказе. По осмотру «…Данила ранен по голове в дву местех сечен саблею да в плече пострелен из лука». Еще в Посольском приказе и пленник и грек были допрошены порознь, оба засвидетельствовали что за выкуп было дано 150 тарелей. В Разрядном приказе Рагулину было дано «…Г[о]с[у]д[а]р[е]ва жалованья за полонное терпенье… 3 рубли да придачи учинено помесного окладу 50 четий денежного 3 рубли».
Согласно выписки в Чугуеве на 7189 (1680) год было 77 стрельцов и 59 казаков, итого 136 человек. Головой у них был харьковец Потап Фомин сын Казанцов.
4 декабря 7190 (1691) года выписка была заслушана главой Разрядного приказа боярином Михаилом Юрьевичем Долгоруковым и бывшему пленнику курчанину Данилу Рагулину велено быть в Чугуеве стрелецким и казачьим головой на место Потапа Казанцева. | | Лайк (7) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
31 августа 2023 21:44 «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
При работе с документами XVII века по городу Соляному (Тору) была обнаружена интересная челобитная и решение, которая достойна экранизации. С 1687 по 1700 гг. существовал такой орган управления в Русском государстве как «приказ Великой России», который ведал Слободскими полками: Ахтырским, Изюмским, Сумским и Харьковским.
И вот, 11 мая 7202 (1694) г. через Великороссийский приказ на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей подал челобитную житель города Соляного Алешка Питателев. В челобитной Алексей говорит, что в 7198 (1690) году по приказу торского воеводы («приказного») Льва Авдеева он был выслан из Соляного в Змиев с письмами к тамошнему воеводе Семену Ивановичу Дурново. В тот же день под Змиев пришли татары и был бой, в котором «…они неприятелские люди взяли меня холопа вашего в полон и был я холоп ваш в полону в Озове…». Татар воевода Семен Дурново от Змиева отбил, взяв при этом трех татарских языков «…Карачарку да Алейку». В это же время в Змиеве жил родной брат торца Алешки Питателева – приказной избы подьячий Дмитрий Авдеевич Питателев, который узнав о захвате татарами своего брата, подал челобитную царю, чтобы найти и освободить брата. В челобитной Дмитрий Питателев просил разменять в Азове за своего брата одного из пленных турчан, взятых под Змиевым. Царь рассмотрел челобитную и последовал указ думного дьяка Емельяна Украинцева, чтобы был отдан один из турчанин «…ис простых людей а не началнова человека», пленные сидели в тюрьме в Севске. Повели турчанина в Азов на обмен… Но тут случилось неожиданное! Турки в Азове… отказались брать своего единоверца, называя его «худым человеком». Однако, предложили «доплатить», чтобы сделка состоялась. Переговоры вели донские казаки в Азове, атаман Фрол Минаев дал своих тридцать рублей, казак Иван Жук дал еще пятнадцать рублей и торца Алешу Питателева освободили. Но за эти деньги атаман Фрол Минаев взял «заемную память» (расписку) у бывшего азовского пленника, по которой Алешка должен был вернуть все деньги атаману. Всего, следовало вернуть 45 рублей – большая сумма для мелкого служилого человека XVII века.
Вернувшись в Русское государство, торец Алексей Питателев поехал не в Соляный а в Москву, где подал челобитную царю через Разрядный приказ, в которой просил… разрешить ему собирать милостыню для уплаты своего долга. Разрешение и «память» (подтверждающая бумага) ему были даны, однако, вскоре предприимчивый торец Алешка Питатетелев подал новую челобитную, в которой жаловался, что «…ему тех денег на Москве собрать невозможно для того что таких просящих всяких людей много…». В новой челобитной Питателев просил разрешить собирать милостыню в государевых украинных городах (Южной России). И вот, 23 августа 7202 (1694) года Алексею Питателеву «…поуказу великих Государей слушав думной дьяк Емельян Игнатевич Украинцов с товарыщи приказал тому полонянику дать зборную память что збирать ему денги себе на окуп сорок пять рублев в украинных городех а на Москве и около Москвы нигде не збирать…».
Когда нечем заплатить за свой выкуп – что делать? Собирать милостыню… | | Лайк (6) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
31 августа 2023 22:23 «Челобитчик-черкашенин, который литвин, но белорусец и русская женка-полонянка»
В 7139 (1631) году на имя царя Михаила Федоровича подал челобитную иноземец, который писал о себе: «…бьет челом холоп твой Государев нововыезжей иноземец черкашенин Федка Еремеев сын Бырановской в нынешнем Государь во 139-м году выехал я холоп твой на твое Царское имя слышачи твою царскую неизреченую милость к нам иноземцом тебе Государю благоверному Царю служить вераю и правдаю». В своей челобитной черкашенин Федка Бырановский просит царя пожаловать его с женой и детьми за выход деньгами «против его братии».
В Разрядном приказе была составлена выписка о появлении, происхождении выходца и его семьи. Известно, что Федор Бирановский пришел в Русское государство из Литвы через Путивль: «…139-го сентября в 3 день писал к Государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа русии ис Путивля воевода князь Ондрей Мосалской да Игнатей Уваров и прислали выходца литвина Федку Еремеева з женой и з детьми». Попав в Москву, Федор был допрошен. В допросе он рассказал о себе следующее: «…выходец Федка Еремеев в роспросе сказал литвин белорусец отец де ево бывал Брягинсково повету шляхтич а слыл отец ево Еремеи Бирановской а служил князю Вишневетцкому с именя на 2 кони а имене де за отцом ево человек с 14 а он Федка сшол от отца своего в Запороги и служил в Запорогах казацкую службу лет з 20 и болши и в Прилуках он Федка окупил у литвина у купца рускую полонянку Варку на ней женился тому ныне лет с 15 и прижил с нею 4 детей и женясь жил в Прилуках». В Русское государство Федор Бирановский с семьей пошел в 7138 году «перед Оспожиным днем».
Была допрошена и жена выходца Варка, которая сказала о себе: «…бывала ис Кром казачя дочь а тому де ныне лет с 18 взяли ее в полон литовские люди и свели в Литву и была в полону в Литве в городе Прилуках у литвина у купца к Терешки года с 3 а тому де ныне лет с 15 как ее окупя у того литвина Федка Еремеев на ней женился и прижил с ней 4 детей и на Государево имя вышла она с ним вместе». У Варки от Федора было 4 детей, дочери девка Анютка 14 лет, Анютка 8 лет, Агафьица 2 лет и сын Савка 6 лет.
О происхождении и подтверждении слов выходца Бирановского были расспрошены кормовые литовцы, жившие в Москве – Карп Хромово, Остафейка Менской, Миколай Волковицкий, Степан Будай, Иван Букшеев, Федор Лысенков и Степан Кузмин. Все они, поцеловав крест сказали, что «…они в Литве ево Федку и отца ево знали отец ево бывал Брянсково повету служил Вишневетцкому с именя на 2 кони шляхетцкую службу а слыл отец ево Еремей Бирановской а он Федка служил с ними вместе в Запорогах казатцкую службу».
На просьбу о пожаловании деньгами за выход в Русское государство была составлена справка. Согласно справки, за выход на Государево имя «литовским людям на которых знатцы есть что они служилых отцов дети и служили казацкую службу», давалось жалование от 5 до 7 рублей. При этом, их женам-пленницам (русским казачьим дочерям), давалось по 2 рубля и сукно доброе. Совместным детям возрастом 14 и более лет – по 2 рубля и по сукну доброму, детям возрастом от 7 до 8 лет – от 1,5 до 1 рубля, детям возрастом до 2 лет – по полтине.
В данной челобитной и разрядной выписке особый интерес представляет неразбериха в употреблении слов «черкашенин», «литвин», «белорусец». Выходец Федка Еремеев сын Бирановский называет себя в челобитной «нововыезжим иноземцем черкашенином». Воеводы в Путивле и в самом Разряде его называют «литвином» по месту выхода (из литовского города Прилук). При расспросе в Москве Бирановский уже называет себя «литвином беларусцом Брягинского повету шляхтичем». В этом случае мы видим, что четкого различия между «литвином», «черкашенином» и «белорусцем» в Русском государстве не существовало и один и тот же человек называется всеми тремя наименованиями. Однако, это не распространяется на его жену – пленницу из Кром. Её везде называют «русская женка, казачья дочь». Несмотря на 18 лет, прожитых в Литве и мужа-«белорусца», в делопроизводственных документах Варку не называют «литовкой». Оказала ли русская жена влияние на мужа в принятии решения о переходе в Русское государство? Вероятнее всего да. | | Лайк (7) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
1 сентября 2023 22:13 «Русский казак-пленник, турецкая галера и испанцы» (часть 1: 14 лет плена и освобождение)
Жизнь на южных рубежах Русского государства была сложной и опасной для служилых людей. Основной опасностью были степные хищники – крымские и ногайские татары, промышлявшие уводом русских людей в плен и продажей на невольничьих рынках. Через Азов, Крым русские пленники попадали на невольничьи рынки, а затем становились гребцами на турецких галерах в Чёрном и Средиземном морях. Желание вернуться на Русь («землю обетованную») русских пленников было огромным, они проделывали тысячи километров по чужим государствам, чтобы вернуться на родную православную землю. Порой такие истории странствий просто фантастические. Приведем ниже подобную историю.
16 декабря 7139 (1630) года из Севска вместе с отпиской, воевода Степан Стрешнев прислал в Москву с севским казаком Ивашкой Ондреевым выходца из турецкого плена, назвавшегося казаком из Черни Ивашкой Кузминым сыном Полщиковым. Прибыв в Москву, выходец был допрошен и рассказал о себе следующее: «…тому де ныне лет с 15 посылал ево Ивашка с Черни на вести в Новасиль воевода а хто имянем того не упомнит и как поехал из Новасили назад на Чернь и будет не доезжая до Черни за 15 верст в деревне Теплой и ево де на дороге взяли татаровя в полон и свели в нагаи». То есть, казак Полщиков был взят в плен в 1615 году. Пробыв в плену у нагайских татар 3 месяца его продал татарин Босай в Азов. В Азове Иван Полщиков попал к турку Келимамету, который продал его в Царьгород (Стамбул), где Иван провел 6 недель. В Цареграде Полщиков был продан турку Аге-паше на каторгу (галеру). У Аги-паши на галере пленник провел следующие 14 лет. О своей жизни на галере Полщиков сообщал: «…и тот турченин Агапаша был в Олександреи воеводою года с полтора и как пошол из Олександреи во ЦарьГород и того пашу на Белом море не доходя турсково ж города Радоса розгромили шпансково короля люди а было де с тем пашею на той каторге турских людей человек з 200 а их полонеников розных земель человек с полтораста и на каторге турских людей де шпанские люди побили». Освобожденных пленников с галеры испанцы отправили в «город Малтур» (Монтьель?). Пробыв 4 месяца в «Малтуре», испанцы отпустили пленников, дав им прохожие листы в свои земли.
Из Испании бывший турецкий пленник направился в Рим, где, по его словам, «…в церкви Петра и Павла был и у папы благословение и сокромент принял». Из Рима Иван Полщиков пошел на Флорентийскую и Венецианскую земли. Из Венеции путь проходил через имперские земли, Венгрию. Из Венгерской земли Полщиков пришел в Польшу, в город Краков. Далее, согласно его словам: «…а ис Кракова шол на литовские городы на Судомир да на Познанов да на Сокалав да на Замостье да на Луцк да на Ручев да на Мазыр да на Киев да на Лоев и в тех землях в литовских городех даваны ему Ивашку прохожие листы а из Лоева шол на Новгородок Северской а из Новагорока пошол в Севеск». В Севск пленник пришел в начале декабря 7139 (1630) года «за неделю до Николина дни» («Никола Зимний» отмечается 19 декабря по григорианскому календарю).
После допроса самого Ивана Полщикова, были спрошены люди, которые могли подтвердить его личность. В Посольском приказе служил толмач Федор Полщиков из Черни, который оказался родным дядей Ивана и подтвердил его происхождение. Были опрошены и чернские дети боярские (Кирило Федоров сын Черников, Олфим Проскурнин), которые сказали, что «…они ево Ивашка Полщикова знают черненин казак а взяли ево в полон татаровя в посылке как посылан был с Чрени на вести в Новасиль а был в полону лет с 15». Иван Полщиков подал челобитную на имя царя Михаила Федоровича, в которой просил пожаловать его за полонное терпение. В Разрядном приказе была составлена выписка, согласно которой «…в ту версту полонеником казаком и стрелцом которые иманы в полон в посылках на вестях и на сторожах и были в полону в турской земле на каторгах лет по 14 и по 15 давано Государева жалованя за полон и за каторжное терпене по 2 рубли да по сукну по доброму».
С собой в Москву пленник привез «прохожие листы» - грамоты, которые ему выдавали представители государств, которые он проходил по пути на Русь. Эти грамоты были переведены переводчиками Посольского приказа и приложены к делу. Привез с собой из Литвы пленник и частное письмо от литвина брату, который служил в Москве. Письмо тоже было переведено с «белоруского письма» и приложено к делу. В следующей публикации мы познакомимся с этими письмами. | | Лайк (6) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
1 сентября 2023 22:16 «Русский казак-пленник, турецкая галера и испанцы» (часть 2: путь домой)
В прошлом сообщении мы познакомились с историей турецкого пленника, казака из Черни Ивана Андреевича Полщикова, вернувшегося из плена в Россию (в Путивль). Из Путивля воеводами выходец был отослан в Москву. В Москве, в Разрядном приказе, пленник был допрошен, были изъяты и переведены привезенные с ним «прохожие листы» и письма. Благодаря сохранившимся письмам, мы можем восстановить путь пленника через Европу по датам выдачи «прохожих листов». К сожалению, по всей видимости, часть листов была утеряна или отдана в пути Иваном Полщиковым, сохранились 14 прохожих листов.
30.01.1630 (город не указан): «Пишет в прохожем листу об нем Ивашке /Томас Малян/ что ево отгромили от турских людей с каторги а видечи ево что он Ивашко имяновано крестьянин и ево отпустили в свою землю и пропускной лист ему дали чтоб ево везде безо всяково задержаня пропускали»; подпись и печать: Томас Малян.
07.02.1630 (Неаполь): «Пишет в прохожем листу из наполской земли что он Ивашко Кузмин сын родом москвитин а пришол в город Напол дал Бог здорово от всякого морового поветрея и потому ево Ивашка пропускать и советовал с ним небоясь»; подпись: державца Мавеля Абатиста.
17.02.1630 (Рим): «Дан ему ж Ивашку лист в Римеот самова папы прохожая грамота что он в Риме в церкви Петра и Павла был и благословение от папы принял и ево б везде доброволно пропускали и милостину давали»; подпись: папа Римский Урбан, писарь Фалерян Косянский.
19.02.1630 (Рим): «ему ж дан прохожей лист в Риме ж от кандина Латорсково от Казмыу Светого Панкратя чтоб ево доброволно пропускали и милостину дал»; подпись: рука кардинала и писаря Варфоломея.
21.02.1630 (Рим): «ему ж Ивашку дан прохожей лист в Риме ж от капитана от Карлуса Сариторзнея чтоб ево пропускали»; подпись: капитан Карл Сариторзней.
05.03.1630 (Сиена): «ему ж дан прохожей лист в Риме ж от Кандина Латорсково от Казмы у Светого Панкратя чтоб ево доброволно пропускали и милостину дал»; подпись: кардинала, писарь Варфоломея.
До 15.04.1630 (Инсбрук): «…что он Ивашко идет ис полону в свою землю дал Бог здорово и ево б везде пропускали»; подпись: различные державцы Цесарской земли.
15.04.1630 (Вена): «…свидетелственная грамота что он Ивашко вышел ис турские земли ис полону и пришол к ним дал Бог здоров от всякия злыя смертныя болезни а идет в Полшу и ево б везде пропускали»; подпись: приказный человек Данила Мосей.
15.05.1630? (Падуя): «Дан прохожей лист ему ж Ивашку в литолянской же земле в городе Подуве от державца чтоб ево пропускали везде добровольно и милостыню давали»; подпись: канцлер Марк Франч.
01.07.1630 (Познань): «Ему ж Ивашку дан лист прохожей… что он освобожен от латынсково полону и идет в свою землю и ево б добровольно пропускали»; подпись: городовой судья Христофор Пятигор.
01.09.1630 (Краков): «Дан лист в Полше в Кракове от приказных людей что он Ивашко вышел ис турские земли и явился им приказным людем и они дали ему прохожую грамоту чтоб ево везде доброволно пропускали»; подпись: приказные люди, Ян Моецкий.
09.09.1630 (Сандомир): «Ему ж Ивашку дан прохожей лист в городе в Сендомире от приказных людей от буймистров что он Ивашко идет ис турской земли в московское государство и ево б везде доброволно пропускали и милостину давали»; подпись: городская печать, Станислав Глигонский.
17.09.1630 (Сокаль): «Дан лист прохожей ему Ивашку… по ево Ивашкову челобитю что он идет ис турские земли ис полону в свою землю и он Ивашко объявился безо всякого злаго поветрея и ево б везде доброволно припускали и милостину давали»; подпись: Ян Корчинский.
02.11.1630 (Киев): «Пишет в прохожем листу об нем же Ивашке ис Киева костелян киевской Гаврило что он ис турсково полону пришол дал Бог здорово через цыцарскую и полскую землю и ево б везде доброволно пропускали и в домы своя ласково приймали и милостину давали»; подпись: киевский каштелян Гаврило.
Уже 16 декабря 1630 года, бывший турецкий невольник был в России и отправлен из Путивля в Москву. Все листы были переведены переводчиками Посольского приказа Мануйло Мануйловым и Федором Мозолевским. В переведенных листах существуют «нестыковки». Так, лист из Падуи датирован переводчиком 15.05.1630 годом, в то время как лист из Вены датирован 15.04.1630 годом. Иван Полщиков должен был двигаться из Падуи в Вену, а не наоборот. Странность содержится и в выданном в Познани прохожем листе, где Полщиков назван освободившимся «от латынсково полону», в то время как он был турецким пленником. Отсутствуют прохожие листы у Полщикова до его прихода в Рим, по этой причине его путь «из шпанской земли» остаётся неясным. Путь невольника в Россию занял около 1 года; Испания, Италия, Венеция, Австрийская империя, Польша, Литва и наконец родная Русь – Путивль и Москва. | | Лайк (6) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
1 сентября 2023 22:18 «Русский казак-пленник, турецкая галера и испанцы» (часть 3: письмо шляхтича)
В прошлом сообщении мы познакомились с письмами, привезенными выходцем из турецкого плена, казаком из Черни Иваном Андреевичем Полщиковым, который вернулся в Россию (в Путивль). Особый интерес представляет частное письмо из Литвы, которое было передано братом служившего в Москве литвина. Проходя Литву и направляясь в Киев, в городе Овруче Иван Полщиков познакомился с Юрием Дубовицким, который передал с ним в Москву письмо родному брату Исайю Дубовицкому. Данное письмо («грамотка») сохранилось в переводе «литовсково белорусково письма» на русский язык XVII века. Письмо интересно тем, что оно представляет собой именно частную переписку мелких служилых людей, описывающих свой быт и жизнь. Познакомимся с текстом письма.
«Милостивый пане брате не имею от тебя долгое время никоторого письма о твоем здоровье опрично сторонших людей о чем яз Бога молю чтоб тебя Бог сохранял в тамошних местех и ныне я пишу к тебе с Иваном Полщиковым которой был в полону в турской земле и Божиею милостию с полону он королем шпанским свобожден и яз чаю что он то мое писмо к тебе донесет да Бог чтоб мне вперед слышат о твоем здоровье и о чести твоей котороя славна в дому нашем чтоб недруги наши не радовались а слышели есми что и там на тебя недруги поносили а яз дал Бог здоров а живу подстаростья в Овруцково а про отца к тебе не пишу что давно ево не видил а брат наш в Володимере учитца грамоте а чаят в нем проку да и яз хотел ехат в Московское государство с паном Тыхнеевичем чтоб с тобою повидатца и яз грехом женился и за домашнею нужею недосуг стало чаю что пожалуеш не забудешь ко мне о своем здорове отписат а писмо велит отдат в Овручью отцу моему духовнову Онтоню намеснику монастыря в Оврутцку писан в городе в Овручю 1630-го октября 30 день».
На запечатанном письме была подпись на обороте: «отдать в сталице Московской брату моему Исаю Дубовитцкому». Переводил с «белорусского письма» грамоту в Москве по всей видимости переводчик Федор Мозолевский – представитель крупной родовой служилой корпорации детей боярских города Стародуба, вышедшей в Россию после отдачи Стародуба в сторону Литвы. Благодаря датировкам мы можем утверждать, что путь из Овруча в Киев у Ивана Полщикова занял всего несколько дней, в Киеве он был уже 2 ноября 1630 года.
В письме из Литвы мы видимо историю трёх братьев-шляхтичей, один из которых уехал на царскую службу в Москву, второй женился и вёл хозяйство, а третий поступил учиться в город Владимир (совр. Владимир-Волынский). Отец братьев еще жив, но средний брат давно с ним не виделся. Пишет брат и о каких-то «недругах наших», традиционно для мелкого шляхтича вспоминая о «чести твоей в дому нашем», что даёт предположение судить об отъезде старшего брата в Русское государство в результате какого-то конфликта. Юрий Дубовицкий просит Исаия Дубовицкого написать ему из Москвы, а письмо передать через наместника Овручского монастыря Антония. | | Лайк (6) |
Yaroslav_DonМодератор раздела  Москва Сообщений: 5499 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 7992 | Наверх ##
25 апреля 2024 21:27 «Русский пленник на турецкой каторге: 600 ударов палкой и новый побег»
Русское централизованное государство, с самого момента своего формирования, имело среди своих соседей степных хищников-татар и неспокойные магометанские народы. Данные соседи занимались угоном русского населения и продажей последнего в неволю, тем самым нанося вред экономике государства и замедляя его развитие. Среди счастливцев, которым удавалось вернуться в родную землю были различные категории населения: крестьяне, служилые люди. Постигшие их несчастья в виде плена, тяжелого труда и «украденных» в «басурманской поганской неволе» лет жизни, находили отражения в челобитных и разрядных выписках. Благодаря этим источникам мы можем узнать немного больше о судьбе таких людей.
В 7139 (1631) году из Путивля с прохожими листами от воеводы пришли в Москву в Разрядный приказ четыре бывших турецких пленника: стрелец из Валуйки Марко Орехов (провел в неволе 20 лет), крестьянин Орловского уезда Федька Петров (провел в неволе 11 лет), крестьянский сын Мещевского уезда Андрюшка Дмитриев (провел в неволе 22 года) и некий Александр, начальный лист расспросной речи которого не сохранился.
Все четверо были допрошены порознь в Разрядном приказе. Особенно интересен рассказ крестьянина Федьки Петрова, который поведал о себе следующее: «…бывал Орловского уезду деревни Димера орленина Степанов крестьянин Селехова а тому де ныне лет со 11 взяли ево в полон татаровя и свели в Азов а из Азова продали ево на каторгу служивому турченину Курчили бею паше и был он у того турченина на каторге 5 лет а был де тот турченин в войне на Белом море против шпанских людей И как пришол з Белово моря зимоват в турской город в Лизаир и их полонеников с каторги послали к себе в деревню работат а от Лизаир города та деревня верст з 10 и он де ис той деревни побежал было на Русь и ево поймав арапы привели к тому ж паше Курчили бею и тот де паша за побег ево Федку палкаю бил дал ему 600 ударов по спине и по рукам и по ногам и от тех де побоев лежал болен недель с 6 а как обмог и тот турченин продал ево на каторгу».
Несмотря на нанесенные 600 ударов палкой и 6-недельное (1,5 месяца) выздоровление от понесенного наказания, русский пленник не бросил идею о долгожданной свободе от «басурманского» плена и родной Руси. И такой случай скоро появился…
На новой каторге, куда был продан Федька Петров, находилось 86 человек пленников и 60 человек турок. Турки допустили страшную ошибку, предавшись пьянству: «…и перешод де за море турские люди заставили их полонеников на каторгу носит дров и сами турские люди стали есть и пить и напились турские люди допьяна и они де полоненики в те поры зговорясь меж себя и росковався турских людей человек с 40 на каторге их же ружем перебили а человек з 20 перевязали и взяли их с собою на той же каторге морем пригребли в шпанскую землю и тех турских людей отдали в шпанской земле шпанскому королю а из шпанской земли шпанской король дал им милостину и прохожие листы отпустил по своим землям».
Так все четверо пришли пешком из Испании через всю Европу в Россию в пограничный город Путивль. Дальнейшая судьба пленников неизвестна: конец дела отсутствует. | | Лайк (7) |
|