Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Употребление терминов "Россия", "Русь", "русский"

Употребление терминов в самом Русском государстве, самоидентификация народа

← Назад    Вперед →Модератор: Yaroslav_Don
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
Наполнение
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
1673 января в 21 день на Ваганькове "дацкой резидент Магнус" с мелодичной в русской транскрипции фамилией Гей (Ге) с другими послами и посланниками "смотрели как великий государь изволил тешиться, стреляти из пушек и из гранатов. И резидент говорил, что пушек и менших гранатов видал многажды, а таких болших гранатов не видал; а когда де был король свейской под городом Копенгафом, и тогда была стрелба великая из гранатов, и как де гранат падет где на землю, и на него бросали сырыя коровьи кожи, и тем их тушили; а такия великия стрелбы из гранатов не единожды не видал... а если б из тех гранат и из пушек была стрельба ночью, далече б лучи показались, и хвалил, что порох добрый..."

Кызылбаши и мугальские посланцы: "пушки де видали они и болше тех, из которых стреляли ядрами в примету, а гранатов таких болших и стрелбы, что стреляли из бочек гранатами, нигде не видали".

Послам и посланникам отвечали: "прежде сего делали такие гранаты немцы, а к нынешней стрелбе гранаты делали руские люди, и служили те гранаты к стрелбе лутче у руских людей, нежели иноземцов".


Источник: https://vk.com/wall-219824565_1565

Прикрепленный файл: KpJARRjyVyo.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (2)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
«Челобитчик-черкашенин, который литвин, но белорусец и русская женка-полонянка»

В 7139 (1631) году на имя царя Михаила Федоровича подал челобитную иноземец, который писал о себе: «…бьет челом холоп твой Государев нововыезжей иноземец черкашенин Федка Еремеев сын Бырановской в нынешнем Государь во 139-м году выехал я холоп твой на твое Царское имя слышачи твою царскую неизреченую милость к нам иноземцом тебе Государю благоверному Царю служить вераю и правдаю». В своей челобитной черкашенин Федка Бырановский просит царя пожаловать его с женой и детьми за выход деньгами «против его братии».

В Разрядном приказе была составлена выписка о появлении, происхождении выходца и его семьи. Известно, что Федор Бирановский пришел в Русское государство из Литвы через Путивль: «…139-го сентября в 3 день писал к Государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа русии ис Путивля воевода князь Ондрей Мосалской да Игнатей Уваров и прислали выходца литвина Федку Еремеева з женой и з детьми». Попав в Москву, Федор был допрошен. В допросе он рассказал о себе следующее: «…выходец Федка Еремеев в роспросе сказал литвин белорусец отец де ево бывал Брягинсково повету шляхтич а слыл отец ево Еремеи Бирановской а служил князю Вишневетцкому с именя на 2 кони а имене де за отцом ево человек с 14 а он Федка сшол от отца своего в Запороги и служил в Запорогах казацкую службу лет з 20 и болши и в Прилуках он Федка окупил у литвина у купца рускую полонянку Варку на ней женился тому ныне лет с 15 и прижил с нею 4 детей и женясь жил в Прилуках». В Русское государство Федор Бирановский с семьей пошел в 7138 году «перед Оспожиным днем».

Была допрошена и жена выходца Варка, которая сказала о себе: «…бывала ис Кром казачя дочь а тому де ныне лет с 18 взяли ее в полон литовские люди и свели в Литву и была в полону в Литве в городе Прилуках у литвина у купца к Терешки года с 3 а тому де ныне лет с 15 как ее окупя у того литвина Федка Еремеев на ней женился и прижил с ней 4 детей и на Государево имя вышла она с ним вместе». У Варки от Федора было 4 детей, дочери девка Анютка 14 лет, Анютка 8 лет, Агафьица 2 лет и сын Савка 6 лет.

О происхождении и подтверждении слов выходца Бирановского были расспрошены кормовые литовцы, жившие в Москве – Карп Хромово, Остафейка Менской, Миколай Волковицкий, Степан Будай, Иван Букшеев, Федор Лысенков и Степан Кузмин. Все они, поцеловав крест сказали, что «…они в Литве ево Федку и отца ево знали отец ево бывал Брянсково повету служил Вишневетцкому с именя на 2 кони шляхетцкую службу а слыл отец ево Еремей Бирановской а он Федка служил с ними вместе в Запорогах казатцкую службу».

На просьбу о пожаловании деньгами за выход в Русское государство была составлена справка. Согласно справки, за выход на Государево имя «литовским людям на которых знатцы есть что они служилых отцов дети и служили казацкую службу», давалось жалование от 5 до 7 рублей. При этом, их женам-пленницам (русским казачьим дочерям), давалось по 2 рубля и сукно доброе. Совместным детям возрастом 14 и более лет – по 2 рубля и по сукну доброму, детям возрастом от 7 до 8 лет – от 1,5 до 1 рубля, детям возрастом до 2 лет – по полтине.

В данной челобитной и разрядной выписке особый интерес представляет неразбериха в употреблении слов «черкашенин», «литвин», «белорусец». Выходец Федка Еремеев сын Бирановский называет себя в челобитной «нововыезжим иноземцем черкашенином». Воеводы в Путивле и в самом Разряде его называют «литвином» по месту выхода (из литовского города Прилук). При расспросе в Москве Бирановский уже называет себя «литвином беларусцом Брягинского повету шляхтичем». В этом случае мы видим, что четкого различия между «литвином», «черкашенином» и «белорусцем» в Русском государстве не существовало и один и тот же человек называется всеми тремя наименованиями. Однако, это не распространяется на его жену – пленницу из Кром. Её везде называют «русская женка, казачья дочь». Несмотря на 18 лет, прожитых в Литве и мужа-«белорусца», в делопроизводственных документах Варку не называют «литовкой». Оказала ли русская жена влияние на мужа в принятии решения о переходе в Русское государство? Вероятнее всего да.

Прикрепленный файл: 20230608_190013.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (2)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
Вторая «волна» переселенцев в Чугуев представляла собой попа Игнатия Якимова с семьей, пономарем, дьячком, просвирницей и 50 человеками паствы пришедших из литовского города Санжары (совр. Старые Санжары в Полтавской обл.) в 7147 (1639?) году. В архиве Разрядного приказа сохранилось несколько челобитных от попа Игнатия Якимова. 21 февраля 7147 (1639) года в отписке из Белгорода стольник и воевода князь Петр Пожарский уведомлял царя, что 6 февраля того же года приехал из Чугуева «перехожей из литовские стороны поп Игнатей Якимов», которого он послал в Москву. В Разрядном приказе поп Игнатей был допрошен и сказал о себе следующее: «…вышол он на Г[о]с[у]д[а]р[е]во имя из литовские стороны из города Санжара з женою и з детми во 146-м году в Петров пост от изгнаня папежан да с ним вышло детей ево духовных черкас с 50 ч[е]л[о]в[е]к з женами и з детми и поселилис на Чюгуеве городе и дворами построилис а у нево Игнатя на Чюгуеве жена Овдотя Иванова дочь детей с[ы]н Ивашко 16 лет Оксенко 10 лет да дочерей Анютка 12 лет Марица 8 лет Палагейца 4 лет Парасковица 2 лет. Да с ним же вышли дьячек ц[е]рковной пономар просфирница». Находясь в Москве, 8 апреля 7147 (1639) года поп Игнатий Якимов подал челобитную царю следующего содержания: «…выехал я нищей твой Г[о]с[у]д[а]рь б[о]гомолец к тебе праведному и великому Г[о]с[у]д[а]рю из литовские стороны из города Санжарова за тебя праведново Г[о]с[у]д[а]ря Бога молит з женишкою и з детишками по кончину живота своего и с тех Г[о]с[у]д[а]рь мест и по ся место как Г[о]с[у]д[а]рь я выехал живучи на Чюгуеве дворишко устроил и помираю голодною смертью и книг у меня никаких нет впред за тебя праведново Г[о]с[у]д[а]ря Б[о]га молит непочему М[и]л[о]с[е]рдый Г[о]с[у]д[а]рь Ц[а]рь и великий кн[я]зь Михаило Федорович всеа русии пожалуй меня б[о]гомолца своево кн[и]гами рускими по чом бы за тебя праведново Г[о]с[у]д[а]ря Б[о]га молит и вели Г[о]с[у]д[а]рь мне дати свое Г[о]с[у]д[а]р[е]во жаловане…».

Прикрепленный файл: 62TG_umqpQY.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (1)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
Будучи порубежным городом Русского государства, Алешня активно заселялась в 1640/50-х годах выходцами из Московского государства и соседней Литвы. При переходе на новое место жительства служилые люди «целовали крест» на верную службу царю. Особенно это касалось тех переселенцев в Алешню, которые пришли в Русское государство из соседней Литвы, их называли «черкасами» (современные украинцы). В архиве РГАДА сохранился текст «крестоцеловальной записи» 1647 года, посланной из Разрядного приказа алешанскому воеводе князю Юрию Никитичу Борятинскому.

Документ начинается так: «Целую кр[е]ст Г[оспо]д[е]нь Г[о]с[у]д[а]рю своему Ц[а]рю и великому кн[я]зю Алексею Михайловичю всеа русии на том бысти мне ево Г[осу]д[а]р[е]ве стороне к Московскому Г[осу]д[а]рству на вечное житие з женою и з детми в ыные Г[осу]д[а]рства в Литовскую сторону мне самому не соити и детеи своих и братии и племянников и иных никаких людей неотпускат и с Литовскими людми ни на какое из менное дело не ссылатца и никоторого дурна с литовскими людми не советоват…». Тут мы видим запрет на побеги и выезд в соседнюю Литву из Алешни (Русского государства).

Следующим по тексту является: «…и оприч Г[осу]д[а]ря своево Ц[а]ря и великого кн[я]зя Алексея Михаиловича веа Русии на Владимерское и на Московское Государство и на все великие Г[осу]д[а]рства Росииского ц[а]рствия и нового Г[осу]д[а]ря из ыных Г[осу]д[а]рств Литовского и немецкого королей и королевичей и из розных земел царей и царевичей и из руских родов никово нехотети…». В этом запрете мы видим боязнь правительства повторения Смутного времени начала XVII века, когда на трон Русского государства претендовали самозванцы Лжедмитрий, польский королевич Владислав IV. На момент написания крестоцеловальной записи в Речи Посполитой еще находился самозванец Ян Фаустин Луба, выдававший себя за чудом спасшегося сына Лжедмитрия и Марии Мнишек. Первыми упомянуты Московское, Владимирское княжества и только затем упомянуто «все великие Росииские царствия».

Поцеловавшие крест алешанцы должны были зорко следить за возможными изменами и заговорами против царя Алексея: «…а хто не станет Г[осу]д[а]рю Ц[а]рю и великому кн[я]зю Алексею Михаиловичю всеа русии служити и прямити или хто учнет с ызменники или с тотары или с литовскими и с неметцкими людми ссылатца на какое изменное дело и мне с теми людми за Г[осу]д[а]ря своево и за ево Г[осу]д[а]рства бится до смерти и изменников имая приводити к Г[осу]д[а]рю и к ево Г[осу]д[а]р[е]вым бояром и в городех к воеводам и к приказным людем а самому мне никакой измене и к воровству ни х какову и ни х какой к воровской прелести непристават…».

Заканчивается крестоцеловальная запись следующим образом: «Целую сеи Святыи животворящий кр[е]ст Г[оспо]д[е]нь на том на всем как в сей записи написано по тому мне Г[осу]д[а]рю своему Ц[а]рю и великому кн[я]зю Алексею Михаиловичю всеа русии служити и прямити и добра хотети во всем правду безо всякие хитрости и до своево живота по сему кр[е]стному целованю».

Все алешанцы (русские, черкасы) в 1648 г. присягали в службе царю Алексею Михайловичу. Как увидим из последующих событий, верой и правдой служили своему Государю.

Прикрепленный файл: x0ZVDQBqglo.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (1)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
«Русь или Московия?» (свидетельства иностранцев)

Среди сторонников обособленного «украинства» или «литвинства» главным тезисом является демонстративное непризнание в качестве правопреемника Домонгольской Руси сформировавшихся княжеств Северо-Восточной Руси. Сторонники данных политических течений называют Северо-Восточные княжества не иначе как «Московия», а население «московитами». Причем, наиболее радикальные «историки», исповедующие «украинство» или «литвинство», апелируют простейшим трюком, приводя в качестве «аргументов» всевозможные Западноевропейские карты, планы XVI-XVII вв. с обозначением «MOSCOVIA». Недалекий же обыватель и вовсе скатывается в область примитивных исторических «анекдотов» и «агиток», распространяя глупое утверждение, что «Московия стала «Россией» по указу Петра I в 1721 году для европеизации московитов». А часть «историков» из медийного поля (например, Владлен Ростиславович Мараев), являющихся убёжденными сторонниками «украинства» и вовсе транслируют абсурдный тезис о «присвоении московитами Руси». Подобные антинаучные и политизированные вбросы стали возможны по причине отсутствия обширного фактического материала (архивных первоисточников) в открытом доступе. Основной массив делопроизводства XVI-XVII вв. находится в России (архив РГАДА), но недоступен для широкого круга лиц и исследователей. По этой причине, подобные инсинуации оказались возможны в цифровом XXI веке.

Однако, даже при беглом изучении документов делопроизводства Русского государства XVII века, можно сделать наблюдение об использовании терминов «Русь», «Россия», «русский» и самоназвании наших предков. Об употреблении термина «Россия» и «русский» как самоназвании наших предков свидетельствовали и иностранцы, побывавшие с России. Наиболее яркую и лаконичную трактовку различия терминов «русский» - «московит», «Россия» - «Московия» дал очевидец и участник Смуты начала XVII века французский наёмник Жак Маржерет. В книге, которая была издана 2 марта 1607 года в Париже, он поместил «Extraict du Privilege du Roy» (Предуведомление к читателю), в котором содержится интересующий взгляд иностранца на Россию и русских конца XVI – начала XVII вв. Приведем его.

«Эти Русские, с некоторых пор, после того, как сбросили иго Татар, и Христианский мир получил о них некоторое представление, стали называться Московитами, по имени столичного города Москва, обладание которым дает герцогский титул, но не первый в стране. Ибо некогда государь именовался Великим герцогом Владимирским и поныне продолжает именовать себя Великим герцогом Владимирским и Московским. Таким образом, не только мы, удаленные от них, но и ближайшие их соседи впадают в ошибку, именуя их Московитами, а не Русскими. Сами же они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают «Руссак», что означает — Русские, а если спрашивают, откуда они, то отвечают «из Москвы» - из Москвы, Вологды, Рязани или из других городов»

Уделяет внимание Жак Маржерет и титулатуре царя, с которой он безусловно был знаком.

«Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что русские, о которых идет здесь речь – это те, кого некогда звали Скифами, затем, по ошибке – Московитами, хотя московитами могут называться жители одного лишь города, все равно как если бы всех Французов начали бы называть Парижанами по той причине, что Париж – столица Франции, да и то с большим основанием, поскольку Париж является столицей с незапамятных времен, а Москва – всего лишь сто или двести лет. Также краткий титул их Государя — «царь Господарь и Великий князь всея Россия», что дословно означает: «Король, сеньор и великий герцог N всех Русских», или можно понимать также: «всей России», но отнюдь не «Московитов» или «Московии». А чтобы отличать Черную Россию от этой, Поляки все расположенное по ту сторону Днепра зовут Белой Россией, иначе же, без такого различения, в этом сочинении будут все время путаться, поскольку речь здесь идет только о Белой России, некогда Скифии, а ныне – Московии».

Прикрепленный файл: 5.jpg11.jpg, 528598 байт12.jpg, 498532 байт
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (1)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
В прошлом 1699-м году декабря в 7 день к великому государю и великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу присланы з Дону с отпискою атамана Фрола Минаева с товарыщи, и всего атаман Лукьян Максимов, ясаул Ларион Кузьмин, рядовых казаков РУСКИХ 102 человек, калмыков 13 человек, всего РУСКИХ и калмыков 117 человек, бити челом ему, великому государю, о его великого государя годовом жалованье против прошлых лет"

Источник: https://vk.com/wall5680621_492

Прикрепленный файл: 31aBzY7nUBU.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (1)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
«Измена черкас в Чугуеве и попытка перебить русских людей в 1641 году»

Черкасы были выбиты их города, среди взятых пленных оказался и черкашенин станичный голова Мартынко Хмель. Воевода Кокорев велел стрелецкому сотнику Ивану Крюкову его пытать об измене. Стало ясно, что измена была поощряема извне, из Полтавы. С пытки черкашенин Мартынко сказал следующее.

«...а с пытки Мартынко говорил наперед де сево присылан лист из Литвы к сотником черкаским к Онопрейку Попову с товарыщи а велено де ему Онопрейку итить в Литву беспенно и Онопрейко де Попов с товарыщи писал против того в Литву привел де я на Чюгуево черкас могу де я и опять свесть в литовскую сторону и Онопрейко поехал к Москве и они де без нево в Литву не пошли дажидались ево Онопрейка да в Великий пост прислал лист ис Полтавы к сотнику к Степанку Степанову а с кем тот лист прислан тово де он не упомнит а велено итить в Полтаву а чугуевских служилых и жилецких и всяких людей высечь и они де черкасы хотели побивать как пойдут в Светлое Воскресене к заутрени и руские де к заутрени пошли не все и учели стрелять и с пищалей и они де чая что руские люди в тот день сведали другая де у них мысль была вызвать руских людей чюгуевцов и московских стрельцов за острог и в те де поры тех людей де побивать в остроге и по караулом сечь а гетмана им убить а сына ево с собою взять за то что де гетман с ними ни о чем не думал».

Источник: https://vk.com/wall-213154198_89

Прикрепленный файл: 20230917_084148.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (2)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
«Турецкие вкусы на русских пленниц»

Истории русских пленников встречаются гораздо чаще, поскольку после долгих лет плена мужчинам, как правило, удавалось вернуться на Родину путём выкупа (частного или государственного), побега или отпуска самим хозяином по причине старости и т.д. Иначе обстояли дела с русскими пленницами, захваченными татарами и уведёнными в Крым и затем проданными в Турцию. Для таких несчастных плен оказывался билетом в один конец.

Между 1665 и 1666 годами в Стамбуле некий турок, тяжело заболев, решил отпустить на волю свою русскую пленницу («жонку») по имени Анна. На арабском, писарем Алеем Асановым была написана грамота, в присутствии свидетелей («послухов»): Агмета Шеребея Серблюкова, Алея Алебека Мегеремова, Олиши Аристова, Осан Обдулы, Бажелей Муратова и Малика Биразова. В этой отпускной грамоте, чувствуя приближение смерти, турок писал: «В Цареве Городе сулейском монастыре яз Мурат Пиразав сын от своих прямова животы московскую руского роду жонку Анну а приметы ей брови жолты сера глаза ростом середнея лицо жолто отпустил по душе своей на волю за то что на том Свете душа моя была от Бога была в покое а вперед да нея никому по сей отпускной грамоте дела нет а на то сиделцы и послуси Агмет Шеребей Серблюков да Алей Алебек Мегеремов да Олиша Аристов да Осан Обдулыл да Маябул Аюстом да Бабажелей Муратов да Малик Биразов а писал лета 1076 году месяце шеввале а писал отпускную сею в Костен тенполи Хадей имя Алей Асенав и печат свою приложил». Грамота была написана в месяце шеввале (месяц исламского лунного календаря, соответствующий периоду с 10 апреля по 8 мая) 1076 года хиджры.

Пленница добралась в Москву, где отпускная грамота была переведена с арабского переводчиком Кучуком Сакаевым. Благодаря короткому описанию внешности русской пленницы, мы можем представить невысокую девушку с серыми глазами, русыми волосами («брови жолты») и светлым лицом.

Прикрепленный файл: 20240911_200824.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (2)
Yaroslav_Don
Модератор раздела

Yaroslav_Don

Москва
Сообщений: 5499
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 7992
Употребление слова "русак" в значении "русский человек" в 1-й пол. XVII века

"Да тово ж... числа (4 ноября 1632 г.) вышел из-за рубежа (в Рыльск) из Новгородсково уезда (Новгород-Северского) из деревни Шалыгиной руской мужик Ивашка Гаврилов з женою и з детьми. А в роспросе ... скозал родом де он, Ивашка, Смоленсково уезду, а взяли де ... ево в полон литовские люди малово тому ныне дватцать шесть лет и из литовские де земли пришол он в Новгородцкой уезд в деревню Шалыгину и жил в деревне Шалыгине года с четыре"
(*челобитная воеводы Василия Ромодановского в Разрядный приказ)

"...перешли в Рылеск... из-за рубежа литовские пашенные люди Ромашка Григорьев да Евсютка Миколаев сын Коробаев да русак руской человек Ивашко Гаврилов з женами и з детьми. И ты б тех литовских выходцев приведчи ко кресту велел им жить в Рыльску на посаде до нашего указу ... и ты б тех перехожих литовских людей и русака Ивашка Гаврилова с товарыщи з женами и з детьми ... прислал к нам к Москве"
(*ответ Ромодановскому из Разрядного приказа)

Прикрепленный файл: photo_2025-09-06_13-40-26.jpg
---
Мои БД:
1) Служилые люди XVII в. (28.02.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/DmUeZAUG4DM0yw
2) Украинское военное поселение (18.05.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/i/MRinBEGIbGMRGQ
3) Слобожанщина XVIII в. (27.12.2025 г.):
https://disk.yandex.ru/d/vxIcd68o94jbRg
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Модератор: Yaroslav_Don
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Yaroslav_Don » Употребление терминов "Россия", "Русь", "русский" [тема №145630]
Вверх ⇈