Что означает понятие "стихарний дьячек", "стихарний пономарь
Столкнулся в росписях. Разъясните, кто знает.
| Константин Пчелинцев | Наверх ##
16 октября 2011 17:21 Что означает слово "стихарний"?
 | | |
Gul Сообщений: 12380 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 40478 | Наверх ##
16 октября 2011 17:27 16 октября 2011 17:29 Стихарь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами Стихарь используется всеми тремя степенями священства, так как от них требуется одинаковая чистота жизни. В неё облачаются также иподиаконы и, по благословению епископа, алтарники, чтецы и певцы. Стихарь диакона (и церковнослужителя) — длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Стихарь надевается диаконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61:10) и шьётся из материи светлого цвета Вероятно, одетый (носящий) в стихарь
СТИХАРЬ - м. нижнее облаченье священников (и архиереев) и верхнее диаконов, а иногда и церковнослужителей, при служении. СТИХарный покрой. - пономарь, посвященный в одежду эту. | см. стих. стихарник, кто носить стихарь. Это у Даля | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
16 октября 2011 17:38 На самом деле вопрос куда более сложный, чем кажется на первый взгляд. ОЧЕНЬ упорно искала, все ли СЦС посвящались в стихарь (у одних эта запись в документах есть, у др. нет), когда посвящались и пр. Нашла лишь вот здесь http://www.arh-eparhia.ru/faq.php?SHOWALL_1=1 вот такой ответ 21.06.2005 Яна Вопрос: Здравствуйте, о. Евгений.Будьте добры, объясните пожалуйста, что значит "посвящение в стихарь"? Заранее благодарна. Ответ: Стихарь - это часть церковной одежды, в которую облачаются люди служащие и помогающие службе в алтаре. Но одеть эту одежду можно только тем, кто допущен в алтарь, проверен временем в своей верности Церкви. Когда человек утвердился в своем желании и показал свои способности к служению, совершается специальный молитвенный чин после которого служащему позволено облачаться во время службы в стихарь. о. Евгений --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
| Константин Пчелинцев | Наверх ##
16 октября 2011 22:53 Gul, elena_krd, спасибо за ответы. Очень интересно. | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
16 октября 2011 23:32 16 октября 2011 23:50 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
| ssm Н.Новгород Сообщений: 505 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1068
| Наверх ##
17 октября 2011 10:53 17 октября 2011 11:02 elena_krd написал: [q] Самое главное. Я так и не нашла ответа на вопрос - все ли воспитанники духовных семинарий в стихарь посвящались? Если нет, то почему? Вот нашла "свеженькое", прежде мне это не попадалось. Посвящают в стихарь лишь четверых из высшего отделения семинарии.[/q]
Спасибо за интересные сведения. Однако все эти перечисленные люди (Воронцов Василий и т.д.) не заканчивали в 1915 году Вологодскую семинарию, в чем можно убедиться на сайте Бовкало. Стало быть, речь идет просто о том, что эти люди заканчивали семинарию когда-то в прошлом. Или даже просто закончили только несколько ее классов. Думаю, что далеко не все закончившие семинарию шли служить, кто-то мог стать, например, учителем или поступить в академию. Так что и посвящать в стихарь всех выпускников вроде бы не было смысла. --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
17 октября 2011 12:12 ssm написал: [q] Однако все эти перечисленные люди (Воронцов Василий и т.д.) не заканчивали в 1915 году Вологодскую семинарию, в чем можно убедиться на сайте Бовкало.[/q]
Неправда Ваша, Сергей. Смотрите. Сысканная на просторах сети бумага датирована октябрем, а выпускаются юноши, будущие батюшки, из семинарии в июле. Значит этих четверых в выпуске 1915 и не должно было быть. Это будет уже выпуск 1916. [q] Думаю, что далеко не все закончившие семинарию шли служить, кто-то мог стать, например, учителем или поступить в академию. Так что и посвящать в стихарь всех выпускников вроде бы не было смысла.[/q]
То, что не все шли служить на приходы, - несомненно! Однако я знаю пример вполне реального (не гипотетического) выпускника семинарии, посвященного в стихарь во годы оной, но не принявшего по окончании священничьего сана, а отправившегося служить на педагогическое поприще (окончив перед этим еще и Духовную академию), а затем в гражданскую службу, где весьма преуспел. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (2) |
| ssm Н.Новгород Сообщений: 505 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1068
| Наверх ##
17 октября 2011 12:32 elena_krd написал: [q] Неправда Ваша, Сергей.  Смотрите. Сысканная на просторах сети бумага датирована октябрем, а выпускаются юноши, будущие батюшки, из семинарии в июле. Значит этих четверых в выпуске 1915 и не должно было быть. Это будет уже выпуск 1916.
[/q]
Согласен, неправда  Я и сам после своего сообщения подумал насчет 1916 года. И вообще если повнимательнее посмотреть послужные списки священноцерковнослужителей, то фраза "посвящен в стихарь" встречается только у псаломщиков, дьячков, пономарей. Для священников, видимо, учеба и окончание семинарии предполагает это действие. --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
elena_krd Сообщений: 6565 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11459 | Наверх ##
17 октября 2011 12:56 17 октября 2011 15:28 ssm написал: [q] Для священников, видимо, учеба и окончание семинарии предполагает это действие. [/q]
Нет. Думаю, что не учеба и окончание, а рукоположение во священники. Думаю, что для священника это было обязательным, а для церковнослужителя - нет. ____________________________________________ Хотя нет... Вот: "Облачение - одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства: б) богослужебное облачение клира; в) монашеское облачение. 1. Внебогослужебное облачение духовенства - одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением дьякона являются подрясник и ряса, священника - подрясник и ряса (отличительная особенность - наперсный крест); архиерея - подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. 2. Богослужебное облачение клира - одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя - стихарь; дьякона - подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника - подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея - подрясник, ряса (на литургии вместо рясы - подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. цвет облачения). 3. Монашеское облачение - одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не имеет такого осмысления). Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы - хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. схимонах) - хитон, аналав, ряса, мантия, куколь." http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2315.htm_____________________________________ Наверное не все мальчики в стихарь посвящались, а лишь те, которые допускались в период учебы к богослужению, более того - допускались в алтарь. Но это лишь мои размышлизмы..._____________________________________ По-прежнему, не знаю... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1599 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
17 октября 2011 17:02 17 октября 2011 17:27 ssm написал: [q] кто-то мог стать, например, учителем или поступить в академию[/q]
Учителем мог, но поступить в академию, не окончив семинарию, НЕ мог (если не забираться в начало 19 в., а то и далее)! ssm написал: [q] посвящать в стихарь всех выпускников вроде бы не было смысла[/q]
Имело смысл и посвящали! Обычно на последнем курсе. У Елены просто приведена одна из групп. Это не армейская присяга, когда всех скопом. elena_krd написал: [q] а затем в гражданскую службу, где весьма преуспел[/q] elena_krd написал: [q] Богослужебным облачением являются: церковнослужителя - стихарь[/q]
Вот, теплее! Но... elena_krd написал: [q] По-прежнему, не знаю... [/q]
И я не знаю. Больно своеобразен слог у документа, который привел Константин. В принципе, склоняюсь к тому, что речь идет о посвященных в стихарь, но вот почитайте документ: Святейшего Правительствующего Синода члену, управляющему Московской Митрополией, высокопреосвященнейшему Августину Архиепископу Дмитровскому, Святотроицкой Сергиевой лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру Дмитровской округи села Перемилова церкви Вознесения Господня Пономаря Федора Степанова Всепокорнейшее прошение По случаю вступления моего во второй брак налагать стихарь при священнослужениях без благословения Вашего высокопреосвященства не могу. А как в подобных случаях священнослужителям архипастырского Вашего высокопреосвященства резолюциею стихарь налагать на себя многим уже позволено. По поводу чего Ваше Высокопреосвященство всепокорнейшее прошу и мне нижайшему, яко вступившему в второй брак и не могущему без благословения Вашего Высокопреосвященства налагать на себя стихарь, позволить и мне налагать по сем учинить архипастырскую резолюцию. Генваря …дня 1815 года. Августин написал резолюцию: Коли он поведения хорошего дозволить надевать, января 19 дня 1815 годаВот и думай теперь, как фонвизинский Митрофанушка: стихарь - существительное или ГДЕ? --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | Лайк (1) |
|