Что означает понятие "стихарний дьячек", "стихарний пономарь
Столкнулся в росписях. Разъясните, кто знает.
ssm Н.Новгород Сообщений: 509 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1040
| Наверх ##
17 октября 2011 10:53 17 октября 2011 11:02 elena_krd написал: [q] Самое главное. Я так и не нашла ответа на вопрос - все ли воспитанники духовных семинарий в стихарь посвящались? Если нет, то почему? Вот нашла "свеженькое", прежде мне это не попадалось. Посвящают в стихарь лишь четверых из высшего отделения семинарии.[/q]
Спасибо за интересные сведения. Однако все эти перечисленные люди (Воронцов Василий и т.д.) не заканчивали в 1915 году Вологодскую семинарию, в чем можно убедиться на сайте Бовкало. Стало быть, речь идет просто о том, что эти люди заканчивали семинарию когда-то в прошлом. Или даже просто закончили только несколько ее классов. Думаю, что далеко не все закончившие семинарию шли служить, кто-то мог стать, например, учителем или поступить в академию. Так что и посвящать в стихарь всех выпускников вроде бы не было смысла. --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11373 | Наверх ##
17 октября 2011 12:12 ssm написал: [q] Однако все эти перечисленные люди (Воронцов Василий и т.д.) не заканчивали в 1915 году Вологодскую семинарию, в чем можно убедиться на сайте Бовкало.[/q]
Неправда Ваша, Сергей. Смотрите. Сысканная на просторах сети бумага датирована октябрем, а выпускаются юноши, будущие батюшки, из семинарии в июле. Значит этих четверых в выпуске 1915 и не должно было быть. Это будет уже выпуск 1916. [q] Думаю, что далеко не все закончившие семинарию шли служить, кто-то мог стать, например, учителем или поступить в академию. Так что и посвящать в стихарь всех выпускников вроде бы не было смысла.[/q]
То, что не все шли служить на приходы, - несомненно! Однако я знаю пример вполне реального (не гипотетического) выпускника семинарии, посвященного в стихарь во годы оной, но не принявшего по окончании священничьего сана, а отправившегося служить на педагогическое поприще (окончив перед этим еще и Духовную академию), а затем в гражданскую службу, где весьма преуспел. --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (2) |
ssm Н.Новгород Сообщений: 509 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1040
| Наверх ##
17 октября 2011 12:32 elena_krd написал: [q] Неправда Ваша, Сергей.  Смотрите. Сысканная на просторах сети бумага датирована октябрем, а выпускаются юноши, будущие батюшки, из семинарии в июле. Значит этих четверых в выпуске 1915 и не должно было быть. Это будет уже выпуск 1916.
[/q]
Согласен, неправда  Я и сам после своего сообщения подумал насчет 1916 года. И вообще если повнимательнее посмотреть послужные списки священноцерковнослужителей, то фраза "посвящен в стихарь" встречается только у псаломщиков, дьячков, пономарей. Для священников, видимо, учеба и окончание семинарии предполагает это действие. --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11373 | Наверх ##
17 октября 2011 12:56 17 октября 2011 15:28 ssm написал: [q] Для священников, видимо, учеба и окончание семинарии предполагает это действие. [/q]
Нет. Думаю, что не учеба и окончание, а рукоположение во священники. Думаю, что для священника это было обязательным, а для церковнослужителя - нет. ____________________________________________ Хотя нет... Вот: "Облачение - одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства: б) богослужебное облачение клира; в) монашеское облачение. 1. Внебогослужебное облачение духовенства - одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением дьякона являются подрясник и ряса, священника - подрясник и ряса (отличительная особенность - наперсный крест); архиерея - подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия. 2. Богослужебное облачение клира - одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: церковнослужителя - стихарь; дьякона - подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника - подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея - подрясник, ряса (на литургии вместо рясы - подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня (см. цвет облачения). 3. Монашеское облачение - одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не имеет такого осмысления). Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы - хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см. схимонах) - хитон, аналав, ряса, мантия, куколь." http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2315.htm_____________________________________ Наверное не все мальчики в стихарь посвящались, а лишь те, которые допускались в период учебы к богослужению, более того - допускались в алтарь. Но это лишь мои размышлизмы..._____________________________________ По-прежнему, не знаю... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
17 октября 2011 17:02 17 октября 2011 17:27 ssm написал: [q] кто-то мог стать, например, учителем или поступить в академию[/q]
Учителем мог, но поступить в академию, не окончив семинарию, НЕ мог (если не забираться в начало 19 в., а то и далее)! ssm написал: [q] посвящать в стихарь всех выпускников вроде бы не было смысла[/q]
Имело смысл и посвящали! Обычно на последнем курсе. У Елены просто приведена одна из групп. Это не армейская присяга, когда всех скопом. elena_krd написал: [q] а затем в гражданскую службу, где весьма преуспел[/q] elena_krd написал: [q] Богослужебным облачением являются: церковнослужителя - стихарь[/q]
Вот, теплее! Но... elena_krd написал: [q] По-прежнему, не знаю... [/q]
И я не знаю. Больно своеобразен слог у документа, который привел Константин. В принципе, склоняюсь к тому, что речь идет о посвященных в стихарь, но вот почитайте документ: Святейшего Правительствующего Синода члену, управляющему Московской Митрополией, высокопреосвященнейшему Августину Архиепископу Дмитровскому, Святотроицкой Сергиевой лавры Священно-Архимандриту и разных орденов кавалеру Дмитровской округи села Перемилова церкви Вознесения Господня Пономаря Федора Степанова Всепокорнейшее прошение По случаю вступления моего во второй брак налагать стихарь при священнослужениях без благословения Вашего высокопреосвященства не могу. А как в подобных случаях священнослужителям архипастырского Вашего высокопреосвященства резолюциею стихарь налагать на себя многим уже позволено. По поводу чего Ваше Высокопреосвященство всепокорнейшее прошу и мне нижайшему, яко вступившему в второй брак и не могущему без благословения Вашего Высокопреосвященства налагать на себя стихарь, позволить и мне налагать по сем учинить архипастырскую резолюцию. Генваря …дня 1815 года. Августин написал резолюцию: Коли он поведения хорошего дозволить надевать, января 19 дня 1815 годаВот и думай теперь, как фонвизинский Митрофанушка: стихарь - существительное или ГДЕ? --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | Лайк (1) |
elena_krd Сообщений: 6598 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11373 | Наверх ##
17 октября 2011 17:42 ABY написал: [q] Августин написал резолюцию: Коли он поведения хорошего дозволить надевать, января 19 дня 1815 года[/q]
Спасибо! smayli.ru/smile/molitva-16.html Замечательнейший документ Вы привели, Александр. [q] Больно своеобразен слог у документа, который привел Константин. [/q]
О, да. А где это происходило, Константин, если не секрет? --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Константин Пчелинцев | Наверх ##
17 октября 2011 22:02 elena_krd, это Черниговская губерния, конец XVIII века, исповедка. | | |
160562 г.Владимир Сообщений: 581 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 268
| Наверх ##
12 августа 2021 14:23 Здравствуйте.были ли какие то возрастные рамки для посвящения в стихарь? ( духовное училище было).Со скольки лет может? Пытаюсь оттолкнуться в поиске года рождения --- Ищу сведения о Чельцовых,Богомоловых и Мартыновых из Рязанской губ,и сведения о Кораблиных , Нафанайловых ,Николаевых из Самовец Козловского уезда.,Киселевы,Карасевы Владимирская губ .Меленковский уезд | | |
ygv Санкт-Петербург Сообщений: 12378 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9418 | Наверх ##
12 августа 2021 15:58 12 августа 2021 16:03 160562 написал: [q] Со скольки лет может? [/q]
Мой пра- ,был малым певчим Архирейского хора и посвящён в стихарь уже к 10 годам, в 1835г. Другой, псаломщик, был посвящён в стихарь в 1926г, отслужив только в этом храме без малого 15 лет. "Кроме диакона, в стихарь могут облачаться также иподиаконы и алтарники, а также благословлённые на стихарь чтецы, певцы и некоторые прихожане из мужчин. Для малолетних сыновей прихожан и воцерковлённых подростков довольно часто шьют специальные детские стихари уменьшенных размеров, обычно (универсального — подходящего для любых богослужений) золотистого цвета" **** https://azbyka.ru/otechnik/Gen...serkvi/7_3. --- Вилины,Кармаковы-Петербург,Ярославская губ.,Москва
Боженовы,Ахматовы-Тула,Москва,Петербург.
Маркус,Макогон-Донбасс,Молдавия | | Лайк (5) |
Наташа СМ город-герой Смоленск Сообщений: 3079 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2515 | Наверх ##
16 октября 2022 14:02 Попалась интересная информация по теме, может кому-то ещё пригодится Изъ краткаго обозрѣнія фактовъ исторіи и положительнаго церковнаго права вытекаютъ слѣдующія положенія: по строгому праву, стихарь составляетъ принадлежность степени церковно-служителя и долженъ даваться вмѣстѣ съ этою степенью: только причетникъ, имѣющій стихарь, есть полноправный церковно служитель, могущій исполнять всѣ обязанности, свойственныя этой степени, въ особенности читать и пѣть на амвонѣ и исполнять олтарную должность. Если же церковная практика прошедшаго и настоящаго времени уклонилась отъ этой строгой канонической нормы и довольствуется, большею частію, причетниками безстихарными, то это зависитъ, отъ недостатка вполнѣ подготовленныхъ къ прохожденію должности причетника лицъ. Назначая на мѣста причетниковъ только посредствомъ указа, безъ посвященія въ стихарь, церковная власть выражаетъ этимъ свою неувѣренность въ достоинствѣ назначенныхъ лицъ и ждетъ отъ дальнѣйшей ихъ службы и жизни удостовѣренія въ ихъ полной пригодности на указанномъ мѣстѣ службы, и когда это удостовѣреніе получится, сообщаетъ посвященіе въ стихарь, какъ достойному должное. Если же практика сгладила на дѣлѣ различіе въ положеніи и богослужебныхъ правахъ причетниковъ указныхъ и причетниковъ стихарныхъ, дозволяя и первымъ входить въ олтарь исполнять олтарную должность, то это есть ослабленіе церковной дисциплины, явленіе, параллельное дозволенію входить въ олтарь и простому мірянину, которое нынѣ практикуется, вопреки 69 правилу VI всел. собора. Что касается условій, какія необходимы для полученія стихаря, то они заключаются въ нравственной чистотѣ жизни причетниковъ, въ образовательномъ ихъ цензѣ и въ практической подготовленности къ исполненію церковнаго чтенія и пѣнія. Нравственныя качества имѣютъ безусловное значеніе, они тѣже самыя, какія требуются по церковнымъ правиламъ и отъ кандидатовъ діаконства и священства. Образовательный же цензъ имѣеть условное значеніе, устанавливается требованіями времени. Тамъ, гдѣ существуютъ школы для приготовленія къ должности псаломщика, школьная программа этого заведенія и можетъ служить мѣркою требованій отъ желающаго поступить въ псаломщика. Общая же норма въ этомъ отношеніи установлена въ опредѣленіи Св. Синода, отъ 21 декабря/28 января 1884/3 г., п. 9: на должность псаломщика, при недостаткѣ въ лицахъ, окончившихъ курсъ въ духовныхъ семинаріяхъ, епархіальнымъ Преосвященнымъ предоставляется назначать лицъ безукоризненнаго поведенія, твердыхъ въ знаніи церковнаго устава и искусныхъ въ чтеніи и пѣніи церковномъ. Къ этому надо прибавить еще знаніе катихизиса, хотя краткаго; это требованіе предъявлялось для посвященія въ стихарь еще въ XVIII вѣкѣ».— Обсудивъ изложенное, консисторія опредѣляетъ: почтительнѣйше доложить Его Высокопреосвященству, что право быть посвященнымъ вь стихарь простирается только лишь на лицъ, вполнѣ подготовленныхъ, какъ по умственному развитію, такъ и по нравственнымъ качествамъ къ прохожденію должности церковнослужителя, каковыми лицами, на основ. опредѣл. Св. Синода отъ 21 декабря/28 Января 1884/5 г., и признаются всѣ окончившіе курсъ воспитанники семинаріи. Что же касается прочихъ лицъ, допускаемыхъ къ прохожденію псаломщическихъ должностей, лишь по недостатку на оныя полноправныхъ кандидатовъ, то принимая во вниманіе, что на основаніи практики древней вселенской церкви и мнѣній высокочтимыхъ въ церкви русской іерарховъ, митрополитовъ московскихъ Платона и Филарета, не всѣ изъ опредѣляемыхъ на псаломщическія должности удостоивались посвященія въ стихарь, а только лучшіе, болѣе искусные и опытные въ чтеніи и пѣніи и притомъ не сразу по назначеніи, а послѣ извѣстнаго числа лѣтъ службы, по особымъ прошеніямъ самихъ церковниковъ или ходатайствамъ за нихъ мѣстныхъ священниковъ,—консисторія полагаетъ 1) допускать къ посвященію въ стихарь только тѣхъ псаломщиковъ, кои, хотя и не окончили полнаго семинарскаго курса, но имѣютъ всеже достаточный образовательпый цензъ, т. е. вышедшихъ изь какого либо класса семинаріи, или же окончившихъ полный курсъ духовныхъ или двухклассныхъ городскихъ училищъ,—или въ крайнемъ случаѣ—удовлетворительно сдавшихъ установленный для псаломщиковъ экзаменъ. 2) Такъ какь стихарь есть для псаломщика почетное отличіе, дѣлающее его полноправнымъ церковникомъ, то посему консисторія полагаетъ, что и изъ упомянутыхъ въ первомъ пунктѣ лицъ не всѣ могутъ просить посвященія въ стихарь, а только тѣ, кои окажутся болѣе искусными и опытными въ чтеніи и пѣніи, а также усердными къ посѣщенію храма Божія, благоговѣйными въ отправленіи службъ церковныхъ, безукоризненными въ нравственномъ отношеніи, благоприличными въ своемъ внѣшнемъ поведеніи и подающими въ этомъ отношеніи своимъ прихожанамъ добрые примѣры; кромѣ сего, рекомендовать чрезъ благочинныхъ пишущимъ посвященія въ стихарь псаломщикамъ, чтобы они подавали объ этомъ прошенія не ранѣе, какъ прослуживъ въ должности псаломщика около 2—3-хъ лѣтъ, и къ прошеніямъ симъ непремѣнно бы прилагали одобрительные отзывы о себѣ мѣстныхъ благочинныхъ. На подлинномъ журналѣ резолюція Его Высокопреосвященства, отъ 26 октября за № 5556, послѣдовала: „Согласенъ; для свѣдіънія и руководства журналъ сей полностію напечатать въ Извѣстіяхъ по Казанской епархіи». —————————— Источник: Известия по Казанской епархии 1898 г. № 22 от 15 ноября стр.936-940 ссылка https://foto-progulki.ru/posvyaschenie --- Филимоновы - мещане г. Велижа
Вайсблит - Украина
Рейслер - Австро-Венгрия, Кишинёв
Масловы - Ст.Некрасовка, Измаил
----
Работаю в архивах Смоленска с 2013г. Помогу в ваших поисках.
Мой телеграм-канал https://t.me/gen_sysk
| | Лайк (1) |
|