Вожаёль
концентрационный пункт осужденных, ГУЛАГ
Junior_pc Новичок
Balakovo Сообщений: 21 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
1 сентября 2020 22:04 1 сентября 2020 22:05 Вожаёль
1. С чего все начиналось.
В один прекрасный момент решил написать родословную моей семьи, после чего ВСЁ и началось. Крайне увлекательное хобби, но это отдельная история. Применительно к этой - про деда любимой тещи было известно, что в 37м был репрессирован и… пропал. Начались поиски, и в одном из не слишком открытых архивов было найдено дело. Прапрадед моих детей, как и многие тысячи других репрессированных, умер в лагере и похоронен неподалеку от поселка Вожаёль КомиАССР. Про страдания его родни рассказывать не буду, про скитания его супруги и их детей также, но было принято решение, на примере прошлого года, моей поездки в Карелию, на место гибели погибшего в ВОВ родного брата моего деда и установки там памятного знака(тема отдельной истории, если будет востребована) - съездить в республику Коми. Решение одобрено, состав согласован, отпуск получен, поехали! Итак, поездка в одну сторону составляла 1600 км., дорога неизвестна, но не должна превышать семи дней, проштудированы все источники, наведены мосты с местной администрацией по согласованию установки памятного знака на месте. В дорогу выдвинулись: я, как водитель, супруга, как штурман, теща, как нянька для двух детей и два киндера, как пассажиры, 4 и 10 лет. 3200 километров не шутка, было решено разбить на несколько неравных участков с ночевкой в крупных городах. Друзья из местных посоветовали вместо последней выбранной нами точки в Сыктывкаре, заменить на город Емва, где и снять квартиру и откуда плечо до Вожаёль было ближе.
2. Транспорт Немного о транспорте. Шкода кодиак, 2018 года выпуска, куплена по подсказке друга в московском салоне, поэтому с допхренью на лишних 60 т.р. Несмотря на двигатель 1,4 литра, проблем с ускорением, поддержанием скорости до настоящего времени не замечены. А вот дополнительные фенечки типа круиз контроля оказались супер на такой дистанции, где в начале были радары, а потом сотни километров пустынных северных дорог. Кстати за всю поездку, 1 штраф и то, дома, где откровенно расслабился. В машине багаж в виде четырех чемоданов и кучи пакетов чувствовал себя хорошо, дети и любимая теща на тесноту второго ряда не жаловались, ногами не упирались. По просьбе сына, уже в точке прибытия, на проселочной дороге, полазили по лужам, погоняли грязь, на больших перепадах бетонных плит ничего пузом не цепляли. Естественно, в болото не влезали, но песок зыбучий преодолели на автоматике машины. Так что выбор автотранспорта для этой поездки был удачен.
3. Города.
Первый город для ночевки был выбран Йошкар-Ола, где одногрупница давно приглашала в гости и обещала провести экскурсию. Плечо составило 700 километров и выехав в начале семи утра, сделав пару остановок, добрались до Чебоксар/Шупушкар Хороший город, умилило огромное количество памятных досок Ивановым, Петровым, прославивших республику. Отобедав неплохо на втором этаже ресторанчика напротив сцены первого канала (проводил праздничный концерт), едва не попав под дождь поехали в Йошкар-Олу. Разместившись, проехали по городу, посмотрели достопримечательности, крайне поразились сумасшедшему стилю центра. В городе поразило полное отсутствие платных стоянок. Не то чтобы волновал угон машины, но не хотелось тратить время на глупости, совершаемые подростками. Прокатавшись в городе часа полтора, авто оставили у знакомой во дворе дома. Следующий город – Сыктывкар, плечо около 700 километров. Приехали относительно рано, было время прогуляться, осмотреть город. Сходили в ресторан «Эль густо», отведали неплохой кухни, выпил пивка )). По совету хозяина съемной квартиры, машину оставили во дворе, где, с его слов проживает местная республиканская богема ))). На утро, поскольку в Емве нас ждали только после обеда, прогулялись пешком под дождем по городу, посмотрели величие советских останков, купили сувениры. Также как и в других республиках, обратило внимание на себя сквозящая мысль национализма, выделение этноса из общероссийского. Следующий город – Емва встретил кондовой провинциальностью , но терпимой кухней в местной столовой. Согласовав размещение креста прародителю, выехали в Вожаёль. Сразу предупреждаю, тем кто решит навести те шикарные места, вывесок и указателей вы не найдёте, но различные электронные карты местоположение знают. Учтите, что сотовой связи также практически нет. Дорога, съехав с благоустроенной магистрали, убитая, деревенская, с остатками асфальта, бетона. После жд станции дорога переходит в грунтовую, с замощенными двумя полосами бетонных плит. Никуда не спеша, дорогу от Емвы до Вожаёля преодолели за 1,5-2 часа. Стоит отвлечься на сам населенный пункт Вожаёль, что известно об этом пункте из открытых источников.
4. Вожаёль
Вожаёль, как концентрационный пункт осужденных был образован в 1936 году, входил в систему ГУЛАГа. Предназначался для заготовки леса под строительство железных дорог, позднее в годы ВОВ – как основной поставщик леса для выработки целлюлозы, основного ингредиента тринитротолуола. Условия жизни – как придется, в основном землянки, палатки и прочее, одним словом - скотское содержание. Максимальное количество населенцев составляло до 70 тысяч, но здесь важно отметить значительное количество бригад, территориально разнесенных. Написать можно много, но сердце щемит, поэтому почитайте Солженицына, Тамару Петкевич «Жизнь сапожок непарный», Льва Разгона и других, литературы много. Учтите, что подача материала носит тенденциозный характер, но истина где-то рядом…
Местные, дети бывших надзирателей, узнав нашу цель визита, были откровенно негативно настроены, мол «зачем приехали, осужденные не люди», «вот раньше было хорошо», «глупостями занимаетесь», «хрени начитались» и прочее. В двух словах – существующее кладбище объединяет два поселения потомков надсмотрщиков и не приемлемо там установить крест осужденному, пусть он даже и реабилитирован. Покатавшись по окрестностям, полюбовавшись шикарной природой, немножко разговорив местную публику, было установлено, что первое кладбище узников находится территориально где разваливающаяся баня, второе, где ранее был аэропорт(не доезжая населенного пункта метров 500), содержит останки корейцев и китайцев(?!), а в целом, с их слов, «здесь где ни начни копать, всюду кости, и не скотины». Копать мы не стали, поскольку в деле деда был номер могилы, но где это кладбище – одному Богу известно. Руины для понимание бедствия.
Немного ошарашенные, вернулись переночевать в Емву, где спокойно определились с магазинами, где купить лопату, отвертку, шурупы и крест (памятную табличку изготовили дома заранее). Машину оставили на платной стоянке, которая, как оказалось, пользуется популярностью у лиц, оставляющих здесь авто и следующих далее на жд транспорте (до Воркуты нет прямого автомобильного сообщения кроме жд). Тариф скромнейший, 100 рэ за ночь. Наутро, приобретая крест в местном ритуальном магазинчике, продаван, поинтересовавшийся целью, начал высказывать возмущение «мол, понаехали», «всё вранье, «Мемориал» напридумывал», «всё правильно репрессировали, так и надо», «жертв и не было, число умерших 3-7 тысяч человек, как в местном музее говорят, сходите». Но его вопли остановил видимо грузчик, вошедший с черного входа, который лаконично отметил «что, сын, лагерного смотрителя, скучаешь по вседозволенности и власти?» Негодованию продавана не было предела. Приобретя необходимое, как упоминал ранее, согласовав с главой установку креста, приехали снова в посёлок и на берегу реки водрузили прародителю православный крест(на фото его праправнук. За спиной река). Пока копошились, пришла собака, полежала, покувыркалась, поглазела на нас и убежала по своим делам. Выполнив свою христианскую миссию, поехали в Емву поставить крестик в местной часовне. Но не тут-то было. Она работает по часам, и имеет входные, о чём гласил график работы. Без комментариев. Обратная дорога пролегла с двумя остановками в Сыктывкаре и Кирове. В-принципе, ничего примечательного, кроме одного нюанса, что в Кирове, куда мы приехали достаточно поздно, где не поставишь машину, с нас взяли задаток за имущество равное стоимости аренды квартиры, якобы, вдруг поломаете. Видимо, были прецеденты.
5. Питание. В саму поездку брали легкий перекус в виде колбас, сыра, чая в термосе и много воды, что выручало на маленьких остановках. Питались плотно в крупных населенных пунктах и желательно, известных марках общепита. Из общепита неизвестного приглянулось кафе «Мечта», по дороге из Кирова на 60 каком-то километре. Вкусно, доступно, но кассир по каким-то неведомым причинам, при полном зале, видя что с детьми, отказала в размещении в кабинке, мол, «там руководство обедает, занято». Естественно, там никого и никто не пришёл.
6. Послесловие.
- дороги. Который год путешествуем на машине – дороги по России на твёрдую четверку. Во многих местах идёт ремонт, молодцы. Прекрасно помню времена, когда четыре пробитых колеса за раз – в порядке вещей. - нищета. Огромное количество строений, изживших свой век и даже в республиканских центрах. Равнодушие властей по сносу завалившихся строений, домов, наводящих дикое уныние при потрясающей красоте природы вокруг. Морально устаревшая красота и изветшалось, неухоженность, монументальной советской архитектуры. - архивы. Невозможность получения информации общим порядком о судьбе репрессированного, невозможность потомкам склонить голову над его могилой. Незнание истории порождает погибель потомков. Да, плохая история, но её необходимо знать, изучить, где-то покаяться, дать гражданам возможность похоронить согласно их религии их предков. Вангую, что прямых потомков осталось единицы. Складывается ощущение, что от нас что-то старательно прячут, вроде геноцида российского народа. В одной книге попавшейся на глаза, посвященной маленькому населенному пункту, автор, описывая времена репрессий, высказывает прямую мысль, что проблема России не дураки, и не дороги, а радивые и угодливые чиновники, которые ради своего блага, пытаясь угодить руководству, пойдут на любое преступление. Что-то с тех пор изменилось? - РПЦ. Если в городах на месте скверов ставят храмы, то там где надо вымаливать грехи, нет ни одного места преклонения. Позор. Может сформировать выездную бригаду монахов из разных конфессий, пусть отмаливают? Дайте счёт, я закину свои 50 копеек. - Село. Неминуемая гибель села. Что-то случилось с нашим разумом. Наши знаменитые российские женщины вмиг стали принцессами, а проживание в уездном городе(даже не деревне), ниже их достоинства. Тотальное нежелание и неумение ведение личного хозяйства. Мужчины совсем забыли, что такое ответственность, всё как-то тихо, украдкой, чтобы никто не видел, и как бы чего не вышло – измельчали. Нет широты души, нет мужицкого «Я», может, поэтому и женщины им в пору. Нет созидательного процесса, работы на общество, на создание общественного блага, в виде элементарного благоустройства. Именно в этом контрасте и шикарно смотрятся национальные башкирские, татарские деревеньки, где глаз видит милоту и порядок. Что сделали с нашим сознанием?
| | Лайк (3) |
Junior_pc Новичок
Balakovo Сообщений: 21 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
1 сентября 2020 22:08 пятое из шести фото
 | | |
Gogin10 Сообщений: 3897 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 4185
| Наверх ##
2 сентября 2020 11:21 2 сентября 2020 14:06 Junior_pc написал: [q] Незнание истории порождает погибель потомков. Да, плохая история, но её необходимо знать, изучить, где-то покаяться, дать гражданам возможность похоронить согласно их религии их предков. Вангую, что прямых потомков осталось единицы. Складывается ощущение, что от нас что-то старательно прячут, вроде геноцида российского народа. В одной книге попавшейся на глаза, посвященной маленькому населенному пункту, автор, описывая времена репрессий, высказывает прямую мысль, что проблема России не дураки, и не дороги, а радивые и угодливые чиновники, которые ради своего блага, пытаясь угодить руководству, пойдут на любое преступление. Что-то с тех пор изменилось?[/q]
Здравствуйте. Прибавить к этому что-то будет сложно. В других вещах тоже самое. По сути то, выдали справки репрессированным и их родственникам, но в конце 80 х и начале 90 х в открытую власти не извинились за произошедшее. Junior_pc написал: [q] Село. Неминуемая гибель села. Что-то случилось с нашим разумом. Наши знаменитые российские женщины вмиг стали принцессами, а проживание в уездном городе(даже не деревне), ниже их достоинства. Тотальное нежелание и неумение ведение личного хозяйства. Мужчины совсем забыли, что такое ответственность, всё как-то тихо, украдкой, чтобы никто не видел, и как бы чего не вышло – измельчали. Нет широты души, нет мужицкого «Я», может, поэтому и женщины им в пору. Нет созидательного процесса, работы на общество, на создание общественного блага, в виде элементарного благоустройства.[/q]
Добротные дома из 50х - 60/70х превратились в страшные у новых хозяев. Пластиковые окна заместо дерева и ставни удаляют и это при невероятных новых возможностях, благо техника позволяет. Общий вид домов, улиц испорчен. В советское время уничтожены многие дома конца 19, начала 20 века. Сейчас бы их туристы осматривали и внутри можно было и кафе и т.д. разместить. Потеряны деньги. | | |
khanykin Липецк Сообщений: 477 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 718 | Наверх ##
18 марта 2021 15:44 18 марта 2021 15:45 всем доброго дня! Согласно архивной справке полученной из прокуратуры Казахстана, мой дед прибыл туда 1950 году из п.Вожаёль, Коми ССР. осужден в 1946 году. Подскажите в какой архив делать запрос по этому посёлку? --- работаю по деревне Яблоновой (Свинино тож) Липецкого уезда Тамбовской губернии. | | |
Grgr0509 Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
9 декабря 2024 18:49 Junior_pc написал: [q] Вожаёль
1. С чего все начиналось.
В один прекрасный момент решил написать родословную моей семьи, после чего ВСЁ и началось. Крайне увлекательное хобби, но это отдельная история. Применительно к этой - про деда любимой тещи было известно, что в 37м был репрессирован и… пропал. Начались поиски, и в одном из не слишком открытых архивов было найдено дело. Прапрадед моих детей, как и многие тысячи других репрессированных, умер в лагере и похоронен неподалеку от поселка Вожаёль КомиАССР. Про страдания его родни рассказывать не буду, про скитания его супруги и их детей также, но было принято решение, на примере прошлого года, моей поездки в Карелию, на место гибели погибшего в ВОВ родного брата моего деда и установки там памятного знака(тема отдельной истории, если будет востребована) - съездить в республику Коми. Решение одобрено, состав согласован, отпуск получен, поехали! Итак, поездка в одну сторону составляла 1600 км., дорога неизвестна, но не должна превышать семи дней, проштудированы все источники, наведены мосты с местной администрацией по согласованию установки памятного знака на месте. В дорогу выдвинулись: я, как водитель, супруга, как штурман, теща, как нянька для двух детей и два киндера, как пассажиры, 4 и 10 лет. 3200 километров не шутка, было решено разбить на несколько неравных участков с ночевкой в крупных городах. Друзья из местных посоветовали вместо последней выбранной нами точки в Сыктывкаре, заменить на город Емва, где и снять квартиру и откуда плечо до Вожаёль было ближе.
2. Транспорт
Немного о транспорте. Шкода кодиак, 2018 года выпуска, куплена по подсказке друга в московском салоне, поэтому с допхренью на лишних 60 т.р. Несмотря на двигатель 1,4 литра, проблем с ускорением, поддержанием скорости до настоящего времени не замечены. А вот дополнительные фенечки типа круиз контроля оказались супер на такой дистанции, где в начале были радары, а потом сотни километров пустынных северных дорог. Кстати за всю поездку, 1 штраф и то, дома, где откровенно расслабился. В машине багаж в виде четырех чемоданов и кучи пакетов чувствовал себя хорошо, дети и любимая теща на тесноту второго ряда не жаловались, ногами не упирались. По просьбе сына, уже в точке прибытия, на проселочной дороге, полазили по лужам, погоняли грязь, на больших перепадах бетонных плит ничего пузом не цепляли. Естественно, в болото не влезали, но песок зыбучий преодолели на автоматике машины. Так что выбор автотранспорта для этой поездки был удачен.
3. Города.
Первый город для ночевки был выбран Йошкар-Ола, где одногрупница давно приглашала в гости и обещала провести экскурсию. Плечо составило 700 километров и выехав в начале семи утра, сделав пару остановок, добрались до Чебоксар/Шупушкар
Хороший город, умилило огромное количество памятных досок Ивановым, Петровым, прославивших республику. Отобедав неплохо на втором этаже ресторанчика напротив сцены первого канала (проводил праздничный концерт), едва не попав под дождь поехали в Йошкар-Олу. Разместившись, проехали по городу, посмотрели достопримечательности, крайне поразились сумасшедшему стилю центра.
В городе поразило полное отсутствие платных стоянок. Не то чтобы волновал угон машины, но не хотелось тратить время на глупости, совершаемые подростками. Прокатавшись в городе часа полтора, авто оставили у знакомой во дворе дома. Следующий город – Сыктывкар, плечо около 700 километров. Приехали относительно рано, было время прогуляться, осмотреть город. Сходили в ресторан «Эль густо», отведали неплохой кухни, выпил пивка )). По совету хозяина съемной квартиры, машину оставили во дворе, где, с его слов проживает местная республиканская богема ))). На утро, поскольку в Емве нас ждали только после обеда, прогулялись пешком под дождем по городу, посмотрели величие советских останков, купили сувениры.
Также как и в других республиках, обратило внимание на себя сквозящая мысль национализма, выделение этноса из общероссийского.
Следующий город – Емва встретил кондовой провинциальностью , но терпимой кухней в местной столовой. Согласовав размещение креста прародителю, выехали в Вожаёль. Сразу предупреждаю, тем кто решит навести те шикарные места, вывесок и указателей вы не найдёте, но различные электронные карты местоположение знают. Учтите, что сотовой связи также практически нет. Дорога, съехав с благоустроенной магистрали, убитая, деревенская, с остатками асфальта, бетона. После жд станции дорога переходит в грунтовую, с замощенными двумя полосами бетонных плит.
Никуда не спеша, дорогу от Емвы до Вожаёля преодолели за 1,5-2 часа. Стоит отвлечься на сам населенный пункт Вожаёль, что известно об этом пункте из открытых источников.
4. Вожаёль
Вожаёль, как концентрационный пункт осужденных был образован в 1936 году, входил в систему ГУЛАГа. Предназначался для заготовки леса под строительство железных дорог, позднее в годы ВОВ – как основной поставщик леса для выработки целлюлозы, основного ингредиента тринитротолуола. Условия жизни – как придется, в основном землянки, палатки и прочее, одним словом - скотское содержание. Максимальное количество населенцев составляло до 70 тысяч, но здесь важно отметить значительное количество бригад, территориально разнесенных. Написать можно много, но сердце щемит, поэтому почитайте Солженицына, Тамару Петкевич «Жизнь сапожок непарный», Льва Разгона и других, литературы много. Учтите, что подача материала носит тенденциозный характер, но истина где-то рядом…
Местные, дети бывших надзирателей, узнав нашу цель визита, были откровенно негативно настроены, мол «зачем приехали, осужденные не люди», «вот раньше было хорошо», «глупостями занимаетесь», «хрени начитались» и прочее. В двух словах – существующее кладбище объединяет два поселения потомков надсмотрщиков и не приемлемо там установить крест осужденному, пусть он даже и реабилитирован. Покатавшись по окрестностям, полюбовавшись шикарной природой, немножко разговорив местную публику, было установлено, что первое кладбище узников находится территориально где разваливающаяся баня, второе, где ранее был аэропорт(не доезжая населенного пункта метров 500), содержит останки корейцев и китайцев(?!), а в целом, с их слов, «здесь где ни начни копать, всюду кости, и не скотины». Копать мы не стали, поскольку в деле деда был номер могилы, но где это кладбище – одному Богу известно. Руины для понимание бедствия.
Немного ошарашенные, вернулись переночевать в Емву, где спокойно определились с магазинами, где купить лопату, отвертку, шурупы и крест (памятную табличку изготовили дома заранее). Машину оставили на платной стоянке, которая, как оказалось, пользуется популярностью у лиц, оставляющих здесь авто и следующих далее на жд транспорте (до Воркуты нет прямого автомобильного сообщения кроме жд). Тариф скромнейший, 100 рэ за ночь. Наутро, приобретая крест в местном ритуальном магазинчике, продаван, поинтересовавшийся целью, начал высказывать возмущение «мол, понаехали», «всё вранье, «Мемориал» напридумывал», «всё правильно репрессировали, так и надо», «жертв и не было, число умерших 3-7 тысяч человек, как в местном музее говорят, сходите». Но его вопли остановил видимо грузчик, вошедший с черного входа, который лаконично отметил «что, сын, лагерного смотрителя, скучаешь по вседозволенности и власти?» Негодованию продавана не было предела. Приобретя необходимое, как упоминал ранее, согласовав с главой установку креста, приехали снова в посёлок и на берегу реки водрузили прародителю православный крест(на фото его праправнук. За спиной река).
Пока копошились, пришла собака, полежала, покувыркалась, поглазела на нас и убежала по своим делам.
Выполнив свою христианскую миссию, поехали в Емву поставить крестик в местной часовне. Но не тут-то было. Она работает по часам, и имеет входные, о чём гласил график работы. Без комментариев. Обратная дорога пролегла с двумя остановками в Сыктывкаре и Кирове. В-принципе, ничего примечательного, кроме одного нюанса, что в Кирове, куда мы приехали достаточно поздно, где не поставишь машину, с нас взяли задаток за имущество равное стоимости аренды квартиры, якобы, вдруг поломаете. Видимо, были прецеденты.
5. Питание. В саму поездку брали легкий перекус в виде колбас, сыра, чая в термосе и много воды, что выручало на маленьких остановках. Питались плотно в крупных населенных пунктах и желательно, известных марках общепита. Из общепита неизвестного приглянулось кафе «Мечта», по дороге из Кирова на 60 каком-то километре. Вкусно, доступно, но кассир по каким-то неведомым причинам, при полном зале, видя что с детьми, отказала в размещении в кабинке, мол, «там руководство обедает, занято». Естественно, там никого и никто не пришёл.
6. Послесловие.
- дороги. Который год путешествуем на машине – дороги по России на твёрдую четверку. Во многих местах идёт ремонт, молодцы. Прекрасно помню времена, когда четыре пробитых колеса за раз – в порядке вещей. - нищета. Огромное количество строений, изживших свой век и даже в республиканских центрах. Равнодушие властей по сносу завалившихся строений, домов, наводящих дикое уныние при потрясающей красоте природы вокруг. Морально устаревшая красота и изветшалось, неухоженность, монументальной советской архитектуры. - архивы. Невозможность получения информации общим порядком о судьбе репрессированного, невозможность потомкам склонить голову над его могилой. Незнание истории порождает погибель потомков. Да, плохая история, но её необходимо знать, изучить, где-то покаяться, дать гражданам возможность похоронить согласно их религии их предков. Вангую, что прямых потомков осталось единицы. Складывается ощущение, что от нас что-то старательно прячут, вроде геноцида российского народа. В одной книге попавшейся на глаза, посвященной маленькому населенному пункту, автор, описывая времена репрессий, высказывает прямую мысль, что проблема России не дураки, и не дороги, а радивые и угодливые чиновники, которые ради своего блага, пытаясь угодить руководству, пойдут на любое преступление. Что-то с тех пор изменилось? - РПЦ. Если в городах на месте скверов ставят храмы, то там где надо вымаливать грехи, нет ни одного места преклонения. Позор. Может сформировать выездную бригаду монахов из разных конфессий, пусть отмаливают? Дайте счёт, я закину свои 50 копеек. - Село. Неминуемая гибель села. Что-то случилось с нашим разумом. Наши знаменитые российские женщины вмиг стали принцессами, а проживание в уездном городе(даже не деревне), ниже их достоинства. Тотальное нежелание и неумение ведение личного хозяйства. Мужчины совсем забыли, что такое ответственность, всё как-то тихо, украдкой, чтобы никто не видел, и как бы чего не вышло – измельчали. Нет широты души, нет мужицкого «Я», может, поэтому и женщины им в пору. Нет созидательного процесса, работы на общество, на создание общественного блага, в виде элементарного благоустройства. Именно в этом контрасте и шикарно смотрятся национальные башкирские, татарские деревеньки, где глаз видит милоту и порядок. Что сделали с нашим сознанием?
[/q]
 | | |
Grgr0509 Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
9 декабря 2024 18:53 >> Ответ на сообщение пользователя Junior_pc от 1 сентября 2020 22:04 Зайдите в ОК, там есть группа Вожаель,как это было, ваше сообщение попало туда и идёт бурной обсуждение. | | |
|