Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Устьянцево

с. Устьянцево, Барабинский р-н Новосибирской области

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 Вперед →
Модератор: Dim-ev
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Материалы по истории села Устьянцево

Ведётся работа по написанию истории села. Подготовлена серия статей. В данной теме будут по мере возможности и сил систематизироваться результаты и новые находки.

Справочные материалы:
Домохозяева по переписи 1916 г. здесь
Временный (устаревший) текст по истории изменения АТД здесь.
Группа в Одноклассниках
Карты Устьянцево за 1856, 1902 и 1909 гг.
Хозяйственное описание Устьянцево за 1840 г.
О соседнем селе Круглоозерном.

Жители:
Фамилии первых жителей здесь
Грамотные на 20-30-е гг. XIX в. здесь
Из "Книги учёта членов колхоза им. Тимирязева и их семей" за 1949 год здесь
Исследования о происхождении первых поселенцев: Гутовы, Кетовы (временное), Митрохины, Убоговы (Убогих), Чечулины

Колхозы:
Председатели колхозов 1936 г. здесь
Личное дело секретаря с/с Митрофанова А.И. здесь
Список административно аппарата колхоза им. Тимирязева за 1934 г. здесь

История церкви:
Населённые пункты прихода на 1840-е и 1869 гг.

Статьи:
О ранней истории села и первой Николаевской церкви: «К вопросу о присоединении старообрядцев Томской епархии к единоверию (на примере учреждения единоверческого прихода в селе Устьянцево Каинского уезда)» (события 1-й пол. XIX в.)
О второй церкви: «К истории Успенской церкви села Устьянцево Каинского уезда» (период с 1851 г., в т.ч. имена священников)
О церковно-приходской школе: «Церковно-приходская школа в Устьянцево»
О событиях 1870-х гг.: «Об отказе единоверцев села Устьянцево крестить детей в православие» (о смешанных браках с православными невестами)
Тезисы конференции в г. Куйбышев: «Комплексный подход в изучении истории населённого пункта (на примере села Устьянцево Барабинского района)»
Об Устьянцевском целительном озере: «Горькое озеро»
Обзорная статья «Обзор источников по истории населённых пунктов Каинского уезда (на примере села Устьянцево)»
Статьи также выложены на Куйбышевском форуме здесь
О наших предках - жителях села: «Чечулины – крестьяне-старожилы села Устьянцево, Каинского уезда, Томской губернии»

Лекции:
13.10.2022 Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Куйбышев подробнее
15.10.2022 Круглый стол Новосибирского историко-родословного общества «Мозаика судеб» подробнее
17.10.2022 Церковно-краеведческая конференция «Краеведение и церковная история нашего края» подробнее

Новости:
Восстановлен штат священнослужителей за 1841-1918 гг.
Обнаружен оттиск печати Успенской церкви с. Устьянцево за 1913 г.
Получено фото креста из церкви, хранящегося в одной из семей бывших жителей села
Найдена фотография грязелечебницы Беляева
Найдены новые артефакты - фрагменты складней, нательный крест (см. здесь)
Найдены карты 1856-1909 гг. с изображением с. Устьянцево
Проведена лекция перед учениками школы с. Устьянцево
Открыта серия публикаций "Жизнь села 100 лет назад" подробнее
Вышел 3 том "Родословной книги Сибири" со статьёй о Чечулиных - жителях села Устьянцево
Оказывается самый большой колокол пожертвовал для Успенской единоверческой церкви Каинский купец Иван Митрохин в память посещения Его Императорским Величеством в 1891 году города Томска (вес 102 пуд. 15 фун., стоимость 1,663 руб. 50 коп.)!

Лайк (3)
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Вышла статья "Чечулины – крестьяне-старожилы села Устьянцево, Каинского уезда, Томской губернии" в 3 томе «Родословной книги Сибири».

Иллюстрации к статье: Архив Zip, 18 Мб, Список иллюстраций: Файл, 144 Кб.

Анонсы об издании в соцсетях: 1, 2

Презентация книги состоялась в Омске 24.08.2024:
-Фото с мероприятия:
-Видео с мероприятия: 1, 2
-Отчеты организаторов и участников: 1, 2, 3, 4

Обновление 03.10.2024: экземпляр сборника поступил в Устьянцевскую сельскую библиотеку.


Прикрепленный файл (Родословная книга Сибири_Стр.77-105.pdf, 6438690 байт)
Лайк (4)
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Найдено место выхода Митрохиных и Убоговых!

22.11.2024 - благодаря Nadileo найдено место жительста в 1770-80-х гг. - с. Пещаное будущего Шадринского уезда
19.12.2024 - установлено место жительства в начале XVIII в. - Красномысская и Крутихинская слободы, выявлены материалы 2-й и 3-й ревизий
08.01.2025 - найдено место проживания после выезда из с. Пещаного и до водворения в с. Устьянцево - это д. Чеснокова Курганского уезда


Информация размещена здесь: Митрохины, Убоговы (Убогих).

О происхождении других старожильческих фамилий Устьянцево здесь.
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Найдено место, откуда в Устьянцево переселились КЕТОВЫ!

Вот в этой статье уже высказывал предположение, что Кетовы переселились из села Сосновского Шадринского уезда Пермской губернии. (Для сведения это более 1000 км от Устьянцево!) Благодаря коллегам пермякам (тема по Шадринскому уезду), наконец, найдено документальное подтверждение этому факту.

Село (Сосновское) расположено на берегу озера Сосновского, в болотистой местности, поросшей лесами, в 25 в. к северу от Шадринска. В начале XIX столетия село было заселено раскольниками-беспоповцами, имевшими у себя деревянную часовню. В 1832 году здесь был открыт единоверческий приход, которому и передана была часовня, перестроенная с 18 мая по 7 сентября в церковь, и освящённая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В церковь перешла утварь и книги из раскольнической часовни, в числе которых было много древнепечатных книг.
Источник: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург, 1902. 612 с.


Наиболее известный представитель Кетовых из Сосновского:
Пантелей Иванович, р. ок. 1784 г., старообрядец. Был основателем единоверческой церкви села Сосновского. В 1828 г. как поверенный от старообрядцев (всего 166 чел. муж. п.) подал епископу Мелентию прошение о желании иметь при своём обществе священника от местного епархиального начальства. А в 1832 году часовня в Сосновском была перестроена в церковь и открыт единоверческий приход.
222.jpg
Пантелей умер в 1835 г.

В 1836 г. в Сосновскую церковь определены его дети:
Кондратий Пантелеевич (р. ок. 1814 г.) – диаконом, потом был священником в разных церквях (в частности, в 1840-х гг. в с. Погадайском)
333.jpg333.jpg
Иван Пантелеевич (р. ок. 1824 г.) – пономарём.

Семья записана в 9-й ревизии 1850 г.:
333.jpg
Кроме того, в той же ревизии в Сосновском упомянута следующая семья:

Григорий Григорьевич (ок. 1781 г.р.) и его дети Маркел (ок. 1808 г.р.), Тимофей (ок. 1831 г.р.), Евсегней (ок. 1834 г.р.), Яков (ок. 1840 г.р.).

А нам известно, что в Каинский уезд Томской губернии между 1825 и 1830 гг. переселились (уже выяснил, что из Сосновского уехали в 1816 г., информация будет позже):
Фома Григорьевич (ок. 1775 г.р.) и Леонтий Григорьевич.
Леонтий был "исправщиком" треб и тоже активно участвовал в организации единоверческой церкви уже в Каинском уезде, где был образован в 1836 г. первый в Томской епархии единоверческий приход (об этом подробно рассказано в статье, упомянутой выше).
444.jpg555.jpg
Единоверческие церкви в с. Сосновском Шадринского уезда в 1832 г., затем в Устьянцево Каинского уезда в 1836 г., наконец в самом Шадринске в 1839 г. были построены при содействии (в т.ч. финансовом) Шадринского купца Зота Черепанова (последняя – на территории его усадьбы).
666.jpg

Всех этих Кетовых удалось найти в исповедной росписи деревни Сосновской за 1800 г.:

18. Степан Никитич Кетов вдов 87,
дети его: Григорий 45, Акилина 46,
Григорьева жена Меланья Поликарповна 46,
дети их Фома 21, Григорий 19, Леонтий 13, Матрона 18, Меланья 10, Евдокия 8
19. Иван Степанович Кетов 42, жена ево Настасья Карповна 41,
дети их Пантелей 18, Иван 13, Аврам 12
333.jpg

Таким образом, Панкратий (ок. 1782 г.р.) и Леонтий (ок. 1787 г.р.) Кетовы были двоюродными братьями. Вот почему оба они участвовали в открытии церквей!

Их дед Степан Никитич (ок. 1713 г.р.) и его отец Никита Максимович (ок. 1674 г.р.) Кетовы в 1-й половине XVIII в. проживали в деревне Иванищевых (позже село Иванищевское).


Из других древних Кетовых раскольниковых нашёл в литературе такое упоминание. Сюжет о беглом попе (источник: Корепанов Н.С. О Тыне Заречном).

В 1737 г. из Кунгура в Екатеринбург прислали арестованного старообрядца Федота Мокрецова, 27 лет. На допросе он показал, что родители его, обычные православные, ушли с ним на речку Сиву, потом жили на Уткинском заводе Демидова и на Юговском заводе Осокиных).
Правда, на других допросах «Мокрецов» дал несколько иные показания. Они довольно примечательны для характеристики взглядов «простых» староверов, поэтому процитируем их: «Зовут меня Федотом Григорьевым сыном Кетовым, и оное мне имя белеческое. А что в росписи Пермской канцелярии мне отечество и прозвище написано, и оное с чего учинено – не знаю… И с церковию ныне соединиться не желаю. Как оный отец мой, так и я в раскол впали, живучи при Уткинском заводе Демидова в приписной Верх-Сылвинской деревне, от тутошнего жителя Никиты Аверьянова сына Аврамьева, который по тому своему расколу увезен в Тобольск назад тому года с три и тамо умре. А мы с матерью моею и поныне обретаемся в расколе. С церковию не согласую за тем, что крестят и венчают против Солнца. Также и креститься повелевают троеперстным сложением, а не двоеперстным».



Что ещё известно? До постройки в 1832 г. церкви в Сосновском единоверцы Шадринского уезда обращались в Спасскую (Толстиковскую) единоверческую церковь г. Екатеринбурга. В 20-е гг. XVIII в. священником при Спасской церкви был Андрей Павлович Попов. Его отец Павел Иванович Попов священствовал при той же церкви лет десять (1810-1820 гг.). В сентябре 1835 года Андрей Попов по распоряжению епархиального начальства Екатеринбургским духовным правлением был командирован в разные уезды Томской губернии, где пробыл три года и 11 месяцев. О нём уже рассказывалось вот в этой статье об Устьянцевской церкви в разделе "Штат священно- и церковнослужителей".


P.S. Сейчас жду архивные дела по этой истории из РГИА. Буду писать продолжение статей про сибирских единоверцев до переезда в Устьянцево.
Лайк (1)
Leontiya

Leontiya

ПОМОЩЬ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ ПЕТЕРБУРГА
Сообщений: 9703
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8958
РГИА
Шифр
Ф. 796 Оп. 186 Д. 3077
Заголовок
По прошению личного почетного гражданина Андрея Феодоровича Сорокина, живущего в городе Павлодаре Имской епархии о разрешении ему с семейством (на основании именного высочайшего указа 17 апреля 1905 года) исполнять духовные службы в единоверческой церкви села Устьянцевского Канюского округа Томской епархии.
Крайние даты
10 мая 1905 г.
---


Комментарий модератора:
Видимо не утвердили, так как в это время должность священника занимал А.А. Кожевников
snimok.jpg
Подробнее см. статью "К истории Успенской церкви села Устьянцева Каинского уезда".

Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Новая информация из жизни села
Как известно, попечительницей церковноприходской школы в Устьянцево была Елена Митрохина. К рождеству 25.12.1899 она за свой счёт устроила для учащихся ёлку.

«Нельзя не отметить отрадного события в жизни нашего захолустного села. По инициативе и на средства попечительницы местной школы Е.Е. Митрохиной, для учащихся была устроена ёлка. Собрались полюбоваться детскими играми родители учащихся и масса публики. Праздник прошёл очень весело; дети стройно и с одушевлением и вели доступные им песни, занимались играми; детская радость одушевляла и взрослых. Митрохина и в прошлом году также устраивала для учеников на свои средства ёлку; к нынешнему празднику Рождества Христова она сделала всем учащимся в школе ценные подарки: 35 мальчикам по новой паре - блуза и брюки, и 7 девочкам по платью с фартуком. За эту добрую заботливость дети благодарили Е. Е. поднесением ей адреса от всех учащихся в школе.» [Сибирская жизнь. Томск, 1900. №19. С. 3]

elka.jpg
Лайк (1)
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Подробное хозяйственное описание деревень государственных крестьян и инородцев Томской губернии. 1840 г.

Селения Нижне-Каинской волости Каинского округа

18. Село Устьянцово

В нем оседлых крестьян 77, поселенцев 41, ссыльнодряхлых 13, домов 49

Домашние обзаведение и строения в хорошем состоянии, дома расположены без порядка, внутренне их помещение – обыкновенное крестьянское.

Селение построено при озере Утячьем на земле глинистой, покрытой хорошим слоем чернозёма, почва пахотных и сенокосных полей хороша, есть местами солонцы, озёра и болота.

Скота у крестьян достаточно, лошадей держат от 3-х до 20-ти, а некоторые крестьяне имеют значительное их количество.

Доходы крестьянина простираются в сложности до 80 рублей серебром.
_img_0869.jpg
_whatsapp_image_2022-03-23_at_16.38.29_(1)_kopiya.jpeg _whatsapp_image_2022-03-23_at_16.38.30_kopiya.jpeg


Ведомости о промыслах государственных крестьян Томской губернии. 1840 г.

Селения Нижне-Каинской волости Каинского округа

Деревня Устьянцова, домов 27, душ 77
Кузнецов - 2, средний ежегодный доход - до 50 руб.
Торговлею деланных кож - 1, средний ежегодный доход 180 руб.
whatsapp_image_2022-03-23_at_16.14.26.jpeg
whatsapp_image_2022-03-23_at_16.00.50_(1).jpeg whatsapp_image_2022-03-23_at_16.00.53.jpeg


---
Служилые люди южных уездов XVII - нач. XVIII вв.
Справочные материалы, родословные, публикации
Краеведческие статьи
Для донатов 👉
Лайк (3)
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527
Село Круглоозерное

В настоящее время деревня Круглоозерка, Барабинский район, Новосибирская область (см. на карте). Не путать с современным селом Круглоозерным Убинского р-на.

В Устьянцево в 50-60-е гг. XIX в. было более 10 дворов православных крестьян, которые стали прихожанами соседнего села Круглоозерного, когда там появилась церковь. В свою очередь в Круглоозерном проживали пара дворов единоверцев, которые ходили в церковь Устьянцево. Здесь привожу краткую справочную информацию об этом населенном пункте.

В 1816-1825 гг. носила название деревня Круглого озера (Кругленького озерка), относилась к Казанской волости Каинского уезда, входила в приход Спасской церкви города Каинска.
krugl-1816.jpg krugl-1821.jpg krugl-1825.jpg
В исповедных росписях за 1806 г. еще не упомянута. В метрических книгах упоминается по меньшей мере с 1812 г.

В 1816 г. - 5 домов, в 1821 г. - 5 домов, в 1825 г. - 9 домов.

Фамилии первых жителей (указан самый ранний год упоминания из ИР за 1816, 1819, 1821 и 1825):
Аксенов (1825), Замятин (1816, ямщик), Зломанов (1816, ямщик), Крючков (1816), Некрасов (1816, ямщик), Нелюбин (1816, ямщик), Сингаев (1816), Петров(ский) (1816), Харлов (1825), Чернов (1825).

Фамилии, упомянуты в единичных случаях, или не имевшие детей (в т.ч. подворники и т.п.; выписаны не полностью):
Зайков (1821), Ильин (1816), Кузнецов (1819), Люляев (1816), Несветов (1819), Паташенко (1819), Поспелов (1825), Урмаев (1816), Хлопов (1819), Цыпенев? (1819), Чайковский (1816-25).

В 1834 г. построена церковь в Зюзе в (сведения отсюда). С этого момента деревня вошла в к приход села Зюзинского.

Согласно хозяйственному описанию за 1840 г. – деревня Круглоозерная. В ней уже 53 дома. Оседлых душ 55, неоседлых 3, причисленных поселенцев и ссыльных 64.
krugl-1840.jpg
В метрических книгах Зюзинской церкви в 1840-х в основном упоминается как деревня Круглинская. В метрических книгах единоверческой церкви села Устьянцево – как деревня Круглоозерная (в деревне было несколько дворов единоверцев, например, Гостевы), в том числе в марте 1854 г. записана еще как деревня.

Церковь Николая Чудотворца в Круглоозерке построена в 1854 г., службы начались по-видимому осенью. С этого момента село Круглоозерное.
krugl-1855.jpg
Согласно клировым ведомостям в церкви хранились приходно-расходные книги (для учета свечных и других церковных доходов и расходов), выданные Колыванским духовным правлением 07.09.1854 (прошнурованы и скреплены печатью). Метрические книги и исповедные росписи – также хранились с 1854 г. Все это косвенно свидетельствует, что предшествующей церкви в селе не было.
krugl-1862.jpg
Подробно история села и церкви не рассматривалась. Приведу заметку о церкви, составленную в ходе ее посещения епископом Макарием летом 1893 г. [ТГВ 1894, №6, с.18-19]
krugl-1894.jpg


Лайк (2)
derrik22
Участник

derrik22

Сургут
Сообщений: 73
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 64

Dim-ev написал:
[q]
В настоящее время деревня Круглоозерка,
[/q]

В Круглоозерке был сад с ранетками, мы пацанами из Бадажков ездили туда на великах за ними.
---
Махнёвы из Вятской губернии и Тарского уезда Омской области
Сосновские из Викуловского района Тюменской области..Никитинские из Вологодской губернии и Кузедеево. Паутовы с Алтая и Урала.
derrik22
Участник

derrik22

Сургут
Сообщений: 73
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 64

Dim-ev написал:
[q]
Согласно хозяйственному описанию за 1840
[/q]

Этот документ есть в доступе? Хотелось бы узнать, есть там подобное описание д.Бадажковой?
Я пока нашел упоминание о ней только начала 19 века.
---
Махнёвы из Вятской губернии и Тарского уезда Омской области
Сосновские из Викуловского района Тюменской области..Никитинские из Вологодской губернии и Кузедеево. Паутовы с Алтая и Урала.
Dim-ev
Модератор раздела

Dim-ev

Сообщений: 2084
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2527

derrik22 написал:
[q]

Dim-ev написал:
[q]

Согласно хозяйственному описанию за 1840
[/q]


Этот документ есть в доступе? Хотелось бы узнать, есть там подобное описание д.Бадажковой?
Я пока нашел упоминание о ней только начала 19 века.
[/q]

Этот документ из РГИА, в открытом доступе вряд ли есть... Постараюсь в ближайшее время выложить фрагмент по Бадажкам вот в этой ветке.

А из Бадажков у меня Андреевы и Чернышевы. Первые примерно до 20-30-х гг., вторые - до начала XX века.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 Вперед →
Модератор: Dim-ev
Вверх ⇈