Сибирь и Дальний Восток
Генеалогические находки по Сибири и Дальнему Востоку
d_tropin | Наверх ##
24 мая 2022 16:27 24 мая 2022 22:25 Онуфрий Степанов
Годы жизни: 1 сентября 1610 года — 30 июня 1658 года, служилый человек, сибирский казак, исследователь реки Амур. Продолжатель дела Ерофея Хабарова. Участник Русско-маньчжурских пограничных конфликтов.
После ареста Ерофея Хабарова и его отъезда в Москву осенью 1653 года Онуфрий Степанов был назначен его заместителем в Даурии, в верховьях реки Амур
(л. 74) «От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, в Сибирь, в Даурскую, и в Дючерскую, и в Гиляцкую земли служилым людем Онофрею Степанову с товарыщи.В прошлом во 160 году по нашему указу послан был от нас в Даурскую землю для нашего дела Дмитрей Зиновьев, и в нынешнем во 163 году Дмитрей Зиновьев из Даурские земли к Москве приехал, а привез с собою нашу соболиною казну вашего збору»
Реконструкция Багрина Е.А. и Фомина Н.Д. костюма и комплекса вооружения «амурских» казаков О. Степанова в 1650- е годы.
РГАДА Ф.214-3-508 - Отряд Афанасия Пашкова в даурских землях, челобитные
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
24 мая 2022 20:37 РГАДА Ф.214-3-508 - Отписки о находившихся в даурских землях командира Афанасия Пашкова и челобитные команды его служилых людей о даче денежного и хлебного жалованья.
(л. 106) Указ Сибирского приказа архиепископу Сибирскому и Тобольскому Симеону о поручении отправленному в Даурскую землю воеводе А.Ф. Пашкову поставить острог, а в нем храм во имя Воскресения Христова, и посылке с ним протопопа Аввакума
"...послати протопопа Аввакума, и как к тебе ся наша грамата придет, и ты б, богомолец наш, велел послати из Тоболска в Енисейской острог к Офонасью Пашкову черного попа да дьякона белого..."
(л.117) Указ Сибирского приказа в Илимский острог воеводе Б.Д. Аладьину о выдаче жалованья солью протопопу Аввакуму, черному попу и дьякону, отправленным вместе с экспедицией А.Ф. Пашкова в Даурскую землю
"и как к тебе ся наша грамота придет, а из Енисейского острогу с воеводою с Офонасьем Пашковым протопоп Аввакум и черной поп и дьякон в Илимской острог придут"
(л.137) Указ Сибирского приказа стольнику и воеводе И.П. Акинфову о посылке из Тобольска в Енисейский острог протопопа Аввакума с семьей и назначении им денежного и хлебного жалованья из енисейских доходов
"Енисейского острогу стольнику Ивану Акинфову тобольского протопопа Аввакума а для той Даурской посылки жалованье деньги и хлеб "
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
26 ноября 2022 15:46 27 ноября 2022 0:36 Сколько дней занимало путешествие из Нерчинска в Москву в конце XVII века
🔍 Рассмотрим путь сына боярского Григория Лоншакова, ехавшего в 1690 году с дипломатическим посланием из Китая через Нерчинск, вместе со спутником, казаком Федором Корниловым. Приведен перевод документа*, хранящихся в фонде №214 Сибирского приказа Российского государственного архива древних актов:
📖 «// л.276 В нынешнем 7200 (1692) году генваря в 1 день объявился в Сибирском приказе выборной тобольской даурской казак Федка Корнилов. А в допросе сказал в прошлом де во 7198 (1690) году на четвертой неделе Великого поста. Послал ево Федку из Нерчинска стольник ево Федор Скрипицын с нерчинским сыном боярским Григорием Лонщаковым и ехали они с ним Григорием из Нерчинска до Иркутска три недели, а от Иркуцка до Енисейска четыре недели. А с Енисейска до Тобольска шли водяным путем недель с шесть. И в Тобольску ж нерчинской сын боярский Григорей Лоншаков заскорбел и жили ж заболезною в Тобольску недель з двацать и как ж Григорей Лоншаков обмогся и на первой неделе Филипова (Рождественского) поста ис Тобольска поехал к Москве и на дороге у Соли Камской Григорей Лоншаков заскорбел и на третей день умре а которой де борошень (т.е. пожитки) остался и тож все взял себе человек иво Григорея Ивашко Антонов. А от Соли Камской ехали Федка к Москве с человеком Григорья Лоншакова и на Москву тот борошень человек иво Григорея брал сыну иво Грегореву Ивану Лонщакову».
Однозначно можно сказать, что путь служилых людей начался в апреле 1690 по юлианскому календарю, а закончился явкой непосредственно в Сибирский приказ в Москве в январе 1692 года.
Но давайте разберем этот путь в несколько этапов. Группа служилых людей выехала из Нерчинска и не менее 4 месяцев была в пути до Тобольска, а чуть более 6 месяцев Григорий Лоншаков был в болезни. Выехали из Тобольска в первую неделю Рождественского поста, т.е. в начале декабря 1690 года, по Бабиновской дороге. Умер Григорий под Солью Камской, но когда именно, не указано. В тот момент они проделали уже более 5000 километров. Приведена исключительно ознакомительная геокарта с отображением пути для понимания километража. Конечно, она не отражает путь группы и тем более его водную часть пути.
Спутник же Григория, казак Федор Корнилов, добрался до по Арской дороге до Москвы и появился Сибирском приказа в январе 1692 года. Сколько времени ушло на остановки, проверки и ожидание явки в сам приказ, сказать трудно. 🧭 А вот два года в пути и тысячи километров – это очень серьезное испытание. Именно начало русско-китайских дипломатических отношений по результату второй героической осады Албазина в 1686-1689 годах и заключенного Нерчинского договора 1689 года, заставили руководство Русского государства серьезно задуматься о создании единого пути в Сибирь. И только после очередных дипломатических разборок с Китаем в 1725 году правительство принялось за обустройство Сибирского тракта. Такт был закончен в середине XIX века.
*РГАДА Ф.214-3-544 - Сыск воеводы пустозерского Прокофия Коптева про сибирских самоядов и пропустозерского воеводу Ивана Лошакова о том, что он будучи в Пустозерском остроге делал разные злоупотребления (1690е годы).
Денис Тропин, генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
25 марта 2023 22:42 25 марта 2023 23:56 Чем питались служилые люди Русского государства в походахВсегда интересовал вопрос: чем же питались служилые люди XVII века в походах? И в одном из документов [1] РГАДА фонда Сибирского приказа есть вариант ответа на этот вопрос касательно послов из числа русских служилых людей. Конечно, рацион людей в военном и посольском походах имеет различия. 🔍 Основной целью было изучение трудового и воинского пути сына боярского Григория Лоншакова. Последние месяцы его жизни описаны в посте: «Сколько дней занимало путешествие из Нерчинска в Москву в конце XVII века» https://forum.vgd.ru/post/6171...pp4335125.Но в этом же документе, буквально на последующих листах, приведено прекрасное описание выдачи кормовых запасов отряду, возвращавшемуся с дипломатической миссией из Китая. Конечно же, с учетом положения человека в воинской иерархии. Этот отряд и возглавлял Григорий Лоншаков. Разберем пример. 📜 Из расспросов бывшего Албазинского подьячего Хмелева «в нынешнем 1692 году генваря в день 3 … в Сибирском приказе». «л.279… сын боярской Григорей Лоншаков послан был в Китай и он ж Афонка с ним Григорем в Китаех был же. А служилых людей с ним Григорием людей сорок да торговых ж людей и с ним работных же людей сорок восемь и как ж Григорей Лоншаков и служилые люди на канун /…/ июле ж и в дороге даванных корму до китайского государства сыну боярскому по барану. Да рядовым на десяток по барану да по чашечке ж крупы просяной на день. А какой сын боярской со служилыми людьми пришли в китайское государство и в то ж время поставили их на посольской двор и того ж числа взяли их в приказ служилым и приняли /…/ поставили на посольской же двор и корму им давано на посольским дворе сыну боярскому по барану, по гривенке (1) масла коровья, по два фунта (2) муки пшеничной, поверху тарасуну (3) такое ж как вино цельное (4). По пять редек соленых да постных по рыбке малой, по пятнацат яблок. По два куля грецких орехов. Пятидесятникам по барану, по два фунта муки пшеничной, по гривеннике масла коровья, по ведру тарасуну. Десять человек служилых людей по барану, пошти фунту мяса говяжья по полтрети гривенки муки ржаной по ведру тарасуну на день». 1) Гривенка – весовая мера в 204,75 гр, половина гривны. 2) Фунт – весовая мера в 0,41 кг. 3) Тарасун – алкогольный напиток, который пьют буряты Сибири. 4) Вино цельное – вино с высоким содержанием алкоголя. 🏹 Добавим к этому всему прокорм от охоты в течение похода. Нет понимания по хлебному запасу. Но очевидно, что хлеб не представлял для китайцев той ценности, что он имеет для русских. Как видим, вполне себе нормальный рацион. Источник: [1] РГАДА Ф.214-3-544 - Сыск воеводы пустозерского Прокофия Коптева про сибирских самоядов и пропустозерского воеводу Ивана Лошакова о том, что он будучи в Пустозерском остроге делал разные злоупотребления (1690е годы). Денис Тропин, генеалог denis-tropin@yandex.ru Изображение: В.Федоров. Епифанские казаки 1650е года.
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
20 ноября 2023 16:55 20 ноября 2023 18:35 Картограф, исследователь и архитектор сын боярский Семен Ремезов
Семён Ульянов сын Ремезов является представителем служилого рода. Дед, отец и брат, все несли воинскую службу. Родился в Тобольске в 1642 году. В 1668 году он был поверстан на государеву службу в рядовые казаки в Ишимском острожке и служил под началом своего отца. В 1670 году его отец, Ульян Ремезов, был сослал в Березов после разбирательств государева сыщика Андрея Акинфова по деятельности тобольского воеводы. В 1682 году Семен Ремезов за усердную службу был верстан в дети боярские и направлен на службу в родной Тобольск.
Об этом нам говорят окладные тобольские книги служилым людям [1]:
Л.236 «В тобольских окладных имянных денежных списках 1686 года написано Старые дети боярские /…/ (л.237) По 7 рублев Семен Ремезов».
Помимо своих прямых служебных обязанностей сына боярского по участию в отражении набегов кочевников и стычках с немирным населением, сбора ясака, проведения переписей, деятельность Семена Ремезова была невероятно разнообразна.
1693 году пробует силы в иконописи. Например, его работой является икона «София Премудрость Божия», находящаяся на хранении в Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ. В 1695 году Ремезов разработал эмблемы для семи полковых знамён сибирских военных гарнизонов. В 1697 году составил чертёж реки Ницы, на которой располагаются множество поселений и слобод. С 1698 года начинаются проектные чертежные и расчетные работы перед возведением Тобольского кремля. В 1701 году завершена работа над «Чертежной книги Сибири». Её подлинник хранится в фонде Российской государственной библиотеки в Москве. В отечественной науке эта уникальная книга стала известна с 1842 года, когда было опубликовано её первое краткое описание. Через сорок лет «Чертежная книга Сибири» была издана в технике литографии. Факсимильное воспроизведение подлинника было сделано в 2003 году. В 1703 году Ремезов составляет «Чертёж земли Кунгурского города».
Как и водится в Русском государстве, службу Семен Ремезов тянул до старых лет, о чем говорит нам именная книга тобольским служилым людям от 1704 года [2]:
Л.201 «Книги именные тобольским ружником и дворянов и детем боярским и подячим и литовского и новокрещеных списков (л.202об) Дети боярские /…/ (л.203) По 11 рублев Семен Ульянов сын Ремезов».
В 1710-х годах, при губернаторе князе Матвее Петровиче Гагарине, Ремезов активно занят подготовкой чертежей для строительства множества исторических зданий Тобольска и уезда.
Последние известия о Ремезове относятся к 1720—1721 годам, тогда с ним встречались в Тобольске немецкий учёный и путешественник Д. Г. Мессершмидт и пленный шведский офицер Филипп Табберт-Страленберг. Год и причина смерти С. Ремезова неизвестны.
Архивные источники: [1] РГАДА Ф.214-1-1016 - Отписки о поставке в казну в Иркутск подрядчиками соли и хлебных запасов (1688). [2] РГАДА Ф.214-1-1376 - Книги именные тобольским служилым людям (1704).
Денис Тропин, краевед и генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | |
d_tropin | Наверх ##
13 января 2024 23:30 13 января 2024 23:31 Обокрасть отца и сделать карьеру в Сибири
Эта история произошла с потомками крестьян, выходцами из моей родной черносошной Цивозерской волости Устюжского уезда во второй половине XVII века. Крестьяне со временем стали посадскими и торговыми людьми Великого Устюга. Как говорит переписная книга [1] Великого Устюга 1646 года посадский человек Яков Цывозерец проживал в Пёсьей слободе с двумя своими сыновьями:
(л.26) «Слобода Песья (во дворе) Якунка Костянтинов (л. 26об) сын Цывозерец з детьми с Лучкою да с Ондрюшкою».
И всё бы хорошо, водились денежные активы, возили товар в Москву, кредитовали местных и сибирских людей, исправно платили подати. Но «Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Книга 3» (1908) сообщает нам о неприятном событии. Младший сынок, Андрей, обокрал отца и брата на значительную сумму в 485 рублей:
«1662, марта 20. Явка Якова Цывозерцова о побѣгѣ своего сына, укравшаго у него деньги, посуду и кабалы. Царю государю і великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великия і Малыя і Бѣлыя Росиі самодержцу, бьетъ челомъ и являетъ сирота твой Устюжанинъ Якушко Констянтіновъ сынь Цывозерцовъ на сынишка своево на Андрюшку Яковлева сына Цывозерцова. Вь нынешнемь, государь, во 170-мь году, въ Великой постъ, на другой недѣле съ понедѣлника на вторникь, сынъ мой Лука, будучи на Москвѣ, і тоть сынишка мой Андрюшка з двора моево збѣгъ ночью, а съ собою снесь моево Якушкова и сына моево Луки сто тритцать рублевъ денегъ да кабалъ на Сибирскихъ на служилыхъ и на Устюжанъ и на всякихъ промышленыхъ людей на двести на пятдесятъ пять рублевъ, да посуды житейской, платья и оружья, на сто рублевъ, и с тѣмъ нашимъ животомъ тотъ мой сынишко Андрюшка дѣлся невѣдомо гдѣ безъ вести. Милосердныі государь царь і великиі князь Алексѣй Михайловичъ всеа Великия і Малыя і Бѣлыя Росиі самодержецъ, пожалуй меня сироту своего, вели, государь, сию мою явку на Устюге Великомъ соборной церкви протопопу Владимеру з братьею принять и челобитье записать, Царь государь, смилуйся. На оборотѣ помѣта: 170-го, марта в 13 день, соборныя церкви протопопу Владимеру з братьею подалъ сию явку Яковъ Костянтиновъ Цывозерцовъ».
Вот так вот перспективный «сынишка» в одну ночь Великого поста стал состоятельным человеком. Сбежал он безвестно, пойман не был, в писцовой книге [2] 1675 года числиться лишь его брат:
(л.262об) «Улица Песья слободка (во дворе) Лучка Яковлев Цывозерцов у него подворник Петрушка Югов длина двора 14 сажен с аршином поперег три сажени с аршином, огородной земли 28 сажен без полуаршинны поперег 4 четыре аршины с полусаженью».
И проявляется этот перспективный молодой человек в «Сибирских городех», а именно в Верхотурье. Место весьма подходящее не только для безземельных или беглых крестьян, промышленных и охочих людей, но и для таких перспективных предпринимателей. Работа Валентины Ивановны Ивановой, научного сотрудника архива ЛОИИ АН СССР (НИА СПбИИ РАН), «Экспертиза частного акта в XVII века» от 1983 года сообщает нам, что Андрей Цывозерцев через неполное десятилетие после кражи отцовского имущества столкнулся с таким же перспективным человеком, как и он сам:
«В 1679 года устюжанин посадский человек Андрей Цывозерцев подал челобитную в Верхотурскую приказную избу с жалобой на галичанина торгового человека Кирилла Богданова сына Пестрякова. В этом году истекал срок уплаты 60 руб. по заемной памяти, которую написал своею рукою Кирилл Пестряков устюжанину Ивану Федорову сыну Жилину. От Жилина заемная память перешла (вероятно, за долг) к Андрею Цывозерцеву, тот предъявил ее Пестрякову к оплате, но последний платить отказался. В это время оба находились в Верхотурье, поэтому истец подал челобитную в Верхотурскую приказную избу, прося «дати суд». Вызванный на суд Кирилл Пестряков заявил, что у Ивана Жилина 60 руб. не занимал и памяти своей рукой не писал. Истец представил суду память, которая была предъявлена ответчику, а в дело был взят список [3]:
«Список с даной памяти слово в слово. На Кирюшке Богданове Пестрякове, галечанине, взять устюжанину Ивану Федорову сыну Жилину шесдесят рублев денег. А заплатить те денги на срок в 187-м году. А память писал я Кирюшка своею рукою. А позади подлинной памяти пишет помета дьяка Дмитрея Афонасьева: 187-го году апреля в 2 день. Взять к делу. Ответчик сказал, что ся заемная память рука не ево и денег он по сей памяти не займовал. А подлинную память истец Андрюшка Цывозерцев к себе взял»
На обороте: «К сему списку Ондрюшка Цывозерцов руку приложил».
Ответчик отрицал, что память написана его рукой, отрицал, что занимал 60 руб. у Ивана Жилина, но признал, что занимал 10 руб., «а в грамоте де он сам умеет». По приказу воеводы Р. М. Павлова и дьяка Дмитрия Афанасьева ответчику дали память «списывати», чтобы сличить почерк. Увидев, что отрицать свою руку бесполезно, Кирилл Пестряков признал, что писал память своей рукой, но на 10 руб./…/ Тогда спорная кабала была показана верхотурскому таможенному и заставному голове, трем подьячим приказной избы, двум площадным подьячим и семи приезжим торговым людям, т.е. в качестве экспертов было приглашено 13 человек /…/ Эксперты пришли к единому мнению, что буквы Ш, Е и С написаны той же рукой, что и память, и теми же чернилами. На основании этого заключения суд приговорил Кирилла Пестрякова обвинить, взыскать с него 60 руб. по заемной памяти в пользу Андрея Цывозерцева».
Ирония в том, что вор хотел ограбить вора, при этом «пострадавший» вор, Андрей Цывозерцев, еще и разбогател на 60 рублей. Помимо этого ранее он занимал у своего земляка-устюжанина Ивана Жилина 10 рублей. Т.е. украденные деньги закончились. При этом земляк явно его знал, понимал откуда он и что он делает в Сибири.
На этом ирония данной истории не заканчивается. Через несколько лет Цывозерцев объявляется уже в далеком Томске и ни кем-нибудь, а в качестве таможенного головы. Наказная память томскому таможенному голове [4] от 1681 года, находящаяся на хранении в Научной библиотеке Томского государственного университета, сообщает нам о новых финансовых делах Андрея Цывозерцева:
«Лета 7189 февраля в .../ Великого государя царя и великого .../ Феодора Алексеевича .../ Малыя и Белые Росии самодержца .../ воивода князь Иван Михаилович Колцов да дьяк Феодор Левонтьев .../ в таможенных головах в томском .../ дворе в таможне устюжанину посадскому .../ Андрею Яковлеву сыну Цывозерцову .../ во 189-м году февраля .../ Ивану Михаиловичу сыну Колцову .../ Феодору Левонтиеву а в отписке .../ в нынешнем де во 189-м году сентября /.../ к ним в Тоболеск с Устюга Великого .../ и воевода Степан Салтыков и прислал по государеву .../ устюженина посадского человека Андрея Цывозерцова и велено ему Андрею .../ бору Устж .../ посадских людей старом Маркова с товарыщи в Томскую в тамож .../ головах .../ таможенного головы .../ во место Коровина и к вере он Андрей на Ус(тюге) приведен и ныне он Андрей ис Тоболска в Томск отпущен /.../ И по указу Великого государя быть в Томске в таможенных головах Андрею Цывозерцову на Кирилово места Коровина».
Почему написано, что он был приведен к присяге (к вере) на Устюге, будучи в розыске, непонятно. Возможно, и даже, скорее всего, имеет место очередной незаконный изворот, например, взятка или покупка должности. Дальнейшая судьба Андрея Цывозерцева на данный момент неизвестна. Исследование томских книг даст понимание этого вопроса.
Конечно, Сибирь в те времена влекла к себе сребролюбивых людей с крепкой хваткой. Чего стоит земляк А. Цывозерцева, такой же сын зажиточного крестьянина – Ерофей Хабаров. В Сибири были нужны люди, которые любят деньги, умеют их считать, хотят и умеют управлять жестко. Как говорят про кризисных менеджеров: «он здесь, чтобы поправить свое финансовое положение и немного помочь организации».
Архивные источники: [1] РГАДА Ф.137 оп. 1 (Устюг) д. 215 - Переписная книга г. Устюга и Устюжского уезда (1645-1646) [2] РГАДА Ф.1209 оп.1 д. 511 – Писцовая книга Устюжского уезда (1675-1683) [3] СпбИИ РАН ф.28 «Верхотурская воеводская изба». [4] ОРКП НБ ТГУ. В-850 - Наказная память томскому таможенному голове Андрею Цывозерцову о взимании торговых пошлин (1681).
Денис Тропин, краевед и генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | Лайк (1) |
d_tropin | Наверх ##
29 февраля 2024 11:16 29 февраля 2024 17:03 Шертование бурят в Итанцинском остроге
Как известно, отношения между казаками, промышленными людьми и местными бурятами не всегда были гладкими. Ясак ясаком, но Нерченские переговоры 1689 года внесли множество корректив. Многие бурятские кланы после знакомства с русскими, имея старые отношения с китайцами, направили свои силы к Монголии и империи Цин. Но некоторые кланы остались на своих насиженных местах и платили ясак в Итацинский острог.
Итанцинское зимовье было основано в 1679 году возле устья реки Итанцы, впадающей в реку Селенгу, в 37 км к северу от будущего Удинского острога, что ныне город Улан-Удэ. Местность вокруг зимовья была населена бурятами.
После осады Албазина состоялись Нерченские переговоры 1689 года. Русское государство направило на переговоры посольство стольника Фёдора Головины с военизированной группой из полутысячи московских стрельцов и 1400 казаков.
Документ 1691 года (*), приводящий к шертованию местное население, рассказывает нам о присяге на верность Русскому государству местных старост и начальников:
«(л.27) Тогож числа Баорахаева улусу да по своей вере шерстовал и пищал целовал в правду сказал в прошлом во РЧД (1665) и во РЧЕ годех он то да и Великих Государеи ясаку не плачивал для того для того был он мал и не женат /…/».
«(л.29) Декабря в 2 день Бамбахаева улусу Абулу Барчи Онинеи, Жиряй Часучи, Убацахаи Цатнар, Укилей Баяр по своей вере шертовали пищал целовали и в правду сказали. Бывшей прикащик Фирс Потапов и с Абулуна с товарищи налоги и обиды не чинывал /…/
(л.29об) Абулуново знамя Борчеево, Жиряеево (лук), Часучиево (лезвие), Цатнарово (лук), Баярово (лук)».
«(д.39) Того числа из Орбаева роду Содо Хусох Донекерей, Бичихан Ирбах, Сохутай Тадухон, Шохдо Тапкай по своей вере шерстовали пищал целовали и в правду сказали. Бывшеи Итанцынскои прикащик Фирс Потапов им Сохдою с товарищи восми человекам обид и налоги не чинивал и головщинами их не розришал /…/.
(л.39об) Содо (копье), Бичихан (копье), Тодохое (лезвие), Ирбах (лук), Сохутаи (копье), Шохдай (копье), Тапкаи (лук)».
На оборотных листах собственноручно поставлены тамги - родовые знаки в виде знамени или оружия. Из документа мы видим, что русская власть проверяла местное бурятское население на лояльность: кто и как платил ясак до исхода их соплеменников в Монголию.
Судьба ушедших под монгольскую руку довольно печальна. Кто ушел в Монголию – стали людьми второго сорта. Им тяжело было встроиться в феодальную систему, их подвергали серьезной эксплуатации в боевых действиях, сваливая на них черную работу. Поэтому буряты, ушедшие к монголам, переставали быть бурятами и становились монголами второго сорта. Спустя века это нивелировалось, но процесс был болезненным.
Архивный документ: (*) РГАДА Ф.1141 оп.2 д. 57 - Дело о злоупотреблениях приказчика Итанцынского зимовья Ф. Потапова (1691).
Денис Тропин, генеалог denis-tropin@yandex.ru
--- Генеалогические исследования, архивный поиск, перевод скорописи и копирование дел в РГАДА
Дневник d_tropin | | Лайк (1) |
|