Свой рассказ о поездке в Харбин на Всемирный конгресс прислала Наталия Лалетина из Латвии
КАК ЖИВЕШЬ МОЙ ХАРБИН – НИ ХАО!
Харбин – моя Родина, малая или большая, но она моя! С годами все больше и больше убеждаюсь, что это только так. Он остается в воспоминаниях, сравнениях, снах и рассуждениях о смысле жизни и бытия, он всегда рядом, он всегда со мной. Там прожита первая треть моей жизни, но она сильнее воспринимается, как самая что ни на есть светлая и радостная. Пусть меня осуждают мои друзья соотечественники и земляки и вновь обретенные на исторической Родине, но я за ту первую треть своей жизни там вросла в него, в Китай, родной Харбин, как только может врасти дерево в чужеродную почву.
И вот Харбин… Июнь, 2017 год, Всемирный Конгресс уроженцев Харбина.
Раздумия – ехать-не ехать, побывать там в последний раз, сколько жить осталось… Как увидеть Харбин и… Отсылаю напрочь все раздумия и домыслы и собираюсь в дальний путь. А он действительно дальний, нужно определить такой маршрут, чтобы с наименьшими затратами сил, времени и средств, что ни мало важно, добраться из западной точки обитания, Огре, где сегодняшнее неласковое лето с дождями и холодами, - в северо-восточную, обещающую, батюшки, до сорока, жаркую погоду!
Ночь в скором поезде Рига – Москва, переезд в аэропорт Шереметьево, ожидание до позднего вечера и, наконец, по выросшей в момент толпе пассажиров у стойки («порт назначения Вухан» - юг Китая, быв. Ханькоу) - китайцев, возвращающихся на свою родину после туристических путешествий, встаем на регистрацию. Они все едут домой, с дорожными сумками, полными сувениров, гостинцев и массой полученных впечатлений, а мы, двое русских, как два зёрнышка, попавшие в горсть гороха, затерялись в массе! Но вот посадка состоялась, самолет китайской Компании со стюардессами красавицами-китаяночками, говорящими только по-английски. Пытаюсь спросить по-китайски, не слышат и не отвечают, но очень вежливые и улыбающиеся и еще очень заботливые. Конечно же предлагают поздний ужин, лететь-то 8 часов до Вухана. Он состоит из говядины и курицы на выбор, с рисом и массой овощей, фруктов и соков, и, конечно, чай. В салоне оживление, народ еще не угомонился от свершившейся посадки, делятся впечатлениями, кто-то уже уткнулся в планшет, а кто-то включил перед собой телевизор и надел наушники.
Надо сказать, беру всегда в помощь при перелетах кресло-тележку с сопровождающим, это удобно, т.к. не надо блуждать в поисках своего терминала, он доставит прямо к трапу самолета. В этом случае тоже воспользовалась такой удобной и бесплатной услугой. Когда уже прилетели в Вухан, проводница-красавица объявила, что у трапа дожидается меня встречающий помощник с коляской. Здесь, в аэропорту Вухана нам необходимо было ждать пересадки в самолет для дальнейшего следования в Харбин, три часа. Но тут произошло неожиданное. Наш провожатый помощник вёз-вёз лабиринтами и вывез нас из аэровокзала на проезжую часть улицы. Надо сказать, Вухан – это уже юг Китая, и здесь диалект южный, спрашиваю по-китайски, что дальше, не понимает. Потом кое-как мы поняли (мы – это я и моя спутница Наташа редактор моих книг), что надо перейти в наш терминал через улицу, ходьбы туда 5 минут. Какая-то получилась заминка, он стоял и что-то говорил подошедшей женщине. У нас было в запасе три часа времени, но, находясь в чужой среде без языка, как-то было неспокойно, хотелось быстрее оказаться в нужном терминале и там ждать рейса. Мы волновались и не зря. В их разговоре мы уловили слово «такси». Стало в момент понятно, торг: нас он везти по улице не хочет, но есть выход – такси.
Тогда я спрашиваю, сколько же юаней на такси? Но он-то не дурак, понял, что мы иностранцы, и явно у нас нет юаней! 10 долларов, говорит. Что делать, выход один – соглашаться, и мы, на вмиг оказавшемся такси, едем «на кулички», минуя какую-то развязку, мост, окружную дорогу, и попадаем на свой терминал.
Такому решению наша поспешность не увенчалась успехом, рейс отложили еще на два часа из-за отсутствия трафика! Волглая жара, юг – он и есть юг, близость моря, тропики… Везде в помещении кондиционеры, прохладно. Какое-то у стойки шевеление, обрадовались, но… оказалось, принесли пассажирам обед в коробочках довольно весомых: рис и овощи с мясом. Всем раздали по коробке, и все принялись за еду. Но мы были сыты еще с самолета, да и осталась своя припасенная из дома еда.
Итак, после пятичасовой отсидки в ожидании нашего самолета, летим в Харбин!
Опять кормят и опять рис и говядина или курица, все с обилием овощей и фруктов. Этот рейс длится всего три часа.
Подлетаем к моему давно оставленному городу, сердце учащенно бьется, не от высоты и плавной посадки, оно стучит, что я с ним вот-вот увижусь и вдохну его родной воздух… Здесь уже наготове портовый помощник с креслом-тележкой, и мы, не могу опомниться, уже выходим из порта, и нас встречает милая девушка-волонтер в желтой футболке (это их волонтерская униформа) и на русском приветствует нас с прибытием! Тут же уже ждет машина, и мы едем в город. Мысленно представляю, когда-то за городом, за японским памятником Чурэйто, за ипподромом был аэродром. Нас дальше Чурэйто не водили, и то раз или два весной полоть траву возле него
. На ипподром, где были бега и скачки, водил меня мой папа, да и то за всю мою детскую жизнь может быть два-три раза, после всех этих походов всегда
разболевалась голова.
Опять в голове мелькает мысль, где же мы едем? А едем довольно долго, ведь по пути должен быть сначала Сад-город, потом Старый Харбин, потом Мадзягоу.
Если ехать по Гоголевской улице, потом по Новоторговой, то будет Чурин, потом на Пристань через виадук. А если по Старохарбинскому, или Хорватовскому шоссе, то упремся в Соборную площадь и по Вокзальному проспекту до вокзала и опять через виадук на Пристань. А на Пристань потому, что едем в отель «Модерн!».
Так я рассуждала про себя дорогой в двадцать километров. Но, вот главное, те приметы, о которых я подумала, не попались в мое поле зрения.
Я не увидела ни Чурина, ни клумбы-снежинки вместо снесенного Собора, ни даже знаменитого и всем известного виадука, через который когда-то было нимало хожено пешком на Пристань, если не было денег на трамвай, или трамваи не ходили.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Первая фотография--- омские харбинцы с Юйцзей Цзи...