На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Существуют две версии происхождения фамилии Михайловский.
По первой версии фамилия Михайловский относится к так называемым «патронимическим» еврейским фамилиям, т.е., к фамилиям, образованным от мужских личных имен. Как правило, таким именем служило имя отца или деда, однако оно было не случайным, а родовым, «династическим» именем, передававшимся из поколения в поколение. В разных общинах традиции именования детей были несколько различными, но во всех еврейских семьях существовали имена, которые появлялись постоянно, с определенной периодичностью.
По звучанию «патронимической» фамилии обычно достаточно легко определить, какое имя в данной семье на протяжении поколений входило в набор «династических» имен.
Фамилия Михайловский происходит от мужского имени Михайло, которое является одной из форм танахического имени Михаэль.
Как написано в книге пророка Даниэля, Михаэль – имя ангела-защитника еврейского народа. Имя Михаэль означает «Кто подобен Всевышнему».
Согласно Аггаде и различным мидрашам, архангел Михаэль присутствовал при всех моментах жизни наших праотцев. Михаэль спас Авраама из «печи огненной» и был учителем Моше. Он возвестил жене Авраhама Сарре, что она родит сына, а Лота он спас от гибели в Сдоме. Это Михаэль спас Ицхака от смерти на жертвеннике, заменив его барашком. С архангелом Михаэлем боролся Яаков и получил от него благословение. По традиции, когда наступит день воскресения мёртвых, Михаэль вострубит и восстанут умершие.
По другой версии фамилия Михайловский относится к так называемым «топонимическим» фамилиям, то есть к фамилиям, образованным от названия города или местечка, в котором проживали первые носители фамилии.
В этом случае фамилия Михайловский могла произойти от названия деревни Михайловка. Деревни с таким названием расположены вблизи таких украинских городов как Васильков, Канев, Сквира, Тараща, Литин и т.д.
Фамилия Михайловский в дореволюционной России встречалась в Могилевской, Киевской и Бессарабской губернии. Источник
Далее - размышления на тему: Лида (со слов свекрови) или Ляды (там живут родственники)?
Лида - город Гродненской области, административный центр Лидского района.
Ляды — агрогородок, Волевковский сельсовет, Дубровенский район, Витебская область - прежнее название Глебово ранее - местечко Могилевской губ., Горецкого уезда, Ляды, происходящее от слова «лядо» — пустошь среди леса, место вырубки и выжига леса для нужд земледелия.
НИАБ, ф.333, оп.3, д.1105 О перечислении на крестьянина Липницкого 8 дес. земли из имения Тулятин Пинского у. дворянина Михаловского. ф.1842, оп.1, д.1 (Лидский подкоморский суд) лл.340 и далее - упоминается пан Доминик Михаловский (прим. 1770 г.)
[/q]
Zabellisa написал:
[q]
РГВИА фонд 395 оп.60 ч.1 2-е отделение 1 стол - дело № 1229 Рапорт командира Рыльского пехотного полка подполковника Некрасова 1-го об исключении из списков портупей прапорщика Михайловского - 28.04.1816
и там же дело 2538 По сообщению Подольского военного губернатора Бахметева об исходатайствовании пансиона вдове капитана Михайловского,умершего от ран - 31.05-21.06.1816 г.
[/q]
Zabellisa написал:
[q]
РГВИА по Павловскому военному училищу - ф.319 дело №946
в алфавитном списке кадетов, окончивших корпус и выбывшем из него за период с 1837 по 1853 гг. за № 3 Михайловский 2-ой Петр Степанович - время зачисления 10.05.1826, прибыл 18.08.1826 из дворян в 1826 году при зачислении было 10 лет Могилевской губернии, католического вероисповедания 19.05.1839 года выпущен прапорщиком в Алексопольский Егерский полк
Здравствуйте! Михайловские проживали и в д. Бурая Дубровенского района
lady495 написал:
[q]
Михайловские в д. Бурая
Михайловский З. М.
Михайловский Федор - Михайловский Петр Федорович, р. 1922, участник ВОВ источник
[/q]
Комментарий модератора:
Спасибо большое!
--- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у.
Горецкий район расположен на северо-востоке Могилёвской области. Граничит с Дрибинским, Шкловским, Мстиславльским районами Могилёвской, Оршанским, Дубровенским районами Витебской, Красненским и Монастырщенским районами Смоленской областей.
Прошлое Горецкого района имеет богатую историю. Первые письменные сведения о территории района относятся к 12 столетию, когда эта земля входила в состав Смоленского княжества.
На границе ХІІІ и ХІV в.в. Горецкая земля вошла в состав Великого княжества Литовского.
С начала XVI столетия территория района стала ареной военных действий между Великим княжеством Литовским и Московским государством. В конце XVI в. большая часть территории района перешла во владение Льву Сапеге, будущему канцлеру Великого княжества Литовского.
Горки впервые упоминаются в документах "Литовской метрики"в 1544 году. "Устав о вольностях", полученный в 1619 году, предоставил городу независимость от местных феодалов. Известен он был и как ремесленный центр, в котором существовало свыше двадцати профессий.
По инвентаризации 1666 года Горы-Горецкое имение состояло из двух войтовств: Горецкого с 37 деревнями и Горского с 39 деревнями.
Во время Северной войны России со Швецией в 1708 году в Горках останавливался Пётр 1. Холм, где тогда располагались русские войска, теперь зовётся Петровой горкой. Живописные места на побережье реки Проня вдохновили побывавшего тут поэта Г.Р.Державина на создание стихотворений "Горки", "Мельник", "Виши", воспевающих красоту этого края.
С переходом под власть России в 1772 году Горецкая земля оказалась поделенной между четырьмя уездами новообразованного Могилёвского местничества российской империи: Оршанским, Чаусским, Мстиславльским и Копысским.
Новый период истории Горецкой земли начался с открытием в 1840 году Горы-Горецкой земледельческой школы, высший разряд которой впоследствии преобразовали в земледельческий институт — первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение.
В 1861 году Горки стали центром уезда. В утверждённом в это время положении о его гербе говорилось: "Изобразить в сем гербе, как главную эмблему города Горки, три горы, средняя выше других, а чтобы указать на занятие земледелием жителей города — вырастающие из гор колосья".
Горецкий уезд состоял из частей Оршанского и Копысского уездов. Площадь уезда составляла 2487 квадратных вёрст, проживало около 80 тысяч человек.
Открыв учебное заведение в провинции, царское правительство рассчитывало на то, что свободолюбивые идеи не проникнут в студенческую среду. Однако царизм просчитался. В апреле 1863 года в Горках произошло восстание под руководством боевого соратника К.Калиновского — Л.Звеждовского. К восставшим, захватившим власть, примкнула часть студентов, городских жителей и крестьян. Отряд двинулся к Кричеву. Однако вскоре в районе Пропойска (ныне Славгород) повстанцев окружили и разбили царские войска. За участие в восстании многих студентов и преподавателей приговорили к каторжным работам и сослали в Сибирь, а земледельческий институт закрыли.
За сравнительно короткий срок своего существования это высшее учебное заведение оставило глубокий след в развитии агрономической науки и сельскохозяйственного образования. Выдающимся учёным, воспитанникам и преподавателям института А.В.Советову, М.В. Рытову, А.И. Стебуту, М.Ф. Иванову на территории парка сельскохозяйственной академии установлены бюсты.
Славится наш край своим революционным прошлым. В семидесятые годы девятнадцатого столетия здесь действовало несколько народнических кружков. Доказательством тому служит найденное в Ярославле воззвание "Русскому студенчеству от Горецкого центрального кружка", в котором горецкие революционеры призывали студентов "сойти с почвы своих интересов и стать в строй борцов за дело народа". Активные выступления происходили в Горках и уезде в годы первой русской революции. В память о революционерах П.Бруцере и Ф.Ерофееве, погибших на демонстрации 16 января 1905 года, одна из центральных улиц города носит их имя.
В конце декабря 1917 года в Горецком уезде победила Советская власть. В её установлении деятельное участие принимал первый военный комиссар Горецкого уезда С.Д.Погодин, организовавший отряд Красной гвардии. В марте 1918 года С.Д.Погодин погиб. Ныне его именем названы железнодорожная станция улица в Горках.
С января 1919 года Горецкий уезд входил в состав БССР. С 26.04.1919 Горецкий уезд передан в Гомельскую губернию РСФСР, а 27.07.1922 года в Смоленскую губернию.
Горецкий район был образован 17.07.1924 года и входил в Оршанский округ (до 26.07.1930), делился на 12 сельских Советов: Горецкий, Городецкий, Горской, Котелевский, Красулинский, Ленинский, Любижский, Поленский, Понкратовский, Паршинский, Сеньковский, Чашницкий.
На сайте Familysearch.orgметрики по Лидскому уезду взяты с двух архивов ЛГИА и НИАБГр. Часть их метрик повторяются, т.к. в одном условно оригиналы метрик, а в другом дубликаты. Но при этом из ЛГИА на вышеупомянутом сайте выложены все имеющиеся там метрики, как раз до 1890 года. А из НИАБГр только условно половина и тоже до 1890 года, хотя там есть метрики вплоть до конца 1930-х годов. Исключение насколько я знаю только по парафии Эйшишки и паре соседних с ней - на сайте метрики до 1920-х годов. Возможно мормоны отсканировали и другие парафии также до 1920-х/1930-х годов, но всё не выложили.
Горки — в эпоху польского владычества городок Трокского воеводства, Оршанского повета. Начало евр. поселения в Г. относится к первой половине 17 в.: в местном кагальном пинкосе имеется указание о существовании здесь евр. общины уже в 1643 году. Смуты 1648—49 гг. и последовавший в 1654 г. поход Алексея Михайловича прервали почти на 20 лет местную общинную жизнь, которая возобновилась около 1669 г. Как и многие другие еврейск. поселения, Горецкая община возникла из факта аренды евреями местных помещичьих земель и угодий. Вот почему влияние арендаторов на общинную жизнь было здесь очень сильно вплоть до второй половины 18 в. Отсюда постоянная борьба между арендаторами и городом за права и преимущества кагала: обе стороны договариваются о пропорциональном представительстве в общинном самоуправлении (2 арендатора обязательно участвуют как по договору 1643 г., так и 1686 г.), а также об участии в депутациях к помещику. Кагалу часто приходится отстаивать как свои личные фискальные интересы, так и интересы населения от посягательств арендаторов. Споры между последними и кагалом часто доходили до суда Белорусской синагоги, а в 1699 г. — до Бреста. Горецкий кагал, обнимавший Г. и окрестности (главным прикагалком считались Горы), входил в состав Белорусской синагоги, и на съездах последней (в Могилеве, Шклове, Копыси, Быхове, Белыничах) встречаются представители этого кагала. По пинкосовой записи 1686 г., во главе кагала стояло 18 человек (7 тувим, 4 габаим, 3 алуфим, 4 даяним). Доходы кагала в конце 17 и 18 в. почти до разделов складывались из следующих основных статей: раскладочного налога (200 зл,), поголовного (100 зл.), на дома (100 зл.), с табачной монополии (40 зл.) и водочной монополии (300 зл.). Кроме местных и областных расходов, требовавших, по смете 1689 г., 600 злотых, на Горках лежали некоторые повинности в пользу Бреста как центра: на содержание брестского раввина 6 талеров ежегодно и 2½ рубля за райские яблоки. — Шведские войны нанесли сильный удар Гор. общине. Как свидетельствует запись 1718 г., община в эти годы не была в состоянии содержать постоянных кантора и резника. В первую четверть 18 века сильно возрастает налоговое бремя всех еврейск. общин и в том числе Горок. Здесь подвергаются обложению почти все предметы потребления и устанавливается 3-процентный налог на все торговые сделки. Сильные покровительством помещиков, арендаторы стараются избежать обложения. Горецкий кагал борется с этими лицами при помощи всех имеющихся в его распоряжении средств (отлучение, частичное лишение прав и т. д.). — По переписи 1766 г. (включая прикагалки) числилось 511 евреев.
К России Г. присоединены в 1772 г. Насколько плачевно было положение Гор. евреев в это время, видно из того, что в 1778 г. горецкому помещику пришлось выдать вспомоществование всем местным домохозяевам на ведение их торговых дел. С установлением при Екатерине II подушной подати для евреев (в двойном размере против христиан) Горецкий кагал назначил в 1796 г. двух специальных старост для сбора этой подати и сверх того 12 лиц, перед которыми первые двое обязаны были отчитываться. — В начале 19 в. горецкая еврейск. община пережила очень трудное время вследствие недоразумений с местным помещиком Соллогубом. Последний сначала (в 1806 г.) передал евр. арендные участки христианам, а в 1810 г. приказал выселить в один день всех евреев с их семьями. Если приказ и не был точно исполнен, то все-таки многие должны были оставить Горки, а материальное положение евреев ухудшилось настолько, что они были вынуждены прибегнуть к благотворительности других общин. Недоразумения тянулись 13 лет и были улажены только благодаря тому, что евреи обязались уплачивать Соллогубу непомерно высокую аренду. Пользуясь наступившим успокоением, в Горки устремляются евреи из других общин. Кагал борется с пришельцами, воспрещает сдавать им квартиры, резать мясо и даже не допускает их в молитвенные дома Г., мотивируя свои действия тем, что пришельцы, не участвовав в крупных расходах на обратное получение права жительства в Горках, теперь хотят воспользоваться плодами чужих трудов и, создавая конкуренцию, не дают оправиться исстрадавшимся коренным евреям. В Горецком пинкосе имеется также указание на борьбу с хасидизмом. В 1804 г. кагал запрещает частным лицам устраивать молитвенные собрания в своих домах под угрозой самых строгих наказаний. — Ср.: «Горецкий кагальный пинкос»; П. Марек, «Страница из жизни Горецкой еврейской общины», «Восход», 1903, V; Вил. центр. арх., кн. 3633 (бумаги Бершадского).
Ныне — уездн. гор. Могилевск. губ., преобразованный в 1861 г. из местечка Оршанск. уезда. В 1847 г. «Горское евр. общество» насчитывало 1.554 д. В 1897 г. в уезде жит. свыше 120 тыс., евр. 16.093, из этого числа в Г.: 6.735 и 3.029. Из местностей, в коих не менее 500 жит., евреи представлены в наибольшем проценте: м. Баево — жит. 906, из них 505 евр.; м. Дубровны — 7.974 и 4364; м. Ляды — 4.483 и 3.763; м. Романово — 986 и 634; м. Россасна — 1.060 и 327. — В 1909 г. в Г.: талмуд-тора, мужское и женское училища. — В октябре 1904 г. произошел погром евреев (без жертв).
ХРОНИКА ОСНОВНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА СМОЛЕНЩИНЕ (1708 – 2010 гг.)
1918 г., 31 декабря. В Смоленске провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. В ее состав включены территории Минской, Гродненской, Могилевской, Витебской и Смоленской губерний. 1919 г., 2 февраля. Смоленская губерния включена в состав РСФСР. 1919 г., 25 мая. Упразднена Могилевская губерния. Ее территория, в том числе граничащие со Смоленщиной Оршанский, Горецкий, Мстиславльский и Климовичский уезды, передана в состав вновь образованной Гомельской губернии. Через полтора года Оршанский уезд был передан в Витебскую губернию. 1919 г., 30 июня. К Смоленской губернии присоединены Микулинская, Руднянская, Любавичская и Хлыстовичская волости Оршанского уезда, часть Горецкого и почти полностью Мстиславльский уезд Гомельской губернии. 1922 г., 3 июля. Краснинский уезд упразднен, его территория передана в Смоленский уезд. Город Красный переименован в местечко Красное. 1922 г., 27 июля. В Смоленскую губернию переданы из Гомельской губернии Горецкий уезд, Шумячская и Надейковичская волости Климовичского уезда. 1922 г., 10 августа. Юхновский уезд в составе 19 волостей вместе с уездным центром передан в Калужскую губернию. Остальные 12 волостей этого уезда включены в состав Вяземского уезда. 1924 г., 4 февраля. Из Витебской губернии передан в состав Псковской губернии Велижский уезд. 1924 г., 3 марта. Из Смоленской губении в БССР переданы Горецкий уезд полностью, а также Шамовская, Старосельская, Казимирово-Слободская, части Бохотской, Ослянской и Соинской волостей Мстиславльского уезда с городом Мстиславлем. Оставшиеся на Смоленщине волости Мстиславльского уезда распределены следующим образом: Монастырщинская, Любавичская и часть Бохотской волости вошли в Смоленский уезд; Хиславичская, Пирянская, Надейковичская, части Ослянской и Соинской – в Рославльский уезд.
Спасибо большое!