Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ.


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28  29 30 31 32 33 ... 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модератор: elena_krd
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11366
Сюда я попытаюсь свести всю информацию, которую мне удастся найти о некогда существовавшем в белорусской деревне Черея православном храме - Воскресенской церкви, одним из настоятелей которой был мой прапра- Леонтий Дмитриевич Целицо (как минимум, с 1857 1861 года и по день своей кончины - 30 апреля 1888 года).
Пока никак не получается переосмыслить - утрачена эта церковь или нет. Слишком противоречивы все сведения...



Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с этим разобраться!

На сегодняшний день в д. Черея значатся два старых храма - церковь св. Архангела Михаила и Троицкий храм (географически второй из них находится в соседней д. Белая Церковь).


[
Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 6051695f2bf2t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 189ec064ae03t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 220f7a2e56aet.jpg ]



Храмы св. Архангела Михаила и Троицкий. (За озером - Троицкий).
(фото взяты с Бродилки от AD: моя Беларусь и прилегающие окрестности и из Фотогалереи города Чашники и окрестностей , карта с "Белорусского Посейдона")

___________________________________________________________________________________________________

Оффтопом: ЧАРЭЙСКАЕ ВОЗЕРА, Чарэя, у Чашніцкім р-не. Пл. 3,38 км2. Найбольшая глыбіня 17 м. Даўжыня 6,71 км. Найбольшая шырыня 1,12 км. Даўжыня берагавой лініі 17,3 км. Аб′ём вады 18,96 млн. м3. Пл. вадазбору 17 км2. У бас. р. Лукомка, за 26 км на ПдУ ад г. Чашнікі, каля в. Чарэя. Схілы катлавіны вышынёй да 10 м (на Пд да 18 м), разараныя. Берагі нізкія, пясчаныя, пад хмызняком, месцамі на Пн, ПнЗ і 3 зліваюцца са схіламі, абрывістыя, абразійныя, на Пд і ПдУ сплавінныя. Дно ў прыбярэжнай частцы выслана глінай, пясчанымі і пясчана-ілістымі адкладамі, глыбей — ілам. У цэнтры востраў пл. 0,02 км2. Зарастае да глыбіні 4 м. Злучана пратокай з азёрамі Галаўня і Чамярыца, упадаюць болып за 10 ручаёў і меліярацыйных каналаў, выцякае ручай у воз. Родамля.
Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. - Мн.:БелЭн, 1994. Белорусский Посейдон


Черейское (Черея)
Расположено в Витебской области, Чашникском районе, в 0,1 км к ССВ от д. Черея. Площадь зеркала 3,38 км2, объем водной массы 18,96 млн. м3.
Озеро сложного типа. Длина озера 6,71 км, максимальная ширина 1,12 км. Максимальная глубина 17 м средняя 5,6 м.
Склоны котловины невысокие. Местами повышенные. Суглинистые и глинистые. Преимущественно распаханы. На 9,7% заняты лесом.
Береговая линия равна 17,32 км. Берега низкие. Местами совпадают со склонами. Песчаные и песчано-глинистые. Закустарены.
Впадает проток из оз. Головня. Вытекает проток в оз. Радомля, проток в озеро без названия.
Водосбор площадью 16,98 км2 имеет среднехолмистый и плоско-волнистый рельеф. Сложен моренными суглинками. Распахан. Леса и кустарники занимают 9,7% от площади водосбора.
Озеро эвтрофное. Ширина зарастания надводными растениями составляет 5 – 50 м. Общая ширина полосы зарастания равна 10 – 150 м.
Используется для промышленного лова рыбы. Для бытовых нужд. Водоприемник осушительной сети. Сбрасываются стоки с ферм и д. Черея.
Источник: Научно-исследовательская лаборатория озероведения
Белорусский Государственный Университет
http://www.brik.org/showthread.php?t=16742

Черея Прямо у дороги, на горке, стоит церковь. Построил ее в 1601 - 1604 годах канцлер Лев Сапега. А коммунисты в ХХ веке приспособили храм под склад, полностью уничтожив внутреннее убранство, разделив зал на два этажа. Сегодня церковь восстанавливается - сюда приехал молодой батюшка. Делается все на энтузиазме верующих. Вместо колоколов пока используются старые ржавые баллоны без дна. Если пройти чуть дальше за церковь, то можно увидеть маленький магазинчик XIX века.

Кстати, сама Черея упоминается в летописях с 1066 года - на год раньше, чем Минск! Когда-то через эту деревню проходил путь «из варяг в греки». http://www.kp.ru/daily/23975.3/146239/

___________________________________________________________________________________________________

Троицкая церковь (1599 г.) строилась как храм-монастырь. Существенной особенностью храмовых сооружений того времени были такие характерные для оборонительного зодчества черты, как встроенные и пристроенные к стенам башенные объемы, арочные ярусы машикулей и бойниц. Толщина стен башни-колокольни достигает 2-х метров. Боковые фасады и ярусы колокольни имеют узкие и высокие арочные оконные проемы. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Сведения из Православной энциклопедии и Посещения Сапеговских мест
Троицкий храм, собственно, в Белой Церкви до революции и был... С ним, вроде, все ясно...

Насколько понимаю, храм св. Архангела Михаила - это бывший католический костел



[
Изображение на стороннем сайте: 5906593dd11at.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: b668e09bb392t.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 5233a0d3f835t.jpg ]


Как оказалось, странички из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 488 стр.

Вот здесь globus.[ресурс заблокирован]/chereya/index.htm пишут, что "в 1828—1839 гг. при активной поддержке польской общественности в Черее был возведен большой костел. Униаты к тому времени мирно разделились на две общины — православную и католическую, и Михайловский храм стал православной церковью."

В дореволюционное время в Черее было два православных храма - Воскресенская и Успенская церкви. Никакой Михайловской не упоминается...
Вопрос: так храм св. Архангела Михаила - это какая-то из этих двух дореволюционных или нет. Вообще-то вроде не переименовывали церкви. Или Воскресенская и Успенская не сохранились?

Вот здесь Посещение Сапеговских мест: Островно, Черея, Друцк (фото) упоминается Козловская Татьяна Михайловна - библиотекарь и краевед Череи. Не слышали случайно этого имени? Вдруг у кого есть ее контактные данные?

Собственно, меня очень интересует судьба Воскресенской церкви... И совершенно непонятно с этой Михайловской dntknw.gif
____________________________________________

На сегодняшний день (5.06.2012 г.) сомнений в том, что нынешний храм св. Архангела Михаила и упоминаемый со второй половины 19 века Воскресенский храм - один и тот же храм, у меня практически не осталось. Документальных подтверждений тому, однако, по-прежнему нет.
Править непосредственно в ветке, конечно же, ничего теперь не буду, иначе все рассуждения и процесс поиска утратят осмысленность.


Комментарий модератора:
Странички о костеле из книги "Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік" Кулагіна А.М. Изд-во: Белорусская Энциклопедия, 2008 г., 466 - 467 стр.

___________________________________


Черея на верстовке - Глобус Беларуси

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Лайк (1)
fylymon
Новичок

Сообщений: 25
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8

elena_krd написал:
[q]
[/q]

Все мы с возрастом становимся и философами и богословами.
И вскользь, оффтопом. Филимон - это мой дед, из черейской округи.
Здесь, на ветке, представлен фрагмент "немецкой" советской карты. На ней в Черее показано три храма.
На эпоху съемки (указано внизу за рамкой трапеции), не году издания, этому можно верить.
У церквей особый статус при картографировании. Большинство из них не только визуальный ориентир, но и "цифровой".
Это необходимо, скажем, в неких военно-прикладных задачах.
А те карты... В первые месяцы войны в "плен" попали около трех миллионов листов карт.
Спасибо немцам, сохранили, и выложили в свободном доступе.
Крупнее карты на Черейские места нет, они не делались, только ближе к границе.

Стоит написать и такое. Может быть кто-то из неких местных властей прочтет.
Чтобы установить точное местоположение утраченной церкви, можно обратится в геодезичесую службу того региона,
и, при наличии "цифровых" данных, они смогут указать место с точностью до одного метра в худшем случае.
Это несложно и нетрудоемко, используя ГЛОНАСС или GPS.
fylymon
Новичок

Сообщений: 25
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8
Извините, еще один прокол, уже в цитате
Осваиваюсь. 101.gif .
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11366

fylymon написал:
[q]
Стоит написать и такое. Может быть кто-то из неких местных властей прочтет.
Чтобы установить точное местоположение утраченной церкви, можно обратится в геодезичесую службу того региона,
и, при наличии "цифровых" данных, они смогут указать место с точностью до одного метра в худшем случае.
Это несложно и нетрудоемко, используя ГЛОНАСС или GPS.

[/q]

Дай-то Бог. 101.gif Будем надеяться. Хотя вот здесь коллега выставлял предметы из небезразличного ему захоронения, по-моему впечатлению, в основном это его "личной печалью" является... Т.е., если принесет неопровержимые доказательства сам, то и ...

fylymon написал:
[q]
Здесь, на ветке, представлен фрагмент "немецкой" советской карты. На ней в Черее показано три храма.
На эпоху съемки (указано внизу за рамкой трапеции), не году издания, этому можно верить.
У церквей особый статус при картографировании. Большинство из них не только визуальный ориентир, но и "цифровой".
Это необходимо, скажем, в неких военно-прикладных задачах.
[/q]

101.gif Обращала внимание на аналогичное, листая Военно-статистическое описание РИ, т. 8, Могилевская губерния. Там в описаниях городов и окрестностей непременны фразы, навроде: "для движения войск дорога малоудобна по малонаселенности и бедности жителей", "в случае необходимой надобности удобнейшие места для лагерного расположения войск следующие:..." и пр. Непременно перечисление приметных каменных зданий в описываемых нас. пунктах, у рек, в т.ч. отдельностоящих зданий.

fylymon написал:
[q]
Филимон - это мой дед, из черейской округи.
[/q]

Земляки практически? Со встречей, как говорится! Для моих Черея окончилась, если все правильно понимаю, со смертью прапрабабушки Антонины (в 190..., точно не знаю, но не позже 1910) или одной из их дочерей. Кстати, начала писать это и мысль неожиданная в голову пришла. За нее тоже Вам спасибо.
_______________________---
Офф-топом. 101.gif У Вас цитата не вставилась? Фразу нужно сначала выделить, потом нажать кнопку "Цитировать" в цитируемом сообщении. Можно вставить обычным копипастом в окне сообщения, выделить уж там, а потом нажать кнопочку "Цитата" над окном сообщения. (после цвета которая).

fylymon написал:
[q]
Осваиваюсь. 101.gif .
[/q]

101.gif Бог в помощь!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
fylymon
Новичок

Сообщений: 25
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8
Земляки и даже больше. 101.gif
Дед Халимон, именно так его звали все. Семья жила в д. Глуховино.
За черейским озером есть оз. Чемерица, а рядом была деревенька, исчезла в начале 60-х.
Дальше, в сторону Антополья, - д. Чемерица.
Глуховино, по расположению, хотя это и не указано в списке деревень Воскресенского прихода,
относилась к этому приходу. К успенскому приходу относились деревни с другой стороны, компактно.
По словам мамы, дед был грамотным. Знал языки всех, кто проживал в округе. И...
Далее мне не совсем понятны слова мамы.
Священником он не был. кроме крестьянских занятий... Читал... и на похоронах тоже...
Непонятно, активный прихожанин при доверии со стороны свяшеннослужителей и прихожан?
Или добровольно-самозванно исполнял обязанности,.. когда церковь была закрыта - скорее так.
Конец пятидесятых, шестидесятые, церкви закрыты, а на похоронах сутками читают - стоит разузнать про такую нелегальщину.
Что из чашникской действующей церкви приезжали - маловероятно. Это целую экспедицию снаряжать надо было.

Я деда не помню. Но помню его похороны.
Мне тогда неполных пять лет. Книга в деревянном переплете обтянутая кожей со сломанной обложкой,
кожа не дает ей развалиться, и с цветными картинками на всю страницу - "сюжеты об адском огне".
Читали не по этой книге, эту я штудировал, вроде по русски, вычурными большими буковками, но непонятно было, 101.gif
Чтец, беспрестанно читающий... Столы с кутьей...
Домашнюю обстановку помню, занавесь, оделяющуюю спаленку, лавы, Фотографии в больших рамках на стенах,
подпечек в котором прятали мою маму от полицааев и немцев. Я боялся этой дырки, или меня припугнули, чтобы не лез туда.
Пристройка мрачная, без потолка и окон, бочки-кадушки, всякая огородная всячина, жернова каменные, куры тут же...
Люди, проходящие мимо дома и цепляющие плечом за ставни, они гремят - тут повыше и посуше пройти.
Огород на бугорке.

По этому бугорку год назад и нашел место, где стоял дом деда. Все распахано-запахано. Никаких признаков того,
что полсотни лет тому здесь была деревня. Кроме запущенного, заросшего маленького кладбища невдалеке.

Иногда летом, уже недорослем, приезжал на недельку к тетке в д. Гора, там два брата и сестра, весело.
Встречные взрослые дяденьки и тетеньки называли меня, чужака, Халимоном, наверное настолько похож я на его,
а деда тогда уже десяток лет, как схоронили...

Расписал вот маленько, уклад жизни тамошно-тогдашний. Это и есть история, не все же о царях, князьях и канцлерах.
fylymon
Новичок

Сообщений: 25
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8
Вернусь к фото внутреннего убранства храма. И к своим словам, по которым Вы меня приняли за богослова. 101.gif
Согласен, соответствует, и слишком пафосно без контекста. Попробую объясниться сочиненной для этого притчей,
ибо не знаю, как еще это назвать.

Стоит лес, живет себе, не тужит. Пришел человек. Устроил жилище. На участке леса спилил деревья,
сжег, выкорчевал, вспахал, засеял... Новая, чуждая культура в гармонии леса. Летят года, столетия. Человек ушел.
Заброшенное поле не покроется в одночасье травушкой-муравушкой. На пашне сначала вырастут бурьян, лопухи и колючки.
Спустя время появятся кусты, потом подлесок. А через десятилетия зашумит на месте поля лес.
И будет этот лес таким же, как и тот, вековой, что растет вокруг поля.

Не выкорчевать исконного ни миссионерством, ни пролиткультом, ни высокими тенологиями,..
ни вымыванием совести, ни гламуром...
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8001

fylymon написал:
[q]
Не выкорчевать исконного ни миссионерством, ни пролиткультом, ни высокими тенологиями,..
ни вымыванием совести, ни гламуром...
[/q]


Как хорошо сказано, от души... Спасибо, мил человек... за настроение.

---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11366

GrayRam написал:
[q]
Спасибо, мил человек... за настроение.
[/q]

Да и за появление в этой ветке. О Черее написано сопоставимо, разве что, на Мишпохе. 101.gif

fylymon
Я отпишусь по Вашему посту последнему чуть позже. 101.gif
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11366
День добрый, уважаемый!

[q]
Дед Халимон, именно так его звали все. ...
По словам мамы, дед был грамотным. Знал языки всех, кто проживал в округе. И...

Священником он не был. кроме крестьянских занятий... Читал... и на похоронах тоже...
Непонятно, активный прихожанин при доверии со стороны свяшеннослужителей и прихожан?
Или добровольно-самозванно исполнял обязанности,.. когда церковь была закрыта - скорее так.
Конец пятидесятых, шестидесятые, церкви закрыты, а на похоронах сутками читают - стоит разузнать про такую нелегальщину.
Что из чашникской действующей церкви приезжали - маловероятно. Это целую экспедицию снаряжать надо было.
[/q]

Оговорюсь сразу. Все мои знания о церковной жизни - более чем доморощенны. Все самостоятельно вычитано или от коллег услышано, а потом, насколько Боженька дал, самостоятельно же и осмыслено. Так что ошибочности своих суждений не исключаю.

Мои от священства отошли еще в 20-е гг. О прадеде знаю, что в 1919 он еще священствовал (сохранившиеся МК заверены им, как приходским священником - речь уж о Добруше, что под Гомелем, Черея для моих закончилась, если помните, несколько раньше), в 1925 в списках лишаемых избирательных прав как крайне чуждый и антисоветский элемент (утрирование мое) стоял на почетном (тоже мое) первом месте. Помер он в 1929. Так что рассказывать мне что-либо было уж и некому. Образование получила традиционное светско-советское. В вузе прослушала "курс" "научного атеизма" (не помню уж, был ли по нему зачет?), читала который нам древняя лекторша, тут же метко прозванная нашими острословами "безбожим одуванчиком"...

Так вот. О деде Халимоне. А может и не самоуправство было вовсе это его чтение на похоронах. Души людские православного обряду хотели, а храм закрыт был. Как быть?
Нашла вот о чинопоследовании при похоронах. Так вот пишут, что мирянином может быть совершена лития (от греч. "усердная молитва"). Это особый вид, точнее даже лишь кусочек заупокойной службы, (не знаю, верное ли подобрала толкование).
Так что, Ваш грамотный дед по всей вероятности все делал, следуя духу и букве. Проверить уж не удастся. Вы ведь не знаете, какие произносились слова, и не помните точно, как выглядела книга.


[q]
Расписал вот маленько, уклад жизни тамошно-тогдашний. Это и есть история, не все же о царях, князьях и канцлерах.
[/q]

101.gif Ага! И наш ответ сайту Мишпоха!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
fylymon
Новичок

Сообщений: 25
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8
Спасибо Вам, Елена, за ссылки, по лентяйству своему, сам бы не нашел.

Расказать есть еще много всякого. Впишется ли в современные представления, не рано ли?
Сплошь, и рядом с храмами в Интернете о коммуннистах-нехристях, таих-сяких.
Не все, не везде и не всегда.
(ни в каких партиях даже не отметился)

Как бы это пояснить.
С дошкольных лет уже был научен, что не все можно делать, не все, что знамо, можно рассказывать,
и суждения свои лучше семь раз отмерить, прежде чем выдавать на гора.
Такая вот ноша, тяжелая, полсотни лет прошло, можно, конечно, и поведать.
Может быть, Как-нибудь, под настроение.

"Мишпоха"...
Она имеет право быть. Для меня, то нечеловеческое в родных местах - совсем рядом, впритирочку,
поэтому и отношение свое, особое.
А тему взаимопроникновения ментальностей народов по соседству жития лучше оставить докторам соответствующих наук
(не знаю каких). 101.gif

С преподавателями общественных нам повезло больше. Старушка уже, рекомендовала литературу к реферату...
Найдешь карточку в ящичке-каталоге. "Нету у нас такой книги, это ошибка, нету" - и прямо тут же вырывают карточку.
Нету, значит, и никогда не было, но над рефератом то работать надо.
А где есть? Не догадаетесь, - в райкомовской библиотеке, разумеется, без учета выдачи-приема.
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6598
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11366

fylymon написал:
[q]
"Мишлоха"...
Она имеет право быть.
[/q]

пОнято Вами не совсем верно. 101.gif Больше, чем у них, о Черее я нигде не нашла (да так, чтобы все в одном месте). Только у них акцент на иудейство, я же собирала о Черее православной (точнее христианской). 101.gif

* Черея – в эпоху Речи Посполитой – местечко Витебского воеводства Оршанского повета. В 1766 году в Черее и ее окрестностях жило 399 евреев.
Ныне (1912 год – Р. Р.) местечко Могилевской губернии Сенненского уезда. По ревизии 1847 года Черейское еврейское общество состояло из 959 душ. По переписи 1897 года жителей Череи 3039, среди них 1829 евреев. “Еврейская энциклопедия” Из-во Брокгауз – Ефрон, С.-Петербург., Т. 15. Стр. 850.
http://mishpoha.org/nomer14/a14.htm
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28  29 30 31 32 33 ... 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модератор: elena_krd
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник elena_krd » Воскресенская церковь, д. Черея Могилевской губ. [тема №31307]
Вверх ⇈