Ссыльные
Тема по сосланным в Сибирь и не только
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники ...
Если в 1830 году после заселения 16 камер верхнего этажа острога арестантов сажали по двое и более в один чулан, то можно себе представить их прежнее положение. До 1828 года, когда в остроге было всего лишь 11 камер, арестантов, по свидетельству губернатора, размещали "в одном покое по 2, по 3 и по 4 человека" Арестантов-новичков казематы приводили в отчаяние. Рассказывают, что когда штабс-капитана Щеголева, присланного на Соловки в 1826 году за какое-то "духовное преступление", привели в чулан, он заявил караульному офицеру, что "разобьет себе голову об стену", если его долго будут держать здесь. Положение арестантов соловецкой тюрьмы усугублялось еще и тем, что в здании острога жили караульные солдаты. Помещением для них служили коридоры между камерами арестантов и комната второго этажа. Власти не придавали значения частым столкновениям солдат с арестантами до тех пор, пока не случилось одно чрезвычайное происшествие. 9 мая 1833 года декабрист Горожанский в припадке сумасшествия убил часового. Этот случай заставил правительство обратить внимание на положение соловецких заточников. В 1835 году для ревизии соловецкого острога был командирован из Петербурга подполковник корпуса жандармов Озерецковский. Жандармский офицер, видевший всякие картины тюремного быта, вынужден был признать, что монахи переусердствовали в своем тюремном рвении. Положение арестантов Соловецкого монастыря он определил как "весьма тяжкое". Комиссия установила, что некоторые из арестантов «искренно раскаиваются в своих проступках и что многие арестанты несут наказание, весьма превышающее меру вины их"1. Такие выводы были доложены царю. После этого Николай I отменил прежний порядок ссылки в Соловки. Как уже отмечалось, до XVIII века этим правом пользовались, кроме царя, патриарх, митрополиты, епископы, а позднее ссыльных стали отправлять в монастырь по резолюциям синода и распоряжениям тайной розыскных дел канцелярии. С 1835 года высылать в Соловецкий монастырь можно было не иначе, как только "по высочайшему повелени". Местное духовенство через епархиальное начальство возбуждало ходатайство о ссылке того или иного человека в Соловки. Дело доводилось до обер-прокурора синода, тот докладывал царю, последний принимал решение. Изменено было положение находившихся на Соловках арестантов: 7 человек были освобождены из заключения, а 15 определены рядовыми на военную службу. После ревизии Озерецковского арестантское отделение Соловков опустело, но продолжалось это недолго. С 1836 года камеры стали опять заполняться. В 1836 году соловецкий игумен Иларий поставил перед синодом вопрос о выводе из тюремного здания стражи. Свою просьбу старец обосновывал тем, что в остроге караульной команде "быть неприлично, при том беспокойно и утеснительно для нее". Синод согласился с этими доводами. К 1838 году на арестантском дворе построили новое двухэтажное здание казармы, в которое вывели из острога инвалидную команду. Остались там только часовые. В 1838 году неофициальный визит на Соловки нанес бывший когда-то декабристом архангельский гражданский губернатор А.Н. Муравьев. Как экскурсант он осмотрел на острове "тамошние древности и библиотеку", а также острог. Тюрьма произвела на Муравьева удручающее впечатление. Губернатор предложил построить для арестантов на монастырском дворе особый флигель и тем "сделать несчастным такое необходимое облегчение". Соловецкий архимандрит забаллотировал это предложение и со своей стороны выдвинул идею расширения "теперешнего арестантского здания", что было бы, по его мнению, "и дешевле особого флигеля и гораздо удобнее"2. Синод одобрил инициативу настоятеля. ...
1. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 5, 1835, д. 21151, л. 64. 2. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 4, д. 15909, л. 22 об., 25 об., 64 об. и 65.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 33. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Наверх ##
16 января 19:23 Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники ...
В режиме соловецкой тюрьмы заметных изменений в XIX веке не произошло. Верно, что исчезли пытки, забыты были батоги, шелепы, плети и "нещадное битье" колодников, но сохранились цепи, веревки, ручные и ножные кандалы, избиение арестантов и "смирение" их голодом, чего не было даже в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Втихомолку использовались старые, уже известные читателю, внутристенные казематы и каменные мешки Корожанской и Головленковой башен, темные клети на Анзерском скиту, а также земляные тюрьмы. В XIX веке, как и в XVIII, на Соловки обыкновенно ссылали людей без указания срока или с пометкой "навсегда". Этим объясняется длительность пребывания многих арестантов в тюрьме и устойчивый состав ссыльных. Есаул войска донского Евлампий Котельников "за распространение вредных толкав о вере и богопротивные деяния" просидел в тюрьме 28 лет! Крестьянин графа Головкина Антон Дмитриев "за оскопление себя и своего господина" провел в монастыре 62 года – с 1818 по 1880, из них 48 лет он маялся в одиночном заключении. Но, оказывается, и это не предел. Своеобразный рекорд установил "вечный узник" крестьянин Вятской губернии Семен Шубин. За старообрядчество и "произношение на святые дары и святую церковь богохульных слов" его мучили заключением целых 63 года – с 1812 по 1875. В отличие от прежних времен в XIX веке среди присылаемых на Соловки ничтожно малое число поступало на поселение среди братии. Абсолютное большинство прибывало в арестантское отделение, то есть в тюрьму, часто с припиской "в черные монастырские работы" или "в монастырские работы вместо штатного (платного.– Г. Ф.) служителя, но под воинской стражей". Иными словами, в XIX веке в монастыре сохранялся каторжный труд, в том числе и детский. Так, например, 11 июня 1829 года в соловецкую тюрьму заключили 10-летнего "казачьего сына" Ивана Панасенко за убийство им восьмимесячной крестьянской дочери. Велено было содержать ребенка 15 лет в тюрьме "под крепким караулом с употреблением во всякие монастырские тяжелые работы", а после окончания срока "водворить его на местожительство, где по ревизии записанным состоит"2. Едва ли можно сомневаться в том, что девочка была убита по неосторожности, случайно. Тем не менее неумышленный убийца был заключен в тюрьму и пробыл в ней 6 лет. Только после ревизии Озерецковского его сдали в солдаты. ...
2. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 115, 1834, д. 1063, л. 2 – 16.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 34. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники ...
На такой же срок был сослан в 1814 году в Соловецкий монастырь 11–13-летний грузинский крепостной мальчик Симонике Ломатадзе за участие в убийстве помещика Шнеля1. О характере и тяжести монастырских каторжных работ говорит положение штатных монастырских служителей2. В июне и в сентябре 1834 года на имя царя поступили две коллективные жалобы штатных монастырских служителей, рисующие яркую картину подневольного труда и бесправия приписанных к "святой обители" крестьян. Штатные служители писали, что работают они в монастыре вдали от своих сел, "по 30 и по 40 с лишком годов, то есть до самого изнеможения". Домой на побывку их отпускали через три – пять лет партиями по четыре-пять человек и то лишь в зимнее время, когда они не могли помочь семьям по хозяйству, от чего последнее терпело нужду и разорялось. Даже на женитьбу служителя требовалось согласие архимандрита. Дети рабочих, достигшие совершеннолетнего возраста, поступали в распоряжение монастыря и должны были вместе с отцами впрягаться в каторжный труд на братию. В летнее время служители работали с 3 часов утра до 9 часов вечера. Работы были "чрезмерно отяготительны, а при том несоответственны по скудно поставляемой пище". Не освобождали крестьян от работ и зимой, в морозы и пургу. Даже в праздничные дни гнули спину на дом "святых угодник" Зосимы и Савватия, а потому у служителей не было свободного времени "для починки платья и обуви". За невыполнение дневной нормы выработки служителей наказывали. За каждый пропущенный по болезни день удерживали по 30 копеек из 40–70 рублевого годового жалованья! Рассказав о своих "крайних и несносных нуждах и бедствиях", крестьяне просили определить, сколько лет они должны работать на монастырь, по скольку часов в сутки, назвать праздничные дни и указать, "сколько на обед полагать свободы"3. Зверская эксплуатация монастырских тружеников была столь очевидной, что пришлось синоду заслушать 17 июня 1835 года дело "о долговременных и отяготительных работах служителей". Решили рекомендовать соловецкому архимандриту поступать со служителями "с большей умеренностью и внимательным попечением", чтобы не доводить их "до ропота и жалоб". ... Известно, с каким нетерпением жители севера ждут лета, солнца и тепла. Соловецким арестантам летние месяцы не приносили радости. С приходом из Архангельска первого корабля их загоняли в чуланы и накрепко закрывали на весь период навигации. До ухода последнего судна заключенных не выпускали за ворота тюрьмы. Монахи боялись встреч ссыльных с богомольцами, опасались побегов и разглашения тайны, которая окутывала соловецкую тюрьму и все, что творилось в ее "благочестивых" стенах. Писатель С. Максимов, посетивший Соловки в июле 1856 года, рассказывает, что монахи охотно показывали монастырское хозяйство, но посетить тюрьму и навестить своего земляка известного беспоповца Популина ему не разрешили, хотя путешественник имел официальную бумагу, предлагавшую оказывать ему возможное содействие. Подгулявший караульный офицер доверительно сообщил писателю, что он не знает ни имен, ни фамилий заключенных, а знает только номера их. По приметам, переданным С. Максимовым, удалось установить, что Популин под № 13 "летней порой сидит в чулане безвыходно". В таких условиях жили арестанты монастырь, во время которого "они с самоотвержением действовали против неприятеля" таких было подавляющее большинство, летний режим распространяли на зимние месяцы и держали несчастных круглый год взаперти. Камеры днем и ночью были на замке. Ссыльный священник Лавровский так описывает порядки, царившие на Соловках в начале 30-х годов: "...Тюрьма сия действительно была игом несносным. В каждом чулане, всегда почти запертом, трех аршин длиною, в два аршина с двумя-тремя вершками шириною, находилось по два арестанта; между двух коек был проход только для одного узника; рамы не имели форточек, от чего воздух стесненный делался удушающим, и одно милосердие божие спасало страдальцев. Для исполнения естественной нужды не позволялось выходить в нужное место, куда однажды только в сутки выносили арестанты из чуланов свои судна для очищения". ...
1. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 2, 1815, д. 5540, л. 85 об. В купчей помещика год рождения Симонике Ломатадзе не был указан. На суде мальчик сказал, что ему 11 лет, но врачи, осмотрев подростка, полагали, что ему около 14 лет. 2. По штату 1764 года к Соловецкому монастырю было прикреплено 25 крестьян Кемского уезда. Они выполняли в монастыре различные работы: водили суда, заготовляли дрова и сено, плотничали и сапожн 3. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 115, 1834, д. 1031, л. 11 и 16–16 об.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 35, 36 – 37. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Наверх ##
17 января 20:56 Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники ...
Узники соловецкой тюрьмы подвергались не только физическим, но и нравственным утеснениям. Часто в одиночную камеру архимандриты помещали двух-трех арестантов, принадлежавших к различным сектам и ненавидевших друг друга за это. Так, архимандрит Досифей вселил в камеру основателя секты духоносцев Евлампия Котельникова сектантов другого рода, которых "хозяин" чулана считал "богохульниками еретиками", ниспосланными самим сатаною "для досады слуха и мучения сердца". Котельников признает, что "сие внутреннее мучение было мне несноснее телесной болезни, от которой я страдал в изнеможении сил"2. Совместное пребывание в одной камере арестантов враждебных религиозных взглядов игумены применяли как исправительную меру, наставляющую "отступников" на путь истинной веры. Из представителей разных сект, помещенных в одну камеру, архимандриты приобретали чутких осведомителей. Это вело к усилению шпионажа в тюрьме. Другой тяжелой стороной режима монастырского острога на Соловках было совместное содержание психически здоровых и умалишенных арестантов. Многие узники от длительного пребывания в одиночках теряли рассудок. Некоторые прибывали на Соловки в расстроенном уме. Между тем специальной больницы для душевнобольных на Соловках не было. Врачей и лекарств также не имелось. Умалишенных содержали под замком в одиночных камерах тюремного замка. Лечили их обычно голодом, неделями выдерживали "для лучшего восчувствования" на хлебе и воде. Беспрестанные вопли, отчаянные крики, брань, песни, стоны и плач душевнобольных узников, озлобленных тюремной обстановкой, разносились по тюрьме и слышны были во всех камерах. Соловецкий острог в такие часы уподоблялся аду кромешному. Буйно помешанные арестанты своим поведением выводили из душевного равновесия психически здоровых людей. Соловецкий настоятель сообщал в синод, что один душевнобольной арестант (Федор Рабочий) "непрестанно почти кричит, все ломает: окно, полы, двери, скамейку, на чем спит, даже всякую посуду с пищею, ибо особенно для него делают оную..." Другой душевнобольной (Петр Потапов) "своим криком и стуком в сильном умалишенном положении даже на всех караульных наводит страх". Уж если на часовых арестант "наводил страх", то как могли чувствовать себя замурованные "навсегда" здоровые узники! Неудивительно, что некоторые из них разделили участь Рабочего и Потапова. Состав заключенных в соловецкую тюрьму в XIX веке был необычайно разношерстным. В остроге перебывали рабочие и крестьяне, лица духовного звания и чиновники, солдаты и офицеры... Столь же пестрым был и национальный состав: русские, украинцы, грузины, иноземцы. Как и в былые времена, в XIX веке не существовало никакого наставления, никакой инструкции, которая бы называла проступки и преступления, наказуемые заключением в монастырские тюрьмы. Поэтому преступления, которые карались заточением в соловецкий острог, были самыми разнообразными как по характеру, так и по тяжести, хотя в монастырскую тюрьму должны были бы заключать за преступления против церкви и религии. ... 2. ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 8, 1826, д. 1, л. 294.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 38. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники ...
На Соловки присылали на смирение "за дерзкие и буйные поступки" отчаянных скандалистов и дебоширов; на исправление, по просьбе родителей, вышедших из повиновения непутевых сыновей. Духовные лица чаще всего попадали на Соловки "за неисправимую нетрезвость". Заключали в соловецкую тюрьму даже за такие "преступления", которые не подходили ни под одну из статей светского карательного кодекса. Так, 30 мая 1830 года на Соловки прибыл "под строгий надзор" иеромонах Тихвинского монастыря Иероним "за сварливый его нрав". Одно несомненно: подавляющее большинство арестантов соловецкой тюрьмы в XIX веке составляли лица, обвинявшиеся в религиозной неблагонадежности, придерживавшиеся и проповедовавшие религиозные учения, несогласные с православием или заподозренные в преступлениях против веры и церкви. Берем первую попавшуюся в наши руки ведомость соловецких арестантов за 1834 год1. В ней 46 фамилий. Среди них 30 человек заключены были в тюрьму по религиозным делам. Особую категорию узников составляли лица, брошенные в соловецкую тюрьму за преступления смешанного религиозно-политического характера. Типичным представителем этой группы арестантов был отказавшийся от офицерского звания бывший хорунжий Оренбургского казачьего войска Василий Шулепов. Его прислали в тюрьму 12 октября 1830 года "за нелепое толкование священного писания и произнесение дерзких на счет российских государей и правительства выражений". В. Шулепов с позиций старовера осуждал царей российских, которые "возлюбили вместо монастырей театры и трактиры". В найденных у Шулепова бумагах можно прочитать, что "гордые императора Петра I законы богопротивны, но царям ради славы и корысти угодны, и поныне царствуют», что "императрица Елизавета, так же как и Петр, по законам его судила, казнила и вешала без пощады своих подданных христиан". Российскую империю Шулепов называет "зверем, имеющим герб двухглавого орла", государственный герб – "печатью антихриста", действующие законы считает "богопротивными", а начальство "злым"2. На Соловках Шулепов лишился рассудка и 19 мая 1833 года "волею божией помре", не раскаявшись. Большой скандал произошел в монастыре в 1855 году, когда 13 арестантов по своим религиозным убеждениям отказались давать присягу на верность новому царю Александру II и его наследнику. Из них 7 человек после увещеваний согласились присягнуть на древнем евангелии и старообрядческом кресте, а остальные 6 человек (Иосиф Дыбовский, Иван Голицын, лжеинок Серафим, Иван Бураков, Петр Воронин и Василий Занегин), "наиболее ожесточенные против православия и власти", решительно отклонили присягу. Синод понимал, что никакой физической силой не сломишь сопротивления фанатически убежденных в своей правоте людей, ненавидящих господствующую религию и власть, и предписал архимандриту Александру "духовными увещеваниями убеждать их, чтобы исполнили сей священный долг"3. Возвращаясь к рассмотрению упомянутой ведомости, устанавливаем, что в ней поименно названы арестанты, содержащиеся в соловецкой тюрьме по чисто политическим мотивам: Михаил Критский, Николай Попов, Александр Горожанский и священник Лавровский. Ссылка в Соловки политических врагов самодержавия, революционных борцов, стала широко практиковаться с конца 20-х – начала 30-х годов XIX века. Кроме перечисленных в ведомости политических узников, Николай I заключил в соловецкую тюрьму члена Кирилло-Мефодиевского общества Г. Андрузского. ... 1. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 115, 1834, д. 1063. 2. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 3, 1830, д. 12897, л. 4. 3. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 136, 1855, д. 892, л. 4.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 39. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Наверх ##
22 января 15:11 Тюрьма Соловецкого монастыря в XIX век, её режим и узники ...
Ссылка на Соловки по политическим обвинениям продолжалась и при Александре II в период либеральных реформ. В 60-е годы в монастырский острог заключают руководителей народных выступлений, вызванных реформой 1861 года, и организаторов торжественных поминок по убитым в этих событиях крестьянам. В 1861 году был сослан на Соловки "под строжайший надзор" священник села Студенки Пензенской губернии Федор Померанцев за неправильное толкование крестьянам царского манифеста об освобождении их от господ. Ф. Померанцев убеждал крестьян в том, что "барщину, вместо отбывать, как указано в Положении 19-го февраля, следует отбивать"1. Под влиянием агитации Ф. Померанцева крестьяне Чембарского уезда, села Черногай графа Уварова, "вышли из повиновения и отказались от всяких работ на помещика". Началось открытое крестьянское восстание, принявшее, по определению усмирителя "бунта" генерала Дренякина, "оттенок и приемы пугачевщины". К черногайцам примкнули крестьяне соседних деревень. Волнение крестьян, по словам пензенского губернатора Толстого, приобрело характер "безумного буйства". Ф. Померанцев пробыл на беломорском острове до 1863 года, пока не был переведен по состоянию здоровья в Суздальский монастырь. Тремя годами позднее Ф. Померанцева на Соловки привезли студента Казанской духовной академии священника Ивана Яхонтова, имевшего прямое отношение к восстанию крестьян в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. И. Яхонтов был тем человеком, который вместе с иеродиаконом Мелетием в присутствии 150 студентов академии и университета отслужил в Казани в Куртинской церкви на кладбище панихиду по Антону Петрову и другим жертвам Бездненского восстания. Он же был одним из организаторов сбора денег в пользу семей убитых крестьян. За это И. Яхонтова арестовали и после долгого предварительного заключения в 1864 году выслали в Соловецкий монастырь "с тем, чтобы он был там вразумляем к исправлению образа мыслей и нравственных расположений"2. В литературе есть упоминание о том, что монахи заточили И. Яхонтова в Голавленкову башню3. Одиночное заключение так сильно подействовало на Яхонтова, что временами он стал терять рассудок. В 1867 году И. Яхонтова освободили из заключения, и он уехал миосионерствовать в Сибирь. На панихиде, за которую пострадал И. Яхонтов, известный историк и публицист Афанасий Прокопьевич Щапов произнес революционную речь, которую закончил словами: "Да здравствует демократическая конституция!" Биограф А. Щапова Н.Я. Аристов рассказывает, что синод приговорил оратора к ссылке в Соловецкий монастырь на смирение. Это доставило Щапову много неприятностей, и он "совсем было сгоряча написал и подал прошение, чтобы его сослали лучше в Сибирь..."4. Только заступничество влиятельных лиц и тот огромный авторитет среди молодежи, которым пользовался историк, помешали привести в исполнение резолюцию синода. Казанский губернатор телеграфно предупреждал министра внутренних дел, что "здесь арестовать Щапова неудобно: это может произвести студенческую демонстрацию". Сыграло свое значение и то обстоятельство, что за неделю до панихиды А.П. Щапов уволился из академии и из духовного звания. Это не давало духовным властям формального права настаивать на выполнении решения синода. Не будь этих благоприятных обстоятельств, А.П. Щапову пришлось бы познакомиться с Соловками. Здесь уместно будет сказать о том, что Соловки угрожали одно время Александру Сергеевичу Пушкину за его оду "Вольность" и открыто высказываемые симпатии к убийце герцога Беррийского. Друзья А.С. Пушкина предотвратили надвигавшуюся беду, и писатель вместо Соловков угодил в Екатеринослав. В конце 70-х годов в монастырскую тюрьму на Соловках попадают рабочиереволюционеры Яков Потапов и Матвей Григорьев. ...
1. "Русская старина", 1885, апрель, стр. 139. 2. ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1861, д. 116, л. 114 об. 3. Журнал "Соловецкие острова", 1926, № 4, стр. 80. 4. Аристов Н.Я. Афанасий Прокопьевич Щапов (Жизнь и сочинения). Спб., 1883, стр. 73.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 39. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Наверх ##
22 января 15:37 Члены тайного общества братьев Критских в камерах соловецкого острога
Первыми узниками соловецкой тюрьмы, замурованными туда за революционную деятельность, были члены и организаторы разгромленного реакцией подпольного антиправительственного общества братьев Критских. В двух специальных статьях, посвященных этой организации, в соответствующих разделах обобщающих исследований по истории революционного движения в России в последекабристские годы, наконец, в сводных трудах по истории Москвы и первого русского университета полно и обстоятельно раскрыта идеология кружка продолжателей дела декабристов, взгляды и высказывания кружковцев по программным и тактическим вопросам. В то же время нередко в нашей литературе в число соловецких арестантов попадают не те участники "злоумышленного общества", которые там действительно находились. Объяснение этому дает следственное дело. Кружок братьев Критских стал складываться во второй половине 1826 года под свежим впечатлением расправы царизма с лучшими людьми России. Ядро организации составляли 6 человек в возрасте от 17 до 21 года: три брата Критских – Петр, Михаил и Василий, Николай Лушников, Николай Попов и Даниил Тюрин. Из них старший, Петр Критский, закончил Московский университет и служил чиновником в одном из Московских департаментов сената, два его брата и Попов учились в университете, Лушников готовился к поступлению в университет. Д. Тюрин служил помощником архитектора в кремлевской экспедиции. Все учредители Общества вышли из семей разночинцев и сами крепкими нитями связаны были с демократической средой. Следствие выявило "прикосновенность" еще 13 человек, которые сами "не принадлежали к обществу и сокровенных преступных намерений оного не знали", но "видясь с умышленниками, слыхали от них вольные суждения, а другие и сами говорили непозволительное". ...
Николай I покарал своих врагов без суда, самолично, с присущей ему беспощадной суровостью.На докладе следственной комиссии рядом с именами главных обвиняемых царь написал: "Николая Лушникова и Петра Критского отправить в Швартгольмскую крепость, Михаила и Василия Критских – в Соловецкий монастырь, Николая Попова и Данилу Тюрина – в Шлиссельбургскую крепость. Срок заключения в крепости и в монастырский острог не оговаривался. Близкие к кружку люди были высланы на службу в Оренбург, Вятку, Пермь, Вологду и отданы под надзор полиции. Солдата Ф. Кушнерюка, по приговору военного суда, прогнали сквозь строй в тысячу человек четыре раза и отправили в Бобруйскую крепость на каторжные работы. В конце декабря 1827 года организаторов тайного общества стали развозить попарно по тюрьмам. Никому из них не разрешили повидаться и проститься с родственниками и друзьями. Поэтому никто точно не знал, что сделали Критские с товарищами и что правительство сделало с ними. Убитая горем мать Критских слезно просила начальника II округа корпуса жандармов Волкова сообщить ей о судьбе сыновей. Только 9 апреля 1830 года Бенкендорф разрешил Волкову уведомить Критскую о том, что "сыновья ее Михаиле и Василий находятся в Соловецком монастыре, а Петр содержится в Нейшлотской крепости", и разрешил ей переписку с ними через III отделение. В мае 1830 года через руки жандармов два письма Критской – на имя Василия и Михаила – направили в Соловецкий монастырь. Неизвестно, кому они были вручены. Одного из арестантов, а именно Василия Критского, на Соловки не привозили и в монастырской тюрьме он не сидел. Шеф жандармов сам не знал, где содержится Василий Критский, ввел в заблуждение подчиненных, несчастную мать и некоторых историков. В литературе встречаются утверждения, что кто-то исправил ошибку царя и не стал помещать обоих братьев Критских в арестантское отделение Соловков вместе1. Есть и иное мнение. Василий якобы по ошибке, вопреки резолюции царя, был направлен в Соловки2. Оба эти высказывания грешат против истины. Если считать "ошибкой" приговор Николая I в отношении Василия Критского, то нужно сказать, что "исправил" ее он сам. Потому никто не имел ни малейших неприятностей. В январе 1828 года, когда братья находились на полпути к Соловецкому монастырю, Николай разъединил их. Василия, по его повелению, вернули с дороги и увезли в Шлиссельбург, а оттуда направили в Соловки Попова. "Операция" по обмену узниками проходила по линии главного штаба, минуя III отделение и Бенкендорфа. 13 мая 1828 года соловецкий архимандрит Досифей сообщил в синод о том, что он заключил в арестантские "покои" под строгий присмотр "государственных преступников" Михаила Критского и Николая Попова. Они прибыли на острова из Архангельска 12 мая первым рейсом навигации 1828 года. Есть сведения о том, что М. Критского и Н. Попова привезли на Соловки "в железных заклепах". О жизни Критского и Попова на Соловках мы располагаем крайне скудными сведениями. До 1833 года в полугодовых ведомостях арестантов против имен "изобличенных в соучастии в злоумышленном обществе" находим неизменную запись: "Оные Критский и Попов со времени прибытия их в Соловецкий монастырь провождают жизнь смиренно и содержатся на общем положении"3. Что означало это "общее положение" – хорошо известно: смрадные, тесные и холодные камеры, полуголодный рацион. С 1834 года характеристика Н. Попова меняется. Соловецкий тюремщик записывает, что "Попов по временам оказывает грубости, во нраве вздорен", но в чем конкретно проявлялись эти грубости – не поясняет. Весной 1835 года судьбой Михаила Критского и Николая Попова неожиданно заинтересовалось военное министерство. Оттуда последовал запрос синодальному обер-прокурору: "показываются ли в списках арестантов Соловецкого монастыря, присылаемых духовному начальству, высланные в монастырь по высочайшему повелению в 1827 году Михаил Критский и Николай Попов; если же переведены оттоль, то куда именно и когда"4. О судьбе юношей, запертых в страшный изолятор на крайсветном острове, забыли, и обер-прокурору пришлось самому наводить справки, чтобы ответить на вопрос военных властей. В 1835 году, по представлению Озерецковского, М. Критского и Н. Попова перевели из соловецкой тюрьмы рядовыми в военную службу. "Потерявшее рассудок правительство" принимало русскую армию "за исправительное заведение или за каторгу", – резюмирует А.И. Герцен5.. В октябре 1835 года Михаила Критского и Николая Попова определили рядовыми в Мингрелию, в действующую армию. Михаил Критский вскоре был убит в сражении с лезгинцами, а как сложилась дальнейшая судьба Николая Попова – неизвестно. ...
1. "Былое", 1906, № 6, стр. 54. 2. "Декабристы. Тайные общества. Процессы Колесникова, братьев Критских и Раевских", стр. 257. 3. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 112, 1831, д. 487, л. 9; оп. 114 , 1833, д. 1236, л. 8 и 27. 4. ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 5, 1835, д. 21136, л. 1-1 об. 5. Герцен А.И. Собр. соч. в тридцати томах. Т. 7. М., 1956, стр. 218.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 41, 43 – 44. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Декабрист Александр Семенович Горожанский
В числе заключенных в Соловецкий монастырь по политическим делам находился декабрист Александр Семенович Горожанский. Тяжкие испытания выпали на его долю. Только в одиночных камерах Соловков Горожанский провел свыше 15 лет – с 21 мая 1831 года по 29 июля 1846 года – и никогда за все это время не сожалел о своем участии в событиях, за которые так жестоко был наказан. До конца своей жизни Горожанский ненавидел царя, деспотизм и произвол. Следственная комиссия по делу декабристов собрала о поручике Кавалергардского полка Александре Семеновиче Горожанскем такие сведения: "Он вступил в Северное Общество полтора года назад; принял в члены двух и еще вместе с корнетом Муравьевым трех человек. По его словам, цель Общества, ему известная, состояла в введении конституции монархической. Но Свистунов уличал его, что в июне 1824 года открыл ему намерение Южного Общества о введение республиканского правления и что после того повторил ему, Горожанскому, слышанное от Вадковского, что для истребления священных особ императорской фамилии можно бы воспользоваться большим балом в Белой зале и там разгласить, что установляется республика. Сверх того корнет Муравьев показал, что Горожанский, будучи горячим членом, подстрекал его к ревности в пользу Общества и при чтении конституции брата его, Муравьева, изъявлял, что она не нравится ему по умеренности своей, и ссылался на конституцию Пестеля, говоря, что оная должна быть гораздо либеральнее; но Горожанский ни в чем не сознался и на очных ставках с Свистуновым и Муравьевым. Сам он показал, что по смерти покойного государя слышал о намерении воспользоваться сим случаем, и что положено было стараться возбудить в полках упорство к присяге. 14 декабря, уже после присяги, он поручил унтер-офицеру Михайлову говорить людям, что манифест фальшивый и что цесаревич не отказывается от престола. Сам то же говорил часовому, стоявшему у квартиры генерала Депрерадовича, и некоторым людям. На совещаниях Общества не был, но во время возмущения подходил к каре, брал за руку Одоевского и на вопрос сего последнего: "что их полк?", отвечал: "идет сюда". После сего ушел в Сенат и пробыл там, пока все кончилось. Из сведений, доставленных от командующего гвардейским корпусом, видно, что во время присяги Горожанский не был при своей команде, а по возвращении говорил некоторым нижним чинам, что напрасно присягали и что они обмануты, а также, что он посылал унтер-офицера уговаривать нижних чинов, чтоб они не выезжали"1. 29 декабря А.С. Горожанский был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость. Декабристу было тогда 24 года. Царь решил не предавать Горожанского суду, а наказать его в административном порядке "исправительной мерою: продержав еще 4 года в крепости, перевесть в Кизильский гарнизонный батальон тем же чином и ежемесячно доносить о поведении". Это было строгое наказание. После четырехлетнего заключения в С.-Петербургской крепости А.С. Горожанского направили на службу в 7-й линейный Оренбургский батальон (бывший Кизильский гарнизонный батальон) "под бдительное наблюдение его начальства". Однако находиться на свободе, хотя и под надзором, декабристу долго не пришлось. 16 декабря 1830 года дежурный генерал главного штаба уведомил Бенкендорфа, что, по полученным от командира отдельного Оренбургского корпуса генерал-адъютанта графа Сухтелена донесениям, ссыльный офицер не смирился, буйствует, недоволен существующими порядками и властями, обнаруживает "особенное против всего ожесточение". Декабрист не скрывал своих антиправительственных взглядов. Он объявил батальонному адъютанту подпоручику Янчевскому, что не признает над собой власти царя и при этом "произносил разные дерзкие слова на особу его величества". Это же он "дерзнул повторить батальонному своему командиру и коменданту Кизильской крепости, который, узнав от Горожанского, что он совершенно здоров и удостоверясь по сему, что он имеет дерзкие намерения, приказал посадить его под строгий надзор"2. ...
1. "Восстание декабристов". Т. VIII. Л., 1925, стр. 71. 2. ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1826, д. 61, ч. 172, л. 7.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 45. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Наверх ##
29 января 10:05 Кирилло-мефодиевец Георгий Львович Андрузский
В XIX веке в тюремном замке Соловецкого монастыря томились не только русские революционеры. Туда ссылали участников национально-освободительной борьбы других народов России. Одним из таких узников был Г.Л. Андрузский, заключенный в соловецкую тюрьму за принадлежность к Кирилло-Мефодиевскому обществу и "рассеивание волновавших его идей". Кирилло-Мефодиевское общество, именуемое в следственных материалах Украино-славянским, оформилось в Киеве на рубеже 1845 – 1846 годов. Видным участником этой организации был гениальный украинский поэт и мыслитель Т.Г. Шевченко. Конспиративное политическое общество просуществовало немногим более года. К моменту разгрома оно еще не успело оформиться в организационном отношении, четко не определило своих тактических положений, но проявило себя как прогрессивный кружок украинской интеллигенции, придерживавшейся и распространявшей антиправительственные взгляды. Полного единства мнений среди членов Общества не было. Левое, радикальное направление кирилло-мефодиевцев резко отрицательно относилось к самодержавной форме правления вообще и к русскому царизму, угнетавшему Украину, в частности, выступало против крепостного права и всех его порождений в хозяйственной, социальной и юридической областях, склонялось к признанию необходимости революционных методов борьбы с царизмом и феодализмом. ... Из программных документов Украино-славянского общества, а также из конфискованных бумаг и показаний кирилло-мефодиевцев на допросах видно, что политические идеалы Общества заключались в стремлении создать единую всеславянскую федеративную демократическую республику, ведущая роль в которой отводилась Украине, и уничтожить крепостное право. Далеко не последнюю роль в Кирилло-Мефодиевском обществе играл Г. Андрузский. Следственные материалы называют его "пылким украинофилом". Андрузский был посвящен во все тайны Общества, знал его сокровенные цели и участников, в том числе Т.Г. Шевченко, сам сочинял стихи "возмутительного содержания и проекты о государственном преобразовании". Георгий Андрузский родился 26 мая 1827 года в селе Вечорках Пирятинского уезда Полтавской губернии в семье мелкопоместного помещика, отставного майора. В Кирилло-Мефодиевское общество вступил в годы учебы в Киевском университете. 3 марта 1847 года по доносу провокатора правительству стало известно о существовании тайного общества. В апреле Г. Андрузский был взят под стражу и доставлен в Петербург в III отделение. ... Николай распорядился отправить Андрузского на исправление в Соловецкий монастырь без указания срока. Царь знал, что тюрьма Соловецкого монастыря по строгости режима не уступает Шлиссельбургской крепости. ... 30 апреля 1850 года синод, по представлению обер-прокурора, предписал соловецкому архимандриту Димитрию поместить "государственного преступника" Андрузского в отдельную келью, учредить за ним строжайший надзор и поручить "опытному в духовном назидании старцу увещевать его об исправлении жизни своей и вредного образа мыслей, донося синоду о последствиях надзора и увещаний по истечении каждого полугода". 19 апреля 1850 года Андрузского отправили из Петрозаводска в Архангельск под конвоем жандармов. До вскрытия Северной Двины Андрузского держали в секретной камере архангельского тюремного замка, строго следя, чтобы он ни с кем не имел никаких встреч и связей. 19 мая 1850 года под конвоем жандарма Быкова на монастырском судне узника отправили на Соловки. 23 мая 1850 года архимандрит Димитрий выдал Быкову справку о том, что в этот день Андрузский прибыл на остров и "принят исправно". 2 июня 1850 года Архангельский военный губернатор контр-адмирал Бойль отчитался за Андрузского перед министром внутренних дел, сообщив ему, что арестант благополучно доставлен к месту назначения. Завершение хлопот для губернского начальства, связанных с Андрузским, было началом хлопот для хозяев Соловецкого монастыря. Обязанность делать Андрузскому увещания "к исправлению его жизни и приведению в раскаяние о содеянном им преступлении" добровольно принял на себя сам архипастырь. ... В 1858 году по просьбе сестры Андрузскому разрешили вернуться на родину, в Полтавскую губернию, под полицейский надзор.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 53 – 60. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 28830 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 30783 | Наверх ##
30 января 16:28 Участники Казанской демонстрации в остроге соловецкой крепости
Политическими узниками монастырской тюрьмы на Соловках были два молодых петербургских рабочих Яков Потапов и Матвей Григорьев2. Оба они подверглись аресту и суду за участие в "первой социально-революционной демонстрации в России», как назвал В. И. Ленин знаменитую демонстрацию, состоявшуюся 6 (18) декабря 1876 года в Петербурге на площади у Казанского собора3. Особенно активную роль сыграл в этой манифестации 18-летний рабочий фабрики Торнтон Яков Потапов. Поднятый во время демонстрации товарищами на руки, он впервые в истории России развернул над толпой боевое красное знамя революции с вышитой на нем надписью "Земля и воля", стал первым знаменосцем русской революции. Царизм свирепо расправился с участниками первой открытой политической демонстрации: 32 человека были арестованы, 21 человек, по указанию царя от 17 декабря 1876 года, предан суду особого присутствия правительствующего сената. Высокое судилище обвинило участников демонстрации "в дерзком порицании установленного государственными законами образа правления" и приговорило их к различного рода наказаниям – от ссылки на поселение в Сибирь до каторжных работ в рудниках. Среди приговоренных к ссылке в Сибирь были знаменосец демонстрации Яков Потапов и двое других рабочих – 18-летний Матвей Григорьев и 23-летний Василий Тимофеев. 19 мая 1877 года, по ходатайству того же особого присутствия сената, царь смягчил приговор этим трем участникам демонстрации. Велено было Я. Потапова, М. Григорьева и В. Тимофеева разослать в отдаленные монастыри "на покаяние" на 5 лет каждого "с поручением их там особому попечению монастырского начальства для исправления их нравственности и утверждения их в правилах христианского и верноподданнического долга"4. Облегчение участи демонстрантов-рабочих правительство лицемерно объясняло молодостью Я. Потапова и его товарищей. Г.В. Плеханов не без оснований усматривает в этом преднамеренную политику, своего рода демагогический шаг властей. Правительство силилось уверить себя и общественное мнение в том, что рабочие только под влиянием "чуждой им интеллигентной среды" перестают быть верными подданными монарха. Поэтому, оставляя в силе первоначальный приговор в отношении большинства "бунтовщиков-студентов", сочли возможным смягчить приговор "бунтовщикам-рабочим"5. Однако власти просчитались. Ни один "бунтовавший" интеллигент не причинил духовным властям столько беспокойства, сколько причинили Я. Потапов и М. Григорьев. Оба они в ссылке под монашеским присмотром и в тюрьме под охраной часовых вели себя независимо, непреклонно сохраняли свои убеждения, бесстрашно боролись с деспотизмом и произволом. ...
2. Первый из них – уроженец Тверской губернии, Старицкого уезда, деревни Казнаково. Второй – уроженец Ярославской губернии, Мышкинского уезда, деревни Волохановой. Поэтому в официальных документах Я. Потапов и М. Григорьев именуются крестьянами. 3. Ленин В. И. Сочинения. Т. 5, стр. 295. 4. ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 158, 1877, д. 193, л. 2. 5. Плеханов Г.В. Сочинения. Т. III. М., 1923, стр. 154–155.
Источник: Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII – XIX веках. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1965. С. 60 – 61. --- Знания - сила | | |
|