Верхоценская солянка
Исторические события разных лет
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
7 октября 2024 15:04 Здесь выложу некоторые материалы из фондов РГАДА по событиям в Верхоценской волости Тамбовского уезда | | Лайк (3) |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
7 октября 2024 15:12 Фонд 210, Приказной стол, дело 18 В 1626 году приходили татары на Русь и об этом событии сохранились записи... 244 Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Давыдко Щербатой челом бьет в нынешнем Государь в 134 году июня в 23 день. Приходили в Шатцкой уезд матери твоей а нашей Государыне Великие Старицы иноке Марфы Ивановны в вотчину в Верхоценскую волость деревни Морши и сельца Сокольников на пашни и на гумна татаровя человек со ста. А взяли Государь и на пашнях и на гумнах в полон деревни Морши и сельца Сокольников крестьян и мордвы тритцать человек да побили до смерти и переранили 10 человек да лошадей взяли с пятьдесят. И я холоп твой велел в Верхоценские волости крестьяном и бортникам и мордве быть в зборе и впред беречись от тотар накрепко. И в нынешнем Государь в 134 году июня в 26 день приходили те ж татаровя тое ж Верхоценские волости деревни Горелой на пашни и на гумна. И з теми тотары Верхоценские волости крестьяне и бортники и мордва бились. И божнею милостию и твоим государевым счастьем Верхоценские волости крестьяне и бортники и мордва тотар побили. А на бою Государь взяты тотары наживе и превезли в Шатской 244об Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии 245 ко мне холопу твоему а в распросе передо мною холопом твоим татарин скозал имя ему Тухтараленка Боранков ногаец Салтанова улусу а пашли де их из Ногаю на Русь воевать 110 человек ногайских и озовских людей. А были они под Ряшим а взяли в полон шесть человек. А из под Ряшова де были они под Сапажком, а на Сапожке взяли они полоном жа тритцать человек. А из под Сапожка де пошли они в Верхоценскую волость на пашни и всево де Государь взяли они под Ряским и под Сапожком и в Верхоценской волости в полон руских всяких людей двесте человек, а после де того хотели они итти под Шатский на пашни как поспеет жнитка. А нынеча де чает он что пойдут они к себе в Ногаи что ево Тухтараленка взяли на бою жива а лошади стали у них худы. Да он жа Тухтараленка в роспросе жа скозал мне холопу твоему пришол де к Озову из Крыму крымскому царю племяш Ингиреи мурза да с ним крымских людей человек с трицать а стоит де от Озова версты с три в Малом Ногае, а прибирает де он к себе крымских и ногайских и озовских людей и петигорских черкас ахочих людей, а покупает де он под тех людей у нагаского и у азовского лошеди. А иные де он лошеди покупаючи отсылает к турскому царю 246 А тово де он не ведает куды он с теми людьми хочет итти воевать. А прежде де он тово ходил воевать в горские черкасы. А привел де он из черкас из горских к турскому царю полону полторы тысечи человек. А ныне де он с теми черкасы мирен. И я холоп твой тово тотарина Тухтараленка Боранкова послал к тебе Государю к Москве Верхоценские волости со крестьяны которые ево на бою взяли с Матюшкою Яковлевым да с Ортюшкою Олексеевым сном Боиковым июля в 1 день. 247 Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Гришка Кокорев челом бьет в нынешнем Государь во 134 году июня в 2? день. Прибежал ко мне холопу твоему в Шацкой с местной сторожи с речки с Липовицы шацкой старожевой казак Онтон Кипришин. А в распросе мне холопу твоему сказал был он на стороже на речке Липовице июня де в 25 день поехал была он в проезд к дву лесом И как де едет в степи от стану, отъехал верст с пяти и встретились де с ним тотар человек с пятнатцати, учели за ним гоняти, и он де у них ушол в Ценския черни. И как де он бежал в Шацкой а буде в Верхоценской волости в селе на Черленом и тут де ему сказывали черленские крестьяне июня де в 26 день приходили де тотаровя на черленския поля человек с тритцать а взяли де похарей семи человек и почели де на гумнах за похарями гонять и на гумнах де тотарин погряз во ржавине и черленския де мордва ево взяли и повели в Шацкой к князю Давыду Щербатому, де июня ж Государь в 29 день пришол в Шацкой из Верхоценския волости села Конабеева кресть- 248 янин Федьки Иванова сн Плотнак Ва роспросе мне холопу твоему скозал был он в Верхаценском волосте в селе на Черленом работал и июня де в 20 день приходили де на черленшия поля тотаровя человек с тритцать а взяли де похарей семи человек а черленшия де мордва взяли тотарина, загнался за похарем в болота де погряз, а ныне де ево ведут в Шацкой и таво ж числа Государь таво тотарина из Верхоценския волости привели в Шацкой ко князю Давыду Щербатому и я холоп твой для таво тотарина ко князю Давыду Щербатому посылал подьечева трожды чтобы он таво тотарина прислал ко мне холопу твоему в съезжую избу для роспросу. И князь Давыд Государь Щербатой таво тотарина держал у себя три дни, прислал ево ко мне мне холопу твоему в съезжую избу и я холоп твой по твоему государеву указу таво тотарина поставя перед собою роспрашивал которова улусу и сколь давно пашли в Русь и многия ли люди. И тот Государь тотарин скозался Озовской тотарин Тохторалеком завут, как де был на Дону и в Озове мор и оне де из Озова выбежали и бродят по степи 249 по се(й). А мурзы де у них улусного нет. А пошли де они на Русь по пасатом? 110 человек и как де оне шли в Русь и первыя де люди встретились с ними под Волуйкою и с нами бились и оне де у них взяли четырех человек и бивые де с ними прошли в Русь. А приходили де на Ряския места да под Сапожок и в Шацкой уезд, а полану де взяли под Ряском и под Сапожком человек с тритцать, да в Шацком уезде в тритцать же человек да дву человек шацких сторожевых козаков. А с тем де полоном отоидя в степь полон отпустя в Ногаи а самим выкормя лошеди в сеникося и в жнитво приходить пот Шацкой и пот Сапожок и в Ряския места. И я холоп твой роспрося тово тотарина послал было к тебе Государю к Москве з беломестным отаманом с Пятым с Вияженином да Верхоценския волости со крестьянином с Ортюшкою Баиковым и проважатыми. И князь Давыд Государь Щербатой таво тотарина беломестному отаману Пятому Вияженину вести ево к тебе Государь не вёл, взял ево к себе на двор. А которыя Государь полоненики выходят в Верхоценския волость князь Давыд Государь Щербатой тех полонеников ко мне холопу твоему к роспросу не присылаает сам их не роспрашивает и ни о чем холопу твоему не пишет. | | Лайк (3) |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
7 октября 2024 15:26 Фонд 210, Приказной стол ед.хр.20, 91-93 Царю Государю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии бьют челом сироты ваши матери твоей Государыни Великие старицы иноки Марфы Ивановны Шацкого уезду Верхоценские волости деревни Горелой крестьяне Матюшка Яковлев да Ортюшка Баиков в нынешнем Государь во 134-м году за три дни до Петрова дни приходили Государь к нам в Верхоценскою волость на наши пашни нагайские татарове и моево брата Матюшкина Гришку изрубили саблеми на бою, да взяли в полон племянника моево Оску, да у меня ж взяли четверо лошадей, и у нас Государь с теми тотары был бой и на том бою взяли мы тотарина. И тово Государь мы тотарина привели к тебе Государю к Москве. А преж Государь сево у меня ж сироты твоево у Матюшки ногаиские люди взяли в полон отца моево, а у меня у Ортюшки преж сево взяли четверо ж лошадей. И от тово Государь тотарского приходу мы сироты ваши до конца погибли и розорены. Милосердный Государь Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожалуй нас сирот своих для нашей великой бедности и разоренья за то наше службишко за язышной привод чем тебе Государю бы известить. Царь Государь смилуйся пожалуй. 134 года июля в 21 день 92 134 года июля в 5 день писал к Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии ис Шатцкого из вотчины Великие Государыни иноки Марфы Ивановны князь Давыд Щербатой. Июня в 26 день приходили татаровя Верхоценской волости деревни Горелой на пашни и на гумна, и с теми тотары Верхоценской волости крестьяня и бортники и мордва бились. И божею милостию а государевым счастием Верхоценские волости крестьяня и мордва и бортники тотар побили и на бою взяли языка тотарина и того он языка тотарина Тохтораленка Боранкова послал к Государю к Москве Верхоценские волости со крестьяны которые ево на бою взяли с Матюшкою Яковлевым да с Ортюшкою Баиковым июля в 5 день. 93 К Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии бьют челом Великие Государыни иноки Марфы Ивановны Верхоценской волости крестьяне Матюшка Яковлев да Ортюшка Баиков чтоб Государь их за язычной привод пожаловал своим государевым жалованием нас Государю бы известить А по Государеву Цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии указу язычного дают за языка за тотарина по 2 рубли да по сукну по доброму два рубли да сукно доброе | | Лайк (3) |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
7 октября 2024 16:17 Да не только татаровя набеги совершали, но и воровские казаки промышляли бандитизмом, о чём и гласит следующий документ. РГАДА, ф210, Приказной стол, оп.13 ч.1 д.12 за 1624 год 634 Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ивашка Плещеев челом бьет в нынешнем Государь во 132 -м году ноября в 20 день прислана ко мне холопу твоему в Шацкой твоя Государя Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии грамота. А велена мне холопу твоему козака, каторова привели в Шацкой Сидарка Матвеев да козак Фочка Шевяков, Ивашка Бирюкова вынев ис тюрьмы роспросить подлинна и пытать велеть накрепко сколько давно с Воронежа и от чево сшол на Дон, и жена и дети у нево есть ли и на Воронеже живут или где. И ныде? и где он по сю пору был и товарыщи ево которыя с ним на Хопре были, которова хто города и как имена и прозвища, и каком хто человек был, и сколь давно хто на Дон и от чево сшол, и жены у них и дети или братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как их имена и на воровався тем козаком куда идти и что их умышленья и где их чаять и ныне в которых местех стоят и много ль им в тех местех стоять. Да что козак Ивашка Бирюков в распросе и с пытки скажет и мне холопу твоему о том отписать и распросныя и пыточныя речи прислать к тебе Государю. И вперед в Шацкой всяким людем о таких воровских козакех заказ учинить, будет хто тех воров у каво в Шацком объявятца и оне б всякия люди тех воров у себя не таили. А по роспросу Ивашка Бирюкова тех воровских козаков в которых горадех приезду чаят и мне холопу твоему о том потаму ж велено отписать к тебе Государю и в те городы к воеводам. И я холоп твой по твоей государевой грамоте козака Ивашка Бирюкова вынев ис тюрьмы перед собою роспрашивал сколько давно 635 с Воронежа и от чево сшол на Дон и жена и дети у нево есть ли и на Воронеже ли живут или где, и нде? и где он по сю пору был и товарыщи ево которыя с ним на Хопре были, которова хто города и как имена и прозвищи, и каком хто человек был, и сколь давно хто на Дон и от коле и от чево сшол и жены у них и дети или братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как им имена и на воровався тем козаком куда идти и что их умышленья и где их чаять и ныне в которых местех стоят. И козак Ивашка Бирюков холопу твоему в роспросе и с пытки скозал жилец Воронежа города, а с Воронежа в прошлом во 126-м году сшол на Дон гулять своею охотою и по се места был на Дану, а жены де и детей у нево и племяни нет, и как де они с Дону пошли на Медведицу для тотарскова погрому, а товарыщев де с ним была отаман Тимоха Поп да Ивашка Кругавой да Гришка Долгашея, Шестачко Иванов а каторова они города и какия люди были таво не ведает, Федка Карпов сн прозвища Пауч, Степанька Васильев сн прозвища Коргалец жильцы Курска города да Кубышкою зовут Иванов сн, Шестачко Степанов жильцы с Оскола а какия они люди были и жены и дети и братья есть ли и отчего они на Дон сошли таво не ведает, Кубышкою зовут прозвища Маладой а как ему имя таво не ведает жа а жилец с Воронежа, а у таво де у Кубышки на Воронеже есть дядя Онтонком завут Ермолов сн живет в Затинной слободе у брата своего у Данилка, а от чево он с Воронежа сшол таво не ведает. Да с ним жа де был Ондрюшка Ильин сн Пареной Шацкого уезда Шацкой иль уезда а таво не ведает да от каторова села или деревни, как де они были 636 громили земцов, а в те поры был у них в руках Верхоценские волости села Томникова крестьянин Васка Петелин и тот де Васка таво Ондрюшку Паренова знает, а тот де Ондрюшка Пареной ево Васку и отпустил. А иных товарыщев имены и прозвища не упомнит потаму что сошлись иза многих городков. И как де товарыщи ево покинули в степи а сами пошли воровать и с ними де пошол Верхоценские волости села Томникова Орхангильскова попа Ариста работной козачек, Гаврилком зовут прозвища Медведь, а где де они ныне стоят таво не ведает, а наворовався де им идти на Дон по городкам, а иным пристовать на Медведице. И я холоп твой по тем ево распросным речам села Томникова крестьянина Васку Петелина поставя перед собою роспрашивал про Ондрюшку Паренова да про попова козачка про Гаврилка прозвища про Медведя и Васка Петелин мне холопу твоему в распросе скозал как де он Васка был на реке Хопре в руках у воровских козаков и он де видел Чернеева монастыря Верхоценские волости деревни Княжия крестьянина Ондрюшку Паренова и у таво де Ондрюшки брат радной Данилка Пареной и ныне в деревне Княжой, а попов де козачок Аристав Гаврилка а прозвища Медведь пришол на Хопер Верхоценския волости деревни Пеньков в зимницу к Фоме Маркову. И я холоп твой по Васкиным распросным речам по Ондрюшкова брата Паренова по Данилка посылал разсыльщика. И таво Данилка поставя перед сабою про брата ево про Ондрюшку распрашивал где тот Ондрюшка ныне и сколь давно от нево от Данилка на Дон или по речкам ….(воро-) 637 вать и от чево пашол Данилка Пареной в распросе скозал, жил де брат ево с ним в розделе, а пашол от нево на Дон в прошлом во 126-м году и с тех де мест от нево и по ся места вести и граматки и присылки не было. И я холоп твой таво Данилка Паренова роспрося отдал Чернеева монастыря игумену Ортамону и велел ево беречи до твоево государева указу, а козака Ивашка Бирюкова пытав вкинул в тюрьму до твоево государева указу. 638 От Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии в Шатцкой воеводе нашему Ивану Юрьевичу Плещееву писал еси к нам что по нашему указу велено тебе козака Ивашка Бирюкова которой на Хопре воровал роспросити подленно и пытать накрепко сколь он давно с Воронежа и отчего сшол на Дон и жена у него и дети на Воронеже есть ли и где он по сю пору был и товарыщи ево которые с ним на Хопре были хто которого города и как их имена и прозвища и хто какой человек был, и сколь давно и отчего на Дон хто сшол и жены и дети и братья есть ли и будет есть и в которых городех живут и как их имена и наворовався тем ворам куда идти и что у них (умы-) 639 шленья и ныне в которых местех стоят и много ль им в тех местех стоять. И казак Ивашка в розпросе и с пытки говорил сшол де он на Дон своею охотою в прошлом во 126-м году и был на Дону и по ся места, а жены и детей и племяни у него нет, а пошли оне к Дону на Медведицу для татарского погрому, а товарыщи с ним было атаман Тимоха Поп да Ивашка Круговой, Гришка Долгошея, Шестачко Иванов а которого оне города и какие люди были того не ведает, да Федка Карпов сн Пауч, Степанко Васильев сн Коргалец Курские жильцы, да Оскольские жильцы же Кубышка Иванов Шестачко Степанов, а есть ли у них и жены и дети и братья и отчего оне на Дон сошли таво не ведает, да Воронежской жилец Кубыщка 640 малой, а на Воронеже де у него дядя живет в Затинной слободе Онтонком зовут Ермолин, да с ним же был Шатцкого уезда Ондрюшка Ильин сн Пареной, а иных де он товарыщев имен не помнит потому что сошлися изо многих городков. А как де ево Ивашка товарыщи покинули а сами пошли воровать и с ними пошел Верхоценские ж волости села Томникова Архангельского попа Ариста казак Гаврилко Медведь, а где те воры ныне стоят того он Ивашка не ведает. А наворовався де им итти на Дон по прежнему, 641 а иным приставать на Медведице, а села Томникова крестьянин Васка Петелин в розпросе сказал как взяли было ево на реке на Хопре воровские казаки и он Васка на Хопре с казаки Верхоценские волости деревни Княжой крестьянина Ондрюшку Паренова видел и брат де ево Ондрюшкин Данилко Пареной ныне живет в деревне Княжой, а попов де казак Гаврилко Медведь пришол на Хопер Верхоценские ж волости деревни Пенков в зимницу к Фоме Маркову. А Данилко Пареной в роспросе сказал что брат ево Ондрюшка сшол от него на Дон в прошлом во 126-м году да и по сю места к нему не бывал и про него ж не ведает. И я крестьянина Данилка Пареного отдал беречь Чернеева монастыря игумену Ортемону а казака Ивашка Бирюка велел вкинуть в тюрьму до нашего указу. И нам бы о том велети указ учинить. 642 И как к тебе ся наша грамота придет и ты б Данилка Пареного велел дать на поруки з записью с сроком что ему брата своего Ондрюшку Пареного сыскивати, да как Данилко брата своего сыскав перед тебя приведет и ты б того Ондрюшку Пареного роспросил подлинно и пытать велел сколь он давно сшол на Дон и отчего и много ль на Дону был, для чего на Хопер приходили и хто которого города и где оне ныне. Да и вперед бытеси в Шатцком на посаде и в слободе и в уезде о тех ворех о Ивашковых товарыщев Бирюкова велел заказ крепко им учинить. Будет тех воров у ково в Шацком объявяца и оне б тех воров у себя не таили а приводили их к тебе, а ты б тех воров про воровство розпрашивал и пытал. А будет (у него) Государь в Шатцком есть братья или дядья или иное какое пле(мя)…. 643 -вал. И ты б ??? потому пр?? роспрашивал сколь давно они из Шацкого пошли и куды и где ныне, да велел давать накрепке пору(чить) им тех воров сыскивать, да о том о всем к нам отписал. ………….(Далее перечеркнутый текст)……… Писан на Москве лета 7132 года декабря в 18 день.
644 Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ивашка Плещеев челом бьет в нынешнем Государь во 132-м году генваря в 23 день прислона ко мне холопу твоему в Шатцой твоя Государя Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии грамота. А велено мне холопу твоему Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова дать на поруку с записью с сроком что ему брата своево Ондрюшку Паренова сыскивать, а сыскав ево привести ево ко мне холопу твоему в Шатцкой, а мне холопу твоему таво Ондрюшку Паренова велено роспросить подлинна и велеть пытать сколь он давно сшол на Дон и от чево, и много ль на Дону был и для чево они на Хопер приходили и хто которова города и где они ныне. И я холоп твой Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова велел дать на поруку з записью, что ему брата своево Ондрюшку Паренова сыскав привести ко мне холопу твоему в Шатцкой. И Чернеева монастыря крестьянин Данилка Пареной тако по себе поруки не сыскал и нихто по нем не ручался. И я холоп твой таво Чернеева монастыря крестьянина Данилку Паренова велел дать на поруку з записью, что ему ставитца в Шатцком передо мною холопом твоим до твоего государева указу. 645 От Царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии на Оскол воеводе нашему Данилу Мосеевичу Яблочкову в нынешнем во 132-м году октября в 15 день писал к нам из Шатцкова воевода Иван Плещеев что сентября в 29 день привели в Шатцкой матери нашею Великие Государыне старицы иноки Марфы Ивановны из вотчины из села Шаморги с реки с Хопра крестьянин Сидорка Матвеев да Шацкой служилый казак Фочка Вяков казака Ивашка Бирюка. А в роспросе сказал в прошлом де во 131 -м году перед Семенем днем были они на Хопре и сказывали им Верхоценские волости деревни Пенков бортники Васка Махин да Ивашко Прокофьев что приходили на Хопер воровские казаки и погромили в верховых вотчинах четыре(ста?) 646 вотчинников и товарыщей их, Микифорка Попова с товарыщи трех человек в полон взяли. И оне Сидорка и Фочка собрався с товарыщи на тех воровских козаков ходили и того козака Ивашка взяли на степи. А казак Ивашка Бирюков в роспросе сказал что он бывал Воронежской жилец и сшол на Дон в прошлом во 126-м году, в прошлом же во 131-м году об Ыльине дне пошло их козаков з Дону и с Терновых на реку на Медведицу для татарсково погрому с атаманом с Тимохою Поповым тритцать пять человек и на Медведице погромя тотар пошли на реку на Сертубу (прим. Сердобу) и на Хопер, и на Хопре погромя бортников товарыщи ево пошли (во)ровать на Мошканские верхи в Темниковской уезд, а ево Ивашка 647 покинули больнова. И писано от нас в Шатцкой к воеводе к Ивану Плещееву … А велено того казака Ивашка Би(рю)ка роспросить подлинно и пытать накрепко сколь он давно с Воронежа и отчего сшол на Дон и товарыщи которые с ним на Хопре были хто которова города бывал и каких имена и прозвищи и какой человек хто был и жены у них и дети и братья есть ли и в которых городех живут. Да что какзак Ивашка Бирюк в роспросе и с пытки скажет и о том велено писать и роспросные и пыточные речи прислать к нам к Москве. И …в 9 день писал к нам ис Шатцкого Ив…Плещеев и прислал казака Ивашка Бирюка распросные и пытачные речи. В роспросе и с пытки казак Ивашка Бирюк говорит как де они пошли ??? на Медведицу для татарскова погрому с атаманом с Тимохою 648 Поповым и товарыщи с ним были Ивашко Круговой да Гришка Долгошея да Шестачко Иванов, а какие они люди и которова они города тово не ведает. Да с ними ж были осколевня Кубышка Иванов да Шестачка Степанов да Воронежской жилец Кубышкою зовут прозвища Молодой, а как ему имя того не ведает, да с ним же де был Шатцкого уезда Ондрюшка Ильин сын Пареной, а иным товарыщем что с ними были имян не упомнит что сход(цы) на Дон из розных городов, а где (ныне те) воры соят тово не ведает….де им в воровстве идти на Дон ..приставать на Медведице и…..указал тех воров сыскивать да ….хто в котором городе объяв(итца)..… 649 стоят, а будет оне в том воровстве на Осколян же скажут и ты б тех сыскав роспрашивал и сыскивал про них накрепко да о том к нам отписал. А будет тех воровских козаков ныне на Осколе сыскать не мочно и ….(далее множественные правки текста) …заказ крепко учинить …(правки текста)…будет хто тех воров у ково на Осколе объявитца и оне всякие люди тех воров у себя не таили а приводили к тебе, а ты б тех воров про воровство роспрашивал же и пытал …(далее множественные правки текста)…. 650 Государю Царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии холоп твой Данилка Яблочков челом бьет нынешнем Государь 132-м году генваря в 17 день прислана ко мне холопу твоему твоя государева царева и великого князя Михайлу Федоровичу всеа Русии грамота из розряду за приписью твоего государева дьяка Михайла Данилова. А велено мне холопу твоему по твоей государеве грамоте тот час на Осколе на посаде и в слободах велеть сыскать Кубышку Иванова да Шесточка Степанова да сыскав велено мне холопу твоему роспросить подлинно и пытать их накрепко сколь оне давно с Оскола и от чево сошли на Дон, и с таварыщи ево каторые с ним на Хопре были, с каторова хто города и какой хто человек и как их именем и прозвища и как давно хто на Дон и от чево сшел, и жены у них (и дети) и братья в их городех есть ли и в которых городех, и что тех воровской умыслы им и где их ныне чаять и в которых местех стоят. А будет оне в том воровстве на Осколен иж скажут и мне холопу твоему тех людей сыскав велено и роспрашивать и сыскивать про них накрепка, да о том велено мне холопу твоему отписать к тебе к Государю к Москве. А будет Государь тех воровских козаков ныне на Осколе сыскать не мочно и мне холопу твоему велено об них на Осколе всяким людем заказ крепкой учинить, будет хто тех воров у ково на Осколе объявятца и оне б всякия люди тех воров не тоили, велено их по твоему государеву указу приводить ко мне холопу твоему, а мне холопу твоему тех воров велено про воровство спрашивать же и пытать. А будет Государь тех вовров на Осколе есте братья или дядья или (иные ково) с племя. И мне холопу твоему велено их по твоей Государя грамоте потому жа спрашивать сколь давно оне с Оскола пошли и куды и где оне ныне, да тех людей по твоему 651 Государеву указу велено давать накрепко с поруки чтоб им тех воров сыскивать да о том обо всем велено мне холопу твоему отписать к тебе к Государю подлинно. И я холоп твой по твоей Государь грамоте на Осколе на посаде и в слободах Кубышку Иванова и Шестачка Степанова сыскивал и осколен всяких людей спрашивал и на Осколе тех людей Государь не сыскали и нихто их не знает. А я холоп твой по твоей Государеве грамоте об них на Осколе всяким людем заказ крепко учинил будет тех воров у ково на Осколе хто вперед объявитца и оне б всякия люди тех воров у себе не тоили и приводили б их по твоему Государеву указу ка мне холопу твоему. И будет Государь тех воров хто на Осколе вперед объевитца и я холоп твой распрося их по твоему Государеву указу татчас к тебе к Государю отпишу. | | Лайк (3) |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
11 октября 2024 16:33 О пожаре в селе Хлыстово Рыбной пустоши, РГАДА ф.210,оп.12,ч.2,д.536 Белгородский стол 30 Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом богомолец твой государев и сироты Танбовского уезду Рыбной пустоши села Борков Богоявленской поп Иосиф да того ж села крестьянишка Еремка Петров с товарыщи. В нынешнем Государь во 171-м году после празника Светлого Христова Воскресения волею божею за умножение грехов наших то село все без остатку выгорело и церковь Божия поднялась и церковное всякое строение всеж без остатку згорело и хлеб стоячей в гумнах и молоченой в клетях и по дворам многая животина погорела. И от того мы я богомолец твой и сироты от пожарного разорения все безостатку в конец погибаем и будучи без хлебного запасу помираем голодною смертью и впред нам тягла своего государева и всяких податей платить нечем и церкви Божией и вского церковного строения и дворишков своих построить нечем же. И о том нашем пожарном разорении били мы челом тебе великому Государю, а в Танбове воеводе подавали челобитную и против нашего челобитья к тебе к великому Государю к Москве воевода отписку писал и под отпискою и нашею челобитную к Москве приклал. И та Государь отписка подана в розряд. А твоего Государева указу по той отписке не учинено. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня богомольца своего Государева и сирот своих, вели Государь нам дати льготы для нашего великого пожарного разорения в своих великиго Государя денежных всяких податей и в столовых запасех и в городовой и в валовой поделке, на кольке ты великий Государь нас пожалуешь чтоб нам сиротам построить церковь божию и дворишка свои доколе построим, и вели Государь против отписки и нашего челобитья в том нашем пожарном разорении свой великого Государя указ учинить как тебе милосердному Государю о нас бедных б?? известить. Царь Государь смилуйся пожалуй 31 И против челобитья Танбовского уезду Верхоценские волости Рыбные пустоши села Борков Богоявленского попа Иосифа и всех крестьян Еремки Петрова с товарыщи в розряде выписано В нынешнем во 171 году июля в 9 день писал к великому Государю Царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу ис Танбова столник и воевода Иван Акинфов и под отпискою прислал заручную челобитную того села Борков Богоявленского попа Иосифа и всех крестьян Еремки Петрова с товарыщи. И в челобитной написано в нынешнем во 171 году в неделю Фомину гневом божиим в том селе Борку церковь животворящая и в церкви образы и книги и всякая церковная утварь згорела и все крестьянские дворы и во дворех животы и животина всякая и в гумнах хлев стоячий и в клетях молоченый все погорело без остатку и оне де ныне бродят меж двор помирают голодную смертью, а государевых денежных доходов и столовых запасов им взять негде и церковь животворящие и дворишков своих им построить нечем остались наги и босы. 32 И великому Государю Царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьют челом села Борков поп Иосиф и все крестьяне чтоб великий Государь пожаловал их для их пожарного большого разоренья велел им в своих государевых денежных доходех и столовых запасех и в городовой и в валовой поделке дать им льготы на колько великий Государь укажет. А по приходной окладной книге в селе Борку живущего тягла выть без полутрети выти , денежных доходов 8 рублев 11 алтын с полуденгою. Столовых запасов меду пуд 27 гривенок без трети, мяса свиного два полтя без трети, масла коровья 17 гривенок без трети, хмелю тож.
| | Лайк (2) |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
14 октября 2024 21:10 Жулики были во все времена, читаем жалобу сына станичного вожи РГАДА, ф.210, Приказной стол, д.321 581 Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом сирота твой Танбовского уезду сельца Тотанова крестьянишко Ларка Антипьев а прозвище Истомин жалоба Государь мне деревни Сюпы на крестьянина на Оврама Федорова прозвище Мурзина в прошлых годех по твоему великого Государя указу дано отцу моему за службу ево земли в деревне Сюпе вверх по (реч)ке по Конше от Морговских …врат с крестьяны и на тое землю дана отцу моему владельная вы(пись). И тое землею владел отец мой (лет) тритцать и больше. А с той земли служил отче мой тебе великому Государю (ста)ницкую службу вожовскую по Шацку и по Тонбову и волею Господнею отца моего не стало, а я сирота твой (остался) мал. И тот Аврам Федоров после (отца) моего бил челом тебе великому Государю на ту отца моего землю а в челобитье писал тое землю пустою и по тое землю без обысков и без опр(осов). И тот Аврам тое землею отца моего владеет восьмой год. Милосердный Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня сироту своево вели Государь мне служить свою государеву (ста)нишную и вожевскую службу, вели Государь ту землю отца моего мне ???, вели Государь дать свою государеву грамоту в ?. Царь Государь смилуйся пожалуй 582 Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьет челом сирота твой Танбовского уезду Верхоценской волости станичнова вожа сынишка Ларка Антипин сн Истомин. Отца Государь моево не стало а после отца своево остался я мал. А владел Государь отец мой в деревне Сюпы четвертью выти пашни и сенными покосы на четверть выти и на Государь землю и на сенные покосы дана отцу моему выпись и с той Государь земли отец мой служил тебе великому Государю вожескую службу с Тонбовскими станичными казаками вместе и как я был мал в твою государеву службу в станичные вожи не поспел. И бил челом тебе великому Государю тое жа деревни Сюпы ис тегла крестьянин Обрам Мурзин на тою отца моево вожевскую землю на службу а меня сироту твоево в своем челобитье он Обрам Мурзин утоил нам а тое землю пустою бутто не владеет нихто и никово с родичь не осталось а отец мой тою вожескою землею владел со 133 году по 160 год и ныне он Обрам тою землею своим ложным челобитьем и меня утоя владеет напрасно а я сирота твой тою землею не владею волачюсь меж двор помирая голодною смертью А я сирота твой во одцову вожевскую службу поспел. Милосердный Царь Государь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня сироту своево вели Государь про тое вожевскую землю чем ты Великий Государь отца моево пожаловал в Танбовском уезде в деревне Сюпы жеребьем вожескою землею сыскать тутошними окольными людьми верст по пяти иль по шти иль по десяти что отец мой владел истари со 133 году по 160 год и вели Государь мне с той землею чем отец мой владел свою государеву вожескую службу служить и не вели Государь ево Обрамову челобитную поверить и дать свою Государеву сыскную грамоту и по сыску ему Обраму в той земле отказать. Царь Государь смилуйся пожалуй 583 От Царя Государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу в (Тан)бов столнику нашему и воеводе Алексею (Ива)новичу Головину бьет челом нам великому Государю Танбовского уезду Верхоценской волости стоничнова вожа сын Л(ар)ка Онтипин сн Истомин, отца де ево Ларкина не стало а после остался он Ларка мал, а отец де ево владел в деревне Сюпы четвертью пашни сенными покосы на четверть выти и на ту де землю и на сенные покосы отца ево Ларкина дана выпись и с той земли служил де нам великому Государю вожевскую службу с Тонбовскими станичными казаками вместе а он де Ларка в нашу станичную вожевскую службу в те поры не поспел и бил челом нам великому Государю тое ж деревни Сюпы ис тегла крестьянин Обрамко Мурзин на тою отца ево Ларки вожевскую службу и землю А ево де Ларку он Обрамко Мурзин в своем ложном челобитье утаил и назвал тое землю пустою будто не владеет ею нихто и никаво с родичев на ту землю не осталось. А отец ево Ларкин тою вожевскою землею владел со 133-го по 160-й год и ныне он Обрамко Мурзин тою землею своим ложным челобитьем владеет напрасно. А он де Ларка после отца своево в нашу службу 584 поспел. ???? к нам великому Государю пожаловать бы ево велеть, о том и наша великого Государя грамота. И как к тебе ся наша великого Государя грамота придет и ты б велел послать в Тонбовской уезд в Верхоценскую волость ково пригож и велел около той деревни Сюпы сыскать про тое землю всякими людьми вправду безо всякия поноровки и сыскным бы людям в сем и говорил чтоб они во сысках сказывали про тое землю потому ж вправду по святой непорочной евангельской заповеди Христовой по свойству и по дружбе и по знакомству и для взятку ни в чем не укрывал а по недружбе не сказывал и хто тою землею истари владел со 123 году по 160 год. А хто имянна обыскные люди и что обыску про тою землю скажут и тех всех людей имена их и речи велел написать на списки по чином порознь и велел обыскным людем и тем обыскам ручникам руки свои приложить А которые обыскные люди грамоте не умеют и вместо их велел к обыскам руки отцам их духовным и родимцам и друзьям кому они верят приложить. Да по тем обыскам и по грамоте меж ими 585 меж ими указ чинить. А будет в чем у них какой учинитца спор в той земли ….. к нам великому Государю к Москве. А отписку велел подать в розряде околничему нашему Ивану Офонасьевичу Гавреневу да диякам нашим думному Семену Заборовскому да Василью Брехову да Григорью Богданову. Писан на Москве лета 7169 года марта во 2 день.
| | Лайк (2) |
Klim2018 Сообщений: 29817 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31192 | Наверх ##
14 октября 2024 21:36 Российский государственный архив древних актов (РГАДА) Фонд 350. Ландратские книги и ревизские сказки. Опись 2. Ч. 2. Переписные книги населения городов и уездов. Ревизские сказки 1-3 ревизии. ..
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3484 Сказки о дворцовых крестьянах Верхоценской, Рыбной пустоши, Залеской волостей, монастырских, архиерейских и помещичьих крестьян Тамбовского у. Реестр сказок Крайние даты: 1719 г. Количество листов в деле: 315
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3489 Сказки о прописных, умерших, новорожденных, дворцовых крестьянах и однодворцах, сказки посадских людей Верхоценской, Рыбной пустоши, (Залесской) волостей Тамбовского у. Материалы Канцелярии свидетельства: сказки вернувшихся на прежнее местожительство крестьян и др. Крайние даты: 1722 – 1723 гг. Количество листов в деле: 390
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 2. Д. 3490 Доношения о дворцовых крестьянах, сказки церковнослужителей о прописных и утаенных; сказки купцов о работных людях винокуренных заводов (лл. 298-305) (Залеской, Рыбной пустоши, Верхоценской волостей) Тамбовского у. Крайние даты: 1722 г. Количество листов в деле: 308 --- Знания - сила | | Лайк (3) |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
16 октября 2024 20:35 Klim2018 написал: [q] Российский государственный архив древних актов (РГАДА) Фонд 350. Ландратские книги и ревизские сказки.[/q]
По этим источникам добро пожаловать в дневник esya4me https://forum.vgd.ru/6322/ | | |
AnchutМодератор раздела  Сообщений: 479 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 350 | Наверх ##
28 октября 2024 15:48 О "добрососедских" отношениях в бортных ухожьях челобитная из ф.210 Белгородский стол, д.627 32 Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцу бьют челом богомолец твой Рождества пречистые Богородицы и великого Чюдотворца Савы Сторожевского монастыря архимандрит Варнава да келарь Венямин Горсткин да казначей Макарей Коширской з братею. Жалоба Государь нам Танбовского уезду Верхоценские волости деревни Перкиной на Семена Родионова сна Малина з детьми и с роднею да с Ывашком Дутиком с товарыщи. В Танбовском уезде на реках на Вороне и на Хапре монастырская наша вотчина бортные ухожья и рыбные ловли в Ратмановском ухожье и он Семен Малин з детьми и с товарыщи в той нашей вотчине с прошлого со 174-го году и по се число вновь бортное деревья делают и старые пчелы дерут и зверей бьют и лубья снимают и лыка дерут и всяким вотчинным нашим угодьем владеют за рубежами и в том их насильстве и в вотчинном владенье учинилось нам от них убытков двести рублев, да они ж Семен Малин с детьми и с товарыщи за вотчинным нашим промышлеником за старцом и за работники с ружьем гоняют и хотят побить до смерти. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй нас богомольцов своих вели Государь нам в в том нашем иску по него Семена з детьми и с товарыщи дать свою великого Государя грамоту и вели Государь их поставить на Москве к ответу. Царь Государь смилуйся пожалуй. 32об Дать им Государева грамоту к думному дворянину и воеводе велеть дать суд и указ учинить по уложенью и безволокитно…. 33 От Царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя Росии самодержца в Танбов думному нашему дворянину и воеводе Якову Тимофеевичу Хитрово, били нам челом великому Государю Рождества пречистые богородицы и великого Чюдотворца Савы Сторожевского монастыря архимандрит Варнава келарь Венямин Горсткин да казначей старец Макарей Коширской з братею Танбовского уезду нашие государевы Верхоценские волости деревни Перкиной на Семену Малина з детьми с роднею да с Ывашком Дутиком с товарыщи в Танбовском уезде на реках на Вароне и на Хапре монастырская их вотчина бортные ухожья и рыбные ловли в Ратмановском ухожье, и тот Семен з детьми своими и с товарыщи в той их вотчине с прошлого со 174-го году и по се число вновь бортные деревья делают и старые пчелы дерут и зверей бьют и лубья снимают и лыка дерут и всяким их вотчинным угодьем владеют за рубежем и в том их насильстве и в вотчинном владенье учинилось им убытков двести рублев, да они ж де за вотчиным их промышлеником за старцом и за работники с ружьем гоняют и хотят побить до смерти. И нам великому Государю пожаловати б их велеть в том их иску по него Семена з детьми и с товарыщи дать нашу великого Государя грамоту. И как тебе ся наша великого Государя грамота придет и ты б в том их монастырском иску на него Семена з детьми и с товарыщи дал суд и по суду учинил по нашему указу и по уложенью…??? А будет…???.. и ты б о том писал к нам …( многочисленные исправления, неразборчивый текст) | | Лайк (2) |
|