Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Соседи

История и судьба соседних населенных пунктов

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Бондарский район и другие.

Здесь я буду размещать, встретившуюся мне информацию о соседних деревнях и селах. Специально поиском по этим населенным пунктам я не занимаюсь, но стала сохранять по ним информацию, в расчете на то, что это поможет пахотно-угловским соседям в их поиске.

https://tambovgrad.ru/modules/....php?id=50 Фото


История края: цифры и факты


Село Куровщина: Сергиевское, Мамыловы кусты тож…
Бондарская библиотека
https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/157205888639000

История развития торговли в Бондарском районе.
Бондарская библиотека
https://www.youtube.com/watch?v=iLdVDjYI-ys


Священники, пострадавшие за веру.
Бондарская библиотека
https://www.youtube.com/watch?v=h4LvgAOzHvw

[Списки населенных мест Тамбовской губернии (по данным Всесоюзной переписи 1926 года)]https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=7609.9

Прикрепленный файл: 5.jpg6.jpg, 701511 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Исчезнувшие деревни



« Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве…
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой
Смертный час…»


Николай Мельников.

ТРАГЕДИЯ ТАМБОВСКОЙ ДЕРЕВНИ. Н. Муравьев

Краткие сведения о населенных пунктах Тамбовшины, прекративших свое существование в 1940-1992 годах.


Отчет волонтера проекта М.А. Облицова об обследовании исчезнувших поселений Бондарского района Тамбовской области
(проводился 26 мая - 24 июня 2018 года)
https://tambov.ru.net/tbo/doc/pole.pdf

Село Александровка

Деревня Першиково
.

Деревня Павловка (Максимовский сельсовет, Бондарский район).
.
Поселок Красный куст (Кершинский сельсовет, Бондарский район).


Деревня Кукановка, (Граждановский сельсовет, Бондарский район).

Исчезнувшие сельские поселения Тамбовской области
Бондарский район


https://www.youtube.com/watch?v=P61e621lRyw&t=137s Заброшенным деревням посвящается...

https://www.youtube.com/watch?v=iybCtFSynAg Исчезнувшие деревни и села Бондарского района
https://ok.ru/video/3907104412080 п.Степной, Бондарский район

Прикрепленный файл: file.pngСнимок экрана (1397).png, 127553 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Деревня Хмелина Бондарского района

https://tambov.ru.net/tbo/doc/pole.pdf

Информация из социальных сетей проекта от жителя исчезнувшей деревни Хмелина Бондарского района Тамбовской области Саввина Игоря Викторовича


Деревня Хмелина основана в 1626 году, основным населением были переселенцы из
Мордовии, о чём говорит название одной из улиц. Деревня имела примерно 700 дворов и
состояла из 5 улиц: Захватчина, Село, Рогачёвка, Мордвы, Тужиловка. Там были
мельница, крахмальный завод, кирпичный завод, колхоз, в котором имелись: свинарник, 2
летних коровника, конюшни с лошадьми, сбруйная, ток, пасека.
Поля вокруг деревни засевались рожью, гречихой, овсом, ячменём. Сажали
картофель, арбузы (родились такие крупные, что их катали с полей, а не носили). На
мельнице были затвора, которые систематически закрывались для набора большого
количества воды и сплавки леса на шпалозавод лесоучастка 2-ой Перкинский, а оттуда по
реке Кёрша в Цну и до Коровьего брода. Там уже лес перегружался на машины и
вывозился.

Жители работали в лесу, в колхозе, в химлесхозе, собирали грибы и сдавали в
грибоварку от Горельского консервного завода. В деревне была начальная школа и
магазин. Семьи были многодетные от 5 до 10 человек детей в каждой.
Всё население имело подсобное хозяйство: держали коров, овец, кур, гусей, уток,
свиней. На приусадебных участках выращивали картофель и прочие овощи. Занимались
сбором лесных ягод: земляники, черники, малины.

Начиная с 70-х годов прошлого столетия, жители стали активно разъезжаться, и в
настоящее время на Хмелине живут только 2 коренных жителя: Чекунов Пётр
Михайлович и Кириллов Виктор Юрьевич
, остальные несколько человек – дачники.
За Хмелиной, за улицей Рогачёвка, в сторону Виникляя, строго на запад, находился
кордон, носящий имя Вялова, по фамилии лесника, проживающего в нём. Через дорогу от
него жил дед Микиня с женой. Они были из Москвы. Дочери его так и жили в Москве, а
дед в лесу. Имел пасеку. После Вялова, жил на этом кордоне Саввин Иван Николаевич.
Затем кордон перевезли на второй Перкинский участок, и проживала в нём уже Минаева
Шура.

С восточной стороны деревни есть кордон, который называется Кузнецовский. Там
проживал лесник Кузнецов, потом Мымриков. В 1960 году туда приехал лесник Кириллов
Юрий Михайлович с женой Марией Петровной и их 10 детей: Миша, Зина, Тая, Валя,
Витя, Коля, Алёша, Тамара, Вера, Саша.

Со слов Нины Дмитриевой (Балабановой), у Федота Балабанова было 3 сына:
Николай, Александр и Борис, все жили в Тамбове. Федот был дядей ее отца Ивана
Александровича. Ее отец, валял валенки всей округе, несли со всех деревень, был он и
лесником, за что и поплатился, не вступил в колхоз. За это у него выкопали весь огород
картошки, а в семье 7 детей. Это было в 1953 году, такая линия партии была.
А еще у них на огороде расстреляли белые 4 односельчан. Фамилии она не
вспомнила. Ее мама рассказывала, что приехали якобы «красные», построили всех
мужчин и через 4 человека выбирали на расстрел, но успели только 4-х, тут появились
еще «красные», те уехали. Это было во времена Антонова. Те, первые, просто стреляли по
домам, кого-то еще убили.

Было очень смутное время. Пленные немцы были в нашей деревне, как долго не знаю,
да не слушали мы стариков, а теперь вспомнить трудно.

Список бывших жителей

Улица Захватчина:

Улица Рогачёвка:

2 порядок Рогачёвки:

Улица Село:


Улица Мордвы:

Улица Тужиловка:

В настоящее время в деревне проживает 1 постоянный житель, летом приезжают
дачники.


https://urban3p.ru/object24275


Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=pIACLqdH7Eo&t=23s Играй, гармонь! | Александр Маняхин (г. Тамбов) | Хмелинка


https://vk.com/album-84787378_248864255 Заброшенная деревня Хмелина, фото


https://www.youtube.com/watch?v=QIn5vIsHQ3c&t=32s ВЫМЕРШИЕ ДЕРЕВНИ ПОСРЕДИ ЛЕСА. КАК ТУТ ЖИЛИ ЛЮДИ?? OFF ROAD НА НИВАХ

https://ok.ru/group/52165277974616/topics ХМЕЛИНА

https://ok.ru/group/52165277974616/topic/65264452062040

Прикрепленный файл: 5.png6.jpg, 142793 байт7.jpg, 126577 байт8.jpg, 114867 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Записки краеведа.

СЕЛО БОЛЬШОЕ НИКОЛЬСКОЕ И ИСТОРИЯ ПРЕДТЕЧЕНСКОЙ ЦЕРКВИ


Галина Ступникова
https://ok.ru/profile/58993994...0348989976

Галина Ступникова
Предтеченская церковь села Большое Никольское Бондарского района
Антонина Кобзева
https://vk.com/id299376496?w=wall299376496_364%2Fall

Большое Никольское одно из самых старинных сел нашего района. Возникло, скорее всего, в конце 17-начале 18 в. Оно и близлежащие села Кривополянье, Бычки, Комаровка, Городище относились в те времена к Шацкой провинции (уезду) Азовской губернии. По данным исследований краеведа А. Н. Милосердова в 1703 г. тамбовцу Василию Большому Балабанову выделен земельный участок под большим Ценским лесом в поле, в междуречье Керши и Ломовиса площадью 80 четвертей и две четвери в лесу Кривой Поляны, где раньше было расположено старое сельцо, «где преж сего были дворовые селитьбы, с четвертными пашнями, с лесы и с сенными покосы и со всеми угодьи». Краевед делает предположение, что упоминаемое в 1703 г. старое сельцо либо Кривополянье, либо Большое Никольское. Сейчас село входит в состав Кривополянского сельсовета Бондарского района, а раньше было в составе Тамбовского уезда.

О названии села

На 1704 г. в селе значится церковь во имя Николая Чудотворца и дворы священников Евсея Иванова, Кирилла Борисова и дьячка Савы Леонтьева; всего дворов в селе 40, большинство тамбовцев — детей боярских, однодворцев.

У А.Н. Милосердова мы находим подробные сведения первых землевладельцах села. Это были Гусевы, Полянские, Рукины, Обловы, Самойловы, Алексеевы, Вадановы, Тарасовы, Аржаниковы, Свиридовы, Карганиновы (Корчагины), Дакудовские, Азаровы, Шаровы, Котовы, Спицыны, Неретины, Мемушины, Пушенины, Тарасовы, Есановы, Катановы, Збигневы, Курбатовы, Горшковы. Многие фамилии и до сих пор распространены в Бондарском районе.

В 1719-1722 г. по материалам Перовой ревизии в селе 30 дворов, один из которых поповский, лиц мужского пола 98.

В окладной книге Синодального Казенного Приказа по Тамбовской епархии 1724 г. расписаны епархиальные сборы с десятины по статьям. Есть сбор Кривополянского заказчика Тамбовской десятины села Кривополянья Николаевского попа Хрисанфа, который заплатил всякого рода даней с 14 церквей, входящих в его стан, 103 рубля 30 алтын 5 денег. Эти деньги шли на жалование чиновникам, нищим в богадельни и попам. Все налоги расписаны по статьям. Например, венечных пошлин с 69 отроков первым браком по 11 алтын, с 26 второбрачных по 22 алтына, с венчающихся третьим браком - по 33 алтына. Всего в 1724 г. в церквях, относящихся к подчинению Кривополянского храма, за венчание 104 браков было собрано 55 рублей 14 алтын 4 деньги.
Здесь интересна, конечно, информация не только о церковных сборах, но прежде всего, о количестве церквей – 14! , которые существовали в селах рядом с Кривополяньем.

В 1745 г. по сведениям второй ревизии в Б. Никольском 97 податных душ, из них однодворцев 65, помещиковых крестьян 32. Крестьяне принадлежали помещикам Ивану Иевлеву, драгуну Филиппу Свиридову, солдату Григорию Подъяпольскому, помещику Михаилу Спешневу, поручику Самойлу Иевлеву, квартермейстеру Ивану Уланову, прапорщику Ивану Полянскому.

В 1783 г. в селе 64 двора с 225 душ мужского и 205 женского пола. Земли всего 3305 десятин и 675 кв. саженей, пашни 900 десятин 1639 кв. саженей. (1 десятина равна 1,0925 га.) Состав землевладельцев тоже поменялся. Теперь земельные участки принадлежат жене секретаря Пыпиной Марфе Ивановне, дворянину И. Подъяпольскому, подпоручице А.И. Багреевой, вахмистрам Ивану и Гордею Кутуковым, Серафиме Улановой, подпоручику И. Иевлеву, помещице Марфе Иевлевой, Дарье Полянской, Павлу Смирнову, Федору Апраксину и др. В селе были господские дома титулярного советника Кутукова, дворянина Подъяпольского, секретарши Пыпиной и подпоручика Иевлева. В Большом Никольском работала мельница о пяти поставах. Крестьяне села занимаются хлебопашеством, женщины рукоделием, прядением льна, холстов, поскони, изготовлением шерсти для своего хозяйства и на продажу.

Первая церковь во имя Николая Чудотворца была построена на рубеже 17-18 веков и дала название селу. В экономических примечаниях к Геометрическому специальному плану Тамбовского уезда 1783 г. уже числится деревянная церковь во имя Усекновения честной Главы Иоанна Крестителя с пределом Николая Чудотворца. Не часто, но так было, что в церковь селе посвящали другому святому или празднику, так произошло и Большом Никольском. Первоначально здесь была церковь Николая Чудотворца, а в конце 18 в. церковь уже Предтеченская. Возможно, что эта перемена связана с легендой о святом источнике. Легенду о нем, услышанную от своей бабушки, рассказала Ольга Васильевна Котова, глава Кривополянского сельсовета.

Легенда о святом источнике

Священнослужители

В 1911 г. в селе 265 дворов, 909 душ м.п. и 922 ж.п. В приходе деревня Федоровка Зайцево тож: 78 дворов, 264 душ м. п., 273 ж. п., два мелких хутора Подъяпольский и Полянский, одна мелкая экономия Голубева. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Метрические книги с 1820 г. В штате священник, дьякон, псаломщик. У причта 2 ½ десятин усадебной земли, 30 полевой. Есть причтовая дарственная земля, голый песок, обнаженный из-под леса, служит для пастьбы скота. Земля дает годовой доход 10 руб. с десятины. Братский годовой доход 500 р. Причтовый капитал 100 р. Церковного капитала нет. Причту выплачивается казенное пособие: священнику 294 р., дьякону 147 р., псаломщику 98 р. в год. Кроме того собирает рожь новин по 1 мере со двора. Дом у дьякона собственный, у священника и псаломщика домов нет.

До 1917 г. земские школы (училища) относились к министерству образования, а церковно-приходские и школы грамоты – к епархиальному ведомству. В Большом Никольском первое упоминание о школе грамоты относится к 1893 г., в которой учится 59 учеников. В 1902 г. действует церковно-приходская школа, с 58 учащимися. 1906 г. построено новое задние церковно-приходской школы рядом с церковью.
Деревянное, одноэтажное здание построено на кирпичном цоколе, крыша покрыта железом и окрашена зеленой краской. Длина здания 7 саженей, ширина 4 сажени, высота 2 и 1/3 саж; всех окон 14 шт., дверей двухстворчатых стеклянных 1 шт., филенчатых 1 шт., и одностворчатых 5 шт. Печей – 1 русская и 2 голландские. При школе сени.
В 1915 г. успеваемость в учеников отмечена епархиальным начальством как хорошая.

В 1885 году в селе Большое Никольское в крестьянской семье родился Ивлиев Николай Михайлович. Он окончил двухклассную Иоанно-Богословскую школу в Козловском уезде. Работал учителем в сельских школах с 1902 по 1914 гг. С началом войны по мобилизации был призван на фронт, дослужился до чина капитана. Воевал храбро, награжден орденами святой Анны 3 степени, святого Станислава 2 и 3 степени с мечами. В 1917 г. поступил в Тамбовскую духовную семинарию и вскоре женился. Супруга Вассилиса Ивановна, уроженка села Большой Ломовис, скрыла, что была замужем и овдовела. В соответствии с Апостольскими правилами путь к священству был закрыт для Николая. В 30-х годах семья из Большого Никольского переехала в г. Моршанске. Николай Михайлович всю свою жизнь, как активный прихожанин, посвятил церкви. Он очень хорошо резал по дереву, оформлял иконы, крестики, играл на изготовленной собственноручно скрипке. На Рождество в белой холщевой рубахе ходил славить Христа в семьи священников и прихожан. Единственный сын их погиб под Киевом во время Великой Отечественной войны. Как только Николай узнал о гибели сына, он продал корову и отправился на поиски тела. Отыскал тело сына по пряжке ремня, которую сделал сам для него. Сына похоронили в Моршанске, а на могиле установили неугасимую лампаду. Исчезла последняя ниточка, что связывала нашего земляка с земной жизнью. Теперь его единственным желанием было служение Богу. С тех пор всю свою жизнь он делу возврата верующим и открытию Троцкого собора г. Моршанска. Это был очень тяжелый и скорбный путь, потребовавший от Николая все здоровье и мужество духа. Обращался с ходатайствами в разные инстанции в Тамбовской области и Москве, маршалу К. Ворошилову и генеральном секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву. За ходатайства об открытии храма не раз подвергался административным арестам. В декабре 1957 г. был направлен на принудительное лечение в психиатрическое спецучрждение МВД под Ленинградом, где провел два года в строгой изоляции. После лечения продолжал свою борьбу за Троицкий собор. Умер 30 апреля 1967 г. от кровоизлияния прямо на улице. Троицкий собор Моршанска был возвращен верующим в 1990 году.

Последний священник



https://www.youtube.com/watch?v=hulyEg_sp-4 с.Большое Никольское, Бондарский район

Архивные источники:

Перевод источников из РГАДА см.:
https://dzen.ru/suite/1f02f267-d182-434d-b1cf-5d1f1be6791f SergeiS85





Архивные источники в ГАТО.

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

Родословные:

Прикрепленный файл: file.jpgfile.png, 1249266 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (2)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Село Бондари (Анастасьевское)


Земля бондарей – Анастасьевское
https://top68.ru/articles/soci...skoe-71326

Образованный в 1928 году в составе Тамбовского округа Центрально-Чернозёмной области, район прошёл долгий путь преобразований и административных изменений. Вместе с ним менялись и Бондари.

На заре своего рождения это был земельный участок, в 1699 году отмежеванный епископу Тамбовскому Игнатию. 75 десятин «дикой степи» под покос пожаловал император в ответ на челобитную церковнослужителя. Чуть раньше епископу Игнатию были выделены земли в Тамбовском уезде, в районе сёл Спасское (Талинское), Троицкое (Кёрша), а также села Богородицкое с деревней Русская поляна, что на реке Хопёр. Следует отметить, что никаких поселений на месте, где расположено в настоящее время село Бондари, в начале 18 века не было.

В 1725 году по челобитной камер-юнкера Василия - сына Петрова Поспелова - именным указом её Императорского величества все три земельных участка в Тамбовском уезде были отписаны Петрову Поспелову. Однако позднее в предоставлении земельных участков шталмейстеру (главному конюху) Петрову Поспелову было отказано, так как земли были в тот период в вотчинном владении тамбовского архиерея Игнатия.

Тяжба за земельные участки продолжалась несколько лет. В конце 1734 года Василий Петров Поспелов вновь обращается к императрице с просьбой выдать ему выпись на право владения землёй в указанных выше сёлах и на реке Ломовис. Такой документ Петрову Поспелову был выдан. В последующем на это место им завозятся крестьяне из деревни Мошеной Ливенского уезда. И в Тамбовском уезде появляется деревня с названием Бондари.

Название - от баронессы Настасьи Ивановой
Согласно материалам Второй ревизской сказки от 1745 года, деревня Бондари принадлежала бывшему шталмейстеру, барону Василию Петрову - сыну Петрова Поспелова. «Хозяевами» дворов записаны Фетис Семёнов, Афанасий Васильев, Фёдор Гаврилов, Максим Иванов, Матвей Петров, Фатей Титов и другие. Как видно, указаны только имя и отчество. Всего 60 дворов. В них переписано 240 податных душ (мужского пола).

Первое название деревни Бондари, скорее всего, привезено с прежнего места жительства крестьян и было связано либо с их деятельностью, либо с принадлежностью помещику Бондареву. Второе название - Анастасьевское - получено селом от имени баронессы Настасьи Ивановой - дочери Петровой Поспеловой.

В 1753 году владение баронессы Настасьи Ивановны было приобретено воронежскими фабрикантами Иваном, Яковом и Андреем Гордениными.

Здесь у читателя может возникнуть вопрос: как на 75 десятинах земли построить село с фабриками? Тем более что в материалах Генерального межевания земель 1767 года отмечается, что у фабрикантов Гордениных было более трёх тысяч десятин.

В экономическом примечании к Генеральному межеванию сказано, что эти земли в 1726 году были предоставлены воронежскому купцу Потапу Никитину - сыну Горденину.
В документе о межевании 1762 года приводятся сведения о том, что всего земли в селе было 3120 десятин и 576 квадратных саженей, в том числе пашенной - 2176 десятин; земли за церковнослужителями - 80 десятин; занято церковью и кладбищем 1300 квадратных саженей.

Ревизия, проведённая примерно в это же время, выявила 209 дворов, лиц мужского пола - 1028. За фабрикантами Николаем значилось 23 двора и 117 человек мужского пола; Иваном - 20 дворов со 100 мужчинами, Еленой Артемьевной - двор и трое мужчин; Петром - 18 дворов, 79 мужчин; Дмитрием - 75 дворов, 365 мужчин; Антоном - 72 двора, 343 человек. Кроме того, в селе проживали церковнослужители и члены семей фабрикантов. Как видим, село в это время уже стало довольно многолюдным.

Сукно ткали, в Воронеж отправляли
Первоначально в Анастасьевском (Бондарях) стояла деревянная церковь во имя Архистратига Божия Михаила, в последующем была построена каменная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Архангела Михаила.

Фабриканты Горденины в селе имели четыре сукновальные фабрики. На фабриках было от двух до четырёх рабочих палат (подобие цехов), каменных и деревянных, на каменных фундаментах - одноэтажных и двухэтажных.

В каждой из палат (цехов) имелось 14-15 ткацких станов. Всего на четырёх фабриках работало более 150 станов. Работы производилась собственными (1021 человек) и вольнонаёмными (до 40-50 человек на каждой фабрике) работниками. Оплата трудящихся по найму осуществлялась по договорной цене. На фабриках вырабатывалось сукна до 3650 половинок длиной по 28-29 аршин. Кроме сукна, на всех фабриках производился каразей - редкая и грубая шерстяная ткань с косой ниткой, которая шла на подкладку под сукно, от 50 до 300 половинок длиной по 35-70 аршин. При всех фабриках имелись одноэтажные деревянные кладовые амбары для хранения готовой продукции и других материалов.

Самая крупная фабрика принадлежала Ивану Горденину. В её цехах работали более 500 рабочих и производилось сукна более 1700 половинок и 300 половинок каразея. Сукно на фабриках в Анастасьевском вырабатывалось из сырья, которое подвергалось предварительной подготовке на мельницах-сукновальнях. Одна из этих мельниц располагалась на реке Большая Кёрша, близ села Бычки Тамбовского уезда, и находилась во владении фабрикантов Ивана и Петра Гордениных.

С фабрик сукно для дальнейшей обработки и окрашивания отправляли в Воронеж, а потом на местные фабрики для изготовления продукции, которая направлялась в города и селения для продажи.

По субботам - ярмарки
Из архивных материалов видно, что с 1745-го по 1767 год численность мужского и, вероятно, женского населения села увеличилась практически в два раза. В соседних сёлах (Пахотный Угол, Бычки, Городище, Кривополянье) такого не произошло. Прирост был и там, но незначительный.

В примечании к Генеральному межеванию сказано, что в 1753 году были дополнительно завезены из разных мест «по способностям работники». Отмечается также, что церковная земля лежала на суходолах. Обрабатывалась она самими церковнослужителями. Некоторые крестьяне фабрикантов Гордениных промышляли хлебопашеством, а женщины, сверх полевых работ, упражнялись на фабриках.

В Анастасьевском по субботам проводились торги, съезжалось купечество и мещанство из Тамбова, Кирсанова, Морши (Моршанска) с товарами. А из близлежащих сёл и деревень крестьяне приезжали с разными хлебами и съестными припасами.
Автор:Алексей Милосердов .



Чем гордится земля бондарская…



Как всё начиналось…


Гончары и плотники


В селе Кривополянье были и есть мастера плетения из лозы, лыка (кора липы для плетения лаптей). В основном плели мужчины: Проткин Василий Дмитриевич, Болдырев Александр Федотович, Болдырев Николай Николаевич, Верещагин Иван Фёдорович, Верещагин Алексей Иванович и другие. Мастерами плетения были и женщины - Содохина Прасковья Яковлевна, Болдырева Вера Яковлевна. Плели не только корзины, но и мётла, веники. По заказу могли сплести кресло, диван, лапти и другое.

Во времена коллективизации около села Кривополянье и деревни Хмелина добывали торф, который использовали для отопления и как органическое удобрение для сельского хозяйства. Из берёзовой коры гнали дёготь, а дерево использовали для заготовки древесного угля. Возглавляли артели Болдырева Александра Ивановна и Рыкова Анна Алексеевна.
Всё население сельсовета было занято работой, лентяев здесь не любят. Кто в поле, кто в лесу. Людям нужно было жить, кормить детей, семью. Из рода в род, из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку передавалось мастерство. Строили коммунистическое общество.

В 1961 году все колхозы объединили в одно хозяйство - совхоз «Пахотноугловский». Это было одно из крупнейших хозяйств района. Бывшие колхозы Кривополянского сельсовета приобрели статус отделений совхоза. Во 2-е отделение вошли сёла Кривополянье, Большое Никольское, Фёдоровка, Хмелина, Красная Поляна (выселки Большеникольские). 3-е отделение совхоза составили сёла Городище, Бычки, Комаровка. Управляющим 2-м отделением был Ваняшин Иван Никанорович, жители сёл и сейчас вспоминают его добрым словом. Честный и справедливый был руководитель.

Вязание



В осенне-зимний период собирались на посиделки молодые девушки в одном доме, а женщины постарше в другом доме, и так - по селу несколько групп. Это было место и для работы, и для общения, обсуждались местные новости и события в стране, иногда пели песни, слушали музыку. Мужчины собирались в соседней комнате, играли в карты, домино, обсуждали политические события.

Директор Бондарской МТС в 1950-е годы Тадас Владиславович Быстрицкий в своей книге «Страницы жизни» вспоминал:
«В сёлах Прибытки, Вердеревщино и в самих Бондарях женщины и девушки, а иногда и мужчины занимались вязанием из шерсти платков и полушалков, которые пользовались большим спросом не только в области, но и далеко за её пределами. Моя хозяйка, Мария Ивановна, у которой в то время я квартировал, также ежедневно занималась вязанием платков. Для этого она покупала на базаре или в деревнях шерсть, относила её на ческу, потом на веретене сучила нить и вязала. Связав несколько платков, складывала их в сундук, зажигала в нём кусок серы и закрывала. Спустя некоторое время сундук открывался, и вынимались отбеленные платки. Таким же образом действовали и все вязальщицы. Длинными зимними вечерами собирались семьями или с соседями и вязали, одновременно рассказывая или обсуждая всякие новости, были и небылицы».

Автор:Ольга Ладыженская.
НТ, Статья 1 августа 2012

https://top68.ru/articles/soci...aya-102250


СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ С. БОНДАРИ./ https://bondarienc.jimdofree.c...ния/храмы/


В 1918 произошел расстрел причта Троицкой церкви карательным отряд Кр. Армии. на терр. церк. Двора. В 2003 местные власти устроили братскую могилу и отслужили панихиду. На простом деревянном кресте надпись: «Здесь покоится прах рабов божьих, убиенных в 1918 году 24 человек: иерея Алексея, дьякона Ивана, дьякона Василия, дьякона Иоанна, ктитора Григория, рабов божьих Михаила, Федора, Антипа, Алексея, Иоанна и других неизвестных рабов. Мир праху Вашему. Спутник отдохни. Помолимся богу. Нас ты помяни». В 1941 решением облисполкома церковь была закрыта и предназначена на слом для строит-ва школы. Во время войны в здании было зернохранилище. Вновь открыта в 1946. В 1949 был закончен капитальный ремонт. В 1980-е церковь ремонтировали, красили купол; в 1990-е газифицировали, начали делать ремонт. Капитально ремонтировать храм начали с 2007: крест, купол, кровля, оштукатурены стены, вставлены окна и двери, проведен внутренний ремонт храма, благоустройство терр., обновление старых икон. В наст. время при церкви вновь действует Воскресная школа. В 2012 открыт молитвенный дом в с. Коровино.



Р. Тимашов, Г.Н. Ступникова




ХРАМЫ БОНДАРСКОГО РАЙОНА УТРАЧЕННЫЕ. https://bondarienc.jimdofree.c...ния/храмы/



Бондарская волость 1913 г.



http://www.etomesto.ru/map-tam...0469888445

ГАТО ф. Р-2 о 1 д 203 25.05.30

Прикрепленный файл: 1.jpg3.png, 1068252 байтfile (1).jpg, 61696 байтfile.png, 208331 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Заметки краеведа

Село Бондари (Анастасьевское)


Наш отчий дом.
Бондари. Почти сто лет село носит это название


В 1928-1929 годах в Советском Союзе вместо уездов, волостей и губерний были учреждены новые административные единицы - округа, области и районы.

Территория не раз менялась. В мае 1928 года было принято постановление об образовании Центрально-Чернозёмной области, центром которой стал город Воронеж. В её состав вошли Курская, Воронежская, Тамбовская и Орловская губернии.
В июле того же года Центрально-Чернозёмную область разделили на одиннадцать округов и 178 районов. В состав Тамбовского округа вошёл Бондарский район. Центром Бондарского района стало село Бондари.
В июле 1930 года было принято постановление «О ликвидации округов». С того момента районы оказались в подчинении областного центра. В 1934 году Центрально-Чернозёмная область была разделена на Курскую и Воронежскую, в составе последней оказался и Бондарский район. В сентябре 1937 года была образована Тамбовская область. За всё время существования территория Бондарского района не раз изменялась.

В 1928 году на его территории было 34 сельских совета. В январе 1935 года к новым Рудовскому и Платоновскому районам отнесли часть территории Бондарского. В феврале 1944 года был принят указ о создании Граждановского района, посредством разукрупнения Кирсанского и Бондарского районов. В то время в состав Бондарского района входило 25 сельских советов, 109 колхозов и 125 населённых пунктов. Его население составляло около сорока двух тысяч человек, а площадь - 1350 квадратных километров. В результате разделения в Бондарском районе стало 13 сельских советов и 57 колхозов. Население составляло около 28 тысяч человек, а площадь - 846 км.

В Граждановский район перешли из Бондарского 12 сельских советов - Зиминский, Березовский, Куровщинский, Соловьяновский и другие. В декабре 1947 года вновь в состав Бондарского района вошли два сельсовета, а в 1952 году ещё один.
В июне 1954 года сельские советы укрупнили, в результате многие из них объединились, а в некоторых местах были созданы новые. В ноябре 1959 года Тамбовским областным исполнительным комитетом на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 октября 1959 года было принято постановление «Об упразднении некоторых районов Тамбовской области». Граждановский район оказался в их числе. Из его состава в Бондарский район перешли Куровщинский и Граждановский сельские советы, а из упразднённого Рудовского - часть Большешереметевского сельского совета.

В декабре 1962 года был принят указ «О реорганизации краевых, областных и районных Советов депутатов трудящихся» на производственном основании, в связи с чем были укрупнены сельские районы и образованы промышленные. Территория упразднённого Бондарского района вошла в состав Пичаевского и Рассказовского.

Но так как решение о преобразовании сельских советов на сельские и промышленные оказалось недостаточно взвешенным и рациональным, уже в ноябре 1964 года было принято новое постановление «Об объединении промышленных и сельских областных организаций».
В 1965 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об изменениях в административно-территориальном делении Тамбовской области» вновь произошло разукрупнение районов - в Тамбовской области вместо 14 районов стало 21, Бондарский район оказался в числе восстановленных.
Для нас это - Бондари

У каждого из нас есть свой отчий край, тот уголок земли, где человек появился на свет, впервые услышал ласковую песню матери, где рос, учился и сделал первые шаги в большой мир. Для нас это - село Бондари.
Название села имеет интересную историю. Точной даты возникновения Бондарей установить ещё не удалось, но есть все основания предполагать, что село возникло ещё в XVI веке и называлось деревня Бондыри. От преимущественного занятия населения бондарным ремеслом деревня и получила своё название.
Впервые о селе упоминается в документах XVII века. В деле приведён указ императрицы Екатерины Алексеевны на пожалования барону Василию Поспелову соседних с с. Бондыри сёл, а так же указана дата, когда была передана деревня во владение с. Бондари - 1699 г. (Ф. 1340. Материалы Генерального и Специального межеваний. Оп. 2. Д. 146. Л. 7-7 об.).
То есть, деревня уже существовала до 1699 года. Так как край был окраиной Российского государства, его первыми поселенцами были крестьяне, которые бежали от своих владельцев в глухие леса, и мордва, о чём говорят мордовские названия рек и ближних сёл. Первоначальным занятием населения здешних мест было земледелие и охота, позже население занимается неземледельческими промыслами: бондарным ремеслом, выжиганием древесного угля, гнали смолу и дёготь.

Анастасия Поспелова строит в деревне первую деревянную церковь Св. Анастасии. Деревня становится селом, и отсюда пошло второе название села - Анастасьево. В документах третьей переписи населения 1762-1767 гг. сказано, что в селе Анастасьеве (Бондари) числилось 170 домов с населением: мужчин - 549, женщин - 525.

В «Экономических примечаниях» Тамбовскому уезду, составленных в 80-х годах XVIII века, сообщается, что в селе Анастасьево (Бондари) имеется 214 домов. Мужчин - 631, женщин - 600. Три дома господских, один из которых кирпичный.

В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» 1911 г. также содержатся сведения о том, что в с. Бондари (Анастасьево) числилось 589 домов, мужчин - 2543, женщин - 2697. Занятие населения: земледельцы, фабричные, торговые и ремесленники, которые делились на три общества: жители первого общества имели земельный надел по 1 десятине и 71/2 сажень на душу, второго - по 21/2 десятины, третьего - по десятине и 13 сажень на мужскую душу.
В 1839 году в Анастасьевском строится новая кирпичная церковь, а старая переносится на кладбище. На картах и документах того времени всё чаще появляется первоначальное название села.
С 1725 года в селе работает суконная фабрика. По мере увеличения населения возникают отрасли кустарной промышленности, которые должны заниматься обслуживанием населения. К ним относятся кожевенное производство, ткацкое, прядильное, портняжное и сапожное дело. Продукцию всех промыслов и кустарной промышленности сбывали в ближайшие города - Тамбов и Моршанск.
С переменой государственного строя в стране происходит полное исключение из документов названия Анастасьево, а изменения в русском языке превращают село Бондыри в Бондари. Почти 100 лет село носит это название.
Эксперимент удачный?
Юридически администрации Бондарского сельсовета уже не существует с 18 сентября 2013 года. А бывший глава был назначен пятым заместителем главы администрации района, начальником территориального отдела Бондарский сельсовет. Хотя населённые пункты, которые в него входили, конечно же, никуда не исчезли. Просто все функции, которые выполнял сельсовет, были переданы в администрацию района. Такая практика, в качестве эксперимента, в Тамбовской области была реализована в нескольких районах. Насколько удачным оказался этот эксперимент, покажет время.

На территории бывшего Бондарского сельсовета (как её теперь, интересно, называть?) находится три населённых пункта. Самый большой населённый пункт и районный центр - село Бондари. Количество жителей села стабильно и не имеет тенденции к снижению. Конечно, как и везде, смертность превышает рождаемость, но за счёт того, что в Бондари переезжают жители других сёл района, население пополняется. В 1917 году количество жителей было 4056 человек, а в 2012 году - 4228. Основными крупными предприятиями сельсовета являются сыродельный завод, сельскохозяйственное предприятие, основанное на базе бывшего совхоза, ОАО «Бондарское» и кирпичный завод в посёлке Строительный. Как и в других сельсоветах, здесь остро стоят проблемы с водой и её качеством, вывозом мусора, бездомными собаками, выравниванием неасфальтированных дорог, водоотведением и освещением улиц. Но из-за того, что село достаточно крупное, людей начинают волновать такие проблемы, о которых в других сельсоветах не думают. Например, обустройство парка в центре села и установка «лежачих полицейских».

Посёлок Строительный был основан в 1970 году при МСО на территории Прибыткинского сельсовета, а в 1985 году отнесён к Бондарскому сельсовету. Немногие жители района помнят, как расшифровывается аббревиатура МСО. Изначально - межколхозная строительная организация, а позже слово «межколхозная» стали заменять на межпоселенческая».
Население в 1975 году составляло 144 человека, а в 2012 - 510.
А тому, кто придумал для посёлка название «1-е отделение совхоза Бондарский, мне кажется, хочет взглянуть в глаза не только глава сельсовета, но и многие жители этого посёлка. Но зато его жители могут гордиться тем, что населённых пунктов, название которых состоит из четырёх слов, не много, а может быть, это вообще такой единственный посёлок, так как найти других мне не удалось.

Автор:Олег Дьяковский. Фото автора


https://www.youtube.com/watch?v=XW6v8faZVFA&t=1s 175 лет Свято-Троицкому храму с.Бондари

Народная Трибуна, Статья 26 марта 2014

https://museibondari.68edu.ru/...5%d1%8f-2/ БУК «Историко-краеведческий музей Бондарского района»


https://dobro.press/blogi/dere...raiona-l1l Деревни и села Бондарского района
ВЕРА КОШЕЛЕВА

Фото 1: СЕМЬЯ СОЛОДКОВЫХ, ОТЕЦ ИВАН, МАТЬ МАРИЯ, СЫН АЛЕКСЕЙ, БОНДАРИ, 1914

Прикрепленный файл: file 3.pngfile 4.jpg, 92759 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Село Бондари (Анастасьевское)


История края: цифры и факты

До 13-го века территория северо-восточной части нынешней Тамбовской области, включающей Бондарский район, была заселена мордовскими племенами.
Земли, входящие ныне в состав Бондарского района, стали заселяться русскими в конце 17-го века. Первые поселенцы были и землепашцами, и воинами: частые набеги ногайских татар, калмыков заставляли крестьянина всегда быть на страже. В это время основаны сёла Пахотный Угол (Солдатчино), Кривополянье, Бондари, Городище.
Благоприятные климатические условия, упрочение государства привели к полному освоению наших земель: Митрополье и Коровино, Нащёкино, Куровщина, Малое Гагарино, Шача и много других сёл и деревень основали крестьяне, выходцы из рязанских, московских, воронежских земель.
В 18-19-м веках освоены все земли. Это время жестокого крепостничества. Бондари, Нащёкино, Куровщина, Дворянщино, Вердеревщино - вотчины многих родовитых и знатных российских дворянских родов: князей Волконских и Гагариных, графов Сухтеленов, а также Вердеревских, Загряжских, Кайсаровых, Шиловских.
В 1726 году в селе Бондари была основана первая на Тамбовщине суконная мануфактура. Основал фабрику воронежский купец и суконный фабрикант Потап Гарденин. Его сыновья Иван, Яков и Андрей купили в 1753 году село Бондари и часть прилегающих сёл у баронессы А.И. Поспеловой. К началу 19-го века на фабрике действовало 40 станков, вырабатывалось до 30000 аршин солдатского сукна.
Когда фабрика Гардениных пришла в упадок, её передали французскому коммерсанту Мартыну Лиону, который увеличил выпуск сукна. После его смерти в 1833 году управление перешло к его жене Т.И. Лион.
На состоявшейся в Тамбове торгово-промышленной выставке в 1837 году, по случаю приезда наследника престола цесаревича Александра, было выставлено сукно с бондарской фабрики.
Лионы много сделали для Тамбовщины: передали свои здания в Тамбове под приют и школу, много жертвовали на благотворительность. В 1839 году в Бондарях вырос уникальный храм по проекту архитектора Казакова, который сохранён до наших дней и является не только украшением района, но и его символом.
В 1868 году фабрики перешли к воронежским купцам - братьям Ляпиным, крупным московским промышленникам, известным не только своими капиталами, но и покровительством художников, поэтов, писателей.
Начало ХХ веке ознаменовалось серьёзным рабочим движением. На суконной фабрике несколько раз проходили забастовки. 1 мая 1905-го в ходе забастовки рабочие потребовали увеличения заработной платы, установления 8-часового рабочего дня, сокращения штрафов. Для усмирения из Тамбова присланы были казаки и рота пехоты. После двухнедельного противостояния администрация фабрики пошла на частичные уступки. Зачинщиков, тем не менее, арестовали и посадили в тюрьму, а руководитель забастовки А.Ф. Пономарёв был повешен.
В 1917 году рабочие изгнали администрацию, установили свою власть. До 1921 года фабрика выпускала сукно для Красной армии. А в 1921-м здания были частично разрушены участниками крестьянского восстания под предводительством Антонова.

Автор:Подготовила директор Бондарской межпоселенческой библиотеки Галина Ступникова

Народная Трибуна. Статья 24 июля 2013 https://top68.ru/articles/soci...ugla-81983


Литовский Андрей Николаевич. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЕ СЕЛО КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
http://disser.tsutmb.ru/upload...rtacia.pdf

В 1725 г. указом Императрицы Екатерины I камер-юнкеру, а впоследствии барону В.П. Поспелову (1699 – ок. 1745) 104 пожаловали земли, принадлежавшие ранее епископу Игнатию. В 1726 г., в соответствие с присланным в Тамбов указом, жалованное имение было отказано Поспелову служащими Вотчиной
Коллегии. В декабре 1734 г. собственнику по его челобитью в Главной Дворцовой канцелярии выдали выпись с Тамбовских переписных и межевых книг для предоставления в Вотчинную коллегию, подтверждающую его право на имение, т.к. прежние документы обнаружить не удалось.

Василий Поспелов был женат на дочери генерала И.И. Дмитриева Мамонова, Анастасии. В период с 1735 по 1745 г. Поспеловы перевели из различных мест несколько сотен крестьян и поселили их на левом берегу р.Большой Ломовис. Подавляющее большинство крестьян переселили из имения отца Анастасии Ивановны – деревни Мащеной, Лихвинского уезда106, располагавшейся в лесном массиве на берегу р. Оки, между городами Белев и Лихвин107, и 6 дворов из различных вотчин Поспеловых в центральных уездах Империи. В Тамбовском уезде новая деревня получила двойное название Бондари (Бондыри) – Анастасьевское, по имени баронессы и построенной ей церкви в честь мученицы Анастасии Узорешительницы. Первое название деревни (и самая распространенная в то время фамилия - Бочаровы), вероятнее всего, относится к напоминанию о прежнем ремесле Мащенских крестьян, бондарному производству (изготовление бочек, кадок, ведер, лоханей, иной крупной деревянной посуды и даже корабельных мачт), т.к. в Бондарях-Анастасьевском, за отсутствием в имении деловой древесины и работе на помещичьих сельскохозяйственных угодьях, они никакими промыслами, связанными с переработкой древесины уже не занимались. Бондари располагались на пойменном левом берегу р. Большой Ломовис (бассейн р. Цны) в ее среднем течении. Преобладающие почвы – выщелоченные черноземы, аналогичные Рассказовским. Луговая и кустарниковая растительность в пойме Ломовиса и окружающих его оврагах пригодна для крестьянского скотоводства. Лес практически полностью являлся дровяным и разрабатывалсяитолько для внутренних крестьянских нужд. Крестьяне имели недостаточно большое количество пахотной и сенокосной земли – менее 3800 дес. 110 Малое количество леса компенсировалось строительством жилых и нежилых строений из известняка (один из ручьев, впадающих в реку с ее правой стороны напротив села, носил название Кирпичный), практикой, распространенной до самого конца XX в. среди жителей долин рек Ломовиса и Панды.

По данным 2-й ревизии в 1745 г. в д. Бондари проживало 270 душ мужского пола в 73 дворах.
111

Основным видами хозяйственной деятельности в тамбовском имении Поспеловых, в которое также входили часть с. Богородицкого (Малая Талинка), с. Спасское (Большая Талинка), с. Троицкое Керша), д. Арзамас, д. Казыванье112, являлись растениеводство и животноводство. В среднем на двор имелось 4,4 лошадей, 3,6 коров, 14,9 овец (без учета баранов и ягнят), 0,5 коз, 6,9 свиней (без учета боровов и поросят) и 16,5 кур. Примерно четверть дворов занималась пчеловодством. После смерти В.П. Поспелова к осени 1750 г. имение пришло в окончательный упадок. Большую его часть (5 населенных пунктов) конфисковали в казенное ведомство. А.И. Поспеловой выделили с. Анастасьевское и несколько небольших частей в других селах, которые перешли к ней в 1745 г. после смерти мужа.

Таким образом, Бондари являлось типичным крестьянским помещичьим селом (не особенно крупным по размерам), производящим сельскохозяйственную продукцию, и первоначально ничем не отличалось от соседних поселений. Какаялибо производственная деятельность (кроме внутрисемейной) и базарная торговля в середине XVIII в. в селе отсутствовали. Никаких зачатков ремесленной, а тем более фабрично-заводской промышленности не имелось. Лишь благодаря внешним факторам во второй половине XVIII в. произошли кардинальные изменения в структуре села и занятиях его жителей.

Источники


http://online.archives.ru/sear...1%80%D0%B8

https://yandex.ru/archive/sear...ex=archive


РГИА


Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/14.jpg

Интервью с директором историко-краеведческого музея Бондарского района О. Ю. Поповой в поддержку проекта «Трагедия по имени "Антоновщина"» https://www.youtube.com/watch?v=RPoQYeMt3HQ



Бондарский район. https://tambovgrad.ru/Tambovsk...raion.html

Бондари - души моей частица
https://www.youtube.com/watch?v=1WOCQ7glnDU

Прикрепленный файл: Снимок экрана (1387).png
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Записки краеведа.

с. Бондари. К событиям 1918 г


ПОЛОСА – ПУТЬ К ХРАМУ («Народная Трибуна», Бондари). Кому под крест, кому под звезду...

(статья предоставлена Галиной Ступниковой, спасибо ей за ее труд и память к прошлому)

1918 год принёс тяжёлые испытания священнослужителям православной церкви. На их долю выпали невероятные по жестокости расправы, расстрелы и мучительные страдания. Настоятель Русской православной церкви св. патриарх Тихон в одном из посланий Советам народных комиссаров в октябре 1918 года писал: "Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чём не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределённой контрреволюционности. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения - напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения...".

Тот злосчастный день
Трагические события, которые произошли в 1918 году, коснулись и наш район. К сожалению, в документах районного архива не сохранилось подробной информации о расстрелянных священниках. Известно только одно, что их постигла та же учесть, что и многих других тамбовских священников. Вот имена новомучеников: священники Алексей Доброхотов и Александр Дмитриевский, диакон Василий Челнавский, псаломщик-диакон Иоанн Колчев. Были среди расстрелянных и другие…

Но накануне одной из годовщин тех трагических событий (90 лет) корреспондентам нашей газеты ещё в 2008 году удалось встретиться с внучкой Иоанна Колчева, одного из расстрелянных. Вот что она нам рассказала о том злосчастном дне.

Из воспоминаний Евгении Трофимовны Мелехиной:


И спустя 90 лет, на этом же кладбище прошла панихида по расстрелянным в тот злосчастный ноябрьский день 1918 года. Отец Роман, настоятель Свято-Троицкого храма, и те, кого эти трагические события не оставили равнодушными, произнесли молитву об упокоении загубленных душ.

В 2015 году исполняется уже 97 лет с тех далёких событий. И сегодня мы, уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию воспоминания нашего земляка, поэта, прозаика, члена Союза писателей России Аркадия Макарова, который в своей книге под названием «…..» рассказал о том, что он знает о событиях 1918 года и расстреле притча Свято-Троицкого храма.

Всё это – мой дом и моё отечество…
Не в силе Бог, а в правде (Александр Невский)

Грустно, что лето осталось где-то там далеко-далеко, от¬куда нет возврата. За сеткой долгих и нудных дождей незаметно, как вражеский лазутчик, короткими перебежками подкралась осень. Над бондарским погостом кружат большие беспокойные и крикливые птицы. Как только я ступил за ограду кладбища, они тут не снизились и расселись по крестам, внимательно наблюдая за мной. Когда я двинулся дальше, птицы, соскакивая с крестов, услужливо засеменили впереди, будто показывая дорогу к печальному и родному месту. За небольшой, сваренной из стальных прутьев оградой нашли вечное пристанище мои незабвенные родители: на крохотном бетон¬ном обелиске фотография смущенно улыбающейся матери, а рядом, слева, на жестяном овале горделиво взирающий на этот мир отец. Я тихо прясел на врытую в землю скамью. Всё это – мой дом и моё отечество…

Резкие, скрипучие звуки бесцеремонных пернатых не давали мне поговорить с родителями.

Птицы, христарадничая, расположились возле меня. Из-за своей всегдашней недальновидности я пришёл на кладбище без гостинцев, - так получилось. Поднявшись со скамьи, вывернул карманы, показывая черным монахам, что у меня ничего нет. То ли испугавшись моего резкого жеста, то ли действительно поняв, что от меня ждать нечего, они разочарованно взлетели и, снова ворча и переругиваясь, закружили над тополями и зарослями буйной сирени, плотной, упругой стеной отгораживающей старую часть погоста от новой. Там, на старом кладбище, тогда ещё так буйно не заросшем сиренью, мы, пацанами играли в любимую игру тех лет - войну, пря¬чась в старых, полуразрушенных склепах, давным-давно построенных именитыми людьми Бондарей.

Во время Гражданской бойни и коллективизации эти убежища спасли не одну жизнь. Здесь мой дядя, ныне здравствующий Борисов Николай Степанович, двенадцатилетним подростком несколько дней и ночей сторожил семейный скарб от большевистского разграбления. Дядя рассказывал, как, холодея от страха, он задами и огородами сносил и прятал в один из склепов не очень уж и богатые пожитки. Комбед подчищал всё. Когда к моему деду пришли описывать имущество, часть его была уже надёжно припрятана. Это и дало возможность пережить зиму моей матери с семьёй.

Дядя Коля ещё говорил, что разъярённый председатель комбеда Иван Грозный, так звали у нас на селе одного из самых жестоких борцов за чужое добро, сорвал с гвоздя понравившийся ему ременный кнут и, когда мальчишка, плача, вцепился в него всей детской силёнкой, доблестный коммунист, черенком кнута, борясь за правое де¬ло, размозжил мальчику губы. Ho…, это другая тема. Всё минуло и заросло быльём, как кладбищенской сиренью. Такой сирени я нигде больше не встречал. По весне голубыми и розовыми шапками наряжалась она, встречая печальные шествия и, прощально покачиваясь, провожала в последний путь очередного бондарца. Вон их, сколько тут улеглось молчаливо и безропотно в родную землю, которую они ласкали и холили при жизни, а теперь вот накрылись ею - и не докричишься. Слабые и сильные, правые и неправые, все они тут рядышком, посреди колосистого поля, на островке скорби. Кресты, кресты, кресты...

Правда, на некоторых могилах встречаются и звёзды - судьба сама распорядилась: кому под крест, кому под звезду...
Неподалёку от моих родителей под высеченной на чёрном мраморе звездой нашёл успокоение профессиональный партийный работник, отчим моего друга,- Косачёв Иван Дмитриевич. Да будет ему пухом земля наша! Учился на актера, а вот, поди, ж ты, пришлось играть на партийных подмостках в театре абсурда. В раннем детстве он познакомил меня с тогда ещё запрещённым Есениным, и я всю жизнь благодарен этому партийцу за это. Со мной, мальчишкой, он говорил всегда как с равным, и тогда ещё пробудил во мне страсть к поэзии и литературе. А сколько потом в затяжных застольях было разговоров о политике, о жизни, об искусстве! Я всегда, когда бываю здесь, захожу к нему поклониться и, вздохнув, вспомнить прошлое.

За зелёной стеной сирени, возле задернённого вала, отделяющего погост от поля, теснятся высокие, ещё не тронутые осенней позолотой, деревья. Эти тополя были посажены в шестидесятых годах на заброшенной и неприбранной братской могиле сердобольными женщинами, среди которых была и моя мать.
Прислонившись плечом к тополю, над братской могилой стоит слегка покосившийся, кованный из полос стали чёрный крест. Его делал мой дядя, тот исхлестанный любителем цыганских кнутов. Красный бондарский царь Иван Грозный с партийным благословением на разбой яро защищал права местной, почему-то всегда нетрезвой, голытьбы, не забывая при этом и о себе. Но не про то сегодня. Не про то…

Под этим плоским, чёрным, с остроконечным распахом - крестом лежат в земле невинные люди, попавшие под Серп и Молот большевицкого Молоха. На жестяной дощечке, прикрепленной к кресту, черным по белому написано:
Здесь покоится прах рабов Божьих, убиенных в 1918 году 24 человека: иерея Алексея, иерея Александра, диакона Василия, ктитора Григория, раба Михаила, Фёдора, Антипа, и других неизвестных рабов. Мир праху вашему. Спутник, отдохни, Помолися Богу, Нас ты помяни.
И я пришёл сюда, чтобы помянуть их в своём очерствевшем под жизненным ветром сердце. Мир праху вашему, рабы Божьи! Ктитор Григорий и раб Михаил – мои кровные родственники по матери. И нашей кровью умывала руки большевистская сволочь в ноябре 1918 года, нагрянувшим в Бондари карательным отрядом.

Продолжение

Бондарцы - народ хитроумный и недоверчивый, Потомки беглых людей, с северных губерний России посмеиваясь и пошучивая, восприняли сообщение о большевистском перевороте в Питере. «Не, далеко Петроград, сюда не дойдут! - самонадеянно говорили они, занимаясь своим извечным ремеслом. Что им Революция? Мастеровые люди, занятые фабричным и кустарным делом, жили своим трудом. И жили ничего себе, об этом свидетельства моих стариков-односельчан. «Если есть голова и руки, то всё остальное приложится» - говаривали они.

Бондарская суконная фабрика, построенная ещё в 1726 году и исправ¬но действующая после все время, вплоть до семнадцатого года давала возможность местным жителям хорошо зара¬батывать. К тому же большие, богатые базары помогали торговым людям и местным мастерам-умельцам держаться на плаву.
Бондари славились своими кожевниками, кузнецами, шорниками, ну, и, конечно, бондарями. Крепкие дубовые бочки под разносолы, схваченные коваными обручами, ценились высоко.

- Не-е, не дойдут! - по-бондарски растягивая слова, упрямо твердили они на тревожные и страшные вести приезжих людей.
Даже тогда, когда салотопщик и пропойца Петька Махан ходил по селу, поигрывая бомбами на поясе, они всё посмеивались, показывая паль¬цем на Махана и дразня его.

Выхваляясь, Петька грозился взорвать фабрику и половину Бондарей спалить – лавочников и мещан грёбаных!
- Обожди, обожди! - хрипел он. - И на нашей улице будет праздник!
И его праздник пришёл.
Стылым осенним днём, кидая ошмётья грязи на чистый утренний снежок, на штыках карательного конного отряда в Бондари ворвалась новая власть. "Чё за гостёчки ранние?"- боязливо отдергивая занавески, поглядывали бондарцы на верховых».
Казённые люди для русского человека - всегда опаска. А тут их вон сколько! И все с ружьями и при саблях. « Нешта немец до Тамбова дошёл?» - спрашивали друг у друга.
Тамбов для немца был действительно далековато, но смерть уже застучала костяными пальцами по окнам. Перво-наперво в революционном порыве были арестованы все служители храма вплоть до сторожей и приживалок при церкви. Потом начались погромы продуктовых лавок и трактира. Бондарцы недоуменно пожимали плечами: «Как же так? Средь бела дня грабят, а им нету никакого окорота! Что же за власть такая?..»
Мой родственник, «раб Михаил» из того черного списка, пришёл в лавку купить дочери сосулек – леденцов по-теперешнему. Лавка была распахнута полки чистые, ходят какие-то пришлые люди, хозяйничают. Михаил стал возмущаться: вот, мол, пришли порядки - сосулек купить надо, а лавки пустые.… Загребли и его - так, для счёта. Может, система у них была поголовная - чем больше, тем лучше. Загребли даже одного приезжего из Саратова - навестил больную малолетнюю дочь, которая гостила в Бондарях у родственников. Его, Свиридова Фёдора Павловича, загребли только за то, что человек не местный и заартачился быть понятым при шастаньях по чужим закромам, - думал порядки старые, царские, - ан нет! Новая власть оказалась обидчивой - после избиения привязали его зa руки к седлу, и погнал потехи ради красный кавалерист лошадь галопом. Так и тащили его с Дуная (Дунайской улицы) до самой церковной площади по мёрзлой кочковатой земле, как был, в одной рубахе и кальсонах – знай наших! Неча по больным дочерям ездить! Тоже – родню нашёл!
Большевистские рыбари приличный улов сделали – с одного села более двадцати человек буржуев и пособников империализма зацепили…
Мой дядя - Борисов Сергей Степанович, ныне тоже здравствующий, со своим сверстником тайком, из-за угла скобяной лавки, погляды¬вали на скучковавшихся возле церкви людей. Жители попрятались по домам, зашторив окна. Дядю Серёжу, то есть двенадцатилетнего пацана, мой дед Степан послал поглядеть: Чтой-то будет делать новая власть с Михаилом да Григорием? Пацаны и поглядывали украдкой за страшным делом. Потому-то, со слов очевидца, у меня достоверные данные о кровавой расправе над ни в чём не повинными людьми.
Они никакими действиями не оказывали сопротивления так называемой пролетарской диктатуре. Не богачи и не белогвардейцы – такие же рабочие, мещане, служители Господу – словом обыватели. Ещё не было и года советской власти, и такое злодейство!
Коммунисты оказались скоры на руку. Чего там судить? Всего и делов - то, что шлёпнуть!

Когда несчастных людей вели на расстрел, к красноармейцам цристал-да-пристал один дед глуховатый. Был такой в Бондарях, безродный дед Пимен, почему-то в списках он не обозначен. Списки делали в шестидесятых годах полулегально, по памяти, потому и выпал дед.
Так вот, новая власть могла и благодушно пошутить. Дед всё спрашивал: «Куда-то, сынки, людей ведёте?» - «В баню, дед, в баню!» - «Ой, хорошо-то как! И я попарюсь, небось, слава Богу! Вшей пощёлкаю!» - « Пошли, дед, за компанию! Намучился, поди, по свету шастать?» Воткнули пулю и ему. Дед стоял, понимающе улыбался: - «Во, шутники, прости Господи!..»

Расстреливали у северной стены храма, чуть левее колоннады. Дело привычное. Уронили всех сразу. Только иерей Колычев Александр, крутясь на одном боку, всё норовил вытащить из груди раскалённую занозу. Один из стрелявших по доброте своей сжалился над ним. Подойдя поближе, он резким движением с оттяжкой опустил кованный железом приклад винтовки ему на голову. «Хрустнула, как черепушка!» - вспоминая, говорил дядя Серёжа.
Убитые долго ещё остывали на свежем, только что выпавшем снежке. Оставили так, для острастки – попужать. Потом, сняв с них кое-какую одежонку, - небось, пригодиться, - сволокли в дощатый сарай пожарной команды, и они лежали там ещё долго за ненадобностью. А куда спешить? Дело сделано. Морозец на дворе – не протухнут. Да и застращать надо…

Хоронить на кладбище по христианскому обычаю родственникам не разрешили. Свезли их на подводе за кладбище, как навоз, какой! Вырыли одну общую яму (большевики всегда имели слабость к общаку), покидали их окоченевших, полунагих, как, попадя, засыпали стылой землицей, докурили самокрутки, поплевали под ноги и пошли думать свои государственные думы.
Вот тогда-то и поверили бондарцы, что новая власть пришла всерьёз и надолго. И затужили. Куда подевались смешки и подначки? Враз скушными стали. По всему было видно, что власть пришлась не ко двору. Отношение бондарских мужиков к ней, этой власти, было глумливо-ироническое. Уже в моё время, я помню, как отец в трудные минуты, вздыхая, приговаривал: «Эх, хороша советская власть, да уж больно долго она тянется». Или взять слово «колхоз», давно уже ставшее синонимом бесхозности и разгильдяйства. А чего стоят одни анекдоты! Ну, никакого почтенья к Великой Революции и вождям пролетариата!

…А Петька Махан всё-таки не натрепался – и фабрику взорвали, и пол-Бондарей извели.
Резко вскрикнув, как от боли, какая-то птица вернула меня к действительности. Над густыми тополями собирались тучи. Надо было идти в село. У меня там остались в живых двое дядьёв по материнской линии – дядя Серёжа и дядя Коля. Два ствола одного дерева, от корней которых пошёл и мой стебель.
Обычного застолья не получилось. Дядя Серёжа недомогал, как-никак - возраст к девяносто приближается, а дяди Коли дома не оказалось. Надо было бы посидеть, выпить, погоревать, поохать – вспомнить некогда многочисленную родню, плясунов и певунов. Хорошие певуны были! Но что поделать? На этот раз песни не получилось. Не получилось песни…

Аркадий Макаров
УЧУСЬ МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ


МАТЕРИАЛЫ ПОЛОСЫ ПОДГОТОВИЛА ВАЛЕНТИНА ШИШКИНА (при содействии Бондарской межпоселенческой библиотеки)
Фото из личного архива Аркадия Макарова и редакции.



18 ноября 1918 г. после подавления мятежа в с. Бондари Тамбовского уезда отрядом губернской ЧК было расстреляно 30 человек, главных зачинщиков беспорядков [ ГАТО. Ф. Р-414. Оп. 1 д. 18, л. 26].


---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
Село Бондари (Анастасьевское)



Бондарская библиотека. Вместе с Надеждой Варнавской.

"Любви и веры огонь негасимый"

Истории православных семей бондарских священнослужителей.
Видео - Бондарская библиотека, музыка - В. С. Тутунов, правнук священника Николая Сахарова.


https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/157428991205400





СВЯТАЯ СТАРИЦА И ПОПЕЧИТЕЛЬНИЦА БОНДАРЕЙ –
КУРГУЗОВА ГЛАФИРА ДАНИЛОВНА

Бондарская библиотека. Галина Ступникова

https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/158298817044504
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1227
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 658
БОНДАРСКИЙ РАЙОН,

образован в 1928 в составе Тамбовского округа ЦЧО, с 1930 входил непосредственно в состав ЦЧО, с 1934 – Воронежской обл. С сент. 1937 в составе Тамбовской обл. В 1963 Б. р. был упразднен, восстановлен в 1965. Население – 13,5 тыс. чел. (2012). Центр – с. Бондари. Пл. – 1253 кв. км. Расположен в сев.-вост. части Тамбовской обл., граничит с Тамбовским, Сосновским, Пичаевским, Гавриловским, Кирсановским, Рассказовским р-нами. Находится на Окско-Донской низменности, в лесостепной зоне, леса проходят полосой по западной части р-на, вдоль р. Хмелина. Терр. представляет собой волнистую равнину, относится в основном к бассейну Волги (рр. Керша, Большой Ломовис, Малый Ломовис – см. Воды Бондарского р-на). Климат умеренно-континентальный. Преобладают выщелоченные черноземы, а также лугово-черноземные, серые лесные почвы, солоди. В окрестностях сс. Бондари, Бычки, Граждановка открыты месторождения фосфоритов.

Древнейшее нас. – мордовские племена.

Среди владельцев помещичьих имений были

В 18 – первой четв. 20 в. совр. терр. Б.р. входила в состав Кирсановского, Моршанского и Тамбовского уу. Тамбовской губ., в кон.1920 – сер. 1960-х - в состав Бондарского, Граждановского, Платоновского, Рудовского р-нов Центрально-Черноземной, Воронежской и Тамбовской обл.

Изначально терр. р-на развивалась преимущественно как зона с.-х. произ-ва. С 18 по нач. 20 в. действовали одно крупное пром. предприятие – Бондарская суконная ф-ка, небольшие перерабатывающие з-ды в ряде помещичьих имений. В наст. время в р-не действуют мелкие перерабатывающие предприятия: ООО «Бондарский сырзавод» (произв-во молока, сыра, масла), С.-х. - сбытовой потребительский кооператив (ССПК) «Успех» (произв-во кисломолочной продукции), ООО «Надежда» по произв-ву столярных изделий и конструкций из дерева. На терр. р-на действует «Бондарский лесхоз» в составе к-рого находятся Кривополянское, Пахотноугловское, Земетчинское лесничества, занятые заготовкой древесины и пиломатериалов.

Р-н связан с соседними р-нами и обл. центром тремя дорогами местного значения: «Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка; «Тамбов-Пенза»-Столовое-«Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка; «Тамбов-Пенза»-Чуповка-Куравщина-«Тамбов-Пенза»-Бондари-Пичаево-Вернадовка. Через р-н проходит отрезок нефтепровода «Дружба». Со стороны Пензенской обл. через р-он проходит высоковольтная ЛЭП (линия электропередач).

В нач. 20 в. заметно оживление крест. и рабочего движения (крест. волнения в 1905-07, забастовки бондарских ткачей в 1906 и 1917 и т.д.). В ноябре 1918 в сс. Бондари, Пахотный Угол и др. вспыхнули крест. восстания против продразверстки, достигшие пика в 1920–21. В зоне «Антоновщины» оказались сс. Бондари, Бычки, Казывань, Кривополянье, Куравщина, Митрополье, Пахотный Угол.

В годы Вел. Отеч. войны на фронт ушло 8,5 тыс. жителей р-на, из них погибло ок. 5,5. тыс.

Памятники истории и культуры:


Изв. рук-ли: Анненков М.А., Аппоротов В.А, Голованев А.Я., Ларгин К.И, Марков К.А., Мимикин В.М., Попов Ю.В., Симаков В.М., Ступников Г.И., Шишкин В.С. и др.


Ист.: Города и районы Тамбовской области (Экон.-статист. справочник). – Тамбов, 1940; Тамбовская обл. Краткий краеведческий справочник. – Воронеж, 1965;

Лит.:


Бондарская волость


https://bondarienc.jimdofree.c...%B5%D1%82/ краеведческий сайт Бондарского района Тамбовской области

https://www.youtube.com/watch?v=iybCtFSynAg Исчезнувшие деревни и села Бондарского района
https://www.youtube.com/@user-mz8dm7qm1m/videos Бондарский район
https://dobro.press/blogi/dere...raiona-l1l
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
Вверх ⇈