Копилка - Поповы
Здесь выборка всех Поповых, которые мне встретились при собирании родословной. Считаю их чужими, но до конца еще разбираться придется несколько лет, вдруг будут своими.
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
16 марта 2010 16:23 26 марта 2010 21:181 На сайте Пермской епархии, созданном по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха прочитала про Попова и в копилочку к себе, но может кому пригодится еще.
Пермские годы жизни изобретателя радио Александра Степановича Попова Изобретатель радиосвязи Александр Степанович Попов был выходцем из духовного сословия Российской империи. Священнический род Поповых - один из самых старинных на Урале. Некоторые исследователи считают, что он насчитывает до десяти поколений священнослужителей, служивших в пределах Тобольской и Вятской митрополий, а затем и Пермской епархии[1]. Однако имеющиеся документы позволяют нам проследить родословную выдающегося русского ученого по линии отца только до пятого колена. Основная ветвь Поповых начинается со священника Петра Попова, служившего в ХVIII в. в Кунгурском уезде Пермского наместничества. Его сын (прадед А.С.Попова) , священник Николай Петрович Попов, служил в то же время в одном из храмов г. Кунгура. Дед, Петр Николаевич Попов (1785-1860), был священником Спасо-Преображенского храма с. Рождественское Кунгурского уезда Пермской губернии (ныне с. Сылвенское). --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:19продолжение продолжение Гораздо больше сведений сохранилось в церковных документах об отце изобретателя – священнике Стефане Петровиче Попове (1827-1897). Он родился 27 июля 1827 г. в с. Рождественское Кунгурского уезда Пермской губернии. В 1846 г. окончил Пермскую Духовную Семинарию по второму разряду. Преосвященным Аркадием (Федоровым), архиепископом Пермским и Верхотурским, был рукоположен в сан священника к Никольской церкви с. Пихтовское Оханского уезда. С 1855 г. переведен настоятелем Максимовской церкви с. Турьинские рудники Богословского округа Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне г. Краснотурьинск). С 1861 по 1870 гг. преподавал Закон Божий в бесплатной школе для девочек, открытой в его собственном доме. Награжден бронзовым наперстным крестом в память о войне 1853-1856 гг., золотым наперстным крестом из кабинета Святейшего Синода. Многократно избирался депутатом по судебным делам. В 1881 г. переведен в Богословский завод настоятелем церкви святого апостола Иоанна Богослова, где провел последние годы жизни. Скончался в 1897 г. Погребен за алтарем Иоанно-Богословского храма[2]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:20продолжение продолжение Известно, что сыновья священника Стефана Попова – Рафаил Степанович Попов и Александр Степанович Попов - не стали продолжателями семейных служебных традиций и не приняли духовный сан. Тем не менее священническую династию Поповых продолжили ближайшие родственники. Дядя А.С.Попова, протоиерей Павел Степанович Попов (1814-1884), родившийся в с. Рождественское Кунгурского уезда Пермской губернии, окончил Пермскую Духовную Семинарию в 1836 г. С 1836 по 1840 гг. служил учителем и инспектором Екатеринбургского Духовного Училища. В 1840 г. рукоположен в сан священника к церкви Ирбитского завода Пермской губернии. В 1841 г. переведен к Преображенской церкви с. Рождественское Кунгурского уезда. С 1847 по 1884 гг. – священник Успенской церкви г. Кунгура. Законоучительствовал во 2-м батальоне Пермских военных кантонистов, Кунгурском мужском приходском училище, женской прогимназии. С 1868 по 1877 гг. – благочинный Кунгурского округа. С 1872 по 1879 гг. – наблюдатель за преподаванием в училище девиц духовного звания при Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Награжден золотым наперстным крестом из кабинета Святейшего Синода, орденом св. Анны 3-й степени. С 1879 г. – протоиерей[3]. Племянник А.С.Попова, священник Николай Павлович Попов (1843-после 1900) родился в с. Рождественское Кунгурского уезда. В 1862 г. окончил Пермскую Духовную Семинарию. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:21продолжение продолжение В 1863 г. рукоположен в сан священника к Юговскому Христорождественскому собору. В 1871 г. переведен священником в Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. С 1885 г. – священник Успенской церкви г. Кунгура, вдовец. Законоучительствовал в 4-м приходском училище г. Кунгура, 2-м женском приходском училище. Награжден золотым наперстным крестом из кабинета Святейшего Синода, орденом св. Анны 3-й степени. Его сын, Николай Николаевич Попов, 1868 г.р., после окончания в 1892 г. Пермской Духовной Семинарии служил регентом народного хора г. Чердыни, другой сын, Иван Николаевич Попов, 1874 г.р., служил псаломщиком при храме Кунгурской богадельни[4]. Таким образом, все предки и ближайшие родственники А.С.Попова по отцовской линии были коренными кунгуряками и потомственными священнослужителями. В меньшей степени известна родословная А.С.Попова по материнской линии. Прадед А.С.Попова, протоиерей Иван Гаврилович Пономарев (1767-?), служил настоятелем Свято-Никольской церкви в с. Шогриш Ирбитского уезда. Известно, что всю свою жизнь он посвятил строительству каменного храма в этом селе. В 1795 г. в его семье родился сын – Стефан Иванович Пономарев, дед А.С.Попова. В 13-летнем возрасте, в 1808 г., он был посвящен в стихарь и оставлен на должности псаломщика. Овдовев, женился вторично, за что епархиальной властью ссылался на покаяние в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Служил в Никольском храме до 1858 г., после чего был выведен за штат. Седьмым ребенком в его большой семье была мать изобретателя - Анна Стефановна Пономарева (1830 – 1903), супруга священника Стефана Петровича Попова. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:23продолжение продолжение Двое дядей А.С. Попова по материнской линии — Иван Стефанович и Петр Стефанович Пономаревы - служили псаломщиками в Никольской церкви с. Шогриш. Другие двое окончили Пермскую Духовную Семинарию и стали священниками: Яков Стефанович Пономарев, 1815 г.р., служил в церкви г. Алапаевска, Михаил Степанович Пономарев, 1827 г.р., священствовал в церкви с. Скородум[5]. Александр Степанович Попов родился 4/16 марта 1859 г. в с. Турьинские Рудники Богословского горного округа Верхотурского уезда Пермской губернии. Таинство крещения над новорожденным было совершено в храме св. Максимилиана, где служил священником-настоятелем его отец. Религиозное воспитание мальчика началось в большой священнической семье, где Александр был четвертым ребенком. Известно, что в доме Поповых по инициативе отца Стефана в вечернее время собирались «сливки» местного общества, жаждавшие интеллектуального общения. Присутствие на таких собраниях священнослужителей предполагало обсуждение не только светских, но и религиозных тем, волновавших общество тех лет. Неизменными участниками этих бесед были дети местных священников, в том числе и Александр. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:24продолжение продолжение Детство Александра проходило в атмосфере тяжелого механизированного производства рудников, способствовала пробуждению у него интереса к технической деятельности. Мальчик буквально пропадал в механических мастерских, расспрашивал старших о принципах работы машин. Его друг детства, А.П. Дерябин, свидетельствует, что любимым занятием Александра было конструирование примитивных двигателей, основанных на силе текущей воды. Под руководством сына настоятеля местная детвора строила мельницы с движущимися колесами, подъемные машины, ведрами вытаскивающие землю из ям, вырытых на два-три аршина в глубину. Копируя в детских забавах образцы горной техники, Александр рано проявил интерес к электрическим приборам. Побывав на квартире управляющего рудниками Н.О. Куксинского, он обратил внимание на электрический звонок. Уловив конструкцию прибора и используя подручный материал, Александр сам собрал техническое новшество. Изготовленный им звонок, соединенный с обычными часами-ходиками, исправно будил по утрам семью Поповых. В это время талантливому ребенку не было еще и десяти лет. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:56продолжение продолжение Большое влияние на развитие способностей будущего изобретателя оказал помощник настоятеля Василий Словцов, впоследствии ставший супругом одной из сестер Александра, Екатерины, и священником. В доме Словцовых была устроена мастерская, где Александр получил первые навыки столярного, слесарного и токарного ремесла. По воспоминаниям Василия Словцова, в детском возрасте Александр был совершенно равнодушен к какой-либо учебе. Интересуясь техникой, он решительно не хотел заниматься даже обычной грамотой. Вплоть до поступления в духовные школы он не умел ни читать, ни писать. Однако уникальные способности мальчика позволили быстро наверстать этот пробел. Когда пришло время, он овладел грамотой за полтора месяца[6]. В 1868 г., в девятилетнем возрасте, Александр был направлен на учебу в Духовное Училище, что было обычным явлением для детей духовенства. Имея способности, после окончания училища сын священника мог продолжить учебу в Духовной Семинарии, а в случае высокой успеваемости — и в Духовной Академии. Духовное училище, куда по воле родителей отправился Александр, находилось в зауральском городе Далматове, при известном на Урале Успенском Далматовском монастыре. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:57продолжение продолжение Старинная обитель была основана преподобным пустынником Далматом в 1644 г. Обнесенный высокими каменными стенами, монастырь напоминал крепость на утесе Белого городища. В 1714 г. по указу Петра Великого здесь была открыта одна из первых славяно-латинских цифирных школ для обучения детей вотчинных крестьян. Позднее, в 1763 г., при школе было заведено общежитие – бурса. С 1816 г. славяно-латинская школа была преобразована в Далматовское духовное училище для детей духовенства Зауралья. Архиепископ Пермский и Верхотурский Иустин (Вишневский) благословил «священно-церковнослужителям Екатеринбургского, Шадринского, Камышловского и Прибытского уездов вести своих детей в Далматовский монастырь, где их в чтении, пении и рукописи экзаменовать»[7]. Обучение в Далматовском духовном училище стало семейной традицией Поповых. Старший брат Александра, Рафаил, тоже окончил эту бурсу, где был оставлен в качестве второго учителя латыни. Курс обучения в духовном училище длился четыре года. Однако, проучившись два года под присмотром родного брата, Александр в 1871 г. переводится в третий класс духовного училища в г. Екатеринбурге. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 21:58продолжение продолжение Причины такого перевода из Далматова в Екатеринбург нам неизвестны. Возможно, старший брат не смог должным образом направлять энергию Александра и заставить его усердствовать в учебе. На помощь пришли екатеринбургские родственники. В Екатеринбурге жила родная сестра Александра Степановича – Мария Степановна Левицкая. Ее муж, священник Игнатий Александрович Левицкий, был весьма обеспеченным человеком (имел в городе три дома) и занимал ответственный пост в епархиальном училищном правлении. Стоит предположить, что именно по его ходатайству Александра удалось перевести в более престижную екатеринбургскую бурсу. Под влиянием отца Игнатия и присмотром сестры Александр Попов быстро прогрессировал в своих учебных познаниях, став одним из лучших воспитанников училища. Через два года, в 1873 г., он закончил полный курс Екатеринбургского духовного училища по наивысшему 1-му разряду[8]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
tatiana-grigor2008 Модератор раздела
Тюмень Сообщений: 1337 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 181 | Наверх ##
26 марта 2010 22:00продолжение продолжение Необходимо отметить, что юные годы Александра Степановича пришлись на эпоху великих реформ, проводимых кабинетом министров Александра II. Вслед за отменой крепостного права в 1861 г. последовал целый ряд законов, существенно менявших социальную жизнь России. В программе преобразований значительное место занимала церковная реформа. 26 мая 1869 г. был принят закон «Об устройстве детей лиц православного духовенства», сыгравший важную роль в судьбах десятков и сотен тысяч людей. Было объявлено, что отныне «дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию», но указываются лишь в послужных списках своих отцов. Отделив детей духовенства от сословия, закон не только полностью сохранял их права на образование в духовных учебных заведениях, поступление в клир, получение пособий от епархиальных попечительств о бедных духовного звания, но и давал новые права. В частности, обучающиеся в духовных школах получили возможность по окончании каждой очередной ступени (училища, семинарии) свободно выбирать: учиться дальше в духовной школе или перейти в светскую, а после семинарии и академии – свободно выбирать род деятельности. Дети клириков — священников и диаконов - получили права детей личных дворян, а дети дьячков, пономарей и псаломщиков – права детей личных почетных граждан. Отныне дети духовных лиц могли свободно выбирать род службы, заниматься торговлей, предпринимательством и другими видами деятельности на правах той социальной группы, в которой оказывались. Таким образом, был сделан крупный шаг к ликвидации сословной замкнутости духовенства[9]. --- Приглашаю в гости http://forum.vgd.ru/569/
Тресвятские(Рязанская и Тобольская губернии), Секисовы, Поповы, Архиповы, Рыбины, Лапины, Москвинские, Рычковы, Тобольская губерния, Суерская и Емуртлинская волости | | |
|