Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Спасский собор, Христорождественская церковь

История храма. Сведения о причте и прихожанах.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: gutta57
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№1.

Соколов Александр Михайлович
(ок. 1864 - ?)


А. Троицкий. Списки воспитанников, окончивших полный курс в Пензенской Духовной Семинарии с 1800 по 1900 гг.
Выпуск 1886 года

Первый разряд.

№5. Соколов Александр.

***
По всей видимости, Казанско-Богородицкий храм в селе Ольшанка Чембарского уезда, был первым местом службы А.М. Соколова. Церковь там стояла деревянная, холодная, возведенная в 1884 году.

ПЕВ. 1887. №1. С.14. Часть оф.

Рукоположены — во священника: студент Пенз. дух. Семинарии А. Соколов к ц. с. Алышанки, чембарск. у;

***

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, деревянный, холодный, построен в 1884 г., разстоянием от г. Пензы 145 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной и полевой 33 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дома у членов причта общественные. Прихожан м.п 518, ж.п. 527. Приход состоит из одного села. Церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа.

"Церкви, причты и приходы Пензенской епархии", составил А. Попов. Пенза, типогр. губерн. правления. 1896.

***
Через 4 года был он перемещен в село Тарханы к храму во имя св. архистратига Михаила, построенного в 1840 году.

ПЕВ. 1891. №7. С.145. Часть оф.

Перемещены: священник с. Ольшанки, чембарск. у., Александр Соколов к церкви с. Тархан, того же уезда;

***

ПЕВ. 1892. №1. С.19. Часть оф.

Определены законоучителями: с. Тархан, чембарскаго уезда, священник Александр Соколов— Тархановскаго и Подсотскаго сельских училищ;

***

ПЕВ. 1896. №11. С.159. Часть оф.

Предложением Его Преосвященства, от 14 мая сего 1896 года за № 138, по впиманию к отлично-ревностным трудам на поприще пастырскаго служения, в поощрение к дальнейшим таковым же трудам и в воспоминание Священнаго Коронованія Их Императорских Величеств награждены следующие священники Пензенской епархии:
I.) Скуфьями:
10) с. Тархан, Чембарскаго уезда, Александр Соколов.

***

ПЕВ. 1897. №24. С. 265. Часть оф.

Перемещены: свящ. церкви с. Тархан, Чембарскаго уезда, Александр Соколов к Христорождественской церкви г. Инсара 2 декабря;

***

ПЕВ. 1899. №20. С.183. Часть оф.

Перемещены: священники церквей Христорождественской г. Инсара Александр Соколов и с. Иссы, Инсар. у. Феодор Спасский— один на место другого, 21 сент.;

***

ПЕВ. 1902. №6. С.41. Часть оф.

Утверждены: священник церкви с. Иссы, Инсар. уезда, Александр Соколов —— — членом благочинническаго Совета 2 округа, Инсарскаго уезда,— 14 февраля;

***

ПЕВ.1902. № 14. С.88. Часть оф.

Список лицам духовнаго званія, по Пензенской епархии, кои Св. Синодом удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорскаго Величества: г) камилавкою: церкви села Иссы, Инсарскаго уезда, священник Александр Соколов ;

***

ПЕВ. 1904. №3. С.26. Часть оф.

Утверждены: священники церкви с. Симанки, Инсарск. уезда, Василій Кочетов— членом благочинническаго совета по 2 округу, Инсарск. уезда, и церкви с. Иссы того же уезда, Александр Соколов— цензором проповедей по тому же округу, 8 января;

***

ПЕВ. 1904. №14. С.163. Часть оф.

священник церкви с. Иссы, Инсарскаго уезда, Александр Соколов — к церкви с. Владыкина, Чембарскаго уѣзда, 21 июня;

***

ПЕВ. 1904. №15. С.171. Часть оф.

Назначены: священник церкви с. Владыкина, Чембарскаго уезда, Александръ Соколов ъ — благочинным III округа Чембарскаго уезда, 2 июля;

***

ПЕВ. 1909. №11. С. 299. Часть оф.

По определению Святейшаго Синода от 19 марта с.г. за №2280, удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству, к 6 мая 1909 года, дню рождения Его Императорского Величества, следующие лица духовного звания Пензенской епархии.
Наперсным крестом от святейшего синода выдаваемым, за отлично-усердную и полезную службу по епархиальному ведомству: церкви села Владыкина, Чембарского уезда, священник Александр Соколов за отлично-усердную и полезную службу по епархиальному ведомству.

***

ПЕВ. 1910. №22. С. 941 – Часть неоф.

Архіерейскія служенія въ октябрѣ мѣсяцѣ 1910 года.

Его Преосвященство, Преосвященнѣйшій Епископъ Пензенскій Митрофанъ предпринялъ путешествіе въ с. Владыкино, Чембарек. у., для освященія храма въ честь Преподобнаго Стефана Савваита. При вступленіи въ старый Сергіевскій храмъ Архипастырь былъ встрѣченъ о. настоятелемъ этого храма благочиннымъ свящ. А. М. Соколовымъ съ духовенствомъ этого округа съ крестнымъ ходомъ. Q. благочинный произнесъ краткую привѣтственную рѣчь, въ которой высказалъ, „что волею Божіею и Архипастырскимъ соизволеніемъ Владыка посѣтилъ эту весь, въ которой,-—да и во всемъ этомъ благочинниическомъ округѣ,—уже давно не бывали Пензенскіе архипастыри. Прибытіе Владыки въ нашу весь преисполнило сердца паши всей паствы неизъяснимою радостію. Сюда прибыли всѣ пастыри приходовъ этого округа, всѣ ктитора церквей этого округа, чтобы видѣть Владыку и принять отъ него святительское благословеніе.

***

Владыкино село (третий благочиннический округ) Чембарский уезд
Храм во имя препод. Сергия Радонежскаго, каменный, теплый, построен в 1882 г., разстоянием от г. Пензы 70 в. В пользу церкви имеется капитал в размере 9, 600 р. (в 14-ти 5 % государств. билетах). Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Есть придельная церковь во имя св. препод. Стефана Савваита, с приделом во имя свят. Алексия, митроп. Моск., построенная в 1861 г., каменная, холодная. Земли усадебной 1 ½ д., пахатной 33 д. Жалованья членам причта 229 р. 32 к. Дома для членов причта церковные. В пользу членов причта имеется капитал (в шести государ. бил.) 3200 р. Прихожан м.п. 978, ж.п. 953. Приход состоит из одного села. Имеется приходское попечительство. Училища земские – одноклассное образцовое мужское и женское.

"Церкви, причты и приходы Пензенской епархии", составил А. Попов. Пенза, типогр. губерн. правления. 1896.

***

ПЕВ. 1912. №14. С.528. Часть оф.

Перемещены: священник села Владыкинa Чембарскаго уезда. Александр Соколов к Успенской церкви г. Пензы, что на Мироносицком кладбище, 18 июня:

***

Именной список лиц, служащих по церковно-школьному управлению, заведующих и учащих в церковно-учительских и второклассных школах на 1913 год / Изд. Училищного Совета при Святейшем Синоде. СПб., 1913. VI, 478 c.

Пензенская епархія.

Пензенское .

Предсѣдатель отдѣленія, протоіерей Паведъ Петровичъ Алмазовъ ,
Орд. 4 Влад. 2, 3 Ан. Оконч, курсъ Пензенской дух. семинаріи.
Въ сл. 1866 г,, долж. 1902 г. Посл. Высоч. нагр.: 6 Мая 1910 г. 4 Влад.

Уездный наблюдатель, свящ. Александръ Михаиловичъ Соколовъ
Наперсный крестъ—1909 г, Оконч. курсъ Пензенской дух. семинаріи. Въ сл. 1887 г., долж. 1912 г.


Дѣлопроизводитель, свящ. Петръ Константиновичъ Медвѣдевъ.
Скуфья—1905 г. Оконч. курсъ Пензенской дух. семинарах!, Въ сл. 1898 г., долж. 1912 г.

***

ПЕВ. 1916. №16/17. С.291. Часть оф.

второй священник Успенской, что на Мироносицком кладбище, церкви г. Пензы Александр Соколов на настоятельское место к соборной церкви г. Саранска, с назначением его благочинным градских церквей и возведением в сан протоиерея— 28 июля; а на его место священник соборной церкви г. Саранска Алексий Виноградский— 28 июля.

Места службы:

1.Ольшанка село, Чембарского уезда (1887 – 1891 гг.);
2.Тарханы село, Чембарского уезда (1891 – 1897 гг.);
3. Инсар, уездный город, Христорождественская церковь (1897 – 1899 гг.);
4.Исса село, Инсарского уезда (1899 – 1904 гг.);
5.Владыкино село, Чембарского уезда (1904 – 1912 гг.);
6.Пенза, Успенская церковь на Мироносицком кладбище (1912 – 1916 гг.);
7. Саранск, уездный город, Спасский собор (1916 - ?).;

Занимаемые должности:

1892 год – законоучитель в с. Тарханы Чембарского уезда
1902 год - член благочинническаго Совета 2 округа, Инсарскаго уезда;
1904 год - цензор проповедей по 2 округу Инсарск. уезда,
1904 год - благочинный III округа Чембарскаго уезда;
1916 год - на настоятельское место к соборной церкви г. Саранска, с назначением его благочинным градских церквей.

Награды:

1896 год – скуфья;
1902 год – камилавка;
1909 год - наперсный крест от святейшего синода выдаваемый;
1916 год - возведение в сан протоиерея.

***

Дмитрий Иванович Охотин, протоиерей, настоятель Спасского собора, благочинный градских церквей скончался 4 апреля 1916 года.


***

ПЕВ. 1916. №10. С.169. Часть офиц.

Определены:
законоучитель 1-й Пензенской мужской гимназіи, священникъ Ѳеодоръ Покровскій на настоятельское мѣсто къ Соборной ц. г. Саранска, съ назначеніемъ на должность благочиннаго и возведеніемъ въ санъ протоіерея— 12 апрѣля;

**

ПЕВ. 1916. №16/17. С.292. Часть офиц.

Уволены:
протоіерей соборной ц. г . Саранска Ѳеодор Покровскій отчисленъ оть должности настоятеля собора и благочиннаго градскихъ церквей, за возвращеніемъ къ мѣсту прежняго служенія— 18 іюля;

ПЕВ.1916. № 16/17. С.291. Часть офиц.

Распоряженія епархіальнаго начальства.
Перемещены:
второй священникъ Успенской, что на Мироносицкомъ кладбищѣ, церкви г. Пензы Александръ Соколовъ на настоятельское мѣсто къ соборной церкви г. Саранска, съ назначеніемъ его благочиннымъ градскихъ церквей и возведеніемъ въ санъ протоіерея— 28 іюля; а на его мѣсто священникъ соборной церкви г. Саранска Алексій Виноградскій— 28 іюля.

*** *** ***

Не дает мне покоя судьба этого пастыря. Невольно напрашивается мысль, что был он старшим братом священника Николая Михайловича Соколова, служившего при краснослободском Троицком соборе, зяте известного священника - краеведа А.И. Масловского.


Эпизоды. А.М. Соколов

https://proza.ru/2022/12/20/564

***

На фотографии запечатлен А.М. Соколов среди преподавателей и учениц саранской женской гимназии, поскольку состоял в этом учебном заведении законоучителем.

Фото взято из книги: Саранск уездный. Конец XIX – начало XX века. Фотоальбом / Авт.-сост. К.А. Горькина; художник Ю.В. Смирнов. = Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001 – 136 с.

Прикрепленный файл: 1..jpg
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№2.

ПЕВ. 1916. №18. Часть офиц.

Стр. 311.

Перемещены:

священник Митрофаніевской церкви г. Пензы Николай Артоболевскій на 2-е священническое место къ Соборной церкви г. Саранска— 29 іюля;
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№3.

Попов Алексей Егорович. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии / сост. А. Попов. - Пенза : тип. губ. правления, 1896. - 5, 272 с.

IX. Город Саранск и Саранский уезд.

Первый благочиннический округ
(1-й участок)

1) Г. Саранска соборный храм во имя Всемилостивого Спаса, каменный, построен в 1860–85 г., расстоянием от г. Пензы 118 в. В старом соборе Знамения Божией Матери богослужения за ветхостью не совершаются. К собору приписана кладбищенская церковь во имя св. Константина и Елены, каменная, построена в 1789 г. К собору же приписана Тихоновская тюремная церковь. Причта при соборе положено: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Земли писцовой 170 д. Жалованья не положено. В пользу причта вклад 1050 р. При церкви кладбищенской также в пользу причта 143 р. Прихожан м. п. 82, ж. п. 87. Приход состоит из жителей города. В 1893 г. открыто церковно-приходское попечительство.
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№4

Секторов Симеон Филиппович

После кончины протоиерея Спасского собора Якова Васильевича Алмазова, место это было предоставлено Духовной Консисторией Симеону Филипповичу Секторову, который активно включился в жизнь уездного города.

ПЕВ. 1892. № 22. С. 354. Часть оф.

Перемещены:

г. Городищ протоиерей Симеон Секторов— на протоиерейское место в г. Саранск соборной церкви с назначением благочинным Саранских градских церквей;

*

ПЕВ. 1894. №2. С.19. Часть оф.

Назначены:

: г. Саранска Протоиерей Симеон Секторов—депутатом от духовн. ведомства на заседания в Саранской город, думе.

*

ПЕВ.1894. №3. С.23. Часть оф.

Награждены:

„Училищным Советом при Св. Синоде, на основании определения Св. Синода от 7 — 29 ноября 1884 г. за № 2435 и согласно представлениям Епархиальных Преосвященных, награждены книгою „Библия", от Св. Синода выдаваемою, за особое усердие и ревность в деле благоустроения местных церковно-приходских школ, нижеследующия лица по Пензенской епархии:

Председатель Саранского отделения Училищного Совета протоиерей Симеон Секторов

*

ПЕВ.1896. №11. С.155. Часть оф.

Высочайшия награды.

Государь Император, вследствие представления Обер Прокурора Святейшаго Синода и согласно положению Комитета о служб чинов гражданского ведомства и о наградах, Всемилостивейше соизволил, к 14-му мая— дню Священного Коронования Их Императорских Величеств

— пожаловать по ведомству православного исповедания нижеследующия награды по Пензенской епархии.

а) За службу по епархиальному ведомству:

а) Орденом св. Владимира 4 степени— гор. Саранска, Спасского собора протоиерей Симеон Секторов;

*

ПЕВ.1897. № 24. С.992. Часть неоф.

Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1896 году.

8 июля— протоіерей Саранской соборной церкви Симеон Филиппович Секторов, сын пономаря, 67 лет.

Окончив курс семинарии, о. Секторов в 1852 году рукоположен. был во священника к церкви с. Грабовки, Пензен. у.; в 1879 году определен на место настоятеля соборной церкви в г. Городище с возведением в сан протоіерея, а в 1892 году перемещен на штатное протоіерейское место в г. Саранск.

За ревностные и успешные труды по многоразличным должностям о. Секторов получил награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест и ордена св. Анны 3-ей и 2-ой степеней. Кроме того имел бронзовый крест в память войны 1853— 1856 годов и золотой крест с украшеніями,— поднесенный духовенством.

Умер от паралича, оставив по себе дочь.

Стр. 999


Независимо от церковнаго проповѣдничества, почти всѣ умершіе пастыри занимались дѣлом школьнаго учительства в том или другом видѣ. Протоіерей Секторовъ в 1875 — 1879 годах состоял законоучителем Грабовскаго приходскаго училища; в 1879 — 1890 годах законоучителем мужскаго и женскаго приходских училищ в г. Городищѣ, в 1890 году— попечителем Харьковскаго Учебнаго Округа перемѣщен на ту же должность в Городищенское уѣздное училище; в 1892 году тѣм же попечителем о. Секторов опредѣлен на должность законоучителя 4 --класснаго училища в г. Саранск.


Похоронен был в ограде саранского Спасского собора.

Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№5

1914 год. Первая мировая война… В Метрической книге Спасского собора и иных церквях уездного Саранска появились записи следующего содержания:

ЦГА РМ. Ф. 57. Оп. 4. Д.1194. Лл. 13об. – 14. – МК Спасского собора

Присоединение

№19
28 июля 1914 года
Мария

Девица дочь гражданина города Митавы Александра Кронъ Эмъ и Законной жены его Эмилии, урожденной Газенегеръ Мария Александровна, состоявшая, в лютеранском вероисповедании - 24 лет от роду ( рождена 18 Декабря 1889 года ), вследствие изъявленного ею решительного желания, помазанием Св. Мира присоединена к Православной Греко - Российской церкви, с сохранением прежнего имени в память Св . Равноапостольной Марии Магдалины, празднуемой церковью 22 - го Июля

При миропомазании были Инспектор Народных Училищ Пензенской губернии 3-го участка Коллежский Советник Павел Евгениевич Молчанов и жена преподавателя Саранского Реального училища Ольга Димитриевна Махова

Таинство Миро помазания совершал Священник Алексий Виноградский

***
ЦГА РМ. Ф. 57. Оп. 4. Д.1194. Лл. 13об. – 14. – МК Спасского собора

Присоединение

№18
30 Декабря 1914 года
Кодра
т
Унтер - Офицер Кодрат Петрович Лоос - 80 лет, - лютеранского вероисповедания, вследствие изъявленного им решительного желания, помазанием св. мира присоединен к Греко - Российской церкви с сохражением прежняго имени в память св. Апостола Кодрата празднуемого 4 января

При миропомазании был мещанин города Саранска Александр Степанов Рогожин

***
Несколько ранее была сделана запись:

ЦГА РМ. Ф. 57. Оп. 4. Д. 820. Лл. 30об. – 31. стр. 35

№11
24/26 Октября 1907 года

Жена проживающего в городе Саранске колониста Мария Андреева Лоос, 60 лет

Причина: от воспаления легких
Погребали: Протоиерей Димитрий Охотин, Священник Алексей Виноградский с диаконом Виноградовым и Псаломщиком Львовым; на Константиновском кладбище

Возможно, что происходили они из Поволжских немцев.
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№6.

ЦГА РМ. Ф.57. Оп. 4. Д.1307. Лл. 381 об. – 382. – МК Саранского Спасского собора

№25

17 / 19 Октября 1917 года

Заштатный Священник села Грибоедова, Саранского уезда Николай Михайлов Лебедев, 79 лет

От чего умер: натурально

Исповедовал и приобщал: Священник Христорождественской церкви г. Саранска Іоанн Ареопагитский

Погребали: Протоиерей Александр Соколов с Священником Павлом Майорановым и Диаконом Анатолием Васильевым, при участии градского духовенства, на Царе - Константиновском кладбище
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№ 7.

В 1917 году ктитор Саранского Спасского собора Бараблин Константин Харлампиевич, выдавал замуж племянницу и женил сына.

ЦГА РМ. Ф.57. Оп. 4. Д.1307.

Часть вторая
О БРАКОСОЧЕТАВШИХСѦ

Лл.371об. - 372

№1

13 Января 1917 года

Жених: Псаломщик села Кубинцева, Балахнинского уезда, Нижегородской губернии, определенный на должность священника в село Драчево Горбатовского уезда Иван Николаев Сиротин, - первым браком, 25 лет

Невеста: Проживающая в приходе Казанской церкви города Саранска крестьянская девица Ярославской губернии, Ростовского уезда, села Гвоздева Наталия Яковлева Тулупова, первым браком, - православного вероисповедания, 19 лет

Таинство совершали: Протоиерей Александр Соколов с Диаконом Анатолием Васильевым

Поручители: По женихе: Нижегородской губернии, Лукояновского уезда, села Протасова диакон Василий Виноградов и города Починок потомственный почетный гражданин Сергей Павлович Безстужев, по невесте крестьянин села Ново - Никольского, Ростовского уезда, Ярославской губернии Константин Харлампиев Бараблин и крестьянин Калужской губернии, Козловского уезда, деревни Тимофеевки, Косьяновской волости Петр Гаврилович Горохов.
***


Лл. 371об. - 372

№2

3 Февраля 1917 года

Жених: Прапорщик 234 пол. запас. полка из крестьян Ярославской губернии, Ростовского уезда, села Ново - Никольского Василий Константинович Бараблин, первым браком, православного вероисповедания, 21 год

Невеста: Дворянка Ларисса Николаевна Бухало, проживающая в городе Саранске в приходе Троицкой церкви, первым браком, — православного вероисповедания, 19 лет

Таинство совершали: Протоиерей Александр Соколов с Диаконом Анатолием Васильевым

Поручители: По женихе: Прапорщик 234 пол. Запас. полка Николай Васильевич Митрофанов и прапорщик 234 полка Александр Александрович Талашов; по невесте: мещанин города Саранска Евгений Федорович Хоцианов и потомственный почетный гражданин Клавдий Борисович Матюшинский
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№8

29 августа - престольный праздник старого Саранска - празднование памяти Спаса Нерукотворенного.

Чудотворная икона была принесена в Саранск между 1641 и 1651 гг. из вотчины князей Голицыных, а они, по преданию, получили её в дар от царей Московских. Тогда же был построен первый по счёту деревянный Спасский собор внутри крепости.

Одно из сохранившихся описаний чудотворного образа составлено и опубликовано пензенским протоиереем Иаковым Бурлуцким в 1870 году, откуда мы узнаем следующее: «Икона сия находится местною (в местном ряду иконостаса) в Саранском соборе. Она размерами 1 арш. 12,5 верш. (128 см.) в вышину и 1 арш. 7,5 верш. (106 см.) ширины; живопись оной древняго греческого (т.е. канонического) стиля, впрочем довольно хорошо сохранившаяся. Сребропозлащенная риза на ней в 20 фунтов и 74 золотника весом, украшена по венцу 8 бриллиантовыми репьями с литерами Он, Омега, Наш из бриллиантовых же и иных камней, над венцом прикреплена корона из восточного хрусталя, под которою на винте прикреплен бриллиант в золотом сиянии». Все это можно увидеть на публикуемой фотографии.

В конце XIX века врач и краевед Г.П. Петерсон писал об этом образе: «Темный лик этой огромной иконы резко выделяется на золотом фоне ризы, и особенно при блеске многочисленных светильников. Выносимый из храма во время народных бедствий или к тяжелобольным и умирающим образ Всемилостивого Спаса был неизбежным свидетелем всех трагических моментов жизни саранского населения; перед ним неоднократно лились народные слезы, слышались вопли и рыдания коленопреклоненных жителей или тихо возносимый к небу последний вздох умирающего…».

От XVII столетия из донесения царю Алексею Михайловичу от 1662 года сохранилось упоминание только о 7 чудесах от иконы Всемилостивого Спаса; несомненно, что их было гораздо больше, поскольку известно, что было множество донесений о чудесах от этой иконы, однако, их тексты утрачены.

В 1685-1695 гг. иеромонах Иона выстроил вместо старого деревянного новый, второй по счету Спасский собор, простоявший почти до конца XIX столетия и разобранный за ветхостью.

И в XVIII, и в XIX веках чудеса от этой иконы не только не истощались, но и преумножались.
В XVIII столетии данная икона пользовалась таким благоговейным почитанием, о котором ярко свидетельствует всего один документ – указ Нижегородской консистории от 14 июля 1796 года № 2262, копия с которого хранилась в архиве Саранского Петропавловского монастыря, опубликованная в 1870 году, где читаем: «В приказании Его Преосвященства Павла, епископа Нижегородскаго и Алатырскаго, данном сей консистории текущего июля в 14 день, предписано: как известно Его преосвященству стало, что в городе Саранске в Спасском соборе находится большой Нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в великолепном украшении, к которому бывают богатые вклады, также и доход; того для предписать Саранскаго Петропавловскаго монастыря игумену Амвросию указом, чтобы он по прошествии каждаго месяца, как о бываемом доходе, равно и вновь делаемом усердствующими прикладе Его Преосвященству репортовал с приложением надлежащих доходам реестров, а прикладам описи».

В XIX веке благодать исцелений от этой иконы преумножалась, приведем только несколько общеизветных в позапрошлом столетии чудес, имевших письменные свидетельства. В Симбирской губернии, у дворян Броницких дочь в продолжение многих лет была больна ногами и не могла ходить. Однажды ей в сонном видении троекратно явился нерукотворенный образ Спасителя, причем некий глас ей повелел отслужить в Саранском Спасском соборе пред этим образом молебен, и когда все это было исполнено, то ломота в ногах ее прекратилась и уже на второй день она смогла встать на ноги, а через неделю совершенно выздоровела.

В начале XIX века, помещица с. Айкова, госпожа Шувалова (скончалась в 1848 году, будучи 69 лет) целый год была больная некоей грудной болезнью, признанной медиками опасной и неизлечимой. Возложивши упование на Бога, она, по предварительному обещанию, просила из Саранского собора принести Нерукотворенный образ в ее имение. Когда для встречи святыни была выведена из дома и наклонилась, чтобы икону пронесли над ней, «из больной груди открылась материя, от чего она тот час почувствовала облегчение, а вскоре после сего и совершенно выздоровела».

В пожаре 1852 года сильно пострадал второй саранский Спасский собор, вместо которого было решено выстроить третий по счету, освященный в 1886 году. Этот собор простоял совсем недолго и был разрушен большевиками в 1930-32 гг., тогда же бесследно пропала и сама святыня вместе с баснословно дорогим окладом…

Заключая свое повествование о Саранском Спасе протоиерей Иаков Бурлуцкий в 1870 году пишет: «жители города Саранска часто … служат пред ней молебны… а нередко прибегают к ней (иконе) с молитвою в своих нуждах и обстоятельствах и жители не только окрестных, но даже отдаленных городов и селений, особенно уездов: Саранского, Инсарскаго, Городищенскаго, Карсунскаго и проч… Сию св. икону предносят во всех крестных ходах, бываемых в городе Саранске; а во время общественных бедствий, болезней, бездождия и подоб., ее берут в пораженные селения, веруя в чудодеющую благодать Божию, от нея истекающую».

https://vk.com/id19090600

Прикрепленный файл: 3jU9Ffiqso8Q7QRuGUNsE_AV7gFYot5c8lz-x3BgZYyiXWUjYdZGp3MHFTZ6S-DS489Mxt0_Hi-lbC6_geTswnCH.jpgIIrQyd1oikWk6YhOHcpSX_Lc3-9DvdQ2b11YanHRn_av31u9MHY3i_lft0uG1mLAiRRnR8wB6R9gYklc_88QKZxh.jpg, 261879 байтjCD61STB_5_1wjcgjJKbgnHE_TP4A0bXuIWs4rUbN4d-uVxbW0kX5AL2BzXpNLUTVerM5mobsZQAgxdpfjBP_6Ar.jpg, 305056 байтkizvIalPzEvWGkWemps6iDU1qTKZtt1plvX0yK0SXJlv1T7wJvq8cNK-3nBlcvavz7wf1cPNYygXz2fkdXFZ-0sp.jpg, 349973 байтV86neZ4x9O4QS86402XPECeCAcEpd5aUKDbNVoqrsey8f7JFw4yYW5aNvuFKYdry_YpUn_CMZWgj3lzdMdyfAzOu.jpg, 293585 байтzIXY2flyVVJ5fPMQbhUbEyQ-97xijHsO2xMRcQVg2cTvZvUJ4JZ3P4Pt_aS46GeEyQAgFrIRDxuwc4IcuXyo9Set.jpg, 223330 байт
Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№9

ЦГА Мордовии (ЦГАРМ), фонд №57, опись №2, дело №79, стр. 7. - Метрические книги Саранского уезда: Спасский собор 1873 год
Лл.19об. - 20

№14

16 /18 декабря
Татиана


Р.: Саранска Спасского Собора пономарь Дмитрий Петров Беликов и Законная его жена Авдотья Федорова, оба православного вероисповедания.

В.: Инсарского уезда, села Нового Акшина псаломщик Николай Петров Беликов и Саранского уезда села Луховки Священника Петра Никитина Астраномова жена Любовь

Священник Василий Разумовский с пономарем Виноградским

*
ЦГА Мордовии (ЦГАРМ), фонд №57, опись №2, дело №79, стр. 7. - Метрические книги Саранского уезда: Спасский собор 1873 год
Лл.30об. - 31

№28

21 / 22 сентября 1873 года

Саранской Уездной Земской Управы Председатель, Губернский Секретарь Александр Николаев Кузьмин, 45 лет, от самоубийства

Исповедовал и приобщал: Никто, а погребен по отношению Исправляющего должность Судебного Следователя Ростовского от 22 Сентября за No 136

Погребали: Протоиерей Иаков Алмазов с Диаконами Воскресенским и Страховым и дьячком Руфовым на Константиновском кладбище.

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1538
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1101
№10.

Саранская старина

Церковь Рождества Христова (Христорождественская).


Коснемся вначале истории. По всей видимости, первым о саранском храме Рождества Христова рассказал священник Троицкой церкви, церковный краевед А.И. Масловский. В 1880 году он писал: «Современна самому основанию Саранска также Христорождественская церковь. До 1795 года она была троештатною, соборною. Это видно из документа, выданного на писцовую землю, также из метрик и духовных росписей. Первоначально эта церковь была деревянная но в 1745 г. вместо деревянной построена каменная во имя Рождества Христова с приделами св. Николая Чудотворца и великомученика Иоанна Воина, а в 1772 г. в трапезе по правую сторону сооружен, еще придел во имя Боголюбовой Божией Матери. В 1852 году церковь эта вся сгорела; но вскоре (чрез четыре года) усердием прихожанина купца Кроткова возобновлена вновь в гораздо большем размере, о пяти главах, с колокольнею при трапезе. В настоящее время, это — одна из лучших церквей в городе, как по благолепию украшения, так и обширности. В ней три престола,— настоящий во имя Рождества Христова, придельныя, по правую сторону во имя Боголюбской Божией Матери, а по левую— во имя св. Николая Чудотворца. При церкви один штат, на содержание которого имеется до 66 дсс. писцовой земли и 30 дес. пожертвованием благотворителем».

Стояла Христорождественская церковь в историческом центре города, в глубине квартала между улицами Рождественской (ныне Пр. Ленина) и Московской (ныне Л. Толстого). Изображения первого и второго Христорождественских храмов не найдены. Скорее всего, их и не было. До наших дней дошли два ее последних вида, 1856 года постройки, сделанных фотографами В.К. Левушкиным и К. Синицей.

Удачно выбранный первым ракурс позволяет увидеть восточную с апсидой и южную с порталом стороны церкви. В одной связке с ней находились трапезная и колокольня. В итоге получался ансамбль с семью куполами. Хотя сама церковь была пятиглавою. В Саранске кроме нее только еще три храма Верхнего посада были увенчаны пятиглавием - Спасский собор, Иоанно-Богословская и Петропавловская церкви, Согласно христианской символике пять глав посвящаются Иисусу Христу и четырем создателям канонических евангелий - Матфею и Иоанну (апостолы от двенадцати), Марку и Луке (апостолы от семидесяти).

Это одна из красивейших и нарядных церквей города, красного цвета с белым декором: сдвоенные пилястры разделяли стены на три вертикальных части, окна имели килевидные навершия, по центру они тройные, а наверху, над ними – белые арочные кокошники. Напоминает этот храм лишь Тихвинская кладбищенская церковь, располагавшаяся на северной окраине города. Все остальные храмы были белокаменные.

Особое внимание привлекает изгородь, окружающая храм. Ажурные металлические решетки стояли на каменном фундаменте и удерживались столбиками, напоминающими пилястры. Увенчаны они «луковичными головками». Главный вход окаймляли арочные ворота, повторяющие форму декора самого храма.

Фотограф К. Синица запечатлел церковь с западной стороны. Просматриваются все ярусы колокольни: два куба, восьмигранник и шатровое ее завершение. И опять же сдвоенные пилястры, арочные окна и украшения вдоль основания шатра Полная гармония всех составных частей единого комплекса.

Можно допустить, что В.К. Левушкин был сыном саранского мещанина Кузьмы Дмитриевича Леушкина, семья которого была прихожанами Христорождественской церкви. Здесь в 1908 году венчался Василий Кузьмич, взявший в жены из Тамбовской губернии «моршанскую мещанку Ольгу Николаевну Сухоручкову». Здесь же венчались его братья и сестры, а в 1916 году отпевали главу семьи Кузьму Дмитриевича. Автор снимка был родным братом Елены Кузьминичны, ставшей в 1893 году женой известного фотографа М.А. Критского. Кстати, впоследствии потомки К.Д. Леушкина стали писаться Левушкиными. Вероятно, фамилия Леушкины, как более легко произносимая была лишь уличной.

Храм, возведенный по проекту архитектора Василия Марчака, был закрыт в 1928 году. Позднее там размещался музей, а затем хлебозавод. Жители старшего поколения помнят дощатые тротуары по улице Гражданской (Пр. Ленина), трубу, торчащую над домами и конечно запах свежеиспеченного хлеба. Остатки церкви уничтожены в 1979 году.

И последний штрих. Площадь, отведенная под храмовый комплекс, была невелика всего 1850 саженей. При изучении фотографий за неимением иных источников не видно ни одного надгробия или креста, стоявшего над могилами погребенных в ограде храма именитых горожан. Не понять с какой стороны храма находились захоронения. Пока удалось установить лишь семь погребенных здесь лиц. В хронологическом порядке ухода в мир иной перечень фамилий выглядит следующим образом:

- Княгиня Голицина Варвара Петровна (05.12.1735 – 20.03.1816);

- Потомственный почетный гражданин, купец, церковный староста Кротков Иван Леонтьевич (1801 – 27.04.1874);

- Священник Христорождественской церкви Колпиков Ефим Петрович (1806 – 04.10.1889);

- Штабс-капитан, церковный староста Давыдов Михаил Иванович (1816 – 07.02.1892);

- Саранский мещанин Никитин Наум Зиновьевич (1819 – 01.08.1896);

- Саранский купец, ктитор сей церкви Никитин Иван Наумович (1843 – 23.12.1913);

- Диакон Христорождественской церкви Руфов Николай Константинович (1840 – 23.12.1913).


В одной ограде церкви упокоились представители разных сословий. Уравняли их не чины и богатство, а православная вера и благие дела на церковном поприще.

Авторы фото: В.К. Левушкин и К. Синица (датированы 1920-ми годами); Далее из паспорта Министерства культуры Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры.

Прикрепленный файл: 1..jpg2..jpg, 235030 байт
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 Вперед →
Модератор: gutta57
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник gutta57 » Исторические сюжеты » Спасский собор, Христорождественская церковь [тема №139350]
Вверх ⇈