На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
24 марта текущаго года приходъ села Головинщины, нижне-ломовскаго уѣзда, навѣки простился съ своимъ пастыремъ, о. протоіереемъ Іоанномъ Алексѣевичемъ ІОницкимъ; опъ скончался на 79 году жизни послѣ кратковременной, но тяжелой болѣзни.
Покойный о. протоіерей былъ образцомъ для христіанскихъ пастырей: проникнутый глубокой вѣрой въ Бога и безграничной любовію къ своей паствѣ, онъ далеко въ окрестностяхъ пользовался уваженіемъ п любовію во всѣхъ классахъ сельскаго общества: его уважали и помѣщики, его любило и купечество, а простой народъ просто боготворилъ его за его простоту обращенія и за мудрые совѣты, въ которыхъ онъ пикому не отка .ывалъ. Бывали случаи, что крестьяне пріѣзжали къ нему за совѣтомъ изъ очень дальнихъ селеній, верстъ за семьдесятъ и далѣе, и всегда находили въ батюшкѣ гостепріимнаго, страннолюбиваго хозяина и опытнаго совѣтника, сочувствующаго всякому горю своего ближняго, принимающаго къ сердцу всѣ нужды его. Въ базарные же дни такъ много бывало желающихъ побесѣдовать съ о. протоіереемъ и принять отъ него благословеніе, что въ послѣднее время своей жизни, когда ужъ силы почтеннаго старца разгаатались и онъ сталъ чувствовать разныя немощи, онъ уже уклонялся отъ этихъ посѣщеніи. А о чемъ, спросятъ, говорилъ о. прот. съ своими почитателями? Бесѣды его были исключительно религіознаго характера. Даже о самыхъ обыденныхъ предметахъ онъ говорилъ въ духѣ религіи, нерѣдко обучалъ своихъ гостей необходимымъ молитвамъ. Эти бесѣды составіяли проповѣдь, но проповѣдь живую, искреннюю, а не казенную; въ этой проповѣди не было пи рубрика, ни отдѣловъ: какъ потокъ лилась вдохновенпая рѣчь сто... Отецъ Іоаннъ былъ сынъ священника села Знаменскаго Бурдаса, Керенскаго уѣзда. Отецъ его, дѣдъ и прадѣдъ всѣ были священниками и всѣ преемственно священствовали въ Бурдасѣ.— Рано лишившись отца, о. Іоаннъ воспитывался своею матерью, и ему суждено было съ самаго ранпяго дѣтства перенести всѣ горести сиротства. На десятомъ году жизни, когда онъ уже былъ опредѣленъ въ ІІензепское духовное училище, он лишился и матери. Но Бог не покидает сирот; не покинул Он и сироту Іоанна ІОницкаго. Своими хорошими способностями мальчикъ Іоаннъ ІОницкій обратилъ на себя вниманіе Преосвященнаго Пензенскаго Іоанна, много заботившагося объ образованіи духовенства своей епархіи. Родственники и воспитатели о. Іоанна хотѣли было взять его изъ училища и опредѣлить въ понамари; но Преосвященный не дозво лилъ сдѣлать этого,— онъ приказалъ мальчику продолжать ученіе, зачисливъ за ннмъ понамарскую должность въ Бурдасѣ, чѣмъ и успокоилъ родственниковъ его. „Ужъ и плакалъ я ,— разсказывалъ покойный,— когда Преосвященный въ понамарп не пустилъ меня! А я было и звонить научился, даже и по нотамъ пѣлъ“. Всегда съ глубочайшею благодарностью и любовію вспоминалъ о. протоіерей объ этомъ Архипастырѣ.
Въ 1830 г. Іоаннъ Алексѣевичъ окончилъ курсъ въ Пензенской духовной Семинаріи и посвятилъ себя учительству. До 1839 года онъ проходилъ должность учителя, сперва въ первомъ, потомъ во второмъ классахъ Нижйеломовскаго духовнаго училища. Ученики его, которыхъ и теперь еще не мало среди духовенства, разсказываютъ о нем, какъ объ учителѣ дѣятельномъ и строгомъ для лѣнивыхъ учениковъ. Впрочемъ, вмѣстѣ со строгостью онъ согласовалъ и гуманность отноиіёній къ воспитанникамъ: сѣкъ учениковъ, но сѣкъ не много, не допускалъ жестокости. „Безъ розги нельзя,— говаривалъ покойный, лучше розгой посѣчь, чѣмъ за малоуспѣшность исключить изъ училища; только нужно наблюдать, чтобы преподаватели изъ границъ не выходили; а то вѣдь въ наши времена такіе господа бывали: бывало, до тѣхъ поръ сѣчетъ, что мальчикъ и кричать перестанетъ. Страшное это было времячко“.
Въ 1839 году 1 ноября Іоаннъ Алексѣевичъ преосвященнымъ Амвросіемъ былъ рукоположенъ, во время освященія праваго придѣла въ Головпнщинской церкви, во священника въ с. Боловинщпну, гдѣ и служилъ до своей смерти. Какъ священникъ, онъ всегда славился строгостью нрава, неутомимостью при совершеніи богослуженія; славился, какъ хорошій проповѣдникъ и неутомимый борецъ за истину, противъ заблужденій раскола. Онъ всегда был на счету у епархіальнаго начальства и въ теченіе 27 лѣтъ проходилъ должность благочиннаго. Как о благочинномъ, об отцѣ Іоаннѣ хранятся самыя лестныя воспоминанія. Онъ никогда не доводилъ до епархіальной власти никакихъ распрей духовенства, рѣшая ихъ на мѣстѣ, примиряя враждующія стороны. Съ подчиненными своими всегда былъ ласковъ, съ низшими членами причта любезенъ; но чрезвычайно строгъ былъ для пьяницъ, хотя и ихъ умѣлъ самъ учить трезвости н воздержанію, не. доводя до свѣдѣнія начальства и не подвергая виновныхъ суду и слѣдствію. „Въ моемъ благочиніи никогда не было пьяниц,— говорилъ о. протоіерей;— как, бывало, услышу, что такой-то загулялся, еду к нему; поговорим, поговорим с нимъ, глядь онъ и перестанетъ пить. Раз меня преосвященый Григорій какъ испугалъ: являюсь къ нему, а онъ и спрашиваетъ: „почему это, о. Іоаннъ, изъ вашего благочинія ко мнѣ ни одной жалобы не поступаетъ?" Думаю, что мнѣ отвѣчать? говорю, что духовенство моего округа живетъ мирно и исправно. „Удивляюсь, сказалъ владыка, вы только одинъ такой благочинный въ еиархіи". Духовенство округа весьма уважало своего благочиннаго. 4 января 1878 года покойный отказался отъ благочинническихъ обязанностей, и духовенство, в знак благодарности къ любимому начальнику, поднесло ему дорогой образъ св. Іоанна Крестителя, покровителя о. протоіерея. При всѣхъ своихъ трудахъ и разныхъ обязанностяхъ, покойный о. Іоаннъ не покидалъ и педагогической дѣятельности. Съ перваго времени своего служенія въ Головиніціінѣ опъ училъ дѣтей въ открытой имъ лично церковно-приходской школѣ. Когда въ 1864 году школа его была пришла въ вѣдѣніе земства, он оставался в ней законоучителемъ. Впослѣдствіи, въ 1877 году, изъ Голопиніцинской земской школы образовали двухклассное училище Министерства Народнаго Просвѣщенія; тутъ ужъ о. протоіерею пришлосъ отказаться отъ закопоучительства, потому что преподаваніе закона Божія по программѣ двухкласснаго училища отнимаетъ очень много времени. С 1881 г. о. протоіерей снова преподавалъ законъ Божій въ открытомъ съ этого года женскомъ училищѣ и проходилъ эту должность до своей смерти. Насколько ревностно и успѣшно занимался покойный дѣломъ учительства, свидѣтельствуетъ множество фазныхъ благодарностей и наградъ, которыя онъ часто получалъ отъ земства, отъ губернскаго училищнаго совѣта, и отъ епархіальнаго начальства, ио представленію директоровъ народныхъ училищъ губерніи.
За епархіальную службу, въ разное время о. Іоаннъ былъ награжденъ набедренникомъ, скуфьею, камилавкою, наперснымъ крестомъ въ память Севастопольской войны наперснымъ крестомъ, отъ Святѣйшаго Сипода выдаваемымъ, саномъ протоіерея, орденомъ святой Анны 3 ст. и знакомъ Общества краснаго креста.
24 марта 1887 г., въ 9 часовъ вечера, печальный звонъ колокола извѣстилъ Головинщину, что о. Іоанна Алексѣевича не стало въ живыхъ. Какое-то вообще удручающеевпечатлѣніе произвела па весь приходъ вѣсть о смерти доблестнаго старца. Народъ большими толпами направился къ дому покойнаго съ горькимъ плачемъ и воплями о тяжелой утратѣ. „Родимый ты нашъ", „батюшка ты нашъ", „кормилецъ ты нашъ", то и дѣло слышалось въ толпѣ плачущихъ крестьянъ. Величественны были минуты прощанія крестьянъ съ своимъ возлюбленнымъ пастыремъ; даже раскольники,— и тѣ присутствовали иа панихидахъ и прощаясь цѣловали руку умершаго. Погребеніе было назначено па 27 число. Этотъ день объявили для школъ неучебнымъ, а для всего села нерабочимъ; хозяева распустили своихъ работниковъ; даже раскольники освободили отъ работъ своихъ наймитовъ. Съ ранняго утра громадныя толпы народа окружили домъ покойнаго, ожидая выноса. День былъ базарный, пятница,— можно сказать, что половина уѣзда явилась въ І’оловинщину и, когда начался церковный благовѣстъ, весь базаръ устремился къ церкви, оставивъ на время и торговлю. Выносъ и погребеніе было совершено при самой торжественной обстановкѣ девятью священниками. Во время литургіи сказалъ прекрасное слово зять покойнаго, священникъ Пензенскаго женскаго монастыря В. Маловскій. Передъ погребеніемъ говорили рѣчи священникъ села Потьмы Ф. Соколовъ и мѣстный благочинный В. Успенскій; послѣ отпѣванія, передъ цѣлованіемъ умершаго, сказалъ рѣчь другой зять покойнаго, священникъ В. Соколовъ. Затѣмъ, при общемъ плачѣ присутствовавшихъ, гробъ былъ вынесенъ изъ храма и опущенъ въ могилу, подаренную покойному церковно-приходскимъ попечительствомъ, сдѣланную возлѣ алтаря праваго придѣла. Съ чувствомъ глубокой скорби разошелся народъ по домамъ. Память об о. Іоанне Алексѣевиче будетъ жить долго въ Головинщинѣ; имя его не умретъ въ приходѣ, изъ рода въ родъ, отъ поколѣнія къ поколѣнію будетъ передаваться это славное имя славнаго пастыря, отца и благодѣтеля своего прихода, руководителя его въ царство небесное.
Священник с. Качкурова, Саранскаго уѣзда, Алексѣй Несмѣлов, 10 Октября; заштатный пономарь с. Большаго Вьяса, Саранскаго уѣзда, Павел Иванов Тоузаков, І4 Ноября; заштатный Священник с. Говорова, того же уѣзда, Георгій Кастальскій, 17 Ноября; Священник Саранской Вознесенской церкви Іаков Элпидинскій, 22 Ноября.
15 іюня умеръ, на 47-мъ году отъ роду, священникъ Покровской церкви гКраснослободска А. В. Европейцевъ. Покойный былъ сынъ священника с. Монастырскаго, наровч. уѣзда. Окончивъ курсъ въ Пензенской Семинаріи въ 1862 г., онъ въслѣд. году рукоположенъ былъ во священника къ Благовѣщенской церкви г. Краснослободска, при коей служилъ до 1875 г., а въ семъ году перемѣщенъ къ Покровской церкви. Покойный въ теченіе своей свыше 25-лѣтней службы проходилъ многія должности. Еще въ первый годъ своего священства онъ назначенъ былъ увѣщателемь по присутственнымъ мѣстамъ г. Краснослободска; въ томъ же году опредѣленъ учителемъ въ Краснослободское духовное училище, каковую должность проходилъ до октября 1880 года, когда, по собственному прошенію, уволился изъ учителей. Три трехлѣтія былъ членомъ благочинническаго совѣта. Съ 1875 г. по 1887 годъ покойный состоялъ законоучителемъ сперва мужскаго, а потомъ женскаго городскаго приходскаго училища. Съ 1879 года по 1887 годъ состоялъ цензоромъ поученій, произносимыхъ окружно-благочинническимъ духовенствомъ; въ 1886 году избранъ въ духовники благочинническаго округа. Покойный пользовался всеобщимъ уваженіемъ и любовію какъ окружнаго духовенства, такъ и прихожанъ, а равно учениковъ и товарищей-учителей. Не оставляло его своимъ вниманіемъ и начальство, которое не разъ возлагало на него разныя порученія и изъявляло ему, за тщательное исполненіе ихъ, признательность. Въ 1873 г. ему преподано было благословеніе св. Синода, а въ 1 879 г. онъ награжденъ скуфьею.
Отпѣванье покойнаго совершалъ мѣстный протоіерей со всѣмъ градскимъ духовенствомъ, отчасти и сельскимъ, при громадномъ стеченіи народа. Краснослободское духовное училище почти въ полномъ составѣ учащихъ и учениковъ почтило своимъ присутствіемъ погребеніе своего бывшаго товарища и учителя.
23 ноября отошелъ въ вѣчность ближайшій сослуживецъ протоіерея по собору и сотрудникъ егѳ по организаціи и устроенію церковно-приходскихъ школъ священникъ Смоленской церкви Іоаннъ Васильевичъ Голубинскій.
Покойный 20 лѣтъ состоялъ преподавателемъ русскаго языка въ Краснослободскомъ духовномъ училищѣ, гдѣ оставилъ по себѣ свѣтлую память и заслуженную признательность со стороны многочисленныхъ учениковъ.
Въ моменты живой работы въ духовномъ училищѣ почившаго о. Іоанна встрѣтило время, совпавшее съ возрожденіемъ церковно-приходскихъ школъ. Это возрожденіе о. Іоаннъ привѣтствовалъ сколько благороднымъ, убѣжденнымъ чувствомъ, столько и дѣятельнымъ, разумнымъ участіемъ въ дѣлѣ устроенія и поддержанія судьбы юныхъ школъ. Съ нынѣ почившимъ о. протоіереемъ П. А. Архангельскимъ о. Іоаннъ вынесъ всю тяготу открытія, устроенія и движенія церковныхъ школъ Краснослободскаго уѣзда, Въ качествѣ секретаря сформированнаго отдѣленія почившій полагалъ начало существованія школъ: въ лицѣ наблюдателя по I благочинническому округу уже вынашивалась въ нем г, идея истинной церковно-приходской школы, взявшей на себя задачи религіозно-нравственнаго воспитанія дѣтей въ духѣ и требованіи православія, самодержавія и народности. До послѣднихъ дней жизни въ качествѣ члена отдѣленія, о. Іоаннъ оставался искреннимъ, глубоко убѣжденнымъ и весьма дѣятельнымъ сторонникомъ принциповъ церковной школы.
Въ качествѣ приходскаго пастыря о. Іоаннъ оставилъ по себѣ горячую любовь со стороны прихожанъ, которыхъ онъ сердечно и разумно пасъ. Онъ стоялъ на высотѣ пастырскаго служенія въ современномъ значеніи этого слова, ибо своими совѣтами и дѣятельностью не оставлялъ безъ вниманія семейную и общественную жизнь своихъ прихожанъ. Онъ былъ отцомъ и руководителемъ своей паствы, которая вѣрила ему безгранично.
Въ качествѣ нашего собрата покойный о. Іоаннъ былъ дорогимъ, умнымъ и тактичнымъ собесѣдникомъ. Онъ былъ серьезно начитанъ и жилъ идеями современности. Онъ былъ иниціаторомъ и вдохновителемъ всѣхъ важнѣйшихъ начинаній, съ коими зпакомо Краснослободское духовенство. До послѣднихъ минутъ о. Іоаннъ мечталъ о возрожденіи духовенства и церковпо-приходской жизни.
Жаль, что не суждено ему было дожить до дней радости церкви. Почившій о. Іоаннъ былъ усерднымъ и полезнымъ сотрудникомъ епархіальнаго органа. Статьи его всегда представляли живой интересъ. Не мало статей его относилось къ исторіи Краснослободскаго края. Миръ и вѣчный покой его душѣ.
Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1896 году.
Въ теченіе 1896 года Пензенская епархія лишилась 27 пастырей, — именно скончались:
6 апрѣля— заштатный священникъ с. Шеина, Керенскаго уѣзда, Алексѣй В асильевичъ Европейцевъ, сынъ священника, 50 лѣтъ. По окончаніи семинарскаго курса съ званіемъ студента, въ 1869 году покойный былъ посвященъ во священника къ церкви с. Новоникольскаго, Краснослоб. у.; въ 1870 году переведенъ въ с. Мордовскіе ІОнки, того же уѣзда; въ 1876 году— въ Краснослободскій Успенскій женскій монастырь, а въ 1883 году— въ е. ПІеино. За свои пастырскіе труды о. Европейцевъ получилъ награды: набедренникъ, скуфью и камилавку. Скончался послѣ продолжительной болѣзни отъ паралича. Въ семействѣ его два сына и двѣ дочери.
27 марта настоящаго года скончался отъ паралича сердца старшій священникъ Троицкаго Краснослободскаго женскаго монастыря I. Ѳ. Фриновскій. За нѣсколько часовъ предъ смертію о. Іаковъ съ обычнымъ воодушевленіемъ и благоговѣніемъ служилъ раннюю литургію, послѣ которой совершалъ освященіе иконы Божіей Матери „Всѣхъ’ Скорбящихъ Радости" и молебенъ съ акафистомъ предъ святой иконой, сооруженной усердіемъ настоятельницы сего монастыря игуменіи Ѳеоктисты для отряда генерала Мищенко, что на Дальнемъ Востокѣ.
Неожиданная скорбная вѣсть о кончинѣ почившаго о. Іакова возвѣщена была благовѣстомъ церковнымъ и сейчасъ-же собрала въ домѣ его всѣхъ сестеръ обители во главѣ съ настоятельницей. На другой день тѣло его вынесено было въ соборный монастырскій храмъ. Здѣсь оно стояло до 30 марта. Въ оба эти дня храмъ ни на минуту не оставался пустымъ. Всѣ приходили поклониться праху почившаго іерея, помолиться у самаго гроба его за упокой души его. Всѣ глубоко сожалѣли объ этой невозвратимой безвременной утратѣ.
Почившій о. Іаковъ Ѳеодоровичъ Фриновскій— сынъ сельскаго священника, началъ свою дѣятельность учителемъ земской школы въ селѣ Ѳедоровкѣ, Пензенскаго уѣзда и затѣмъ былъ псаломщикомъ въ с. Порошинѣ, Н.-Ломовскаго уѣзда, діакономъ въ Керенскомъ Тихвинскомъ женскомъ монастырѣ, священникомъ въ с. Бѣлыцинѣ. Чембарскаго уѣзда и наконецъ въ Троицкомъ Краснослободскомъ женскомъ монастырѣ. Покойный о. Іаковъ умеръ на 46 году жизни оставивъ по себѣ жену съ восемью несовершениолѣтними дѣтьми.
Почившій о. Іаковъ, прослуживъ въ Троицкомъ женскомъ монастырѣ болѣе 15 лѣтъ, пріобрѣлъ всеобщее уваженіе не только въ своей обители, но и за предѣлами ея — во всемъ обширномъ благочинническомъ округѣ Краснослободскаго уѣзда. Онъ былъ живымъ и неустаннымъ труженникомъ. Службу Божію всегда совершалъ въ высокой степени благоговѣйно и торжественно, въ полнотѣ и безъ поспѣшности, что превлекало массу богомольцевъ. Ни житейской хитрости, ни тонкой изворотливости въ покойномъ не было. Ему не мало приходилось переживать скорби и непріятности, но онъ не помнилъ зла и удалялся отъ распрей. Любовь къ ближнимъ и покорность волѣ Божіей были его руководители какъ въ своихъ собственныхъ дѣлахъ, такъ и въ тѣхъ совѣтахъ, какіе онъ давалъ. Для полученія облегченія въ скорбяхъ почившій о. Іаковъ совѣтовалъ чаще обращаться къ преподобному отцу Серафиму, Саровскому Чудотворцу. Покойный особенно чтилъ намять названаго Святаго, говоря, что онъ неоднократно помогалъ ему въ трудныхъ житейскихъ обстоятельствахъ. И духовные дѣти цѣнили о. Іакова и дорожили его совѣтами. Не напрасно безпрестанно слышится теперь въ обители: „не будетъ уже у насъ такого дорогого батюшки. Во время своего служенія въ обители покойный о. Іаковъ имѣлъ многочисленныхъ почитателей, друзей. Обладая представительной наружностью, онъ, при первомъ взглядѣ на него, невольно располагалъ къ себѣ. Случайно проѣзжавшіе чрезъ обитель высокопоставленныя лица, считали за удовольствіе познакомиться лично съ о. Іаковомъ. Однимъ изъ хорошихъ его знакомыхъ былъ издатель журнала „Кормчій”— священникъ С. С. Ляпидевскій, который не иначе называлъ о. Іакова въ своихъ письмахъ къ нему, какъ симпатичный батюшка", и въ знакъ уваженія къ почившему высылалъ ему безплатно журналъ.
30 марта заупокойную литургію и отпѣваніе о. Іакова совершали девять священниковъ во главѣ съ духовникомъ покойнаго— священникомъ о. Законовымъ, сказавшимъ во время литургіи прочувствованное слово, направленное къ утѣшенію сиротъ. Во время отпѣванія и при произнесеніи четырьмя іереями надгробныхъ теплыхъ рѣчей нѣсколько разъ поднимался въ церкви сильный плачъ, наполняя своды храма раздирающими душу рыданіями сиротъ, плакали и участвовавшіе при погребеніи священнослужители. Несмотря на неблагопріятную погоду, народу при похоронахъ было очень много. Всѣмъ хотѣлось взглянуть послѣдній разъ на примѣрнаго пастыря, такъ недавно приносившаго горячія молитвы въ этомъ самомъ храмѣ; всѣ спѣшили дать послѣднее цѣлованіе тому, кто словомъ и примѣромъ училъ любви, терпѣнію и умѣнью прощать... ,,Прощай, нашъ добрый духовный отецъ," слышалось въ храмѣ, при чемъ и здѣсь многіе плакали.
Настоятельница монастыря игуменія Ѳеоктиста и многія изъ сестеръ обители, желая почтить память усопшаго духовнаго своего отца,— изъявили желаніе поставить ему памятникъ.
Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1898 году.
Въ теченіе 1898 года изъ пастырей Пензенской епархіи скончались 3 протоіерея и 13 іереевъ, именно:
1) 13-го января, свящ. Владимірской церкви г. Краснослободска Александръ Степановичъ Тарховъ, дьяческій сынъ, 45 лѣтъ. По окончаніи дух. семинаріи съ званіемъ студента въ 1875 году, покойный опредѣіенъ былъ на должность учителя греческаго языка въ Краснослободское дух. училище и состоялъ на этой должности 5 лѣтъ; въ 1877 году онъ принялъ священный санъ съ опредѣленіемъ ва священническое мѣсто къ Благовѣщенской церкви г. Краснослободска; въ 1883 году о. Тарховъ перемѣщенъ былъ къ Владимірской церкви того же города,— при которой и служилъ до конца жизни. Покойный имѣлъ награды: набедренникъ, скуфью и камилавку. Скончался послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни, оставивъ послѣ себя двухъ дочерей,— изъ коихъ старшая имѣетъ званіе учительницы народнаго училища,— и сына,обучающагося въ дух. семинаріи.
Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1898 году.
Въ теченіе 1898 года изъ пастырей Пензенской епархіи скончались 3 протоіерея и 13 іереевъ, именно:
2) 16 января, свящ. с. Вороны, Краснослоб. у., Ѳеодоръ Петровичъ Николаевскій , сынъ священника, 67 лѣтъ. По окончаніи семинарскаго курса въ 1853 году, рукоположенъ былъ во священника къ церкви с. Хитрова Инсар. у., а въ 1862 году перемѣщенъ въ с. Ворону. Имѣлъ набедренникъ, скуфью, камилавку, наперсные кресты— наградной и въ память войны 1853 — 1856 годовъ. Семью покойнаго составляютъ 4 сына, и 1 дочь; изъ сыновей старшій состоитъ на граждан, службѣ, второй— священникомъ, третій въ моиашествѣ, младшій обучается въ д. семинаріи; сестра же ихъ— въ замужествѣ за священникомъ
В мартѣ сего года скончался на 62 г. своей жизни священникъ села Аксела, Краснослободскаго уѣзда, А. П. Любимовъ. Считаемъ не лишнимъ почтить память покойнаго нѣсколькими словами о его личности и дѣятельности. Не многосложно curriclluin vitae покойнаго, какъ и почти всякаго сельскаго пастыря Церкви. Окончивъ курсъ наукъ въ Пензенской духовной семинаріи въ 1856 г., по первому разряду, покойный 23 іюля того же года поступилъ въ Краснослободское духовное училище младшимъ учителемъ чтенія, церковнаго пѣнія, краткаго катихизиса и чистописанія въ низшемъ отдѣленіи. Въ 1860 г. онъ былъ назцаченъ старшимъ учителемъ ариѳметики, географіи и славянской грамматики въ томъ же училищѣ и вмѣстѣ съ симъ на него возложена должность помощника инспектора. Въ 1864 г. онъ уволился изъ училищнаго вѣдомства и 24 января этого года былъ рукоположенъ во священника въ село Елань, Пензенскаго уѣзда, на младшее мѣсто, а въ 1867 г., апрѣля 24, былъ переведенъ на мѣсто старшаго священника въ село Акселъ, гдѣ и служилъ до конца жизни.
Такимъ образомъ о. Любимовъ почти 40 лѣтъ трудился на поприщѣ духовнаго образованія и просвѣщенія народа на пользу Церкви и отечества. Не велико, повидимому, поле дѣятельности сельскаго пастыря Церкви; мало замѣтны и плоды этой дѣятельности. Каждый пастырь тихо и скромно трудится на этомъ полѣ, такъ или иначе выполняетъ возложенную на него Богомъ и людьми обязанность. Но не безразлично для дѣла, какъ исполняется эта обязанность. Что именно достойно доброй памяти и уваженія въ дѣятельности о. Любимова, это— то, что всякое дѣло онъ дѣлалъ съ охотою, съ искреннею любовью; съ рѣдкимъ безкорыстіемъ, съ примѣрнымъ усердіемъ и тщательностью. Онъ зналъ, что только при этихъ условіяхъ всякая дѣятельность можетъ быть полезна и плодотворна. Въ училищѣ онъ заявилъ себя опытнымъ и прилежнымъ наставникомъ и оставилъ по себѣ добрую память, которая съ теченіемъ времени сообщилась мѣстному духовенству. Послѣднее, чрезъ нѣсколько лѣтъ по выходѣ его изъ училища, пожелало избрать его членомъ училищнаго правленія. Выборъ палъ не случайно. Дальность разстоянія села Аксела отъ училища (не менѣе 30 в.) дѣлала неудобнымъ этотъ выборъ. Однако о. Любимовъ былъ избранъ и это объясняется желаніемъ духовенства во что бы то ни стало привлечь его къ дѣлу управленія училищемъ, какъ человѣка честнаго, дѣятельнаго и вообще полезнаго. Должно сказать, что обученіе дѣтей было любимымъ дѣломъ покойнаго во всю жизнь. Поступивъ священникомъ въ село Елань, онъ тотчасъ изъявилъ желаніе безмездно учить въ приходскомъ училищѣ приходскихъ дѣтей, за что и было объявлено ему одобреніе Епархіальнаго Начальства. Когда перешелъ онъ на новое мѣсто въ село Акселъ, здѣсь школы, можно сказать, еще не существовало. Лишь только одну зиму или двѣ нѣсколько мальчиковъ собирались въ тѣсной избѣ какого-то крестьянина и обучались грамотѣ мѣстнымъ діакономъ. О. Любимовъ, со свойственною ему любовью, принялъ на себя попеченіе о благоустройствѣ школы. Онъ отвелъ помѣщеніе для учениковъ въ своемъ собственномъ домѣ и все дѣло обученія возложилъ на себя. Хотя этимъ онъ стѣснилъ и себя и домашнихъ, однако постоянно убѣждалъ прихожанъ присылать къ нему дѣтей для ученія.
Такъ продолжалось дѣло четыре или пять лѣтъ. Затѣмъ, собравшись съ средствами, отказывая себѣ во многомъ необходимомъ, онъ выстроилъ на церковной землѣ на свои собственныя средства довольно помѣстительное деревянное строеніе, которое и предложилъ обществу сдавать подъ школу по добровольной платѣ. Общество не только съ охотою, но и съ благодарностью согласилось на это безкорыстное предложеніе. Въ этомъ строеніи, пріобрѣтенномъ потомъ земствомъ въ собственность, училище помѣщается и донынѣ, хотя давно бы пора земству і выстроить повое зданіе, болѣе соотвѣтствующее и средствамъ села и количеству учащихся. Учительствовалъ покойный въ этой школѣ до 1875 г., а въ августѣ этого года, по слабости здоровья и по домашнимъ обстоятельствамъ, отказался отъ учительства, оставаясь, однакожъ, законоучителемъ до самой смерти. Съ самаго начала поступленія въ село Акселъ о. Любимовъ неусыпно заботился о благоустройствѣ и украшеніи сельскаго храма. Храмъ былъ построенъ въ 1821 г. и, какъ большинство древнихъ сельскихъ храмовъ, былъ и теменъ, и сыръ, и, главное, тѣсенъ, и бѣденъ убранствомъ. Между тѣмъ село Акселъ, хотя и не принадлежитъ къ разряду весьма большихъ и богатыхъ селъ, но все таки довольно значительное большинство прихожанъ живетъ въ достаткѣ» О. Любимовъ видѣлъ, что такому селу прилично имѣть храмъ и болѣе пространный и богато украшенный. Нужно сказать, что онъ съ первыхъ дней своего священства въ Акселѣ пріобрѣлъ громадное вліяніе на прихожанъ: изъ уваженія къ его личности послѣдніе всегда съ готовностью откликались на его слово, какъ одинъ человѣкъ. И вотъ въ 15-20 лѣтъ храмъ былъ и перестроенъ, и обновленъ, и весьма прилично украшенъ. Прежде всего въ холодной (настоящей) церкви былъ устроенъ новый иконостасъ, въ нѣсколько ярусовъ (до купола), съ прекрасной живописью и отдѣлкой. Этотъ иконостасъ былъ освященъ 8 сентября 1869 г. Затѣм въ 1876 г. была произведена капитальная перестройка: придѣльный храмъ былъ сломанъ и построенъ вновь съ расширеніемъ во всѣ стороны. Два иконостаса въ придѣльномъ храмѣ такж е сдѣланы вновь: одинъ освященъ въ 1883 г., а другой—въ 1885 г. Кромѣ того перестроенъ ходъ на колокольню и, наконецъ, устроена вокругъ церкви массивная ограда, состоящая изъ каменной стѣны съ чугунной на ней рѣшоткою, съ башенками по угламъ, съ тремя желѣзными рѣшетчатыми воротами и двумя при каждыхъ воротахъ таковыми же калитками.
Къ исполненію прямыхъ пастырскихъ обязапобтей о. Любимовъ относился весьма ревностно. Главною, существенною обязанностью своею онъ поставлялъ частое проповѣданіе слова Божія и былъ хорошимъ проповѣдникомъ. Проповѣди его отличались замѣчательною задушевностію, горячею теплотою чувства и производили на слушателей глубокое впечатлѣніе. Въ нерѣдкихъ случаяхъ, напр. въ дни народныхъ бѣдствій, проповѣди его слушались съ чрезвычайнымъ умиленіемъ и со слезами на глазахъ почти у всѣхъ.
Мѣстная жизнь духовенства не оставляла покойнаго въ сторонѣ, хотя слабость здоровья не дозволяла ему принимать широкаго участія въ этой жизни. Въ 1870 г. онъ былъ опредѣленъ членомъ благочинническаго совѣта и состоялъ на этой должности до конца своей жизни, исключая 1880 — 1881 гг., въ теченіи коихъ состоялъ кандидатомъ на члена. Въ 1876 г . онъ былъ избранъ на 3 года членомъ правленія Краснослободскаго духовнаго училища, но за отдаленностью мѣстожительства и, главнымъ образомъ, по слабости здоровья, принужденъ былъ отказаться отъ этой должности и въ январѣ 1879 г. уволенъ съѣздомъ духовенства съ благодарностью за полезную службу. Въ томъ же 1876 г. онъ былъ избранъ мѣстнымъ духовенствомъ и утвержденъ Епархіальнымъ Начальствомъ цензоромъ проповѣдей, на каковой должности Состоялъ до конца жизни. Въ 1883 г., 26 октября, онъ былъ назначенъ исправляющимъ должность благочиннаго, но отъ этой должности, вслѣдствіе его прошенія, по крайней слабости здоровья былъ освобожденъ въ декабрѣ того же года. Наконецъ, въ 1891 году былъ утвержденъ слѣдователемъ по благочинническому округу, на каковой должности состоялъ до конца жизни.
Многолѣтняя, многотрудная дѣятельность покойнаго не оставалась незамѣчаемою подлежащимъ начальствомъ. Прекрасной иллюстраціей этому можетъ служить длинный рядъ разныхъ благодарностей и наградъ, которыми, такъ сказать, испещренъ формулярный списокъ о службѣ покойваго. Начиная с ъ 1864 г. онъ 13 разъ получал благодарность или цризнательностъ Епархіальнаго Начальства и архипастырское благословеніе за ревностное проповѣданіе слова Божія и за разные труды по церкви; 3 разра нолучилъ благословеніе Святѣйшаго Синода за отличноусердную службу; 3 раза— искреннюю благодарность Пензенскаго Губернскаго училищнаго Совѣта и одинъ раз— Краснослободскаго уѣзднаго училищнаго совѣта за труды на пользу народнаго образованія. Въ 1879 г. онъ получилъ благодарность отъ мѣстнаго духовенства за полезное прохожденіе въ теченіе почти трехъ лѣтъ должности члена правленія духовнаго училища. Начиная съ 1885 г. за труды на пользу народнаго образованія, онъ получалъ почти ежегодно отъ подлежащаго начальства денежную награду (около 20 р. за годъ). Покойный имѣлъ наперсный крестъ и орденъ св. Анны 3 степени.
О. Любимовъ былъ человѣкомъ высокой нравственности. Честность, справедливость, правдивость, безкорыстіе, неподкупность, незлобіе, доброта— эти качества совмѣщены были въ немъ въ высшей степени. Онъ никогда никому не сдѣлалъ въ жизни зла; никогда ни къ кому не только не питалъ злобы или ненависти, но даже не выраж алъ и простого неудовольствія по поводу той или другой нанесенной ему обиды. Это была незлобивая, всепрощающая душа. Сердечная доброта покойнаго была удивительна. Бѣдному, несчастному онъ готовъ былъ помочь чѣмъ угодно, отдать, по Евангелію, и нижнюю одежду. Всѣ прихожане считали его своимъ благодѣтелемъ. Въ точеніе своей жизни онъ былъ опекуномъ надъ нѣсколькими семействами — сиротами. Много вдовъ и сиротъ помянутъ его добрымъ словомъ за то, что онъ защищалъ ихъ от тех или иныхъ притѣсненій и обидъ. Но самая возвышенная, самая свѣтлая черта въ душѣ покойнаго— это постоянная религіозная настроенность и твердая, непоколебимая вѣра и надежда не промьіслъ Божій. Во всѣхъ несчастіяхъ, всегда и всѣмъ покойный говорилъ: „все Богъ“, и „что дѣлается, то дѣлаетъ Богъ къ лучшему”. Въ немъ никогда не могло быть и тѣни ропота на Бога. Вѣра покойнаго въ промыслъ Божій не оставалась тщетною. Благословеніе Божіе видимо почивало на немъ и его семьѣ. Лѣтъ 12-ть назадъ покойный былъ продолжительно и тяжело боленъ. Всѣ средства лѣченія были истощены. Врачи признали положеніе больного безнадежнымъ. Но, ко всеобщему удивленію и несказанной радости семейныхъ, больной выздоровѣлъ. Вся семья и прежде всѣхъ, конечно, покойный не усумнились признать въ этомъ явный знакъ милости къ нимъ Божіей. Покойный былъ вообще крайне слабаго здоровья. Онъ всегда казался больнымъ, усталымъ, изможденнымъ. Его слабый, худой организмъ былъ крайне чувствителенъ къ простудѣ и покойный постоянно долженъ былъ принимать и принималъ всякія мѣры предосторожности, чтобы не заболѣд'щ Всегда казалось, что онъ жилъ и работалъ, что называется, черезъ силу, работалъ энергично, неустанно. Такая многолѣтняя и многотрудная жизнь покойнаго была особеннымъ дѣломъ Десницы Божіей, благословлявшей твердую вѣру покойнаго въ промыслъ Божій, да исполнятся на немъ слова апостола Павла: сила Б о ж ія въ немощи совертш ается (2 Кор. 12, 9).
Не будемъ говорить, что о. Любимовъ сошелъ въ могцлу, оплакиваемый весьма и весьма многими, не только родными, и знакомыми, но и буквально всѣми прихожанами. Въ этомъ отношеніи укажемъ только, что причтъ, ходившій на св. Пасху по приходу съ молебнами, долженъ бытъ чуть не въ каждой избѣ служить послѣ молебна и панихиду о покойномъ... Да упокоитъ Господь въ селеніяхъ Своихъ праведныхъ душу почившаго добраго пастыря.