На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Памяти пастырей Пензенской епархіи, скончавшихся въ 1898 году.
Въ теченіе 1898 года изъ пастырей Пензенской епархіи скончались 3 протоіерея и 13 іереевъ, именно:
2) 16 января, свящ. с. Вороны, Краснослоб. у., Ѳеодоръ Петровичъ Николаевскій , сынъ священника, 67 лѣтъ. По окончаніи семинарскаго курса въ 1853 году, рукоположенъ былъ во священника къ церкви с. Хитрова Инсар. у., а въ 1862 году перемѣщенъ въ с. Ворону. Имѣлъ набедренникъ, скуфью, камилавку, наперсные кресты— наградной и въ память войны 1853 — 1856 годовъ. Семью покойнаго составляютъ 4 сына, и 1 дочь; изъ сыновей старшій состоитъ на граждан, службѣ, второй— священникомъ, третій въ моиашествѣ, младшій обучается въ д. семинаріи; сестра же ихъ— въ замужествѣ за священникомъ
В мартѣ сего года скончался на 62 г. своей жизни священникъ села Аксела, Краснослободскаго уѣзда, А. П. Любимовъ. Считаемъ не лишнимъ почтить память покойнаго нѣсколькими словами о его личности и дѣятельности. Не многосложно curriclluin vitae покойнаго, какъ и почти всякаго сельскаго пастыря Церкви. Окончивъ курсъ наукъ въ Пензенской духовной семинаріи въ 1856 г., по первому разряду, покойный 23 іюля того же года поступилъ въ Краснослободское духовное училище младшимъ учителемъ чтенія, церковнаго пѣнія, краткаго катихизиса и чистописанія въ низшемъ отдѣленіи. Въ 1860 г. онъ былъ назцаченъ старшимъ учителемъ ариѳметики, географіи и славянской грамматики въ томъ же училищѣ и вмѣстѣ съ симъ на него возложена должность помощника инспектора. Въ 1864 г. онъ уволился изъ училищнаго вѣдомства и 24 января этого года былъ рукоположенъ во священника въ село Елань, Пензенскаго уѣзда, на младшее мѣсто, а въ 1867 г., апрѣля 24, былъ переведенъ на мѣсто старшаго священника въ село Акселъ, гдѣ и служилъ до конца жизни.
Такимъ образомъ о. Любимовъ почти 40 лѣтъ трудился на поприщѣ духовнаго образованія и просвѣщенія народа на пользу Церкви и отечества. Не велико, повидимому, поле дѣятельности сельскаго пастыря Церкви; мало замѣтны и плоды этой дѣятельности. Каждый пастырь тихо и скромно трудится на этомъ полѣ, такъ или иначе выполняетъ возложенную на него Богомъ и людьми обязанность. Но не безразлично для дѣла, какъ исполняется эта обязанность. Что именно достойно доброй памяти и уваженія въ дѣятельности о. Любимова, это— то, что всякое дѣло онъ дѣлалъ съ охотою, съ искреннею любовью; съ рѣдкимъ безкорыстіемъ, съ примѣрнымъ усердіемъ и тщательностью. Онъ зналъ, что только при этихъ условіяхъ всякая дѣятельность можетъ быть полезна и плодотворна. Въ училищѣ онъ заявилъ себя опытнымъ и прилежнымъ наставникомъ и оставилъ по себѣ добрую память, которая съ теченіемъ времени сообщилась мѣстному духовенству. Послѣднее, чрезъ нѣсколько лѣтъ по выходѣ его изъ училища, пожелало избрать его членомъ училищнаго правленія. Выборъ палъ не случайно. Дальность разстоянія села Аксела отъ училища (не менѣе 30 в.) дѣлала неудобнымъ этотъ выборъ. Однако о. Любимовъ былъ избранъ и это объясняется желаніемъ духовенства во что бы то ни стало привлечь его къ дѣлу управленія училищемъ, какъ человѣка честнаго, дѣятельнаго и вообще полезнаго. Должно сказать, что обученіе дѣтей было любимымъ дѣломъ покойнаго во всю жизнь. Поступивъ священникомъ въ село Елань, онъ тотчасъ изъявилъ желаніе безмездно учить въ приходскомъ училищѣ приходскихъ дѣтей, за что и было объявлено ему одобреніе Епархіальнаго Начальства. Когда перешелъ онъ на новое мѣсто въ село Акселъ, здѣсь школы, можно сказать, еще не существовало. Лишь только одну зиму или двѣ нѣсколько мальчиковъ собирались въ тѣсной избѣ какого-то крестьянина и обучались грамотѣ мѣстнымъ діакономъ. О. Любимовъ, со свойственною ему любовью, принялъ на себя попеченіе о благоустройствѣ школы. Онъ отвелъ помѣщеніе для учениковъ въ своемъ собственномъ домѣ и все дѣло обученія возложилъ на себя. Хотя этимъ онъ стѣснилъ и себя и домашнихъ, однако постоянно убѣждалъ прихожанъ присылать къ нему дѣтей для ученія.
Такъ продолжалось дѣло четыре или пять лѣтъ. Затѣмъ, собравшись съ средствами, отказывая себѣ во многомъ необходимомъ, онъ выстроилъ на церковной землѣ на свои собственныя средства довольно помѣстительное деревянное строеніе, которое и предложилъ обществу сдавать подъ школу по добровольной платѣ. Общество не только съ охотою, но и съ благодарностью согласилось на это безкорыстное предложеніе. Въ этомъ строеніи, пріобрѣтенномъ потомъ земствомъ въ собственность, училище помѣщается и донынѣ, хотя давно бы пора земству і выстроить повое зданіе, болѣе соотвѣтствующее и средствамъ села и количеству учащихся. Учительствовалъ покойный въ этой школѣ до 1875 г., а въ августѣ этого года, по слабости здоровья и по домашнимъ обстоятельствамъ, отказался отъ учительства, оставаясь, однакожъ, законоучителемъ до самой смерти. Съ самаго начала поступленія въ село Акселъ о. Любимовъ неусыпно заботился о благоустройствѣ и украшеніи сельскаго храма. Храмъ былъ построенъ въ 1821 г. и, какъ большинство древнихъ сельскихъ храмовъ, былъ и теменъ, и сыръ, и, главное, тѣсенъ, и бѣденъ убранствомъ. Между тѣмъ село Акселъ, хотя и не принадлежитъ къ разряду весьма большихъ и богатыхъ селъ, но все таки довольно значительное большинство прихожанъ живетъ въ достаткѣ» О. Любимовъ видѣлъ, что такому селу прилично имѣть храмъ и болѣе пространный и богато украшенный. Нужно сказать, что онъ съ первыхъ дней своего священства въ Акселѣ пріобрѣлъ громадное вліяніе на прихожанъ: изъ уваженія къ его личности послѣдніе всегда съ готовностью откликались на его слово, какъ одинъ человѣкъ. И вотъ въ 15-20 лѣтъ храмъ былъ и перестроенъ, и обновленъ, и весьма прилично украшенъ. Прежде всего въ холодной (настоящей) церкви былъ устроенъ новый иконостасъ, въ нѣсколько ярусовъ (до купола), съ прекрасной живописью и отдѣлкой. Этотъ иконостасъ былъ освященъ 8 сентября 1869 г. Затѣм въ 1876 г. была произведена капитальная перестройка: придѣльный храмъ былъ сломанъ и построенъ вновь съ расширеніемъ во всѣ стороны. Два иконостаса въ придѣльномъ храмѣ такж е сдѣланы вновь: одинъ освященъ въ 1883 г., а другой—въ 1885 г. Кромѣ того перестроенъ ходъ на колокольню и, наконецъ, устроена вокругъ церкви массивная ограда, состоящая изъ каменной стѣны съ чугунной на ней рѣшоткою, съ башенками по угламъ, съ тремя желѣзными рѣшетчатыми воротами и двумя при каждыхъ воротахъ таковыми же калитками.
Къ исполненію прямыхъ пастырскихъ обязапобтей о. Любимовъ относился весьма ревностно. Главною, существенною обязанностью своею онъ поставлялъ частое проповѣданіе слова Божія и былъ хорошимъ проповѣдникомъ. Проповѣди его отличались замѣчательною задушевностію, горячею теплотою чувства и производили на слушателей глубокое впечатлѣніе. Въ нерѣдкихъ случаяхъ, напр. въ дни народныхъ бѣдствій, проповѣди его слушались съ чрезвычайнымъ умиленіемъ и со слезами на глазахъ почти у всѣхъ.
Мѣстная жизнь духовенства не оставляла покойнаго въ сторонѣ, хотя слабость здоровья не дозволяла ему принимать широкаго участія въ этой жизни. Въ 1870 г. онъ былъ опредѣленъ членомъ благочинническаго совѣта и состоялъ на этой должности до конца своей жизни, исключая 1880 — 1881 гг., въ теченіи коихъ состоялъ кандидатомъ на члена. Въ 1876 г . онъ былъ избранъ на 3 года членомъ правленія Краснослободскаго духовнаго училища, но за отдаленностью мѣстожительства и, главнымъ образомъ, по слабости здоровья, принужденъ былъ отказаться отъ этой должности и въ январѣ 1879 г. уволенъ съѣздомъ духовенства съ благодарностью за полезную службу. Въ томъ же 1876 г. онъ былъ избранъ мѣстнымъ духовенствомъ и утвержденъ Епархіальнымъ Начальствомъ цензоромъ проповѣдей, на каковой должности Состоялъ до конца жизни. Въ 1883 г., 26 октября, онъ былъ назначенъ исправляющимъ должность благочиннаго, но отъ этой должности, вслѣдствіе его прошенія, по крайней слабости здоровья былъ освобожденъ въ декабрѣ того же года. Наконецъ, въ 1891 году былъ утвержденъ слѣдователемъ по благочинническому округу, на каковой должности состоялъ до конца жизни.
Многолѣтняя, многотрудная дѣятельность покойнаго не оставалась незамѣчаемою подлежащимъ начальствомъ. Прекрасной иллюстраціей этому можетъ служить длинный рядъ разныхъ благодарностей и наградъ, которыми, такъ сказать, испещренъ формулярный списокъ о службѣ покойваго. Начиная с ъ 1864 г. онъ 13 разъ получал благодарность или цризнательностъ Епархіальнаго Начальства и архипастырское благословеніе за ревностное проповѣданіе слова Божія и за разные труды по церкви; 3 разра нолучилъ благословеніе Святѣйшаго Синода за отличноусердную службу; 3 раза— искреннюю благодарность Пензенскаго Губернскаго училищнаго Совѣта и одинъ раз— Краснослободскаго уѣзднаго училищнаго совѣта за труды на пользу народнаго образованія. Въ 1879 г. онъ получилъ благодарность отъ мѣстнаго духовенства за полезное прохожденіе въ теченіе почти трехъ лѣтъ должности члена правленія духовнаго училища. Начиная съ 1885 г. за труды на пользу народнаго образованія, онъ получалъ почти ежегодно отъ подлежащаго начальства денежную награду (около 20 р. за годъ). Покойный имѣлъ наперсный крестъ и орденъ св. Анны 3 степени.
О. Любимовъ былъ человѣкомъ высокой нравственности. Честность, справедливость, правдивость, безкорыстіе, неподкупность, незлобіе, доброта— эти качества совмѣщены были въ немъ въ высшей степени. Онъ никогда никому не сдѣлалъ въ жизни зла; никогда ни къ кому не только не питалъ злобы или ненависти, но даже не выраж алъ и простого неудовольствія по поводу той или другой нанесенной ему обиды. Это была незлобивая, всепрощающая душа. Сердечная доброта покойнаго была удивительна. Бѣдному, несчастному онъ готовъ былъ помочь чѣмъ угодно, отдать, по Евангелію, и нижнюю одежду. Всѣ прихожане считали его своимъ благодѣтелемъ. Въ точеніе своей жизни онъ былъ опекуномъ надъ нѣсколькими семействами — сиротами. Много вдовъ и сиротъ помянутъ его добрымъ словомъ за то, что онъ защищалъ ихъ от тех или иныхъ притѣсненій и обидъ. Но самая возвышенная, самая свѣтлая черта въ душѣ покойнаго— это постоянная религіозная настроенность и твердая, непоколебимая вѣра и надежда не промьіслъ Божій. Во всѣхъ несчастіяхъ, всегда и всѣмъ покойный говорилъ: „все Богъ“, и „что дѣлается, то дѣлаетъ Богъ къ лучшему”. Въ немъ никогда не могло быть и тѣни ропота на Бога. Вѣра покойнаго въ промыслъ Божій не оставалась тщетною. Благословеніе Божіе видимо почивало на немъ и его семьѣ. Лѣтъ 12-ть назадъ покойный былъ продолжительно и тяжело боленъ. Всѣ средства лѣченія были истощены. Врачи признали положеніе больного безнадежнымъ. Но, ко всеобщему удивленію и несказанной радости семейныхъ, больной выздоровѣлъ. Вся семья и прежде всѣхъ, конечно, покойный не усумнились признать въ этомъ явный знакъ милости къ нимъ Божіей. Покойный былъ вообще крайне слабаго здоровья. Онъ всегда казался больнымъ, усталымъ, изможденнымъ. Его слабый, худой организмъ былъ крайне чувствителенъ къ простудѣ и покойный постоянно долженъ былъ принимать и принималъ всякія мѣры предосторожности, чтобы не заболѣд'щ Всегда казалось, что онъ жилъ и работалъ, что называется, черезъ силу, работалъ энергично, неустанно. Такая многолѣтняя и многотрудная жизнь покойнаго была особеннымъ дѣломъ Десницы Божіей, благословлявшей твердую вѣру покойнаго въ промыслъ Божій, да исполнятся на немъ слова апостола Павла: сила Б о ж ія въ немощи совертш ается (2 Кор. 12, 9).
Не будемъ говорить, что о. Любимовъ сошелъ въ могцлу, оплакиваемый весьма и весьма многими, не только родными, и знакомыми, но и буквально всѣми прихожанами. Въ этомъ отношеніи укажемъ только, что причтъ, ходившій на св. Пасху по приходу съ молебнами, долженъ бытъ чуть не въ каждой избѣ служить послѣ молебна и панихиду о покойномъ... Да упокоитъ Господь въ селеніяхъ Своихъ праведныхъ душу почившаго добраго пастыря.
10) 2-го апрѣля Андрей Васильевичъ Европейцев, священническій сынъ, 44 лѣтъ; окончилъ курсъ семинаріи въ 1872 г. студентомъ. Въ 1878 г. рукоположенъ во священника къ церкви с. Татарской Лаки, Керенскаго уѣзда; въ 1883 г. перемѣщенъ въ с. Малый Азясь, Краспослободскаго уезда, гдѣ и скончался послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни. Имѣл три паграды: набедренникъ, скуфью и камилавку Оставилъ по себѣ жену 33 лѣтъ и 2-хъ дочерей.
15 октября— заштатный священникъ села Селищъ, Краснослоб. у., Афанасій Алексѣевичъ Надеждинскій, сынъ пономаря, 82 лѣтъ. Окончивъ семинарію студентомъ, покойный въ 1834 году рукоположенъ былъ во священника къ Селищинской церкви, при которой прослужилъ свыше 55 лѣтъ. Въ теченіе своего долговременнаго и полезнаго служенія о. Надеждинскій получилъ награды: набедренникъ, скуфью, камилавку, наперсный крестъ и орденъ св. Владиміра 4-ой степени; имѣлъ также крестъ въ память войны 1853 — 1856 годовъ.
Семья о. Надеждинскаго состоитъ изъ сына— священника и двухъ дочерей.
Почившій 22 сего января на 81 году протоіерей соборной церкви гор. Краснослободска Петр Аѳанасьевич Архангельскій принадлежалъ к числу старейших, достойнейших и заслуженных представителен епархіальнаго духовенства 1). Он ввляется типичным представителем или точнее носителем идей и заветов стариннаго духовенства, воспитаннаго в суровой дореформенной школе и закаленнаго не менее суровой школой жизни. Присматриваясь к жизни почившаго, невольно поражаешься гармоническим сочетаніем в одной этой личности величайших христіанских добродетелей—веры, надежды и любви.
Вера почившаго была глубокая, вполне сознательная и чуждая яда скептицизма. Пред нами не аскет, не фанатик, даже не строгій подвижник, тем более не лицемер, а просто христіанин и пастырь, знающій цену своим религиозно-нравственным убежденіям и не изменяющій их ни под каким вліяніем. Во имя заветов церкви и евангелія почившій смело и резко обличал сознательное отступленіе, а тем более пренебреженіе обязанностями христіанина: теже заветы побуждали его убежденно и сердечно назидать и поучать тех, кои работали греху по немощи. Верой и детской преданностью промыслу он жил и убивал в зародыше все выпадавшія на его долю горечи жизни (смерть 4 взрослых детей, зятя и жены), все самообольщенія. Все дела почившаго ---- 1) Род. в 1825 г.; священником с 1850 г., протоіереем съ 1870 года; состоял учителем Н.-Ломовскаго дух. училища и членом правленія онаго (съ 1861 по 1870 г.), законоучителем Краснослоб. Город. училища и мужской прогимназіи, членом правленія Красносл. дух. училища с 1873 г., наблюдателем цер.-прих. школ (с 1884— 1894 г.) и предсѣдателем отдѣленія (съ 1886 г.), благочинным (с 1866 г.). Награды: орд. Анны III и II ст., Владиміра IV и III ст., палица. ---- (постройка на свои средства кладбищенской церкви, школы, пріобретеніе причтовых домовъ и проч.)—плод веры; вся его жизнь— неустанная борьба, направленная к тому, чтобы вера не оказалась мертвой, а чтобы она оправдалась в действительно добрых делахъ. А добрыя дѣла почившаго, коими оправдывается его вѣра (помимо указанныхъ) слѣдующія: милосердіе, кротость, долготерпѣніе, смиреніе.
Наилучшей характеристикой личности покойнаго и въ частности доказательствомъ его необычайнаго смиренія, как плода веры, служитъ следующее обращеніе покойнаго протоіерея к духовенству, пожелавшему в 1895 г. праздновать 25 летній юбилей его протоіерейства. ,,Услышавъ о предположеніи праздновать юбилей моего 25 летія протоіерейства въ гор. Краснослободскѣ, я решительно заявляю, что сего не желаю. Смиреніе предъ Богомъ есть мой девиз: гордым Бог противится, смиренным же даетъ благодать. Будетъ! довольно! Весь благочинническій округ (до 30 церквей) подносил мне крестъ в день моего 35 летія служенія въ священном сане в 1883 г. Теперь я себе состроил ,,юбилей“ на кладбище (разумеется кладбищенская церковь) и больше никакого не хочу. Не затевайте ничего! Я даже постараюсь в этот день уехать. Все прошло! все пропето! Молитва и могила— вот .мой юбилей! Вы, конечно, читаете въ газетах, что многіе старцы отказывались отъ юбилеевъ: такъ уважьте и мое отреченіе и по всему городу скажите, что я не желаю праздновать своего юбилея. Аминь“.
Наше время расшатанности религіозных верованій особенно должно быть признательно почившему, сумевшему провести в жизнь истинныя христіанскія начала— начала вечной Божьей правды. Почившій всегда и при всѣхъ обстоятельствах призывал свою паству къ вере, самой чисто-детской. Вместѣ с темъ его пламенно верѵющее сердце жило Всей полнотой христіанской надежды п упованія на милосердіе Божіе. Не себѣ только, но всѣмъ и каждому о. протоіерей неустанно твердилъ: „надѣйся на милость Божію, и все будетъ хорошо!" Но чаще всего почившій повторялъ заповѣдь Апостола любви: „любите другъ друга!“ Этот святой завет о. протоіерей положительно твердил и настойчиво напоминал особенно в техъ случаях, когда замечал ссору, вражду, зависть, взаимное недовольство. Вся его жизнь, частная и служебная, была одухотворена заповѣдью любви. Постоянно прислушиваясь к ея голосу, почившій действительно любил всех и каждаго, примирял враждующих, прощал зло, не помнил обид, снисходилъ к порокам, слабостямъ. Все, имевшіе дело с почившим, какъ благочиннымъ, слѣдователемъ, предсѣдателемъ Отделенія, хорошо знаютъ, что онъ редко кого осуждалъ, судил и наказывал. Любовь заставляла почившаго быть не только милосердым, но и милостивым. Всякое горе, всякая нужда встрѣчали съ его стороны не только самое теплое сочувствіе и нравственную поддержку, но и посильную матеріальную помощь. Поистине почившій протоіерей былъ миротворец и милостивец; он носилъ в своем сердце завѣты евангельскихъ блаженствъ и уже здѣсь на землѣ получилъ за свои добродѣтели самую драгоцѣнную награду — всеобщую любовь и признательность.
Таким обр. почившій о. протоіерей воплотил в своей жизни самыя высокія евангельскія добродѣтели: он имелъ веру непостыдную, любовь нелицемерну, надежду неизмѣвну. И за это Господь благословилъ его входы и исходы, дела, словеса и помышленія. Верим, что Милосердый и Праведный Судия воздаст своему верному рабу достойная и в вечной жизни!
Свящ. Н. С— въ.
Предполагаю, что некролог был написан священником Николаем Михайловичем Соколовым, долгие годы служившим вместе с почившим при Троицком соборе Краснослободска.
ПЕВ. 1914. №7. От ! апреля. Стр. 167. Часть оф. За смертію из списковъ исключены: священникъ церкви села Атемара, Саранскаго уѣзда, Арсеній Васильевскій, 10 марта; діаконъ села Пушкина, Саранскаго уѣзда, Евгеній Виноерадовъ, 2 марта.
ПЕВ. 1914. №8 от 16 апреля. Стр. 193. Часть оф. За смертію изъ списковъ исключены: священникъ Петропавловской церкви города Пензы Александръ Ильминскій, 21 марта; священникъ села Ѳедоровки, Пензенскаго уѣзда, Николай Яхонтовз, 18 марта: благочинный 1 округа Саранскаго уѣзда, протоіерей села Посопа, Саранскаго уѣзда, Іоаннъ Сатурновъ, 24 марта.
ПЕВ. 1914. №8 от 16 апреля. Стр. 356. Часть неоф.
(Некрологъ).
19 марта послѣ непродолжительной, но тяжкой болѣзни, скончался иа 73-мъ году отъ рожденія священникъ села Рябки Евѳимъ Петровичъ Горскій.
Стр. 358.
Священникъ АлександръВасильевичъ Ильминскій. (Некрологъ). 20 марта текущаго года скончался священникъ Пензенской Петропавловской церкви Александръ Васильевич Ильминский. Покойный происходил' изъ духовнаго званія,
ПЕВ. 1914. №11. Стр.476. Часть неоф. Священникъ Іоавннъ Космичъ Прудентввъ, (Некрологъ). 8-го мая с. г. послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни на 63-мъ году жизни скончался заштатный священникъ з. г. Шишкеева, Инсарскаго уѣзда, Іоаннъ Космичъ Прудентовъ. Окончивъ курсъ духовной семинаріи въ 1875-мъ году съ званіемъ студента, онъ поступилъ въКраснослободское духовное училище въ преподаватели приготовительнаго класса, надзирателя и одновременно занималъ въ училищѣ должность эконома. Черезъ 3 года онъ рукоположенъ въ санъ священника къ церкви села
ПЕВ. 1914. №15 от 1 августа. Стр. 633. Часть неоф.
Извѣстія и замѣтки.
О погребении священнослужителей в церковных оградах.
Св. Синодъ разрѣшилъ погребать тѣла умершихъ священнослужителей въ оградахъ сельскихъ церквей безъ предварительнаго полученія на то разрѣшенія епархіальной и гражданской власти, но съ тѣмъ, чтобы о каждомъ случаѣ погребенія мѣстные благочинные своевременно доводили до свѣдѣнія епархіальнаго архіерея.
Пензенские епархиальные ведомости.1887 год, выпуск № 8, стр. 4
Списокъ о числѣ умершихъ священно-церковнослужителей Пензенской епархіи за время отъ 1 го января 1885 г. по 1-е января 1886 г., съ показаніемъ званія, имени и фамиліи умершаго и мѣста его служенія, по числу которыхъ, согласно постановленію общеепархіальнаго съѣзда духовенства, отъ 17 декабря 1884 г., и Его Преосвященствомъ утвержденнаго, долженъ быть учиненъ сборъ съ причтовъ на священническихъ вдовъ по 30 к., а діаконскихъ и причетническихъ по 10 копѣекъ,
По Саранскому уезду:
Понамари: саранскаго Спасскаго собора И. Виноградскій и селъ: Ромоданова - Г. Снѣжницкій и Старыхъ-Турдакъ- С. Димитревскій.
Дьячки сел: Лады - М. Рождественскій и Ремезенок - Н. Бурсовъ.
Умершіе священно-церковно-служители, вдовы которыхъ исключены изъ списка о полученіи пособія отъ духовенства за время съ 1-го іюля 1883 г. по 1-е января 1885 г., но признанныя къ удовлетворенію онымъ по постановленію обще-епархіальнаго съѣзда духовенства, отъ 18 декабря 1886 г. за No 20, и Его Преосвященствомъ утвержденному:
Протоіерей г. Наровчата соборной ц. (благочинный) I. Бенедиктовъ. Священники саранскаго у.: с. Архангельскаго-Голицына Г. Никольскій и с. Посопа Илья Снѣгуревъ,