>> Ответ на
сообщение пользователя
Comrade78 от 24 января 2022 4:03
Военные храмы для Санкт-Петербурга имели большое значение . Основная часть военной элиты находилась здесь вместе с подразделениями гвардейского корпуса, общевойсковых полков. Военное и морское ведомство тоже находилось здесь.
Армейские храмы возводились, чаще всего, рядом с полковыми плацами и казармами.
Так и на Благовещенской площади ( многие помнят ее как Площадь Труда), появился Храм Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка ( архитектор К.А.Тон). Храм удачно дополнил доминанты Главного Адмиралтейства и Исаакиевского Собора . Он был расположен почти по оси Конногвардейского бульвара , завершая
череду расположенных на нем казарменных зданий. Здесь же, на Конногвардейском находится Манеж полка. Конюшни тоже рядышком - их здания сохранились на соседней улице Якубовича.
Основная концепция застройки полковых слобод сложилась ещё при Анне Иоанновне, которая и издала соответствующий Указ о строительстве гвардейских полковых слобод для размещения войск в Петербурге. Слобода включался в себя солдатские м офицерские дома, церковь, военный плац, цейхгауз, госпиталь, огороды, хозяйственные постройки. В полковые храмы переносились их походные церкви.Полковые храмы были не только местом богослужений, но и местом, куда помещались военные реликвии. В склепах производились захоронения знаменитых однополчан и их командиров. Полковые храмы по сути были памятниками военной славы России.
Конная гвардия была сформирована в 1731 году, а в 1733 году полк был переведен в Петербург. Вначале полк квартировал по обывательским домам Московской части и на Охте. Для богослужения гвардейцы направлялись в деревянную церковь Св.Иоанна Предтечи, находившуюся на участке, впоследствии занимаемом Таврическим Дворцом.
На отведённой полку территории в районе Шпалерной улицы, ограниченной Таврической улицей и Смольным монастырем, находились бывшие палаты сподвижника Петра I А.В. Кикина. В палатах Кикина и разместили изначально полковую церковь, освящение которой во имя Благовещения Божией Матери состоялось при Елизавете Петровне в 1743 году. Императрица жила в Смольном Дворце по соседству с Конным полком. В Кикиных палатах , которые специально надстроили куполом для этой цели, церковь располагалась до 1801 года, затем несколько раз переезжала, пока для нее не был построен отдельный храм по проекту архитектора Тона.
Благовещенский храм был заложен в июле 1844 в присутствии Николая I, на чьи средства он преимущественно и строился. Николай I денег на строительство храмов не жалел, внимательно обсуждая с зодчими из проекты, всегда следил за ходом строительства. Император хотел, чтобы у каждого гвардейского полка был свой храм.
Именно в его царствование возникли самые крупные полковые храмы, авторами которых были Василий Петрович Стасов и Константин Андреевич Тон.
К.А.Тон в своих постройках ориентировался на возрождение русского православного храмостроительства допетровского времени . В его проектах два типа
Соборных храмов - пятиглавый и пятишатровый ( именно такой была церковь Благовещения).Строительство храма было завершено в 1849 году. В архитектуре храма сочетались древнерусские и классические формы, как к примеру, строгий треугольный фронтон и килевидные кокошники у основания шатра, сдвоенные полуколонны на пьедесталах и причудливые наличники в духе 17 века.
Внутри были не только колонны и пилястры из искусственного мрамора ( тогда это был очень дорогой материал, он также использовался, к примеру, при строительстве дворца для дочери Николая I, о котором я уже упоминала в других постах, т.е. Мариинского дворца), лепные барельефы, но и бронзовые доски с именами павших офицеров, полковые знамёна и штандарты, в витринах хранились мундиры императоров- шефов. С восточной стороны Конногвардейского бульвара, той, что ближе к Исаакию, в 1840 году были установлены две скульптуры Славы в честь боевых заслуг лейб- гвардии Конного полка . Отлитые в Берлине скульптуры были подарены Николаю I прусским королем. Кто бы тогда подумал, что со стороны Берлина через 100 лет покатится на мир такая лавина агрессии.
Скульптуры Славы стоят и сейчас ( они теряются на фоне листвы деревьев бульвара, поэтому запросто можно пройти мимо), однако церкви не стало в 1929 году. Склеп и подклет не сохранились , так как позднее был построен подземный переход на площади Труда.




Мы тоже ходили на берег залива, но в центральной части Стрельны))
Что касается Путиловский церкви, то несмотря на свой разобранный вид она все равно очень колоритна и это понимаешь, когда заходишь вовнутрь.