♛ Загадочная тема
Для тех, кто знает много старинных загадок или изречений в форме загадок
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
13 апреля 14:46 13 апреля 14:48 Загадки - древнейший фольклорный жанр, в том числе и в славянской культуре. Этот жанр сохранил довольно значительный пласт общего наследия праславянской и обще индоевропейской культуры. Загадкам приписывался некий таинственный смысл, а в народных эпосах - мотив "божьего суда", если отгадаешь, то исполнятся желания и будешь освобожден от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках - часть эпоса многих народов. Этот мотив перешел и книжную литературу, он встречается в произведениях всех веков и народов: в индийской поэзии (Махабхарата и Рамаяна), в «Эдде»(скандинавский эпос) , в «Калевале» ( карело-финский поэтический эпос) . | | Лайк (2) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
17 апреля 12:28 ozerskaya написал: [q] Сидит кий на киях, на двенадцати городах, Кличет сына Самарина из Бела города.
(Кто такой кий и на каких киях он сидит, и Самарин кто такой? Не понятно).[/q] https://cyberleninka.ru/articl...tve/viewerЗагадка о мельнице как результат русско-белорусско-украинских контактных параллелей (на материале русской фольклорной традиции в Литве) Стаiць гон на ганах, на дванаццацi нагах, клiча сына-скаварына з-пад белага горада [15, № 1922]; Стоïть ган на ганах, на дванадцяти ногах; кличе сина Северина з-за синього моря [14, № 2380-в]. Какой же из этих текстов мог послужить основой для заимствования и дальнейшего изменения? Представляется, что это украинская загадка, т.к. (в отличие от русской и белорусской) на территории Украины записано несколько ее вариантов. Кроме того, украинская загадка отличается ясностью выражения смысла: мельница зовет сына, который должен помочь ей в работе. Имя живущего за синим морем сына – Северин – анаграмматически указывает на то, что это ветер (северный). По народным верованиям, мельник обязательно должен был знаться с нечистой силой: с водяным, лешим, а на ветряных мельницах – с персонифицированным ветром. У белорусов мельнику необходимо было уметь вызывать ветер в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы [8, с. 358]. Дар или жертва ветру встречается у всех славян. В середине XIX в. в Астраханской губернии Ф. Орловым была записана редкая загадка о гусыне на яйцах, содержащая аналогичные образы: Сидит кий на киях, на двенадцати городах, кличет сына самарина из Бела-города [5, № 230]. Образы загадки не затемнены и оправданны: метонимическое сопоставление гуся с кием обусловлено отличительным признаком этой птицы – наличием у нее длинной шеи; белый город – яйцо, которое можно уподобить не только городу, но и вселенной для находящегося в нем гусенка. Мотив белого города традиционен для загадок о яйце (ср.: Стоит Перьян город; / В Перьяне –Белый град; / В Белом граде – воску брат [6,№ 930а]). Наличие в тексте упоминания о сыне самарине дает основание для предположения о возникновении этого образа под влиянием украинской загадки. Редкое в России имя Северин могло трансформироваться в самарин. Слово это, возможно, связано с диалектизмом сама́ра, обозначающим «чувство удовлетворения, удовольствия, радости, испытываемое кем-либо» [10, с. 73], в данном случае – гусыней, ожидающей скорого появления гусят. Не исключено, что данное слово намекает на довольно агрессивный характер гусей и восходит к глаголу само́рить – «действовать по личному произволу, по своей прихоти» [10, с. 97] или к прилагательному самарды́чный – «быстро приходящий в состояние раздражения, раздражительный» (Там же, с. 74). Заметим также, что для русских загадок, как правило, не характерно использование иноязычных имен [13, с. 40]..... Далее по ссылке --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (4) |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13066 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 39448 | Наверх ##
19 апреля 10:26 19 апреля 11:31 Сборник увлекательных загадок, составленный преподавателями Решемской Православной школы им. прав. Иоанна Кронштадтского.Весть летит во все концы: Трубят Ангелы-гонцы, В небесах поют Христа: Он от тления восстал! То не выдумка, не сказка, Главный праздник – наша …!(Пасха)Смеется солнышко с небес, Природа так прекрасна. Все говорят: «Христос воскрес» Ведь наступила...(Пасха)За окном весна смеется, С солнышком играется. Чтоб Христа прославить в праздник, Красим в Пасху...(Яйца)Хозяюшки стараются, К Пасхе красят яйца, Кто в духовке, кто в печи Выпекают...(Куличи)В куличи я положу, Очень уж его люблю. Получить его так просто — Виноград суши на солнце.(Изюм)И звенят колокола: «Пасха, Пасха к нам пришла!» С радостью весенней Христова…(Воскресения) --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | Лайк (4) |
Gul Сообщений: 13010 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 40454 | Наверх ##
19 апреля 11:16 Церковь.
Тень тень Потетень, Выше города плетень
Плетена, ведена, Исповѣдывана. На сто угловъ, На мильонъ рублёвъ. Самарск. губ. Ставроп. у. С. Озерки.
Плеть нлетена, Вверхъ сведена, О стѣ угловъ. О тысячѣ рублевъ. Перм. губ. Шадр. у.
Плеть плетена, Ведь ведена, Не во сто узловъ, А въ тысячу рублевт..
Плеть плетена. Вверхъ ведена Во сто угловъ, Въ тысячу рублевъ. Западная Сибирь.
Колокольня. . Тень нотетень, Заплету плетень Въ семьдесятъ семь рядовъ, Выше селъ и городовъ.
Теньтень Потетень, Выше города плетень; На томъ плетнѣ лепетунъ. Тобольскъ.
. Клѣть плетёна, Вверхъ ведена На сто угловъ (вѣнцовъ), На полтораста (тысячу) рублевъ.
Плеть плетена, Вверхъ ведена, Сто рублей дана. Яросл. губ Моложскій у
Колокол и звон
За уши иовѣшенъ, За языкъ кодер гаиъ; Ни рукъ, ни ногъ. Никуда не ундетъ. Олон. г.
За уши повѣсятъ. За языкъ дернутъ; Станетъ говорить — Такъ за версту слышно.
За языкъ подергаютъ, За уши иовѣсятъ— Станетъ говорить. Волог. губ. г. Тотьма.
Кричитъ безъ языка, Поетъ безъ горла, Радуетъ и бѣдуетъ, А сердце не чуетъ.
Сидитъ нѣтухъ на столбѣ, Хвостъ по полу, А голосъ по небу. Каз. губ.
Сидѣлъ нѣтухъ на воротахъ, Хвостъ до полу, ' Голосъ до небу. Тобольскъ.
Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников СПб. 1875 | | Лайк (6) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | 40 загадок обо всем на свете У кого в носу решето, что жжет без огня и почему река сошла с ума? Простые, сложные и очень сложные загадки из журналов «Мурзилка», «Чиж» и «Ёж» и книг Маршака и Чуковского. https://arzamas.academy/materials/1495 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (3) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
26 октября 18:29 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (1) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
18 ноября 18:22 Загадки - древнейший фольклорный жанр,
В Древней Греции загадки были связаны с предсказаниями и изречениями оракулов, кроме того много дидактических загадок оставили так наз. "семь мудрецов", из них Клеобул из Линды был наиболее почитаем. Греческие поэты и философы также вплетали в свои произведения изречения в форме загадок. В более поздние христианские времена появилось множество произведений, чье содержание - это вопросы-загадки о предметах библейских и и ответы на них, например, стихотворение XIV в. "Trougemund", в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином.
Русское слово "загадка" - производное от древнеславянского глагола gadati и *gatati (думать, советоваться, гадать, предсказывать), в семантическом поле этого глагола есть значение сакральной (священной) и магической речи, гадания, ворожбы.
Наиболее распространенные названия загадки: у поляков - *zagadъka, у болгар и македонцев - гатанка, у сербов, хорватов и словенцев - *zagonetъka, у чехов и словаков - hadka, hadanka, у белорусов и украинцев - за'гадка.
По своему происхождению загадки связаны с древними ритуалами, которые служили моделями уничтожения хаоса и приведения в порядок структуры мирового пространства, так как обозначали (именовали) элементы этого мира. Их происхождение также связано с магией слова, с явлениями языковых табу (системы специфических запретов использования того или иного именования, суеверное преклонение перед фетишем «слово») и тайных языков, мифопоэтическими представлениями о мироздании. Загадки - это продукт и инструмент, одновременно, языкового миропонимания, через загадку древние познавали мир, идентифицировали его элементы, сравнивали и систематизировали их.
Церковь ставила загадывание загадок в один ряд с языческими обрядами и ведовством. При Алексее Михайловиче было запрещено "...в бесовские сонмища сходитися... загадки загадывать...», Загадывание считалось делом "нечистым", к которому прибегали мифологические персонажи, например, полудницы и русалки. По украинским верованиям, завлекая людей, они загадывают им загадки, а не отгадавших "защекочивают" - "Панночка загадочек не вгадала./ Русалочка панночку залоскотала".
Древнейшие загадки, дошедшие до нас, отражали мифическую символику, а поэтический образ с одной стороны описывал явление природы или элемент мироздания, а с другой стороны объяснял это явление или предмет. Сейчас эта познавательная роль загадок утратилась. Мы понимаем лишь иносказательность, аллегорическую форму и воспринимаем загадку как упражнение для ума.
Книжное влияние славянские загадки испытали прежде всего со стороны популярного в средневековье жанра вопросно-ответных произведений типа, «Беседы трех святителей» - духовного стиха о Голубиной книге: «Коя земля всем землям мати, которо море всем морям мати, кое возеро всем возерам мати...», а также толковательных книг - азбуковников, лунников, громовников, «Физиолога» и т.д. или других переводных и оригинальных памятников средневековой литературы, таких как «Пчела», «Толковая Палея», «Разумник», повести об Акире премудром, о Соломоне, об Александре Македонском.....
Множество загадок имеют общеславянское распространение, например, загадка о звездах и месяце, она тождественна по семантике и по образности практически у всех славянских народов - "Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат"( рус) - "Один чабан тисячi овець пасе"(укр.), - "Поле не змерана, быдла не злiчана, пастух рагаты" (бел.) - "Овчар по сини ливади ходи и безброй овци води"(бол.) - "Полье немерено, овце неброjене, mehy ньима чобан рогоньа"(серб.) - "Pole niewyrnierzone, bydlo niezliczone, parobek rogaty, a gospodarz bogaty"(польск).
Загадывание загадки - ритуальная речевая игра.
В этой игре один участник предлагает зашифрованное высказывание о каком-то предмете, явлении и событии, а другой должен назвать обозначаемый предмет (денотат). Это ритуальная игра - диалог, в которой первая реплика - иносказание (собственно загадка), а вторая расшифровка - ответ, отгадка.
То, что загадки имеют ритуальное происхождение видно из некоторых запретов и правил, которые сохраняются и до наших дней, касающихся времени и условий загадывания загадок.
Обычно ритуал загадывания проходил зимой, после Рождества, в мясоед и, особенно, на масленицу. Сербы считали, что тот, кто на масленицу не загадает или не отгадает ни одной загадки, весь год не будет иметь успеха в делах. Нередко и до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах, типа сербских семейно-родовых праздниках "славы". Часто женщины, пришедшие за водой к источнику также занимались загадыванием. Но строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, а этот же период запрещались пение, танцы и другое веселое времяпрепровождение. Сербы Левча и Темнича (Центральная Сербия) верили, что нарушившего запрет укусит змея. Сербы Косова считали, что загадывание загадок в пост грозит болезнями скоту и от этого происходят ссоры в семье. Во многих местах южной Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, так как это приплод мог оказаться больным или хромым. В Белоруссии строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадок, когда начинался окот овец. В Пермской губернии нельзя было загадывать загадки летом, вообще, и особенно днем в летний пост. Считалось, что тогда коровы не вернутся домой или их задерет в лесу волк, или сам заблудишься в лесу.
Свадебный обряд также включал загадывание загадок, как форму ритуального общения между дружками жениха и подругами невесты, загадывала при этом всегда сторона невесты. У русских во время свадебного пира жених мог занять свое место рядом с невестой лишь после того, как дружка отгадает предложенные подругами невесты загадки, жених мог войти к невесте, только разгадав загадку. В Пошехонском уезде Ярославской губ. во время сватовства "продавец" невесты обращался к "покупателю" со словами: "Как ты у меня будешь торговать — на загадки или на золоту казну?" И если «покупатель» не умел отгадывать загадки, он должен был платить. В болгарском свадебном обряде роль загадывающего загадки принадлежит прежде всего старшему куму, который иносказательной форме, пользуясь известными загадками, выражает свои желания и распоряжения и таким образом "испытывает" жениха, и если жених не отгадывает загадку, над ним насмехаются. Накануне свадьбы старшие загадывали загадки по очереди жениху и невесте. В болгарской традиции загадыванием сопровождается также ритуал девичьих гаданий с колечком - "ладуване" под Новый год, накануне Ивана Купалы или на другие праздники - девушкам объявляется предсказание судьбы в форме загадки, например: "Половин блюдо на стена виси" (обычная отгадка: "ухо") в данной ситуации означает, что к девушке посватается вдовец.
Правила загадывания загадки.
Старшие загадывали молодым, а молодые мало-помалу приобщались к загадыванию. У сербов девушки часто вообще стыдились сами произносить известные им загадки и просили это сделать кого-нибудь из старших. Тот, кто знал много загадок и умел разгадывать, считался ведуном, ему приписывалась особая способность к тайному знанию и македонцы и сербы таких знатоков называли - "вражач", "вражарка", "враж" (нечто вроде колдуна).
Загадывание загадок зачастую проходило как состязание или испытание: загадка адресовались какому-то определенному лицу, и никому другому нельзя было отвечать за него. Если загадка не разгадывалась, то следовало "наказание" иногда унизительное: проигравшего под "отгонные" (ритуальное изгнание) приговоры изгоняли "на мусорную кучу", "под юбку к какой-нибудь некрасивой женщине", "постирать чулки женщинам села", брали сковороду и мазали ему сажей бороду и брови, выставляли на осмеяние или же «присуждали» заплатить штраф - поцеловать кого-то из присутствующих, "полаять на лампу" и т. д. Сами загадки в своем тексте несли мотив наказания и награды. "...Кто-сто отганет, тому сто рублей; кто не отганет, тому сто плетей". В характере таких наказаний некоторые исследователи видят следы древних инициационных ритуалов.
Загадывание загадки - форма иносказательной речи.
В фольклоре - сказках, балладах, обрядовых песнях (колядки, купальские, свадебные), везде, где есть мотив испытания героев, мотив решения задачи, загадки - это форма иносказательной речи. В старинной польской купальской песне поется: "Oj! poczekaj, docze kaj, Kasienko, / Oj! mam gadeczke, z(a)gadne ci ja, leluja! / — Coz bym ja byla za krasna panna, / Zebym gadeczki zgadnac nie miala?" (Ой, постой, подожди, Касенька, / Ой, у меня есть загадка, я тебе ее загадаю, лелуя! / — Что же я за красная девица, /если загадку твою не отгадаю"). Загадки всегда предлагаются в наборе, и состав загадок в разных песнях часто повторяется полностью или частично, например, в украинских, белорусских и польских песнях популярны загадки типа украинской: "Ой, шчо росте без кореня, а шчо бiжить без повода, а шчо шчо цвiте без всякого цвiту? —Камiнь росте без кореня, вода бiжить без повода, папорот шчо цвiте без всякого цвiту".
Тексты загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п., единицы времени, растения, животные, человек, его тело, одежда и пища, семья, предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. При этом вторая часть загадки - отгадка, преимущественно предметная\объектная - "ветер", а в первой части описываются признаки загаданного объекта - "Без рук, без ног, а ворота отворяет". Значительно реже загадываются действия - "День и ночь одну работу работаю" - "Дышу" и целые ситуации - "Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом" — "Покойника несут".
Систематизация загадок по темам строится исходя из загадываемых объектов и соответствует наивной классификации мира вещей наших предков. Архаическая картина мира находит отражение в способах толкования загаданных предметов и явлений, в приписываемых им признаках, в привлекаемых сравнениях и ассоциациях. Например, в загадках о небе и земле, о тучах, дожде присутствуют такие древние космологические мотивы, как брачный союз неба и земли - у сербов "Висок тата, плоена мама, буковит зет, манита девоjка" (Высокий отец, плоская мама, шумный зять, неистовая девушка (ответ - "Небо, земля, ветер, мгла /туман"), как мотив небесного скота и образ тучи-коровы в украинской загадке - "Чорна корова небо лиже" или в польской "Czarna krowa popod niebem lata" (ответ -"Туча"), получающий подтверждение в других фольклорных текстах, в верованиях и обрядах вызывания дождя.
Тексты загадок содержат мифологические образы мирового древа: "Стоит столб до небес, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи зародышей" (ответ - "Год, месяц, недели, дни") или яйца как прообраза мира и источника жизни: "Живое родит мертвое, а мертвое родит живое" и многие другие. В них постоянно проводится параллель между макро- и микромиром: "По всей сковороде оладьи, посередке каравай" (ответ "Небо, звезды, месяц"), "Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает" (ответ - "Смерть").
Многие загадки, особенно имеющие форму вопроса, дают представление о иерархии ценностей у наших предков: "Что на свете дороже всего?" - "Здоровье", "Кто сильнее всего?" - "Сон", "Что ниже Бога, а выше царя?" - "Смерть" и т. п.
Структура загадок определяется смыслом и логикой "вопросной" части и отношением отгадки к загадке. Для загадок характерно наличие подтекста, двойного смысла и, иногда, возможность разных ответов (одна загадка может иметь несколько отгадок и наоборот).
Различаются загадки-вопросы и загадки-"сообщения", но это разделение довольно условно, т.к. наличие некоторой "вопросительности" обязательно для загадки, и если в загадке нет прямого вопроса, то так или иначе сама форма загадки подразумевает вопросительную рамку, является косвенным вопросом, требующим ответа словом или действием. Загадки - "сообщения" могут иметь разнообразные жанровые признаки: это могут быть побасенки, анекдоты, сказки, песни, игры, каламбуры, "ловушки", головоломки, задачи и др. Они могут иметь форму диалога, прямого обращения одного денотата к другому и т. п.
Логическая структура и стратегия отгадывания недостаточно изучена. Логических моделей построения загадки - аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.- не много, но они универсальны для всех типов культур.
Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадок. Но их соотношение не одинаково в традициях разных культур. Сравнительное изучение славянских загадок в отношении их структуры практически отсутствует. Главным (но не единственным) приемом загадывания является метафора , которая может относиться как к конкретному предмету или явлению, так и к целой ситуации.
Очень часто в метафорическом высказывании о загаданном предмете опускается упоминание заместительного объекта, например, - "Дважды родится, ни разу не крестится, один раз умирает" - субъект не назван (ответ - "Птица") или же оно заменяется местоимением: болгарская "Без него не мой ни живия, ни умрелия" (Без него не может ни живой, ни мертвый) — ответ "Имя"), или обобщенным - молодей, мужик, пан, баба: - "Летел пан, на воду пал. Сам не убился и воды не взмутил" — ответ «Дождь»), или антропонимом: "Стоит Таврило, замарано рыло" - ответ "Овин". В болгарской традиции распространены "Я-загадки" - это высказывания "от имени" загадываемого предмета: "Крив съм, ляв съм, изправя ли се, небето стигам" (Я крив и извилист, а если выпрямлюсь, небо достану", ответ - "Дорога, путь". У восточных и западных славян загадки такого типа встречаются реже.
Семантика выбранного заместительного образа ограниченна. В загадках преобладают "зоологические" метафоры для предметов, живых существ и явлений. Вол или бык может в загадках одинаково обозначать землю и небо, восходящее солнце, ночь, мороз, гром, дым, огонь, трубу, колокол, сыр и т.д. Корова бывает в загадке месяцем, поскольку имеет такие же, как у него, рога, но бывает и ночью, сохой, ружьем, наконец, сосудом с вином. Особое место во всех славянских традициях занимают загадки с двойным смыслом, один из которых обычно — эротический, при этом они предполагают вполне "приличную" разгадку. Заместительный объект и другие компоненты загадываемой ситуации могут быть также обозначены паронимами (два сходно звучащих слова с разными значениями употреблены одно вместо другого) - "Кутька да Лайка да Пипупочек" -ответ "Кут, лавка и приступочек») или словообразовательно-фонетическими модификациями их обычных названий: "Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтун, дву ухтырька", ответ - "Корова" или "В поле-то го-го-го, а в лесах-то ги-ги-ги", ответ - "Горох и грибы". Для некоторых загадок характерна ритмическая организация, звукопись, рифмовка с загаданным словом: "Что в избе за фигурки?", ответ - "Печурки", удвоение с элементами зауми: рус. чики-брики, укр. шайда-байда, серб, шаклец-маклец, болг. гънда-мънда и т. п. Широко применяется в текстах загадок анаграмма, расшифровка которой и дает отгадку: "Черный конь скачет в огонь", ответ - "Кочерга", или "Утром на четырех, в полдень на двух, вечером — на трех", ответ - "Человек". Загадки имеют много общего с другими фольклорными жанрами, прежде всего с пословицами, с ними много текстуальных совпадений. Некоторые стилистические фигуры* и тропы** роднят загадки также с заговорами, с текстами детского фольклора, считалками, приговорами и др.
*стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
**тропы (греч. tropos) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
Источник: Славянские древности. Т.2
Статья И. А. Седаковой, С.М. Толстой
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (5) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
13 декабря 15:13 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (2) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
13 декабря 16:55 Интеллектуалы Древнего мира (часть 1) © А.О. Крылов. МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия. Православный Свято-Тихоновский университет, Москва, 115184, Россия........... .Для того чтобы подтвердить свою мудрость, человек, как и в обрядах посвящения, должен был знать ответы на сакральные вопросы, загадки. Эти ответы невозможно было получить путем логических рассуждений, требовались эзотерические знания, доступные лишь посвященным: тайный язык образов, на котором изложен вопрос или сокровенное священное имя вещи. И если воины доказывали свою доблесть в поединках, то мудрецы в загадывании и разгадывании загадок. Это противоборство мудрецов, подобно другим состязаниям, являлось священной игрой, лежащей за границей серьезного и игрового. Как и в поединке воинов, участники состязания в мудрости выступали на равных, без учета своего социального статуса, а потерпевший неудачу в разгадывании священных загадок мог лишиться жизни. Высшая мудрость состояла в способности задать вопрос, на который никто не может дать ответ [17, c. 154–165]. Эти испытания позволяли как выявить мудрейших, так и отделить истинную мудрость от ложной — от глупости, выступающей под маской мудрости. Наследниками состязаний в загадках были и философские диалоги, и религиозные диспуты --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (2) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
13 декабря 17:04 В XVII веке в Европе вновь возникает мода на светские загадки. Они постепенно становятся просто способом занимательно и приятно провести время, блеснув остроумием и ученостью. Этими маленькими, но емкими стихотворными произведениями увлекались такие именитые поэты и литераторы как Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо, Шиллер и Гауфф. В России в 1773 году Василием Алексеевичем Левшиным издается сборник: «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени»: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_12287/
Самый первый немецкий сборник загадок, например, вышел в Страсбурге еще в 1505 г.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120520/46382/ 1. Не человечьими руками Жемчужный разноцветный мост Из вод построен над водами. Чудесный вид! огромный рост! Раскинув паруса шумящи, Не раз корабль под ним проплыл; Но на хребет его блестящий Еще никто не восходил! Идешь к нему — он прочь стремится И в то же время недвижим; С своим потоком он родится И вместе исчезает с ним. 2 На пажити необозримой, Не убавляясь никогда, Скитаются неисчислимо Сереброрунные стада. В рожок серебряный играет Пастух, приставленный к стадам: Он их в златую дверь впускает И счёт ведёт им по ночам. И, недочёта им не зная, Пасёт он их давно, давно, Стада поит вода живая, И умирать им не дано. Они одной дорогой бродят Под стражей пастырской руки, И юноши их там находят, Где находили старики; У них есть вождь — Овен прекрасный, Их сторожит огромный Пес, Есть Лев меж ними неопасный И Дева — чудо из чудес. Шиллер Ф. (Перевод: В. А. Жуковского) --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (3) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25492 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21013 | Наверх ##
13 декабря 17:51 Соколов Ю. Загадка // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 4. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 264—270..... Явления природы, небо и воздух наполняются образами, почерпнутыми из бытовой деревенской жизни. «Взгляну я в окошко, раскину рогожку, посею горошку, положу хлеба краюшку, всякий видит, да не всякий чует, кому светло, кому темно, а мне голубо» (небо, звезды и месяц), «Печь, перепечь, полна печь пирогов, между пирогами коровай» (то же), «Бабий шлык в подворотню шмыг» (снежный сугроб), «Пресное молоко на пол льют, ни ножом, ни зубами соскоблить нельзя» (солнечный луч). Крестьянские хозяйственные ассоциации сопровождают мысли и о человеке, о его строении, внешнем виде: «Мокрый теленок в огороде лежит» (язык), «Полон хлевец белых овец» (зубы), или в варианте «Полон подпечек белых овечек», «Сидят две жердочки белых курей», «Стоит хата, кругом мохната, одно окно, да и то мокро» (рот в бороде). Благодаря афористической форме З., скрепленных к тому же созвучиями, лексика их способна сохранять в течение столетий элементы отжившего быта и понятий. ..... .... в употребляемых еще в настоящее время крестьянством З. нередко можно встретить образы, не находящие уже реальных соответствий в современности. Для историка же быта они представляют несомненно крупный интерес: «Серое сукно тянется в окно» (дым в курной избе), или варианты: «На печке Хам, на полатях Хам, по лавке Хам, по полу Хам. Пошел Хам из окошка вон»; «И зиму и лето на одном полозу ездит» (волоковое окно). Иные З. дают довольно определенное описание предметов старой домашней обстановки и могут представить интерес для историков материальной культуры: «Четыре уха, пято брюхо, шеста лапа косолапа» (светец), «Поле водяно, огороды кожаны» (зеркало в кожаной рамке), или «Золото гумешко, овсяный бережок» (по-видимому, металлическое зеркало), «У молоденькой молодки под хвостом светло» (разумеется кичка с парчевыми украшениями), «Шумит, хохочет, на девку хочет» (шелковый сарафан), «Под лесом, лесом пестрые колеса висят, девок красят, молодцов дразнят» (кольцеобразные серьги). З. отчетливо выражают и традиционные устои патриархально-консервативного семейного быта деревни: семейную иерархию, почитание старших, тяжелое положение невестки, власть свекра и свекрови. Большинство З. выражает как бы фаталистическую примиренность с традиционным семейным и общественным укладом. Только сон и смерть равняют людей: «Кого не осилит ни царь, ни псарь, ни княжий выжлок» (сон), «На горе волынской стоит дуб ордынской. На нем сидит птица Веретено, сидит и говорит: „никого не боюсь, ни царя в Москве, ни короля в Литве“» (смерть), «Сидит сова на корыти, не можно ее накормити: ни попами, ни дьяками, ни пиром, ни миром, ни добрыми людьми, ни старостами» (то же). Подобно другим фольклорным жанрам (особенно сказкам) З. выявляет довольно острое отношение к духовенству, придавая ему те же сатирические черты, как и в сказках о попах: «Кто с живого и мертвого дерет?» (поп), «Что в церкви блеет?» (дьячок), «В ельничке густом, во березничке частом олень машет хвостом» (поп кадит), «Впереди мужик, а сзади баба» (поп). --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (1) |
|