Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
0_16c1e7_ffe89db8_L.png

♛ Загадочная тема

Для тех, кто знает много старинных загадок или изречений в форме загадок

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, Tomilina
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
Загадки - древнейший фольклорный жанр, в том числе и в славянской культуре.
Этот жанр сохранил довольно значительный пласт общего наследия праславянской и обще индоевропейской культуры.
Загадкам приписывался некий таинственный смысл, а в народных эпосах - мотив "божьего суда", если отгадаешь, то исполнятся желания и будешь освобожден от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках - часть эпоса многих народов. Этот мотив перешел и книжную литературу, он встречается в произведениях всех веков и народов: в индийской поэзии (Махабхарата и Рамаяна), в «Эдде»(скандинавский эпос) , в «Калевале» ( карело-финский поэтический эпос) .

02092021_kno-4.png

Лайк (2)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013

ozerskaya написал:
[q]
Сидит кий на киях, на двенадцати городах,
Кличет сына Самарина из Бела города.

(Кто такой кий и на каких киях он сидит, и Самарин кто такой? Не понятно).
[/q]


https://cyberleninka.ru/articl...tve/viewer

Загадка о мельнице как результат русско-белорусско-украинских контактных параллелей (на материале русской фольклорной традиции в Литве)

Стаiць гон на ганах, на дванаццацi нагах, клiча сына-скаварына з-пад белага горада [15, № 1922]; Стоïть ган на ганах, на дванадцяти ногах; кличе сина Северина з-за синього моря [14, № 2380-в]. Какой же из этих текстов мог послужить основой для заимствования и дальнейшего изменения? Представляется, что это украинская загадка, т.к. (в отличие от русской и белорусской) на территории Украины записано несколько ее вариантов. Кроме того, украинская загадка отличается ясностью выражения смысла: мельница зовет сына, который должен помочь ей в работе. Имя живущего за синим морем сына – Северин – анаграмматически указывает на то, что это ветер (северный). По народным верованиям, мельник обязательно должен был знаться с нечистой силой: с водяным, лешим, а на ветряных мельницах – с персонифицированным ветром. У белорусов мельнику необходимо было уметь вызывать ветер в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы [8, с. 358]. Дар или жертва ветру встречается у всех славян.

В середине XIX в. в Астраханской губернии Ф. Орловым была записана редкая загадка о гусыне на яйцах, содержащая аналогичные образы: Сидит кий на киях, на двенадцати городах, кличет сына самарина из Бела-города [5, № 230]. Образы загадки не затемнены и оправданны: метонимическое сопоставление гуся с кием обусловлено отличительным признаком этой птицы – наличием у нее длинной шеи; белый город – яйцо, которое
можно уподобить не только городу, но и вселенной для находящегося в нем гусенка. Мотив белого города традиционен для загадок о яйце (ср.: Стоит Перьян город; / В Перьяне –Белый град; / В Белом граде – воску брат [6,№ 930а]).
Наличие в тексте упоминания о сыне самарине дает основание для предположения о возникновении этого образа под влиянием украинской загадки. Редкое в России имя Северин могло трансформироваться в самарин. Слово это, возможно, связано с диалектизмом сама́ра, обозначающим «чувство удовлетворения, удовольствия, радости, испытываемое кем-либо» [10, с. 73], в данном случае – гусыней, ожидающей скорого появления гусят. Не исключено, что данное слово намекает на довольно агрессивный характер гусей и восходит к глаголу само́рить – «действовать по личному произволу, по своей прихоти» [10, с. 97] или к прилагательному самарды́чный – «быстро приходящий в состояние раздражения, раздражительный» (Там же, с. 74). Заметим также, что для русских загадок, как правило, не характерно использование иноязычных имен [13, с. 40].....


Далее по ссылке
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (4)
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13066
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 39448
Сборник увлекательных загадок, составленный преподавателями Решемской Православной школы им. прав. Иоанна Кронштадтского.

Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник – наша …!

(Пасха)

Смеется солнышко с небес,
Природа так прекрасна.
Все говорят: «Христос воскрес»
Ведь наступила...

(Пасха)

За окном весна смеется,
С солнышком играется.
Чтоб Христа прославить в праздник,
Красим в Пасху...

(Яйца)

Хозяюшки стараются,
К Пасхе красят яйца,
Кто в духовке, кто в печи
Выпекают...

(Куличи)

В куличи я положу,
Очень уж его люблю.
Получить его так просто —
Виноград суши на солнце.

(Изюм)

И звенят колокола:
«Пасха, Пасха к нам пришла!»
С радостью весенней Христова…

(Воскресения)
pasha.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (4)
Gul

Gul

Сообщений: 13010
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 40454
Церковь.

Тень тень
Потетень,
Выше города плетень

Плетена, ведена,
Исповѣдывана.
На сто угловъ,
На мильонъ рублёвъ.
Самарск. губ. Ставроп. у. С. Озерки.

Плеть нлетена,
Вверхъ сведена,
О стѣ угловъ.
О тысячѣ рублевъ.
Перм. губ. Шадр. у.­

Плеть плетена,
Ведь ведена,
Не во сто узловъ,
А въ тысячу рублевт..

Плеть плетена.
Вверхъ ведена
Во сто угловъ,
Въ тысячу рублевъ.
Западная Сибирь.


Колокольня.
.
Тень нотетень,
Заплету плетень
Въ семьдесятъ семь рядовъ,
Выше селъ и городовъ.

Тень­тень
Потетень,
Выше города плетень;
На томъ плетнѣ лепетунъ.
Тобольскъ.

. Клѣть плетёна,
Вверхъ ведена
На сто угловъ (вѣнцовъ),
На полтораста (тысячу) рублевъ.

Плеть плетена,
Вверхъ ведена,
Сто рублей дана.
Яросл. губ Моложскій у


Колокол и звон

За уши иовѣшенъ,
За языкъ кодер гаиъ;
Ни рукъ, ни ногъ.
Никуда не ундетъ.
Олон. г.

За уши повѣсятъ.
За языкъ дернутъ;
Станетъ говорить —
Такъ за версту слышно.

За языкъ подергаютъ,
За уши иовѣсятъ—
Станетъ говорить.
Волог. губ. г. Тотьма.

Кричитъ безъ языка,
Поетъ безъ горла,
Радуетъ и бѣдуетъ,
А сердце не чуетъ.


Сидитъ нѣтухъ на столбѣ,
Хвостъ по полу,
А голосъ по небу.
Каз. губ.

Сидѣлъ нѣтухъ на воротахъ,
Хвостъ до полу, '
Голосъ до небу.
Тобольскъ.


Загадки русского народа. Сост. Д.Н. Садовников СПб. 1875
Лайк (6)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
40 загадок обо всем на свете
У кого в носу решето, что жжет без огня и почему река сошла с ума? Простые, сложные и очень сложные загадки из журналов «Мурзилка», «Чиж» и «Ёж» и книг Маршака и Чуковского.



https://arzamas.academy/materials/1495
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (3)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
Загадки - древнейший фольклорный жанр,

В Древней Греции загадки были связаны с предсказаниями и изречениями оракулов, кроме того много дидактических загадок оставили так наз. "семь мудрецов", из них Клеобул из Линды был наиболее почитаем. Греческие поэты и философы также вплетали в свои произведения изречения в форме загадок. В более поздние христианские времена появилось множество произведений, чье содержание - это вопросы-загадки о предметах библейских и и ответы на них, например, стихотворение XIV в. "Trougemund", в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином.

Русское слово "загадка" - производное от древнеславянского глагола gadati и *gatati (думать, советоваться, гадать, предсказывать), в семантическом поле этого глагола есть значение сакральной (священной) и магической речи, гадания, ворожбы.

Наиболее распространенные названия загадки: у поляков - *zagadъka, у болгар и македонцев - гатанка, у сербов, хорватов и словенцев - *zagonetъka, у чехов и словаков - hadka, hadanka, у белорусов и украинцев - за'гадка.

По своему происхождению загадки связаны с древними ритуалами, которые служили моделями уничтожения хаоса и приведения в порядок структуры мирового пространства, так как обозначали (именовали) элементы этого мира. Их происхождение также связано с магией слова, с явлениями языковых табу (системы специфических запретов использования того или иного именования, суеверное преклонение перед фетишем «слово») и тайных языков, мифопоэтическими представлениями о мироздании.
Загадки - это продукт и инструмент, одновременно, языкового миропонимания, через загадку древние познавали мир, идентифицировали его элементы, сравнивали и систематизировали их.

Церковь ставила загадывание загадок в один ряд с языческими обрядами и ведовством. При Алексее Михайловиче было запрещено "...в бесовские сонмища сходитися... загадки загадывать...», Загадывание считалось делом "нечистым", к которому прибегали мифологические персонажи, например, полудницы и русалки.
По украинским верованиям, завлекая людей, они загадывают им загадки, а не отгадавших "защекочивают" - "Панночка загадочек не вгадала./ Русалочка панночку залоскотала".

Древнейшие загадки, дошедшие до нас, отражали мифическую символику, а поэтический образ с одной стороны описывал явление природы или элемент мироздания, а с другой стороны объяснял это явление или предмет. Сейчас эта познавательная роль загадок утратилась. Мы понимаем лишь иносказательность, аллегорическую форму и воспринимаем загадку как упражнение для ума.

Книжное влияние славянские загадки испытали прежде всего со стороны популярного в средневековье жанра вопросно-ответных произведений типа, «Беседы трех святителей» - духовного стиха о Голубиной книге: «Коя земля всем землям мати, которо море всем морям мати, кое возеро всем возерам мати...», а также толковательных книг - азбуковников, лунников, громовников, «Физиолога» и т.д. или других переводных и оригинальных памятников средневековой литературы, таких как «Пчела», «Толковая Палея», «Разумник», повести об Акире премудром, о Соломоне, об Александре Македонском.....

Множество загадок имеют общеславянское распространение, например, загадка о звездах и месяце, она тождественна по семантике и по образности практически у всех славянских народов - "Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат"( рус) - "Один чабан тисячi овець пасе"(укр.), - "Поле не змерана, быдла не злiчана, пастух рагаты" (бел.) - "Овчар по сини ливади ходи и безброй овци води"(бол.) - "Полье немерено, овце неброjене, mehy ньима чобан рогоньа"(серб.) - "Pole niewyrnierzone, bydlo niezliczone, parobek rogaty, a gospodarz bogaty"(польск).

Загадывание загадки - ритуальная речевая игра.

В этой игре один участник предлагает зашифрованное высказывание о каком-то предмете, явлении и событии, а другой должен назвать обозначаемый предмет (денотат). Это ритуальная игра - диалог, в которой первая реплика - иносказание (собственно загадка), а вторая расшифровка - ответ, отгадка.

То, что загадки имеют ритуальное происхождение видно из некоторых запретов и правил, которые сохраняются и до наших дней, касающихся времени и условий загадывания загадок.

Обычно ритуал загадывания проходил зимой, после Рождества, в мясоед и, особенно, на масленицу. Сербы считали, что тот, кто на масленицу не загадает или не отгадает ни одной загадки, весь год не будет иметь успеха в делах. Нередко и до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах, типа сербских семейно-родовых праздниках "славы". Часто женщины, пришедшие за водой к источнику также занимались загадыванием. Но строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, а этот же период запрещались пение, танцы и другое веселое времяпрепровождение. Сербы Левча и Темнича (Центральная Сербия) верили, что нарушившего запрет укусит змея. Сербы Косова считали, что загадывание загадок в пост грозит болезнями скоту и от этого происходят ссоры в семье. Во многих местах южной Сербии считалось опасным и не допускалось загадывание загадок во время появления приплода у скота, так как это приплод мог оказаться больным или хромым. В Белоруссии строго следили за тем, чтобы никто в доме не загадывал загадок, когда начинался окот овец. В Пермской губернии нельзя было загадывать загадки летом, вообще, и особенно днем в летний пост. Считалось, что тогда коровы не вернутся домой или их задерет в лесу волк, или сам заблудишься в лесу.

Свадебный обряд также включал загадывание загадок, как форму ритуального общения между дружками жениха и подругами невесты, загадывала при этом всегда сторона невесты. У русских во время свадебного пира жених мог занять свое место рядом с невестой лишь после того, как дружка отгадает предложенные подругами невесты загадки, жених мог войти к невесте, только разгадав загадку. В Пошехонском уезде Ярославской губ. во время сватовства "продавец" невесты обращался к "покупателю" со словами: "Как ты у меня будешь торговать — на загадки или на золоту казну?" И если «покупатель» не умел отгадывать загадки, он должен был платить. В болгарском свадебном обряде роль загадывающего загадки принадлежит прежде всего старшему куму, который иносказательной форме, пользуясь известными загадками, выражает свои желания и распоряжения и таким образом "испытывает" жениха, и если жених не отгадывает загадку, над ним насмехаются. Накануне свадьбы старшие загадывали загадки по очереди жениху и невесте. В болгарской традиции загадыванием сопровождается также ритуал девичьих гаданий с колечком - "ладуване" под Новый год, накануне Ивана Купалы или на другие праздники - девушкам объявляется предсказание судьбы в форме загадки, например: "Половин блюдо на стена виси" (обычная отгадка: "ухо") в данной ситуации означает, что к девушке посватается вдовец.

Правила загадывания загадки.

Старшие загадывали молодым, а молодые мало-помалу приобщались к загадыванию. У сербов девушки часто вообще стыдились сами произносить известные им загадки и просили это сделать кого-нибудь из старших. Тот, кто знал много загадок и умел разгадывать, считался ведуном, ему приписывалась особая способность к тайному знанию и македонцы и сербы таких знатоков называли - "вражач", "вражарка", "враж" (нечто вроде колдуна).

Загадывание загадок зачастую проходило как состязание или испытание: загадка адресовались какому-то определенному лицу, и никому другому нельзя было отвечать за него. Если загадка не разгадывалась, то следовало "наказание" иногда унизительное: проигравшего под "отгонные" (ритуальное изгнание) приговоры изгоняли "на мусорную кучу", "под юбку к какой-нибудь некрасивой женщине", "постирать чулки женщинам села", брали сковороду и мазали ему сажей бороду и брови, выставляли на осмеяние или же «присуждали» заплатить штраф - поцеловать кого-то из присутствующих, "полаять на лампу" и т. д. Сами загадки в своем тексте несли мотив наказания и награды. "...Кто-сто отганет, тому сто рублей; кто не отганет, тому сто плетей". В характере таких наказаний некоторые исследователи видят следы древних инициационных ритуалов.

Загадывание загадки - форма иносказательной речи.

В фольклоре - сказках, балладах, обрядовых песнях (колядки, купальские, свадебные), везде, где есть мотив испытания героев, мотив решения задачи, загадки - это форма иносказательной речи. В старинной польской купальской песне поется: "Oj! poczekaj, docze kaj, Kasienko, / Oj! mam gadeczke, z(a)gadne ci ja, leluja! / — Coz bym ja byla za krasna panna, / Zebym gadeczki zgadnac nie miala?" (Ой, постой, подожди, Касенька, / Ой, у меня есть загадка, я тебе ее загадаю, лелуя! / — Что же я за красная девица, /если загадку твою не отгадаю").
Загадки всегда предлагаются в наборе, и состав загадок в разных песнях часто повторяется полностью или частично, например, в украинских, белорусских и польских песнях популярны загадки типа украинской: "Ой, шчо росте без кореня, а шчо бiжить без повода, а шчо шчо цвiте без всякого цвiту? —Камiнь росте без кореня, вода бiжить без повода, папорот шчо цвiте без всякого цвiту".

Тексты загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п., единицы времени, растения, животные, человек, его тело, одежда и пища, семья, предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. При этом вторая часть загадки - отгадка, преимущественно предметная\объектная - "ветер", а в первой части описываются признаки загаданного объекта - "Без рук, без ног, а ворота отворяет". Значительно реже загадываются действия - "День и ночь одну работу работаю" - "Дышу" и целые ситуации - "Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом" — "Покойника несут".

Систематизация загадок по темам строится исходя из загадываемых объектов и соответствует наивной классификации мира вещей наших предков. Архаическая картина мира находит отражение в способах толкования загаданных предметов и явлений, в приписываемых им признаках, в привлекаемых сравнениях и ассоциациях. Например, в загадках о небе и земле, о тучах, дожде присутствуют такие древние космологические мотивы, как брачный союз неба и земли - у сербов "Висок тата, плоена мама, буковит зет, манита девоjка" (Высокий отец, плоская мама, шумный зять, неистовая девушка (ответ - "Небо, земля, ветер, мгла /туман"), как мотив небесного скота и образ тучи-коровы в украинской загадке - "Чорна корова небо лиже" или в польской "Czarna krowa popod niebem lata" (ответ -"Туча"), получающий подтверждение в других фольклорных текстах, в верованиях и обрядах вызывания дождя.

Тексты загадок содержат мифологические образы мирового древа: "Стоит столб до небес, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи зародышей" (ответ - "Год, месяц, недели, дни") или яйца как прообраза мира и источника жизни: "Живое родит мертвое, а мертвое родит живое" и многие другие. В них постоянно проводится параллель между макро- и микромиром: "По всей сковороде оладьи, посередке каравай" (ответ "Небо, звезды, месяц"), "Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает" (ответ - "Смерть").

Многие загадки, особенно имеющие форму вопроса, дают представление о иерархии ценностей у наших предков: "Что на свете дороже всего?" - "Здоровье", "Кто сильнее всего?" - "Сон", "Что ниже Бога, а выше царя?" - "Смерть" и т. п.

Структура загадок определяется смыслом и логикой "вопросной" части и отношением отгадки к загадке. Для загадок характерно наличие подтекста, двойного смысла и, иногда, возможность разных ответов (одна загадка может иметь несколько отгадок и наоборот).

Различаются загадки-вопросы и загадки-"сообщения", но это разделение довольно условно, т.к. наличие некоторой "вопросительности" обязательно для загадки, и если в загадке нет прямого вопроса, то так или иначе сама форма загадки подразумевает вопросительную рамку, является косвенным вопросом, требующим ответа словом или действием. Загадки - "сообщения" могут иметь разнообразные жанровые признаки: это могут быть побасенки, анекдоты, сказки, песни, игры, каламбуры, "ловушки", головоломки, задачи и др. Они могут иметь форму диалога, прямого обращения одного денотата к другому и т. п.

Логическая структура и стратегия отгадывания недостаточно изучена. Логических моделей построения загадки - аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.- не много, но они универсальны для всех типов культур.

Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадок. Но их соотношение не одинаково в традициях разных культур. Сравнительное изучение славянских загадок в отношении их структуры практически отсутствует. Главным (но не единственным) приемом загадывания является метафора , которая может относиться как к конкретному предмету или явлению, так и к целой ситуации.

Очень часто в метафорическом высказывании о загаданном предмете опускается упоминание заместительного объекта, например, - "Дважды родится, ни разу не крестится, один раз умирает" - субъект не назван (ответ - "Птица") или же оно заменяется местоимением: болгарская "Без него не мой ни живия, ни умрелия" (Без него не может ни живой, ни мертвый) — ответ "Имя"), или обобщенным - молодей, мужик, пан, баба: - "Летел пан, на воду пал. Сам не убился и воды не взмутил" — ответ «Дождь»), или антропонимом: "Стоит Таврило, замарано рыло" - ответ "Овин". В болгарской традиции распространены "Я-загадки" - это высказывания "от имени" загадываемого предмета: "Крив съм, ляв съм, изправя ли се, небето стигам" (Я крив и извилист, а если выпрямлюсь, небо достану", ответ - "Дорога, путь". У восточных и западных славян загадки такого типа встречаются реже.

Семантика выбранного заместительного образа ограниченна. В загадках преобладают "зоологические" метафоры для предметов, живых существ и явлений. Вол или бык может в загадках одинаково обозначать землю и небо, восходящее солнце, ночь, мороз, гром, дым, огонь, трубу, колокол, сыр и т.д. Корова бывает в загадке месяцем, поскольку имеет такие же, как у него, рога, но бывает и ночью, сохой, ружьем, наконец, сосудом с вином. Особое место во всех славянских традициях занимают загадки с двойным смыслом, один из которых обычно — эротический, при этом они предполагают вполне "приличную" разгадку.
Заместительный объект и другие компоненты загадываемой ситуации могут быть также обозначены паронимами (два сходно звучащих слова с разными значениями употреблены одно вместо другого) - "Кутька да Лайка да Пипупочек" -ответ "Кут, лавка и приступочек») или словообразовательно-фонетическими модификациями их обычных названий: "Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтун, дву ухтырька", ответ - "Корова" или
"В поле-то го-го-го, а в лесах-то ги-ги-ги", ответ - "Горох и грибы". Для некоторых загадок характерна ритмическая организация, звукопись, рифмовка с загаданным словом: "Что в избе за фигурки?", ответ - "Печурки", удвоение с элементами зауми: рус. чики-брики, укр. шайда-байда, серб, шаклец-маклец, болг. гънда-мънда и т. п. Широко применяется в текстах загадок анаграмма, расшифровка которой и дает отгадку: "Черный конь скачет в огонь", ответ - "Кочерга", или "Утром на четырех, в полдень на двух, вечером — на трех", ответ - "Человек".
Загадки имеют много общего с другими фольклорными жанрами, прежде всего с пословицами, с ними много текстуальных совпадений. Некоторые стилистические фигуры* и тропы** роднят загадки также с заговорами, с текстами детского фольклора, считалками, приговорами и др.

*стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

**тропы (греч. tropos) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

Источник: Славянские древности. Т.2

Статья И. А. Седаковой, С.М. Толстой

---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (5)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (2)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
Интеллектуалы Древнего мира (часть 1) © А.О. Крылов. МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия. Православный Свято-Тихоновский университет, Москва, 115184, Россия.

...........Для того чтобы подтвердить свою мудрость, человек, как и в обрядах посвящения, должен был знать ответы на сакральные вопросы, загадки. Эти ответы невозможно было получить путем логических рассуждений, требовались эзотерические знания, доступные лишь посвященным: тайный язык образов, на котором изложен вопрос или сокровенное священное имя вещи.
И если воины доказывали свою доблесть в поединках, то мудрецы в загадывании и разгадывании загадок. Это противоборство мудрецов, подобно другим состязаниям, являлось священной игрой, лежащей за границей серьезного и игрового. Как и в поединке воинов, участники состязания в мудрости выступали на равных, без учета своего социального статуса, а потерпевший неудачу в разгадывании священных загадок мог лишиться жизни. Высшая мудрость состояла в способности задать вопрос, на который никто не может дать ответ [17, c. 154–165].
Эти испытания позволяли как выявить мудрейших, так и отделить истинную мудрость от ложной — от глупости, выступающей под маской мудрости. Наследниками состязаний в загадках были и философские диалоги, и религиозные диспуты
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (2)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013
В XVII веке в Европе вновь возникает мода на светские загадки. Они постепенно становятся просто способом занимательно и приятно провести время, блеснув остроумием и ученостью. Этими маленькими, но емкими стихотворными произведениями увлекались такие именитые поэты и литераторы как Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо, Шиллер и Гауфф. В России в 1773 году Василием Алексеевичем Левшиным издается сборник: «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени»:
https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_12287/

Самый первый немецкий сборник загадок, например, вышел в Страсбурге еще в 1505 г.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120520/46382/


1.
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид! огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл;
Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил!
Идешь к нему — он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.
2
На пажити необозримой,
Не убавляясь никогда,
Скитаются неисчислимо
Сереброрунные стада.
В рожок серебряный играет
Пастух, приставленный к стадам:
Он их в златую дверь впускает
И счёт ведёт им по ночам.
И, недочёта им не зная,
Пасёт он их давно, давно,
Стада поит вода живая,
И умирать им не дано.
Они одной дорогой бродят
Под стражей пастырской руки,
И юноши их там находят,
Где находили старики;
У них есть вождь — Овен прекрасный,
Их сторожит огромный Пес,
Есть Лев меж ними неопасный
И Дева — чудо из чудес.

Шиллер Ф.
(Перевод: В. А. Жуковского)

---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (3)
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 25492
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 21013

Соколов Ю. Загадка // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 4. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 264—270

..... Явления природы, небо и воздух наполняются образами, почерпнутыми из бытовой деревенской жизни. «Взгляну я в окошко, раскину рогожку, посею горошку, положу хлеба краюшку, всякий видит, да не всякий чует, кому светло, кому темно, а мне голубо» (небо, звезды и месяц),
«Печь, перепечь, полна печь пирогов, между пирогами коровай» (то же),
«Бабий шлык в подворотню шмыг» (снежный сугроб),
«Пресное молоко на пол льют, ни ножом, ни зубами соскоблить нельзя» (солнечный луч).
Крестьянские хозяйственные ассоциации сопровождают мысли и о человеке, о его строении, внешнем виде: «Мокрый теленок в огороде лежит» (язык),
«Полон хлевец белых овец» (зубы), или в варианте
«Полон подпечек белых овечек»,
«Сидят две жердочки белых курей»,
«Стоит хата, кругом мохната, одно окно, да и то мокро» (рот в бороде).
Благодаря афористической форме З., скрепленных к тому же созвучиями, лексика их способна сохранять в течение столетий элементы отжившего быта и понятий. .....

.... в употребляемых еще в настоящее время крестьянством З. нередко можно встретить образы, не находящие уже реальных соответствий в современности. Для историка же быта они представляют несомненно крупный интерес: «Серое сукно тянется в окно» (дым в курной избе), или варианты: «На печке Хам, на полатях Хам, по лавке Хам, по полу Хам. Пошел Хам из окошка вон»;
«И зиму и лето на одном полозу ездит» (волоковое окно). Иные З. дают довольно определенное описание предметов старой домашней обстановки и могут представить интерес для историков материальной культуры: «Четыре уха, пято брюхо, шеста лапа косолапа» (светец),
«Поле водяно, огороды кожаны» (зеркало в кожаной рамке), или
«Золото гумешко, овсяный бережок» (по-видимому, металлическое зеркало),
«У молоденькой молодки под хвостом светло» (разумеется кичка с парчевыми украшениями),
«Шумит, хохочет, на девку хочет» (шелковый сарафан),
«Под лесом, лесом пестрые колеса висят, девок красят, молодцов дразнят» (кольцеобразные серьги).
З. отчетливо выражают и традиционные устои патриархально-консервативного семейного быта деревни: семейную иерархию, почитание старших, тяжелое положение невестки, власть свекра и свекрови. Большинство З. выражает как бы фаталистическую примиренность с традиционным семейным и общественным укладом.
Только сон и смерть равняют людей:
«Кого не осилит ни царь, ни псарь, ни княжий выжлок» (сон),
«На горе волынской стоит дуб ордынской. На нем сидит птица Веретено, сидит и говорит: „никого не боюсь, ни царя в Москве, ни короля в Литве“» (смерть),
«Сидит сова на корыти, не можно ее накормити: ни попами, ни дьяками, ни пиром, ни миром, ни добрыми людьми, ни старостами» (то же).
Подобно другим фольклорным жанрам (особенно сказкам) З. выявляет довольно острое отношение к духовенству, придавая ему те же сатирические черты, как и в сказках о попах:
«Кто с живого и мертвого дерет?» (поп),
«Что в церкви блеет?» (дьячок),
«В ельничке густом, во березничке частом олень машет хвостом» (поп кадит),
«Впереди мужик, а сзади баба» (поп).
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, valcha, Tomilina
Генеалогический форум » Разговоры » Салон друзей » ♛ Загадочная тема [тема №166555]
Вверх ⇈