Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тугра

В современном понимании герб, печать, а также экслибрис, персональный знак

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Tugan
weright

weright

Санкт-Петербург
Сообщений: 2453
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16112

Tugan написал:
[q]


Тугра Рустама Минниханова. Фото: АиФ/ Ольга Любимова



Тугра семьи Наккаша. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

https://kazan.aif.ru/society/p..._cheloveke
[/q]



Очень красиво...
---
Ищу контакты

Краснописцевых из Смоленска
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
Пора бы представить собственную тугру. Изготовлена она была каллиграфом Альфией Исхаковой, г.Казань. Возникла она прежде всего из практической необходимости экслибриса для моих книг, но одновременно она стала моим персональным знаком, без особых претензий на изящество и красоту.
В центре ее: приветствие, которое произносят мусульмане: ас-саля̄му ‘аляйкум — «мир вам», в виде цветка тюльпана. По периметру: мое имя написанное по-арабски по-татарским традициям, существовавшим в дореволюционной России.

Прикрепленный файл: Моя тугра.png
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
А это печать которую, я использую для своих книг:

Прикрепленный файл: IMG-20200709-WA0001.jpg
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
%D0%9D%D0%9C%D0%A0%D0%A2-%D0%9A%D0%9F-16149-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%A8-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8_2-534x500.jpg
Хрустальная печать с выгравированным в арабской каллиграфии именем и датой «Шиһаб ад-дин бин Баһа ад-дин ал-Марджани 1281» принадлежала татарскому просветителю и всемирно известному богослову Шигабутдину Харуну сыну Багауддина Марджани (1818-1889).
Этот уникальный экспонат является одной из нескольких известных нам печатей Марджани. Он был передан в музей в 1972 году Бибизухрой Абдулловной Апанаевой, внучкой Шигабутдина Марджани.
Судя по оттиску, именно этой печатью было скреплено завещание, которое ученый написал перед паломничеством в Мекку. Известно, что в 1880 году по пути в священный город он пробыл 12 дней в Стамбуле. Указанная на печати дата – 1281 год хиджры (1864/65 г.н.э.) – говорит о том, что она была изготовлена еще до совершения хаджа.
Печать, сделанная из горного хрусталя, является великолепным образцом печатей, которыми пользовались татары-мусульмане в XIX – начале XX вв. В собрании Национального музея Республики Татарстан хранится 50 резных печатей, сделанных из разных материалов – агата, сердолика, оникса, хрусталя, а также бронзы и латуни. Такие печати с ручкой в форме пирамиды, конуса или цилиндра использовались многими образованными людьми, муллами и муэдзинами мечетей, которые вели метрические книги и должны были иметь личные печати.
https://tatmuseum.ru/news/muze...018_05_24/
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
Восточный герб царей

https://gerboved.ru/b/236

Расположение элементов текста и
оформления, сама стилистика письма имели символическое
значение в посланиях восточных владык. Тугра, в частности, должна была соединять "небо" и "землю", "Бога" и
"человечество". В российских грамотах ее сакральное
предназначение выражено не столь ярко, на первый план
выходит ее утилитарная функция как знака - свидетельства монарха, отправителя послания, но и этого достаточно, чтобы она осталась ключевым элементом эстетического
и текстуального поля грамоты. Особенно сильно выражено
доминирующее положение тугры в послании царя Михаила
Федоровича наследнику крымского престола Ислам-Гирею.
Здесь восприятие ключевого знака предваряется перешедшей из турецкой или крымской дипломатики формулой "Ху"
("Он", т.е. Бог), написанной золотом у верхней кромки
грамоты. Ниже следует тугра, еще ниже - первые, тоже
золотые, строки текста послания: "Тенри табарик ве тагалинин рахими ве инайети берлен.." ("Бога благословенного и всевышнего милостью и благодатью..."). Российская тугра должна была производить самое выгодное впечатление на адресатов русского царя. Она имела несколько иной рисунок, нежели османский и крымский образцы,
но увеличение числа вертикалей - знамен не сделало ее
более тяжелой в сравнении с прототипами. Особенной легкостью силуэта отличается тугра упоминавшейся грамоты
Михаила Федоровича, в которой было найдено оптимальное
соотношение между линией и окололинейным пространством,
достигнута высочайшая организация графического материала. Взвившиеся над "ладьей" (буквой "би") тонкие древки
восточных знамен воспринимаются как звонкий музыкальный
аккорд, поднявшийся до немыслимой высоты и ниспадающий
вниз струящимися линиями знаменных хвостов. Их стреми-
тельное движение пронизывает основание тугры и растворяется в спокойном изгибе шлейфа (буквы "нун") влево
от "корпуса" тугры. "Звучание" знака усиливалось золотым сиянием его линий. Позже тугра приобрела более статичный,степенный облик, но не утратила своего
изящества.
MG-6754.jpg
Тугра царя Михаила Федоровича
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
Модель Вселенной на тугровых грамотах

Из альбома: Сагит Фаизов Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах. Бахчисарай - Москва. 2002.00028bya

Модель Вселенной на тугровых грамотах

Обязанная своим рождением парадно-канцелярскому делопроизводству тугра была задействована на всех уровнях этого отнюдь не утилитарного искусства. Ее предназначение отнюдь не ограничивалось удостоверительной и репрезентативной функциями. Тугра - центральное звено художественной структуры грамот, которые должны рассматриваться как целостные художественные произведения со своей специфической образной системой. Каждый элемент этой системы: краткое богословие (“бисмилла”, по терминологии турецких историков), верхнее поле (между богословием и тугрой), тугра и текст грамоты - имеет, на наш взгляд, символическое предназначение и занимает свое, строго определенное место в сакральной стратиграфии грамот. В совокупности они образуют символико-художественную целостность - модель Вселенной, теософски выдержанную конструкцию из наиболее важных с теологической точки зрения элементов мироздания (1).

https://sagitfaizov.livejourna...e179353369
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
Мехмед IV Герай: «...И меру познал»

9.jpg

Тугра и строки из поэтических произведений хана Мехмеда IV Герая, творившего под псевдонимом Кямиль. За любовь к философии, наукам и богословию был прозван Софу, то есть Суфий.

Софу Мехмед IV Герай дважды занимал трон Крымского ханства: в 1641-1644 и 1654-1666 гг. Был смещен за отказ участвовать в венгерских походах турецкого султана. Крымские беи высказали готовность поддержать своего хана, если бы он решил сопротивляться султану. Однако Мехмед IV оставил престол и ушел в дервиши.

Использован фрагмент фотографии мохаббат-наме (послания) хана Мехмеда IV Герая, написанного в 1654 г., из альбома Фаизов С. Тугра и Вселенная. – Москва-Бахчисарай: Древлехранилище, 2002.

Материал написан по книге Гайворонский А. Созвездие Гераев. – Симферополь: Доля, 2003.
https://kartamirakrym.blogspot.com/2014/10/iv.html
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
Выставка тугр татарских ученых: как выглядели личные печати Каюма Насыри и Шигабутдина Марджани

«В первую очередь, хочу рассказать о том, откуда же у татар появились тамги. Тугры и тамги – это пришедшие к татарам уже очень давно еще с булгарских времен (а может и раньше) знаки, потому печати использовались еще во времена Пророка Мухаммада ﷺ.
У татар сохранилось очень много тамг, что говорит о том, что еще во времена Золотой Орды у татарского народа искусство печатей было на достаточно высоком уровне, поэтому каждую тамгу можно рассматривать как произведение этого искусства. Как правило, тамги использовались элитами, писателями, учеными, зажиточными людьми, которые ставили их в качестве личной печати или подписи.
54b5d810cd0f46fa80f4b8fa79efccce.jpg

Подробнее: https://milliard.tatar/news/vy...s193619634

P.S. Исходя из этой статьи, по всей видимости, иногда слова тугра и тамга используются как синонимы, но до сих пор я встречал, их раздельное применение и назначение. В моем понимании тамга, несет в себе более архаичное и упрощенное в исполнении представление. Несомненно в тугре присутствует каллиграфия.
Вот что выдает нейросеть: Тамга и тугра — это разные символы, которые имеют различные значения и использование.

Тамга — это символ или знак, исторически использовавшийся племенами и кланами в Центральной Азии, а также правителями разных государств и империй. Слово «тамга» буквально означает «штамп» или «печать» на монгольском и тюркском языках. Тамги обычно представляют собой геометрические или абстрактные символы. 1

Тугра — это каллиграфическая монограмма, печать или подпись правителя, например, султана в Османской империи, содержащая его имя и титул. 14 Тугры широко использовались на государственных документах, монетах и воротах мечетей, выполняя идентификационную функцию.
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18690
Татар акчасы музее

Cреди основных компонентов тугры стоит выделить следующее - два овала или петли, разного размера, вытянутых влево, и имеющих турецкое название "бейзэ", что буквально означает "яйцо". Эти линии являются стилизованными буквами из имени султана, одновременно олицетворяя, по одной из версий, малой петлёй Чёрное , а большой петлёй Средиземное моря, контролируемые Османской империей. Изогнутые хвосты этих петель, горизонтально вытянутые вправо, именуются "ханджар" , так называется традиционный турецкий кинжал, отображая этим символ власти. В более политизированной версии , эти две линии являются ещё и границами Халифата и Османской империи.
Далее идут три вертикальных черты, так же являясь частью слова, их соотносят с буквами "алиф" или "лям", такой элемент имеет название "туги" (флагштоки), слово , означающее древко , с привязанным к нему конским хвостом, и относящимся к символам власти. Другое название - "кутас", или "бунчук".
На тугах расположены ниспадающие волнистые линии , к буквам они не имеют отношения, но так же имеют своё название "зюльфе" - "локоны". Cкорее всего , они должны показывать движение Османов с Востока на Запад.
Внизу тугры , очень компактно выписывалось имя и множественные титулы правящего султана, а так же его отца Это место, где желающий что то добавить, мог разместить дополнительную информацию, в виде религиозных куплетов, или молитв о даровании султану всяческих побед, ну и всё в подобном духе, Допускались так же , и просто , ничего не значащие элементы, чисто для украшения. Здесь же мог размещаться и текущий год по хиджре.
C момента своего появления, тугра служила подтверждением подлинности подписанного ей документа, естественно , что и наказание за подделку тугры было крайне суровым - смертная казнь. Отметим, что уровень сложности при написании тугры был практически запредельным, что требовало наличие у каллиграфов самого высокого уровня подготовки. Пожалуй самой красивой тугрой считается тугра Сулеймана I Великолепного, сделавшего свою подпись настоящим произведением искуства.

govWPry-_Bw.jpg?size=2560x2201&quality=95&sign=d45ba8086372fcc481933b3bb97a5e9f&type=album

https://vk.com/tatar_akchasy_m...f837291398


Прикрепленный файл (Восточный герб царей.pdf, 116713 байт)
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Klim2018

Klim2018

Сообщений: 29940
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 31374
Турецькі печатки XVII ст.
9.png 7.png
10.png 8.png
Джерело:
Брель О.В., Діденко Я.Л. Турецькі печатки XVII ст. ( з нових надходжень до фондів НІКЗ "Чигирин") // Матеріали наукової конференції "Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки". Київ, Музей історичних коштовностей України, 20 – 21 листопада 2017 р. // – Київ: "Фенікс". 2018. С. 162 – 163.
---
Знания - сила
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Tugan
Вверх ⇈