Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Архивы разные »   Региональные архивы РФ »   Архивы Нижегородской области »   Гос.архив Нижегородской области г.Арзамас (ГАНО г.Арзамас) »   Фонды о староверах и старообрядцах
RSS

Фонды о староверах и старообрядцах


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 * 3 [ >>>>>> ]
Модераторы: TatianaLGNN, Lara, Perrula, Тонышев Сергей
ivn_vk
Почетный участник



Нижний Новгород
Сообщений: 239
Регистрация: 2013
Рейтинг: 122 

BobkovNV, написал в личку.
BobkovNV
Долгожитель форума



Г. Жуковский, МО
Сообщений: 407
Регистрация: 2016
Рейтинг: 206 

Адрес-календарь нижегородской епархии 1904г.

С. Ковакса. Храмъ камен. (1836); престолы: гл. св. Николая Чуд.,
прд. ик. В. М. Казан. Утв. недостат. Земли 36 д.; дом. у свящ. церк.,
у псаломщ. соб.: каз. жал. 120 р. 38 к.; въ прих. 1 д., прав. 623 м.
666 ж., раскол. 598 м. 654 ж
.; зем. шк. Іерей О. Фед. Доброхотовъ,
въ прих. съ 1904 г. Псаломщ. П. И. Раевичъ, 21 г., ок. д. уч., въ
прих. съ 1901 г. Ц. ст. С. С. Лаврентьевъ (1903).

Получается село было поделено поровну на православных и раскольников в 1904 году очень интересно.
Интересно как они уживались?

Такую же информацию можно посмотреть и по остальным селам нижегородской губернии.

---
Разыскиваются: Бобков, Сальников,
Солдатов, Белоусов. Последний раз были замечены - село Ковакса, Арзамасский уезд.
vyatchanka
Долгожитель форума



г.Киров
Сообщений: 1523
Регистрация: 2010
Рейтинг: 1208 

BobkovNV.Даже в одной семье были и православные,и старообрядцы.Уживались,видимо.
BobkovNV
Долгожитель форума



Г. Жуковский, МО
Сообщений: 407
Регистрация: 2016
Рейтинг: 206 


ivn_vk написал:
[q]
В арзамасском уезде существовали (и существуют по сей день) общины староверов и старообрядцев.
Может ли кто нибудь рассказать об этих общинах, перичислить, классифицировать?
[/q]


Старообрядцы на территории Нижегородской епархии
С момента возникновения раскола пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли, и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу она и была учреждена здесь в 1672 г.

Первый митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет (1672–1686 гг.), выступал на Соборе против Никиты Пустосвята и др. раскольников, во все продолжение управления епархией деятельно заботился об искоренении раскола, но поскольку не хватало ученого духовенства и сам Филарет был часто в отъезде в столице, раскол процветал. Павел I (1686–1696 гг.) также не преуспел в борьбе с расколом. Трифилий (Инихов) был восприемником Александру Строганову, а Строгановы симпатизировали старообрядчеству. Исаия (1699–1707 гг.) «привержен был к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам» сам. Сильвестр (Волынский) (1708–1719 гг.) поставлен был на Нижегородскую кафедру «с условием печься об искоренении раскола, но старался более о построении церквей». В общем, до Питирима обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. По фольклору – «надежное и уютное прибежище». Керженец – «столица» старообрядчества, сюда писали не только из Москвы, Поморья и Сибири, но и из-за границы. Здесь собирались соборы Керженских старцев, имевшие авторитет для всех старообрядцев. При Питириме (1719–1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, но это годы репрессий против старообрядцев как идеологов «старины»: у Питирима было право казнить и лишать имущества крамольников.

Для обращенных из раскола Питирим учредил монастыри – мужской Кержебельмяшский и женские Бельмяшский (1708 г.) и Рождественский на р. Санахте (еще будучи сам официально строителем Переяславского Никольского монастыря, на деле – агентом Петра I по розыску против раскола). В 1716 г. был обмен вопросами о Православной вере с Керженскими старцами: Питирим направил им 130 вопросов, старообрядцы – 240 вопросов в ответ.

В 1719 г. в с. Пафнутово Балахнинского уезда было его собеседование с раскольниками, где он официально победил. Возил старца Варсонофия и диакона Александра в Москву представлять царю как обращенных. Труд Питирима «Пращица противу вопросов раскольнических» в 1721 г. был разослан по всем епархиям.

Официально при Питириме из 367 790 жителей Нижегородской епархии раскольников насчитывалось только 7269 человек, из 94 раскольничьих скитов осталось только 2 – в Оленеве и в Шарпане. Но после смерти Питирима ставленники его – приходские священники – не имели возможности указывать в отчетах старообрядцев, т.к. жить в селах им было бы невозможно. Большинство священников своим прихожанам сами сочувствовали, и писали, что те все ходят в церковь.

При Екатерине II законодательство Петра I в отношении старообрядцев было пересмотрено (что видно из выписок постановлений о раскольниках).

Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798–1811 гг.) позволил старообрядцам совершать богослужение в Духовской церкви (1798 г.), бывшей монастырской. А в 1801 г. старообрядцам велено иметь церковь и особых священников, рукоположенных Вениамином, и отправлять богослужение по старопечатным книгам. (Предпринимались попытки обращения старообрядцев в единоверие).

При Николае I политика в отношении старообрядцев ужесточилась. Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский (1827–1832 гг.) обратил несколько тысяч раскольников в Православие.

По данным Нижегородского архива, после закона о свободе совести от 17 октября 1906 г. число старообрядцев резко возросло. В 1910 г. насчитывалось 57632 тыс. душ. (Белокриницкого священства – 17763 души; приемлющих священство от Господствующей церкви – 6 526 душ; Спасова согласия – 15 188 душ; поморцев – 13 611 душ; беспоповцев-самокрестов – 4 519 душ; молокан – 606 душ; штупристов – 147 душ; пашковцев – 16 душ; бытийных самокрестов – 35 душ).

Официально зарегистрированы в 1910 г. были 85 общин (25 общин Белокриницкого священства, 26 – Спасова согласия; 22 – поморско-брачного согласия; 6 – беспоповцев-самокрестов и 3 общины – приемлющих священство от Господствующей церкви).

По сведениям, данным полицмейстером г. Н. Новгорода, в 1909 г. в г. Н. Новгороде было три старообрядческие общины:
1. Поморского законно-брачного согласия, имевшая молитвенный дом на Телячьей улице в доме Шульпина, быв. Хвальковского. 139 человек. Настоятель – П. С. Шульпин.
2. Белокриницкого священства, имевшая два молитвенного дома: на Ильинке в доме Сироткина и в доме Карповой в фабричной слободе (домовая). В первом доме проживал старообрядческий епископ Иннокентий, в ведение которого входили Нижегородская и Костромская губернии с 55 священниками и 25 общинами. 112 человек в общине. Настоятель – Г. А. Спирин.
3. Никольская приемлющая священство, переходящее от Господствующей церкви. Имела кладбище, т.н. «Бугровское» за монастырем, близ Марьиной рощи, и на нем 2 храма, кроме этого при доме Бугрова на Нижнем Базаре у Н.А. Бугрова – домовая моленная. 51 человек. Настоятель – Ф. А. Петрин.
Всего церквей и моленных домов – шесть и одно кладбище с общежитием.

В доме Сироткина на Ильинке ежегодно бывали съезды (в августе месяце):
1. Епархиальный старообрядческий, собираемый по распоряжению епископа для обсуждения экономических и просветительско-религиозных вопросов;
2. Всероссийский, преимущественно из уполномоченных общин, на котором обсуждались экономические вопросы всех старообрядцев. (ЦАНО, Ф. 5. оп. 50, д. 10644, л. 56-57).

В 1910 г. – «по примеру прошлых лет» – проводились противораскольнические собеседования в одном из храмов Благовещенского монастыря с 1 по 22 августа, в дни Ярмарки, на которую традиционно прибывало множество старообрядцев (ЦАНО, Ф. 1025, оп. 2271, д. 1, л. 214-214 об.).
Противораскольнические собеседования проводили священники г. Н. Новгорода по особо составленному расписанию. Но были и штатные епархиальные и уездные противораскольнические миссионеры: Г.И. Великанов, В. Костров, П. Г. Савельев (уездный).

В 1916 г. общин старообрядцев стало 97. Старообрядцы имели 121 молитвенное здание, 1 монастырь белокриницкого священства (из 4-х иноков и 4-х послушников) и при Нижегородской Никольской общине – общежитие монахинь. Общине принадлежали богадельни (Белокриницкой и приемлющих священство) и 5 школ. С 1905 г. старообрядцы имели право обучать своих детей Закону Божию у начетчиков своего толка.

Список старообрядческих общин Нижегородской губернии на 1916 г.

I. Ардатовский уезд – 2 общины:
Обе – с. Личадеево, «Спасова согласия»
II. Арзамасский уезд – 6 общин:
- с. Чернуха – «Белокриницкой иерархии» – 2 общины
- с. Собакино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Тумановов – «Спасова согласия»
- с. Ковакса – «Белокриницкой иерархии»
- с. Костянка – «Спасова согласия»

III. Балахнинский уезд – 9 общин:
- д. Остапово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Городец – приемлющие священство от Господствующей церкви переходящее
- д. Кузьмина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Гнилицы – «Беспоповцев самокрестов»
- с. Городец – «Белокриницкой иерархии»
- д. Климстино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви»
- с. Сормово – «Поморского брачного согласия»

IV. Васильский уезд – 10 общин:
- д. Огнево-Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Поморского согласия»
- с. Елховка – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новый Усад – 2 общины «Поморского брачного согласия»
- с. Антоново – «Поморского брачного согласия»
- д. Турбанка – «Поморского согласия»
- д. Огнево-Майдан – «Поморского брачного согласия»
- с. Белавка – «Спасова согласия»
- с. Чугуново – «Спасова согласия»
Ф. 61, оп. 316, д. 1006, лл. 15 – 18.

V. Горбатовский уезд – 17 общин:
- с. Ворсма – «Спасова согласия»
- г. Горбатов и его окрестности – «Белокриницкой иерархии»
- д. Б. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. М. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. Богданова – «Спасова согласия»
- д. Венец – «Спасова согласия»
- д. Натальино – «Спасова согласия»
- с. Мартово – «Белокриницкой иерархии»
- д. Окулово – «Поморского брачного согласия»
- д. Степурино – «Спасова согласия»
- с. Бочиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Хвощевка – «Спасова согласия»
- д. Шишова – «Спасова согласия»
- д. Масленка – «Спасова согласия»
- д. Рыльково – «Спасова согласия»
- д. Панино – «Спасова согласия»
- с. Озерищи – «Спасова согласия»

VI. Княгининский уезд – 10 общин:
- с. Картмазовка – «Поморского брачного согласия»
- с. Бокалды – «Поморского брачного согласия»
- с. Конышево – «Спасова согласия»
- с. Богохранимое – «Поморского брачного согласия»
- с. Б. Мурашкино – «Белокриницкой иерархии»
- д. Коноплянка – «Безпоповцев самокрестов»
- с. Ичалки – «Спасова согласия»
- с. Рождествено – «Поморского брачного согласия»
- д. Княж-Павлово – «Поморского законно-брачного согласия»
- с. Кремницкое – «Самокрещенского брачного согласия»

VII. Лукояновский уезд – 12 общин:
- с. Б. Маресево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Языковка – «Спасова согласия»
- с. Кемля – «Спасова согласия»
- д. Ташкина – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Спасова согласия»
- с. Байково – «Поморского брачного согласия»
- с. Средние Пичингуши – «Спасова согласия»
- с. Акаево – «Поморского брачного согласия»
- с. Оброчное – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Качкурово – «Спасова согласия»
- с. Саитовка – «Спасова согласия»

VIII. Макарьевский уезд – 8 общин:
- д. Будилиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Борок – «Поморского брачного согласия»
- д. Красный Яр – «Белокриницкой иерархии»
- д. Ачутино – «Поморского брачного согласия»
- с. Разнежье – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кременки – «Поморского брачного согласия»
- с. Асташиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Великомское – «Поморского брачного согласия»

IХ. Нижегородский уезд – 17 общин:
- с. Сохтанка – «Спасова согласия»
- д. Шерменево – «Спасова согласия»
- д. Каменки – «Спасова согласия»
- д. Гари – «Поморского брачного согласия»
- д. Гремячка – «Спасова согласия»
- с. Спирина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Калейниково – «Самокресты»
- с. Безввозное – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новоликеево – «Спасова согласия»
- д. Михальчиково – «Поморского брачного согласия»
- с. Мокрое – «Поморского брачного согласия»
- д. Водолейка – «Поморцы-самокресты»
- д. Мокрая – «Спасова согласия»
- д. Ельня – «Поморского брачного согласия»
- д. Цедень – «Белокриницкой иерархии»
- д. Утечина – «Поморского брачного согласия»
- д. Чачлово – «Поморского брачного согласия»

Х. Семеновский уезд – 8 общин:
- д. Елесино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Кошелево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кондратьево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Якимиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Наумово – «Поморского брачного согласия»
- г. Семенов – «Приемлющих священство»
- д. Понаво – «Белокриницкой иерархии»
- д. Быстрья – «Белокриницкой иерархии»

ХII. Сергачский уезд – 5 общин:
- д. Мокрый Майдан – «Спасова согласия»
- с. Толбы – «Безпоповцы»
- с. М. Ключево – «Безпоповцы»
- с. Смирново – «Спасова согласия»
- д. Шерстино – «Спасова согласия»

В 1918 г. «по материальной необеспеченности» миссионеры «в самую трудную для церкви минуту поступили на приходы».
В 1922 г. был создан Старообрядческий союз.
В 1929 г. в Н. Новгороде было 6 старообрядческих церквей и 2 молельни:
1. В 1925 г. бывшая часовня Мало-Пицкого монастыря была передана Никольской общине старообрядцев, и на углу улиц Грибоедова и Полевой появилась старообрядческая церковь (в 1929 г. «по просьбе трудящихся» она тоже была закрыта).
2. Успенская старообрядческая церковь (1923–1935 гг.).
3. Бугровский скит на кладбище (был закрыт в 1930 г., Вознесенская церковь была отдана под туберкулезную колонию).
4. Церковь б. Сироткина на Жуковской улице.
5. Молитвенный дом на Гоголевской улице Куйбышевского района (закрыт в1938 г.).
6. Молитвенный дом в Автозаводском районе (ликвидирован в 1938).
В 1935 г. на 125 старообрядческих обществ и 47 групп края было 65 молитвенных зданий.
По данным ЦАНО, в 1937–38 гг. были арестованы и расстреляны 60 человек священно- и церковнослужителей – старообрядцев, из 99 человек – служителей культа, зарегистрированных в 1935 г.
Первая старообрядческая церковь открыта после войны в 1948 г. в д. Большое Непряхино Уренского района белокриницкой иерархии.
В 1989 г. было зарегистрировано 6 религиозных объединений старообрядцев (3 – белокриницкой иерархии, 1 – беглопоповской, 2 – беспоповской). В 1990 г. числилось 8 старообрядческих общин.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой

---
Разыскиваются: Бобков, Сальников,
Солдатов, Белоусов. Последний раз были замечены - село Ковакса, Арзамасский уезд.
alloalla
Новичок



Москва
Сообщений: 19
Регистрация: 2016
Рейтинг: 32 

Добрый день!

Среди своих предков нашла старообрядцев из деревни Булдаково, Арзамасский р-н.

1.07.1898 – род. Анна, у крестьянина д. Булдаково Фёдора Ивановича Лимонова и жены Матрёны Павловны, оба спасова согласия (сектанты). (восприемники – крест. Илья Михайлович Брагин и солдатская девица Анастасия Фёдоровна Лимонова).

Если вдруг кто-то уже занимался ревизскими сказками или другими материалами по Булдаковским старообрядцам, буду благодарна за информацию.

Спасибо

Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Старообрядчество" (19 февраля 2017 12:37)
BobkovNV
Долгожитель форума



Г. Жуковский, МО
Сообщений: 407
Регистрация: 2016
Рейтинг: 206 

[q]
Адрес-календарь нижегородской епархии 1904г.

С. Ковакса. Храмъ камен. (1836); престолы: гл. св. Николая Чуд.,
прд. ик. В. М. Казан. Утв. недостат. Земли 36 д.; дом. у свящ. церк.,
у псаломщ. соб.: каз. жал. 120 р. 38 к.; въ прих. 1 д., прав. 623 м.
666 ж., раскол. 598 м. 654 ж.; зем. шк. Іерей О. Фед. Доброхотовъ,
въ прих. съ 1904 г. Псаломщ. П. И. Раевичъ, 21 г., ок. д. уч., въ
прих. съ 1901 г. Ц. ст. С. С. Лаврентьевъ (1903).
[/q]


Только сейчас подумал в адрес-календарях при указании числа жителей указывается число прихожан церкви а не число проживающих в селе?
Получается в данном примере указано общее число прихожан села и 1-ой деревни и кол-во жителей села на самом деле меньше чем здесь указано.
Если не прав поправьте кто разбирается в делах церковных, а то я по "первости" сложил всех и считал это кол-вом жителей села.

---
Разыскиваются: Бобков, Сальников,
Солдатов, Белоусов. Последний раз были замечены - село Ковакса, Арзамасский уезд.
chirunya
Новичок



Сообщений: 2
Регистрация: 2017
Рейтинг: 1 

Добрый день!
Я ищу информацию о своих родственниках Лютовы Федор и Мария. Они жили в Коваксе, были зажиточными. Вероисповедание: староверы (белокринницкая).
Хочу вас попросить, пожалуйста, посмотреть в списках, которые у вас есть, может там есть какая-нибудь информация о них?
Буду очень благодарна!

---
Ищу сведения о Чирковых/Лютовых и Савиновых, с. Ковакса, Арзамаский район.
О Ивановых/Марковых, Аликовский район Чувашской Республики, а также о Ващаевых Ростовская область, Вешенский район.
ivn_vk
Почетный участник



Нижний Новгород
Сообщений: 239
Регистрация: 2013
Рейтинг: 122 


chirunya написал:
[q]
[/q]

После того как Николаем вторым было разрешено создавать свои общины, указанные вами староверы подавали заявление с просьбой создать такую общину и им разрешили. В ЦАНО г. Н.Новгород есть соответсвуюшее дело. В нем есть фамилии и имена.
BobkovNV
Долгожитель форума



Г. Жуковский, МО
Сообщений: 407
Регистрация: 2016
Рейтинг: 206 

Дело из архива Нижегородской архивной комиссии № 2702: Макарьевские сектаторы (1865-1867)

Источник: Нижегородская ученая архивная комиссия. [Т. 1]. Вып. 2 : [III-V]. [Заседание 4 февраля - 30 мая 1888 года]

ссылка:
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 * 3 [ >>>>>> ]
Модераторы: TatianaLGNN, Lara, Perrula, Тонышев Сергей
Генеалогический форум ВГД »   Архивы разные »   Региональные архивы РФ »   Архивы Нижегородской области »   Гос.архив Нижегородской области г.Арзамас (ГАНО г.Арзамас) »   Фонды о староверах и старообрядцах
RSS
Пользователи на сайте

Генеалог
geneologia2009

Волгоград
Провожу поиск в архивах Волгоградской и ...

Генеалог
vikarii

Профессиональные: военная история (соц...

Генеалог Генеалог
Yama

СПб
Восстанавливаю старые фотографии.

Генеалог
Tiana717

Москва