МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
МК православных приходских церквей
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:16 До 1917 года аналогом современных актовых книг ЗАГС служили метрические книги, куда вносились записи об изменении гражданского состояния человека: фиксировались рождение, брак, смерть. Велись метрические книги (МК) в церквях, священниками, поскольку практически все изменения гражданского состояния почти всегда сопровождались религиозным обрядом: рождение - крещением, брак - венчанием, смерть - отпеванием. Начало ведения МК - 1720е годы. С этого времени до 1917 форма записей менялась несколько раз. Приведенная ниже информация касается в бОльшей степени МК XIX века; в целом - чем позже, тем больше информации содержится в записях.
Каждая метрическая книга начиналась 1м января, и заканчивалась 31м декабря. Затем начинали новую книгу. Таким образом, метрические книги охватывали период в 1 год. Каждая метрическая книга состояла из трех разделов: "О родившихся", "О бракосочетавшихся", "Об умерших".
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАПИСЕЙ • записи велись по старому стилю (по юлианскому календарю); • год указывался на титульном листе книги, и повторялся на последующих страницах; • месяц указывался один раз, в графе с датами рождения и крещения; • записи велись по календарному принципу, но главным событием считалось церковное таинство. Таким образом, подряд в книге могут идти записи о детях, крещеных в один день, но рожденных один два дня назад, а другой две недели назад; • полное именование человека (ФИО) указывалось не всегда, вплоть до середины 1900х годов. Ограничивались именем и отчеством (Мария Иоаннова, т.е. Мария Ивановна).
"О родившихся" Этот раздел включал в себя следующие графы: • порядковый номер записи; • дата (число) рождения; • дата (число) крещения; • имя младенца; • данные о родителях; • данные о восприемниках (крестных родителях); • место проведения обряда, перечень священнослужителей.
Данные о родителях включали в себя: Сословную/владельческую принадлежность и место жительства (приписку), ФИО, вероисповедание. Для рожденных вне брака детей указывалась только мать. В записях городских церквей указывали адрес проживания родителей (дом с номером или фамилией владельца), согласно предъявленному документу (паспорт, и тд.)
Данные о восприемниках включали в себя: Сословную/владельческую принадлежность и место жительства (приписку), ФИО, вероисповедание. Восприемников (крестных родителей) минимально требовалось по одному - женщина для младенца-девочки, мужчина для младенца-мальчика. Но чаще всего их было двое, мужчина и женщина, не состоящие между собой в браке. В некоторых случаях (при рождении дворянских детей, купеческих) восприемников бывало больше, для придания событию бОльшей значимости; приглашали обычно известных людей или титулованных особ.
В раздел "О родившихся" записывали и тех, кто во взрослом возрасте принял православие, перейдя из иной веры. В этом случае ФИО родителей не указывали, формулировка была примерно такая (в случае с лютеранами, например): "Дочь Лифляндского гражданина, имярек, состоявшая в лютеранском вероисповедании, вследствие изъявленного ею решительного желания, помазанием св.Мира присоединена к православной Греко-Российской церкви, с оставлением ей имени Анна, в честь св.мученицы Анны, празднуемом св.православной церковью 5 июля". Восприемников в этом случае не было, зато записывали, кто присутствовал при Миропомазании (в качестве свидетеля).
"О бракосочетавшихся" Этот раздел включал в себя следующие графы: • порядковый номер записи; • дата (число) венчания; • данные о мужчине + возраст; • данные о женщине + возраст; • перечень поручителей (свидетелей) со стороны жениха и невесты; • место проведения обряда, перечень священнослужителей.
Данные о женихе/невесте включали в себя сословную/владельческую принадлежность и место жительства (приписку), ФИО, вероисповедание. Также указывалось для каждого из них, каким браком венчался (первобрачный/ая, второбрачный/ая и т.д.)
Данные о поручителях (свидетелях) (двое мужчин со стороны жениха и двое мужчин со стороны невесты) включали в себя сословную/владельческую принадлежность и место жительства (приписку), ФИО, вероисповедание.
В связи с тем, что в метрические книги записывали изменения гражданского состояния, сопровождавшиеся церковным таинством, записей о разводах в них почти нет. Особой графы или раздела для такой информации не имелось. Развод в православии был делом непростым, совершался нечасто, оформлялся решением духовного (обычно епархиального) суда. Периодически можно встретить вложенный в МК лист с информацией о разводе.
"Об умерших" Этот раздел включал в себя следующие графы: • порядковый номер записи • дата (число) смерти • дата (число) отпевания и погребения • данные об умершем • возраст на момент смерти (сколько полных лет) • причина смерти • место захоронения • когда и при каких обстоятельствах был в последний раз исповедан • место проведения обряда, перечень священнослужителей • В случае смерти несовершеннолетних указывалось также ФИО отца.
Информация о причине смерти приходила из разных источников - со слов родственников, из медицинского документа, умозаключение самого священника. Единого списка болезней не существовало, поэтому наряду с привычными диагнозами "от кори", "от дифтерии" встречались и "от горячки", "от старости", "от водянки", "от младенческой слабости", и т.д. В случае с самоубийствами, поскольку самовольное лишение себя жизни в православии считается грехом, часто дописывали "в припадке умопомешательства", чтобы действие квалифицировалось, как неосознанное. Как в случае самоубийств, так и в случае убийств, делалось примечание о наличии заключения пристава.
Существовал и четвертый раздел - "О присоединившихся" Примеров заполненных страниц не нашлось, только титульный лист и незаполненный разворот. Эта четвертая часть встречается, в основном, в МК тех губерний, где многие присоединялись к православию - территории Царства Польского, Лифляндия, Курляндия, Эстляндия, и т.д. Как уже указывалось в описании первого раздела, "присоединившиеся" - те, кто принял православие в условно взрослом возрасте, сознательно перейдя из иной веры.
Раздел включал в себя следующие графы: • порядковый номер записи; • дата (число) крещения; • ФИО присоединившегося; • данные о сословии и прежнем вероисповедании; • возраст (полных лет) • данные о восприемниках (крестных родителях) или свидетелях; • перечень священнослужителей.
СПЕЦИФИЧНЫЕ ТЕРМИНЫ И ФОРМУЛИРОВКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ЗАПИСЯХ
• В записи о рождении, в примечании может быть указано "крещен повитухой/акушеркой/повивальной бабкой страха ради смертного". Если ребенок рождался слабым или почти нежизнеспособным, его старались окрестить немедленно. Крестить мог любой мирянин православного исповедания, обычно это была принимавшая роды повивальная бабка. Если младенец выживал, его относили в церковь, где священник дополнял мирское крещение Таинством Миропомазания. • В записях об умерших вместо указания имени священника, проводившего отпевание, можно встретить "отпет соборно". Это означает, что отпевание проводилось группой священников (иереев, архиереев). Как правило, соборно отпевали известных людей, церковных благотворителей, священнослужителей. • Так же в записях об умерших в графе о последней исповеди может быть указано "соборован". Это означает, что над умирающим было произведено Таинство Соборования, церковный обряд, включающий прощение забытых, неисповеданных грехов. Соборование совершали как над обычными людьми (во время Великих постов), так и над умирающими.
ВАЖНАЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В МЕТРИЧЕСКИХ КНИГАХ
Помимо очевидного (дата и место рождения, имя ребенка, имена и данные родителей) в метрических книгах содержится немало иной информации, полезной для генеалогического поиска.
Во-первых, это информациях о восприемниках и свидетелях. Восприемниками и свидетелями не выступали случайные люди, как правило, это были родственники или близкие друзья семьи. Например, в случае, если восприемницей выступала незамужняя сестра матери ребенка, мы можем узнать неизвестные нам ранее девичью фамилию, добрачную сословную принадлежность и приписку матери ребенка.
Во-вторых, это позднейшие дополнения, вписанные в метрическую книгу. Как до 1917 г., так и после. • Так, если родители незаконнорожденного ребенка вступали в брак, и отец узаконивал ребенка, в МК делалась запись об этом событии, обычно указывали и дату вступления родителей в брак. И в дальнейшем все выписки из метрической книги о рождении, подаваемые в различные учреждения, уже не содержали никакого упоминания о незаконнорожденности. • В случае перемены фамилии подросшим ребенком (по желанию, по причине усыновления) в МК тоже вносилось соответствующее дополнение, с указанием новой фамилии (имени) и причины перемены. • После 1917 г. метрические книги на протяжении длительного времени хранились в отделах ЗАГС, и довольно часто в них вносились различные пометки. Помимо уже упомянутых записей о перемене имени/фамилии, можно найти даты выдачи повторных свидетельств о рождении, или даты обращения к МК для сверки сведений (например, при проверке возраста перед оформлением пенсии). Пометки вносились касательно живых на тот момент людей. Поэтому если в МК рядом с записью о рождении обнаруживается пометка работника ЗАГС с датой (от 1920х до 1980х годов), можно с 99% вероятностью утверждать, что по состоянию на ту дату человек был жив. Это важно, если судьба родственника вам плохо известна.
ГДЕ НАЙТИ МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ?
Метрические книги православных церквей Российской империи переданы в региональные архивы согласно современному административному делению. Некоторые архивы активно занимаются оцифровкой своих МК, и выкладывают их онлайн на своих сайтах (ЦГА Москвы, ЦГИА СПб, Тверской архив, Тульский и т.д.). Эти сканы не индексированы, найти человека по фамилии на сайтах нельзя.
В 1990е годы в некоторых российских архивах МК были пересняты на микрофильмы, и доступ к пленкам можно получить на сайте Family Search (там МК церквей Тверской епархии, Самарской, многих церквей Украины и т.д.). На этом сайте часть пленок индексирована, можно вести поиск по фамилии. Некоторые метрические книги попали в музейные фонды.
Важно: метрические книги велись в двух экземплярах, один по завершению года оставался в приходской церкви, другой отсылался в архив Консистории. До сих пор некоторые книги сохранились в двух экземплярах.
НЮАНСЫ РАБОТЫ С МЕТРИЧЕСКИМИ КНИГАМИ: • уже упоминавшееся частое отсутствие фамилий; • возраст вступавших в брак или умерших нередко указывался со слов; • год рождения в советских документах не всегда указывался реальный, по разным причинам. Поэтому просматривать МК следует не за один год, если запись не находится, а взять и соседние, +/- два-три года минимум; • если ребенок рожден, когда мать находилась не по месту постоянного жительства, в "родной" приходской МК записи не будет. Но иногда родители приносили выписку оттуда, где крестили ребенка, и ее подшивали в приходскую МК. • в деревнях бывали случаи, когда ребенка крестили (и вписывали в МК) спустя год и более после рождения, по разным причинам (слабое здоровье, жили далеко от церкви и т.д.). Так что искомая запись может обнаружиться не в фактический год рождения, а спустя годы. • правильность записей зависела от грамотности того, кто вел метрическую книгу. Поэтому в именах, фамилиях, топонимах могут встречаться ошибки или разночтения.
На иллюстрациях (сканах страниц МК) ниже можно найти различные примеры записей, в т.ч. перечисленные выше нюансы
(Результаты проверки текста в системе Антиплагиат: Доля общей лексики:5.46875 Доля научной лексики:94.53125 Оценка связности текста:73.8461538461539 Модуль поиска (интернет) Заимствования 0,57% Цитирования 0 %, Оригинальность 99,43%) --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | Лайк (1) |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:23 1. "Восприемников по слабости ребенка не было" "По слабости ребенка крещена повивальной бабкой Марией Смирновой"
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:24 2. запись от 1927 г. (ребенок рожден в 1910) "Означенный Иван впредь будет именоваться фамилией Егоров..."
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:25 3. Незаконнорожденная в 1911 г. Екатерина в 1915 г. узаконена своим отцом, вступившим в брак с матерью.
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:25 4. Незаконнорожденный в 1905 г. Александр, узаконен в 1915 г. отцом, вступившим в брак с матерью (та же семья, что и на предыдущем скане).
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:26 5. Мальчик 13ти лет "утонул в реке, погребен по христианскому обряду согласно отношению пристава....." "[исповедан и к Таинствам] приобщен не был по внезапной смерти"
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:27 6. "убит", "погребен согласно отношению судебного следователя..."
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:27 7. Ученик 17ти лет "застрелился", "[исповедован и приобщен] не был по внезапной смерти", ".... погребен на приходском кладбище, согласно отношению пристава...."
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:29 8. титульный лист 4й части МК
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
CathycatМодератор раздела Семейный архивариус  Москва Сообщений: 301 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 206 | Наверх ##
28 февраля 2022 7:30 9. Разворот четвертой части МК "О присоединившихся". В случае отсутствия записей о присоединении, везде писали примерно один и тот же текст. "Что присоединившихся в ХХХХ году из инородцев/инославных по такому-то приходу не было, свидетельствуют священник ХХХ, диакон ХХХ".
 --- Ищу - Антонов Ювеналий Евпсихиевич ( Тамб. губ, Темн.уезд+Краснослободск), Скрябин Иоасаф (Тула+Воронеж.губ), Королёвы (Моск,Тульск губ.), Хелиус (Лифляндия, СПб/Моск губ.), Бабицыны (Уршель\Судогда, Владим.губ), Григорьевы (Смол.губ.-Духовщина,+Москва), Филимоновы (Тульск. губ, Алекс.уезд+Москва) | | |
|