Староверы на территории Беларуси
Список молитвенных домов Минской, Могилевской, Виленской и Витебской губерний.
Jan=Ян Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12107 | Наверх ##
31 января 2010 20:03 Из книги для учащихся: Д.М.Каленчук. Витебская губерния. Уч. пособие для учащихся. Витебск, 1908г.
Население Витебской губернии в 1907 г. составило 1700000 душ. Из них Старообрядцев - 111000 человек.
Там же написано:
Великоруссы живут или отдельными селениями или вместе с прочим населением. Появились они в 17 веке из Московского государства, убегая от преследований за принадлежность к старой вере. Польское правительство, которому тогда принадлежала Витебская губерния, охотно их принимало и наделяло землею с обязательством оберегать от Москвы границы государства. Такие пограничные великоруссы назывались, да и теперь еще называются, панцырными боярами. По религии они почти все -- старообрядцы.
--- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 885 | Наверх ##
1 февраля 2010 12:35 Jan=ЯнJan=Ян написал: [q] Такие пограничные великоруссы назывались, да и теперь еще называются, панцырными боярами.[/q]
Спасибо за информацию, такого я не знала. Очень хочу найти об этом периоде информацию. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Wladzislaw | Наверх ##
1 февраля 2010 18:50 Панцырные бояре не имеют никакого отношения к старообрядцам. Они белорусы, это архаическое сословие, их социальный статус некая промежуточная прослойка (в связи со своей архаичностью) между крестьянами и шляхтой. Я склонен считать панцирных бояр частью шляхетского сословия. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 885 | Наверх ##
1 февраля 2010 19:09 WladzislawWladzislaw написал: [q] Панцырные бояре не имеют никакого отношения к старообрядцам[/q]
Есть историческая литература, указывающая на этот слой населения? --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Wladzislaw | Наверх ##
1 февраля 2010 21:13 РОДАСИ написал: [q] Wladzislaw Wladzislaw написал:[q] Панцырные бояре не имеют никакого отношения к старообрядцам[/q]
Есть историческая литература, указывающая на этот слой населения? [/q]
Сементовский А. Историческая записка о панцирных боярах // Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 год. СПб., 1868. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | |
Jan=Ян Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12107 | Наверх ##
2 февраля 2010 0:51 Wladzislaw
Я привел лишь выдержку из книжки для учеников, изданной в царской России. Это, так сказать, официальная версия властей (для учеников). --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 885 | Наверх ##
2 февраля 2010 10:47 Wladzislaw написал: [q] Панцырные бояре не имеют никакого отношения к старообрядцам. Они белорусы, это архаическое сословие, их социальный статус некая промежуточная прослойка (в связи со своей архаичностью) между крестьянами и шляхтой. Я склонен считать панцирных бояр частью шляхетского сословия. [/q]
Продолжая эту тему: заглянула в инет и вот информация ... . В XVI - XVIII веках так называли одну из категорий служилых людей в Великом княжестве Литовском, а затем - в Речи Посполитой; они несли службу на коне в тяжелом вооружении и занимали промежуточное положение между тяглыми крестьянами и шляхтой. В конце XVIII века в составе Российской империи панцирные бояре близки по сословному положению к казакам и однодворцам.... Далее с удивлением прочитала, что в середине 19в панцирные бояре добровольно переезжали в Западную Сибирь с семьями. Какова причина? Кстати, приведены фамилии, много чисто русских, вполне могли быть эти бояре бывшими русскими староверами. Но это только мое предположение.Очень интересно. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Jan=Ян Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12107 | Наверх ##
2 февраля 2010 20:06Староверы В подтверждение того, что часть Панцирных бояр, живущих в Витебской губернии, могло быть из староверов России, приведу две ссылки из книги.
Вдержки взяты из книги: “Историческiя сведенiя о примечательнейшихЪ местахЪ вЪ Белоруссии сЪ привосукуплениемЪ и другихЪ сведенiй кЪ ней же относящихся.” С-Пет., 1855г.
Первая: “Бояре Панцырные, Путные и Служки: (их права и обязанности). Для защиты своих владений, Польские Короли, желая иметь достаточное количество военных людей, издревле жаловали земли вольным людям, земянам и сельским мещанам, с тем, чтобы пользуясь и другими правами, по долгу присяги и добровольно-принятому на себя званию отправляли б военную службу, состоя под распоряжением властей того замка к которому будут назначены. На таком условии, получившие землю вольные люди, назывались Панцыпными Боярами: разделяясь на Панцырных, Путных и Служек. Обязанность Панцырного Бояра состояла, чтоб во всякое время быть готовым выступить на войну, для которой был обязан иметь добраго коня с седлом, панцырь, прилбицу, меч или корд, збрую с древом (копье), платье цветное, повезу и остроги (шпоры). Путные Бояре … Служки… ”
Вторая: “Народонаселение Белоруссии состоит из отдельных племен Россиян-старообрядцев, Латышей, Лютеран, Белоруссов и Евреев… РОССИЯНЕ (Раскольники или старообрядцы). В XVII веке полки Стрельцов у Царей заменяли нынешнюю гвардию; между ними было весьма много раскольников, число которых во время совокупного правления Царей: Iоанна, Петра и соправительницы Софiи до того умножилось, что Правительство пекущееся о общем благе, для прекращения зла какое могло бы произойти в народе от распространения в нем разных раскольничьих сект и кривых толков вредных Нравственности и Православной вере, повелело: всех злонамеренных, безнравственных и корыстолюбивых лжеучителей преследовать и ловить. … Одни, как участники в Стрелецких бунтах избегая поиска и заслуженной казни, другие, не желавшие носить Немецкого платья вместо Русских кафтанов, и брить бороды, или спасаясь от набора в рекруты, удалились из России в соседственную с нею Белоруссию. Вышедшие с своими семействами из Губерний: Псковской, Новогородской и Тверской, поселились в Витебской Губернии; бежавшие из прочих мест избрали для своего жительства Южную часть Могилевской губернии, где и поселились на острове реки Сожа Ветке, принадлежавшем Пану Халецкому…”
Таким образом из сказанного видно: 1. Польские короли жаловали земли и боярские права опытным в военном деле ВОЛЬНЫМ людям. 2. Из России бежали ВОЛЬНЫЕ люди, опытные в военном деле (Стрельцы-старообрядцы). Возможно даже со своим оружием. 3. Селились они Польскими королями на порубежных с Россией землях.
Вполне логично было дать этим людям Боярское звание, землю и права, и использовать их военный опыт, а не поселять их на земле как простых землепашцев. Тем более, что это происходило в приграничье с неспокойным соседом (Россией). --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 885 | Наверх ##
2 февраля 2010 22:14 Jan=Ян Вполне логично. Что же дальше случилось, почему добровольно в Сибирь неизвестную попросились? Ведь им там манны небесной никто не обещал, жизнь в другом климате, на необжитых землях ... Продолжались преследования? --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
Jan=Ян Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12107 | Наверх ##
3 февраля 2010 21:08 Преследования продолжались. Вот выдержка из той же книги по Могилевским староверам. (Так же могли поступать и с Витебскими, но наверное в меньшем размере).
“(Раскольники или старообрядцы)… Вышедшие с своими семействами из Губерний: Псковской, Новогородской и Тверской, поселились в Витебской Губернии; бежавшие из прочих мест избрали для своего жительства Южную часть Могилевской губернии, где и поселились на острове реки Сожа Ветке, принадлежавшем Пану Халецкому, в имении которого (в местах до того времени глухих и лесистых) вскоре выстроились целые слободы беглых раскольников: но гнездом раскола была Ветка. Наконец для поселения новоприбывших остров сделался недостаточен; тогда стали селиться слободами в недальнем расстоянии от Ветки. Таким образом в 1735 году, во всех принадлежащих к ней поселениях было до 40 000 душ обоего пола. Двукратно объявленными Манифестами им повелевалось возвратиться в Россию: но как раскольники тех манифестов не послушались и обещанием прощения не воспользовались, то Императрица Анна Иоанновна, была вынуждена употребить побудительные меры, а потому с согласия Польского Правительства в 1735 г., в Белоруссию послано 5 полков, под начальством Полковника Якова Григорьевича Сытина. Окружа Ветковские слободы он в них захватил до 40 000 душ обоего пола; годных в службу записали солдаты, прочих переселили в Россию. Это переселение Ветковские жители называют первою выгонкою. Опустевшие слободы, и сама Ветка в продолжение 5 лет снова заселились раскольниками и беглецами, которым очень не нравились рекрутские наборы. Побеги из России в Белоруссию не прекращались: Это побудило Русское Правительство в 1764 г., вторично послать в Польшу Генерал-Майора Якова Васильевича Маслова с двумя полками. Окружа Ветку с принадлежавшими ей слободами (1), Маслов взял в них до 20 000 раскольников и беглецов обоего пола, и в продолжении двух месяцев успел всех перевести в Россию, откуда их большую часть перевезли в Сибирь и там поселили. В Ветку явились новые беглецы раскольники, и опять в ней поселились: их потомки, до сих пор остаются в расколе, производят большую торговлю хлебом, красными и другими товарами. В Ветке была раскольничья церковь, но сгорела, осталась одна колокольня. … ”
(1) Ветковские слободы: Леонтьева, Дубовый, Лог Косецкая, Попсуевка, Марьина, Милиги, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гридня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
|