Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Разрозненные страницы


    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 Вперед →
Модератор: gutta57
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№30.

Допускаю, что был он сыном выше указанного Иоанна Масловкого (пост №28).


gutta57 написал:
[q]
№23.

Петр Иванович Масловский
(1870 – 1930).

А. Троицкий. Списки воспитанниковъ, окончившихъ полный курсъ въ Пензенской Духовной Сеыинаріи съ 1800 по 1900 гг.

Выпуск 1892 года.
Второй разряд

16. Петр Масловскій

***

ПЕВ. 1892 год. № 16. С.270. Часть офиц.

Окончивший курс семинарии Петр Масловский – на псаломщическое место в с. Колесовку.

***

ПЕВ. 1900 год. №10. С.60. Часть офиц.

Всемилостивѣйше пожалованы въ 3 день февраля сего года

Набедренниками: священниковъ церквей: села Куземкина, Керенскаго уѣзда, Петра Масловскаго.

***

ПЕВ. 1907 год. №10. С.154. Часть офиц.

С П И С О К Ъ
священноцерковнослужителей Пензенской епархіи награжденныхъ Епархіальнымъ Начальствомъ ко дню Св. Пасхи въ семъ 1907 году.

Скуфьями: Керенск. у: села Куземкина—Петръ Масловскій;

***

ПЕВ. 1911 год. № 22. С. 767. Часть офиц.

Утверждены: священники села Куземкина Петр Масловскій и села .Колесовкп Александръ Коронатов въ должности членовъ благочинническаго совѣта по 2 округу, Керенскаго уѣзда,-—26 октября:

***

ПЕВ. 1914 год. №24. С. 682. Часть офиц.

Утверждены: священники церквей: села Куземкина, Керенского уезда, священник Петр Масловский и села Алексеевки того же уезда Ераст Знаменский в должности членов благочиннического совета по 2-му округу, 17 ноября.

***

Масловский Петр Иванович (1870, Пензенская обл., Башмаковский р-н, с.Знаменское--1930) русский, образование: духовная семинария, б/п, церковь с.Знаменское, священник, житель: Пензенская обл., Башмаковский р-н, с.Знаменское, РСФСР

Арест: 1930.11.27 Арест. Пенз. Окротдел ОГПУ СВК Осужд. 1930.11.27. Обв. 58-10 а/с агитация, направленная против всех мероприятий партии

Приговор: предъявлено обвинение Реаб. 1996.08.16 Прокуратурой Пензенской области, основание: Закон 91 [База данных о жертвах репрессий Пензенской обл.]


[/q]

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№31.

Масловский Василий Илларионович
(1830 - 19.02.1900)


Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии сост. А.Попов. 1896 год.
Третий благочиннический округ

1) Село Токмово. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, с теплым приделом в честь Ахтырской иконы Б. Матери, деревянный, построен в 1800 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 45 д., усадебной 2 д. Жалованье по окладу IV кл. Дома для священника и псаломщика церковные. Прихожан м. п. 1515, ж. п. 1592. Приход состоит из села и дер. Вярвили (в 3 в.). Приходское попечительство с 1872 г. В селе церковно-приходская школа.

***
ПЕВ. 1873. №20. Стр.455, Часть офиц.

РАСПОРЯЖЕНІЕ ПЕНЗЕНСКАГО ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА.

(Къ исполненію духовенству).
Предсѣдатель съѣзда Духовенства Краснослободскаго училищнаго округа Священникъ Василій Масловскій рапортомъ отъ 19 Сентября 1873 года за № 37, донесъ Консисторіи, что съѣздъ Духовенства училищнаго округа, бывшій 27 Іюня сего года, имѣя въ виду распоряженіе Епархіальнаго Начальства о командированіи по одному Депутату отъ каждыхъ 10-ти причтовъ на имѣющіе быть съѣзды, обратилъ вниманіе на то, что отъ благочиній: Бенедиктова и Іоанна Автократова неявилось ни одного Депутата, Преображенскаго и Хитровскаго вмѣсто двоихъ по одному, Протоіерея Алмазова, вмѣсто трехъ, одинъ.— Съѣздъ, находя таковую уклончивость самоволіемъ, счелъ нужнымъ занести о семъ въ журналъ и просить Его Преосвященство сдѣлать надлежащее побужденіе тѣмъ, до кого это будетъ касаться. На этомъ журналѣ резолюція Его Преосвященства 3 Іюля послѣдовала таковая:

„Предсѣдателю съѣзда предлагаю по сему предмету сообщить Консисторіи для должнаго распоряженія, чтобы Консисторіею было сдѣлано отъ моего лица надлещее побужденіе, указаннымъ въ журналѣ лицамъ. “ По выслушаніи сего рапорта и справки, Пензенская Духовная Консисторія въ журналѣ отъ 3 Октября 1873 П о л о ж и л а : Въ виду резолюціи Его Преосвященства, послѣдовавшей 3 Іюля 1873 года на журналѣ съѣзда Духовенства Краснослободскаго училищнаго округа, бывшаго 27 Іюня 1873 года, вновь подтвердить Благочиннымъ, указаннымъ въ рапортѣ Предсѣдателя съѣзда Священника Василія Масловскаго, чтобы они, а равно и прочіе Благочинные Епархіи, на будущее время въ точности исполняли распоряженіе Пензенскаго Епархіальнаго Начальства, пропечатанное въ 17 № Пензенскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей 1867 года; въ противномъ случаѣ будутъ подвергаемы строгому взысканію по законамъ.
На этомъ журналѣ резолюція Его Преосвященства 4 Октября послѣдовала: „Исполнить."

***

ПЕВ. 1875. №. 17. Стр. 3. Часть офиц.

СВѢДѢНІЯ ПО ЕПАРХІИ.

Высочайшія награды.
Опредѣленіемъ Святѣйшаго Сѵнода, 20/31, минувшаго Марта, Всемилостивѣйше удостоены по Пензенской епархіи къ награжденію слѣдующіе священнослужители:


Скуфьями: Инсарского уѣзда, села Токмова священникъ Василій Масловскій;

***
ПЕВ. 1876. №9. С.24. Часть неофиц.

О пожертвованіяхъ поступавшихъ въ пользу жертвъ возстанія въ Босніи и Герцеговинѣ и отосланныхъ по принадлежности.

Отъ церквнй благочинныхъ Пензенской епархіи —протоіереевъ: Тимоѳея Голубева 150 р., Симеона Николаевскаго 155 р., Петра Масловскаго 102 р., священниковъ Михаила Автократова 49 руб., Григорія Соколова 60 руб., Дмитрія Студенскачо 215 р. 60 к., Василія КорнеліеЕа ПО р., Іоанна Автократова 122 р., Іакова Хитровскаго 30 руб., Іакова Бенедиктова 259 руб. 31 коп., Василія Масловскаго 150 руб.

***

ПЕВ. 1876. №12. С.31. Часть неофиц.

О пожертвованіяхъ поступившихъ въ пользу жертвъ возстанія въ Босніи и Герцеговинѣ и отосланныхъ по принадлежности: отъ церквей благочинныхъ:

протоіреевъ Тимоѳея Голубева 100 руб. и 266 аршинъ ситцу, Іоанна Юницкаго 434 руб. 82 коп., священниковъ—Григорія Соколова 50 руб., Ѳеодосія Теплова 79 руб. 77 к., Іоанна Овсова 207 руб. 67 коп., Іакова Хитровскаго 9 руб., Василія Масловскаго 114 руб., Михаила Автократова 24 руб., Константина Чукаловскаго 86 руб. 2 коп., Іоанна Каурцова 141 руб. 78 коп., Стефана Симбуховскаго 168 руб. 41 коп., итого 1415 руб. 47 коп. А всего съ прежде отосланными 6981 руб. 97 ½ коп.

***
ПЕВ. 1876. №13 от 1 июля. С. 36. Часть оф.

О пожертвованіяхъ поступившихъ въ пользу жертвъ возстанія въ Босніи и Герцоговннѣ и отосланныхъ по принадлежности:


отъ церквей-благочинныхъ—Пензенской епархіи, протоіереевъ Михаила Львова 208руб. 98 коп., Георгія Студенскат 39 руб. и священниковъ Михаила Автократова 73 руб., Константина Чукаловскаго 146 руб. 72 коп., Тимоѳея Преображенскаго 148 руб. 3 коп., Василія Корнеліева 291 руб., Ѳеодора Сатурнова 58 руб. 35 коп., Дмитрія Студенскаго ПО руб., Іоанна Масловскаго 100 руб., Василія Масловскаго 75 руб., Іакова Хитровскаго 23 руб., Василія Ансерова 61 руб. 60 коп., Сергія Уранова 286 р., Матвѣя Тархова 133 руб.11 коп., и отъ монастырей Краснослободскаго мужскаго 64 руб. и Пензенскаго женскаго 30 руб. Итого 1847 руб.79 коп., а всего съ прежде отосланными 8829 руб. 761/ а коп.

***

ПЕВ. 1877. №15. С.16. Часть офиц.

О пожертвованіяхъ, поступившихъ по 1-е Іюля 1877 года и отосланныхъ въ Пензенское Управленіе
Общества попеченія о раненыхъ и больныхъ воинахъ:


4. Отъ причтовъ и прихожанъ церквей по вѣдомству благочинныхъ—Петра Масловскаго 172 р.,

***

ПЕВ. 1878. №1. С.18. Часть офиц.

О пожертвованіяхъ поступившихъ въ польву страждущихъ славянскихъ оемействъ въ Турціи и по принадлежности отосланныхъ по 1-ѳ ноября 1877 г.

Отъ церквей по вѣдомству благочинныхъ— протоіереевъ Іакова Алмазова 52 руб., Петра Масловскаго 23 руб., Василія Масловскаго 25 руб.

***

ПЕВ. 1878. №6. С.25. Часть неофиц.

О пожертвованіяхъ поступившихъ и по принадлежности отосланныхъ въ пользу раненыхъ и больныхъ воиновъ.

Отъ церквей и монастырей епархіи,— по вѣдомству благочинныхъ протоіереевъ— Петра Архангельскаго 16 руб., Петра Масловскаго 42 р. 50 к.; Тимоеея Голубева 8 р., Михаила Львова 130 р. 36 к. и 17 тюковъ оъ теплою одеждою, обувью и бѣльемъ,— священниковъ Ѳеодора Сатурнова 12 р., Іоанна Автократова 7 1 р . и 355 аршинъ холста, Ѳеодосія Теплова 19 р. 12 к., К онстантна Небосклонова 30 р. 75 к., Василія Корнеліева 100 р., Димитрія Артоболевскаго 67 р., Василія Масловскаго 125 руб. и 260 арш. холста,

***

ПЕВ. 1879. №11. С.3. Часть офиц.

Списокъ священнослужителей, пензенской епархіи, удостоенныхъ въ 1-й день апрѣля 1879 г. Высочайшихъ наградъ за отлично-усердную службу по епархіальному вѣдомству:

камилавками: инсарскаго уѣзда, церкви села Токмова священникъ Василій Масловскій;

***

ПЕВ. 1979. №16. С.8. Часть офиц.

О Т Ч Е Т Ъ
о приходѣ, расходѣ и остаткѣ суммъ по содержанію Краснослободскаго духовпаго училища за 1878 годъ.


свящ. Василія Масловскаго 337 р. 43 к.

Стр. 10.
5) Внесено штрафа родителями поздо явившихся изъ отпуска учениковъ 11 руб.
Деньги эти представлены благочинными округа: прот. Іаковомъ Алмазовымъ 2 р., свящ. Василіемъ Масловскимъ 1 р. 50к.,

***

ПЕВ. 1880. №19. С.10. Часть офиц.

Списокъ церквамъ составляющимъ Краснослободскій училищный округъ.

Свящ. Василія Масловскаго, селъ: Токмова, Сіалѣевскаго Майдана, Пшенева, Унуевскаго Майдана, Пушкина, Нагаева, Шуваръ, Иово-Сучкнна, Никольской Саловки, Шайгова, Старосивильск. Майдана, Старокарсак,-Майдана, Тиразморги, Шишкѣевск. Слободы, Рязановки, Агарева, Воскресенск. Саловки, Лемжи, Шишкѣева, Перхляй, Ключарева, Сузгарья, Тепловки, Мордовской ІІишли, Спасскаго, 26) Куликовки.

***

ПЕВ.1882. 37. С.9. Часть офиц.

У т в е р ж д е н ы :
1) исправляющіе должность благочиннаго— благочинными: свящ. Василій Масловскій; 2) свящ. Іоаннъ Масловскій; 3) свящ. Алексій Зарѣцкій; 4) свящ. с. Воскресенской Саловки инсарек. у., Василій Богоявленскій въ должности цензора по 3-му благочинническому округу инсарскаго уѣзда.

***

ПЕВ. 1884. №8. С. 37. Часть неофиц.

— Списокъ лицъ духовнаго званія, кои за заслуги по духовному вѣдомству награждаются Св. Синодомъ ко дню Св. Пасхи въ 1884 году, по Пензенской епархіи:

г) наперснымъ крестомъ, отъ Святѣйшаго Синода выдаваемымъ— инсарскаго уѣзда, церкви села Токмова, священникъ Василій Масловскій; керенскаго уѣзда, церкви села Малой Ижморы, священникъ Іоаннъ Масловскій;

***

ПЕВ. 1885. №23. С.10. Часть офиц.

СПИСОКЪ БЛАГОЧИННЫМЪ, ЦЕРКВАМЪ, СЕЛАМЪ, МОНАСТЫРЯМЪ
Въ гор. Инсарѣ и въ Инсарскомъ уѣздѣ.


Села его округа II -го:

Акшанасъ. Безстужево. Болдово. Бутурлино. Долгоруково. Знаменская-Пестровка. ІІнсара. Исса. Ключищи. Костыляй. Любятиио. Могиловка. Николаевка. Николъская-Пгстровка. Палаевка. Починки. Рузаевка. Ситягпио. Украинцево. Ускляй
22. Благочинный, священника села Токмова, Василій Масловскій, (корреспонденцію получаетъ чрезъ, г. Инсаръ).

***

ПЕВ.1886 год. №3. С. 10.

Вѣдомость о суммахъ Окружныхъ Попечительств и о действиях их 1882 годъ . Окружныя Попечительства:

По Инсарскому уѣзду:
22. По благочинію протоіерея Щепотина..
2 3 . По благочинію свящ енника Шуструйскаго . . . .
2 4 . По благочинію священника М а с л о в с к а г о
2 5 . По благвчинію свящ енника Артоболевскаго

***

ПЕВ.1887. №3. С.13.

Журнальныя постановленія Правленія Общества Взаимнаго Вспомоществованія духовенства Пензенской епархіи, за 1886 годъ.

Отъ 20 декабря, за № 78.
3) 260 р., представленные свящ с. Токмова, инсарск. у., В. Масловскимъ, записать на приходъ въ погашеніе ссуды.

***

ПЕВ.1887. №4. С.9.

Журнальныя постановленія Правленія Общества Взаимнаго Вспомощ ествованія духовенства Пензенской епархіи, за 1886 годъ.

6) Изъ 161 руб., представленныхъ священникомъ с. Токмова, инсарскаго у., Вас. Масловскимъ, записать на приходъ 140 р. въ погашеніе ссуды, а 21 р. въ счетъ процентовъ съ оставшихся за нимъ 300 р., уплату которыхъ отсрочить изъ 7°/0 на годъ, подъ обезпеченіе его членскихъ взносовъ по 1 разряду, согласно прошенію и вслѣдствіе исправной уплаты долга.

***

ПЕВ.1887. №7. С.15.

Журнальныя постановленія Правленія Общества Взаимнаго Вспомощ ествованія духовенства П ензенской епархіи, за 1887 годъ.

5) 289 p. членскихъ взносовъ на 1887 годъ, предсталенные благочиннымъ 3 инсарск. округа, свящ. В. Масловскимъ, записать на приходъ и разнести по лицевымъ счетамъ; изъ означенной суммы 33 р. снести въ расходъ на выдачу пенсій; такъ какъ благочинный израсходовалъ на пенсіи не 31 р., какъ онъ пишетъ, а 3S р.у посему 2 р. оставить на его счету.

***

ПЕВ.1887. №9.

Журнальныя постановленія Правленія Общества Взаимнаго Вспомоществованія духовенства Пензенской епархіи, за 1887 годъ.

Отъ 24 феврали, за № 16.
14 р. членскихъ взносовъ на 1887 годъ и 14 к. пени за просрочку мѣсяца, представленные благочиннымъ 3 инсарск. округа В. Масловскимъ, записать па приходъ; 14 р. разнести по лицевымъ счетамъ.

***

ПЕВ.1887. №11. С.5.

Журнальныя постановленія Правленія Общества Взаимнаго Вспомощ ествованія духовенства Пензенской епархіи, за 1887 годъ.

Отъ 26 марта, за № 24.
3) Женѣ понамаря с. Зубова, нар. у., II. Алмагестовой выслать 8 р. пепсіи за 1886 г. чрезъ благочиннаго 3-го исарск. округа свящ. В. Масловскаго, согласно ея прошенію; о. благочиннаго просить выдавать ей пенсію по 8 р. въ годъ, пока она жительствуетъ въ его округѣ, въ с. Новомъ-Сучкннѣ, изъ членскихъ взносовъ.

***

ПЕВ.1888. №6. С.1.

РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА

Пензенская дух. Консисторія слушали: рапортъ предсѣдателя обіце-епархіальваго съѣзда духовенства, священника Василія Масловскаго, отъ 8 февраля за № 122, при коемъ, представляя копію съ протокола съѣзда духовенства, бывшаго въ декабрѣ 1887 года, о приглашеніи коллежскаго ассесора Ивана Васильевича Никольскаго повѣреннымъ по дѣламъ духовенства, церквей и учрежденій Пензенской епархіи,— проситъ Консисторію сдѣлать по оному протоколу съѣзда соотвѣтствующее распоряженіе.

***
ПЕВ. 1888. №8. С. 25.

Отъ Пензенскаго епархіальнаго училищнаго Совѣта.

Составъ испытательныхъ комиссій, мѣсто и время испытаній воспитанниковъ, оканчивающихъ курсъ въ церковноприходскихъ школахъ Пензенской епархіи, для полученія свидѣтельствъ на право пользованія льготою, установленною п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности.

Въ Токмовской школѣ, того же ѵѣзда,— 10 мая. Комиссія: наблюдатель, свящ. В. Масловскій, священникъ с. Качелаева М. Магнитовъ, учительница Е. Хуторская и учитель Лашминскаго земскаго училища, наровчатскаго уѣзда, П. Дюмаевъ.

Въ Ногаевской школѣ, того же уѣзда,— 12 мая. Комиссія: наблюдатель, свящ. В. Масловскій, законоучитель и учитель свящ. Н. Вѣликовъ и учитель Старо-Корсаковскаго земскаго училища II. Кожевниковъ.

Въ Саловской школѣ, того же уѣзда ,—11 мая. Комиссія: наблюдатель, свящ. В. Масловскій, свящ. А. Бѣловзоровъ, учительница Е. Хуторская и учитель Шайговскаго земскаго училища, по назначенію Инсарскаго училищнаго Совѣта.

***
ПЕВ.1889. № 10. С.2. Часть офиц.

Списокъ лицамъ духовнаго званія Пензенской епархіи, кои Всемилостивѣйше удостоены, въ 9 день апрѣля 1889 г., наградъ Высочайше жалуемыхъ, за службу по епархіальному вѣдомству:

б) орденомъ св. Анны 3-й степени: инсарскаго уѣзда, села Токмова, Никольской церкви, свящ. Василій Масловскій;

***

ПЕВ.1892. №11. С.192. Часть офиц.

Списокъ лицамъ духовнаго званія Пензенской епархіи, коп Святѣйшимъ Синодомъ удостоены награжденія за заслуги по духовному вѣдомству ко дню Священниго коронованія Ихъ Императарскихъ Величествъ -

г) благословеніем Святѣйшаго Синода, безъ грамотъ - Инсарскаго уѣзда, церкви села Токмова, священникъ Василій Масловскій;

***

ПЕВ.1895. №12. Стр.126. Часть офиц.

Списокъ лицамъ духовнаго званія Пензенской епархіи, кои Святѣйшимъ Синодомъ удостоены награжденія за заслуги по духовному .вѣдомству ко дню Рожденія Его Императорскаго Величества:

в) саномъ протоіерея — церкви села Токмова, Ипсарскаго уѣзда, священникъ Василій МАСЛОВСКІЙ;

***

ПЕВ.1900. №7/8. С.47. Часть офиц.

За смертію изъ списковъ исключаются: протоіерей церкви с. Токмова, Писарскаго уѣзда Василій Масловскій — 19 февраля;

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№32.


СВЯЩЕННИКЪ ВАСИЛІЙ МАСЛОВСКІЙ – ОБЫЧАЙ ОТВОРЯТЬ ЦАРСКІЯ ВРАТА ПРИ ТРУДНЫХЪ РОДАХЪ.


Въ руководствѣ для сельскихъ пастырей, за 1872 годъ въ № 2-мъ, помѣщена статья: «объ обычаѣ отворять царскія врата при трудныхъ родяхъ», писанная по вопросу, возбужденному однимъ молодымъ священникомъ, желавшимъ знать смыслъ и правильность означеннаго дѣйствія. Авторъ статьи господинъ К. М-овъ, разбирая означенный обычай, выводитъ оный изъ языческихъ вѣрованій, имѣющихъ начало въ древнихъ миѳологическихъ представленіяхъ, и посему не совѣтуетъ пастырямъ Церкви удовлетворять требованіямъ отверстія царскихъ вратъ, какъ возникшимъ изъ почвы темныхъ преданій, унаслѣдованныхъ отъ языческой старины, и являющихся только подъ покровомъ христіанскимъ.

Не входя въ разборъ означенной статьи, мы считаемъ не безполезнымъ изложить свой взглядъ на вопросъ рѣшенный отрицательно г. К. М-овымъ, о томъ, предосудительно ли удовлетворять требованіямъ прихожанъ отворять царскія врата при трудныхъ родахъ?

Писатель статьи господинъ К. М-овъ говоритъ предосудительно отворять царскія врата при трудныхъ родахъ, и это доказываетъ выводомъ сего обычая изъ языческихъ вѣрованій, образовавшихся въ христіанскую эпоху, и потомъ съ другими, наслѣдованными отъ язычества понятіями, перешедшаго въ жизнь христіанскую. Въ доказательство своего положенія авторовъ указываетъ на разные народные обычаи, бываемые при трудныхъ родахъ, именно: на родильницѣ развязываютъ всѣ узлы пояса, отстегиваютъ воротники рубахи, отворяютъ окна и двери дома и пр., и потомъ сопоставленіями доводитъ до той мысли, что изъ сложившихся представленій и вѣрованій во все разрѣшающее, православный людъ домыслился и до отверстія царскихъ вратъ, такъ какъ для христіанъ храмъ имѣетъ слишкомъ важное значеніе, и есть источникъ всего добраго и благотворнаго.

Очевидно авторъ смотритъ на помянутый обычай – отворять царскіе врата при трудныхъ родахъ, – только съ одной стороны, по отношенію къ указанноиу источнику его, безъ отношенія къ его цѣли и значенію, и не сопоставляя съ цѣлью нѣкоторыхъ канонизованныхъ обрядовъ, молитвъ и чиноположеній церковныхъ. Но вникая въ обрядность церковную, чиноположенія, смыслъ молитвъ, установленныхъ па разные случаи, и цѣль ихъ установленія, ни какъ нельзя согласиться съ его мнѣніемъ, относительно даннаго обычая. Мы напротивъ считаемъ не только не предосудительнымъ, но даже соотвѣтственнымъ пастырскому благоразумію удовлетворять требованіямъ прихожанъ – отворять царскія врата при трудныхъ родахъ. И вотъ на какихъ основаніяхъ:
Въ христіанскомъ мірѣ различные религіозные обряды, чины и молитвы введены по различнымъ побужденіямъ Такъ, читая молитву отъ оскверненія, ясно можно видѣть, что эта молитва написана въ слѣдствіе нуждъ христіанъ, съ цѣлію помочь несовершенной мысли [1]; молитва надъ коливомъ установлена въ память благодѣяній Божіи, спасшаго христіанъ отъ сквернепін во времена Юліана отступника; послѣдованіе въ сыноположеніе показываетъ, что это учреждено съ цѣлію облечь усыновленіе въ законную форму и придать важность дѣлу; обычаи омывать водою умершихъ принятъ христіанами въ знаменіе того, что душа умершаго имѣетъ воскреснуть и явиться предъ Бога, и какъ символъ той нравственной чистоты, съ какою христіанинъ освященный таинствами отходитъ въ будущую жизнь. Нѣкоторые наконецъ обычаи введены съ цѣлію отвратить христіанъ отъ обычаевъ несогласныхъ съ долгомъ христіанства; таковъ обычай малаго освященія воды.

Въ нашей православной церкви существуютъ два освященія воды: великое и малое. Первое, какъ всѣмъ извѣстно, бываетъ на канунѣ и въ день Богоявленія Господня, и установлено, какъ говоритъ Григорій Назіанзпнъ (въ 39 и 40 слов) въ слѣдствіе нуждъ Церкви, по случаю готовящихся къ крещенію. Это освященіе ведетъ начало съ самыхъ временъ апостольскихъ. Что же касается до чина малаго освященія воды, то онъ является на востокѣ въ позднѣйшія времена и установленіе его имѣетъ слѣдующія причины. У іудеевъ былъ обычай въ началѣ каждаго мѣсяца совершать праздникъ съ колѣнопреклонною молитвою о своемъ счастіи. Вмѣстѣ съ тѣмъ разжигали костры и прыгали чрезъ огонь. По каковому случаю Господь сказалъ имъ чрезъ пророка: новомѣсячій вашихъ и субботъ ненавидитъ душа моя. Сообразно съ этимъ суевѣрнымъ обычаемъ въ древнія времена поступали и христіане. Почему отцы Церкви шестаго собора трульскаго постановили все сіе упразднить (Прав. 65.); а Патріархъ Фотій (въ 9 стол.) въ отмѣну этого нечестиваго обычая установилъ каждый мѣсяцъ освящать воду, чтобы умилостивить Бога, и чтобы ею окроплялись [2]. Въ семъ случаѣ ясно видно, что чинъ малаго освященія воды установленъ для отвращенія христіанъ отъ іудейскихъ и языческихъ обыкновеній.

Выходя изъ этого положенія, мы можемъ подвести подъ туже самую категорію н обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ. Вѣримъ, что этотъ обычай проистекъ, можетъ быть, изъ нечистаго источника; но въ послѣдующее время пастырями Церкви въ сей источникъ народныхъ вѣрованій брошена соль Елисея, въ слѣдствіе чего онъ очистился отъ всѣхъ примѣсей языческихъ, и сдѣлался приложимъ къ дѣлу христіанскаго культа. Для большаго уясненія предмета можно привести еще нѣсколько обычаевъ, которые приняты христіанами, какъ религіозно-нравственные. Такъ напримѣръ: что подало первоначально поводъ – православной Церкви къ введенію обычая ходить по домамъ въ праздникъ Рождества Хртстова и славить Рождество Христово? Думаемъ, что первоначальнымъ поводомъ къ сему послужило намѣреніе Церкви отвлечь новопросвѣщенныхъ христіанъ отъ языческаго празднованія календъ и указать имъ на предметъ истинно достойный прославленія – Рождество Христово, съ празднованіемъ котораго сходилось означенное языческое празднованіе.

На основаніи сего мы не опасаемся погрѣшить, если скажемъ, что и до отверстія царскихъ вратъ при трудныхъ родахъ домыслился не самъ собою православный людъ, но что сами пастыри, духовные отцы народа, зная разные его причуды въ подобныхъ случаяхъ, предложили своимъ прихожанамъ прибѣгать лучше къ Церкви Божіей, чѣмъ къ языческимъ обыкновеніямъ, и, чтобы потопить ихъ языческія вѣрованія въ христіанствѣ, вмѣсто отверстія въ домахъ дверей, отверзали въ храмѣ Божіемъ царскія врата, съ молитвеннымъ пѣніемъ, приличнымъ сему случаю для ясности дѣла опишемъ здѣсь обычай отверстія царскихъ вратъ при трудныхъ родахъ, какъ онъ совершается въ нашихъ мѣстахъ.

Женщина родильница, испытавъ всевозможныя средства и способы для достиженія цѣли, не имѣетъ никакого успѣха. Ей угрожаетъ смерть. Видя свое безвыходное положеніе, она, возлагая все упованіе на Бога, обращаетъ къ Нему – единственному помощнику и пресвятой Матери Божіей, скорой помощницѣ и заступницѣ, свои усердныя молитвы. Но не имѣя возможности самолично совершать молитву, она посылаетъ къ священнику попросить его молитвъ въ церкви. Священникъ, удовлетворяя желанію страждущей, идетъ въ церковь вмѣстѣ съ пришедшимъ, и возложивь на себя эпитрахиль, отверзаетъ царскія врата, и, послѣ обычнаго возгласа, поетъ тропари Божіей Матери: «Милосердія двери отверзи намъ, благословенная Богородице», и проч. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебе, Владычице» и проч. Потомъ произноситъ эктенію: «помилуй насъ Боже... Еще молимся о милости, жизни, здравіи и спасеніи страждущей рабы Божіей (имя рекъ)». Вотъ обычай, который совершается въ данномъ случаѣ, во многихъ мѣстахъ пастырями Церкви!
Чтоже здѣсь – спросимъ – предосудительнаго и противнаго вѣрѣ и нравственности христіанской? Въ семъ случаѣ выражается идея чисто христіанская, хотя можетъ быть къ ней подалъ поводъ и языческій какой либо обычай.

Въ настоящее время обычай отверзать при родахъ царскія двери есть ни болѣе ни менѣе, какъ молитвенное обращеніе къ Богу, и въ особенности къ пресвятой Божіей Матери, къ которой, въ семъ случаѣ, обращаютъ свое моленіе, чтобы она своимъ заступленіемъ облегчила болѣзни родильницы. Отказать въ семъ случаѣ требованіямъ прихожанъ, значитъ отказать въ молитвахъ церковныхъ; значитъ разубѣдить въ вѣрѣ въ помощь Божію; значитъ уничтожить самое прекрасное свойство христіанское и наконецъ повергнуть страждущую въ отчаяніе. Но господинъ К. М-овъ совѣтуетъ, въ семъ случаѣ, не терять времени на безполезныя дѣйствія (?), а употреблять оное на болѣе дѣйствительное оказаніе помощи страждущей чрезъ акушерокъ. Правда, помощь акушерокъ нужна; но оказывается, что въ 1-хъ въ селахъ акушерки рѣдки, а во 2-хъ не менѣе правда и то, что и помощь врачей и акушерокъ подается только по благословенію Божію. Мы, какъ христіане, должны вѣрить благодатной помощи Божіей въ болѣзняхъ женъ, чему видимъ и примѣръ въ евангеліи о кровоточивой женѣ; а на пастыряхъ Церкви особенно лежитъ долгъ развивать эту простую вѣру, а не убивать ее учеными тонкостями. Иначе по необходимости должно само собою многое рушиться въ нашихъ чиноположеніяхъ. И кромѣ того прихожане, получивъ отказъ въ извѣстномъ требованіи, по необходимости опять примутся отворять двери и окна домовъ, т. е. послѣдуютъ тѣмъ суевѣрнымъ обычаямъ, которые они наслѣдовали отъ своихъ предковъ.

Посему мы не допускаемъ мысли, чтобы обычай отворять царскія врата при трудныхъ родахъ былъ предосудителенъ. По нашему мнѣнію пастырямъ Церкви ни какъ не должно отказывать въ подобномъ требованіи прихожанъ, какъ такомъ требованіи, которое ни чуть не подрываетъ христіанской истины, и совершенно согласно съ идеею христіанской вѣры. Если этотъ обычай не имѣетъ церковной канонизаціи, то потому, что онъ явился въ позднѣйшія времена, и допущенъ приходскими священниками частно, безъ участія высшей іерархической власти, и въ послѣдующее время, какъ религіозно-нравственный, вошелъ во всеобщее употребленіе.

Инсар. уѣзда села Томкова свящ. Василій Масловскій.

«Прибавленія къ Рязанскимъ Епархіаильнымъ Вѣдомостямъ». 1872. № 3. С. 52-56.


Об авторе. Протоиерей Василий Илларионович Масловский (1840-1900). Свою службу о. Василий начинал священником Николаевской церкви с. Большие Ремезенки Саранского уезда. С 1862 г. по 19 февраля 1900 г. прослужил в селе Токмово Инсарского уезда Пензенской губернии. Токмово считалось одним из самых крупных сел Примокшанья: в 1896 году – 3100 жителей. Токмовские крестьяне отличались сложным характером, предприимчивостью, независимостью суждений и дел. У священнослужителей это село всегда считалось трудным: «столковаться» с прихожанами удавалось не каждому батюшке, а стать «своим» не удавалось почти никому. С Токмовом связана судьба крупного просветителя протоиерея Василия Масловского, создателя школы, убежденного и бескомпромиссного борца с бытовым аморализмом и пьянством. В токмовском храме семидесятилетний отец Василий (старейший пастырь Пензенской епархии) принял мученическую кончину 19 февраля 1900 г. был зарублен топором около своего дома крестьянином-алкоголиком за публичные изобличения «его беспутной нечестивой жизни».

https://afanasiy.net/obychai-o...dnyh-rodah


Прикрепленный файл: otkrytye-carsje-vrata.jpg
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№33.

ПЕВ.1900. № 6 от 16-го марта. С. 293 - 297. Часть неоф.

Протоіерей Василій Иларіоновичъ Масловскій.


19 минувшаго февраля сего 1900 года отошелъ въ вѣчность протоіерей с. Токмова, Инсарскаго уѣзда, Василій Иларіоновичъ Масловскій. Мученическую кончину послалъ Господь почившему о. протоіерею: въ 7 т/з часовъ пополудни его нашли убитымъ на площади, между церковью церковноприходскою школою (въ ней же и помѣщеніе для церковныхъ сторожей). Покойный въ день убійства былъ въ гостяхъ у содержателя мельницы (Рюмина) и при возращеніи, немного не дойдя до своего дома, былъ убитъ. Онъ какъ бы предчувствовалъ свою кончину и потому только послѣ третьяго приглашенія, и то не охотно, пошелъ въ званный домъ. Убійца нанесъ по лицу п головѣ покойнаго о. протоіерея шесть ударовъ острымъ орудіемъ (топоромъ), вслѣдствіе чего вся голова оказалась въ обезображенномъ видѣ. О. протоіерей упалъ, безъ сомнѣнія, съ перваго удара, упалъ назадъ, на спину, причемъ пальцы правой руки имѣли видъ благословеннаго креста, а пальцы лѣвой — креста молитвеннаго. Всѣ шесть ранъ источили такъ много крови, что отъ нея на мѣстѣ преступленія образовалась ямка на подобіе воронки въ размѣрѣ 1и 1/2 четверти въ длину и ширину. Первымъ увидѣлъ убитаго о. протоіерея церковный сторожъ, который вышелъ изъ училища на лай собаки и, замѣтивъ въ саженяхъ 30-ти двухъ лицъ, бѣжавшихъ отъ убитаго, ударилъ въ набатъ. Одна женщина, незамѣнно для преступника видѣвшая кровавоесобытіе,открыла злодѣя. Преступникъ, какъ сознался самъ, давно, еще съ 6-го декабря, сторожилъ о. протоіерея, но руки не поднимались на злодѣяніе. Въ день же совершенія убійства преступникъ, выпивъ вечеромъ подрядъ три стакана вина п подточивъ лезвіе топора въ домѣ, гдѣ находился о. протоіерей, рѣшился привести въ исполненіе свое злодѣйское намѣреніе. Возвращаясь отъ мельника, о. протоіерей подходилъ то къ одной, то къ другой уличной толпѣ гуляющихъ, убѣждая ихъ идти въ свои дома. Преступникъ, обогнавъ свою жертву, встрѣтилъ ее по дорогѣ къ дому, между церковью и ’церковно-приходскою школою» Вотъ здѣсь-то, такъ сказать, въ сердцѣ своего прихода, вблизи храма Божія, въ которомъ почившій о. протоіерей возносилъ молитвы ко Господу о спасеніи своихъ духовныхъ чадъ, и вблизи училища, въ которомъ онъ съ любовію и усердіемъ училъ дѣтей своихъ духовныхъ чадъ жизни по закону Божію, и совершилось звѣрское преступленіе. Поводомъ къ убійству, полагаютъ, были или алчность къ деньгамъ, которыя, какъ обнаружилось по слѣдствію, были у покойнаго, но оказались похищенными,— или же затаенная давнишняя злоба и месть за частое обличеніе преступника въ его безпутной, нечестивой жизни.

Покойный о. протоіерей принадлежалъ къ числу заслуженныхъ и старѣйшихъ пастырей Пензенской епархіи. Родился онъ въ 1830 году. По окончаніи курса въ Пензенской духовной семинаріи со званіемъ студента въ 1852 году, онъ въ 1856 году былъ рукоположенъ во священника къ Николаевской церкви села Большихъ Ремезенокъ, Саранскаго уѣзда, гдѣ служилъ до 1862 года. Въ этомъ году покойный былъ перемѣщенъ въ село Токмово, Инсарскаго уѣзда, въ которомъ онъ и скончалъ свое земное странствіе, прослуживъ 38 лѣтъ. Всего почившій священствовалъ 44 года. Много пользы и добра принесъ почившій о. протоіерей за все это время. Хотя онъ и имѣлъ уже почтенные годы — 70 лѣтъ,— но былъ еще мощный, бодрый п живой старецъ, и могъ бы съ пользою послужить еще многіе годы, если бы не былъ лишенъ злодѣемъ жизни. За время своего свящепства почившій кромѣ приходской службы несъ и другія обязанности Въ первый же годъ по назначеніи его во священники въ село Ремезенки, Саранскаго уѣзда, онъ былъ опредѣленъ наставникомъ Ремезенскаго сельскаго училища, въ каковой должности находился до 1862 года, т. е. до перехода въ село Токмово. По перемѣщеніи въ это послѣднее селе, почившій въ 1862 году былъ утвержденъ катихизаторомъ; въ 1867 году—цензоромъ проповѣдей по благочинію 1 округа Писарскаго уѣзда; въ 1870 году былъ избранъ членомъ благочинническаго совѣта по тому же благочинническому округу, въ 1875 году почившему было поручено исправленіе должности благочиннаго по 3 округу Писарскаго уѣзда, въ каковой должности онъ былъ утвержденъ въ 1882 году. Съ 1885-го до 1889 года почившій проходилъ должность наблюдателя церковпо-прпходскихъ школъ ш/ округу благочинія, каковая должность была съ вею сложена по его прошенію. Въ 1889 году о. Масловскій былъ утвержденъ членомъ уѣзднаго отдѣленія епархіальнаго училищнаго совѣта. Всѣ возлагаемыя на почившаго обязанности были исполняемы имъ добросовѣстпо и съ полнымъ знаніемъ дѣла. Епархіальное Начальство отличало почивтага за его пастырскіе труды. Покойный имѣлъ всѣ награди, возможныя для сельскаго священника, до протоіерейскаго сана включительно. Кромѣ того онъ имѣлъ орденъ св. Анны 3 ст.

Покойный о. протоіерей былъ человѣкомъ жизни безукоризненной, честной, весьма простой, примѣрно трудолюбивой; вообще былъ пастыремъ, добрѣ правящимъ ввѣренное ему словесное стадо. По отношенію къ пасомымъ покойный о. протоіерей былъ пастыремъ опытнымъ, многоучительныыъ и назидательнымъ, мягкосерднымъ, простымъ и обходительнымъ. Любя своихъ духовныхъ дѣтей всею душею, покойный словомъ и примѣромъ училъ ихъ честной христіанской жизни и хозяйственному трудолюбію, пользуясь для своихъ наставленій даже частными и случайными сношеніями съ прихожанами. Доброта, простота и привѣтливость почившаго о. протоіерея снискали ему любовь и расположеніе его духовныхъ дѣтей, которыя и высказали это въ день его погребенія. Окружное духовенство любило и глубоко уважало почившаго о. протоіерея. Послѣдній, какъ человѣкъ, много жившій и видѣвшій, развитой, обладавшій разнообразными свѣдѣніями, всегда былъ желаннымъ собесѣдниковъ въ кругу своихъ собратій. Умудренный опытомъ пастырской жизни, почившій не оставлялъ своими совѣтами менѣе опытныхъ пастырей, которые весьма дорожили его совѣтами. Погребеніе убіеннаго о. протоіерея послѣдовало 23 февраля, послѣ судебно-медицинскаго Ескрытія. Въ отпѣваніи участвовало 11-ть священниковъ, изъ коихъ трое почтили память почившаго своими словами. Въ послѣднихъ слышна глубокая, неподдѣльная скорбь объ утратѣ лучшаго пастыря Христовой церкви и собрата. Въ депъ погребенія о. протоіерея стеченіе народа было огромное, главнымъ образомъ духовныхъ чадъ покойнаго о. протоіерея, собравшихся въ храмъ помолиться и дать послѣднее цѣлованіе тому, кто въ теченіе 38 лѣтъ молился съ ними въ этомъ храмѣ и словомъ и примѣромъ своей жизни училъ ихъ добру. Послѣ отпѣванія гробъ былъ обнесенъ вокругъ храма въ преднесеніи хоругвей и иконъ и затѣмъ былъ опущенъ въ приготовленную въ церковной оградѣ могилу. Послѣ этого была совершена литія по убіенномъ о. протоіереѣ на мѣстѣ звѣрскаго убійства.

Покойный былъ вдовъ. Въ семействѣ его никого не осталось. Сыновья и дочери всѣ пристроены.

***

Послесловие.

В 1900 г. семинария отмечала 100-летний юбилей. К этому событию был написан исторический очерк о ней бывшим воспитанником, а затем преподавателем семинарии А.И. Троицким. «Пензенская духовная семинария за истекший столетний период ее существования. (1800-1900 гг.)».

В некрологе в частности сказано: " По окончаніи курса въ Пензенской духовной семинаріи со званіемъ студента въ 1852 году". Однако в списках, указанных Троицким, имя Василия Масловского отсутствует. Возникает вопрос: было пропущено или он окончил иную, не Пензенскую семинарию? В предыдущем посте размещена одна из написанных им статей, коих было опубликовано несколько, преимущественно в ПЕВ. Но указанная статья отсылает к Рязанским Епархиальным Ведомостям. Не обучался ли он в этом учебном заведении?

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№34.

Магницкий Николай Александрович
(1841 - 17.09.1897)


Первое упоминание об этой персоне встретилось в работе Александра Васильевича Тюстина (1941-2021), посвященной пензенскому некрополю. Сведения приведены скупые, но, по крайней мере, довольно четко очерчивающие время жизни. Привожу дословно:

«Коллежский регистратор, отец Александра Николаевича Магницкого, одного из организаторов Пензенского краеведческого музея. Похоронен в Пензе на Мироносицком кладбище».

Итак, коллежский регистратор. Это, по сути дела, низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в пределах России, первая ступенька на служебной лестнице. Для большей наглядности можно привести картину В.Г. Перова «Первый чин. Сын дьячка, произведённый в коллежские регистраторы. 1860 год».

И все же, начиная с 1904 года, появились отличительные знаки: петлица к сюртуку и полотнянику; петлица к шинели. До этого были лишь погоны, введенные в 1876 году.
Прожил он всего около 56 лет.

Магницкий Николай Александрович


За долгие годы занятий и поиска предков (попутно и однофамильцев), единожды мне встретился представитель Магницких из купеческого сословия. Так, в 1887 году церковным старостой при 2-й пензенской мужской гимназии был купец Николай Магницкий. Оказалось, что в здании гимназии размещался храм во имя св. архистратига Михаила, устроенный в 1886 г. Причт состоит из священника. Однако введена была должность церковного старосты. На содержание церкви отпускалось 300 рублей в год.

Оставил он след в пределах Пензенской губернии. В Справочной книге за 1892 год, дважды упоминается купец Николай Александрович Магницкий. Полагаю, что именно о нем идет речь. Записан Магницкий как агент при обществе «Коммерческое». Одновременно служил бухгалтером при городском общественном банке. Состоял в чине коллежского асессора (гражданский чин 8-го класса в Табели о рангах).

В конечном итоге выходит, что в одно и то же время жили в Пензе два Николая Александровича, поскольку указаны не совпадающие у них классы гражданских чинов. Жаль, что в последующие годы 1893, 1894 и 1895 сведения об этих лицах в справочных изданиях отсутствуют. Нет упоминаний о втором Николае Александровиче в Справочных и Памятных книгах по губернии и в начале XX века. Возможно, что где то закралась ошибка, и все же был один человек с таким именем: либо коллежский регистратор, либо коллежский асессор. Время покажет…


Прикрепленный файл: 1024px-Перов_Первый_чин.jpg
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№35.

Магницкий Петр Васильевич
(1835 – 27.09.1892)


А.В. Тюстин. Пензенский некрополь XVII – начала XX вв.

Магницкий Петр Васильевич
(1835 – 27.09.1892)
Коллежский асессор
Пенза Мироносицкое

***

А.И. Троицкий. Пензенская духовная семинария за истекший столетний период ее существования. (18000 – 19000). Историческая записка. Пенза Типография Губернского Правления. 1901.

Выпуск 1856 года.
Второй разряд
63. Петр Магницкий.

***

АДРЕС-КАЛЕНДАРЬ лиц, служащих в Пензенской губернии. Пенза 1969 год.

Стр. 110.

Мокшанский уезд

Уездное училище

Почетный Смотритель— Титулярный Совѣтникъ Николай Петровичъ Волчковъ.
Штатный Смотритель— Коллежскій Ассесоръ Павелъ Андреевичъ Ковалевъ (испр. должн.).
Законоучитель— Священникъ Василій Алексѣевичъ Городецкій.

У ч и т е л я:

Русскаго языка— Губернскій Секретарь Петръ Васильевичъ Магницкій.
Арифметики и Геометріи— Николай Андреевичъ Томсон
Арифметики и Геометріи— Николай Андреевичъ Томсонъ.
Исторіи и Географіи— (вакансія).
Рисованія, Черченія и Чистописанія— Андрей Фирсовичъ Л опатневъ.
Врачъ— Титулярный Совѣтникъ Наполеонъ Люціанъ Антоновичъ

***

Адрес-Календарь и Памятная книга Пензенской губернии. Пенза. Губернская типография 1884.

Стр. 179-180.

Мокшанский уезд

Уездный училищный совет

Председатель – Мокшанский уездный предводитель дворянства, Губернский Секретарь, Николай Никифорович Сазонов.

Члены:
Инспектор Народных училищ Пензенской губернии 1-го участка, состоящий в VI классе, Евгений Георгиевич Лядский
Мокшанский уездный исправник, Коллежский Ассесор, Порфирий Матвеевич Смирнов
Штатный смотритель Мокшанского уездного училища, Коллежский Ассессор, Петр Васильевич Магницкий
Протоиерей г. Мокшана, Михаил Никитич Львов
Священник Соборной церкви, Петр Васильевич Коллиопов
Мокшанской 2-й гильдии купец, Михаил Матвеевич Соколов
Крестьянин села Богородского, Николай Григорьевич Грабкин

Уездное училище

Почетный смотритель (вакансия)
Штатный смотритель, Коллежский асессор, Петр Васильевич Магницкий
Законоучитель – Священник, Василий Алексеевич Городецкий
Учитель русского языка (вакансия)
Учитель арифметики и геометрии, состоящий в XII классе, Владимир Ахиллович Мюнье
Учитель истории и географии, состоящий в XII классе, Иван Алексеевич Икорский
Учитель чистописания, черчения и рисования, Коллежский Регистратор, Владимир Васильевич Мясников.

***

Адрес-календарь служащих в Пензенской губернии на 1891 год. Пенза. Губернская типография. 1891.

Мокшанский уезд

Училища
Уездное


Штатный смотритель, коллежский ассессор, Иван Григорьевич Попов
Законоучитель - Священник, Василий Алексеевич Городецкий
Учителя
Русского языка, состоящий в XII Классе, Федор Николаевич Замятин
Арифметики и географии, состоящий в XII классе, Яков Федорович Каплинский
Истории и географии, состоящий в XII классе, Иван Петрович Орлов.

Полностью изменился педагогический состав училища. П.В. Магницкий уже не служит.

***
Справочная книга Пензенской губернии на 1892 год. Составил Секретарь Статистического Комитета В.П. Попов. Издание Пензенского Губернского Статистического Комитета Пенза. Типография губерн. правления. 1892

Стр. 54.

Пензенский уезд

Уездный Училищный Совет

Предсѣдатель совѣта, уѣздный предводитель дворянства.
Члены :
Отъ М. Н . П ., кол. ас. Петръ Васильевичъ Магницкій.
Отъ М. В . Д ., надв. сов. Порфирій М атвѣевичъ Смирновъ.
Отъ Е парх. Вѣдом., священ. Дмитрій Васильевичъ Доброссрдовъ.
Отъ земства: остав. инж. шт.-кап. Алексѣй Никол. БекетовъГубернскій секретарь Никифоръ Ивановичъ Селивановъ.
Отъ города, купецъ Викторъ Николаевичъ Умновъ.

Инспекторъ народныхъ училищъ 1 участка, (по уѣздамъ:
Пензенскому Саранскому, Городпщенскому и Инсарскому), статскій совѣтникъ Николай Николаевичъ Ивановъ.

Стр. 55
.
Училища
Уездное


Штатный смотритель, кол. асе. Петръ Васильев. Магницкій.
Законоучитель, прот. Александръ Васильевичъ Терновскій.
Учителя:
Русскаго языка, тит. сов. Іосифъ Семеновичъ Карсаевскій.
Ариѳм. и геометр., сост. въ X I I кл. Гаврплъ Ивановичъ Капраловъ.
Исторіи и географіи, тит. сов. Владиміръ Ивановичъ Черпевскіи.
Чистописапія, черченія и рисованія, (вакансія).

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
№36.

М. А. Фуфаева: Родина моего отца (с. Тагаево)
Родина моего отца. Записки краеведа.


ОТРЫВОК


В гостях у священника


Священник села Старо-Рождествена Иван Флегонтович Лавров (1864 года рождения) жил со своей семьей в доме рядом с церковью (ныне другой дом № 20). Женой священника была Александра Михайловна Рамзайцева. В этой семье родилось довольно много детей: Серафим (в 1892 году), Николай, Вера (в 1895 году), Мария (в 1899 году, умерла вскоре?), Таисия (в 1900 году), Анна (в 1901 году), Фаина (в 1911 году). Возможно, были и другие дети.

Николай Иванович Лавров учился в 1901 году в Починковском Духовном училище.

Серафим Иванович Лавров учился в 1911 году в Духовной семинарии (Нижегородской?). Родился он в селе Шишадееве, где начинал служить его отец. В 1932 году Серафим являлся священником церкви села Тагаева и упоминается в Книги Памяти жертв политических репрессий Нижегородской области. Он был приговорен «тройкой» в 1932 году к 3 годам концлагеря.

У Ивана Флегонтовича Лаврова был брат Владимир Флегонтович Лавров, Личный дворянин. Женой его стала Степанида Ивановна Иванцова, дочь крестьянина Ивана Никифоровича Иванцова.
Одна из дочерей Ивана Флегонтовича Лаврова училась в Починковском народном училище с Екатериной Корневой (1899 года рождения) с улицы Красная з. г. Починки. Девушки дружили. Однажды зимой Катя со своей младшей сестрой Соней поехали на лыжах в гости к Лавровым.
Пятилетняя Соня сначала напугалась батюшку. Он вышел из спальни высокий, крупного телосложения, в длинном одеянии и с седой длинной бородой. Гостили долго: мылись в бане, пили чай, разговаривали. Рано темнеет зимой. Затемно стали сестры Корневы собираться домой. Светила луна, стоял легкий мороз. Девочки проехали половину пути, когда у Сони разорвались крепления на лыжах. Катя долго их ремонтировала. Перекладывала лыжи туда-сюда. Наконец сестры опять поехали. Через какое-то время они снова очутились у оврага села Старо-Рождествена.

Священники Тагаева


В 1880-е годы упоминается в метрических книгах священник Павел Федорович Певницкий. Женой его была Анна Лукинична Лебедева. Из детей известны только Михаил (1876–1885 год, умер от дифтерии) и Вера (1882 года рождения).

В 1890-е годы служил священником в селе Тагаеве Петр Филиппович Садовский. Женой его была Лидия Виссарионовна Князева. В этой се-мье родилось очень много детей: Лидия (в 1890 году), Елена (в 1892 году), Сергей (в 1893 году), Алексей (в 1895 году), Иван (в 1896 году), Мария (в 1897 году), Надежда (в 1900 году), Алексей второй (в 1902 году), Мария вторая (в 1903 году, умерла младенцем), Ольга (в 1904 году), Василий (в 1906 году), Михаил (в 1911 году). Как сложилась судьба детей — неизвестно.

Сестра Лидии Виссарионовны, Елена Виссарионовна Цветаева в замужестве, учительствовала в селе Старо-Рождествене. Она рано овдовела.

В 1920–1930-е годы одним из лучших певчих в Троицкой церкви являлся, рассказывали, крестьянин Тимофей Юдкин с улицы Арониха.

Троицкую церковь в Тагаеве сломали в 1937–1938 году. Трудно было снять крест с колокольни. Нашелся смельчак, залез на колокольню, снял крест и упал. Через две недели он умер от последствий ушиба.

Ольга Семеновна Бацына рассказывала, что одну икону из этой церкви спас от погрома ее дядя Василий Иванович Мангушев. Где в настоящее время находится икона — неизвестно.

http://pochinki.nnov.ru/history/fuf-tagaevo

gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
НЕВ. 1899. №20. С. 15 – 19. Часть оф.

(Приложеніе к № 20 „Ниж. Епарх. Вѣдом." за 1899 г.)

Краткій список
лицам, служащим в духовно-учебных заведеніях Нижегородской епархіи на 1899 —1900 учебный год.


Лысковское Духовное Училище.

Смотритель училища, кандидат Богословія, статскій совѣтник Михаил Иларіонович Масловскій; сын протоіерея, родом из Пензенской губерніи. По окончаніи в 1858 году курса Казанской духовной Академіи опредѣлен на должность Смотрителя означеннаго училища; состоит членом Макарьевскаго уѣзднаго отдѣленія Епархіальнаго Училищнаго Совѣта с 1889 года; имѣеъ оріена св. Владиміра 3 и 4 степ., св. Анны 2 и 3 ст. и Станислава 2 и 3 ст.; женат; имѣетъ сына, состоящаго на государственной службе.

Помощник Смотрителя, статскій совѣтникъ Сергѣй Егорович Радугин; сын псаломщика, родом из Нижегородской губерніи; кандидат Казанской Академіи 1883 г.; в семъ же году помощник инспектора Нижегородской Семинаріи; в 1885 году учитель Русскаго языка съ церковно-славянским в Починковскомъ училищѣ; в 1887 году Помощник Смотрителя Лысковскаго духовнаго училища; с 1889 года состоит членом Макарьевскаго уѣзднаго Отдѣленія Епархіальнаго Училищнаго Совѣта; имѣетъ орденъ св. Станислава 3 ст. Холостъ.

Старшій преподаватель, занимающій уроки Латинскаго языка, коллежскій совѣтник Николай Степанович Минервин; кандидат Московской Духовной Академіи 1886 г.; в 1887 году помощник инспектора Витебской духовной семинаріи;, в 1890 году помощник смотрителя Витебскаго духовнаго училища; в 1894 году преподаватель Лысковскаго училища; в 1897 году назначен членом , Правлеція училища и дѣлопроизводителем . Холост.

Учитель Географіи, и Арифметики, надворный совѣтник Петр Ильич Крылов; сын діакона, родомъ изъ Нижегородской губерніи; кандидат Казанской Дух, Академіи .189-1 г.; в 1892 году учитель Лысковскаго училища; с 1898 года член-дѣлрпроизводитель Макарьевскаго уезднаго отдѣленія Ецархіальнаго Училищнаго Совѣта; женат; имѣет дочь.

Учитель Греческаго языка, надворный; совѣтник Василій Ѳедорович Очастнев; сын священника, нѣнѣ Епископа, родом из Нижегородской губерніи, кандидатъ Казанской ; Духовной Академіи 1892 г.; въ томъ же году опредѣленъ въ учители Лысковскаго училища; женат; дѣтей не имѣет.

Учитель Русскаго языка с церковно-славянским в 2, 3 и 4 классах Сергѣй Алексѣевич Коноплсв; коллежскій ассесор; сын священника, родом из Вологодской губерніи. Кандидат
Казанской Духовной Академіи 1894 г. С 1894 года состоял в должности преподавателя по Русскому языку и Гражданской исторіи в Вологодском Епархіальном женском училищѣ. С 1897 года опредѣлен учителем в Лысковское духовное училище. Холост.

Учитель Русскаго языка с церковно-славянским в 1-м классе и Русскаго языка в приготовительном священник Іоанн Павловкч Богатырев, сын отставного рядового, родом Нижегородской губерніи; студент Нижегородской Семинаріи 188й года; в означенном же году опредѣлён надзирателем при Іоанникіевском общежитіи училища; с 1892 года учитель Русскаго языка с церковно-славянским; ъ 1893 году рукоположен во священника при домовой церкви училища. В 1899 году ему вновь поручено исполненіе обязанностей по надзору за воспитанниками. Имѣет трех сыновей.

Учитель Церковнаго пѣнія Николай Иринархович Комаров, сынъ діакона, родом Нижегородской губерніи, окончил курс Нижегородской Духонной Семинаріи по второму разряду в 1897 году; в 1898 году опредѣлен на должность учителя пѣнія. Холост.

Учитель Чистописанія, коллежскій регистратор Иванъ Евгеніевич Лавров; сын діакона, родом Нижегородской губерний; студент Нижегородской Семиааріи 1864 года; в томъ же году преподаватель краткой Священной Исторіи, краткаго Катихизиса, Славяно-русскаго чтенія, Церкокнаго пѣнія и Чистописанія в низшемъ отдѣленіи Лысковскаго училища; в 1867 году преподаватель Латинскаго языка в старших классах того же училища; в 1875'г, по прошенію, за болѣзнію уволен от училищной службы; с 1884 года состоит учителем Чистописанія в училищѣ; женатъ; имѣетъ сына, находящагося на государственной службе.

Надзиратель за воспитанниками студент Семинаріи Василій Ивановичъ Приклонскій; сын священника.


Лайк (1)
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп.756. Д.23. Л. 423. – МК. Москва. Никитский сорок.

1877 год.
№4.
Июль 8.

Жених: Учитель Нижегородской Духовной Семинарии Аполлон Федоров Можаровский, Православнаго вероисповедания, первым браком. 35 лет

Невеста: Московскаго Никитскаго девичьяго монастыря Диакона Ивана Николаева Виноградова дочь девица Маргарита Иванова Виноградова, Православнаго вероисповедания, первым браком. 22 лет

Кто совершал таинство:

КосмоДомиановской церкви Священник Михаил Невский с местным причтом

Поручители:

По женихе: состоящий в VIII классе Воспитатель Императорской Казанской 1- й гимназии Александр Можаровский, Помощник инспектора Нижегородской Духовной Семинарии Александр Соколов.

По невесте: Никитскаго девичьяго монастыря Диакон Иван Николаев Виноградов, Учитель Нижегородской Духовной Семинарии Николай Иванов Виноградов.
---
Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая
gutta57
Модератор раздела

gutta57

Сообщений: 1488
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1059
Трудами православных волонтеров восстановлена родословная советского профессора геологии

12.05.2022
Источник: eparhia-saratov.ru


В ходе работ на Воскресенском кладбище Саратова добровольцы проекта «Имя твоё сквозь века» обнаружили могилу профессора Бориса Александровича Можаровского — известного в СССР геолога, лауреата Сталинской премии, получившего её за открытие Елшанского газового месторождения. Это был человек удивительных дарований, невероятной работоспособности, энциклопедических знаний. Кроме преподавательской деятельности в Саратовском университете, он занимался практической геологией. Исследования, им организованные и им выполненные, не утратили практического значения до настоящего времени.

Трудами волонтеров проекта была также восстановлена родословная Бориса Александровича Можаровского.

В советское время Можаровскому нельзя было говорить всю правду о родительской семье и сословии, из которого он произошел. В 1936 году в автобиографии он написал: «родился в семье воспитателя Казанской первой гимназии», и это было спасительной для того времени формулировкой. Его отец Александр Федорович Можаровский принадлежал к духовному сословию, окончил Казанскую духовную семинарию, преподавал в Чистопольском и Казанском духовных училищах, потом перешел на гражданскую службу, стал воспитателем гимназии. В семинарии он получил образование, позволившее ему сделать и светскую карьеру: закончил он трудовую деятельность в чине статского советника, был награжден орденами. В Саратовской губернии Александр Федорович Можаровский был членом Вольского уездного отделения Епархиального училищного совета, членом Вольского уездного попечительства детских приютов, инспектором народных училищ Балашовского уезда. Также был талантливым детским писателем, писал этнографические работы, и «во всех местах своей службы оставлял по себе самыя лестныя воспоминания».

Родной брат Александра Федоровича — Аполлон Федорович, магистр богословия, написал более сотни трудов по истории христианизации, религиозного просвещения, языческих верований народов Среднего Поволжья, церковной истории.

Дед Бориса Можаровского — Федор Алексеевич — был родоначальником фамилии, родился в семье «потомственного» дьячка Алексея Ефимовича в селе Можарово Тетюшской округи Казанской губернии. Сам Федор тоже был дьячком, жил с женой Пелагеей Андреевной, дочерью священника Андрея Степницкого, в селе Бежбатман Свияжского уезда. У них было пятеро детей.

Нет никакого сомнения, что именно возможность обучаться в семинарии позволила раскрыться таким неординарным личностям, как Александр и Аполлон Федоровичи Можаровские. А уже в семье Александра Можаровского был воспитан будущий основоположник Саратовской геологической школы Борис Александрович Можаровский.

Пресс-служба Саратовской епархии
https://xn--64-6kcednfaad6arcbp2anf7asdc7q.xn--p1ai/?p=8862



Прикрепленный файл: 1. Можаровский.jpg2. Можаровский.jpg, 102292 байтpage-1.jpeg, 34809 байт
---
Разыскиваю фотографию Алексея Илларионовича Масловского, служившего с 1861 по 1892 годы настоятелем Троицкой церкви г. Саранска. Буду благодарна за оказанное содействие.
С почтением, Галина Магницкая
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 Вперед →
Модератор: gutta57
Вверх ⇈