Разрозненные страницы
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
3 июня 2021 13:32 30 июля 2021 15:11 №20.Масловский Стефан Филиппович, священник сел Смольково и Анненково Саранского уезда (1838 – 12.04.1889) = 1878 год. № 14. С.2. Часть офиц. РАСПОРЯЖЕНІЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО НАЧАЛЬСТВА. Пензенская духовная Консисторія слушали отношеніе Правленія Пензенской Духовной Семинаріи слѣдующаго содержанія: Правленіе Пензенской Духовной Семинаріи честь имѣетъ сообщить Консисторіи, что послѣ Св. Пасхи опоздали явкою въ Семинарію слѣдующіе воспитанники на один день III кл.— Илья и Осипъ Кудрявцевы, Иванъ Николаевскій, Николай МасловскійСообщая о семъ для взысканія штрафа съ родителей означенныхъ учениковъ, Правленіе Семинаріи честь имѣетъ присовокупить Николай Масловскій, сынъ священника села Смалькова, саранскаго уѣзда, Стефана Масловскаго;Дополнение: Сын окончил ПДС в 1881 году по первому разряду, 7 по счету*** = 1883 год. № 17. С.3. Часть офиц. Награждены набедренниками священники: 5) села Анненкова Стефанъ Масловскій,*** = 1884 год. Адрес-Календарь Пезенской губернии за 1884 год. Стр. 93. Саранский уезд Уездное Земское Собрание Гласные: от землевладельцев Масловский Стефан Филиппович, священник*** = 1889 год. №10. С.4. Часть офиц. Списокъ лицамъ духовнаго званія Пензенской епархіи, кои 1) Всемилостивѣйше удостоены, въ 9 день апрѣля 1889 г., наградъ Высочайше жалуемыхъ, за службу по епархіальному вѣдомству: е) скуфьею: саранскаго уѣзда, церкви села Анненкова, священникъ Стефанъ Масловскій; *** = 1889 год. № 15. С. 18 – 21. Часть неофиц. Священникъ Стефанъ Филипповичъ Масловскій. (Некрологъ).12-го апрѣля текущаго 1889 года, послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни, скончался священникъ Ст. Ф. Масловскій па 52 году отъ рождепія и 30-мъ священства. Сынъ діакона, изъ окончившихъ курсъ семипаріи 1856 г., о. Стефанъ .12 сентября 1859 года былъ рукоположенъ во священника къ церкви села Смалькова саранскаго уѣзда. Село Смальково— это одинъ изъ бѣднѣйшихъ приходовъ Пепзенскон епархіи; по о. Стефанъ прожилъ въ этомъ приходѣ 24- года, хотя по своему образованію могъ бы занять лучшій приходъ. И если въ 1882 году онъ, наконецъ, перешелъ въ другой приходъ— село Апненково, Саранск, у., то вынужденъ былъ къ тому пожаромъ, истребившимъ въ том году все его имущество въ селѣ Смальковѣ. О. Стефанъ, къ чести сказать, не любилъ мѣнять приходы; не завидовалъ и богатымъ приходамъ; онъ любилъ добывать средства къ жизни своими трудами, которыми ускорилъ и смерть свою. 5-го іюля 18S8 года онъ былъ па сѣнокосѣ, гдѣ трудился надъ уборкою сѣна наравнѣ съ рабочими. Мучимый жаждою, онъ напился холодной воды; отчего тотчасъ потерялъ голосъ, а затѣмъ развилась у него горловая болѣзнь, отъ которой и умеръ. О. Стефанъ велъ жизнь весьма трудовую, изыскивая изъ хозяйства средства къ своему пропитанію. Приходъ Смалькова могъ дать ему не болѣе 200 р. въ годъ, а ему нужно было, чтобы прожить съ семействомъ, изъ котораго трое были въ духовныхъ училищахъ, не мепѣе 600 р.— 700 р. Вотъ онъ и умудрялся достать недостающіе 500 р. изь земли. И доставалъ каждогодно. Но за то не зналъ ни минуты покоя. Лѣтомъ онъ почти жилъ въ полѣ: самъ разсѣвалъ хлѣбъ,—возилъ съ поля, самъ молотилъ его. Вообще наблюдалъ въ хозяйствѣ за всѣмъ такъ, что у него ни одпо зерно пе пропадало даромъ. Но это хозяйство нисколько не отвлекало покойнаго отъ исполненія прямыхъ своихъ обязанностей; онъ никогда не оставлялъ службъ въ воскресные и праздничные дни; никогда не заставлялъ прихожапъ дожидаться его въ исполненіи требъ, на которыя являлся всегда по первому зову. Но при этомъ онъ никогда не притѣснялъ пасомыхъ платами за требы: дадутъ ли ему что за исполненіе требъ, или не дадутъ,— онъ никогда не спрашивалъ; потому что смотрѣлъ на эти доходы всегда съ прискорбіемъ. Онъ жалѣлъ бѣдныхъ прихожанъ, и самъ всегда старался дать бѣдняку, а не получить отъ него. За то всѣ прихожане относились къ нему съ любовію и довѣріемъ, какъ къ родному отцу. Въ 1882 году у о. Стефана сгорѣлъ домъ въ Смальковѣ, погорѣло все имущество, скопленное 22-лѣтними трудами. Домъ былъ не застрахованъ. Строить новый было не на что; и онъ волей - неволей долженъ былъ перейти въ другой приходъ, болѣе богатый, и съ церковнымъ домомъ. Такое мѣсто открылось въ Анненковѣ. Но стоило роднымъ большого труда— убѣдить о. Стефана перейти въ этотъ приходъ. бывало скажешь ему: „что ты не попросишься въ другой лучшій приходъ, — у тебя дѣти, для которыхъ пужны средства?“... „Не могу, отвѣтитъ, не могу оставить прихожанъ, которые меня любятъ; не знаю— пріобрѣтешь ли еще Такую любовь въ другомъ прйходѣ?“ Насколько любили его прихожане, ясно доказываетъ тотъ фактъ, что по его убѣжденію они закрыли кабакъ въ своемъ селѣ, и доселѣ не открываютъ. При уборкѣ хлѣба прихожйне, особенно Смальковсісіе, охотно шли къ о. Стефану на помощь. По переходѣ въ Анненково, о. Стефанъ много хлопоталъ объ открытіи церковно-прих. школы. Онъ много разъ собиралъ сходы, разъяснялъ пользу школы, убѣждалъ прихожанъ открыть оную, обѣщаясь даромъ преподавать въ ней законъ Божій, и даже находилъ средства къ постройкѣ училища помимо сборовъ съ прихода: но всѣ убѣжденія не могли сломпть упорнаго сопротивленія нѣкоторыхъ личностей. Дѣло въ томъ, что въ Анненковѣ шесть разныхъ обществъ; у каждаго общества— свой староста; привести ихъ къ соглашенію не было никакой возможности. Такъ и не удалось о. Стефану открыть училище, что очень огорчало его. Занятія хозяйствомъ нисколько не отвлекали покойнаго отъ чтенія книгъ. О. Стефанъ былъ большой любитель книгъ; онъ читалъ много, и обо всемъ могъ разсудить здраво и логично, такъ что съ нимъ пріятно было приводить время въ бесѣдахъ. Пустыхъ рѣчей онъ не любилъ; но о вопросѣ дѣльномъ, полезномъ онъ говорилъ охотно и дѣльно, какъ человѣкъ умный и начитанный. Въ послѣднее время онъ занятъ былъ бесѣдами съ молоканами села Ромоданова,cap. у. Приглашенный приходскимъ свящеиннкомъ того села, о. Стефанъ имѣлъ съ ними двѣ бесѣды, въ которыхъ ему удалось уличить молоканъ въ ихъ ложномъ ученіи. Онъ составлялъ конспектъ и дальнѣйіпихъ бесѣдъ съ ними, но молокане отъ бесѣдъ уклонились. Съ четвертой недѣли в. поста о. Стефанъ потерялъ всякую надежду па выздоровленіе и сталъ готовиться къ смерти. Онъ просилъ сосѣднихъ священниковъ особоровать его, пріобщить св. 'Таинъ, что они исполнили. Лежа на смертномъ одрѣ, о. Стефанъ не выражалъ никакого ропота. „Благодарю Бога, говорилъ покойный, что Онъ сподобилъ меня послужить 30 лѣтъ; по своему слабому здоровью, по трудамъ, которые я понесъ, я не чаялъ прожить столько11. Въ первый депь св. Пасхи онъ могъ еще говорить и разговѣлся; но затѣмъ сталъ слабѣть и 12 числа тихо, безъ страданій умеръ. Миръ душѣ твоей добрый и 'честный труженикъ вертограда Господня! Свящ. А. М.*** Сведения об отце.= 1874 год. ПЕВ. №18. Стр. 442. Часть офиц. СВѢДѢНІЯ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХІИ. Умершие исключаются из списков Діаконы: Ростовки, Нижнеломовскаго уѣзда, Филиппъ Масловскій; | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
3 июня 2021 14:02 №21.ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА — нач. сословные учеб. заведения по подготовке низших членов клира (дьяконов, причетников и др.). Как самостоят. учеб. заведения существуют с 1808. До этой даты входили в состав семинарий как низшие «классы», в к-рых изучались славянское и рус. письмо, росс. грамматика, чтение, Закон Божий и др. богословские предметы. Д. у. имели четырехгодичный курс обучения. К нач. 20 в. в Пенз. епархии было три Д. у. Пензенское Д. у. открыто в 1818 для детей духовенства Пенз., Городищ., Мокш., части Инсар. и Саран. уездов. До 1857 размещалось во флигеле здания духовной семинарии. В 1857 для уч-ща было приобретено здание – дом купца Яшева (ныне ул. Чкалова, 56). В 1822 в программу уч-ща было введено, с миссионерскими целями, изучение тат. языка. В 1905 в уч-ще было 195 уч-ся, в том числе 27 представителей др. сословий. За право обучения с иносословных уч-ся, а также выходцев из др. епархий взималась плата. На содержание Д. у. ежегодно затрачивалось до 26,5 тыс. руб. Здесь обучались историк В. О. Ключевский, медики Н. Н. Бурденко и Н. И. Студенский, писатели А. А. Богданов и С. Н. Елеонский и др. Тихоновское Д. у. открыто в 1822 и до 1880 находилось в Н. Ломове. После перевода в П. в 1880 разместилось в здании жен. епарх. уч-ща на Лекарской ул. (ныне ул. Володарского, гл. корпус НИИФИ). Тихоновским стало именоваться с 1884 после устройства при уч-ще домовой церкви во имя св. Тихона Задонского. Обучались дети духовенства Керенск. (ныне Вадин. р-н), Наровч., Н.-Ломов., Чембар. (ныне Белинск. р-н), части Инсар. и Саран. уездов. На 1905 в уч-ще было 185 уч-ся, в т. ч. 13 представителей др. сословий. Имелось общежитие на 150 мест. Учащимся из светских сословий места в общежитии не предоставлялись даже за плату. Ежегодные затраты на содержание составляли 22 тыс. руб. Краснослободское Д. у. открыто в 1844 для детей духовенства Наровч., Краснослобод. (ныне Респ. Мордовия), Инсар., Саран. уездов. К 1905 в уч-ще было 169 уч-ся, в т. ч. 29 представителей др. сословий. Имелось общежитие на 125 мест. На содержание Д. у. ежегодно затрачивалось до 26,5 тыс. руб. В Краснослободском Д. у. учились лингвист А. Н. Гвоздев и историк и этнограф Б. Н. Гвоздев. Все Д. у. были закрыты в 1918 постановлением СНК. Лит.: Пензенская епархия; Корольков К. Пензенская епархия в царствование императора Николая I //ПЕВ. 1896. № 17–19; Пензенское духовное училище: Истор. очерк //ПЕВ. 1891. № 7–13, 15; 1892. № 23, 24; 1893. № 1, 2, 4, 5, 10, 11, 26; 1894. № 1–6. Троицкий А. Из прошлого женских духовных училищ //ПЕВ. 1895. № 6; Полосин Н. И. Духовное образование в Пензенском крае //Очерки истории народного образования Пензенского края. П., 1997. А. Б. Никонов. ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. http://inpenza.ru/duxovnoe-uchilishhe/ | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
3 июня 2021 15:00 №22.
За все годы существования журнала Пензенские Епархиальные Ведомости (1866 – 1917), лишь единожды упоминается дьячок, имевший фамилию Масловский. Дальнейшие сведения о нем отсутствуют.
= 1867 год. №17. С.279. Часть офиц. Августа 2-го. Дьячки с. Низовки, Нижеломовскаго у., Левъ Масловскій и заштат. г. Верх. Ломова соборной ц. Феофан Вѣнковъ перемѣщены одинъ на мѣсто другаго.
***
Что касается, псаломщиков, то известны имена Степана, Давида и Петра, которые после окончания ПДС не успели жениться, поэтому временно были направлены в села пензенской епархии на псаломщические места. = 1881 год. №19. С.6. Часть офиц. Определены: Въ псаломщики: 1) въ с. Ушенку керенск. у., окончившій курсъ Пензенской дух. семинаріи Степанъ Масловскій, августа 21;
***
= 1889 год. №1. С.3. Часть офиц. Определены на псаломщические места: оконч. Курсъ Пенз. дух. Семинаріи Д. Масловскій въ с. Ушенку, керенск. у.;
***
= 1891 год. №21. С.363. Часть офиц. Перемѣщены: с. Ромоданова, Саранск, у., псаломщикъ Василій Астрологовъ и с. Пятницкаго, керенскаго уѣзда, псаломщикъ Петръ Масловскій— одинъ на мѣсто другого;
***
= 1892 год. №16. С.270. Часть офиц. Окончивший курс семинарии Петр Масловский – на псаломщическое место в с. Колесовку.
***
В селе Ушенка Керенского уезда в 1868-1879 годах служил священником Иоанн Масловский. Вскоре его место займет Степан Масловский.
Давид Масловский через некоторое время будет перемещен в село Большая Ижмора Керенского уезда, где ранее служили священниками его дед и отец.
Пока остается не установленной личность псаломщика Петра Масловского, перемещенного из села Пятницкого в село Ромоданово.
Все остальные Масловские, упоминаемые в ПЕВ, пребывали в сане священника или протоиерея.
| | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
4 июня 2021 13:21 №23.Петр Иванович Масловский (1870 – 1930). А. Троицкий. Списки воспитанниковъ, окончившихъ полный курсъ въ Пензенской Духовной Сеыинаріи съ 1800 по 1900 гг. Выпуск 1892 года. Второй разряд 16. Петр Масловскій*** ПЕВ. 1892 год. № 16. С.270. Часть офиц. Окончивший курс семинарии Петр Масловский – на псаломщическое место в с. Колесовку. *** ПЕВ. 1900 год. №10. С.60. Часть офиц. Всемилостивѣйше пожалованы въ 3 день февраля сего года Набедренниками: священниковъ церквей: села Куземкина, Керенскаго уѣзда, Петра Масловскаго.*** ПЕВ. 1907 год. №10. С.154. Часть офиц. С П И С О К Ъ священноцерковнослужителей Пензенской епархіи награжденныхъ Епархіальнымъ Начальствомъ ко дню Св. Пасхи въ семъ 1907 году. Скуфьями: Керенск. у: села Куземкина— Петръ Масловскій;*** ПЕВ. 1911 год. № 22. С. 767. Часть офиц. Утверждены: священники села Куземкина Петр Масловскій и села .Колесовкп Александръ Коронатов въ должности членовъ благочинническаго совѣта по 2 округу, Керенскаго уѣзда,-—26 октября: *** ПЕВ. 1914 год. №24. С. 682. Часть офиц. Утверждены: священники церквей: села Куземкина, Керенского уезда, священник Петр Масловский и села Алексеевки того же уезда Ераст Знаменский в должности членов благочиннического совета по 2-му округу, 17 ноября. *** Масловский Петр Иванович (1870, Пензенская обл., Башмаковский р-н, с.Знаменское--1930) русский, образование: духовная семинария, б/п, церковь с.Знаменское, священник, житель: Пензенская обл., Башмаковский р-н, с.Знаменское, РСФСР Арест: 1930.11.27 Арест. Пенз. Окротдел ОГПУ СВК Осужд. 1930.11.27. Обв. 58-10 а/с агитация, направленная против всех мероприятий партии Приговор: предъявлено обвинение Реаб. 1996.08.16 Прокуратурой Пензенской области, основание: Закон 91 [База данных о жертвах репрессий Пензенской обл.] | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
5 июня 2021 6:32 №24.Фрагмент статьи Д.А.Сысуева «Очерк истории Свято-Предтеченской церкви (к 220-й годовщине ее устроения)». … Сохранился уникальный снимок, относящийся к 1898 году на котором запечатлены сокурсники Петра Владимировича. Удалось установить имена всех изображенных на фото, что стало небольшим открытием и дает возможность вернуть из небытия имена и лица семинаристов, многие из которых были продолжателями известных в округе священнических династий. Семинаристы V-го курса Пензенской духовной семинарии г. Пенза март 1898 г. (из семейного архива В.В.Ивенина). Публикуем их имена (перечисление идет слева направо с верхнего ряда вниз): Сергей Петров, Василий Соколов, Валериан Мемнонов, Илларион Масловский, Евгений Степанов, Ераст Знаменский, Евлампий Петров, Сергей Архангельский, Николай Кочеулов, Петр Трубецкой. Источник: https://www.seminariasaransk.ru/xram.htmlДополнение: Илларион Масловский окончил полный курс Пензенской Духовной семинарии в 1899 году по второму разряду под №25.
 | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
5 июня 2021 6:55 21 декабря 2023 6:30 №25.Почему смотритель Сарапульского духовного училища С. Н. Миловский стал С. Елеонским Сергей Николаевич Миловский (1861–1911) родился в семье священников. Как установила Н. С. Запорожцева, это произошло в с. Вороновке Городищенского уезда Пензенской губернии1. Он учился в Пензе в духовном училище и семинарии, а после окончания Казанской духовной академии стал кандидатом богословия. Служил в различных духовных учебных заведениях, преподавал языки – русский, церковнославянский, греческий. С 1895 г. Миловский – смотритель (то есть, по-нынешнему, директор) Сарапульского духовного училища. Тогда же начал выступать в печати в качестве беллетриста. Собственно, он и запомнился именно как провинциальный литератор-бытописатель из Вятской губернии. Миловский много писал о жизни священно- и церковнослужителей, благо эта среда была ему хорошо знакома. Герои его повестей и рассказов – зачастую люди расчётливые, мелочные, вздорные. Начальство вряд ли стало бы поощрять такие занятия ответственного служащего, и он использовал псевдонимы. Самый частый из них – Елеонский, хотя Миловский подписывался также Гориным, Ив. Павловым, Провинциалом, Служителем, Спиритом, Старцевым и др. Когда же стало известно, кто скрывается под псевдонимом Елеонский, то Миловский не бросил своё литературное хобби, просто он стал Николаем Шихановым. В письме, направленном 4 августа 1904 г. из Сарапула к В. Г. Короленко, Миловский заявлял, что решил уйти со службы. Главным образом – из-за писательства: «Надо убираться подобру-поздорову с двумя прекрасными отзывами синодских ревизоров и орденом Св. Анны 3 степени – за беспорочную службу. А то “порочность” Елеонского повредит “беспорочности” Миловского»2. Правда, работу в духовном училище он так и не оставил. Вот и сюжетом рассказа С. Н. Миловского «Огорчение» стала попытка священника на встрече у благочинного выяснить, кто из их окружения тиснул в газете статейку с критикой уездных церковно-приходских школ, подписавшись «Угрюмый»3. Его псевдоним Старцев происходит, несомненно, от названия Старцевой горы, что на северной окраине Сарапула, возле берега Камы. Возможно, и Горин – тоже с намёком на эту гору. Старцев, Горин, Провинциал – это всё псевдонимы, указывавшие на Сарапул. Но основной псевдоним у него – С. Елеонский. Считается, что подписываться Елеонским Миловскому посоветовал В. Г. Короленко. Они были знакомы, оба жили в Нижегородской губернии, затем переписывались. Да и литературный дебют Миловского состоялся в короленковском журнале «Русское богатство». Собственно, сам Миловский в письме к Короленко от 1 сентября 1902 г. признавался: «Наконец, и псевдоним вы для меня выбрали…»4 Для Миловского это псевдоним, хотя у некоторых других людей духовного звания – фамилия «искусственного» происхождения, которая, как сказано о Миловском в одном справочнике, происходит «от названия священной горы Елеон в Греции»5. Н. С. Запорожцева тоже писала, что «псевдоним – Елеонский (вознёсшийся с горы Елеон)…»6 Разумеется, гора Елеон (Масличная) – не «в Греции», а в Палестине, близ Иерусалима. Более всего, известна она тем, что оттуда, согласно церковному преданию, вознёсся Иисус. Утверждение же Запорожцевой несколько неуклюжее, уподобляющее православного человека прямо-таки Христу. Но, видимо, она имела в виду только то, что псевдоним взят с намёком на Вознесение Иисуса Христа. Упомянутая в справочнике Греция, в общем, тоже кстати пришлась, потому что название горы Елеон – греческого происхождения, от существительного среднего рода «elaion» («масло»). Там по склонам росли масличные деревья – иначе говоря, оливы. Словом «elaion» обозначалось масло оливковое. Оно использовалось в православном богослужении. В России его называли маслом «деревянным», потому что оно – из растущих на дереве плодов, а не из молока, подобно маслу, более привычному для русских. Оливковое же нужно было отличать от и какого-либо иного постного масла – конопляного, льняного, макового, кунжутного или, уже позднее – подсолнечного, горчичного, кукурузного. Можно заметить, что для греческого «elaion» в русском языке не было точного, хорошо подходящего термина. Приходилось либо использовать существительное с общим значением – «масло» (которым называли различные продукты), либо же применять заимствование из греческого – то самое слово «елей» («elaion»). Н. С. Запорожцева, работая в архивах тех городов, что были связаны с жизнью Миловского, уточнила его родословную. И по отцовской, и по материнской линии он был духовного звания. Его мать приходилась дочерью протоиерею Иллариону Масловскому7.Итак, по женской линии он – Масловский. Если переиначить эту священническую фамилию на греческий лад, то получится – Елейский… Именно так: от основы греческого слова со значением оливкового масла («elaion»). Иначе говоря, от «elai-», где дифтонг «ai», в соответствии с принятой в Церкви системой итацизма, читается как «э». Хотя, вообще-то, допустимо образовать псевдоним от слова «elaion» целиком. Тогда вышло бы как раз «Елеонский». Однако же случаи, когда антропоним образуется от греческого существительного без отсечения окончания мужского рода («-os») или среднего рода («-on»), встречаются нечасто. Сам Миловский, выводя на страницах своих произведений некоторых окружавших его людей, использовал именно такой приём – перевод фамилии прототипа (если она была бурсацкой, греко-латинского происхождения) на русский язык. В уже цитировавшемся письме к Короленко от 4 августа 1904 г. он сообщал, что, «кроме попов», на него «в последнее время стали злиться чиновники». Дело в том, что в опубликованном в «Журнале для всех» рассказе «Купальня» он изобразил малопривлекательного персонажа, прообразом которого был один сарапульский чиновник. Миловский писал: «…Следователь Феликсов (в рассказе Счастнев) подбирает материал для предания меня суду за диффамацию, только ждёт прокурора. Он великий дурак, и Счастнев списан с него целиком, как Ваш Тюлин и Арабин (Тюрин и Алабин)»8. Любопытно, что тут мы встречаем сразу оба самых распространённых у писателей способа намекнуть на истинную фамилию литературного героя. У Короленко это замена одной буквы, при сохранении общего фонетического облика. Ну, а выпускник духовной академии, преподаватель греческого и других языков Миловский-Елеонский переводил с одного языка на иной (латинское «felix» – «счастливый»). Прозываться Елейским было бы не слишком приятно (ср. отрицательные коннотации прилагательного «елейный» применительно к какому-либо человеку и его поведению). А вот «Елеонский» – другое дело: тоже слово «масляное», которое известно и как реально существующая, причём вполне благозвучная, фамилия священников. Сам себя он кратко характеризовал именно так – «автор рассказов из жизни духовенства»9. Интересно, что в рассказе Миловского «Юбилей» слово «елейный» употреблено в несколько смягчённом значении. Речь там идёт о пожилом, заслуженном дьяконе, юбилей которого готовились торжественно отметить и прихожане, и сослуживцы. Даже один из священников, отец Алексей, у которого вообще-то были причины недолюбливать дьякона, и тот должен был выступить в церкви с хвалебной речью. «О. дьякон знал, что ему готовится, и всю неделю ходил каким-то елейным, размякшим, слезливым. Его сердце преисполнилось любви к ближним, а особенно к о. Алексею. Он чувствовал, что о. Алексей взял на себя нелёгкий труд – хвалить человека, да не мёртвого, а живого, да ещё такого, который во время оно строил козни… Совесть мучила дьякона, и, чтобы облегчить и свою душу и задачу о. Алексея, он пошёл к нему с повинной…»10 В этом отрывке прилагательное «елейный», кажется, не имеет обычного для него оттенка ехидства или иронии. Оно лишь указывает на то, что человек размягчился, стал благодушным и готов был идти мириться да каяться. Литератор, который по матери был Масловским и который стал Елеонским, вписывая в свою прозу подсознательно значимое для него слово «елейный», по-видимому, придал ему несколько более «приличный» оттенок. Итак, судя по всему, Короленко не выбрал, а лишь подсказал опекаемому им начинающему литератору псевдоним, непосредственно относившийся к родне Миловского по материнской линии. Либо Короленко просто-напросто одобрил такой вот выбор Миловского, о котором тот и сам подумывал.Короленко явно знал о том, что у Миловского среди близких родственников есть Масловские. 19 мая 1897 г. Миловский писал ему из Сарапула: «Просил я двоюродного брата Масловского взять от Вас все не пошедшие в дело мои рукописи, но исполнил ли он эту просьбу, до сей поры не знаю»11.«Искусственную» фамилию Елеонский, распространённую среди священно- и церковнослужителей, учёные, действительно, возводят к библейскому топониму – горе Елеон12. Следовательно, эта фамилия встаёт в ряд с такими, как Голгофский, Иорданский, Вифлеемский, Еммаусский или Эммаусский (от города Еммаус в Святой земле) и др. Советский литературный критик и писатель Александр Константинович Воронский (1885–1943) учился в Тамбовском духовном училище, а затем – в Тамбовской семинарии. В повести «Бурса» (1932) он описывал некое духовное училище, не особенно скрывая, что речь идёт о Тамбове 1890-х гг. У Воронского названо немало учеников бурсы с обычными для детей из духовного сословия фамилиями. Один из бурсаков – Шурка Елеонский, по прозвищу Хамово Отродье13. Однако случай с Миловским-Масловским показывает, что фамилия Елеонский могла получиться путём перевода с русского (и уж затем – «подтягиванием» под библейский топоним). Вообще случаи перевода с русского для священно- и церковнослужителей бывали нередкими: Орлов или Орловский становился Аквиловым или Аквиловским (от латинского «aquila» – «орёл»), Воробьёв – Струтинским (от греческого, вошедшего и в латынь, «strouthos» – «воробей»). Известный исследователь русских фамилий Б.-О. Унбегаун приводил большой перечень «искусственных» фамилий духовенства, которые «существуют в двух параллельных формах – одна русская или церковнославянская, а другая латинская…»: Доброписцев – Бенескриптов, Законов – Юстицкий, Звездинский – Стеллецкий, Красновский – Руберовский и т. д. Так же обстояло дело и со славянско-греческими дублетами: Донской – Танаисов, Первенцев – Протогенов, Петухов – Алекторов, Соловьёв – Аедоницкий и т. д. А бывало и по три варианта – русский (церковнославянский), латинский и греческий: Барсов – Пантеровский – Пардалицкий, Беднов – Павперов – Пенинский, Великов – Магницкий – Мегалов, Зайцев – Лепорский – Лаговский, Надеждин – Сперанский – Елпидин (Елпидинский) и др.14 Заметно, что часто русский (либо церковнославянский) вариант таких фамилий – тоже «искусственного» происхождения. Так что фамилия предков Миловского по материнской линии, симбирско-пензенских священнослужителей Масловских, – весьма вероятно, тоже «искусственная». Тогда основатель священнической династии Масловских мог и, в самом деле, получить её в честь Вознесения Христа с Елеонской (Масличной) горы. Такая фамилия, с намёком на Вознесение, могла быть дана тому из учащихся в духовном училище или духовной семинарии, кто явно был не самым плохим. И, хотя она по формальному признаку – топонимическая, но всё же, по сути, сходна с такими, которые образованы от наименований церковных праздников (Вознесенский, Успенский, Рождественский, Крестовоздвиженский и т. п.). Эти звучные фамилии обычно давались по названиям церквей, в которых служили отцы мальчишек, направленных в духовные учебные заведения. Если парнишка был сыном священника Предтеченской церкви, то ему дали бы фамилию Предтеченский (согласно с посвящением церкви, а не в честь летнего праздника Иоанна Предтечи). Однако ведь и фамилия «Миловский», может статься, тоже «искусственная». По крайней мере, сходная с нею фамилия Миловидов отмечена у священнослужителя15, а со смотрителем Арзамасского духовного училища А. С. Милосердиным Миловский и сам был хорошо знаком. Узнав из газет о смерти Милосердина, письмом, в котором тепло вспоминал своих сослуживцев по Арзамасу. И было это не более чем за месяц до трагической гибели Миловского16, который, как полагают, покончил с собой, бросившись с крыши Сарапульского духовного училища. Итак, псевдоним «Елеонский» мог быть выбран Миловским с ориентацией на фамилию его родственников по материнской линии – Масловских. Их фамилии было найдено греческое соответствие. Кстати, иной, странноватый для смотрителя духовного училища псевдоним Миловского – Спирит – тоже получает внятное объяснение, если иметь в виду буквальный смысл этого латинского по происхождению слова. «Spiritus» по-латыни – «дух»; например, в словосочетании «Spiritus Sanctus» это «Святой Дух». А Миловский – и сам из духовного сословия, и по службе он постоянно имел дело с людьми «духовными» (именно так их тогда именовали). Псевдонимы Елеонский и Спирит – в общем-то, вполне бесхитростные для того литератора, кто, долго живя в уездном городке и занимая там видный пост, хотел бы укрыться от любопытствовавших обывателей и церковных да чиновных начальников. Тем более что Миловский-Елеонский сохранил свой настоящий инициал «С.». Даже если кто-то из его окружения не ведал, что по материнской линии он – Масловский, оба таких псевдонима явно указывали на духовную среду. С этой точки зрения, подписываться заурядно звучащим «Н. Шихановым», как он стал под конец жизни делать, было надёжнее. Хотя всё равно – слишком поздно… Примечания1 Запорожцева Н. И бродит дух писателя… : (биогр. очерк) // Миловский С. Н. Хрустальное яблоко : (рассказы). Сарапул, 2011. С. 12–13. 2 Миловский С. Н. Письма // Миловский С. Н. Неизреченный свет : (рассказы). Сарапул, 2012. С. 311. 3 Миловский С. Н. Неизреченный свет. С. 55–76. 4 Миловский С. Н. Хрустальное яблоко. С. 309. 5 Миловский Сергей Николаевич (1861–1912). URL: http://www.alibudm. narod.ru/pis/pudm259.html. Там же и путаница с годом смерти; нужно – 1911. 6 Запорожцева Н. Указ. соч. С. 6. 7 Там же. С. 12–14. См. также в недавнем сарапульском переиздании прозы Миловского таблицу «Родословная Миловских» (Миловский С. Н. Хрустальное яблоко. С. 356). 8 Миловский С. Н. Письма. С. 311. 9 Там же. С. 313. 10 Миловский С. Н. Юбилей // Миловский С. Н. Неизреченный свет. С. 184. 11 Миловский С. Н. Письма. С. 304. 12 Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. Изд. 2-е, испр. М., 1995. С. 137; Успенский Б. А. Социальная жизнь русских фамилий : (вместо послесловия) // Там же. С. 341. 13 Воронский А. К. Бурса. М., 1966. С. 190, 236, 284, 316. 14 Унбегаун Б.-О. Указ. соч. С. 178–179. 15 Там же. С. 169. 16 Воспоминания о Миловском // Миловский С. Н. Неизреченный свет. С. 299. В. А. КоршунковИсточник: http://herzenlib.ru/almanac/nu...R=number26 | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
6 июня 2021 7:55 21 декабря 2023 7:37 №26.
Размышления.
Допускаю, что автор статьи «Почему смотритель Сарапульского духовного училища С. Н. Миловский стал С. Елеонским» В. А. Коршунков, был прав в своих предположениях о выборе псевдонима С.Н. Миловским – Елеонский. По всей видимости, действительно данная фамилия имеет искусственное происхождение. Однако не могу согласиться с его мнением, что таковой является и фамилия Масловский. В частности, он пишет: «Так что фамилия предков Миловского по материнской линии, симбирско-пензенских священнослужителей Масловских, – весьма вероятно, тоже «искусственная». Тогда основатель священнической династии Масловских мог и, в самом деле, получить её в честь Вознесения Христа с Елеонской (Масличной) горы. Такая фамилия, с намёком на Вознесение, могла быть дана тому из учащихся в духовном училище или духовной семинарии, кто явно был не самым плохим».
Так, в некрологе «Кафедральный протоіерей Стефан Васильевич Масловский», напечатанном в ПЕВ за 1891 год (№23) говорится, что «Покойный о. протоіерей былъ сынъ священника села Масловки, наровчатскаго уѣзда». Скорее всего, фамилия разветвленного рода пензенских Масловских происходит от названия села, в котором служили их предки духовного чина.
В известном труде А.Е. Попова «Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии» указываются следующие сведения, касающиеся данного села:
VI. Город Наровчат и Наровчатский уезд
Второй благочиннический округ
13) Село Масловка. Храм во имя св. архистратига Михаила, деревянный, холодный, построен в 1773 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Жалованья священнику 90 р., псаломщику 36 р. К церкви села Масловки приписана церковь с. Холстовки во имя св. архистратига Михаила, деревянная, холодная, построена в 1761 г., при коей земли усадебной 1 д., пахотной 33 д. Прихожан м. п. 730, ж. п. 714. Приход состоит из села Масловки и с. Холстовки (в 1 в.).
Хотя согласно Пензенским епархиальным ведомостям, начиная с года их выхода – 1866, в селе Масловке во второй половине XIX века Масловские не упоминаются. Имеются данные о следующих лицах:
Архонтов Димитрий священник Масловка Наровчат. 1903 Архонтов Димитрий священник Масловка Наровчат. 1904 Доброхотов Димитрий Евграфович священник Масловка 1897 . Доброхотов Димитрий священник Масловка Наровчат. 1889 Доброхотов Димитрий священник Масловка Наровчат. 1884 Европейцев Александр диакон Масловка Наровчат. 1900 Европейцев Александр диакон Масловка Наровчат. 1901 Комаров А. псаломщик Масловка Наровчат. 1899 Комаров Иван псаломщик Масловка Наровчат. 1908 Невзоров Иван диакон Масловка Наровчат. 1904 Невзоров Иван диакон Масловка Наровчат. 1904 Поспелов Александр священник Масловка Наровчат. 1908 Поспелов Александр священник Масловка Наровчат. 1913 Сивов Стефан священник Масловка Наровчат. 1904 Сивов Стефан священник Масловка Наровчат. 1907 Сивов Степан священник Масловка Наровчат. 1904
| | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
16 июля 2021 8:52 №27Село Ушинка (Ушенка) Керенского уезда Пензенской губернии Одно из мест службы Масловских. Село расположено близ берега реки Ушинка. Поселена в 1711 г. князем Василием Сафаровичем Кугушевым; в 1712 г. сюда перевели 2 двора с двумя семьями дворовых крестьян подьячий Керенской приказной избы Иван Перфильевич Андреев и его родной брат на поместную землю их деда. (РГАДА, ф. 350, оп. 1, е.хр. 38, лл. 1031-1036, 1051-1055). *** Многие крестьяне переведены из рязанской Мещеры, отсюда характерный говор и другие этнографические особенности. В 1782 г. - в одной меже с Большой Ижморой и др. сёлами, в селе деревянная церковь Живоначальной Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, е. хр. 1040, лл. 14 об.–16). *** В 1838 г. построена новая деревянная церковь во имя Святой Троицы. В 1864-80 гг. – село казенное, центр Ушинской волости Керенского уезда Пензенской губернии, 633 двора, церковь, земское училище, базар, 5 лавок, 15 мельниц, 15 маслобоен, ярмарка на 10-й неделе после Пасхи. В 1911 г. — 1287 дворов, церковь, земская и церковноприходская школы, медицинский пункт, мельницы водяная, с нефтяным двигателем и 20 ветряных, шерсточесалка, 10 кузниц, 2 кирпичных сарая, 3 пекарни, постоялый двор, 15 лавок. В 1896 году в с. Ушинка был заложен каменный пятиглавый однопрестольный храм Троицы Живоначальной, освящен 10 октября 1913 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%8F*** Второй благочиннический округ 7) Село Ушенка. Храм во имя Св. Троицы, с приделом во имя свят. И чудотв. Николая, деревянный, холодный, построен в 1838 г., перестроен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 160 в. Церковь имеет капитал 700 р. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 4 д., пахотной до 100 д. Жалованья 244 р. Дома для священников церковные. Прихожан м. п. 2831, ж. п. 2844. Приход состоит из одного села. Попечительство открыто в 1890 г. Училище земское. Источник: Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Составитель А.Е. Попов. Пенза, типогр. губерн. правления. 1896. | | Лайк (1) |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
16 июля 2021 9:15 №28.Иоанн Масловский (ок.1830?– 20.07.1882) А.И. Троицкий. Списки воспитанниковъ, окончившихъ полный курсъ въ Пензенской Духовной Семинаріи съ 1800 по 1900 гг. Выпуск 1852 года Разряд второй 70. Иван Масловский. *** ПЕВ. 1868 год. №13. С.205. Часть офиц. III. Извѣстія о перемѣнахъ съ лицами по Пензенскому Епархіальному вѣдомству. 12- го Марта. Старшій Священникъ с. Ушенки, Керенскаго у. Іоаннъ Масловскій опредѣленъ законоучителемъ въ Ушенское народное училище. *** ПЕВ. 1873 год. №14. С.299. Часть офиц. СВѢДѢНІЯ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХІИ. Н а г р а д ы : Указомъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода, отъ 30 Апрѣля 1873 года за № 1605, дано знать Его Преосвященству, что по Пензенской Епархіи въ 8 день Апрѣля Всемилостивѣйше удостоены награжденія: Скуфьями: Села Ушенки, Керенскаго уѣзда, Іоаннъ Масловскій. *** ПЕВ. 1879 год. №9. С.4. Часть офиц. Отношеніе правленія пензенской дух. семинаріи въ духовную консисторію. Правленіе пензенской духовной семинаріи покорнѣйше проситъ духовную консисторію сдѣлать 'распоряженіе о взысканіи — съ священника, керенскаго уѣзда, села Ушинки Іоанна Масловскаго 8 р. 40 к. за леченіе сына его, воспитанника IV кл., Степана Масловскаго, *** ПЕВ. 1883. №6. Стр.26. Часть офиц. Слушали: VII. Прошеніе священника с. Ушенки Стефана Масловскаго, состоящаго опекуномъ надъ дѣтьми умершаго священника того же села Іоанна Масловскаго, коимъ просит выдать малолѣтнимъ сиротамъ Масловскимъ единовременное пособие за взносы в Общество отца их, умершего 20 июля 1882 года Справка. Священник Иоанн Масловский состоял членом общества 5 лет по I разряду и внес в основной капитал 5 руб. и членских платежей 50 руб, всего 55 руб. Постановили: Мололѣтнимъ дѣтямъ умершаго свяшенника села Ущенки Іоанна Масловскаго на основаніи 25 § Проекта.. Уст., Общ. выдать въ единовременное пособіе сто пятьдесятъ руб. чрезъ мѣстнаго благочиннаго священника Иоанна Масловского подъ росписку опекуна сиротъ о. Стефана Масловскаго,. съ доставленіемъ оной въ Правленіе. Размышления. Ранее ученики духовных семинарий, как правило, писались без отчеств. В связи с этим испытываю затруднение в тех случаях, когда почти одновременно обучались представители одной фамилии и с одинаковым именем. Оказалось, что в 1852 году ПДС окончил Иван Масловский по второму разряду (№70), а в 1858 году вновь Иван Масловский по первому разряду (№7). Один служил в селе Ушенка Керенского уезда, а второй в селе Малая Ижмора этого же уезда. Отчество первого пока установить не удалось. Отчество второго - Илларионович. Однако в каком году каждый из них окончил семинарию, сказать не решаюсь. Именно поэтому возле приблизительной даты рождения поставила знак вопроса. | | |
gutta57Модератор раздела  Сообщений: 1417 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1019 | Наверх ##
16 июля 2021 9:22 №29.Масловский Стефан Иоаннович (1859 - ?) А. Троицкий. Списки воспитанниковъ, окончившихъ полный курсъ въ Пензенской Духовной Семинаріи съ 1800 по 1900 гг. Выпуск 1881 годаВторой разряд 17. Степан Масловский *** ПЕВ. 1881 год. №19. С.6. Часть офиц. ИЗВЪСТІЯ ПО ЕПАРХІИ . Определены: В псаломщики: въ с. Ушенку керенск. у., окончившій курсъ Пензенской дух. семинаріи Степанъ Масловскій, августа 21; *** ПЕВ. 1883 год. №6. Стр.26. Часть офиц. Слушали: VII. Прошеніе священника с. Ушенки Стефана Масловскаго, состоящаго опекуномъ надъ дѣтьми умершаго священника того же села Іоанна Масловскаго, коимъ просит выдать малолѣтнимъ сиротамъ Масловскимъ единовременное пособие за взносы в Общество отца их, умершего 20 июля 1882 года Справка. Священник Иоанн Масловский состоял членом общества 5 лет по I разряду и внес в основной капитал 5 руб. и членских платежей 50 руб, всего 55 руб. Постановили: Мололѣтнимъ дѣтямъ умершаго свяшенника села Ущенки Іоанна Масловскаго на основаніи 25 § Проекта.. Уст., Общ. выдать въ единовременное пособіе сто пятьдесятъ руб. чрезъ мѣстнаго благочиннаго священника Иоанна Масловского подъ росписку опекуна сиротъ о. Стефана Масловскаго,. съ доставленіемъ оной въ Правленіе. *** ПЕВ. 1 884 год. №6. С.7. Часть офиц. ИЗВѢСТІЯ ПО ЕПАРХІИ. Резолюціею Его Преосвященства дозволепо воздѣвать при богослуженіяхъ на открытомъ воздухѣ въ неблагопріятную погоду скуфью чернаго бархата священникамъ: с. Ушенки, керенскаго уѣзда, Стефану Масловскому, ** ПЕВ. 1894 год. №23. С.205. Часть офиц. с. Ушенки, Керенскаго уѣзда, свящ. Стефану Масловскому, изъявлена признательность Епарх. Начальства съ выдачею установл. свидѣтельствъ. *** ПЕВ. 1896 год. №7/8. С.114. Часть офиц. Предложеніемъ Его Преосвященства отъ 7 марта сего 1896 года за № 61 за отлично усердную и полезную службу церковно-приходскую и за особые труды по обученію дѣтей въ церковно-приходскихъ ш колахъ награждены слѣдующіе священнослужители: а) скуфьями: 8) священникъ села Ушенки, Керенскаго уѣзда, Стефанъ Масловскій; *** ПЕВ. 1902 год. №14. С.88. Часть офиц. Списокъ лицамъ духовнаго званія, по Пензенской епархіи, кои Св. Синодомъ удостоены награжденія за заслуги по духовному вѣдомству ко дню рожденія Его Императорскаго Величества: г) камилавкою — церкви села Ушенки, Керенскаго уѣзда, священникъ Стефанъ М а с л о в с к ій ; *** ПЕВ. 1911 год. №12. С.369. Часть офиц. Списокъ лицъ духовнаго званія, кои Святѣйш имъ Синодом ь удостоены награжденія за заслуги по духовном у вѣдомству но дню рож денія Его И м п ер ато р скаго Величества, по Пензенской епархіи . г), наперснымъ крестомъ, отъ святѣйшаго Синода выдаваемымъ, церкви села Ушенкн, Керенскаго уѣзда, священники. Стефани. 'Масловскій, той же церкви священникъ Ѳеодоря, Морозовъ. | | |
|