Соликамск и район.
Происхождение, история заселения и др.
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
9 августа 2019 13:59 7 ноября 2024 11:15 Что и где можно посмотреть.
1.Из истории города и края. Стр.1,,7,8,12,13,14,19, 20,21,25. 2.Ревизские сказки,метрические,писцовые книги,перепись населения. Стр.1,2,3,4,5 3.Достопримечательности города и района.Стр.3,5,6,7,10,12,19, 21,25. 4.Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Стр.1,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13, 20,21,22, 23,25. 5.Развитие солеварения.Стр.1,8, 22,23,24, 25 6.Артемий Бабинов и Бабиновская дорога. Стр.6,8,12,13,14 7.Известные люди о Соликамске. Стр.14,15, 16,17,18,19, 20. 8.Соликамск в живописи и литературе. Стр.15,16,17,18,19, 20,21. 9. Музеи Соликамска.Стр.3,5,6,12,13,19,20,22 --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
28 апреля 2023 12:34 28 апреля 2023 12:36 НА КАКОМ МЕСТЕ СТОИТ СОЛИКАМСК.jpeg) Мы уже привыкли считать, что г. Соликамск с момента возникновения и по сегодняшний день стоит на одном месте. Но так ли все однозначно? Город впервые упоминается в русских летописях под 1506 годом. «Лета 7014 пришедши из Тюмени на Великую Пермь ратью сибирский царь Кулуг Салтан и без вести приступиша. Чердыню не взял, а землю Нижнюю воевал всю, в Усолье на Камском варенцы пожегл, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посекл…». Какую информацию можно почерпнуть из этого летописного сообщения? Город назван так: Усолье-на-Камском, и, следовательно, располагалось поселение на берегу р. Камы или в непосредственной близости от реки. Иначе бы термин «на Камском» звучал как-нибудь по-иному. «Усолье» – географической привязкой служить не может, т. к. термином «усолье» на севере называли тип поселения, а именно – поселок солеваров,или место, где добывали соль, или место, где есть выходы соленых источников. Еще из этого сообщения ясно, что здесь были соляные варницы. Плюс к этому из сообщения ясно, что в городе жили и русские, и коми-пермяки. И последнее, если брать за основу только эти строки, понятно, что поселение Усолье на Камском возникло не год и не два назад. Чтоб построить варницы, пробурить скважины, поставить трубы, требуется лет 10–15. Чтобы продвигаться в поисках истины дальше, выясним, какие вообще существуют версии, гипотезы о местонахождении первогорода Соликамска. Общепринятая версия (назовем ее первой) о возникновении русского поселения, названного Соликамском, на нынешнем месте имеет уязвимые места. На территории исторического центра города неоднократно проводились археологические раскопки. В результате найдены культурные слои и находки, относящиеся к разным временам, эпохам. Встречались находки конца XI – начала XII, XIII–XIV, конца XVI, XVII, XVIII, XIX веков. Но вот парадокс: нигде, ни разу не встречался не только слой, но даже отдельные находки, которые можно было датировать XV – первой половиной XVI века. Если предположить,что они полностью уничтожены более поздними постройками,то тогда непонятно, как сохранились предметы, которые старше на 300–400 лет. И второе: исторический центр города находится почти в четырех километрах от р. Камы, и такое поселение можно назвать «на Камском» с очень большой натяжкой. Вторая версия, Городищенская. Она предполагает, что первое русское поселение возникло на р. Усолке, но выше по течению,там, где сейчас стоит с. Городище. Почему возникло такое предположение?  На берегу Усолки, на западной окраине села, есть мыс, называемый Русский. Подобное название могло появиться только в то время, когда русское население жило здесь в иноязычном окружении, т. е. когда нигде рядом не было других русских поселений. Какой смысл называть что-либо «русский», если всюду живут русские! Здесь же, на мысу Русский, найдены фрагменты русской керамики, пищальные кремни, которые можно датировать как минимум первой половиной XVI века. К тому же земли по р. Усолке в те времена были землей пограничной, и возводить солепромыслы, не имея рядом крепости, было в те неспокойные годы по крайней мере неразумным. А здесь ряд ом, на соседнем мысу, стояла крепость.  Но и в этой гипотезе (версии) есть свой минус. Городище находится от Камы еще на пять километров дальше, чем исторический центр Соликамска. Поэтому назвать его «на Камском» еще более проблематично, да к тому же в непосредственной близости от с. Городище нет следов солеваренных промыслов. Хотя здесь есть одна зацепка. Во время раскопок 1981 года, которые проводил профессор А. М. Белавин, были найдены фрагменты большой (в радиусе) железной сковороды. Андрей Михайлович предположил, что это вполне может быть чрен для выпарки соли. Версия третья, Верх-Боровская. Русское поселение возникло вначале на р. Боровой, а уж потом было перенесено на р. Усолку. Источник появления этой версии известен, наверное, всем – это книга В. Н. Берха «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей». Но вряд ли эта гипотеза верна, уж слишком далеко находится это место от Камы. Мы позволим себе выдвинуть четвертую гипотезу. По нашему редположению, русское поселение, которое получило название Усолье на Камском, первоначально возникло на месте Эсперова городища. (Это укрепленное поселение находилось на правом берегу р. Камы, между нынешними пос. Тетерино и д. Тетерина.) Самые ранние русские находки, которые были найдены на этом памятнике, датируются концом XIV – началом XV века. В те времена это было крупное, хорошо укрепленное поселение, имевшее две линии земляных и деревянных укреплений. Исчезает поселение в начале – середине XVI столетия. И после этого, со второй половины XVI века, фиксируются русские находки на территории современного города Соликамска. К Эсперову городищу, как ни к какому другому поселению, подходит название «на Камском», т. к. стояло оно непосредственно на берегу р. Камы. * По легенде, городище было построено Миной и Эксперой (Перой) — богатырями-защитниками Перми Великой.Городище расположено на правом берегу Камы, напротив Соликамска, у села Тетерино на горе Минин Утюг (Минина гора).И еще одно – в верхнем культурном слое встречаются одновременно как русские находки, так и родановские, причем внутри жилищ. То есть здесь тогда, в XV – начале XVI века, жило смешанное население – и пермяки и русские, что и зафиксировала летопись.  Если же построить логическую цепочку, то можно предположить,что Усолье на Камском первоначально возникло на месте родановского поселения на Эсперовом городище, а а после его разорения в 1506 или 1547 году было перенесено на место современного Соликамска. На сегодня этой гипотезе не хватает одного звена: рядом с городищем пока не найдено следов «варниц», уничтоженных Култук-Салтаном. Но тем не менее по сравнению с прочими гипотезами наша версия имеет большие преимущества. Источник:Бординских Г. А. Пермь Великая – Terra Incognita: рассказы по истории / Г. А. Бординских. — СПб.: Маматов, 2014 --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
4 мая 2023 13:37 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Дьякон Александр Ипатов Из послужного списка за 1917 год известно, что Александр Евфимович Ипатов — сын мещанина города Казани 42 лет. В марте 1888 года он окончил Казанское городское 4-х классное училище. С июня месяца 1892 года Александр Ипатов находился в Соликамском Свято-Троицком мужском монастыре в числе «бельцов на искусе», т. е. на испытании. Послушник Ипатов жил в монастыре до 1898 года.2 Неизвестно, по какой причине он оказался среди послушников, но вероятно именно в эти годы пребывания в стенах Соликамского монастыря было принято решение посвятить свою жизнь служению Богу. После испытания на звание псаломщика в экзаменационной комиссии при Пермской Стефановской школе, с 27 мая 1898 года Ипатов стал исполнять должность псаломщика при Артинской Введенской православной церкви. Указом Пермской Духовной консистории за № 8060 в 1899 году А.Е. Ипатов был принят в духовное звание и утверждён в должности псаломщика. В годы службы в Артинской церкви он женился на Александре Петровне Хрущёвой. 10 сентября 1900 года псаломщик церкви Артинского завода Красноуфимского уезда Александр Ипатов был награждён стихарём. В стихарь он был посвящен 14 сентября Преосвященнейшим Епископом Петром (Лосевым).  Ипатов А.Е. с женой Александрой Петровной и дочерью 24 марта 1906 года отец Александр, по ходатайству причта, старосты и прихожан, перемещён к Свято-Троицкому градо-Красноуфимскому собору. 17 сентября 1906 года рукоположен Преосвященнейшим Епископом Никанором (Надеждиным) в сан дьякона с оставлением на псаломщической вакансии при том же соборе. 31 марта 1908 года дьякон Ипатов перемещён указом Преосвященнейшего Епископа Никанора за № 766 к градо- Соликамской Спасской церкви на псаломщическую вакансию. В Соликамске отец Александр начинает преподавательскую деятельность — 17 февраля 1911года резолюцией Преосвященнейшего епископа Палладия (Добронравова) он был утверждён законоучителем Поповского земского начального училища. За усердное и умелое преподавание Закона Божия в этом училище епархиальное начальство неоднократно выражало ему благодарность. С 1916 по 1917 г. дьякон Александр Ипатов состоял законоучителем земского начального училища в д. Чувашева Соликамского уезда. Александр Евфимьевич Ипатов был расстрелян красногвардейцами в ходе массовых репрессий в Пермской губернии 21(8 ст.ст.) сентября 1918 года. Священномученик Александр был прославлен в лике святых Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Со слов дочери сщмч. Ипатова Елены Александровны, «в семье говорили, что отца при белых перезахоронили по-человечески в Соликамске, вроде бы у Спасской церкви». Это даёт нам возможность предположить, что отца Александра расстреляли и похоронили в Соликамске. Время тогда было тяжёлое для транспортировки тела убитогоотца дьякона из Перми в Соликамск для перезахоронения. После его гибели осиротела семья, которая состояла из жены Александры Петровны, 38 лет, и детей: Веры 13 лет, Галины 11 лет, Зинаиды 7 лет, Елены 4 лет и Вадима 2 лет. Семья находилась в тяжелом положении. Собственного дома у Ипатовых не было, из церковного их выселила новая власть, и им пришлось жить на съемной квартире. Вдова дьякона, Александра Ипатова, изыскивала средства к существованию продажей личного имущества; не оставляли ее помощью и крестьяне. Пережитое потрясение не прошло для Александры Петровны бесследно и привело к нервному расстройству. Здоровье матушки было подорвано, и в 1933 году она скончалась.Дочь Галина окончила семилетку, работала счетоводом сначала на калийном руднике, потом в начальной школе, а после Великой Отечественной войны пела на клиросе Богоявленской церкви до её закрытия. Другая дочь, Зинаида, ещё при жизни матери была отдана на воспитание в другую семью, где ей сменили отчество. Зинаида Ивановна окончила начальную школу и курсы медсестёр. Работала в Соликамской больнице и в больнице при Усольлаге медсестрой. Елена Александровна окончила начальную школу 4-х летку и 7 групп ФЗС; до конца школу не окончила из-за тяжёлого материального положения в семье: мать была больна и не работала. Так и не доучившись, Елена со школьной скамьи ушла работать в горный цех калийного рудника, с 1932 года работала счетоводом в бухгалтерии калийного рудника. Судьба старшей дочери, Веры Александровны, неизвестна. Единственный сын отца Александра, Вадим, скончался во младенчестве, так фамилия дьякона Ипатова по мужской линии прервалась. Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
5 мая 2023 13:04 5 мая 2023 13:35 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Новомученик епископ Феофан Соликамский Будущий епископ Феофан родился в 1867 г. в Саратовской губернии, в селе Содом, в семье бедного дьячка Петра и рабы Божией Анны. Младенца при крещении нарекли Сергием. В 1888 г. Сергий Ильменский оканчивает Саратовскую духовную семинарию и поступает на первый курс Казанской духовной академии. Спустя много лет он рассказывал: «В семинарии желание моё идти в священники не только не прошло, — наоборот, под влиянием одной чудной книги «Письма о должностях священного сана», с которой я не расстаюсь и сейчас, созрело в непременную решимость быть священником, и притом в селе!» По окончании Академии в 1892 г. кандидат богословия Сергий Ильменский зачисляется преподавателем Саратовского епархиального женского училища. К этому времени он женится, у него появляется дочка Мария.В 1894 г. будущий архипастырь рукоположен в сан священника к кафедральному собору Саратова.В 1911 г. о. Сергий был возведён в сан протоиерея. С 4 сентября 1911 г. по предложению правящего архиерея епископа Гермогена он — исполняющий должность редактора «Саратовского Духовного Вестника». Был также благочинным домовых церквей Саратова. Отец Сергий много публикуется и постоянно проповедует в Саратовском кафедральном соборе и других храмах города. Монашеский постриг на Валааме Пастырское слово о. Сергия всегда было прямым. Но 1 июня 1914 г. в «Саратовском духовном вестнике» выходит последняя статья редактора: «Чем должен быть наш епархиальный орган?» Читатель узнаёт, что протоиерей Сергий уезжает и поступает в обитель преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Оказывается, ещё в 1913 г., когда мать была похоронена, а дочь получила достойное воспитание, о. Сергий, согласно прошению, был зачислен в братство Валаамского монастыря... Впереди светил древний Валаам. Отец Сергий рассказывал: «Раннее вдовство, по-видимому, указывало мне путь к монашеству, но было нечто задерживающее, привязывающее меня к миру; — на моем попечении оставались престарелая мать и дитя — дочь! И вот я остался в мiру. Очевидно, надо было глубже изучить окружавшую меня жизнь, прислушаться к движению собственной души, и долго, долго работать над ней в области нравственного воспитания. Светлые порывы души, под влиянием Небесных благодатных впечатлений священства, хорошие минуты духовных переживаний в общении с юношеством, особенно в храмах Божиих за богослужением и беседами... сменялись минутами уныния, забвения, нерадения, малодушия, какой-то безотчетной тоски... Но бодрствующая Десница Божия всегда вовремя приходила на помощь посылала вовремя средства, исцелявшие душу мою от лютых недугов — физические и нравственные потрясения, за которыми всегда слышались: «Маловере, почто усомнился еси». (Мф. 14, 32). Теперь я познал сладость изречения: «Сын мой! Не пренебрегай наказанием Божиим. Его же любит Господь, наказует. Биет, его же приемлет...» [Евр. 12. 6]. *** Но вот я свободен! Мать похоронена, дочь воспитана! Чудный дивный Валаам привлек моё внимание, и в святой обители его думал найти себе убежище и покой от бурных волн житейского моря. Здесь мечтал я напитать многомятежную душу мою благодатными впечатлениями иночества в ежедневном общении с храмом Божиим и со словом Божиим и с другими душеспасительными книгами в безмолвной келье, чтобы здесь в святой обители во имя Преображения Господня, по молитвам и предстательству Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, приготовить себя к Небесному Фавору». *** Август на Валааме незабываем. Радостен праздником Соборного храма в честь Преображения Господня. После отдания праздника Преображения, 14/27 августа, в Соборе предпразднество Успения Пресвятой Богородицы и пострижение о. Сергия в монашество с именем Феофан. Радость праздников была тревожной. Война грозила неисчислимыми бедствиями Отечеству. «Известие об объявлении войны... было получено на Валааме в самый Ильин день 1914 года.... Утром следующего дня все состоявшие в запасе братья и послушники, причастившись в Соборе св. Христовых Таинств, отправились на пристань, провожаемые всею братиею. Произошло трогательное и незабвенное прощание со всеми, отправляющимися на войну. Многие из этих воинов-иноков уже более не возвращались в родную обитель, так как легли костьми на поле брани за Русь Святую». 14 сентября 1914 г. епископом Сердобольским Серафимом о. Феофан возводится в сан архимандрита.*** В октябре Духовная консистория предписывает игумену Маврикию исключить архимандрита Феофана из братства монастыря в виду назначения в Балашов.Отец архимандрит вспоминает: «Но недолго, очень недолго пришлось мне пожить здесь в общении со святой обителью, со старцами её и любвеобильным игуменом о. Маврикием, от руки которого Господь сподобил меня принять пострижение. Господь призвал меня к служению воспитанию духовного юношества...» Служение в Саратовской и Пермской епархияхВ родную Саратовскую епархию архимандрит Феофан возвращается на должность смотрителя Балашовского духовного училища. Под руководством нового правящего архиерея епископа Палладия он открывает в Балашовском уезде миссионерские курсы. Он призывает православных воспользоваться курсами, чтобы «научиться дать отчёт в своём уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной». Пермь. Вид на Духовную семинарию и Свято-Троицкий кафедральный собор. Фото начала ХХ века.В сентябре 1916 г. архимандрит Феофан назначен ректором Пермской духовной семинарии. Прибыв пароходом в Пермь, он обратился с амвона к своим новым подопечным и воспитанникам со словами: «Я — ничто, всё благое во мне соделывает благодать Божия. Готов потрудиться при содействии и помощи сей благодати и среди вас. Будем назидать друг друга, дабы соделаться нам живыми камнями в здании Церкви Господа Иисуса Христа». Простота и сердечность, отеческая забота о нуждах своих учащихся стяжали архимандриту Феофану всеобщую любовь. Квартира ректора становится открытой для питомцев семинарии. На квартире о. ректора собирается проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познают азы миссионерского дела. Среди преподавателей — достойнейшие наставники православной веры и будущие архипастыри Церкви. Духовная семинария стоит на высоком берегу широкой Камы, рядом кафедральный собор и архиерейский дом. Место красивое и возвышенное во всяком смысле. Епископ Пермский Андроник — частый гость семинаристов, вместе с отцом ректором он посещает учебные занятия. Остались такие строки о пермском служении архимандрита Феофана: «Простота, сердечность, отеческая заботливость о нуждах учащейся детворы в Балашовском духовном училище, а равно и в других учебных заведениях, стяжали о. архимандриту общую любовь, всегда тепло и ярко проявлявшуюся. И душа нашего Пермского семинарского юношества также была близка, понятна и дорога бывшему о. ректору, архимандриту Феофану, несмотря на короткое время службы его в семинарии. Воспитанники семинарии скоро узнали доступность, простоту и истинно монашескую набожность своего ректора и сейчас же пошли к нему со своими печалями, нуждами и школьными заботами...» Заслуги архимандрита Феофана в деле воспитания юношества были отмечены орденом св. Анны 3-й степени. Епископ Соликамский25 февраля 1917 г. в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Соликамского, викария епископа Пермского.На следующий день в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена архиерейская хиротония. Таинство совершили епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Глазовский Павел (Поспелов), епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов) и епископ Челябинский Серафим (Александров) при 12 архимандритах. Епископу Феофану был вручен посох святого Стефана Пермского. В день хиротонии епископа Феофана (он сидит справа). Второй слева — будущий новомученик епископ Пермский Андроник (Никольский), 26 февраля 1917 г.Местожительство викарного епископа — г. Соликамск, где он пребывает на правах настоятеля Свято-Троицкого монастыря, в его подчинение входили северные уезды: Соликамский и Чердынский. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия. Став епископом Соликамским, он за пределы викариатства почти не выезжал, погруженный в дела благоустроения вверенных ему приходов. Но пребывание епископа Феофана в Соликамске будет недолгим: около полугода. После отбытия епископа Пермского Андроника на Поместный Собор владыка Феофан возвращается 9 августа 1917 г. в Пермь и исполняет обязанности по управлению епархией. 4 февраля он возглавляет небывалый по многолюдству крестный ход, проводимый в связи с гонениями безбожных властей на Церковь. В Перми происходят грабежи святых обителей. Город обретает своих мучеников и страстотерпцев. 15 марта 1918 г. официально распущена Пермская духовная семинария; в этот же день ЧК заявляет себя как орган советской власти в Перми.11 апреля в Пермь навсегда возвращается владыка Андроник. Здесь он встретит свою последнюю Пасху. Здесь 7/20 июня 1918 г. власти тайно расправятся со святителем. Мученическая кончина 22 июня епископ Феофан принял управление Пермской епархией. Именно в это время из северных уездов губернии стали поступать известия об арестах и казнях священников. По самым скромным подсчетам, жертвами «красного террора» в 1918 году стали 19 священнослужителей Соликамского викариатства. Получая трагические известия, Владыка сердечно молился за арестованных и погибших. Летом уже повсеместно начались расстрелы и аресты священнослужителей, конфискации церковного имущества и обыски в архиерейском доме стали привычным явлением. Вскоре, в конце лета 1918 г., он и сам был арестован. *** За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками, 24 декабря 1918 г., в тюрьму, где томился епископ, пришли представители ЧК и увели девять заключенных — епископа Феофана, трёх священников и пятерых мирян. Стоял тридцатиградусный мороз. Большевики привели владыку Феофана и других осужденных на берег уже замерзшей реки Камы. Здесь одни срывали со своей жертвы одежды, а другие заплетали волосы епископа в косички, чтобы, связав их между собой, продеть под них жердь и приподнять таким способом свою жертву на воздух. Прорубь для казни приготовляли другие мучители. По обе стороны проруби появились скамейки, на которые встали два палача. Держа шест, продетый под волосы, за концы стали постепенно опускать в прорубь, с тем, чтобы через полминуты поднять его над прорубью и снова опустить в ледяную воду Камы, сменяя друг друга. Через 15-20 минут, тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив. Многочисленные свидетели, среди которых были и почитатели замученного епископа, видели всё это. Вместе с владыкой Феофаном были утоплены священники и миряне.*** 14 марта 1918 г., отвечая на вопрос о возможном захвате земель монастырей, епископ Феофан писал: «А на злобу и вражду к нам тех, кто оказался орудием Божьего наказания на нас, не будем отвечать тем же: будем молиться и за врагов, да простит им Господь, не ведят бо, что творят. Будем молиться и да укротит Господь ярость их на нас и силою молитвы и примером доброй христианской жизни нашей да преложит непримиримые сердца их к примирению и братолюбию». _______ Источники: 1) «Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских». Сост. В. Королёв. Фрязино, 1998. С. 73–76. 2) Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 451–452. 3) «Новые мученики Российские». Часть 2. Сост. прот. М. Польский. С. 282–283. © Трудами братии Валаамского монастыря --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
6 мая 2023 9:23 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.
Протоиерей В.В. Боголюбов
Судьбы некоторых из соликамских священников после Гражданской войны остаются неизвестны, погибли они или сменили место жительства, а может, просто оставили службу. Исходя из состава причтов Соликамских церквей можно установить, кто служил на период начала Гражданской войны, но сложно установить дальнейший жизненный путь этих священно- и церковнослужителей.
Так, причт Соликамской Спасо-Преображенской церкви на 1918 год состоял из священника Василия Васильевича Боголюбова и дьякона Василия Стефановича Воскресенского.
Дьякон Воскресенский был убит красногвардейцами осенью 1918 года. В.В. Боголюбов в списках погибших не значился, и судьба его была неизвестна. В результате длительного поиска и сбора информации мне удалось найти Елену Константиновну Полевичек, внучку священника В.В. Боголюбова и дочь известного уральского писателя и преподавателя факультета журналистики Уральского Университета Константина Васильевича Боголюбова. В результате мы обменялись информацией и материалами, в частности, Елена Константиновна передала Соликамскому музею послужной список своего деда, В.В Боголюбова. Сведя информацию, удалось восстановить жизненный путь одного из соликамских священников и его родных.
В.В. Боголюбов родился в селе Кызьва Оханского уезда 20 февраля 1871 году в семье дьякона Василия Иоанновича Боголюбова, впоследствии священника церкви села Янидор, где он служил более 20 лет и где скончался 20 июля 1897 года. Собственно, с Василия Иоанновича и берет свое начало династия священников Боголюбовых. Дело в том, что настоящая фамилия Василия Иоанновича — Мельчаков и переменили ее в Пермской духовной семинарии на среднем отделении, которое он закончил в 1846 году. Начал свою службу В.И. Боголюбов в должности дьячка.
В семье В. И. Боголюбова было шестеро сыновей и одна дочь. Пятеро из шести сыновей пошли по духовной линии, окончив семинарию, стали священниками. Среди пяти был и Василий Васильевич, окончивший Пермскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда в 1894 году. После этого он был законоучителем и учителем начального училища в селе Янидор. В это время настоятелем Янидорской церкви был его отец В.И. Боголюбов.
В это же время Василий Васильевич женился на Августе Ивановне Славниной, дочери священника церкви села Губдор Ивана Тимофеевича Славнина. Василий Васильевич рукоположен в сан священника 26 сентября 1896 года Преосвященным епископом Петром и направлен к Покровской церкви при заводе села Александровского Красноуфимского уезда, где прослужил около 3 лет. Являясь настоятелем, он продолжал преподавательскую деятельность, за что имел благодарность от попечителя Округа за преподавание Закона Божия. Стремясь на родные места, в Чердынский край, ближе к овдовевшей матери, Василий Васильевич Боголюбов пишет прошение о переводе его в село Вильгорт Чердынского уезда. Прошение было удовлетворено, и Указом Пермской Духовной Консистории от 3 июля 1899 года Василий Васильевич переведен к Свято-Троицкой церкви села Вильгорт на священническую вакансию. Здесь он продолжил преподавательскую деятельность, состоял законоучителем двухклассного министерского училища и Земского начального женского училища. Являясь настоятелем Вильгортской церкви, В.В. Боголюбов неоднократно утверждался Пермской Духовной Консисторией в должности кандидата к следователю, депутатом на соликамский училищный съезд и депутатом по судебным делам. Именно в период службы в селе Вильгорт он награждается набедренником и камилавкою.
Служба в городе Соликамске началась с 10 октября 1910 года. Указом ПДК В.В.Боголюбов перемещен к Свято-Троицкому собору на вторую вакансию священника, а с 1 июня 1911 года утвержден законоучителем пяти младших классов женской гимназии. В это время он был уже настоятелем Спасо-Преображенской церкви.
В Соликамске Василий Боголюбов был глубоко уважаем жителями города и духовенством, судя по тому, что он занимал в разное время такие должности, как председатель Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, заведующий воскресной школой. Трижды назначался благочинным градо-Соликамских церквей, окружным духовенством избирался депутатом на Епархиальный съезд и Окружной училищный съезд, назначался представителем в Соликамское земское собрание, утверждался председателем Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, представителем Духовного ведомства в Земское собрание и Городскую думу, а 25 октября 1917года был награжден саном протоиерея.
После Февральской революции до 1918 года В.В. Боголюбов возглавлял в городе Церковно-народную партию , а в мае 1919 года общим собранием представителей города, земства, педагогического совета и родительского комитета избран законоучителем всей Соликамской женской гимназии. Был уважаем он и среди своего прихода, куда входили не только жители города Соликамска, но крестьяне близлежащих деревень.
Константин Васильевич Боголюбов в своих воспоминаниях о том, что его отец остался жив в годы Гражданской войны благодаря своей доброте к прихожанам, писал: «В Соликамске отцу дали самый бедный приход – деревни Тверитину и Лобанову. Когда отец ездил туда с требой, то возвращался без денег-отдавал беднякам. Зато в 1918 г. тверитинские и лобановские красногвардейцы вступились за отца. – Этого попа не троньте. Он к нам был хорош. И хотя сильна была ненависть к духовенству – оплоту самодержавия, но отца не тронули».
В Соликамске у Боголюбова был свой деревянный дом на улице Преображенской № 10 (сейчас ул. 20-летия Победы). В семействе у него было шестеро детей: трое сыновей – Константин, Виталий, Алексей и три дочери – Любовь, Нина, Маргарита. Последняя запись в послужном списке, связанная с городом Соликамском, датирована июнем 1919 года, незадолго до отступления войск Сибирской армии Колчака.
Следующая запись, от 6 июля 1920 года, сообщает, что указом Омского Епархиального Совета В. В. Боголюбов назначен на штатное священническое место к церкви села Большеизюм Кокчетавского уезда Омской области (ныне село Большой-Изюм Акмолинской области, Казахстан). Указом Петропавловского Епархиального Совета, от 23 сентября 1923 года он был назначен на вторую вакансию священника к кладбищенской Всесвятской церкви г. Петропавловска Акмолинской области (бывш. Омской губернии). 9 февраля 1924 г. В.В. Боголюбов награжден Сибирским Областным Церковным Советом палицею. Указом Священного Синода от 19 февраля 1927 г. награжден наперсным крестом. 14 февраля 1930 г.по личному прошению в связи с болезнью уволен за штат. Указом Омского Епархиального Управления назначен настоятелем Никольской церкви города Ленинск Омской губернии (бывшая атаманская станица переименована в 1921 г. в город Ленинск при Транссибирской магистрали, в 1922-1930 гг. город Ленинск-Омск, сейчас — один из районов города Омска).
25 августа1931г. снова, по личной просьбе, указом Омского Епархиального Управления уволен за штат, но 11 октября 1931г. указом Алтайского Епархиального Управления назначен на второе священническое место к Крестовоздвиженской кладбищенской церкви города Барнаула. Указом Омского Епархиального Управления от 21 августа 1930 года избран и утвержден членом Омского Епархиального Церковного Управления. 5 июня 1932 г. по личному прошению в третий раз уволен за штат.
Указом Свердловского Епархиального Управления от 25 августа 1933 года назначен на псаломщическую вакансию к Николаевской единоверческой церкви завода Верх-Нейвинского, в1932-1944 гг. служил псаломщиком. В ноябре 1944 г. назначен настоятелем Параскевинской церкви села Савиново Свердловской области. 29 марта 1945 г. перемещен к Иоанно-Предтечинской церкви рабочего поселка Нижние Серги Свердловской области на второй штат, где был до выхода за штат в июне 1949 года по старческой немощи.
Скончался протоиерей Боголюбов в 1949 году, прослужив в церкви 53 года.[8] Никто из его детей не пошел по духовной линии. Время было не то.
Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Солкамского краеведческого Музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
15 мая 2023 11:22 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Протоиерей Караваев Иоанн Алексеевич Иоанн Алексеевич родился 10 мая 1891г. в с. Половодово Соликамского уезда Пермской губ. в крестьянской семье. Окончил земское училище в г. Перми. В 1908 — 1910 гг. — послушник при Крестовой церкви Пермского Архиерейского дома. С 19 ноября 1910 г. определен и.д. псаломщика к Жернаковской церкви Оханского уезда.12 апреля 1912 г. принят в духовное звание с утверждением в должности псаломщика и посвящением в стихарь. 27 января 1913 г. повенчан с дочерью мастерового девицей Екатериной Александровной Бояршиновой. Перемещен на должность псаломщика при Введенской церкви с. В.-Яйва Соликамского уезда 5 декабря 1913 г. 9 марта 1918 г. рукоположен в сан диакона к этой же церкви. По сдаче надлежащего экзамена епископом Пермским Сильвестром (Братановским). 11 марта1922 г. рукоположен в сан священника к той же церкви с. В-Яйва. В 1923 г. переведен к Подслудской церкви Кизеловского. С 1927 по 1931 г. проживал в с. В.-Усолка Соликамского района и служил в Покровской церкви. В 1929 г.был судим по ст. 61 УК РСФСР за продажу собственной лошади без разрешения сельсовета. С 1931 по 1936 г. проживал в г. Чердынь, с закрытием церкви переведен в с. Пыскор Ворошиловского (Березниковского) района. В ноябре 1938 г. проживал в с. Орел Ворошиловского района, служил в церкви. После отказа Ворошиловским райисполкомом приходу Орлинской церкви (21 ноября 1938 г.) в регистрации его как настоятеля был вынужден уехать. В 1938-1941 гг. был священником церкви пос. Юг до ее закрытия в марте 1941 г. Указом Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) 30 марта 1942 г. назначен священником Всехсвятской новокладбищенской церкви г. Молотова. Им же 29 ноября 1941 г. назначен благочинным церквей Молотовской обл. С открытием в г. Молотове Свято-Троицкого кафедрального собора назначен его настоятелем. Указом епископа Молотовского Александра (Толстопятова) от 12 марта 1944 г. назначен также благочинным 2-го округа. Указом епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) 3 декабря 1944 г. назначен настоятелем Всехсвятской церкви г. Кунгура. Молотовским Епархиальным Советом 16 апреля 1946 г. назначен священником Всехсвятской новокладбищенской церкви г. Молотова, где служил до 1958 г. Указом архиепископа Молотовского и Соликамского Иоанна (Лавриненко) от 26 декабря 1949 г. назначен благочинным 1-го округа. За штатом с 1959 г. По представлению архиепископа Леонида (Полякова) награжден к Пасхе 1964 г. митрой. За взнос, сданный в фонд Обороны, получил благодарность И.В. Сталина. Протоиерей Иоанн Алексеевич Караваев скончался на 89 году жизни в Перми 12 августа 1979 г. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
17 мая 2023 9:15 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Священник Александр Александрович ЛопатинПродолжая тему духовенства, служившего в церквях Соликамска в советские годы, публикую информацию еще об одном священнике погребённом у кладбищенской церкви во имя святого праведного Симеона Верхотурского.  Активисты волонтёрского движения г.Соликамска «Добро в каждые руки» и священнослужитель Евгений Кренц обратили внимание на могилу священника Александра Лопатина и заинтересовались его личностью. Оказалось, что старший сотрудник Соликамского краеведческого музея Дмитрий Лыткин уже собрал материал о нём. За этой, казалось бы, небольшой информацией - огромная поисковая работа Дмитрия Сергеевича. Александр Александрович Лопатин родился 13 августа 1878 года в семье соборного священника города Дедюхина Соликамского уезда. После окончания городского училища с 1902 года работал учителем в Верх-Кондасском земском училище. 26 июня 1903 года за учителем Александром Лопатиным было зачислено диаконское место при Христорождественской церкви села Березовского Соликамского уезда, и 20 июля 1903 года он был рукоположен в сан диакона к этой церкви. Указом ПДК от 17 марта 1904 года диакон Лопатин был перемещен к Знаменской церкви села Шакшерского Чердынского уезда, где 21 декабря 1906 года рукоположен в сан священника и оставлен на диаконской вакансии при сей же церкви. Указом Пермской Духовной Консистории от 10 июня 1911 года отец Александр был перемещен на настоятельскую вакансию к Николаевской церкви села Кочево Чердынского уезда. С 1919 по 1930 год служил в Николаевской церкви села Ныроб. По состоянию на март 1923 года в семье священника Лопатина было 9 детей. На 1 декабря 1936 года священник Александр Лопатин числится в списке лишенных избирательных прав по г. Соликамску. С 1930 по 1948 год работал коновозчиком в горкомхозе г. Соликамска. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С 1948 года отец Александр вновь вернулся к церковной службе и был назначен настоятелем церкви Богоявления в г. Соликамске. Уволен за штат епископом Павлом (Голышевым) в 1957 году. В этом же году скончался и был погребен за алтарем Симеоновской церкви. сложно сказать, есть ли сейчас в Соликамске представители этой фамильной истории. Рядом с захоронением Александра Лопатина - могила Веры Александровны Лопатиной, ушедшей из жизни в 1966 году. Скорее всего, это дочь священника.  Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
20 мая 2023 10:53 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Священник Димитрий Соловьев Слева направо архиепископ Пермский и Соликамский Иоанн (Лавриненко), игумен Иоанн (Чувызгалов), о. Дмитрий Соловьев. Фото середина 50-х гг. Дмитрий Спиридонович Соловьев родился 9 мая 1891 г. в деревне Слободка Сретенской волости Оханского уезда Пермской губернии, в семье крестьянина. В 1902 г. он окончил Сретенское земское начальное училище, затем в 1907 г. — Сивинскую второклассную учительскую школу. Сдал экзамен на звание учителя народных училищ. 27 сентября 1915 г. епископом Пермским и Соликамским Андроником (Никольским) Дмитрий Соловьев был рукоположен в сан диакона, 1 октября 1915 г. тем же Преосвященным рукоположен в сан священника. На основании имеющихся документов можно проследить места службы отца Дмитрия в разные годы. С 1915г. по 1918 г. он был настоятелем Петро-Павловской церкви в с. Лузино Оханского единоверческого округа (сейчас Нытвенский район) и законоучитель церковно-приходской школы. В 1918 г. перемещен согласно прошения в Троицкую церковь с. Сретенского. С 1923 по 1925 г. назначен священником единоверческой Васильевской церкви с. Вознесенского Верещагинского района. В 1926 г. о. Дмитрий служит в церкви Рождества Христова в с. Рождественское Нердвинского района (сейчас Карагайский р-н). В 1927 г. назначен священником церкви с. Усть-Буй Сивинского района, где сдужил по 1 ноября 1929 г. 1 декабря 1929 г. священник Димитрий Соловьев был определен к церкви с. Нердвы Нердвинского района (сейчас Карагайский р-н). Здесь в 11 февраля 1930 г. отец Димитрий был арестован вместе со священником Антонием Петровичем Яковкиным по обвинению «в открытой антисоветской агитации».  Поводом для ареста послужило собрание верующих, на котором собирались подписи против закрытия Нердвинского храма. На следствии ни Яковкин, ни Соловьев виновными в агитации против советской власти себя не признали. Решением заседания тройки ПП ОГПУ по Уралу Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 марта 1930 г. постановили: Соловьева Дмитрия Спиридоновича заключить в концлагерь сроком на 5 лет. Все его имущество — одна корова — было конфисковано в пользу государства. Реабилитировали Дмитрия Спиридоновича уже после его смерти 6 мая 1989 г. о. Дмитрий с матушкой Евдокией коней 20-х гг. Нелегко пришлось семье арестованного отца Димития. На момент ареста кроме жены Евдокии Ивановны, которой тогда исполнилось 32 года, в семье было 6 детей: Нина 13 лет, Валентин 8 лет, Алевтина 6 лет, Ираида 4 лет, Галина 1,5 лет и девочка, родившаяся 7 февраля 1930 г. Старшую дочь Нину отправили к родственникам, а с женой Евдокией Ивановной осталось пятеро малышей. Жили они в бане. Мать работала чернорабочей, а дети целый день оставались одни. После возвращения Дмитрия Спиридоновича из мест заключения в 1935 г., архиепископом Пермским и Соликамским Глебом (Покровским) он был назначен священником Симеоновской церкви г. Соликамска. В 1937 г. архиепископом Свердловским и Ирбитским Петром (Савельевым), временно управлявшим Пермской епархией, отец Димитрий был назначен священником церкви с. Федорцово Чердынского р-на, а в конце этого года был снят с регистрации. В 1938-1943 гг. работал столяром, затем кассиром артели инвалидов «Кама» г. Соликамска. Это уберегло его от второй волны репрессий, более жесткой. Дело в том, что в феврале 1938г. по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников кладбищенской церкви г. Соликамска» были арестованы и приговорены к расстрелу причт и 15 прихожан этого храма. Если бы о. Димитрий оставался настоятелем Симеоновской церкви, то не избежал бы той же участи. Позже таких массовых арестов в Соликамске уже не будет, и гонения на Церковь постепенно ослабеют, а с началом ВОВ государственная власть меняет свое отношение к Церкви. В ноябре 1943 г. епископом Молотовским и Соликамским Александром (Толстопятовым) о. Дмитрий был назначен священником кладбищенской Симеоновской церкви г. Соликамска, где служил до ноября 1948 г. По представлению архиепископа Молотовского и Соликамского Иоанна (Лавриненко) Святейшим Патриархом Алексием I ко дню Святой Пасхи 1948 г. священник Дмитрий Соловьев был награжден наперсным крестом. Из заключения о. Дмитрий вернулся с больными ногами. Работал на лесосплаве, где часто приходилось стоять по колено в воде. Позже Дмитрий Спиридонович совсем обезножил, и в храм его возили на тележке. В 1948 г. он был выведен за штат по болезни. Со слов родственников болел полиартритом. В 1947 году в городе была открыта Богоявленская церковь, и кладбищенская Симеоновская становится приписной к ней. Весь причт теперь числился в штате Богоявленской церкви. Это объясняет надпись на могильном кресте о. Дмитрия: «Протоиерей Соликамской Богоявленской церкви». Дмитрий Спиридонович скончался 16 декабря 1964 г. и был погребен за алтарем Симеоновской церкви. Рядом с ним покоятся его мать Елизавета Егоровна и супруга Евдокия Ивановна, скончавшаяся в 1978 году. К сожалению, ничего не известно о дальнейшей судьбе его детей. Была ли их жизнь хоть как-нибудь связана с Церковью? Благодаря опубликованным на сайте «Подвиг народа» наградным документам, удалось установить, что сын священника Димитрия Соловьева — Валентин — доблестно защищал нашу Родину в годы ВОВ. Лейтенант Валентин Дмитриевич Соловьев, являясь командиром взвода пешей разведки, 22 августа 1944 г. за проявленные доблесть и мужество в борьбе с немецкими захватчиками был награжден орденом «Красной Звезды». *** Собирать информацию о священниках советского периода гораздо сложнее, чем о духовенстве дореволюционного времени. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, гонением на Церковь в советский период; во-вторых, физическим уничтожением большей части духовенства, как высшего, так и рядового приходского, и тем более, монашествующих. Священоцерковнослужителей и членов их семей объявляли чуждыми элементами, лишали избирательного права – как «служителей религиозного культа и их родственников, живущих на нетрудовые доходы». По сути, они становились людьми второго сорта. Детей священников, диаконов лишали возможности учиться, увольняли с работы. Преследование и дискриминация потомков духовенства, боязнь реальной угрозы — все это привело к сокрытию и засекречиванию информации о родстве со священоцерковнослужителями. Причем информацию скрывали не только от окружающих, но и даже на семейном уровне. Это постепенно приводило к стиранию исторической памяти; правда перемешивалась с вымыслом, образуя семейные легенды, которые рассказывались в свою очередь уже внукам и правнукам священников. Часто они уже не могут точно сказать, в каком сане служил в Церкви их дед или прадед: иерея, протоиерея, диакона, был ли он псаломщиком или церковным старостой. Другой немаловажной проблемой, усложняющей поиск точной информации, является отсутствие в советский период церковной периодической печати (газет, журналов) на епархиальном уровне, в которой бы публиковалась кадровая информация о назначении и перемещении духовенства по епархии. Все это приводит к тому, что поименно священников, служивших в советский период в Соликамске, мы знаем меньше, чем тех, кто служил в храмах города до революции. Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
24 мая 2023 10:26 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Протоиерей Александр Николаевич Шкляев Из послужного списка за 1917 год известно, что Александр Николаевич Шкляев родился 5 января 1864 года в семье священника. Учился в Пермской Духовной семинарии, но окончил только 5 классов и, согласно своему прошению, был уволен из неё 1 сентября1884 г. по болезни с отличным поведением. После чего состоял в должности законоучителя и учителя в Дивьинском начальном народном училище Пермского уезда с 2 декабря1884 г. по 15 августа1887 г. Далее резолюцией Кирилла, Епископа Чебоксарского, временно управлявшего Пермской епархией, определен штатным диаконом к Свято-Троицкой церкви Веретийского села Соликамского уезда и проезжавшим чрез г. Пермь Вениамином, Архиепископом Иркутским и Нерчинским, 23 августа 1887 г. в Пермском кафедральном соборе рукоположен в сан диакона.14 сентября1888 грукоположен во священники к Михаило-Архангельской церкви села Сажина Кунгурского уезда Владимиром, епископом Пермским и Соликамским. Согласно своему прошению, 23 октября 1896 г. переведен к Петро-Павловской церкви села Таборского Оханского уезда. 18 ноября 1903 г. Иоанном, Епископом Пермским и Соликамским, переведен, согласно своему прошению, к Оханской Александро-Невской (тюремной) церкви. Указом Пермской Духовной Консистории за № 3622 от 24 марта 1904 г. перечислен к Оханскому собору с откомандированием для служения в тюремной церкви. В Соликамск о. Александр прибыл в 1909 году, когда Резолюцией Палладия, Епископа Пермского и Соликамского, от 26 октября был переведен к Соликамской Воскресенской церкви. Будучи настоятелем данной церкви А.Н. Шкляев был награжден саном протоиерея 22 апреля 1918г. Где бы ни служил, Александр Николаевич продолжал свою преподавательскую деятельность — в разное время он состоял учителем и законоучителем в Веретийской церковно-приходской школе (с 1 сентября 1887 по 14 сентября 1888 г.), законоучителем в Сажинском земском училище (с 1 октября1888 г по 23 октября 1896 г), в Чекменевском земском училище Таборской волости (с 1 сентября1902 г. по 4 декабря 1903 г). Был заведующим церковных школ Сажинского прихода, Володинской и Бартовской (с 1890 по 16 ноября 1896 года). Резолюцией Никанора, Епископа Пермского и Соликамского, от 6 марта 1907 г. был утвержден в должности законоучителя нижних чинов Оханской местной и конвойной команд, каковую должность проходил до 16 ноября 1909г. И в городе Соликамске о. Александр продолжил обучать — был законоучителем 1-го класса мужского двухклассного приходского училища(с 1 декабря 1909 г. по 1октября 1916 г.) и законоучителем высшего начального училища (с 15 сентября 1916 г.) Состоял также членом Соликамского Уездного отделения Епархиального училищного совета с возложением на него обязанностей делопроизводителя отделения с 21 декабря 1909 г и членом правления от духовенства Соликамского духовного училища. Оставаясь настоятелем Соликамской Воскресенской церкви протоиерей Александр Шкляев был арестован во второй половине августа 1918 г. и доставлен в Пермскую ЧК. Расстреляли о. Александра в ночь на 10 сентября 1918 года в г. Перми. Тело его было найдено весной 1919 года при раскопках захоронений по Сибирскому тракту, производимых пермским городским самоуправлением,и доставлено в городской анатомический покой. В то время здание анатомических покоев было местом усиленного паломничества пермских граждан, бесследно потерявших своих родственников. Родные приходили и пытались найти среди полуобнаженных, почерневших, изуродованных трупов своих близких. Труп А.Н. Шкляева сначала приняли за протоиерея Юговской церкви Алексея Стабникова, и было даже назначено его погребение на 13 мая 1919 г Однако одна из дочерей о.Александра, Агния, обучавшаяся в это время в Пермском университете, в поисках пропавшего отца тоже пришла в анатомический покой и опознала в трупе о.Стабникова протоиерея Шкляева - по вышитым инициалам на кальсонах, которые сделала ранее сама. Позже Агния похоронила его в Перми. Помимо дочери труп Шкляева опознал 14 мая и его двоюродный брат, протоиерей Андрей Петрович Знаменский. Тогда же Судебным Следователем Пермского Окружного Суда по важнейшим делам Короновским был допрошен в качестве свидетеля настоятель тюремно-Скорбященской церкви при Пермской Губернской тюрьме протоиерей Андрей Петрович Знаменский. Отец Андрей дал следующие показания: «Я – двоюродный брат погибшаго здесь от руки большевиков священника, протоиерея Соликамской Богоявленской церкви Александра Николаевича Шкляева. Вместе с ним я учился… в Пермской Духовной Семинарии.
Во второй половине августа прошлаго 1918 года от священника, настоятеля Воскресенской церкви отца Василия Шишова я узнал, что в городе Соликамске по распоряжению «Чрезвычайки» был арестован священник Шкляев, котораго доставили сюда, в «Чрезвычайку» и уже разстреляли. Шишов разсказывал это со слов дочерей покойнаго, которые в бытность свою в Перми у него временно жили. Никаких подробностей о причине ареста священника Шкляева и обстоятельствах его расстрела отец Шишов мне не передавал и говорил, что даже близким семейным Шкляева это неизвестно.
На днях я узнал, что в местный Городской Анатомический покой доставлено с 4-ой версты по Сибирскому тракту несколько трупов мужчин, разстрелянных большевиками, причем в числе их признаны священники. Трупы эти освидетельствованы Вами 10 сего мая. Я ходил также в Анатомический покой посмотреть трупы, причем сначала никого в трупах не узнал. Но зайдя посмотреть трупы сегодня, когда они [были] обмыты, в одном трупе, помеченном в протоколе освидетельствования № 3, со всей уверенностью признал своего двоюроднаго брата, протоиерея Александра Николаевича Шкляева. По описанию в протоколе приметы его совершенно подходят… Вчера я встретил здесь дочь священника Шкляева Агнию Александровну Шкляеву (проживает в архиерейском доме у священника Салтурина, студентка), которая также сказала, что в сказанном трупе она также с уверенностью признала своего отца. Кроме того, на поясе… бывшим на трупе, по отмытии найдена метка «А. Н. Ш. октября 20, 15 г.» Тело священника Шкляева еще не предано земле. Я подал в Соликамск, вдове покойнаго, Марии телеграмму, и думаю, что на днях она будет здесь.
Протоиерей А. Знаменский».После гибели А.Н. Шкляева его жена Мария Васильевна оставалась жить в Соликамске в их двухэтажном деревянном доме, находившемся по улице Ленина № 72 (ранее ул. Спасская, теперь ул. Набережная). Она была лишена избирательных прав и в начале 30-х годов переехала к дочери Анне в г. Свердловск, где скончалась в 1943 году. У Александра Николаевича и Марии Васильевны Шкляевых было четверо детей. Старший сын Александр, 12.07.1882 года рождения, окончил Пермское Духовное училище по 2-му разряду в 1903, и в этом же году поступил в Пермскую Духовную семинарию, которую окончил по 2-му разряду в 1909г. С 1912 года он, не имеющий гражданского чина, поступает на вакантную должность 2-го надзирателя за учениками в Соликамском Духовном училище.14 С 1915 г., оставаясь надзирателем (не имеющим чина), он становится ещё преподавателем чистописания и черчения в этом же училище. Дочь Августа родилась 6 марта 1893 года, окончила педагогический факультет Пермского университета, жила и преподавала биологию в г.Сарапуле. Дочь Анна родилась 2 июля 1897года (по данным родственников 15 июня), обучалась в Соликамской женской гимназии, окончила Петроградские высшие педагогические курсы, окончила педагогический факультет Пермского университета и, по распределению, направлена преподавателем литературы сначала в Н.-Тагил, а потом Свердловск. Дочь Агния родилась 13 декабря 1899 году, обучалась в Соликамской женской гимназии, окончила агрономический факультет Пермского университета, жила и работала инженером в Перми. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Александр (Шкляев) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.Память совершается 10 / 23 декабря. Автор:Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого Музея. --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
27 мая 2023 11:54 Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Священномученик Михаил (Накаряков) Священник Михаил Накаряков с супругой и сыном Николаем.Фотограф ХIХ столетия смотрел на свое дело как на искусство, стремясь запечатлеть в этом «светописьме» нечто от самого главного в образе человека, и поэтому люди, глядящие на нас с фотографий тех лет, выглядят особенно серьезно и как бы смотрят в вечность. Но знали ли эти люди, смотрящие на нас со старой фотографии, что ждет их до момента перехода в вечность? Фотограф уловил в них что-то очень существенное и важное, и теперь, когда мы уже сами знаем, что произошло, то кажется, что, глядя в вечность, знают это будущее и они. Даже в глазах мальчика, кажется, застыли дорога, темный лес и силуэты двух красноармейцев, приготовившихся в шутку его расстрелять. Михаил Александрович Накаряков родился в 1866 году в Уфимской губернии, в семье потомственных дворян. Служил в храме Преображения Господня в селе Усолье неподалеку от города Соликамска Пермской губернии. В храме отец Михаил был третьим священником; прихожане больше других любили его, особенно за милосердие и нестяжательность. Если нужно было что–то попросить, то всегда просили у отца Михаила. Кроме служб в храме, он преподавал Закон Божий в церковно–приходской школе, учил с любовью и благоговением к предмету. Когда собирались пожертвования в храме на подарки детям из бедных семей, то сборщики сначала подходили к отцу Михаилу, зная, что он даст больше всех. На Пасху священник обходил дома бедняков и раздавал деньги, иной раз говоря: «Это на обувь», «Это на подарки детям». И если у кого из прихожан была какая-то нужда, то прежде всего они шли к отцу Михаилу. В 1917 году в России произошел государственный переворот, и власть перешла к большевикам — главным выразителям самого яростного в то время безбожия. 17 июня 1918 года большевиками был арестован правящий архиерей Пермской епархии архиепископ Андроник (Никольский). За месяц до своего ареста Владыка оставил распоряжение о том, что в случае ареста запрещает священно- и церковнослужителям совершение богослужений, за исключением напутствия умирающих и крещения младенцев. У него не было иного способа воспрепятствовать насилию большевиков, кроме как прекратить богослужение, чтобы сами люди из тех, кто еще посещал храмы, перестали смотреть на происходящие беззакония как на норму, безропотно отдавая своих пастырей на заклание, и чтобы они наконец-то определились, важны ли для них церковные Таинства, а если важны, то защитили бы и своих пастырей. После ареста Владыки священники перестали служить, и вместе с другими перестал служить и отец Михаил. Тогда священников стали вызывать поодиночке в ЧК, пытаясь принудить совершать богослужение и требы. Был вызван и отец Михаил, который на требование властей и угрозы сказал: «Я клятву дал перед крестом при рукоположении: подчиняться своему архиерею. И пока он не даст распоряжения — венчать, отпевать, — я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду совершать требы». После допроса священник был освобожден, но через несколько дней сотрудники местной ЧК арестовали его, а 1 августа за Всенощной под Ильин день викарий Пермской епархии, епископ Соликамский Феофан (Ильменский), обратился к прихожанам с просьбой усердно молиться об отце Михаиле, так как сотрудники ЧК грозятся его расстрелять. Народ молился о нем, многие плакали, были избраны представители приходов для переговоров с властями, предложившие освободить отца Михаила под залог. Но те отказали, заявив: «Он слишком популярен, собрал вокруг себя народ, его слишком многие слушаются». Тем временем власти постановили убить священника, но, чтобы избежать возмущения народа, объявили, что священник Михаил Накаряков будет отправлен на принудительные работы в Чердынь. То же самое, по-видимому, было сказано и самому отцу Михаилу. Однако некоторые солдаты из стражи были местными крестьянами, и они раскрыли перед ним обман палачей. 3 августа из тюрьмы взяли на расстрел троих заключенных: врача, офицера и священника, которые как бы символизировали в России занятия, сугубо связанные со служением людям, Родине и Богу. К каждому из них было приставлено по два конвоира. Один из конвоиров, помогая священнику забраться на телегу, наклонился к нему и тихонько сказал: «Батюшка, мы тебя везем расстреливать, а нам тебя жалко. Мы все помним тебя, ты нас учил, помогал семьям. Не можем мы тебя убить. Мы будем стрелять в воздух, а ты падай, а то иначе мы тебя застрелим, а мы этого не хотим». — «Нет уж, что распорядились делать со мной ваши начальники, то и делайте», — спокойно возразил отец Михаил. Приехали на место казни в лес. Врач и офицер были расстреляны сразу же, а священника двое красноармейцев — бывших его прихожан — повели вглубь леса и стали стрелять в воздух. Священник стоял напротив них и молчал. Один из красноармейцев подошел к отцу Михаилу вплотную и с такой силой ударил его прикладом винтовки по голове, что священник упал и потерял сознание. Очнувшись и осмотревшись, он увидел, что между деревьями мелькают какие-то тени. Пойдя туда, он наткнулся на трупы врача и офицера, а неподалеку стояла телега, на которую уже усаживались красноармейцы. Священник стал по памяти читать над убитыми отходную молитву. Красноармейцы услышали, и один из них несколько раз выстрелил, ранив священника. На следующий день красноармейцы приехали закапывать трупы убитых. Увидев сидящего на пне раненого отца Михаила, один из них сказал: «Батюшка, ты разве жив? Как же мы будем тебя живым закапывать? Ну, ладно, может, обойдется, повезем тебя отсюда». Страх перед карателями-красноармейцами среди населения был настолько велик, что никто из жителей сел, через которые они проезжали, не согласился приютить раненого священника, и лишь одна женщина напоила его парным молоком. Так привезли его обратно в тюрьму и поместили в камеру с офицером Пономаревым, которому отец Михаил и рассказал, что с ним произошло, и добавил, что если надзиратели скажут им, что поведут на работы, то это значит — на казнь. Действительно, вскоре тюремная стража объявила отцу Михаилу и офицеру, что они отправляются на работы, и офицер приготовился к самому худшему. Выведя их во двор, один из конвоиров ударил священника прикладом винтовки — сначала легонько, другой стукнул сильнее с другой стороны, и так, все усиливая удары, они забили священника насмерть. Тем временем, пока конвоиры были заняты убийством священника, Пономарев прыгнул через забор и спрятался за сваей моста. Они кинулись на поиски, но не смогли его обнаружить. Пономарев видел, как красноармейцы приволокли тело отца Михаила на берег реки Усолки, привязали к нему большой камень, раскачали и бросили в воду. На следующий день женщины пришли на берег полоскать белье. На середине реки, крестообразно раскинув руки, с крестом на груди лежал замученный накануне священник. Женщины подняли крик, отовсюду стал сбегаться народ, известие скоро дошло до чекистов. К реке подогнали лошадь, красноармейцы выловили из воды тело отца Михаила, положили на телегу и повезли из города. За телегой пошла толпа народа. Большевики, угрожая, пытались отогнать народ, но это не помогло. Тогда они стали стрелять поверх голов, но люди продолжали идти. Выстрелили по толпе, некоторых ранили, только тогда народ остановился. Тело мученика было увезено в неизвестном направлении. Весть о зверском убийстве пастыря быстро разнеслась среди верующих, и епископ Соликамский Феофан, отслужив Всенощную и помянув отца Михаила как священномученика, добавил: «Не только мы молимся об упокоении его души, но и он молится за нас перед Богом».Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Михаил Накаряков прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.Дни памяти: 4 августа (22 июля по ст. ст.), в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. **** Вскоре и сын священника диакон Николай Накаряков был рукоположен во иерея; ему было тогда двадцать четыре года. Рукополагая его, Владыка сказал: «Иди вслед за отцом». Первое время тот служил в храме в селе Кольцово, а затем в Бахаревском монастыре. Часто по церковным делам он бывал в Перми, куда переехали его мать, и сестры. Когда с.Кольцово захватили красные, дом священника разграбили, а его самого собирались расстрелять. Прихожане отправили доверенного человека и предупредили о. Николая. Для него это известие оказалось большим потрясением. Долго о.Николай молился со слезами в храме. После службы к нему подошла монахиня, расспросила его и предложила ему поехать вместе с ней в Бахаревский монастырь служить священником. Он согласился. Игумения монастыря, мать Глафира, нашла для него и его семьи квартиру, собрали необходимую одежду, отыскали, чем квартиру обставить. Место о. Николаю понравилось, и он начал служить. В августе 1919 года отец Николай возвращался из Перми в монастырь. Дорога шла через лес, и в лесу навстречу ему вышли два красноармейца и заявили, что они сейчас его расстреляют. Поставив его напротив, вскинули винтовки, но затем, несколько раз попугав, отпустили. Священник к этому времени уже был тяжело болен, а потрясение от переживания смерти оказалось столь сильным, что, приехав в монастырь, он совсем расхворался и через три дня скончался. После мученической кончины отца Михаила власти еще долго преследовали его семью, лишая продуктовых карточек, не допуская детей учиться. Но Господь не оставил их — вся семья выжила. Прихожане заботились о них, что бывало особенно важно в голодное время зимой: иной раз выйдет на крыльцо супруга священника и обнаружит на пороге припорошенный снегом узелок с едой. Источники:Михаил (Накаряков), иерей, священномученик https://www.pravperm.ru/svyaty...usta-1918/ Священномученик Михаил (Накаряков) https://foma.ru/svyashhennomuchenik-mixail-nakaryakov.htmlПолный текст жития священномученика Михаила (Накарякова) опубликован в книге: Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 2». Тверь, 2007. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ НАКАРЯКОВ ПРЕСВИТЕР https://obitel-minsk.ru/svyaty...-presviter БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" --- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | |
Tina1960Модератор раздела  Germany Сообщений: 3362 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3642 | Наверх ##
27 мая 2023 11:59 Соликамское Духовенство в годы революции и гражданской войны. Новомученик отец Накаряков.
В период гражданской войны террору подвергались классовые враги – потенциальные противники новой советской власти. К числу таких врагов, наряду с представителями буржуазии, офицерами бывшей царской армии, полицейскими, жандармами, относилось и духовенство. Коммунисты понимали, что священники, как никто другой имеют большое влияние в обществе, а некоторые из них были очень популярны среди населения, к мнению их прислушивались. Большевики, опасаясь того, что духовенство может поднять народ на свержение советской власти, шли на репрессивные меры, в том числе и на физическое устранение тех, кто открыто выступал против них.
Соликамск не был исключением, здесь ЧК тоже вела борьбу с классовыми врагами, арестовывались и священники.
Так, чекистами был арестован в ночь на 1 февраля 1918 года отец Тотмянин, священник церкви Рождества Богородицы села Усть-Боровая.
После допросов и угроз, за отсутствием явных улик, он был отпущен. Были случаи трагичнее, один из которых описывает в своих воспоминаниях красногвардеец Буторин Ф. А.: « Был разоблачен и арестован … лейбгвардейский офицер Ланин, ярый монархист и один поп, который проповедовал с амвона православным против советской власти и партии большевиков. Его ЧК ранило несколько раз, но он ожил и был доставлен в наш комиссариат в момент нашего дежурства с Тверитиновым А. Ф. и мы его отправили к Войлокову». По распоряжению политкомиссара, руководителя Соликамской ЧК, Войлокова, священник и офицер были помещены в тюрьму. Судьба этих двоих была уже решена.
Чекисты производили аресты и расстрелы в ночное время суток, за городом, на борке, зарывая трупы убитых там же. Конечно, это делалось для сокрытия следов преступлений, но порождало панику среди населения. Так было и в этот раз.
Буторин: «Ночью мы их повели на уничтожение, поп укусил Тверитинова, он его ткнул штыком, Ланин бросился бежать, но за рекой за мостом через Усолку была в саду застава, которая его подстрелила в руку, а он так притворился, что совсем не может двигаться, чекисты обнадеялись на это, а он в это время соскочил и бросился в воду, оставив на берегу свою фуражку. Считали его утонувшим, а он залез по откосам под мост на балки. Ночь была темная, найти не могли, а когда утихло все он уплыл к мельничному мосту там вылез и лечился». Офицеру чудом удалось спастись. Он выжил и после прихода в город войск армии Колчака вступил в ее ряды. А священнику второй раз выжить уже было не суждено.
Буторин: «Попа тоже стрелки отпустили в воду с камнем. А через два дня он с камнем всплыл ниже моста у собора (Крестовоздвиженского – Д.Л.), народу собралось много. Нас с Тверитиновым заставили его доставать и приказали его захоронить. Мы его отвезли на свалку, спустили в ассенизационную яму». Так принял мученическую смерть священник, имя которого Буторин не указывает, но по описанию этот случай похож на смерть священника Преображенской церкви села Усолье отца Михаила Накарякова, как о нем рассказывала газета «Пермские епархиальные ведомости».
В номере от 28 марта 1919 г. опубликован список священнослужителей, павших жертвами большевиков.
Среди них есть и отец Михаил: «с. Усолье Преображенской церкви Михаил Накаряков, был два раза расстрелян, колот штыками и потом утоплен в июле 1918 года». Более подробно убийство священника Накарякова описывает иероманах Дамаскин (Орловский) в своей книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия».
Все описания совпадают в конкретных деталях произошедшего. Узнав об убийстве, епископ Феофан отслужил по отцу Михаилу всенощную, поминая его на службе священномучеником.
Символично то, что Александр Тверитинов, один из участников убийства, был расстрелян в январе 1919 года на борке. Именно на том самом месте, куда они с Буториным везли отца Михаила и офицера на уничтожение, но не довезли. Среди обвинений, предъявленных Тверитинову, было и обвинение в убийстве священника.
Федор Буторин в это время был уже далеко от Соликамска, в эвакуации, избежав участи товарища. Он прошел всю гражданскую войну и дожил до глубокой старости, оставив нам свои воспоминания.
Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея.
--- Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии. | | Лайк (1) |
|