alexlambreМодератор раздела Петроградъ Сообщений: 521 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 616 | Наверх ##
22 апреля 2023 18:22 22 апреля 2023 18:23 Часть 1 В начале 1860-х годов ректор Минской духовной семинарии архимандрит Николай, собирая материалы для Историко-Статистического описания Минской Епархии нарочно посетил село Лаврищево и осматривал местность, где по преданию был монастырь, в котором хранились мощи святого Елисея Лавришевского (при. авт. - Лавришевский православный богородничный мужской монастырь, уничтоженный татарами в 16 веке). Розыски архимандрита Николая не открыли здесь никаких признаков существования монастыря, однако дали повод для толков о том, что архимандрит нарочно приезжал из губернского города, чтобы дать указание лавришевским жителям на место, где сокрыты мощи. Как отмечал священник Сенненской церкви Климент Савич, Лавришевские прихожане всегда отличались особой набожностью, поэтому совершенно неудивительно, что после визита архимандрита Николая среди них вновь ожила старая легенда о том, что некогда в урочище Незвище располагался монастырь и именно там сокрыты мощи св. Елисея Лавришевского. Директор Новогрудской гимназии Михаил Алексеевич Дмитриев во время сбора в 1860-1861 году этнографических материалов оставил следующие заметки об этой легенде и самом урочище:
[q] "Старики-крестьяне рассказывают, что лет несколько десятков тому назад по средине этого гая были кирпичные ямы или пищеры, куда они мальчиками еще бросали каменья и загоняли овец от дождя. По народному преданию внутри гая в земле стоит кляштор (т.е. "монастырь"), а в нем похоронен преподобный Елисей и что "уже так Богу дау, што кляштор землей засыпауся".
"Следуя за рассказчиком и переправившись через Неман, вы увидите на горе сосновый бор (Незвищский гай). Взойдя на горку, взору вашему откроются вокруг обширные равнины, пересекаемые синими водами реки, блестящий крест Успенской церкви, почерневшие крестьянские хаты, спускающиеся к Неману, две-три лодочки, причаленные к берегу, а в туманной дали и сам Новогрудок... Внутри него нельзя заметить, кроме небольшой поросшей деревьями и по бокам возвышенной площади. Ни памятника никакого, ни развалин древних, ничего в нем нет такого, чтобы свидетельствовало о жилье или здании каком-нибудь, а только волнообразные груды песку, да редко растущие одна от другой зеленые сосны составляют картину этого бора. Круглая возвышенность по краям срединной площади - вероятно следы прежних монастырских валов или стен..."[/q]
Одним из активных сторонников этой легенды был и настоятель Лавришевской церкви Сафроний Гахович, служивший в церкви с 1848 по 1872 год. Несмотря, на выводы архимандрита Николая, в своих пламенных речах он неоднократно рассказывал крестьянам о древности Лавришевского монастыря и о сокрытых в горе Незвищского урочища нетленных мощах святого Елисея. По внушению извне или по своим собственным убеждениям многие религиозные прихожане стали давать обеты поститься и молиться об открытии мощей. Некоторые из них проводили на урочище целые ночи, пребывая в молитве. И со временем обессиленным женщинам стали являться различного рода видения в виде голосов, сияний, звезд и венцов летающих над урочищем. Вследствие этого, согласно священнику Сенненской церкви, женщины стали раскапывать землю на холме голыми руками, убеждая себя и других, что в таком-то месте должны быть непременно найдены мощи угодника. Несколько иную интерпритацию начала копания Незвищской ямы дает нам псаломщик лавришевского прихода Андрей Скрипко. Согласно его показаниям, еще в июне 1871 года Гаховский объявил о том, что собирается совершить крестный ход Незвищскому урочищу для отпевания мощей св. Елисея, и во время этого крестного хода сотворил начало копания ямы крестообразно. После этого сотворения в своих проповедях отец Сафроний неоднократно стал призывать прихожан рыть и молиться, чтобы Бог помог им отыскать утраченные мощи. Неоднократно он устраивал в церкви молебствия св. Елисею и даже говорил, что видел его во сне в архиерейском облачении в оном урочище. Сам же Гаховский позднее в своих показаниях, утверждал, что дал разрешение крестьянам копать по их просьбе для археологических данных, после того как посетил 1 августа 1871 года Незвищское урочище после совершения крестного хода для водосвятия. Свою лепту, в убеждении крестьян и распространении слухов по утверждениям Новогрудского уездного исправника, вносил и Наставник Лавришевского Народного училища Неслуховский, который читывал ученикам статью архимандрита Николая о лавришевском монастыре и активно поощрял участие своих учеников в Незвищских событиях. Все это до такой степени экзалтировало настроение прихожан, что для раскапывания и ночных бдений они стали собираться с небывалым усердием, а молва о происходящих в урочище видениях распространилась не только по соседним приходам, но даже и по самым отдаленным. Согласно донесению Новогрудского уездного исправника крестьяне вырыли на горе яму в диаметре 5 сажень и в глубину 2 сажени, а в этой яме другую в 2 аршина в диаметре и такой же глубины.
Наиболее активно слухи о происходящих в урочище видениях стали распространяться уже в 1872 году, когда с Троицына дня в продолжение более месяца ежедневно, особенно на кануне воскресных и праздничных, массы народа стали стремиться в урочище Незвище для созерцания видения и раскапывания ямы. Возвращавшиеся с благоговением рассказывали о видениях, которые они сами видели в урочище или о которых слышали с уст других "поломников". Одни утверждали, что видели на дне ямы благолепного старца, окруженного детьми, держашими свечи, другие замечали лики Спасителя, Божией Матери и святого, облаченного в архиерейские ризы. Иные в песках находили щепки и те им казались иконами Божией Матери. Многие замечали здание храма и слышавшиеся в нем богослужения, некоторые видели даже распятого Спасителя и кровь, текущую из язв его. Более всего народа собралось на кануне дня Св. Елисея 13 июня, по приблизительным оценкам в те дни в урочище собралось около 3000 челевек из Новогрудского, Минского, Ошмянского и Сулцкого уездов. Собравшийся возле выротой ямы народ, по словам очевидцев, сидел и лежал в глубоком созерцании, между ними были и католики, ожидавгшие явления св. Елисея с молитвенниками в руках, в самой яме горело несколько свечей и плашек. По ночам каждый зажигал свечу и при том молился на русском или польском языках. Вследствии этого со стороны католического духовенства стали распространяться слухи о том, что святой Елисей не является народу, потому что собравшиеся поют молитвы на русском языке, а не исключительно на польском, и что св. Елисей явится народу не в архиерейском облачении, как объяснял священник Гахович, а в ксендзской сутане. Кроме того, бродил рассказ о том, будто бы какая-то девушка нашла в этом месте книжку с золотыми буквами и слышала голос, который говорил, чтобы она отнесла ее священнику до захода солнца, но эта книжка вырвалась у нее из рук и полетела на небо, при том она видела какое-то сияние. Рассказывают, что книжка улетела потому, что она понесла ее к священнику, а не к ксендзу. Другие же, напротив, утверждали, что в ней было написано о том, что для открытия мощей святого необходимо усилить посты и молитвы и молиться по старосветски, т.е. по-польски, и петь старинные польские набожные песни. По утверждению церковного старосты им. Лавришева Луки Морозика этот эпизод с книжкой стал основным толчком к массовыму сбору крестьян.
Впрочем, честь увидеть видение доставалась не каждому, а только достойным. Как утвержал Морозик, сам он был у выкопанной ямы трижды, и, хоть ему и показывали какие-то изображения на песке, сам он ничего не видел. Его жена Анастасия, 30 лет, тоже несколько раз ходила в урочище вместе с детьми и однажды рассказала, что видела в яме Спасителя с крестом и чашею.В основном видения видели женщины и дети, которым отводилась своя особая роль в этих событиях. По утверждениям, прибывшего в Лавришево Исправника поддержанию в народе этого поверия способствовал Наставник Лавришевского Народного училища Неслуховский, зять священника Гаховича. Исправником замечено, что мальчики и девочки, учащиеся в Лавришевском училище, постоянно стоят около ямы и положительно утверждают, что видят на песке святых. Эти мальчики и девочки принимали на себя роль медиумов, рассказывая народу про различные видения. В ночное время при освещении ямы плошками и свечами все присутствующие с напряженным вниманием смотрели в яму и всдели все то, что указывали им дети. Иногда они приказывали всем собравшимся отступить от ямы, чтобы не теснить святого: "Маточка Боская не выходит, бо ее топчите". Иногда учердные устраивали процессиии вокруг ямы, и так как для сего не было ни креста, ни иконы, они брали вместо оных ребенка и по поднесении его обходили несколько раз яму, распевая польские суппликации и набожные песни. Жители д. Гнесичи при разбирательствах утверждали, что собрашиеся в урочище не только по ночам рыли яму, но и заставляли детей смотреть в песок, а те указывали в песке на изображения святых. Когда исправник предлагал Наставнику Неслуховскому собрать детей и вразумить их в невозможности подобных явлений, то он отвечал, что боится рассердить родителей их. На второе предложение сделать тоже самое он, хоть и обещался, такового не исполнил. Священник Гахович на предложение Исправника вразумить своих прихожан, по началу согласился, но тоже такового не исполнил. Чтобы больше повлиять на собравшуюся толпу Исправник вместе священником отправился в Урочище Незвище и просил его сказать народу слово, но Гахович ограничился только словами "не хорошо детки". Видя его нежелание произносить слово против своих действий, Исправник обратился к толпе и объяснил им всю нелепость их заблуждений. вследствии чего большинство оставило яму и разошлись по домам. Но бдения в Незвище на этом не прекратились, а об означенном происшествии было сообщено минскому губернатору, Епископу Минскому Александру, а также Директору Минских Народных Училищ. |