Переписная книга сына боярского Фёдора Бовыкина 1672 (фрагмент)
Турбинские юрты Тобольского уезда
Во дворе над Турбою речкою татарская (деревня) Турбинских татар а в ней живут служилые татара:
Во дворе Еметко Илитбаев, у него детей Ашурка 12 лет в службе и гоньбы не гоняет, пашни у него пахотные шесть десятин пустоши - десятина с четью, а у него работный татарин Улберды 28 лет, а сказал родился у него во дворе, а отец его был родом Томских татар.
Во дворе Каньдаш Ихлибаев, у него детей Бехлевметка 25 лет, Мамечьярка 18 лет, Мткулка 16 лет, Мирбака 8 лет, Люктом-Баки 5 лет на службе не гоняют пашни у него пахатной 9 десятин с полудесятинною, пустоши полторы десятины.
Во дворе Очемей Кааналев, пашни у него пахатные земли три десятины без чети.
Во дворе Кучук Темнеев, у него сын Турмаметко 7 лет, пашни у него паханные три десятины без чети, пустоши десятина с четью.
Во дворе Акаманчелко Еналыталев, пашни у него паханые десятина с четью.
Во дворе Беменейка Енгуразов, у него сын Илибяк 25 лет, не в службе, гоньбе не гоняет, пашни у него пахатной шесть десятин без чети, пустоши выпахатной земли десятина с четью.
Во дворе Ешко Ильчибаков, пашни пахатной две десятины.
Во дворе Ураско Ольмамесов, у него детей Курчемко 6 лет, пашни у него паханой две десятины, пустоши полдесятины.
Во дворе Урмунячко Юнаев, пашни у него паханые две десятины, пустоши полдесятины.
Во дворе Курмелей Чуругаев, у него детей Счигулка 25 лет, гоньбу гоняет, Аткулка 18 лет, гоньбы не гоняет, пашни у него паханные одиннадцать десятин с четью.
Во дворе Доеч Кулаев, пашни у него паханой четыре десятины без чети, пустоши десятина с четью.
Да у них же служилых и захребетных татар всею деревнею вообще против их татарских юрт за бором на увале на мысу пашенные и заложенные земли по смете десятин с тридцать - пашенными землями и пустошами владеют с давних лет без крепостей. А нынешнему письму и по мере сына боярского Ивана Измайлова с товарищи - перед прежними опищики сына боярского Фёдора Бовыкина товарищи недомерено пустоши выпаханной земли тридцать десятин с четью, а сказка о той земле с прежними опищики сошлась.
Захребетные:
Во дворе Тегейко Абалаков сказал: отец его был в службе и гоньбу гоняет 25 лет, пашни у него паханые - десятина с четью, пустоши полтретьи десятины.
Во дворе Курмышак Еньгильдеев, у него детей Кутагалко 34 лет, гоньбы гоняет Бекбавлу 20 лет, гоньбы не гоняет, а отец его был в службе, пашни у него пахано восемь десятин, пустоши десятина с четью.
Во дворе Оимка Кумельбашев, у него дети Мурзаметко 18 лет, Клювметко 10 лет, гоньбы не гоняет, а сказал отец его Кумельбаш был в захребетных, а он гоньбу гоняет лет 40 пашни у него паханые восемь десятин с полудесятиною.
Во дворе Кутеремка Елиньчнев, у него детей Учкурка 12 лет, гоньбы не гоняет. А Кутеремка гоньбу гоняет 45 лет, а отец его был в захребетных, у него пасынок Кузубердейко Кушмаметев 30 лет, гоньбу гоняет 12 лет, пашни у него паханые четыре десятины с четью.
Во дворе Кусейтейко Кошмаметев, у него отец был в захребетных, а он гоньбу гоняет 30 лет, пашни у него паханой десятина с четью.
Во дворе Бекмейка Малеметов, у него детей Бекбавлу 20 лет, гоньбы не гоняет, а отец его гоньбу гоняет лет 30, а отец его был в захребетных, пашни паханые одиннадцать десятин без чети, пустоши две десятины.
Во дворе Бекмет Бечнев сказал: отец его был в службе, а он гоньбу гоняет лет с 20, у него сын Беккулайко 7 лет, пашни у него паханой две десятины без чети.
Во дворе Темуко Енчурасов гоньбы не гоняет, потому что стар, у него сын Кутунайко 14 лет гоньбы не гоняет, пашни у него паханые десятина с четью.
Во дворе Ишня Ишенев, отец де его был в службе, а он гоньбу гоняет лет с 10.
Во дворе Шемко Теников, у него пасынок Кочамко Ивзеикметев 15 лет, гоньбы не гоняет, а он Шемко гоньбы гоняет 25 лет, отец его был в захребетных, пашни у него паханные десятина с четью.
Во дворе Ишкиня Турменев гоньбу гоняет другой год, а отец его был в захребетных у него брат Бекбавлу 11 лет пашни у него паханые двенадцать десятин, пустоши две десятины.
Во дворе Куташка Ильчеев сказал: отец его был в Тобольску в захребетных, пашни у него паханой две десятины, пустоши тридесятины.
Во дворе Бекменко Бабачнев, у него сын Балабавлу 18 лет, пашни у него паханые три десятины без чети, гоньбы не гоняет.
Во дворе Ечиняй Илтыбаев, у него сын Курмеешко 18 лет, гоньбу гоняет лет с пять, отец его был в службе, пашни у него паханые три десятины без чети, пустоши десятина с четью.
Во дворе Чебетка Уждинов с сыном Бабашком, гоньбу гоняет а отец его был в захребетных пашни у него паханой семь десятин.
Во дворе Шурка Курытас сказал: отец его был в захребетных татарах, у него паханые четыре десятины, пустоши десятина.
Во дворе Тепьяк Амельчахдеев, гоньбу гоняет лет 30 а отец его был в захребетных, у него пасынок Ильчубайко 6 лет, пашни у него паханые две десятины без чети.
Во дворе Етымсалка Тяушенев, отец его был в захребетных, пашни у него паханой пять десятин с полудесятиною пустоши две десятины.
Во дворе Тремка Муратов, отец его был в службе, а он гоньбу гоняет лет с 15, пашни у него паханой полдесятины, пустоши десятина.
Во дворе Курбанка Бинеев, отец его был в захребетных пашни у него паханые десятина с получетью.
Во дворе Сафарко Изелгидеев, отец его был в захребетных, гоньбу гоняет 25 лет, пашни у него паханые десятина с четью, пустоши полдесятины.
Во дворе Ермешка Тенгеев, отец его был службе, а он гоньбу гоняет 20 лет, пашни у него паханые пять десятин, пустоши полдесятины.
Во дворе Каташка Емучеев сказал: отец его был в службе, пашни у него паханые три десятины, пустоши полторы десятины.
Во дворе Ишкиня Асанов, отец его был в захребетных а он гоньбу гоняет лет с 15, пашни у него паханые две десятины, пустоши полдесятины.
Во дворе Кулаш Бишанеев, отец его был в службе, у него сын Бибик 6 лет, гоньбу гоняет двадцать пять лет, пашни у него паханые две десятины.
Во дворе ясашной татарин Шемка Мелгуев, пашни у него паханые полдесятины.
Во дворе Утемышко Ишбердеев сказал: отец его был в захребетных, а гоньбу гоняет лет с 20, пашни не пашет пустоши полторы десятины.
Во дворе Беклежим Ишбердеев, гоньбу гоняет 18 лет, пашни не пашет.
Во дворе Тактамыш Тарыбердеев, гоньбу гоняет 25 лет, у него десятина пустоши.
Во дворе юртовского бухаретина дети Мимселей, Ковобинеко Ошурко Неураско, пашни у них паханые шесть десятин.
Во дворе бухаретин Аиткудка Онометев, пашни у него паханой две десятины без чети.
Во дворе Мурза Теушенев, отец его был в захребетных гоньбу гоняет лет с 20 пашни у него паханые три десятины, пустоши полдесятины.
Во дворе захребетный татарин Бактяк Бешендеев, отец был в захребетных татарах, гоньбу гоняет лет с 20 пашни у него паханые нет, пустоши десятина.
Во дворе захребетный Тешни Измаметев и отец его был в службе а он гоньбу гоняет лет с 15, а пашню пашет с братом вообще.
Во дворе захребетный татарин Курткаш Чабаков пашню пашет с отцом Чабаков Давдыковым, а он гоньбу гоняет лет с шесть.
Во дворе Кутанайко Мамаев, пашню пашет с братом вообще.
Во дворе захребетный татарин Аиткулка Амнов отец его был в захребетных татарах - и гоньбу гоняет лет с 5 а пашни у него паханой десятина, пустоши полдесятины.
А между той их деревни паханой и непахатной земли от татарских Турбинских зимних юрт наниз по Тоболу реке до увала и подле увалу пашенная земля и сенные покосы до пашни конного казака Микитки Мамыка, а под увал от поскотины Ильюшки Корнилова с товарищи по дороге до кедровой сосны, на левой стороне пашенная земля Ильюшки Корнилова с товарищи и на правой стороне пашенная земля татар Турбинских, а от сосны меж теми пашнями дорога направо до талового колка, а от талового колка по кочковатому логу до увала, а под увалом татарские земли пашенная земля в городьбе двух деревень конного казака Даньки Корнилова и пешего казака Ивашка Иванова Валежинина, да стрельца Ганьки Неелова, да пашенных крестьян Ивашка Дуванова, Игнашка Градкова с товарищи вообще, а татарская поскотинная земля подле Тобола реки от зимних юрт вверх до протоки по самыя поскотины и боровых и дровяного лесу Тобола реки длиннику на полторы версты, а поперешнику от Тобола реки до Турбинской луки на версту, а в Турбинской луке поскотины шестьдесят десятин, да у них же Турбинских татар, сенных покосов луг с устья реки Бишуры до вершины Тарловы речки до Аталыку речки, а по Аталыку речки наниз до Тобола реки - по мере того лугу сто девяносто десятин с полудесятиною да за бором по Тарловой речке в вершине двадцать пять десятин, да у Турбинских же татар вверх по Тоболу реке выше Турбинских юрт от речки Бишурки вверх по Тоболу ж до Копыловской курьи возле Бабасанского озера по правую сторону и по левую сторону луг - по мере кочешных мест двести девяносто пять десятин да некочешных мокрых и кочковатых мест и таловых колков сто двадцать десятин и на те луга сенные покосы у Турбинских татар данная за государевою Тобольскою печатью сто пятьдесят восьмого года, а в данной написано: велено Турбинских юрт татарам владеть вверх по Тоболу реке выше Турбинских татарских юрт от речки Бишурки вверх по Тоболу реке до Копыловской курьи возле Бабасанского озера по правую и по левую сторону по мере тех сенных покосов кошенных мест сто пятьдесят семь десятин с полудесятиною да некошенных сенных же покосных мест пятьдесят десятин да мокрых мест сто десятин, а сена оприч мокрых мест и лесных на тех покосных местах ставится четыре тысячи двести пятнадцать копен, да у них же, Турбинских татар сверх данные за Тоболом рекою против летних юрт луг сенных покосов от Тобола речки Ильчияр а боровая речка та же до озера Чарталы и от озера Чарталы до Усть-Старицы озера сенных покосов кошенных места триста пятьдесят три десятины да на том же лугу подле Чарталы озера с нижнюю сторону на сосновой версте татарские пахотные их пашни десятина с четью, да вверх Тобола реки подле Чарталы и с озера и вверх по озеру Старица луг же сенных покосов по мере триста двадцать десятин да кочковатых и водопоишных мест сена косят двадцать три десятины. А у переписки Турбинских юрт служилые и захребетные татара Елмет Итлибаев Каньдаш Итлибаев Кучук Темнеев Етишенко Абалаков Куташко Ильчинеев и всех Турбинских юрт татар сказали: владеют они теми лугами и пашню пашут по челобитью и били челом о них, о тех покосах при боярине и воеводах при Иване Ивановиче Салтыкове с товарищи а отводил им те луга сенные покосы Тобольской сын боярский Иван Резицкой и Тобольские оброчные пашенные крестьяне Ушаковой деревни Лучька Ушаков с детьми и с братьями и с племянниками и с товарищи Турбинской окольной деревни Игнашка Градкова с товарищи скзали: который луг сенных покосов против Турбинских юрт за Тоболом рекою татара владеют и тот луг у них не в даче и данная им на тот луг не дана, а они Лучька да Игнашка Градков с товарищи на тот луг били челом великим государям в прошлом году, и по их челобитью того лугу досматривал Тобольский сын боярский Семён Выходцев при сторонних людях оных покосов за ними, Лучькою да Игнашкою с товарищи нигде в дачах нет; сно косят у них татар и у русских людей из найму; Игнашка с товарищи косил сено на простом месте против татарских Ахманаевых юрт. А по нынешнему числу и мере сына боярского Ивана Измайлова с товарищи примерено у них, захребетных татар, перед прежние описки сына боярского Фёдора Бовыкина с товарищи пахотные земли семнадцать десятин, а межи и грани и отводная с прежними описчики сошлась.