На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Полная художественно-иллюстрированная боевыми, бытовыми и разными военными снимками «История Русско-Японской войны» с изящно выполненными картами, планами в 5-ти томах и 6-й том – художественный альбом портретов участников войны
Полная художественно-иллюстрированная боевыми, бытовыми и разными военными снимками «История Русско-Японской войны» с изящно выполненными картами, планами в 5-ти томах и 6-й том – художественный альбом портретов участников войны (от генералов, командующих армией, до медсестер и полевых священников) с краткими биографическими сведениями. Издание преследовало цель представить читателям по возможности полную и правдивую картину войны, что называется, по горячим следам, пока живы участники и очевидцы этих трагических событий и свежи воспоминания о войне. Книга не претендовала на научный характер, однако опиралась на довольно широкий круг источников, как опубликованных, так и находившихся в рукописях или существовавших в устной форме - это и официальные документы, и воспоминания участников, как русских военных, так и европейских офицеров и журналистов, следивших за ходом военных действий. В «Истории» впервые появляется систематизация данных о войне. Цифры потерь, сообщения очевидцев, судьбы участников - все это вместе явилось новым этапом в развитии историографии русско-японской войны.
В «Истории» впервые появляется систематизация данных о войне. Цифры потерь, сообщения очевидцев, судьбы участников - все это вместе явилось новым этапом в развитии историографии русско-японской войны.
[/q]
.
Существуют и иные свидетельства о "ценности" источника (скажем так - она спорная). Систематизация по этапам войны - да, пожалуй, А в отношении исторической достоверности источника - я нередко удивлялся некоторой его фантазийности. А портреты 6-го тома, как-то очень похоже, что часть их размещалась на коммерческой основе.
Размещаю фрагмент из воспоминаний Дениса Ивановича Лешкова - балетного критика и театрала, но по военной своей специальности -- офицера Кронштадтской крепостной артиллерии (с военной точки зрения -- человека безалаберного, манкировавшего своими обязанностями, большую часть времени проводившего за кулисами питерских театров в обществе балерин). После русско-японской войны он вышел из военной службы и описал свое участие в судьбе этой книги.
Давно обещал некоторым товарищам поделиться этим фрагментом. Чтобы не загромождать страницу, длинную цитату помещаю в скрытом тексте
Из записок Д. И. Лешкова // Встречи с прошлым: Выпуск 8. — М.: РГАЛИ, Русская книга, 1996. С. 74--80.
Вот какие в те годы делались в России непостижимые дела: за полгода перед тем в «Кафе де Пари» под Пассажем оказались за одним столиком бывший кучер новгородского помещика М. Е. Б. (Мартын Ерофеевич Бархатов - ДН) и расстриженный дьякон В. В. Ф (Василий Викторович Функе https://www.poslednyadres.ru/news/news653.htm – ДН). Они разговорились, друг другу понравились и порешили основать «чистенькое» дело, а именно издание истории русско-японской войны по запискам самих участников. Капитала у них вдвоем оказалось 50 руб., но это их нисколько не смутило. Они заказали квитанционные книги, сняли в долг под редакцию и контору квартиру на Пушкинской, у самого Невского, завинтили 4 публикации о приеме подписки на несуществующее еще издание, а главное, отделив ничтожные 10% с валового дохода в пользу Комитета попечения о вдовах и сиротах этой войны, состоящего под покровительством великой княгини Ольги Александровны — сестры царя, они получили от этой умницы такую бумагу, которая давала им право на истребование открытых листов по всей империи на право производства свободной подписки. Дело у них, по-видимому, сразу двинулось. Ольга Александровна дала им «на обзаведение» 500 рублей, и мы застали уже контору редакции с телефоном и пишущей машинкой, с хорошенькой блондинкой; сидели, вероятно для декорации, какие-то офицеры с костылями и печальные «вдовы». Однако телефон звонил, Мартын с серьезным лицом принимал какие-то заказы. Писал «историю» за всех участников сразу один подполковник, но, надо отдать справедливость, писал толково. Многочисленные иллюстрации были прямо хороши. Вышел из печати 1-й том (всех должно было быть 6) на хорошей слоновой бумаге, приблизительно в 18 печ[атных| листов, в ярко-красной коленкоровой обложке с изображением схватки орла и дракона. Это был уже образец, который можно было показывать. Дьякона Ф. здесь не было — он уже ведал отделением в Москве, потом в Киеве. Я так его никогда и не видел. Условия нам были предложены такие: ехать в любые, не использованные еще губернии, собирать подписку, получать авансы и взимать в свою пользу не более не менее как 25% с вала. На выезд редакция давала аванс по 100 р. Условия были такие, что только дурак не согласился бы. Мы получили по нотариальной копии комитетской бумаги, формальные доверенности редакции, образцы и солидные квитанционные книжки, пронумерованные, пропечатанные и прошнурованные. Начали мы с севера, избрав Ярославскую, Вологодскую и Архангельскую губернии. Мы решили ехать вместе и работать сообща. Приехали через Москву в Ярославль, остановились в лучшей гостинице Кокуева, против Пушкинского театра, на месте которого некогда был сарай братьев Волковых. Мы одели сюртуки и отправились к губернатору д[ействительному] с[татскому] с[оветнику] Римскому-Корсакову. Этот добродушный старик принял «чиновников особых поручений» из Петербурга с распростертыми объятиями, приказал своему правлению немедленно выдать нам открытые листы с бесплатными почтовыми по всей губернии и просил быть непременно к обеду.
Дело в том, что издания наши были четырех образцов: обыкновенное вышеописанное стоило 100 рублей, такое же на веленевой бумаге и в сафьяновых обложках — 200, на меловой бумаге в свиной тисненой коже — 300 р. и, наконец, в серебряных крышках, с приложением портрета наследника в натуральную величину в раме красного дерева — 500 р. Господи! Я только здесь узнал, какой еще в России был непочатый край дураков и квасных патриотов...
За обедом у губернатора был губернский предводитель дворянства князь И. Л. Куракин. Это были наши 2 первых подписчика, по 200 р. уплативших полностью. 25% мы оставляли себе, а остальное переводили в редакцию, откуда немедленно и высылались первые тома. Губернатор дал нам список богатейших купцов и фабрикантов города. Библиотеки местного полка, кадетского корпуса, лицея и гимназий, по его словам, обязаны были подписаться, а полицеймейстера он обещал прислать к нам в гостиницу на другой день к 12 ч. дня. После раннего губернаторского обеда мы в этот день успели сделать еще десяток подписок, причем осмотрели у богатого купца Голушкина его замечательный порнографический кабинет. Вечером мы были в Пушкинском театре, смотрели «Последнюю жертву» Островского, очень неплохо для Ярославля. Ужинали в ресторане «Столбы» на берегу Волги, где ели замечательные ярославские воздушные пироги с визигой и сигом, основательно нагрузились с радости и попали в гостиницу пьяные в 3 часа ночи.
Никогда не забуду своего пробуждения. За тонкой стеной раздавалось мяуканье, лай, хрюканье, гортанные птичьи крики, кукареку и пр. Я решил, что попал в Ноев ковчег, и с трудом дотянулся до кнопки звонка. Вошел коридорный Ноева ковчега и сообщил мне, что в соседнем номере господин А. Дуров со своими зверюшками. Я потребовал холодной содовой с лимоном, а потом кофе, в 11 1/2 мы, наконец, встали, перед самым приездом полицеймейстера. Это оказался лихой полковник С., уже настроенный губернским правлением. Он сразу заявил нам, что, конечно, к таким тузам, как Вахрушевы, Пастуховы, Дунаевы и Морозовы, нам «из почета» надлежит ехать самим, но что касается рядовых богатых торговцев и... многочисленных публичных домов, то мы можем не беспокоиться и что это сделают участковые пристава. Он взял у нас один образец, cотню квитанций и действительно, как по мановению волшебной палочки, через 2 дня привез нам кучу денег — квитанций ему еще не хватило. Он посоветовал нам «ударить» по богатым городским и окрестным монастырям. Мы разделились: Денисьев взял купечество, а я монастыри. Это была любопытная поездка. Жирные викарии, настоятели и игуменьи угощали меня монастырскими наливками и без отказа подписывались. Во второй день мы были в цирке, где смотрели своего соседа Дурова, с которым познакомились. За своего пеликана, изображавшего уморительно местных властей, Дуров вылетел из Ярославля в 24 часа, впрочем, это была его обычная участь — 1– 2 дня в городе и вон. Мне очень понравился ресторан «Столбы», существующий, как оказалось, около 300 лет. Название же свое он приобрел от места — набережной Волги, где еще в эпоху Грозного каждую весну [проходили] смотрины невест. Разряженные девушки стояли «столбами», а мимо проходили парни и выбирали «товар». Кормили в «Столбах» хотя и дорого, но очень хорошо. Там был настоящий старинный русский стол, вроде московского Тестова, а громадный орган здорово исполнял глинкинский финал из «Жизни за Царя» и «Венгерскую рапсодию» Листа. Мы застали еще тут матерых купцов в длинных поддевках и московских фуражках. Бумажники они вынимали из голенища, но кутили широко и толково. В какую-нибудь неделю мы собрали с Ярославля жатву в 22 тысячи, отправили в редакцию крупную сумму (большинство подписчиков платило всё вперед), высоко подняли в Питере свое реноме и отправились «чистить» уезды.
Вот тут я убедился, что гоголевский Хлестаков да и Чичиков просто перед нами мальчишки и щенки. Приехав на пароходе «Петр Чайковский», с великолепным его портретом и роялем в общей большой, но пустой в этот сезон столовой, я не спал большую часть ночи и, что на меня мало похоже, — был просто очарован видом Волги, залитой луной. Мы приехали в Рыбинск, «стукнули» по крупнейшим хлебникам — Жирнову; Блинову, Востроухову и Зернову, собрали хорошую жатву, но вышел скандал, и пришлось уезжать. Дело в том, что в ресторане Бархатовых, где мы ужинали, я нечаянно бросил горящую спичку в кадку искусственной пальмы, которая в 2 минуты вся запылала, и приехала пожарная команда. Из-за такой пьяной глупости пришлось покидать лишь наполовину обработанный город. Однако Рыбинский, Романовский, Угличский, Борисоглебский и Ростовский уезды дали нам столько же, что и Ярославль. Мы разъезжали на ямщицкой тройке с бубенцами, а извещенные телеграммами исправники встречали нас в парадной форме. Сами мы ездили только по богатому купечеству и черному духовенству, а остальную подписку производили по распоряжению исправников пристава или даже просто хожалые. В «цикорном» Ростове я смотрел в местном театре «Жидивку-выхрестку» и... балетный дивертисмент, после которого на другое утро я нашел у себя несколько седых волос в голове...
Обработав Ярославскую губернию, мы сели за Волгой на узкоколейную железную дорогу и прибыли в Вологду, крупный торговый речной пункт, но- невероятно дикий и скучный. Там повторилась полностью история Ярославской губернии, но Вологодская была колоссальна по территории и малозаселенной. Уезды были в 500 верстах друг от друга, и жатва наша здесь намного меньше. Однако, проехав на Котлас и 72 версты на лошадях до Великого Устюга, мы в одном этом городке взяли около 8000, благодаря обилию монастырей.
Театров и в помине не было. Заехав еще в Сольвычегодск, мы проехали в Архангельск, переполненный тогда немцами, которые оказались нисколько не умнее русских и за милую душу, по примеру своего губернатора фон Шиллинга, подписывались на это удивительное издание.
Однако сезон уже начался, и, обобрав честно 3 губернии, мы спешно вернулись в Петербург, пропустив лишь 2 спектакля, но это стоило, ибо я переслал в Учетно-ссудный банк, несмотря на широкую жизнь, 6000 рублей на свой текущий, а впоследствии (о глупость!) онкольный счет25.
В посту мы объехали Вятскую и Пермскую губернии с богатейшими горными заводами и опять же монастырями. Видели восьмое чудо [света] —. маленький фабричный городок в 46 верстах от Вятки — Вахрушев-Вознесенск весь освещенный электричеством, с асфальтовыми улицами и прекрасным театром и гостиницами.
Этот культурный уголок дал нам 3000 р., а любезный исправник провез нас еще на тулупный завод Соболева, который угостил нас великолепным ужином и подписался на 500-рублевое издание. В Перми со мной произошел невероятный казус. Я познакомился в театре с молодой разведенной женой местного путейского инженера, прелестной и богемной женщиной, у которой прожил, как в чаду, 6 дней. Денисьев злился, но собирал обильную подписку, я же увяз в романтическом бреду, но, однако, проснулся, обрел своих однофамильцев — двух братьев Лешковых, крупнейших лесников, отлично у них позавтракал и взял 2 подписки по 200 р. На 4-й неделе поста мы проехали в богатейший тогда Екатеринбург, основательно его тряхнули и через мрачный Челябинск вернулись в сибирском экспрессе в Москву. Этот роскошный поезд состоял из одних лишь (3-х) международных спальных вагонов I класса, чудного вагона-ресторана, вагона ванны-бассейна, гимнастического отделения и библиотеки на всех европейских языках. Подобной роскоши я еще не видал. Несмотря на громадную скорость, этот поезд шел 11 суток из Владивостока до Москвы, мы переехали по знаменитому сызранскому мосту длиною в 6 верст через Волгу, а из Москвы на нашем курьерском — в Петербург, где застали как раз короткий весенний сезон. К этому времени как раз относится начало моей критической деятельности в балете.
<…>
Третья наша поездка была менее удачна. Мы взяли Харьковскую, Полтавскую и Екатеринославскую губернии, но сразу потерпели фиаско. Приехав в Харьков, мы комфортабельно остановились в отеле «Россия» Руффа и, по обыкновению, отправились к губернатору. Но там оказался военный генерал-губернатор Пешков, такой же, впрочем, дурак, как и остальные, но трус 96-й пробы. В это время в университете были крупные студенческие волнения и беспорядки. Город был на положении усиленной охраны, и Пешков, вообразив, что мы можем в свои книги вкладывать какие-то прокламации, просто вежливо предложил нам покинуть Харьков в 24 часа. Я, однако, успел заложить свое зимнее пальто, иначе было бы не на что выехать, а выкупал его в Петербурге почтой. <…> Нам ничего не оставалось, как напиться с горя на вокзале за ужином и ехать в Полтаву, откуда послали трескучую телеграмму в редакцию о переводе по телеграфу 200 р. Мы уже избаловались, по уездам ездить было лень, мы очень удачно проработали в Полтаве 2 недели и чуть не попали вместо Екатеринослава в Николаев. Нигде я не ел таких настоящих малороссийских борщей с ватрухами, как в Полтаве. Борщ там варили на баране и свинине, из хлебного кваса с бураками, а потом клали хорошую утку, а порции такие, что после этого борща уже ничего не полезет, кроме прекрасного немецкого колонистского пива.
Екатеринослав, по преимуществу помещичий город, как раз был занят губернским съездом, мы ударили по этим помещикам, опять же по монастырям, но, несмотря на всю доходность, уже чувствовалось, что работа эта нам надоела. По телеграфному предложению из редакции мы заняли вдвоем должность заведующих московским отделением, которое и приняли от некоего Жемайло. Отделение имело квартиру в 4 комнаты в бельэтаже на Петровке. Москва была основательно очищена, но все же подписка понемножку шла, уже без всякой с нашей стороны инициативы. Мы слонялись от скуки по Москве, каждый день ели расстегаи у Тестова. В Москве жила старшая сестра Елена. Как-то я ее вместе с зятем потащил в «Аполло», где и напоил до зеленого змия.
Наконец в середине августа запросились домой. Нам прислали на смену какого-то мрачного типа с артельщиком; мы сдали редакцию и уехали в Павловск, где застали еще расцвет сезона.
Размещаю фрагмент из воспоминаний Дениса Ивановича Лешкова
[/q]
О как! Прелюбопытно...
Довольно едкое и вряд ли правдивое замечание балетомана, эстета и шалопая-офицера....
[q]
Вот какие в те годы делались в России непостижимые дела: за полгода перед тем в «Кафе де Пари» под Пассажем оказались за одним столиком бывший кучер новгородского помещика М. Е. Б. (Мартын Ерофеевич Бархатов - ДН) и расстриженный дьякон В. В. Ф (Василий Викторович Функе https://www.poslednyadres.ru/news/news653.htm – ДН). Они разговорились, друг другу понравились и порешили основать «чистенькое» дело, а именно издание истории русско-японской войны по запискам самих участников
[/q]
. К
Но, наверное, к этому 6-томнику, в котором лишь ред.-составители, и не стоит предъявлять столь высокие требования... Как писали редакторы-составители, издание «не претендует на научно-историческое исследование войны» Основная задача--- «Предотвратить забвение тяжелого, но, тем не менее дорогого нам прошлого и сделать попытку дать скорее русскому обществу возможно полное описание войны и напомнить о наших слабостях и промахах, приведших к поражению»
Есть другой труд, созданный военно-исторической комиссией---«Русско-японская война 1904–1905 гг.» в 9 томах
[q]
Созданный русскими офицерами труд не имел аналогов в мировой военной историографии того времени. За четыре года небольшая группа людей изучила 12 тысяч документов, обобщила огромную массу материалов. В результате удалось создать описание войны по своей длительности, числу вовлеченных в нее сил и размаху превосходившей все войны предыдущего столетия. Появление официального описания Русско-японской войны, особенно в столь короткий после ее окончания срок, было большим событием в научной и общественной жизни России.
[/q]
Один из соавторов шеститомника
Искра-Функе Василий Викторович (1875)
Дата рождения: 1875 г. Место рождения: г. Ленинград Пол: мужчина Национальность: русский Образование: высшее Профессия / место работы: председатель правления кооператива "Искра" Место проживания: г. Москва, Средне-Тишинский пер., д. 10-1 Партийность: беспартийный Дата расстрела: 5 мая 1927 г. Место смерти: место захоронения - Москва, Ваганьковское кладбище Мера пресечения: арестован Дата ареста: 2 февраля 1927 г. Обвинение: участии в к. -р. организации Осуждение: 29 апреля 1927 г. Осудивший орган: Коллегией ОГПУ Приговор: ВМН (расстрел) Дата реабилитации: октябрь 1991 г. Основания реабилитации: на основании Закона РФ Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Москва,
[q]
Василий Викторович Искра-Функе родился в 1875 году в Санкт-Петербурге. Получил высшее образование.
В начале прошлого века он открыл книгоиздательство «Рубикон». Был соавтором нескольких значимых для той эпохи изданий: «История русско-японской войны» в шести томах, 1907-1909 годов издания (Товарищество Р. Голике и А. Вильборг), «Крепостничество и воля» 1911 года издания (Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон), «Царствующий дом Романовых» 1913 года издания (Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон).
В 1915 году журнал «Сине-фоно» в № 6-7 писал о Функе: «...удостоился получить за свои издания бриллиантовый перстень с инициалами Его Императорского Высочества Великого Князя Павла Александровича и золотую медаль, как высшую награду за книгоиздательство выдающейся работы от Балтийского общества сельских хозяев».
Но книгоиздательство было не единственным увлечением Василия Викторовича. В 1912 году вместе с Л.И. Пироговым он основал в Петербурге «Российское кинематографическое товарищество» (иногда называлось «Русское кинематографическое товарищество» или «Российское кинематографическое товарищество В.Функе»). Первый фильм — комедия Н. Петрова «Единственный сын» — вышел 17 апреля 1913 года. За три года — с 1913 по 1916 годы — общество выпустило несколько картин: «Княжна Дуду» по сценарию Анатолия Каменского, «Яма» по повести М.И. Куприна (режиссер Марк Мартов), «Приключения знаменитого начальника петроградской сыскной полиции И.Д. Путилина» («Русский Шерлок Холмс», совместно с акционерным обществом «Дранков и Ко») и др.
По всей видимости, кинематографическое товарищество прекратило свое существование после революции, но Функе продолжил заниматься издательской деятельностью. Он основал издательский кооператив «Искра», использовав в качестве названия перевод своей фамилии — «функе» по-немецки означает «искра». Позже он стал подписываться двойной фамилией — Искра-Функе https://ru.openlist.wiki/%D0%9...%87_(1875)
.
[/q]
Есть ли какие-либо сведения о др. ред.-сост. --- Бархатове
Интересна и информация о Лешкове
[q]
ЛЕШКОВ ДЕНИС ИВАНОВИЧ (настоящая фамилия Ляшков) родился 3 декабря 1883 года в Гельсингфорсе в семье окружного следователя. Музыкально одаренный мальчик в мечтах видел себя дирижером. Но во время учебы в военном училище познакомился с балетом, что и определило вехи дальнейшей его жизни. После трех лет обязательной службы он вышел в отставку и с 1907 года начал публиковать критические статьи, рецензии и заметки, вел в некоторых изданиях балетную хронику, совмещая это с деятельностью на иных поприщах. После войны и революции Лешков вновь обращается к своим театральным увлечениям. В 1919 году был образован архив Управления государственными академическими театрами, в котором Лешков проработал главным архивариусом и заведующим в течение восьми лет. Имея склонность к кропотливой архивной работе, понимая необходимость составления театральных справочников, Лешков составил ряд картотек по разным вопросам театральной жизни. В течение многих лет аккуратно собирал все, относящееся к балету, как то: программы, газетные статьи и рецензии, снимки. Среди этих материалов немалое место занимают мемуары, завершенные и неоконченные, относящиеся к разным периодам жизни. Д. И. Лешков умер в 1933 году. Много лет спустя мемуарная часть его творческого наследия вошла в книгу «Партер и карцер», вышедшую в 2004 году в молодогвардейской серии «Близкое прошлое».
Ну, конечно, объективности от Лешкова ожидать не приходится, но тем не менее, я давно имею эти тома и удивлялся, с одной стороны, обилию иллюстративного материала, с другой - многих не то, что неточностей, а довольно явных придуманностей.
У меня даже есть подозрение, кто писал для Бархатова и Функе эти тексты, но прямых "улик" нет - только косвенные.. Поэтому пока воздержусь. Хотя думаю, что этот "один подполковник", который писал "за всех" иммет прямое отношение и к Работе военно-исторической комиссии, чьи труды вышли в 1910 г. https://runivers.ru/lib/book3159/
Помимо этого существует издание военно-исторической комиссии Генерального Морского штаба о войне на море https://runivers.ru/lib/book3352/
О Бархатове во всем СПб - в 1910 он показан редактором-составителем "Истории", в 1911 - живет в СПб, в 1912 из Петербурга пропадает.
"Заметьте, не я это предложил" (Покровские ворота)
У меня есть немало оснований так думать, но нет прямых доказательств. Можно было бы попытаться прояснить вопрос через личный фонд в РГВИА АГАФОНОВ К. К. Ф. 202, 97 ед. хр., 1814-1927 гг., оп. 1. Но как-то другие дела отвлекали.
А так что ж? Писал он много в "Русском инвалиде", писал неплохо и именно на исторические темы, чин совпадает... Держал официальный архив Маньчжурских армий, который вывез в Петербург, в Порт-Артуре (до осады) бывал, представление о театре войны имел.
Архивом Военно-исторической комиссии по описанию РЯВ командовал, а туда стекались материалы, в том числе и фотографии, журналы военных действий, приказы и проч. А "История РЯВ" хороша именно набором иллюстраций. Изложение там написано бойко, но поверхностно. У меня (если покопаться) есть несколько публикаций Кронида Кронидовича в "Русском инвалиде". В принципе, можно попытаться поискать дословные или очень близкие совпадения текстов в шеститомнике и публикациях в периодике. Человеку же надо писать быстро - проект коммерческий, сроки поджимают. Если бы нашлись фрагменты совпадений - было бы серьезное основание укрепиться в предположениях.
Но, в общем, это не так уж и важно, просто интересно, как ниоткуда могут взяться Бархатов и Функе, а Бархатов при этом еще и "пропасть" куда-то (пока не знаем куда). Любопытно, что Лешков, описывая скандальный случай с пожаром пальмы в Рыбинске, говорит о "ресторане Бархатовых". Это что за Бархатовы в Рыбинске? Они какое-то отношение к Мартыну Бархатову имеют?
Короче говоря - шеститомник интересен иллюстрациями и шестым томом (о котором мы с товарищами уже говорили) в 2018 г. https://forum.vgd.ru/post/395/94188/p2810580.htm#pp2810580 , что там несколько странный подбор персонажей, вполне возможно, часть портретов размещена на коммерческой основе.
Лешков, описывая скандальный случай с пожаром пальмы в Рыбинске, говорит о "ресторане Бархатовых". Это что за Бархатовы в Рыбинске?
[/q]
А какой это год у Лешкова?
[q]
В 1915 году И.И. Зимин сдал часть помещений в доме братьям Дмитрию Моисеевичу и Льву Моисеевичу Бархатовым под гостиницу и ресторан. В 1917 году эту гостиницу купил крестьянин Александр Алексеевич Тыканов и дал ей название «Эрмитаж» . Д.М. Бархатов в 1918 году начал работать в Рыбинске поваром. О судьбе Л.М. Бархатова можно узнать из заметки «Благодетель», опубликованной в 1919 году в газете «Известия Рыбисполкома»: «В деревне Андреевское Панфиловской волости проживает гражданин Бархатов, ранее владевший предприятиями в Рыбинске. Купил здесь дом, имеет двух коров, живет припеваючи. Дает крестьянам взаймы семена на посевную. «Мутит» воду: вокруг него создался круг людей, ратующих за свободную торговлю. Не мешало бы на гражданина Бархатова обратить особое внимание». http://rweek.ru/2012/07/30/dom-zimina/
Еще одна персона причастна к этому шикарному изданию Но уже знакомый мне по Харбину ( ) ген-л. Грулев М. В.
А в этой своей книге он упоминает 6-томник?
Михаил Грулев: Записки генерала-еврея
[q]
Михаил Владимирович Грулёв (1857, Витебская губерния — 1943, Ницца) — военачальник, генерал-лейтенант с 1912 года, военный писатель и журналист, участник русско-японской войны.Судьба автора уникальна для России рубежа XIX-XX вв. Родившийся в простой еврейской семье, он сделал успешную военную карьеру: окончил Академию Генерального штаба, достиг генеральского чина. В своих воспоминаниях он дает широкую панораму жизни России того времени: еврейских местечек, военных гарнизонов, Академии, жизни столицы, Сибири, Кавказа, Туркестана.
Ну, конечно, Грулев состоял в ВИК, так же как и многие известные участники, например, обороны Артура.
А записки генерала-еврея я не читал (не было особого интереса), читал только его два тома "В штабах и на полях Дальнего Востока" - там он про войну писал и писал интересно.
К предыдущему вопросу о том, какой это был год:
[q]
В этот сезон (1906–1907 – ДН) я, от нечего делать, ухаживал за моло¬денькой, кончившей в этом году училище Л.А.К. Отец ее был комендантом Александриндкого театра. У них была постоянная ложа в бельэтаже с правой стороны, ближ¬няя к сцене. Там мы с ней встречались почти ежедневно (кроме балетных дней), и я пересмотрел массу драматических «образцовых» спектаклей с участием всех «стол¬пов» Александрийского театра. Я ухитрился получить двухмесячное, потом продленное еще на столько же, так называемое амбулаторное лечение при Военно-медицинской академии, куда ездил 3 раза в неделю по ½ часа на электризацию ног, и жил в Петербурге, совершенно наплевав на окаянный Кронштадт. <…> Весной истекал срок моей обязательной службы за училище (Константиновское артиллерийское – ДН), и я уже подал о выходе в отставку.
[/q]
Далее он пишет, что после отставки весело и пьяно прокатился на Кавказ весьма кружным путем, через Одессу, болтаясь по театрам, ресторанам и игорным домам. А вернувшись:
[q]
В Павловске я встретил товарища по училищу, также вышедшего в отставку, поручика С. П. Денисьева, и он затянул меня в такое «дело», о котором положительно нельзя не рассказать. Это будет последнее отступление в сторону личной жизни, хотя и связанное с сотней провинциальных театров.
[/q]
Судя по приказам - они с Денисьевым и правда учились в одном училище, но Денисьев постарше и учился неплохо для юнкера 2-годичного образования, а Лешков был очевидным шалопаем. По правде сказать - несколько зло брало - читаешь списки выпусков 1903-1904 гг. - вот этот поехал на Восток, ранен, этот убит, этот Георгия получил... А Лешков, будучи поставлен на боевое ночное дежурство в Кронштадтской крепости ухитряется с него сбежать к балеринкам.
[q]
Другой раз я попал в караул, в рунды (помощник начальника караула - ДН), в воскресенье, Я объехал все форты днем на катере и приказал фельдфебелям вечером на телефонные запросы отвечать, что я только что был и уехал на другой форт. Так оно, как я потом узнал, и было. Телефоны были плохие, дозваниваться надо было по часу, и комендантский штаб-офицер так и не уловил меня, как летучего голландца, а я решил проверить еще несуществующий караул в Ораниенбауме. Шкипер был преданный нам старик и ужасно любил изображения царя на желтых кружочках. Он терпеливо ждал меня в Ораниенбауме, не на военной, а на коммерческой пристани, пока я прорундовал «Корсара». (Явно подсудное дело.) Савицкий пришел в ужас, когда я появился в ложе <...>. И я на последнем поезде, поужинав уже в Ораниенбауме, приехал ночью на форт Константин, где хорошо выспался и утром сменился. Так продолжалась наша развеселая жизнь до 1907 го да, когда я вышел в отставку, и далее с перерывами до 1915 года, когда война уже была в разгаре.
[/q]
Далее уже приводимое описание приключений «ревизоров из Петербурга». Судя по всему, их вояжи не могли начаться ранее осени 1907 – и первый том уже вышел, и Функе уже в Москву уехал, Первопрестольную окучивать…
Оффтопик: Хотел еще затеять разговор об апушкинском отчете о суде над Стесселем. Некрасовска - не лучший источник для скачивания отчета, да и сам отчет - не самый полный. Стенографический отчет издавал Ксидо. Но это так, к слову.