Новый выпуск Youtube-передачи ВГД уже доступен, смотрите интервью с Милой Куликовой
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Все названия тем обязательно должны начинаться с фамилии, т.к. они формируются в алфавитный указатель автоматически, а если тема будет начинаться на имя или род занятий, то на ту букву тема и уйдет в указатель (и окажется, к примеру, "О предках Петра Краснова" вместо "К" на букву "О")

Преосвященный Дионисий, архиепископ Вятский и Великопермский

Материалы к жизнеописанию

← Назад    Вперед →Модератор: TatianaLGNN
admiral_spb
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1
Преосвященный Дионисий, архиепископ Вятский и Великопермский
(род. ок. 1649г. - + 6 сент. 1721)

Материалы к жизнеописанию

До пострижения - Давид Васильев, священник храма Преображения Господня в селе Погост Дощатый (Спас Дощатый), в 18 верстах от Зарайска. Вероятно, сын Василия Филиппова, священника того же храма (упомян. в 1671 и 1676 гг.).(1)
Отец двух сыновей: Андрея и Якова и дочери Пелагеи. Овдовев, принимает постриг.
С 1693 по 1697 гг. - игумен Рождественского Боголюбова монастыря под Владимиром (в 1687 приписан к Патриаршему дому).(2)
С 1697 по 1700 гг. - игумен Московского Свято-Данилова монастыря.(3)
«1700 Года 4 августа повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, и благоволением Святейшего Адриана Патриарха Московского и всея России избран Данилова монастыря Игумен Дионисий и поставлен Архиепископ Вятский и Великопермский.»(4)
Это была последняя архиерейская хиротония, совершенная Святейшим Адрианом, скончавшемся 15 октября 1700 г. Отпевали его митрополит Крутицкий Трифиллий, митрополит Смоленский Сильвестр и архиепископ Вятский Дионисий.(5)
« Тогож году приехал на Вятку во град Хлынов на свой престол Преосвященный Архиерей Дионисий.»(6)
Ввиду тогдашнего вдовства кафедры Сибирской и Тобольской ,владыке Дионисию пришлось временно взять под свое управление также и эту, весьма обширную, епархию до поставления в Тобольск свт. Филофея (Лещинского).
Вскоре по прибытии преосвященного Дионисия на кафедру, город Хлынов почти полностью выгорел в пожаре, случившемся осенью 1700г. Преосвященному пришлось заботиться о восстановлении сгоревших церквей, упорядочивая, пользуясь случаем, их канонический облик, входя при этом в самые частные подробности, благословляя «готовить кирпич, и известь, и камни, на связи железо, и всякие леса, и рвы копать, и бут бутить и строить тщательно со всяким радением, чтобы верх на церкви был не шатровый, алтарь круглый, в алтаре были бы трои двери - царские, северные и южные, и иконостас был бы по чину».(7)
Всего в годы правления преосвященного Дионисия было возведено не менее 19 храмов. Деревянные заменялись каменными (в частности Покровская в 1709г.,Пятницкая в 1712г., Предтеченская в 1714г.), строились новые каменные (Богоявленский собор в 1710г., Владимирская церковь в 1718 г.).
1 ноября 1701г. сгорела церковь Спасского монастыря г. Орлова. Владыка Дионисий благословляет её восстановление, а в 1708г. строит в обители новую колокольню с часовней во имя преподобного Трифона Вятского. Вероятно это самое раннее посвящение преподбному Трифону, известное до сих пор.
Служение Дионисия пришлось на весьма непростой период Русской Церкви: он был поставлен на кафедру накануне упразднения Патриаршества и скончался в год учреждения Святейшего Синода. Несомненно, душой он
принадлежал к патриаршей эпохе, к старому архиерейскому укладу. При Дионисии продолжали служить люди из окружения прежнего владыки Ионы, люди его духа и убеждения. Еще целую треть века Вятская епархия усилиями своих архиереев оставалась как бы в стороне от новых веяний и стремилась удерживать прежние традиции церковной жизни – как говорили в старину «на Вятке – свои порядки». Так, несмотря на Петровский запрет 1714г., на Вятке продолжалось возведение каменных церквей. Не прекращалось и строительство часовен. Даже болезненная монастырская реформа и введение церковных штатов, здесь почти никак не сказались. Это была сознательная церковная политика вятских владык, рисковавших при ее проведениях, отнюдь не только лишь местом.
Одной из главных святынь, связывающих воедино духовное пространство Вятской земли, издавна являлась чудотворная Великорецкая икона свт. Николая. Известно, что даже кафедральный собор епархии именовался в официальных бумагах «домом Николы Чудотворца Великорецкого». В 1650г., при первом Вятском еп. Александре, начали записывать чудеса, бывшие от иконы. Особенно много чудесных исцелений отмечено при архиепископе Ионе. Последнее же чудо датируется в рукописи 1711г., временем архиепископа Дионисия: «7 августа Чудотворец исцелил от болезни ног вятского воеводу, стольника Царского Величества Герасима Дмитриева сына Плещеева».
Важно отметить, что владыка Дионисий провел на Вятке достаточно долгий срок и именно эта укорененность помогала ему бережно относиться к Вятке, ее истории и традициям. В годы правления Дионисия продолжилась деятельность историка Вятского архиепископства Семена Федоровича Попова. Так, вместе с владыкой в конце 1704-нач.1705гг. он ездил в Москву, а в 1710г. составил основной труд своей жизни – «Повесть о стране Вятской».
Изучавший рукописи С. Ф. Попова, современный исследователь, так формулирует их главную идею: «Вся история России – непрерывный рассказ о Божией Воле».(8)
В 1709 г. владыка Дионисий в своем родном селе Погост Дощатый начал строить на собственные средства, вместо деревянной, каменную церковь во имя Преображения Господня и в 1713г. сам освятил ее. Еще в конце 19 ст. в церкви сохранялись два чина месячных миней 1693 и 1703гг., и печатное Евангелие 1703г., все - вклад храмоздателя, о чем и сделаны были на них соответствующие надписи:
1) « 7203 (1695) года декабря в день св. Володимера Боголюбова монастыря игумен Дионисий, что в мире был священник Давид Васильев, дал вклад книги сия, дванадесятныя минеи, в рязанской уезд в Перевицкой стан в погост Дощатый в церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа для поминовения родителей своих и по отшествии души своей грешной и детей своих Андрея и Якова Давидовых, поминать меня грешнаго».
2) « 1710г. июля в17 преосв.Дионисий архиеп. вятский и великопермский приложил сия книги в ряз.уезд к церкви Преобр. Госп. Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что именуется погоста Дощатаго, в вечное поминовение и ради будущих благ восприятия детей своих и родителей своих и впредь будущим родом поминать. Подписал певчей его Димитрий по его архиер. приказу».(9)
«1718 году февраля в 8 день преосвященный Дионисий Архиепископ поехал с Вятки к Москве, оставив престол, и пошел на обещание в Данилов монастырь, где посхимился и наречен Димитрием и жив три лета преставися, на престоле жития его было 18 лет».(10) Из Москвы он еще год управлял Вятской епархией, до поставления в 1719г. епископа Алексия(Титова).
Преосвященный Дионисий скончался 6 сентября 1721г. на 72 году жизни и был погребен в Даниловом монастыре у северной стены храма Свв.Отцов семи вселенских соборов, о чем свидетельствовал камень, вставленный в стену снаружи, но не сохранившийся до наших дней.
Среди его потомков – немало замечательных людей России:
Алексей Козмич Давыдов (1790 – 1857) – вице-адмирал, директор Морского кадетского корпуса.
Владимир Алексеевич Давыдов (1834 – 1893) – контр-адмирал.
Василий Алексеевич Давыдов (1842 – 1905) – генерал-лейтенант по Адмиралтейству, ктитор храма Морского кадетского корпуса.
Борис Владимирович Давыдов (1884 – 1925) – выдающийся гидрограф-геодезист.
Евгений Васильевич Давыдов (1873 – 1937) – товарищ прокурора СПБ Судебной платы , литератор-пушкинист, один из основателей Пушкинского общества .
Спустя 60 лет по преставлении владыки Дионисия в С-Петербурге вышел в свет « Любопытный Месяцеслов на 1780г.» в котором, между прочим, помещается и « Любопытное известие о епархии Вятской и о бывших в ней архиереев с начала и до ныне » авторства архимандрита Платона (Любарского), префекта Вятской духовной семинарии. Уроженец Малороссии, он был выписан в Вятку дядей, тогдашним архиепископом Варфоломеем. Именно архиереи – малороссы, воспитанники Киевской духовной академии, образованные на западный манер и весьма амбициозные, начиная с Петровского царствования надолго заняли доминирующее положение в среде высшего духовенства Православной церкви Российской империи. Значительная часть епископов – великороссов держалось позиции молчаливого, но твердого неприятия петровских преобразований, некоторые втайне сочувствовали старообрядческому расколу. Император сделал ставку на малороссов с Феофаном Прокоповичем во главе, более гибких в понимании отношений властей мирских и духовных. Ярким выразителем взглядов и настроений этой части высшего духовенства и был архимандрит Платон. Превознося в своем сочинении земляков, об архиереях – великороссах он напротив отзывается весьма нелестно. Преосвященный Дионисий удостаивается от него следующей оценки:
«Кроме простоты нравов и смирения, примечания достойного, в жизни сего Архиерея, ничего не находится и не проговаривается, хотя многие бытие его на Вятке в свежей памяти имеющие и доныне здравствуют, был кроме Российской грамоты ничему не учен, да и у епархиальных своих учености дальней в чтении Славено-Российских книг исправности не требовал, умеющие как ни есть прочитать псалмы Давыдовы, по его разсуждению, к произведению на все степени священства и другие духовные чины были достойны. Исполнения правил, благочиния, воздержания и трезвости от подчиненных взыскивал нестрого, трудолюбия и рачения в приумножении священных и домашних зданий, и в украшении оных, по себе не оставил ни малейших знаков».
Приводя это место из « Любопытного Месяцеслова» в своем труде «Иерархи Вятской епархии» (Вятка, 1863) церковный историк протоиерей Г.Никитников заключает:
« …в подтверждение такого свидетельства мы не имеем никаких положительных актов; напротив многое заставляет нас не доверять оному. Во первых – уцелевший в архиве Вятского Воскресенского собора список с указа, которым Преосвященный, подобно предшественнику своему, архиепископу Ионе, с истинно-пастырской заботливостью убеждает, как духовенство, так и мирян всякого возраста и пола, к непременному исполнению христианского долга исповеди и св. причастия во святый и Великий пост, а если кто по отлучке или другим уважительным причинам не может этого сделать в Великий пост, то исполнил бы в другие посты; об ослушных же, т.е. небывших у исповеди и св.причастия предписывает подать ведомости;
Во вторых – благословенные грамоты, которыми, разрешая построение церквей, Дионисий входит в самые частные подробности …;
И в третьих – заведение при преосвященном Дионисии многих церквей и приходов, как в самом Хлынове, так в других городах и селах ».
Сходного мнения держатся и другие исследователи вятской старины прежние и нынешние.
К сожалению, суждения архимандрита Платона впоследствии были подхвачены и развиты известным русским писателем Н.С.Лесковым. В своем очерке 1881 г. «Святительские тени » для подкрепления собственных актуально-полемических тезисов Лесков привлекает «портретную галерею» архим. П.Любарского, дополняя ее и своими, уже целиком измышленными, хлесткими характеристиками. Так владыку Дионисия, которому согласно Лескову было «не только лень о чем-нибудь думать, но даже просто лень жить» , он награждает прозвищем «Дионисия препростого». Вятский ученый-краевед А.С.Верещагин в своей рецензии, опубликованной тогда в «Вятских епархиальных ведомостях», подверг очерк Н.С.Лескова тщательному анализу, указав на многочисленные исторические несообразности. Увы, и по сию пору, даже авторы современных фундаментальных церковно-исторических изданий ссылаются на указанные сочинения архим. Платона (Любарского) и Н.С.Лескова как на первоисточник.

Примечания
1) о.И.Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1т. Зарайск, 1884, стр.220-221.
По окладным книгам 1676г. в Погосте Дощатом значится 182 приходских двора, в числе которых 30 дворянских и 7 крестьянских.
2) П.М.Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» Спб. 1877.
3) Там же.
4) «Любопытный месяцеслов» Спб.1780.
Хиротонитное обещание с собственноручной подписью преосв. Дионисия
( ГИМ Син.1044 , лл.409 -418)
5) ЧОИДР 1848 №8 Смесь стр.36
6) «Любоп. месяц.»
7) Протоиерей Г.Никитников «Иерархи Вятской епархии» Вятка ,1863.
В 1705-м году в Хлынове после пожара решено было выстроить вместо сгоревшей деревянной каменную Пятницкую церковь. Попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии «сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан» жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства.
8) Д.Уо «История одной книги». Дмитрий Буланин , Спб 2003
9) Рязанские епархиальные ведомости , 1889, №19, стр.876-877.
В сент.1701 г. (в связи с созданием Монастырского приказа) в Хлынов для переписи имущества архиерейского дома прибыл стольник И.П.Назарьев. В перепись попала и часть личного имущества Дионисия. Как и у других архиереев у него было велено опечатать деньги и переписать лошадей. Было приказано не делать никаких займов, средств не тратить, «в случае нужды бить челом в Монастырский приказ». «…Тогож числа дьяк Яков Давыдов сказал у переписки: дед и отец ево были священники,а он Яков – житель московский и сидел в подьячих в Посольском приказе в Галитцкой четверти и в иных приказех; и был по наказу на Ево Великого Государя службах в обеих Кримских походах, и в прошлом 7204 (1696) году в Азовском походе и после того по указу Великого Государя из Розряду велено быть в Ратуше, а в прошлом 1700 году велено ему быть по указу Великого Государя и по грамоте ис приказу Большаго дворца в доме ево архиерейском во дьяках ; а денежного и хлебного жалованья учинено против окладных кних, а племянников и внучат никого с ним нет, а в даче крестьян и земли и никаких угодей ево архиерейских и своих по се число нет, а у него сын Лазарь дву недель». ( РГАДА ф.237, оп.1, ед.хр.55, л.77)
10) «Любоп. месяц.»

Прикрепленный файл: Безымянный.png
← Назад    Вперед →Модератор: TatianaLGNN
Вверх ⇈