Литовские поляки
Самая интригующая и при том единственная нераскрытая до сих пор ветка в моём роду. Имение близ Вилкомира, арест отца семейства и имения. Приёмные семьи, брак обманом, убийство доносчика, потерянные братья...
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24850 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20481 | Наверх ##
26 ноября 2022 11:00 26 ноября 2022 11:17 manager_mixИз Вики, выборочно Римско-католическая духовная коллегия — главный орган церковного управления во главе с католическим митрополитом могилёвском, существовавший в 1801—1918 годах в Российской империи и ведавший делами российских католиков. Предшественником католической духовной коллеги была Могилёвская римско-католическая консистория, созданная указом Екатерины II от 12 мая 1775 года и в том же году утверждённая Римом. Консистория состояла из председателя (епископа), аудитора, прокурора и секретаря. Позднее были образованы консистории при прочих российских католических епархиях, подчинявшиеся могилёвской. Могилёвская консистория была высшим административным органом Католической церкви в России в 1775—1801 годах, она решала вопросы, связанные с рукоположениями, катехизацией, экономические и судебные дела... В 1805 году коллегия была разделена на два департамента — римско-католический и греко-католический, последний был преобразован в 1828 году в отдельную Греко-католическую коллегию После подавления польского восстания 1863 года российские власти приняли целый комплекс антикатолических мер. Одной из таких мер стала передача всех немногочисленных вопросов, по которым российские католики ещё могли обращаться к Святому Престолу, в исключительное ведение духовной коллегии. Таким образом, находясь под исключительным контролем духовной коллегии Католическая церковь России де-факто оказывалась в состоянии схизмы по отношению к Риму[3]. Эта ситуация была категорически неприемлема для Святого Престола — 21 октября 1867 года папа Пий IX обнародовал энциклику Levate, в которой осудил Римско-католическую духовную коллегию как нелегитимный орган власти и запретил российским католическим епископам принимать участие в её работе. Конфликт был разрешён компромиссным путём: в 1873 году российские власти согласились изъять из ведения коллегии те вопросы, на которых настаивал Рим, и превратить коллегию в чисто административное учреждение. После этого папа согласился признать коллегию законным органом управления католическими епархиями в Российской империи и снял запрет на участие в её работе латинского духовенства. Новая волна гонений, практически приведшая к гибели католической монашеской жизни в России, возникла после восстания 1863 г. Тогда число монастырей сокращено было к незначительному минимуму, при чем нельзя было принимать новициевКРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ (ЧАСТЬ 2) http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus2.htm.МОГИЛЁВСКОЕ КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВОВ связи с Польским восстанием 1863-1864 гг. правительство предприняло усилия по замещению польского языка, использовавшегося в католич. проповедях и ином внелитургическом служении, рус. языком. 25 дек. 1869 г. имп. Александр II (1855-1881) распорядился употреблять рус. язык наряду с латынью в католич. храмах. После Польского восстания были закрыты мн. католические обители в зап. губерниях Российской империи. В 1866 г. действующими оставались 4 мон-ря, в к-рых подвизались 15 братьев; крупнейшим из них являлся мон-рь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия). Мн. католич. церкви были закрыты и в большинстве случаев переданы православным. В 1866 г. упразднено Каменецкое католическое еп-ство; приходы Подольской губ. включены в состав Луцко-Житомирского католического еп-ства. В 1869 г. приходы Минского католич. еп-ства были присоединены к М. к. а. С 1882 г. по соглашению между Россией и Папским престолом обе упраздненные епархии управлялись ординариями соседних диоцезов в качестве апостольских администраторов. Во 2-й пол. XIX в. получили распространение тайные католич. монашеские конгрегации, действовавшие под видом сиротских приютов. Так, в С.-Петербурге на Васильевском о-ве с 1858 г. под видом приюта в доме баронессы С. Р. Мейендорф существовала католическая монашеская община Сестер Семьи Марии; в нояб. того же года там была освящена католич. часовня. Деятельность монашеской конгрегации при благотворительном заведении тщательно скрывалась его попечительским советом (Чаплицкий. 2009. С. 33). В 1862 г. Могилёвский архиеп.-митр. Вацлав Жилинский дал благословение на деятельность в С.-Петербурге жен. монашеской конгрегации Сестер св. Иосифа из Шамбери (в 1889 в России насчитывалось 4 обители, где подвизались 22 монахини из этой конгрегации). В нек-рых городах действовали тайные т. н. гоноратские конгрегации, основанные капуцином Гоноратом Козминским: Дочерей Пречистого Сердца Пресв. Девы Марии (с 1893), Сестер Святейшего Имени Иисуса (с 1892), а также муж. конгрегация Братьев Долористов (с 1902). Также в России действовали монашеские конгрегации Сестер св. Екатерины (с 1879), Сестер от Ангелов (с 1895), Миссионерок св. Семейства (с 1903).
| | Лайк (2) |
dobby Минск, Беларусь Сообщений: 5284 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4968 | Наверх ##
26 ноября 2022 11:27 26 ноября 2022 11:35 valcha написал: [q] В 1866 г. действующими оставались 4 мон-ря[/q]
Цифра явно не достоверная, занижена. --- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6136 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8539 | Наверх ##
26 ноября 2022 11:46 manager_mix написал: [q] Так а сам Казимир после этого как бы женат или уже нет? Я скорее про это. Он мог второй раз жениться в Сибири официально?[/q] О разводе вследствие лишения прав состояния1. Постановление закона относительно руководства в вопросах о разводе по рассматриваемому поводу правилами своего вероисповедания надо понимать условно, а именно оно должно иметь полное приложение лишь постольку, поскольку светское законодательство отказалось от урегулирования развода между лицами того или другого вероисповедания. Поэтому постановление это не имеет применения: а) к лицам православного вероисповедания, для которых законы, изданные светской властью по вопросам религии, обязательны наряду с церковными, и б) к старообрядцам (ввиду 78 ст. т. Х ч. 1). Напротив, для лиц остальных вероисповеданий светские правила обязательны лишь настолько, насколько совместимы с правилами религии (т. XI, ч. 1, ст. 369, п. 10). Вот почему по этой причине развод совершенно немыслим для католиков (Пол. о союзе брачном, 1836 г., ст. 1 и 62). Проф. А.И. Загоровский. - "Курс семейного права", 1909 г., стр. 155 и 156. Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. https://civil.consultant.ru/elib/books/33/page_10.html --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (2) |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24850 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20481 | Наверх ##
26 ноября 2022 11:51 --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (1) |
dobby Минск, Беларусь Сообщений: 5284 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4968 | Наверх ##
26 ноября 2022 12:14 valcha написал: [q] dobby написал:
[q]
valcha написал:
[q]
В 1866 г. действующими оставались 4 мон-ря
[/q]
Цифра явно не достоверная, занижена.
[/q]
Можете исправить на сайте https://www.pravenc.ru/text/2563904.html
[/q]
Из текста статьи становится ясно, что 4 монастыря - это на территории Могилевской архиепархии. Может быть это и правда, хотя и то не факт. Виленская епархия в нее не входила, то есть не учитывает монастыри данного региона. --- Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные | | Лайк (2) |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24850 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20481 | Наверх ##
26 ноября 2022 12:41 manager_mixМожет имеет смысл поискать по польскому варианту фамилии Świetlikowski? Здесь .Świetlikowskiпо разным территориям - Teren Рождение, брак, смерть Там их много!!
| | Лайк (2) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7619 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4235 | Наверх ##
26 ноября 2022 14:13 Atkara-EV написал: [q] Вот почему по этой причине развод совершенно немыслим для католиков (Пол. о союзе брачном, 1836 г., ст. 1 и 62).[/q]
С одной стороны - да... а с другой, точно также "совершенно немыслима" должна быть и смена религии. Но мы же знаем, что такое случалось, и не так чтобы очень редко. P.S. Это я не про Казимира, а вообще. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (1) |
Karel_Bel Санкт-Петербург Сообщений: 1448 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 3152
| Наверх ##
28 ноября 2022 11:56
| | Лайк (1) |
IrenaWaw Сообщений: 1687 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 1098
| Наверх ##
28 ноября 2022 12:14 28 ноября 2022 12:31 https://allegro.pl/oferta/wola...0667398289https://pl.wikipedia.org/wiki/Pawe%C5%82_%C5%9AwietlikowskiКнига Павла Светликовского, автобиографична. Павел Светликовский уроженец Вильны. В его книге период 2 Мировой войны, но должны быть данные биографичные и есть индексы. Книжка продаётся на Аллегро Если нужны сканы/фото, напишите в Приват. aweł Świetlikowski Imię ojca: Rudolf Imię matki: Nazwisko rodowe matki: Data urodzenia: 02-01-1915 Miejsce urodzenia: Wilno Data śmierci: 26-07-2006 Miejsce śmierci: Przeźmierowo, pow. Poznań, woj. wielkopolskie Przynależność do AK lub organizacji pokrewnych: 11.11.1939-17.07.1944 – żołnierz Okręgu Wileńskiego SZP-ZWZ-AK – dowódca 2 batalionu Dzielnicy B (Zwierzyniec) Garnizonu „Dwór” – Wilno; uczestnik Operacji „Ostra Brama” (07-13.07.1944 r.) Stopień wojskowy, funkcja, pseudonim: porucznik (awansowany 11.11.1942 r. przez komendanta „Wilka”), ps. „Jerzy”; praca konspiracyjna, tworzenie batalionu, organizator kursów dla podchorążych oraz dla sanitariuszek i łączniczek Miejsce zamieszkania przed aresztowaniem: Wilno, ul. Trębacka 4 Aresztowanie – okoliczności, data, miejsce: 15.09.1944 r. przez NKGB w Wilnie Więzienia: Wilno (ul. Ofiarna, Łukiszki) Kara – paragraf, rodzaj, wymiar: sądzony przez Wojenny Trybunał Litewskiej SSR – wyrok 15 lat katorgi i 5 lat zsyłki Łagry – nazwy, okres pobytu: 1945-1956 – Komi ASRR – Workuta „Szachta 6”, „Kapitalna”, „Szu-2”, „Szachta 3 i 4” Zapamiętani współwięźniowie: Data zwolnienia: 1956 Zesłanie: Data powrotu do Kraju: 01.01.1957 Miejsce powrotu: Posiadane odznaczenia: Srebrny Krzyż Zasługi z Mieczami, Krzyż Walecznych, Odznaka Grunwaldzka, Krzyż Partyzancki, Medal Wolności Inne informacje: Po ukończeniu szkoły powszechnej uczęszczał do Gimnazjum im. Zygmunta Augusta, w którym otrzymał świadectwo dojrzałości. Służbę wojskową odbył w Szkole Podchorążych Rezerwy przy 76 Lidzkim Pułku Piechoty. W 1939 roku rozpoczął studia na Wydziale Prawa w Uniwersytecie Stefana Batorego w Wilnie. Uczestnik kampanii wrześniowej 1939 r. w szeregach 29 Dywizji Piechoty Grodzieńskiej. W czasie walk dostał się do niewoli sowieckiej, jednak uciekł z pociągu wywożącego jeńców w głąb Rosji i powrócił do Wilna. Podczas pobytu w Workucie ponownie aresztowany (1950 r.) – 5-miesięczne śledztwo. Oskarżony o powstanie i szpiegostwo na rzecz USA. Po powrocie do Kraju ukończył studia na Akademii Górniczo-Hutniczej uzyskując tytuł inżyniera górnika. Członek ŚZŻAK Okręg „Wielkopolska” – Środowisko „Ostra Brama” w Poznaniu. Po przejściu na emeryturę spisał swoje wspomnienia – „Wołało nas Wilno: z dziejów Garnizonu Miejskiego Armii Krajowej Okręgu Wileńskiego” (1991 r.), „Gułag Workuta: raport oficera Armii Krajowej” (1997 r.). Udzielił wywiadów biograficznych do Archiwum Historii Mówionej : https://audiohistoria.pl/nagranie/2829-aw_i_1068 oraz do serii „Świadkowie” TV Trwam” : https://www.youtube.com/watch?v=Tf5SeI2YUx8Pan Świetlikowski zmarł w 2006 r. i został pochowany na cmentarzu komunalnym Junikowo w Poznaniu – pole 5, kwatera AK, rząd AL, miejsce 23. Wymieniony w publikacji Teresy Masłowskiej „Jeśli zapomnę o Nich – lista członków ŚZŻAK – Okręg „Wielkopolska”, Kościan, 2012 r. (str. 137). Репрессирован, лагерь в Воркуте И некролог Стефана Светликовского, Вильна Kierownictwo i pracownicy Samorządu Rejonu Wileńskiego z wielkim żalem i smutkiem żegnają Stefana Świetlikowskiego, wieloletniego dyrektora administracji Samorządu Rejonu Wileńskiego. 81-letni Stefan Świetlikowski zmarł 25 lutego po walce z chorobą. Stefan Świetlikowski urodził się 11 lipca 1939 r., w Wilnie, na Pióromoncie. W 1968 roku na Uniwersytecie Wileńskim uzyskał dyplom prawnika. W tymże roku młody prawnik objął stanowisko sekretarza odpowiedzialnego w wileńskim rejonowym komitecie wykonawczym. Pracował na tym stanowisku do 1977 roku. W 1977 r. przyjął zaproszenie do pracy w MSW. Po wyjściu na emeryturę w 1989 r. Stefan Świetlikowski wrócił do rejonu, na stanowisko głównego prawnika Rady rejonu. W 1991 roku, wraz z z rozpuszczeniem Rady i wprowadzeniem bezpośredniego zarządzania, Radę rozpędzono, urzędników wyższego szczebla zwolniono. Po zwolnieniu z Rady Stefan Świetlikowski pracował we frakcji ZPL w Sejmie. Funkcje administratora, a następnie dyrektora administracji – to ostatnie stanowiska Stefana Świetlikowskiego w Samorządzie Rejonu Wileńskiego, z którym pożegnał się w 2007 r. Kierownictwo i pracownicy Samorządu Rejonu Wileńskiego składają wyrazy współczucia Rodzinie Zmarłego. Do kondolencji dołącza również Redakcja L24. Inf. wł., tygodnik.lt
| | Лайк (1) |
manager_mixМодератор раздела  Москва Сообщений: 315 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 189 | Наверх ##
28 ноября 2022 12:44 Пришли, наконец, дела из НИАБ по метрическим прошениям. Дело с исправлением метрик Королькевичей не особо интересное. Там есть адрес проживания капитана Раймунда в Минске. Но, как будет ясно из тяжбы с Сенчиковским, это он уже переехал, до этого жил в другом месте.
А вот тяжба с Сенчиковским - не особо информативное, но занятное дело. Позже, наверное, расскажу подробнее, сам пока бегло просмотрел. Что тут интересно. Есть адрес Капитана в Минске. То ли Тюремная улица (его рукой), то ли Татарская (дальше в деле, более вероятно там писарь ошибся уже).
Итак: Тюремная улица, дом Зеленского, №34 1-й части. Сейчас это Интернациональная улица, как я понимаю.
САМОЕ ИНЕТЕРСНОЕ: умершая жена Пелагея. Т.е. эта Фэля никакая не Фелиция, а ПЕЛАГЕЯ. Вот так вот. | | Лайк (3) |
|
Вот я это тоже всё читал в своё время, и задавался вопросом - куда запихнули Марию, если никаких католических монастырей толком нет на бумаге. Теоретически в православный, но странно это как-то.