Погребищи и Вяткино. Помещики
История перехода Погребищ из рук в руки. Брачные связи, имущественные и наследственные вопросы местных помещиков. Самарины, Панины, Загряжские, (Г) Ельдезины
manager_mixМодератор раздела  Москва Сообщений: 318 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 193 | Наверх ##
9 декабря 2019 16:41Схема помещичьих связей Период между 1600-1765 вызывает массу вопросов. Данные по этому периоду есть, но обрывочные. Но попытаюсь составить хоть примерную картину происходящего. На основании имеющихся у меня на этот момент сведений - составил схему, по которой можно примерно предположить, кто хозяйничал в поместье.
 --- https://t.me/arch_bear - мой тг канал о генеалогических буднях | | |
manager_mixМодератор раздела  Москва Сообщений: 318 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 193 | Наверх ##
19 декабря 2019 14:24 19 декабря 2019 14:25 В 1600 году в ввозной грамоте царя Бориса Годунова мы впервые видим упоминание сельца Вяткино, что находится по соседству с Погребищами и помещиков Елдезиных (Гельдезиных):
«1600 г. июня 23. – Ввозная грамота Авдотье, вдове путного ключника Василия Елдезина, с сыном Иваном на поместье мужа сц. Вяткино с дд. и пустт. в Клековском ст. Владимирского у. Список с возные грамоты слово в слово. От царя и великаго князя Бориса Федоровича всеа Русии в Володимерской уезд в Клековской стан в селцо в В[ятки]но в полпустоши селища Райков, в жеребей деревни Вск[алов]ской, в деревню Шепелеву, в деревню Обакумово, в деревню [Огар]ково, в деревню Вязовецы, в деревню Олексеевскую, в деревню Жерославль, в полпустоши Хромцова, в деревню Кашеварово, что было то селцо и деревни и пустоши в поместье за путным ключником за Васильем Елдезиным, в нынешнем во 108-м году то Васильево поместье отказано Васильеве жене Елдезина вдове Овдотье с сыном с Ываном, всем крестьяном, которые в том селце и в деревнях живут, а на пустошах учнут жити. Била нам челом вдова ж Овдотья Васильева жена Елдезина, в нынешнем де во 108-м году дано ей наше жалованье мужа ее поместье с сыном с Ываном во Твери да в Клине сто тритцать чети да в Володимере сто семдесят чети, и обоего триста чети. И на володимерское де их поместье ввозной грамоты у них нет, и им де тем своим поместьем владети не по чему. И нам бы ее, вдову Овдотью, с сыном пожаловати, велети им на то их володимерское поместье дати ввозную грамоту, по чему им тем своим поместьем владети. А сын ее Иван ныне шти лет, а как к нашей службе поспеет и будет в пятнатцать лет, и ему с того отца своего поместья наша служба служити. А по отделным книгам Курбата Измайлова с товарищи лета 7088-го да по отделным же книгам путново ключника Офонасья Недюрева 95-го году в том селце и в деревнях написано пашни сто семдесят чети в поле, а в дву по тому ж. А по отказным книгам губного старо¬сты Бориса Навалкина, как то Васильево поместье отказал жене ево с сыном, написано пашни то же число. И вы б, все крестьяня, которые в том селце и в деревнях живут, а на пустошах учнут жити, Васильевы жены Елдезина вдовы Овдотьи с сыном слушали, пашню на них пахали и оброк им помещиков платили. А Васильев сын Иван, как к нашей службе поспеет и будет в пятнатцать лет, и ему с того отца своего поместья наша служба служити и мать свою кормити до ее живота. Писан на Москве, лета 7108-го, июня в 23 день. Назади у грамоты припись дьяка Елизария* Вылузгина.
РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Владимиру, № 446/33744. Л. 418, 419. Список 1631 г. Примечание: *В ркп. пропущено».
Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века: сборник документов. Т. 2. Составители А. В. Антонов, К. В. Баранов. М., 1997, сс. 141-142 --- https://t.me/arch_bear - мой тг канал о генеалогических буднях | | |
manager_mixМодератор раздела  Москва Сообщений: 318 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 193 | Наверх ##
5 февраля 2020 21:42 Схема выше уже чуток устарела, потому что появились новые подробности. А именно - 3-я ревизия, в которой указано, от кого Николай Григорьевич Васильчиков получил часть крестьян и земель. Помимо того, что досталось его жене в качестве наследства от Загряжских, он выкупает части имения у Ивана Михайловича Грибоедова и Николая Яковлевича Щербачёва.
С Щербачёвым более менее понятно, если учитывать, что вроде как его женой была некая Аграфена Васильевна Панина. А вот откуда взялся Грибоедов не совсем ясно. Если обратиться к метрическим книгам 1736-37гг., то там Грибоедова нет. Зато есть Артемий Лукич Челищев, и у меня складывается впечатление, что именно часть Челищева перешла Грибоедову, потому что в более поздних МК 1747-48 гг. Челищева нет, а есть Грибоедов как раз ровно в тех же деревнях. А вот откуда часть вотчины у Челищева - установить пока не удаётся. В опубликованных источниках по нему не указаны женщины, а скорее всего, либо он сам, либо его отец был на ком-нибудь женат из тех же Паниных или Загряжских, или даже Самариных ещё.
В результате, пока вырисовывается такая картина. Сначала Самарины с 1600-х годов владеют, вероятно, целой вотчиной, затем она сильно дробится из-за наследников и расходится в качестве приданного за девицами. А с 1750-х Васильчиковы начинают обратный процесс - объединяя постепенно вотчину и, возможно, даже расширяя, тут точно сказать сложно. В основном, этим занимается Николай Григорьевич и его сын Иван Николаевич. А вот уже Николай Иванович, в первой половине XIX века, переключает своё внимание на имение в Лопасне. После отмены крепостного права дочь Николая Ивановича - Екатерина как-то способствует делу обжигания угля в Погребищах.
Ну и, похоже, новое здание Троицкой церкви взамен старой Никольской строят именно Васильчиковы. Будучи в Лопасне, я обратил внимание, что основной объём тамошней церкви очень схож с Погребищенской, они не идентичны, но выдержаны в одном стиле. Моё предположение заключается в том, что церковь в Погребищах (она, вероятно, более поздняя) строили по образцу Лопасненской. Интересно было бы взглянуть на старую колокольню в Лопасне, если она была (Иван Николаевич отстроил там новую). Хотя, что интересно, в метрических книгах Погребищенская церковь зовётся Никольской ровно до 1800 года. С 1800-го года её уже до революции пишут Троицкой. Но не ранее! Ещё мне до сих пор не очень понятна ситуация с двумя священниками и каким-то словно бы поделённым между ними приходом - тоже где-то на рубеже веков. --- https://t.me/arch_bear - мой тг канал о генеалогических буднях | | |
manager_mixМодератор раздела  Москва Сообщений: 318 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 193 | Наверх ##
13 февраля 2020 16:26 13 февраля 2020 16:28 Из промемории к 3-й ревизии выяснилось, что Грибоедову принадлежало село спасское Верейского уезда, а это село известно ещё не иначе как Загряжское. Собственно, Дмитрий Иванович Загряжский, а затем и сын Афанасий Дмитриевич отметились там при строительстве храма. Таким образом, во всяком случае, стала очевидна связь Грибоедова и Загряжских.
 --- https://t.me/arch_bear - мой тг канал о генеалогических буднях | | |
|