Никольская Церковь
Факты и информация о духовенстве и приходе Церкви Св. Николая Чудотворца в селе Никольская Карланга.
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
9 ноября 2021 11:22 Читаем клировые ведомости:
Особенно чтимая икона Св. и Чудотворца Николая в серебрено-позлащенной ризе, находится в богато-украшенной киоте, вокруг иконы на доске изображены жизнь и чудеса Святителя-греческаго письма. Стала она предметом особенно благоговейного почитания прихожан по следующему народному преданию, записанному в летописи, хранящемся в церкви: «во прошедшем столетии, около Пугачевскаго бунта, во время необыкновенно сильной бури, бывшей в этом селе, подняло в самой почвы в струю деревянную церковь и всю разнесло в разные стороны. Упомянутая же икона Св.Николая осталась совершенно невредимой на том же самом месте, где стояла.» С тех пор прихожане с.Карланги, сельца Анненкова и д.Шигалей и Тоншермы, обыкновенно в каждые два праздника, почти все принимают эту икону к себе в дома для совершения молебнов. Но из пределов прихода она не выносится.
Тут хочется поразмышлять. 1. Если бы это была обычная буря природного происхождения, то зачем было бы писать "во время Пугачевского бунта", достаточно было бы написать "в прошлом столетии"? Тут явно кроется скрытый смысл. И возьму смелось предположить, что церковь была разрушена вовсе не ураганом, а артиллерией, те на церковь мог упасть снаряд потому ее "всю разнесло в разные стороны". Именно при падении снаряда на здание оно разлетается в стороны.
2. Пугачевский бунт и географическое расположение села наводит на мысль, что некогда Никольская Карланга принадлежала другому государству Тартарии, а вовсе не Московии. И когда Пугачев, который не был обычным казаком, пришел отвоевать свои же земли, то вероятно крестьяне Карланги, которые еще тогда помнили свои корни, встали на его сторону. И именно поэтому были военные действия возле или в самом селе, и неслучайно упал снаряд на церковь. И скорее всего не войско Пугачева стреляло по церкви, а Царская армия, задача которой было подавление "бунта". Почему? Логика ниже.
3. По другим же, более ранним клировым ведомостям мы можем прочесть: "Построена оная Церковь в 1785 году тщанием прихожан." Это уже запись о второй церкви в Никольской Карланге, которая была построена после той, которую разрушило "бурей". Но тут я хочу подчеркнуть, что вторая церковь построена "чаянием прихожан", а значит на средства прихожан и силами прихожан. И никакой помещик к постройке этой 2й церкви отношения не имел, как собственно и к первой, потому что уж сильно стремился народ восстановить свое сокровенное. Ну а раз это достояние народа, то таким образом наказать неверный народ было бы логичным, те разрушив их храм.
4.Да, икона сохранилась, как, впрочем, и сохраняются отдельные элементы и утварь зданий, в которые попадает снаряд. При попадании снаряда шансов спастись отдельным элементам здания выше, чем когда оно, здание, попадает в диапазон стихийного природного явления. Кто хоть раз видел что делает ураган с домами и деревянными постройками, то навсегда отбросить мысль о том, что отдельная икона после урагана могла уцелеть. Остаются буквально щепки и горы мелкого разнесенного на куски мусора. Поэтому в теорию бури природного происхождения я не поверю никогда.
5.Конечно же нет ничего в архивах о войне 1773-1775гг., уж очень хотелось Царской династии стереть в памяти людей эти события. Нет вроде бы ничего или почти ничего? Тогда зачем затирать цифры об умерших мужчинах в метриках 1773 года?
 --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | |
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
9 ноября 2021 12:07 Ну а теперь полная версия документа 1906 года. Искатели по селу Карланга обратите внимание, что часовни две и одна из них в д. Шигали. К строительству третьего каменного храма в Никольской Карланге действительно причастен помещик Есипов. А вот к постройке первых двух церквей нет, как собственно нет данных, что и Суровцев в этом участвовал. Соучастность помещика Суровцева в постройке деревянного храма (первого и второго), на мой взгляд, сильно преувеличена и является ошибкой. Если у вас есть документы подтверждающие причастность Суровцева, поделитесь, пожалуйста. Мне пока такие не встретились. Даже если однажды он пожертвовал в приход некую сумму, это еще не говорит о том, что он вложил средства в строительство церквей. Кроме того, ни одна из трех церквей никогда не находилась на землях помещиков Суровцевых (Кушниковых).
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ Села Карланги Тетюшского уезда Казанской Епархии во имя Святителя Николая Мирликийскаго Чудотворца 1. Построена в 1843 году на средства помещика Владимира Михайлова Есипова. Престолов в ней три: главный во имя Святителя Николая Мирликийскаго Чудотворца (6 декабря и 9 мая), в приделах о правой стороны во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира (15 июля) и с левой стороны во имя Св. Священно-мученика Петра Александрийскаго (25 ноября). 2. Зданием каменная, с такового же в одной связи колокольней – крепкая. Главный Храм холодный, а приделы теплые. Иконостас в главном Храме пяти-ярусный, а в пределах двух-ярусные. Особенно чтимая икона Св. и Чудотворца Николая в серебрено-позлащенной ризе, находится в богато-украшенной киоте, вокруг иконы на доске изображены жизнь и чудеса Святителя-греческаго письма. Стала она предметом особенно благоговейного почитания прихожан по следующему народному преданию, записанному в летописи, хранящемся в церкви: «во прошедшем столетии, около Пугачевскаго бунта, во время необыкновенно сильной бури, бывшей в этом селе, подняло в самой почвы в струю деревянную церковь и всю разнесло в разные стороны. Упомянутая же икона Св.Николая осталась совершенно невредимой на том же самом месте, где стояла.» С тех пор прихожане с.Карланги, сельца Анненкова и д.Шигалей и Тоншермы, обыкновенно в каждые два праздника, почти все принимают эту икону к себе в дома для совершения молебнов. Но из пределов прихода она не выносится. 3. Утварью церковь снабжена достаточно. 4. Причте на основании Указа Св. Синода от 4 марта 1885 года за №3 должен состоять из священника, дьякона и псаломщика, которые состоят на лицо. 5. Церковной земли имеется 42 десятины пахотной и 7 луговой. Пахотная и луговая земля в количестве 33 десятины отведена при генеральном межевании и 16 десятин от приходских д.Тоншермы и Шигалей отмежевано в 1750 году взамен руги. План на эту землю как на первую, так и на вторую не имеется. Вей этой земли члены причта пользуются сами. 6. Священник помещается в церковном доме. Дьякон в собственном. Оба дома построены на церковно-усадебной земле. Псаломщик проживает на частной квартире и получает из церковных сумму по 3 рубля ежемесячного квартирного пособия. 7. Причт получает жалование от казны: священник 300 рублей, дьякон 150 и псаломщик 100 рублей в год. Кроме сего причт получает ежегодно считая средним числом за последние шесть лет 400 рублей в год. Содержание причта посредственое. 8. При церкви имеется деревянная сторожка крытая тесом, капитал и % бумаг пожертвовавших в пользу церкви нет. 9. От Казанской Духовной Консистории церковь отстоит в 110 верстах, а от местного благочинного в 25 верстах. 10. Ближайших к сей церкви: Казанско-Богородицкая в селе Фролово в 10 верстах и Казанско-Богородицкая в селе Яшеевке в 10 верстах. 11. Приписных церкви нет. 12. Домовой церкви нет. 13. Часовен в приходе две: одна из них каменная крытая железом, находится в ограде, против алтаря настоящей холодной церкви, сооружена хримоздателем Есиповым в 1843 году, а другая в приходской д.Шигалях, построенная на кладбище, вместо ветхой, на добровольные пожертвования жителей той деревни в 1887 году. В первой часовне богослужения не совершаются, а во второй совершается панихида во дни поминовения усопших на Фоминой неделе и в Дмитриевскую субботу. Хримоздатель – это устаревшее название создателя храма, того кто заботится о благосостоянии храмов.
14. Опись церковному имуществу имеется – составлена в 1899 году, утверждена Казанской Духовной Консисторией. 15. Копии с метрических книг с 1780 году хранятся в целости. --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | Лайк (1) |
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
9 ноября 2021 17:57 Это что же буквица в документе 1906 года?
 --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | |
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
9 ноября 2021 21:27 продолжение документа
16. Копии с исповедных росписей с 1780 года хранятся в целостности. 17. В обыскной печатной книге выданной из Казанской Духовной Консистории 1901 года сентября 5 дня за №11868 находится исписанных 133 листов и 69 неисписанных 18. Церковно-приходо-расходная книга за шнуром и печатью Духовной Консистории ведутся исправно и с 1823 года хранятся в целости 19. В 1906 году церковь приобрела доходов: свечного 279 руб 40 копеек, кружинаго и кошельковаго 49 руб 90 копеек, пожертвований в пользу церкви деньгами 129 рублей. В течение того же года израсходовано 462 рубля 39 копеек 20. При церкви имеется библиотека из 234 томов и 113 названий. Библиотека ежегодно пополняется выписываемыми на средства церкви журналами и книгами. Из журналов в истекшем году были выписаны: «Известия по Казанской Епархии», «Церковные Ведомости», «Общественная Жизнь», «Почаевский Листок». 21. Церковно-приходских школ: одна из них существует с 8 января 1887 года в д.Шигалях. В минувшем 1906 году обучалось 34 мальчика и 16 девочек. Учительницей состоит Алексанжра Васильева Пузанкова, имеющая свидетельство на звание церковно-приходской учительницы. Другая в д.Тоншерме открыта 10 октября 1891 года. В 1906 году обучалось 53 мальчика и 2 девочки. Учителем состоит крестьянин Максим Егоров Медведев, окончивший курс в Красно-полянской второклассной школе и имеющий свидетельство на звание учителя начального и инородческого училища. Обе школы получают пособие от Тетюшского Уездного Земства по 50 рублей в год. Квартиры под обе школы нанимаются от общества. В приходе есть земская школа, помещается в собственном доме, построенным землевладелицей Тетюшской купчихой Крупиной, школа находится в селе Карланге. Учительница Дарья Иванов Баранова, кончившая курс в Казанской Семинарии. В 1906 году обучается 53 мальчика и 12 девочек. 22. Церковно-приходское попечительство открыто в 1869 году и с 1901 года председателем состоит Тетюшский купеческий сын Николай Федоров Крупин. В течение 1906 года в пользу попечительства поступило 5 рублей 3 копейки 23. Церковным старостой с марта месяца 1904 года состоит крестьянин села Карланги Федор Алексеев Семивряжный 24. Приход состоит из русских, мордов и из чуваш. 25. Богослужений в истекшем году было совершено – 305, засвечерня – 25, конф совершено – 83, были читаны акафисты: Спасителю, Божий Матери и Святителю Николаю Чудотворцу, читали также житие святых и вели беседы. 26. Богослужение совершается исключительно на славянском языке, а пели частию на славянском и частию на чувашском языках. 27. Крестных Ходов на поля и на воду совершено было 10. 28. Молебнов совершено 698 и 400 панихид. 29. Крещений в 1906 году было совершено – 200. Браков – 34. Погребений – 104. 30. Почтовый адрес – Казанской губернии Тетюшского уезда село Карланга, Телеграфный город Буинск Симбирской Губернии. --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | |
| stor13 Участник
Сообщений: 70 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
9 ноября 2021 23:20 >> Ответ на сообщение пользователя MersedeS123 от 9 ноября 2021 11:22 Хочется поразмышлять о размышлениях.... 1. Что ж тут такого "...во время Пугачевского бунта.." ? Когда мне отец что-то хотел рассказать, про то как было раньше, он частенько начинал "А вот до Отечественной войны..." или "Вот сразу после Отечественной войны....". Конечно понятно, что речь идет о 20-м столетии. Вот и тогда, я думаю, народ особо не озобачивался столетиями (о которых знали только особо грамотные люди), для него важнее были события. Война была известна всем, когда, где она была и что она принесла. Таким образом привязка какого либо местного события ко всем известному событию более чем нормальное явление. Например древние греки всё "привязывали" к олимпиадам, а римляне к правлениям консулов. И о столетеях никто даже не заикался. 2 и 4. Думаю к 1773 году, ни о какой гипотетической Татарии никто ничего и не помнил (по имеющимся документам уж как минимум с 1725г в Карланге православные - 2,3 поколения), она закончилась еще при Иване IV Грозном. Пугачев, кстати, тоже представлялся убиенным царем и царем православным. И крестьяне бы за ним, именно как жители "Татарии", не пошли бы. Опять же в 1785 г. церковь постороена "..тщанием прихожан." Значит все-таки они были за "Московию" и на сторону "Татарии" не вставали, раз построили православный храм. Никаких снарядов в те времена не было, только ядра. Они не производили столько разрушений как снаряды современных орудий. Пушки, ядра, порох в те времена были дорогим удовольствим. И палить просто так по одинокой церкви или отдельной хате никто не стал бы. Солдаты, да и пугачевцы тоже, во время боевых действий в зданиях и окопах не прятались, это не Отечественная война 1941-1945г. Царские солдаты шли полками как на парад (вспомните например Бородино 1812 г). Палили из пушек либо по целому царскому полку, либо по большому сборищу (отряду) вооруженных пугачевцев, либо по укрепленным крепостям с гарнизонами. Так что вряд-ли какое-то ядро разметало церковь, а вот сильный ветер снес крышу и повредил стены - очень даже может быть. 3. Строительство церквей "тщанием прихожан" - норма. Миллион раз такое встречал. Участие помещика в строительстве, или возведение им храма - скорее особое событие, которое везде подчеркивается, отмечается и всячески приветствуется православной церковью. 5. Специально никто ничего не затирал... В части "3 умершие" выше можно прочитать подробно кто умер. Умерло: 1 муж. 2 жен. Что и отражено в итогах. Скорее всего данные о возрасте умерших переписчик начал писать в графы о числе умерших. Потом пришлось исправлять... | | |
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
10 ноября 2021 10:35 10 ноября 2021 10:37 >> Ответ на сообщение пользователя stor13 от 9 ноября 2021 23:20 Я писала не про Татарию, а про ТаРтарию, которая конечно же была православной (языческой , хотя мне не нравится это слово, оно искажает смысл), если хотите восточной веры (но не путать восточную веру с мусульманством), а вот христианство оно смесь православия и греческой (западной) религии, которая через боль и страдания была принята нашими предками. Но все же даже в христианстве сохранилось православие (славящие Правь), те космологические основы мира, просто они сейчас очень уж завуалированы легендами и образами христианской религии. Пасха, Рождество и тд это все образы годовых переходов и именно по ним жили наши предки, поэтому они в церковь христианскую ходили и одновременно с этим Колядки устраивали зимой, в церкви венчались, а в день свадьбы делали ритуалы перехода невесты в род жениха. Это очень увлекательная тема, и очень тонкая, как даже наши бабушки смогли сохранить традиции православные, языческие на самом то деле. И это никогда не шло в разрез в почитанием Бога, как нам сейчас пытаются навязать противники истинного православия. Храм в Карланге деревянный был скорее всего шатровый, естественно православный, как и все храмы в некогда существовавшей Тартарии. Благо есть образцы подобных храмов, например, в Кижи, можно примерно представить о чем речь. Это деревянное зодчество того времени. Только кресты были немного другими и купола гораздо красивее современных храмов, это больше восточный стиль, чем западный. Для нашего поколения сделано все, чтобы мы забыли свои корни. Для этого создано много отвлекающий гаджитов, мода и прочие "блага цивилизации". Моя бабушка в свои 80 лет наизусть читала стихи классиков, знала все даты рождения и смерти всех свой большой семьи, все адреса родни хотя это вся Россия. Память у людей того времени была лучше, голова светлее, да и не смогли бы они сберечь столько всего для нас в традиции, если бы не помнили кто они. Жили большими семьями и род свой чтили. Отшибать память стали уже во времена советов, когда отворачивались целые семьи от репрессированных, когда понятие "хороший мальчик/девочка" стало выше моральных устоев и своих корней. Теперь знать своего прадеда - достижение. А когда-то знали не только прадедов, но и весь свой род, имена не просто так с потолка давали до тех пор пока церковь не стала навязывать имена по святым. Московия против Тартарии молодое государство, а вроде как до Московии была чернь и тлен? И только запад "просвятил" неотесанную Русь? Я в это не верю. Просто очень кому-то выгодно было, чтобы мы считали себя неотесанными варварами в лаптях. Как и не верю я в то, что какой-то шальной казак смог такого наворотить, что только великий полководец Суворов смог его остановить. Посмотрите карту Блау 1660 года, она наводит на определенные мысли. --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | |
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
10 ноября 2021 15:54 10 ноября 2021 17:27 За время ведения метрических записей в Никольской Церкви сменилось 11 священников:
1. Иван Лаврентьев, на должности священника с 1719, возможно и раньше, до 1743 - 24 года 2. Климонт Филиппов с 1744 года 3. Егор (Георгий) Иванов священник с 1745 по 1759 (далее по нескольким годам не сохранились метрики) – 14 лет 4. Иван Семенов с 1763 по 1773 года – 10 лет 5. Степан Емельянов с 1774 по 1801 года – 27 лет 6. Степан Ефимов с 1802 по 1803 года 7. Крутогорский Самсон Иванов с 1804 по 1836 года – 32 года 8. Михаил Сергеев Ястребский с 1837 по 1869 года – 32 года 9. Степан Пущаровкий с 1870 по 1901 года – 31 год 10. Виктор Степанов Сосунцов с 1902 года и до 1920 точно, более точных данных пока нет. 11. Александр Евдокимов Николаев 1875 гр – значится сначала дьячком, а в документах раскулачивания 1931 года как священник. Если данные верны, то он был последним священником в Никольской Церкви. --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | |
| NASLEDNIC Ульяновск Сообщений: 146 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 58
| Наверх ##
10 ноября 2021 16:41 Сосунцов есть также в метриках 1920 года. | | |
| MersedeS123 Модератор раздела
Москва Сообщений: 745 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 110 | Наверх ##
10 ноября 2021 17:27 NASLEDNIC написал: [q] Сосунцов есть также в метриках 1920 года.[/q]
благодарю, поправила информацию. --- Ищу данные о Близнюковых, Шапошниковых, Львовых, Головковых, Корастылевых по Павловскому уезду Воронежской губернии, села Воронцовка, Александровка.
Большая ветка по с.Карланга Тетюшского уезда - Карповы, Сергеевы, Данилины, Точевы, Шулаевы, Кожевниковы, Твороговы. | | |
| stor13 Участник
Сообщений: 70 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
11 ноября 2021 0:14 >> Ответ на сообщение пользователя MersedeS123 от 10 ноября 2021 10:35 Да, буковку то я проглядел, прошу прощения. Поторопился. Одна буковка многое меняет. Тартария, размышления об альтернативной истории. Как альтернатива вообщем-то- достаточно логично и интересно. И отдельное спасибо за клировые ведомости. Про часовню я не знал. | | Лайк (1) |
|